Налоги и налоговая система Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    68,97 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоги и налоговая система Республики Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические основы налогов

.1 Развитие учения о налогах

.2 Понятие и функции налогов

.3 Классификация налогов

.4 Кривая Лаффера

. Налоговая система Республики Беларусь

.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь

.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь

.3 Основные недостатки налоговой системы Республики Беларусь и пути ее совершенствования

.4 Пути совершенствования налоговой системы

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

ВВЕДЕНИЕ

налог сбор беларусь

Объект исследования ― налоги и налоговая система Республики Беларусь.

Предмет исследования ― основные принципы налогообложения, налоговые системы, особенности Республики Беларусь.

Цель работы: исследовать налоги и налоговую систему Республики Беларусь, перспективы её развития, показать возможные пути решения существующих проблем.

Методы исследования: описания, логического анализа, систематизации, классификации, метод сравнительного анализа, метод сбора фактов.

Исследования и разработки: проведен анализ налогов и налоговой системы Республики Беларусь, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.

Налоги возникли на заре человеческой цивилизации. Они стали необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.

Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.

С уверенностью можно сказать, что в сфере научных знаний о закономерностях общественного развития трудно назвать более неоднозначную и противоречивую систему отношений, чем система налогообложения. С момента появления первых письменных свидетельств о налогах и до настоящего времени это общественное явление характеризуется как область острых разногласий между властными структурами - сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В известной степени, современные представления о налогах как наихудшем из зол сложились под влиянием исторического опыта их использования как средства подчинения интересов одной социальной группы интересам другой. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономически слабых государствах, правительства которых осуществляют траты, несоизмеримые с величиной созданного валового внутреннего продукта (ВВП), который по большей части лишен социальной составляющей.

Наиболее распространенный подход состоит в том, что налоги - это историческое явление, без которого не существовало ни одно общество, а развитие налогообложения - объективно необходимый процесс в любом государстве, обеспечивающий через бюджетно-финансовые инструменты его продвижение вперед.

Теоретической основой курсовой работы явились труды белорусских, российских и других зарубежных ученых и экономистов, занимающихся исследованием и изучением макроэкономических процессов. При написании данной работы также была взята ориентация на материалы и статьи различных периодических изданий, допускалось использование ресурсов Интернет, непосредственно связанных с темой курсовой работы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ

.1 Развитие учения о налогах

В историческом развитии механизма взимания налогов обычно выделяют три основных этапа. Начальный этап (от древнего мира до начала средних веков) характеризуется отсутствием финансового аппарата для определения и сбора налогов: государство лишь устанавливало общую сумму средств, которую желало получить, а сбор налогов поручало городу или общине. Очень часто оно прибегало к помощи откупщиков.

На втором этапе (XVI-XIX вв.) в стране возникла сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство выполняло часть функций: устанавливало квоту обложения, наблюдало за процессом сбора налогов, определяло этот процесс. Роль откупщиков налогов в этот период была еще очень велика.

Третий (современный) этап характеризуется тем, что государство взяло в свои руки все функции установления и взимания налогов. Региональные органы управления, местные органы власти играют роль помощников государства, имея определенную степень самостоятельности. Правила и законы налогообложения выработаны.

Многое в современном государстве уходит истоком в Древний Рим, в том числе и система налогов. Там же были заложены основы декларации о доходах. Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении.

По мере разрастания Римского государства происходили изменения в налоговой системе. Появились коммунальные (местные) налоги и повинности, величина которых зависела от размеров состояния граждан. Суммы налогов пересматривались каждые пять лет. [11, с.14]

Позднее традиции и устои Древнего Рима перешли к Византии. В империи существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров, пошлина на выдачу государственных актов и т.д. Широко практиковались чрезвычайные налоги на строительство флота и др.

Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл. Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы видели в налоге общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия «налог» - опосредствовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств).

Классики экономической мысли более 300 лет назад сформулировали основополагающие принципы налогообложения. На фундаменте философского смысла налога как одного из процессов жизнеобеспечения общества развилась особая сфера экономической теории - наука о налогообложении. Ее системное оформление ученые относят к эпохе расцвета теорий классической политэкономии, повсеместного развития товарно-денежных отношений и укрепления основ государственности во многих странах. С этого времени экономисты рассматривают налог в качестве неотъемлемого элемента расширенного воспроизводства и фактора роста экономического потенциала.

Основой теоретических исследований налоговых проблем являются совокупные положения экономических законов и законов, изучаемых наукой о государстве и праве. Ими обосновываются состав и структура налоговых отношений. В свою очередь, органичным элементом теории налогообложения является сфера методического обеспечения этих законов, включая выбор налоговых форм и наполнение их конкретным содержанием (порядок исчисления и уплаты налогов, установление прав и обязанностей сторон налоговых отношений и т.п.).

Любая налоговая система базируется на объективной методологической базе - комплексе теоретических и научно-практических положений о налогооблагаемой базе и существующих на этой основе налоговых концепций. Известны концепции ресурсного, имущественного обложения; обложения конечных стоимостных результатов дохода; преимущественного обложения сделок купли-продажи; рентного налогообложения и др. Общество в зависимости от уровня своего экономического развития принимает в законодательном порядке ту или иную концепцию. Теория и методология налогообложения и его методические основы составляют фундамент (конструкцию) налогового механизма и его элементов: планирования, регулирования, управления и контроля[14, с.89]

Теория налогообложения является составной частью теории финансов. Исследование налогообложения не требует какой-либо особой информации, кроме той, которая имеется в арсенале экономической теории, чтобы перевести эти знания в плоскость постижения экономической природы налоговых отношений[11, с.26].

