Факторы конкурентоспособности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,27 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Факторы конкурентоспособности

Содержание

1. Цена потребления

. Оценка конкурентоспособности

. Сущность неценовых факторов конкурентоспособности

. Организация работ и направления по повышению конкурентоспособности

Список использованной литературы


1. Цена потребления

Цена потребления определяется ценой реализации и затратами на эксплуатационные расходы: транспортировку, монтаж, наладку, техническую помощь в обслуживании, хранение, уход за товарами, энергозатраты, ремонт, а также на уплату налогов и сборов, страхование и утилизацию. Цена потребления наиболее свойственна таким товарам, как средства производства, сложно-технические, одеждо-обувные, хозяйственно-бытовые и тому подобные товары.

Цена потребления товаров в значительной мере зависит от стоимости операций по послепродажному обслуживанию и затрат на эксплуатацию. При этом низкая цена потребления может быть определена еще на этапе проектирования и разработки продукции за счет усовершенствования ее конструкции и технического уровня качества. Затраты на улучшение качества, как правило, увеличивают реализационную цену, но благодаря сокращению эксплуатационных и иных расходов цена потребления снижается.

Одно из принципиальных отличий реализационных цен от цен потребления заключается в том, что цена потребления конкурентоспособной продукции снижается при повышении технического уровня качества как показателя технического совершенства товаров. Реализационная цена таких товаров, наоборот, возрастает за счет затрат на их усовершенствование. Для обеспечения конкурентоспособности таких товаров требуется информационная поддержка.

Другое отличие цен реализации и потребления состоит в том, что реализационная цена обусловлена затратами изготовителя и продавца, а цена потребления в дополнение к ним - и затратами потребителя.

В меньшей мере цена потребления присуща продуктам питания невысокой степени готовности, предназначенным для кулинарной обработки, а также тканям, материалам и полуфабрикатам. Цена потребления таких товаров наряду с реализационной ценой определяется затратами на доведение их до полной готовности для потребления, включая отходы, образующиеся при техпроцессе (например, потери компонентов продукции в ходе обработки, образование отходов).

Цена потребления в определенной мере свойственна и услугам, когда для повышения конкурентоспособности исполнитель устанавливает цену лишь на основную услугу или ее часть. Потребление этой основной услуги порой невозможно без ряда дополнительных услуг, оплата которых должна быть произведена потребителем. Например, отдельные туристические компании включают в стоимость услуги только стоимость тура без стоимости авиа- или ж/д билетов, с дополнительной оплатой экскурсионного обслуживания, питания и т.п.

Таким образом, цена потребления может служить не только критерием конкурентоспособности отдельных продуктов и всего предприятия, но и одним из средств создания потребительских предпочтений для производственных потребителей, а также индивидуальных потребителей товаров и услуг, требующих затрат на послепродажную деятельность.

2. Оценка конкурентоспособности

Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходят из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде, чем старый исчерпал возможности поддержания определенной конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

Вместе с тем, любой товар после выхода на рынок начинает постепенно преодолевать свой потенциал конкурентоспособности. Новый товар проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту незначительной потери конкурентоспособности прежним изделием, т.е. конкурентоспособность новых изделий должна быть опережающей и достаточно долговременной.

Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют интерес для данного покупателя, и обеспечивает удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если значительно повысилась его стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих интереса для основной группы потребителей.

Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к непосредственно товару факторами такими как: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, финансовые условия и др.

Поскольку за товарами стоят их производители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих организаций.

Конкурентоспособность организации - понятие относительное, оно может быть выявлено только на основе сравнения ряда объектов. Сравнительные конкурентные преимущества определяются по отношению к другим организациям, действующим на данном рынке. Степень конкурентоспособности зависит от объекта сравнения. Меняется объект сравнения, меняется соответственно степень конкурентоспособности. Например, организации, производящие некоторые отечественные товары могут быть вполне конкурентоспособными на внутреннем рынке и не быть таковыми на внешнем рынке.

Организацию делают конкурентоспособной:

Ресурсы и потенциал организации.

Умение продуктивно их использовать.

Конкурентное преимущество организации на рынке может быть обеспечено тремя основными направлениями:

продуктовым лидерством,

ценовым лидерством,

лидерством в нише.

В мировой практике существует общепринятые методы оценки конкурентоспособности организаций (табл. 1).

