Новая экономическая политика

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,38 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Новая экономическая политика

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Экономическое развитие страны в период НЭП

ГЛАВА II. Методы государственного регулирования экономики в годы НЭПа

ГЛАВА III. Оценка итогов новой экономической политики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Новая экономическая политика (НЭП) - это экономическая политика, которая проводилась в Советской России, начиная с 1921 года. НЭП была принята X съездом РКП (б), взамен политике «военного коммунизма», проводившейся в ходе Гражданской войны.

Суть новой экономической политики - возврат к рыночной экономике. Целью НЭПа было - восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму.

Новая экономическая политика - это одна из проблем, волнующих исследователей, а также тех, кто изучает историю России.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в отсутствии однозначного мнения историков и экономистов к содержанию НЭПа.

Ни одно событие периода строительства Советского государства не привлекало такого пристального внимания исследователей, как НЭП.

В связи с существенной перестройкой экономики России увеличился интерес к идеям и опыту новой экономической политики. Мы наблюдаем, что современные реформы, реализуемые в стране, базируются на том же комплексе мероприятий, которые осуществлялись в годы НЭП. И поэтому крайне важно учитывать ошибки и уроки НЭПа.

Важные вклад в изучение периода НЭПа внесли экономисты- теоретики А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, Н.И. Бухарин, Л.Н. Юровский. Изучением НЭП также занимались видные политические деятели и теоретики - А.И. Рыков, Е. Преображенский, Л.Н. Крицман и др.

НЭП на тот период и в настоящее время воспринимается как реализация новых методов управления экономикой по сравнению с периодом «военного коммунизма». Новый механизм хозяйствования формировался посредством перехода от бюрократического централизованного управления промышленностью к управлению самостоятельно всем хозяйством - посредством цен, кредита, укрепления курса рубля, внедрения хозрасчета, материального стимулирования труда, повышения культурно-технического уровня трудящихся.

Объектом данной работы является государственное регулирование экономики в годы НЭПа.

Цели работы:

·проанализировать состояние экономики в годы НЭП;

·определить методы государственного регулирования экономики в годы НЭПа;

·оценить итоги проведения НЭПа;

·сделать вывод об особенностях государственного регулирования экономики в годы НЭПа на основе изученного материала.

Реферат разделен на 3 главы, соответствующие формулировке теоретических основ и анализу государственного регулирования экономики в годы НЭПа.