На прочную научно-практическую основу исследование внутренних и внешних взаимосвязей бюджетно-налоговых проблем было поставлено еще Ф. Кенэ, разработавшим экономическую таблицу, которая позволяла с системных позиций подойти к фазам воспроизводства. В своих работах он четко сформулировал зависимости между производством и обложением. Позднее зависимости, но только между обложением и доходами государства, математически установил А. Лаффер. Современники ссылаются именно на эти труды, рассуждая о проблемах налогового гнета. Тяжесть налогообложения должна анализироваться, прежде всего, с воспроизводственных позиций и с позиций оценки стимулирующего или антистимулирующего воздействия налогообложения на производство. Зависимости между производством и налогообложением - вот та теоретическая проблема, без решения которой невозможно конструировать оптимальную налоговую систему. [14, с.102]

Исходя из отмеченного, можно сделать вывод о том, что налоги в равной степени имеют непосредственное отношение, как к доходной части бюджета, так и к системе корпоративных финансовых отношений. Другими словами, система налогообложения - это связующее звено между госбюджетом и корпоративными финансами. История развития экономической мысли и практики подтверждает органичную связь налогообложения с воспроизводственными процессами.

.2 Понятие и функции налогов

В экономической литературе сложились два подхода к определению понятия «налоги»:

1)  налог рассматривается как форма проявления налоговых отношений, т.е. как обязательный платеж в казну государства;

2)      интегральное определение налогов как совокупности присущих им свойств.

Первому подходу отвечают большинство определений, данных как в исторической ретроспективе, так и в наши дни.

В частности, такие известные экономисты начала XX в., как И.М.Кулишер, М.И.Слуцкий, Н.И.Тургенев, Л.В.Ходский, определили налоги как принудительные сборы, которые государство взимает с граждан для удовлетворения своих денежных потребностей [14, с.26].

В фундаментальных работах современных налоговедов И.В. Горского, В.В.Глухова, В.А.Кашина, С.Ф.Сутырина, Д.Г.Черника и др. налог определяется как «одна из форм пополнения государственной казны» [9, с. 43] или как «сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей» [12, с.38]. Аналогичное определение налога приведено в Налоговом кодексе РБ: «Налоги - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований».

В отечественной экономической литературе налоги определяются как «обязательные платежи юридических и физических в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей» [11, с.36].

Второй подход состоит в рассмотрении налога как сложного системного образования, вбирающего в себя элементы различных сфер знаний: экономики, права, философии и др.

Подобная трактовка понятия «налог» прослеживается в работах таких видных российских ученых, как А.В.Брызгалин, Н.Евстигнеев, Л.П.Окунева, Т.Ф.Юткина.

Например, по определению А. В. Брызгалина, «налог - это категория комплексная, это симбиоз экономики и права, поэтому ни одна область знаний не в состоянии получить здесь безоговорочного приоритета... налог - это экономико-правовая категория».[3, с.11]

Т.Ф.Юткина рассматривает налог как понятие, «интегрирующее смысл всех налоговых категориальных образований («система налогообложения», «налоговая система», «налоговое производство») в их теоретическом восприятии и в конкретно-содержательных образах функционирования и государстве в определенный период времени». [20, c.35] Для раскрытия категориального смысла понятия «налог», следует исследовать его категориальные свойства, причем в определенной иерархической последовательности.

Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Их сущность выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части дохода предприятий и населения на условиях безвозвратности. Возрат налога возможен только в случае его переплаты или в качестве предоставления льготы.

Налогоплательщики обязаны беспрекословно подчиняться Закону, а вопросы об установлении налогов и о государственном бюджете страны не могут выносится на общенародный референдум. По своей сути налог - это односторонние движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его существованию служит принудительный и бесспорный характер взимания[5, с.7]

Таким образом, с учетом специфических черт можно дать следующее определение налогов. Налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты[8, с16]. Сущность налогов состоит в том, что они являются объективной экономической категорией, отражающей экономические отношения между государством, юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения ВВП в целях удовлетворения общегосударственных нужд[4, с.4].

Сущность любой экономической категории раскрывается посредством ее функций. Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функции показывают, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов[8, с16].

Выделяют следующие функции:

Фискальная функция выступает в качестве первоначальной, поскольку она является причиной возникновения и существования налогов. Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуется.

Мобилизуя через налоги часть национального дохода , государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитии экономики в нужном направлении.

Регулирующая функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятия в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны. Таким образом регулирующая функция налогов взаимосвязана с их стимулирующим значением.

Стимулирующая функция ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство готово допустить временную потерю части налоговых средств путем предоставления льгот, отсрочки платежей, налоговых каникул.

Объективно существует своего рода оптимальный уровень изъятия в бюджет дохода у налогоплательщика, который достаточен для стимулирования производства. Его превышение подрывает саму основу хозяйственной деятельности предприятия. Задача стимулирующей функции налогов состоит в том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества.[5,с.8]

Из сущности налогов вытекает и распределительная (перераспределительная) функция. Она обеспечивает процесс перераспределения валового внутреннего продукта. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть - в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особового централизованного инструмента распределительных отношений.

Таким образом через налоги реализуется главное их общественное назначение - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.)

Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейший экономический субъект. Распределительная функция налогов носит объективный характер, как и объективно само существование и функционирование государства. Она возникла вместе с появлением государства, которому требуется средства для выполнения своих функций[8, с18-19].

Одновременно с возрастанием значения государства в управлении общественными процессами и его потребностей в финансовых средствах возникает вопрос о границах их удовлетворения. Налоговые изъятия доходов у налогоплательщиков не должны быть чрезмерными и оставлять им достаточные финансовые ресурсы для дальнейшего развития. Такой принцип способствует расширению налоговой базы и увеличению поступлений средств в государственный бюджет даже при снижающихся ставках налогов. Противоположные действия государства, направленные на увеличение налоговой нагрузки на экономику, приводят лишь к краткосрочному эффекту, так как в дальнейшем по мере сужения налоговой базы бюджетные поступления начинают постепенно, но неуклонно снижаться. Научным методом было установлено, что доля налоговых изъятий не должна превышать 15% выручки от реализации и 30% прибыли организаций. В промышленности Республики Беларусь эти параметры значительно превышены. В государственный бюджет организации отчисляют в среднем пятую часть своей выручки и более 40% прибыли[4, с.5-6].

.3 Классификация налогов

Самым первым и наиболее используемых до настоящего времени является деление налогов на два основных вида - прямые и косвенные.