Таблица 1 - Характеристика основных методов оценки конкурентоспособности организаций

МетодНазваниеОсновная характеристика1231Изучение конкурентоспособности с позиций сравнительных преимуществЗаключается в том, что страна специализируется на производстве и экспорте тех товаров, которые в других странах значительно дешевле, чем внутри данной, так как каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым ее удельные издержки более низкие, чем у конкурентов.2Оценка по теории равно Заключается в определении соотношения: издержки-цены, загрузки производственных мощностей, объемов выпуска продукции, нормы прибыли весияЗаключается (в соответствии с теорией Маршала) в том, что в условиях равновесия, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние, он достигает максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровня развития техники на данном рынке3Структурный подходПо рыночным позициям организация исходит из знания уровня монополизации отрасли, т.е. концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок организаций4Функциональный подходЗаключается в определении соотношения: издержки-цены, загрузки производственных мощностей, объемов выпуска продукции, нормы прибыли и т.д.5Оценка конкурентоспособности производится по качеству продукции с использованием многоугольных профилейБазируется на выявлении критериев удовлетворения потребностей потребителя и непосредственно к конкретному товару, установлении иерархии потребностей, их сравнительной важности в пределах спектра, который может оценить потребитель6Матричная методика оценки конкурентоспособности «Бостон консалтинговой группы»Основан на построении матриц и предварительном выборе стратегии, эта методика позволяет определить положение товаров производителя на рынке относительно его основных конкурентов.

. Сущность неценовых факторов конкурентоспособности

Факторы конкурентоспособности непосредственно вытекают из методов осуществления конкуренции. Как известно, по этим методам конкуренцию подразделяют на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу продукции по более низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция базируется на отличительной особенности продукции по сравнению с конкурентами.

К числу неценовых факторов конкурентоспособности относятся: снижение затрат на потребление; изменение конструктивных и внешних характеристик изделий; повышение качества работы сбытовой сети; минимизация сроков поставки товара; степень соответствия международным и национальным стандартам; удобство эксплуатации и готовность к ней; легкость обучения персонала; дизайн, эффективность рекламы и др.

К неценовым факторам конкурентоспособности следует относить экономическую, производственную, научно-техническую и иную сферу, в которой осуществляет свою производственную деятельность фирма-изготовитель, а также уровень ее готовности к конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. К ним относятся доходы покупателей, издержки производства товара, мода, предоставление дотаций, наличие на рынке взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров, запасы и ряд других факторов, в том числе психологического характера.

В современной рыночной экономике особое значение в обеспечении конкурентоспособности продукции приобретают параметры, связанные с процессом реализации, логистикой и снижением издержек товародвижения, послепродажным обслуживанием.

Конкурентоспособность продукции проявляется через имидж фирмы, т.е. через представление покупателей об этой фирме, основанное на ее деловой репутации.

Говоря о качестве продукции, выделяют технические, эстетические и нормативные параметры. К группе технических параметров, которые используются при анализе конкурентоспособности, относятся параметры назначения и эргономические критерии.

Параметры назначения определяют технические свойства изделия, области его применения и функции, которые оно предназначено выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данного изделия в конкретных условиях потребления. Оценка технического уровня особенно важна для товаров производственно-технического назначения и товаров длительного пользования. Параметры назначения в целом характеризуют возможности эксплуатации продукции в конкретной стране.

Эргономические критерии характеризуют изделия с точки зрения соответствия свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций и взаимодействия с машиной. Они подразделяются на гигиенические, физиологические, психологические.


4. Организация работ и направления по повышению конкурентоспособности

Конкуренция - рыночный механизм, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка способствует формированию хозяйственных отношений и является способом оздоровления экономики.

Конкурентоспособность предприятия может быть оценена исключительно в рамках групп предприятий, которые относятся к одной отрасли либо выпускают аналогичные продукты (услуги). Выявить ее можно только путем сравнения между собой этих групп как в масштабах одной страны, так и в масштабах мирового рынка.

Существует несколько путей повышения конкурентоспособности предприятия:

рост объемов реализации продукта;

улучшение качества выпускаемого продукта;

уменьшение расходов;

бенчмаркинг.

Одно из направлений повышения конкурентоспособности - рост объемов реализации продукта (услуг или работ). Следует учитывать, что повышение объемов реализации само по себе не принесет желаемых результатов, поскольку при этом не учитываются такие важные показатели, как величина расходов предприятия, его прибыль и т.д. При организации производственного процесса <#"justify">Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вершина, 2008. - 369 с.

Еремеева Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб. пособие. - М.: КолоС, 2006. - 192 с.

Захаров С.В., Сербиновский Б.Ю., Павленко В.И. Маркетинг. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 361 с.

Маркетинг /Под ред. А.Н.Романова. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 560 с.

Маркетинг: учебник. Под ред. Г. Л. Багиева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2009. - 718 с.

Морозов Ю. В. Основы маркетинга: учеб. пособие. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2010. - 148 с.

Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 320 с.

Титова В.А. Маркетинг: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 448 с.

Похожие работы на - Факторы конкурентоспособности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!