ГЛАВА I. Экономическое развитие страны в период НЭП

новый экономический политика регулирование

Первой и главной задачей НЭПа была замена продразверстки продовольственным налогом, который изначально составлял около 20% от чистого продукта крестьянского труда (т.е. вдвое меньше взысканий, чем при продразверстке). Постепенно продналог был сокращен до 10% урожая, а вскоре принял денежную форму. Оставшиеся после сдачи продналога продукты крестьянин мог реализовывать по своему усмотрению - или государству, или же на свободном рынке. Кардинальные перемены произошли и в сфере промышленности. Главки остались в прошлом, а им на замену были образованы тресты, которые представляли собой синдикат однородных предприятий, получивших экономическую и хозяйственную независимость, включая право выпускать долгосрочные облигационные займы. Уже в конце 1922 г. около 90% промышленных предприятий объединились в 421 трест, при этом 40% из них было централизованного, а 60% - местного подчинения. Вопросы о том, какую продукцию производить и где ее реализовывать решались трестами самостоятельно. Предприятия, которые входили в состав треста, уже не обеспечивались государством, а закупали ресурсы на рынке. В соответствии с законом, тресты самостоятельно несли ответственность по своим обязательствам и государство им в этом не помогало. ВСНХ, уже не имевший право вмешиваться в текущую деятельность предприятий и трестов, стал координационным центром. Его структура и аппарат были сильно изменены. Тогда и появился хозяйственный расчет, заключавшийся в том, что предприятия( после покрытия фиксированных взносов в бюджет государства) самостоятельно регулируют свои доходы, полученные от реализации продукции, самостоятельно несут ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно используют прибыль и покрывают убытки. В условиях НЭПа, писал Ленин, "государственные предприятия переводятся на так называемый хозяйственный расчет, т.е. по сути, в большей степени на коммерческие и капиталистические начала. Для формирования резервного фонда, тресты были обязаны отчислять не менее 20 % от прибыли до тех пор, пока он не достигнет величины, соответствующей половине уставного капитала. Резервный фонд был необходим для строительства, увеличения производства и компенсации потерь от экономической деятельности. От объемов прибыли зависела величина премии, получаемой членами управления и сотрудниками треста. В декрете ВЦИК и Совнаркома от 1923 г. было записано следующее: тресты - государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденному для каждого из них уставу, и которые функционируют на принципах коммерческого расчета с целью получения прибыли. Стали образовываться синдикаты - добровольные объединения трестов на принципах кооперации, осуществлявшие сбыт, снабжение, кредитование и внешнеторговые операции. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано, а к началу 1928 г. всего насчитывалось 23 синдиката, которые функционировали практически во всех областях промышленности, сконцентрировав в своих руках большую часть оптовой торговли. Аппарат управления синдикатов избирался на собрании представителей трестов, причем каждый трест имел право передать большую или малую часть своих запасов и финансов в управление синдикату. Реализация готовой продукции, закупка сырья, материалов, оборудования производилась на полноценном рынке, по каналам оптовой торговли. Появилось большое количество товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий. В промышленности и других сферах экономики вновь возобновлена денежная оплата труда, установлены тарифы заработной платы, не допускающие равную оплату, а также разрушены все ограничения по повышению оплаты труда при увеличении выпуска продукции. Были упразднены трудовые армии, отменены обязательства трудовой повинности и главные ограничения на смену сферы деятельности. Трудовая деятельность базировалась на принципах финансового поощрения, пришедших на смену внеэкономическому принуждению «военного коммунизма». Абсолютная численность безработных, зарегистрированных на биржах труда, в годы НЭПа выросла (с 1.2 млн. человек в начале 1924 г. до 1.7 млн. человек в начале 1929 г.), но увеличение рынка труда было еще более важным (численность рабочих и служащих во всех отраслях н/х увеличилась с 5.8 млн. человек в 1924 г. до 12.4 млн. в 1929 г.), поэтому реальный уровень безработицы сократился. В промышленности и торговой сфере появился частный сектор: одни государственный организации были денационализированы, другие - сданы в аренду; позволялось формировать собственные промышленные предприятия частника с количеством сотрудников не более 20 человек. (со временем данное ограничение было отменено). Среди взятых в аренду предприятий частными лицами были и такие, на которых работали более 200 человек. В общем частный сектор в период НЭП выпускал от1/4 промышленной продукции, 40- 80 % розничных продаж и сравнительно малый объем оптовых продаж. Некоторые предприятия сдавались в аренду иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-1927 гг. было зафиксировано 117 действующих соглашений такого рода. Они включали предприятия, на которых работали 18 тыс. человек и производилось более 1% промышленных товаров. В ряде отраслей, однако, весомая часть концессионных предприятий и смешанных акционерных обществ, в которых иностранцы владели частью пая, был значителен. Кроме финансов в СССР был направлен поток рабочих-эмигрантов со всего мира. В 1922 г. американским профсоюзом швейников и Советским правительством была сформирована Русско-американская индустриальная корпорация (РАИК), в управлении которой находилось шесть текстильных и швейных фабрик в Петрограде, четыре - в Москве. Активно развивалась кооперация различных видов и форм. Производственные кооперативы в сельском хозяйстве играли незначительную роль (в 1927 г. они давали лишь 2% всей продукции с/х и 7% товарной продукции), однако сбытовые, кредитные и снабженческие кооперации охватывали к концу 20- х годов более 50% всех крестьянских хозяйств. В конце 1928 года непроизводственная кооперация, особенно крестьянская, охватывала 28 млн. человек (в 13 раз больше, чем в 1913 г.). В общем 60-80% розничной торговли приходилось на кооперативную, и лишь 