Прямые налоги накладывают обязательства непосредственно на текущие доходы или имущество физических и юридических лиц. Типичным примером подобного налога является подоходный налог с физических лиц; применительно к юридическим лицам - налог на прибыль предприятий. Налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Прямые налоги в свою очередь подразделяют на реальные и личные. Реальными налогами облагаются отдельными виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т.д) на основе кадастра - перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Данные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объектов обложения к прямым реальным налогам относятся плата за землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и др. Личные налоги, в отличие от реальных, учитывают платежеспособность налогоплательщика. При их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц; налог на прибыль корпораций (фирм); налог на сверхприбыль; налог с наследств и дарений и др.

Косвенные налоги накладывают обязательства на деятельность и продукцию этой деятельности (товары и услуги). Наиболее существенные примеры: НДС, акцизы. Данными налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся НДС, налог с продаж, акцизы и др. Специалисты отмечают неоднозначность подобного деления налогов на два типа по причине переложения.

Прямые и косвенные налоги имеют свои преимущества и недостатки. Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги - это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета, они в большей степени соизмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

Косвенное налогообложение, во-первых, приносит большие доходы в бюджет, так как имеет источником продажу товаров, во-вторых, косвенные налоги, будучи заложенными в цену товара, уплачиваются незаметно для налогоплательщика и наконец, в-третьих, они менее сопровождаются уклонениями от уплаты, поскольку взимаются в момент приобретения товара. Недостатки косвенных налогов обусловлены их регрессивным характером, т.е. обратной пропорциональностью платежеспособности налогоплательщиков. Кроме того, косвенные налоги увеличивают цену товара.

Также принята классификация налогов а зависимости от уровня органов власти, их устанавливающих. В соответствии с этим критерием налоги подразделяют на общегосударственные (которые устанавливаются на всей территории государства), региональные (действующие в рамках отдельных регионов) и местные (обязательные к уплате на территориях, подчиненных местному органу власти).

По наличию целевого назначения взимаемого налога различают целевые и нецелевые налоги. В большинстве современных стран основную роль играют нецелевые налоги - соответствующие налоговые доходы, поступающие в бюджет национального регионального или муниципального уровня. При этом доходная часть бюджета является единым фондом средств, обеспечивающих реализацию его расходных статей (НДС, налог на прибыль предприятий, импортные пошлины).

В то же время нередко вводятся специализированные налоги для финансирования конкретных программ общественного сектора. Как правило, доходы от таких налогов зачисляются в соответствующие специализированные внебюджетные фонды, предназначенные для целей социального страхования, развития инфраструктуры соответствующего уровня и т.д. Такие налоги называются маркированными. Типичным примером подобных налогов являются отчисления в дорожные фонды, важнейшим маркированным источником - страховые взносы в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН). [11, с.80]

Налог, исчисляемый на основании оценки объекта налогообложения в натуральных единицах, называется специфическим. Например, акциз на спиртные напитки, исчисляемый из содержания в них чистого этилового спирта. При определении подобных налоговых обязательств некоторая ставка (в национальной денежной единице или на базе одной из мировых валют) умножается на оценку объекта налогообложения в натуральных единицах.

Вместе тем большинство налогов ориентированы на оценку объекта налогообложения в стоимостной форме. Соответственно, объем налоговых обязательств в этом случае определяется умножением величины налоговой ставки, описываемой долевым показателем (в процентах) на полученную стоимостную оценку объекта налогообложения (имущества, товаров и т.д.). Такой налог называется стоимостным (адвалорным).

В зависимости от характера изменения доли налогового платежа в доходе налоги классифицируют следующим образом:

·        если данный показатель, называемый средней нормой налогообложения (т.е. рассчитываемый для исследуемого конкретного налога или некоторой группы налогов), растет быстрее, чем доход, то налог называется прогрессивным;

·        если средняя норма налогообложения для данного налога растет медленнее дохода, то налог называется регрессивным;

·        особый пограничный случай налога, для которого средняя норма неизменна, называется пропорциональным.

Когда речь идет о пропорциональном, прогрессивном или регрессивном характере косвенного налога, как правило, имеется в виду не формула, с помощью которой налог начисляется по отношению к цене, объему продаж, добавленной стоимостью, а его фактическое соотношение с доходами плательщиков. Так, акциз, установленный в твердой сумме с единицы продажи, способен выступать в качестве регрессивного налога по отношению к доходам.

Различия между пропорциональными, прогрессивными и регрессивными налогами связаны с неодинаковыми соотношениями предельных и средних норм налогообложения.

Классификация помогает обеспечить группировку налогов по схожим признакам, что позволяет систематизировать анализ налогов для выявления тенденций и выработки направлений совершенствования взимания части частных доходов на удовлетворение общественных потребностей[19, с 25-29].

1.4 Кривая Лаффера

Теории экономики предложения активно пропагандируют идеи сокращения налогов как панацею для обеспечения экономического роста. В основе подхода заложена классическая теория идея необходимости обеспечения нейтральности налогов к пропорциям общественного воспроизводства.

Одной из ведущих налоговых концепций современной экономики предложения (теория, обосновывающая способ борьбы с кризисными явлениями в экономике путем снижения предельных налоговых ставок) связана с исследованиями Артура Лаффера.

Объем налоговых поступлений зависит от размеров налоговых ставок. При этом общее правило формирования уровня налоговых ставок гласит, что чем шире налоговая база, тем меньше могут быть ставки налогообложения, и наоборот, ставки налогов будут высоки, если налоговая база из относительно небольшая.

Высокие и низкие налоговые ставки оказывают различное влияние на деятельность хозяйствующих субъектов, их инвестиционную активность. С одной стороны, низкие налоговые ставки позволяют получить дополнительный доход на освобожденные от налогообложения средства, с которого в бюджет поступят налоги, а с другой - уровень налоговых ставок не должен быть таким, чтобы из-за недостаточных поступлений в бюджет не могло нормально функционировать государственное хозяйство и налоги перестали выполнять регулирующую функцию. Поэтому при установлении налоговых ставок необходимо добиваться относительного равновесия между фискальной и регулирующей налоговыми функциями, т.е. находить оптимальную долю изъятия прибыли и доходов налогоплательщиков в бюджет.

А.Лаффер предложил, что рост налоговых ставок лишь до определенного предела увеличивает налоговые поступления, затем рост поступлений замедляется и далее происходит падение доходов бюджета. Этот эффект получил название «эффект Лаффера». При уровне изъятия доходов, когда ставка налога превышает оптимальную и попадает в так называемую запретную зону, сокращаются сбережения, инвестиции, прерывается предпринимательская инициатива и, как следствие, уменьшаются налоговые поступления в бюджет. Графически данный эффект представлен в виде кривой, называемой кривой Лаффера (рис. 1).

Кроме того, по теории А.Лаффера рост налоговых ставок приводит к росту масштабов уклонения от уплаты налогов и соответственно увеличению размеров теневой экономики. Он обосновал, что идею о том, что более низкие ставки налогов создадут дополнительные стимулы к работе, накоплению сбережений и инвестициям, к инновациям и принятию деловых рисков и обеспечат тем самым существенный рост национального производства. Кроме того, снижение налоговых ставок не обязательно приводит к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, поскольку одновременно сокращаются масштабы уклонений и неплатежей налогов[19, с 133-134].

Рисунок 2.1 Кривая Лаффера

Анализируя данный график можно сделать следующие выводы:

при ставки налога равной 0: поступлений в бюджет нет;

при ставки налога равной 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходит в «теневую экономику»);

точка А: при этом значении достигается максимум поступлений в бюджет.

Если налоговая ставка превышает объективную границу (точка А), то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении «эффект Лаффера» не сработал в период президентства Рейгана в начале 80-х гг. в США: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ[1, с67].

В настоящее время представители западной экономической науки довольно критично оцениавают концепцию кривой Лаффера, прежде всего по причине пригодности полученных на ее ставок для американской экономики. Однако в работах экономистов постсоветского пространства идея оптимальной налоговой нагрузки актуальна, и часто встречается подробное изучение геометрических свойств этой кривой. К разработке данной идеи привлекаются математики, которые, совершенствуя математический аппарат, усложняют предложенную А.Лаффером концепцию, включая в нее дополнительный набор факторов. Не умаляя значения трудов по выявлению математическими средствами показателя оптимальной налоговой нагрузки, пригодного для любой экономики, следует отметить, что математическое определение оптимальности не всегда соответствует целям и задачам общества[19, с134-135].

Таким образом, суть кривой Лаффера заключается в том, что при снижении налоговых ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается, так как выпускается больше продукции, а следовательно, собирается больше налогов. Это происходит постепенно. Но расширение базы налогообложения способно компенсировать потери от поступления налогов, вызванные снижением налоговых ставок.

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [8, c.30].

Направленная на построение социально ориентированной рыночной экономики налоговая система республики Беларусь начала вводиться с начала 1992 года. Основу ее составил закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того юридические лица уплачивали 8 видов отчисление в различные внебюджетные фонды.

В дальнейшем система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размера ставок, предоставления льгот. Существенные изменения произошли в части внебюджетных средств, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. Изменялась структура налогов, снижался уровень налоговой нагрузки.

В настоящее время в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, позволяющая налогоплательщику найти ответы на любые вопросы, возникающие при исполнении им налоговых обязательств.

С 1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Республики Беларусь [18, c.30].

Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь:

. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством. [13]

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

·        объект налогообложения;

·        налоговая база;

·        налоговый период;

·        налоговая ставка;

·        порядок исчисления налога;

·        порядок и сроки уплаты налога. [10, c.54]

Субъект налога (т.е. налогоплательщик) - это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность за уплату налога, а также основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все функциональные последующие элементы налога используются с учетом возможностей конкретного плательщика.

Под организациями понимаются:

юридические лица Республики Беларусь;

иностранные юридические лица и международные организации;

простые товарищества (участники договора о совместной деятельности;

хозяйственные группы.

Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. К индивидуальным предпринимателям в целях налогообложения приравниваются частные нотариусы.

Под физическими лицами понимаются:

граждане Республики Беларусь;

граждане либо подданные иностранного государства;

лица без гражданства (подданства).

Согласно НК РБ (статья 28) «объектами налогообложения признаются обстоятельства, наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства». Следует отметить, что каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения и в соответствии с принципами налогообложения один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Объектом налогообложения может выступать доход, выручка от реализации товаров, работ, услуг, иных объектов, стоимость имущества, фонд заработной платы.

Согласно НК РБ (статья 42) «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). В случаях, установленных Кодексом, на плательщиков (иных обязанных лиц) может возлагаться обязанность по уплате налога или сбора в течение налогового периода»

Согласно НК РБ (статья 41) «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, ели иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине)»

Налоговая ставка устанавливается либо в коэффициентах (процентах), либо в абсолютных суммах. В теории и практике налогов большое значение имеют метода построения налоговых ставок, среди которых выделяются:

·        твердые ставки определяются в абсолютной сумме на единицу физического объема (например, ставка с кубического сантиметра);

Порядок исчисления налога устанавливается в зависимости от конкретных плательщиков и видов налогов. В подавляющем числе случаев налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налогов, подлежащих уплате за налоговый период, исходя из объекта налогообложения, налоговой ставки и налоговых льгот. Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на налоговый орган или третье лицо.

Сроки и порядок уплаты налогов определяется значимостью платежа для пополнения бюджета и устанавливаются налоговым законодательством Республики Беларусь применительно к каждому налогу.

Важным (хотя и необязательным) элементом налога являются налоговые льготы, представляющие собой различного рода исключения из общего налогового режима в установленном законом порядке для отдельных категорий налогоплательщиков. Все они имеют одну цель - сокращение размера налогового обязательства или создание более выгодных условий для его выполнения отдельными налогоплательщиками. [10, с.54-58]

Обязательным и необходимым условием функционирования любой налоговой системы является налоговый контроль. При его отсутствии или малой эффективности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременного и в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги и сборы.

Налоговый контроль - регламентированная законодательством деятельность уполномоченных на то государством органов, обеспечивающая учет субъектов и объектов (предметов) налогообложения, правильность исчисления, своевременность и полноту внесения налогов и обязательных неналоговых платежей в централизованные денежные фонды государства.

Основными органами, осуществляющими налоговый контроль на территории Республики Беларусь, являются:

) Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы;

) Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь и его территориальные органы;

)        Государственный налоговый комитет Республики Беларусь и его инспекции;

)        Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь;

)        Министерство финансов Республики Беларусь.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, ибо контроль за соблюдением налогового законодательства могут осуществлять и иные органы. [10, с.66]

Таким образом налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулировании социально-экономических отношений.

Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.

Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.

.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь

Налог на добавленную стоимость.

Основным и наибольшим по удельному весу платежей в составе косвенных налогов является налог на добавленную стоимость. Его поступления составляют около четвертой части всех доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь. Преимущество НДС перед другими косвенными налогами состоит в том, что он непосредственно не ощущается потребители товара, так как его сбор и перечисление в бюджет перекладывается на продавца.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

·        юридические лица Республики Беларусь;

·        филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет;

·        иностранные и международные организации;

·        простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); участник товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения;

·        хозяйственные группы;

·        индивидуальные предприниматели, если обороты по реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав за три предшествующих последовательных календарных месяца превысили в совокупности 40000 евро.

Объектом налогообложения признаются обороты по реализации товара (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. В них также включаются обороты по реализации, обмену, безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав; по передаче лизингодателем объекта лизинга лизингополучателю; по передаче арендодателем объекта аренды арендатору; по прочему выбытию товаров, выбытию основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства; ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Налоговые ставки по уплате НДС, установленные законодательством, дифференцированы по следующим пяти группам, в соответствии с таблицей 1.

Исчисление налоговой базы зависит от предусмотренных в заявленной предприятием учетной политике особенностей бухгалтерского учета выручки от реализации товаров (по отгрузке или по оплате).

Акцизы.

Акцизы относятся к разряду косвенных налогов, включаемых как надбавка в отпускную цену товаров не первой необходимости. В отличие от НДС их уплата ложится преимущественно на более обеспеченные слои населения. В доходах государственного бюджета Республики Беларусь поступления от акцизов составляют около 7%.

Плательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, если они производят или ввозят подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуют ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары.

Акцизами облагаются следующие товары (продукция): алкогольная продукция, пиво, слабоалкогольные напитки, табачные изделия, автомобильные бензины, микроавтобусы и автомобили легковые, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов.

Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки).

Налоговая база по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется: по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь (твердые ставки акцизов - объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении; адвалорные - таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины и боров за таможенное оформление); по произведенным подакцизным товарам (твердые - объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении; адвалорные - стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов).

Отчисления в фонд социальной защиты населения.

Социальная защита населения выражается в том, что государство гарантирует своим гражданам материальную поддержку при утрате ими трудоспособности в результате инвалидности, старости, болезни, а также в случае потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством. Социальная защита включает два понятия: пенсионное страхование на случай достижения пенсионного возраста и потери кормильца и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения, им предусмотренного законодательством возраста, смерти застрахованного или члена его семьи.

Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения являются работодатели (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовому договору, субъекты хозяйствования, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм), работающие граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам и физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы.

Объектом для начисления обязательных страховых взносов являются:

·        для работодателей и работающих граждан - все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, в том числе и вознаграждения по гражданско-правовым договорам;

·        для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств - определяемый ими доход.

Размер социального страхования составляет 6%, пенсионное страхование зависит от плательщиков.

Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обязательное страхование производится государством в целях социальной защиты граждан, потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и для возмещения причиненного их жизни и здоровью ущерба.

Плательщиками являются организации и физические лица, которые в соответствии и трудовым и гражданским законодательством предоставляют работу гражданам.

Объекты: для работодателей - все виды выплат, начисленные в пользу работников; для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также для членов крестьянский (фермерских) хозяйств - определяемый ими доход.

Страховые тарифы дифференцированы по отраслям экономики исходя из класса профессионального риска (25 классов). Для общественных объединений инвалидов и пенсионеров и организаций, полностью принадлежащих таким обществам, в которых работает не менее 50% инвалидов и пенсионеров, а также колхозам, совхозам, крестьянским (фермерским) хозяйствам законом предусмотрена льгота по уплате страховых взносов в размере 50% от страхового тарифа.

Базой для исчисления страховых взносов являются фактически начисленные суммы всех видов выплат в денежном и (или) натуральном выражении в пользу работников за истекший месяц, но не менее величины утверждаемого в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Экологический налог.

Экологический налог предназначен для финансирования мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве. Кроме того, он стимулирует организацию рационального природопользования и минимальное загрязнение окружающей среды.

Плательщиками признаются организации, собственники отходов производства, индивидуальные предприниматели. Бюджетные организации экологический налог не уплачивают.

Объектом налогообложения экологическим налогом являются: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение, захоронение отходов производства, ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции. Ставки экологического налога установлены по каждому объекту налогообложения в отдельности.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросов сточных вод; отходов производства, подлежащих хранению, захоронению; озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, заявленных для получения разового разрешения от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды на их ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы по основаниям неэкономического характера.

Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов.

Плательщиками налога на добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели. Бюджетные организации экологический налог не уплачивают.

Объектом является добыча (изъятие) следующих природных ресурсов: песка формовочного стекольного, строительного и песчано-гравийной смеси; камня строительного облицовочного; воды (поверхностной и подземной); минеральной воды; грунта для земляных сооружений; глины и трепелов; мела, доломита, гипса; соли калийной, поваренной; нефти; железных руд; золота, янтаря; торфа влажностью 40%, сапропелей, мореного дуба.

Ставки налога на добычу (изъятие) природных ресурсов утверждены дифференцированно: за добычу в пределах установленных лимитов; за добычу сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов с увеличением в десятикратном размере.

Налоговая база налога на добычу (изъятие) природных ресурсов определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов.

Земельный налог.

Земельный налог - это обязательные платежи всех землевладельцев, землепользователей и собственников земли в государственный бюджет.

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которым земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставления в собственность.

Объекты: земли общего пользования населенных пунктов; земельные участки, занятые кладбищами; земли лесного хозяйства; земли водного фонда; земли запаса; земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, дачных кооперативов.

Ставки земельного налога - это утвержденные законом нормы фиксированных платежей за один гектар земли, находящейся в землевладении, землепользовании или собственности у физического и юридического лица. Ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения дифференцированы в зависимости от уровня кадастровой (балльной) оценки земель и их назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли).

Налоговая база земельного налога определяется по баллу кадастровой стоимости земельного участка и его площади.

Отчисления в инновационные фонды. Инновационные фонды создаются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому (фондодержателями), целью аккумуляции денежных ресурсов для финансирования затрат на проведение научных разработок и внедрения их результатов в производство, создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях.

Плательщиками являются юридические лица: государственные организации; хозяйственные общества, не входящие в состав подчиненных Правительству организаций, но имеющих доли (акции) государственной собственности в уставный фонд; организации находящиеся в ведении Министерства торговли, независимо от форм собственности; организации Белорусского республиканского союза потребительских обществ и некоторые другие организации.

Базой для исчисления сумм отчислений в инновационный фонд является себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий.

Нормативы отчислений в фонд ежегодно устанавливаются Законом о бюджете Республики Беларусь. За ряд последних лет они являются стабильными и составляют 0,25 процента.

Базой для исчисления сумм отчислений в инновационный фонд является себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий.

Налог на прибыль.

Налог на прибыль относится к группе прямых налогов, взимаемых непосредственно из своего источника. Данный налог составляет 10% всех поступлений в государственный бюджет.

Плательщиками налога на прибыль являются организации.

Ставки налога на прибыль представлены в таблице 2.

Таблица3.2 Налоговые ставки на прибыль

Налоговая ставка на прибыль

Налогоплательщик

24%

Общая, стандартная ставка для организаций.

10%

Организации, осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50%, а также для научно-технических парков, центров трансфера технологий и резидентов научно-технологических парков.

12%

(общая ставка уменьшенная на 50%) - для прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности) организациями, включенными в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь. Высвобожденные средства направляются организациями на финансирование технического перевооружения.

12%

По дивидендам, полученным от белорусских организаций.


Сумма налога на прибыль исчисляется налогоплательщиками за год как произведением налогооблагаемой базы с учетом предоставленных налоговых льгот и установленной ставки налога.

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающая доходы из источников в Республике Беларусь.

Объектом налогообложения являются доходы: плата за перевозку, фрахт, в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг; дивиденды и приравненные к ним доходы; рояли; доходы от выполнения инновационных работ, предоставления гарантий и поручительства; доходы от проведения и организации на территории Республики Беларусь концертно-зрелищных мероприятий; доходы от оказания консультационных, маркетинговых, юридических, управленческих, посреднических услуг, услуг по рекламе, сопровождению грузов и др.

Ставки налога на доходы дифференцированы по их видам в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3.3 Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

Ставка налога на доходы

Объект налогообложения

6%

оплата за перевозки и за оказание транспортно-экпедиционных услуг

12%

Дивиденды

15%

другие доходы


Налоговая база налога на доходы определяется как общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат.

Налог на недвижимость.

Налог на недвижимость относится к группе прямых налогов, так как взимается со стоимости имущества, принадлежащего налогоплательщику и приносящего или способного приносить ему доход.

Плательщиками налога на недвижимость являются организации, кроме бюджетных организаций, и физические лица.

Объектами признаются:

·        здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков - организаций;

·        здания и сооружения, включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения в многоквартирных домах, хозяйственные постройки, в том числе не завершенные строительством, расположенные на территории Республики Беларусь и принадлежащие плательщикам - физическим лицам;

·        здания и сооружения, расположенные на территории Республики Беларусь и взятые в аренду индивидуальными предпринимателями, - в случае, если по условиям договора аренды эти объекты не находятся на балансе организации-арендодателя.

Годовые ставки налога на недвижимость установлены в соответствии с таблицей 4.

Таблица 3.4 Ставки налога на недвижимость

Ставка налога на недвижимость

Налогоплательщик

1%

Организации. Местные советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) ставки налога, но не более чем в два раза.

2%

Организаций, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства и осуществляющие строительство новых объектов за исключением завершающихся строительством объектом в сроки, определенные Советом министров Республики Беларусь.

0,1 %

Гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества, граждане, включая индивидуальных предпринимателей.


Налоговая база на недвижимость определяется организациями исходя из наличия на 1 января календарного года зданий и сооружений по остаточной стоимости и стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства.

Платежи в дорожный фонд.

Дорожный фонд находится в распоряжении республиканских и местных органов власти как целевой денежный ресурс, предназначенный для финансирования затрат, связанных содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, выполнением мероприятий общеотраслевого значения и управлением дорожным хозяйством.

Плательщиками сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по дорогам общего пользования Республики Беларусь признаются организации и физические лица - владельцы (пользователи) автомобильных транспортных средств иностранных государств, использующие автомобильные дороги общего пользования Республики Беларусь.

Объектами обложения признаются автомобильные транспортные средства иностранных государств: въезжающих на территорию Республики Беларусь; перемещающиеся по территории Республики Беларусь.

Ставки сбора устанавливаются в зависимости от вида автомобильного транспортного средства, его грузоподъемности, вместительности и времени пребывания на территории Республики Беларусь. Налоговая база сбора определяется исходя из количества выданных плательщику разрешений.

Упрощенная система налогообложения.

Упрощенная система налогообложения по Налоговому кодексу Республики Беларусь относится к особым режимам налогообложения. Она введена для стимулирования активизации предпринимательской инициативы в сфере развития малого бизнеса, увеличения занятости населения, роста производства продукции (работ, услуг), повышения уровня жизни граждан. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на применение упрощенной системы налогообложения начала календарного года или со дня государственной регистрации.

Объектом налогообложения при упрощенной системе является осуществление предпринимательской деятельности.

Ставки налога при упрощенной системе приведены в таблице 5.

Таблица3. 5 Ставки налога при упрощенной системе налогообложения

Ставка налога

Налогоплательщик

6%

Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог на добавленную стоимость.

8%

Организации и индивидуальные предприниматели, не уплачивающие налог на добавленную стоимость.

15%

Организации и индивидуальные предприниматели, использующие в качестве налоговой базы не выручку от реализации, а валовой доход.

3%

Организации и индивидуальные предприниматели в отношении выручки от реализации товаров за пределы Республики Беларусь.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах ставки налога устанавливаются в следующих размерах:

5%

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС

3%

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

Объектом налогообложения признается осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.

Ставка единого налога установлена в размере 1 процента.

Налоговая база единого налога определяется исходя из полученной за налоговый период валовой выручки, в которую включается выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы. [4, с.17-69]

2.3 Основные недостатки налоговой системы Республики Беларусь и пути ее совершенствования

ак известно, Республика Беларусь уже не первый год в рейтинге Всемирного банка, отражающего функциональность налоговой системы, занимает последнее место. Поэтому в Беларуси на самом высоком уровне ставится задача радикально упростить отечественную налоговую систему, снизить налоговую нагрузку и уйти с последнего места в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business».

Основные проблемы отечественной налоговой системы заключаются в следующем.

Во-первых, это нечеткость изложения отдельных норм и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой трудоёмкости и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего, это относится к НДС, налогам на прибыль и экологическому налогу. Что касается НДС, то здесь действует весьма сложный механизм налоговых вычетов с рядом ограничений. Кроме того, действует довольно громоздкий порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС

Вторая проблема носит «застарелый» характер и заключается в нестабильности налогового законодательства. Понятно, что налоговые в нормы в стране, где собственная налоговая система сформировалась сравнительно недавно, могут и должны меняться. Но у нас эти новые нормы зачастую вводятся задним числом или накануне их вступления в силу. Так, например, Особенная часть Налогового кодекса вступила в силу с 1 января 2010 года, а была принята 29 декабря 2009. Более того, практически в течение всего первого полугодия налоговое законодательство «подстраивалось» под Налоговый кодекс. В результате рядом льгот, предусмотренных НК, невозможно было воспользоваться, поскольку не были утверждены соответствующие перечни [6, c.13].

В-третьих, перечень налогов, которые предприятия должны платить в бюджет был и остаётся по-прежнему довольно широк и не формирует целостную и логически увязанную налоговую систему, а мероприятия по ее упорядочению проводились путем механического объединения неоднородных по экономическому содержанию налоговых платежей.

В-пятых, отдельные виды налогов нередко дублируют либо частично повторяют друг друга (НДС и налог на прибыль, НДС и налог на приобретение автотранспортных средств).

В-шестых, существование большого числа налогов, неоправданно относимых на себестоимость продукции (экологический, земельный и др.). При этом стоит отметить, что факт отнесения налогов и сборов на себестоимость продукции не имеет должного теоретического обоснования. Отнесение части налогов на себестоимость ведёт к удорожанию продукции, создавая тем самым основу для роста цен [15, c.27].

Также в качестве проблемы можно выделить участившиеся случаи уклонения от уплаты налогов, уменьшение налогооблагаемой базы предприятиями и предпринимателями с целью уплаты меньшей суммы налога [16, c.32].

Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения характеризуется преобладанием косвенных налогов и низким удельным весом прямых налогов по сравнению с развитыми странами. Значительные налоговые отчисления жестко привязаны к отдельным элементам издержек производства, особенно к оплате труда. Наибольший удельный вес приходится на налоги и отчисления из выручки. Налоги и отчисления из прибыли и доходов занимают, примерно, четвертую часть. Остальные налоги и отчисления относятся на затраты по производству и реализации продукции. Предоставление льгот в действующей налоговой системе слабо увязывается с результативностью товаропроизводителей (расширением производства, сохранением и созданием рабочих мест, инвестиционной деятельностью).

2.4 Пути совершенствования налоговой системы

Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения характеризуется высоким уровнем налогового бремени.

Для уменьшения налогового бремени следует реализовать следующие эффективные мероприятия: сокращение количества малозначащих для бюджета видов налогов; инвентаризация и уменьшение необоснованных налоговых льгот; снижение ставок штрафа и пени за нарушение налогового законодательства и более объективное рассмотрение налоговых конфликтов в арбитражных судах; более существенное льготирование инвестиционного вложения предприятий и организаций; расширение механизмов налоговых каникул, кредитов и реструктуризации налоговых долгов, особенно по штрафам и пени; повышение минимальных уровней необлагаемой налогом базы.

Эти и ряд других направлений призваны оптимизировать налоговое бремя во взаимосвязи с повышением налоговой дисциплины и соблюдением налогового законодательства [18, c.137].

Прогрессивным направлением в реформировании системы налогообложения является электронное декларирование, то есть возможность подавать налоговую декларацию в электронном виде. С 2009 года в стране работает система электронного декларирования, которая позволяет представлять налоговые декларации в электронном виде с использованием интернет-технологий.

Идет доработка программного обеспечения с учетом потребностей плательщиков. Она предполагает расширение спектра услуг, предоставляемых налоговыми органами с использованием электронных средств.

Министерство по налогам и сборам будет своевременно информировать налогоплательщиков об изменениях в законодательстве и предоставит информационные услуги [7].

За предыдущие пять лет в Беларуси сделаны серьезные шаги по снижению уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. В частности, упразднен ряд налоговых платежей, снижены ставки налогов, сокращены объекты налогообложения, а отдельные субъекты исключены из состава плательщиков налогов. В прошлом году величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты) составила 27,5 % ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,6 процентного пункта (налоговая нагрузка рассчитана как отношение налоговых доходов к ВВП). [17, с.16]

С 1 января 2011 года в целях дальнейшего упрощения налоговой системы Законом Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» предусматривается:

. Отменить: местный налог на услуги, взимаемый по ставке 5% от выручки; местный сбор на развитие территорий, уплачиваемый по ставке в пределах 3% из прибыли; некоторые платежи экологического налога.

По расчетам Правительства, реализация указанных мероприятий позволит снизить налоговую нагрузку в 2011 году на 0,4% к ВВП и оставить в распоряжении плательщиков 721,2 млрд. рублей.

. Исключить два самостоятельных налоговых платежа за счет включения в состав: экологического налога - сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ; государственной пошлины - сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств по территориям иностранных государств.

. Сократить количество перечислений налогов в бюджет: по налогу на прибыль - перейти на ежеквартальную уплату налога с подачей налоговой декларации один раз в год (до этого в 70% случаев эти действия осуществлялись ежемесячно); по НДС - отменить ”авансовые“ платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц или один раз в квартал - по решению плательщика. При этом сроки уплаты НДС (месяц или квартал) будут определяться плательщиком самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходит сейчас. В результате количество платежей сократится с 72 до 4 - 12 в год; по акцизам - отменить ”авансовые“ платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц.

. Усовершенствовать механизм взимания основных налогов - налога на прибыль и НДС за счет: расширения возможности применения льготы по прибыли, направляемой на капитальные вложения. Прибыль будет освобождаться от налогообложения по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда; предоставления плательщикам права принимать без ограничений к вычету ”входной“ НДС, уплаченный при приобретении инвестиционных товаров, что будет способствовать снижению стоимости инвестиционных проектов и более широкому привлечению инвестиций, а также предоставления плательщикам права при осуществлении инвестиционных расходов принимать к вычету равными долями в течение календарного года (в размере 1/12 или 1/4) суммы ”входного“ НДС, оставшегося после вычета сумм НДС в пределах сумм налога, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. [13]

Осуществление указанных мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к налоговым системам развитых стран.

Не стоит забывать, что налоги - очень важный и весьма тонкий рычаг государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются интересы широких слоев общества и предпринимательских структур. Поэтому внесение тех или иных изменение в систему налогообложения требует очень взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных на оздоровление экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоги как один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования интересов всех субъектов общества могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Поэтому каждое государство, особенно в период общественно-политических и экономических реформ, должно уделять пристальное внимание формированию эффективного механизма налогового регулирования главной задаче налоговой политики.

Государственная политика в области налогов должна быть продуманной и взвешенной, использующей средства и приемы современного экономического анализа. Нельзя также забывать и о порочности двойного налогообложения, а также отрицательном действии переложения налогов. Поскольку налоговая система является частью общей экономической системы, косвенно, а в некоторых случаях напрямую оказывая воздействие на цены и другие экономические показатели, то воздействие налогов необходимо оценивать с точки зрения их прогрессивности.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития.

Основу налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь, Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", который упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы. Основные налогами Республики Беларусь являются налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог, отчисление на социальное страхование.

К основными недостатками налоговой системы Республики Беларусь являются нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. Это, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода белорусской экономики к рыночным отношениям.

В данной работе были освящены основные вопросы, связанные с понятием налогов, их сущности и функций. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1       Адаменко С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании: (теория, практика). - 3-е изд., доп. И перераб./С.И.Адаменко, О.С.Евменчик. - Мн,: Элайда, 2005. - 568с.

         Адаменкова С.И. Налогообложение - 2010. Ценообразование: пособие/С.И. Адаменкова,О.С.Евменчик, Л.И. Тарарышкина ― Минск: Элайда, 2010.―391 с.

         Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право. / Минск, 1997. - 160с.

         Василевская, Т.И. Налогообложение организаций и оптимизация налоговых платежей: [с учетом изменений законодательства Республики Беларусь в 2011 г.]: учебно-методическое пособие / Т. И. Василевская. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 80 с.

         Василевская Т.И., Стасенко В.А. - Налоги Беларуси: Теория, методика и практика. - Мн.: Белпринт, 1999 - 544с.

         Герасимова В.А. Белорусская налоговая система: важен не только рейтинг / А.В. Герасимова // Финансы. Учет. Аудит. ― 2010. ― №7.

7       Заметны ли мировому сообществу изменения в белорусской системе налогообложения? [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://biz.bizpro.by/109-pomosch-jurista-v-nalogooblozgenii/>. - Дата доступа: 10.11.2011.

8       Заяц, Н.Е. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е.Заяц и др.; под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.Е.Бондарь, И.Н.Алешкевич. - 5-е изд., испр. и доп. - Минск: выш.шк., 2008. - 320с.

         Кашин В.А. Налоговая система и оздоровление национальной экономики. //Финансы. 1998. - 50с.

         Кишкевич, А.Д. Налоговое право Республики Беларусь / А.Д.Кишкевич, А.А.Пилипенко. - Мн.: Тесей, 2002. - 304 с.

         Налоги. / под ред. Н.Е. Заяц. - Минск., 2009. - 300с.

         Налоговое планирование для руководителя и бухгалтера. -М.,1997.

13     Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=Hk0200166>. - Дата доступа: 10.11.2011.].

         Пашкова А.И История русской экономической мысли. / под ред. А.И. Пашкова. -М.,1995.,с.89.

         Попов, Е.М. Налоги в рыночной экономике. Анализ налогообложения Беларуси / Е.М. Попов // Бухгалтерский учет и анализ. - 2008. - №03(135).

         Попов, Е.М. Налоговое законодательство Республики Беларусь: каким ему быть? / Е.М. Попов // Бухгалтерский учет и анализ. - 2009. - №8.

         Полуян, В.Н. В интересах дела / В.Н. Полуян // Экономика Беларуси. - 2011. - №2.

         Савицкий, А.А. Налогообложение: учебное пособие / А.А.Савицкий. - Минск: выш. шк., 2007.

         Теория налогов: курс лекций / И.А.Лукьянова. - Минск: БГЭУ, 2009. - 147 с.

         Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - Минск, 2001. - 350с.

Приложение 1

Таблица 3.1 Налоговые ставки по уплате НДС

Налоговая ставка по уплате НДС

Объект налогообложения

1

2

ноль (0) процентов

 Экспортируемые товары, транспортные услуги, включая транзитные перевозки, а также экспортируемые работы по производству товаров из давальческого сырья (материалов); Работы (услуги) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иные подобные работы (услуги), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров.

ноль целых и пять десятых (0,5) процента

Ввоз из Российской Федерации для производственных нужд алмазов и других драгоценных камней.

десять (10) процентов

Производимая на территории Республики Беларусь продукция растениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства; Ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализация продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь. 

Стандартная ставка налога применяется при реализации прочих товаров (работ, услуг), а также по суммам вознаграждений, сборов и других аналогичных платежей, полученных по договорам поручения, комиссии или консигнации.

9,09% и 16,67%.

При реализации товаров по регулируемым розничным ценам, включившим в себя величину налога.


Похожие работы на - Налоги и налоговая система Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!