20-40% на собственно государственную, в промышленной сфере в 1928 г. 13% всей продукции давали кооперативы. Существовало кооперативное законодательство, кооперативный кредит, кооперативное страхование. На смену обесценившимся и не востребованным в обороте советским знакам 1922 году была выпущена новая денежная единица- червонец, имевшая золотое содержание и курс в золоте (1 червонец = 10 дореволюционным золотым рублям = 7.74 г. чистого золота). В 1924 г. вытесненные червонцами сов знаки перестали выпускать и изъяли из оборота; в этом же году был сбалансирован бюджет и исключено применение эмиссии денег для покрытия государственных долгов; были выпущены новые казначейские билеты - рубли (10 рублей = 1 червонцу). Червонцы на валютном рынке как в пределах страны, так и за границей свободно обменивались на золото и основные иностранные валюты по довоенному курсу царского рубля (1 американский доллар = 1.94 рубля). Восстановилась денежно- кредитная система. В 1921 г. Госбанк возобновил свою деятельность, осуществляя выдачу кредитов промышленным и торговым предприятиям на коммерческой основе. В 1922-1925 гг. был сформирован целый ряд специализированных банков: акционерные, в которых пайщиками были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже некоторое время иностранцы,- для кредитования ряда отраслей хозяйства и районов страны; кооперативные - для кредитования потребительской кооперации; организованные на паях общества сельскохозяйственного кредита, замыкавшиеся на республиканские и центральный сельскохозяйственные банки; общества взаимного кредита - для кредитования частной промышленности и торговли; сберегательные кассы - для мобилизации денежных накоплений населения. К 1 октября 1923 г. в стране функционировало 17 независимых банковских предприятий, а доля Госбанка в общих кредитных вложениях всей банковской системы составляла 2/3. К 1 октября 1926 г. количество банков выросло до 61, а доля участия Госбанка в предоставлении кредитов отраслям народного хозяйства сократилась до 48%. Экономика в годы НЭП основывалась на законах рынка. Товарно-денежные отношения, которые пытались исключить из производства и обмена, в 20-е годы охватили все сферы хозяйственной деятельности, стали ведущим связующим элементом между отдельными его частями. В целом за 5 лет, с 1921- 1926 г., индекс промышленного производства вырос более чем в 3 раза; сельхоз производство увеличилось в 2 раза, что больше на 18% , чем в 1913 году. Однако по окончании восстановительного периода экономический рост протекал с ускоренными темпами: в 1927 и в 1928 гг. прирост промышленного производства составил 13 и 19% соответственно. В общем, за период 1921-1928 гг. среднегодовой темп прироста национального дохода достиг 18%. Наиболее значимым результатом НЭПа стали впечатляющие хозяйственные успехи, достигнутые на базе совершенно новых, неизвестных ранее истории общественных отношений. В промышленности главное значение играли государственные тресты, в денежно - кредитной области - государственные и кооперативные банки, в сельскохозяйственной сфере - мелкие крестьянские хозяйства, входящие в состав коопераций. Абсолютно новыми оказались в условиях НЭПа и экономические функции государства; кардинально были изменены целевые ориентиры, методы и принципы правительственной экономической политики. Если раньше центром непосредственно фиксировались в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь центр стал регулировать цены, стремясь косвенными, экономическими методами гарантировать сбалансированный экономический рост. Государство оказывало влияние на производителей, вынуждая их изымать внутренние резервы увеличения прибыли, активизировать деятельность по улучшению производственной деятельности, которая только и могла гарантировать рост прибыли. Начиная с 1923 года Правительство начало кампанию по снижению цен, однако действительно всеохватывающий контроль ценовых пропорций начался в 1924 г., когда в обращении использовалась устойчивая червонная валюта, а функции Комиссии внутренней торговли были переданы Наркомату внутренней торговли с большими возможностями в сфере регулирования цен. Данные меры оказались эффективными: оптовые цены на промышленную продукцию сократились с октября 1923 г. по 1 мая 1924 г. на 26% и продолжали сокращаться далее. Весь период, до окончания НЭП, вопрос о ценах оставался основой государственной экономической политики: увеличение их трестами и синдикатами грозило повторением кризиса сбыта, в то время как их чрезмерное сокращение при существовании наряду с государственным частного сектора неизбежно вело к обогащению частника за счет государственной промышленности, к переводу ресурсов государственных предприятий в частную промышленность и торговлю. На частном рынке цены не фиксировались, а устанавливались посредством соотношения спроса и предложения. Частный сектор служил чутким барометром, стрелка которого, при малейших оплошностях государства в ценовой политике, сразу же указывала на непогоду. Но регулирование цен осуществлялось бюрократическим аппаратом, не контролируемым в нужной степени низами, непосредственными производителями. Отсутствие демократизма при принятии решений по вопросам ценообразования, стало, "ахиллесовой пятой" рыночной социалистической экономики и сыграло решающую роль в судьбе НЭП. До сих пор у нас многие ошибочно полагают, что НЭП был главным образом лишь некоторым отступлением, вынужденным отходом от социалистических принципов организации хозяйства, только своего рода методом, который позволил преобразовать боевые порядки, подтянуть тылы, восстановить хозяйство и затем вновь рвануться в наступление. Несомненно, в новой экономической политике присутствовали элементы временного отступления, связанные, преимущественно, с масштабами частнокапиталистического предпринимательства в городах. Конечно, частные фабрики и торговые фирмы, где применяется наемный труд, но все решения принимаются единолично собственником (или группой акционеров, владеющих контрольным пакетом акций),- это не социализм, хотя, кстати сказать, их существование в известных пределах при социализме вполне возможно. Также не являлись социалистическими со строго идеалистической точки зрения и мелкие крестьянские хозяйства, мелкие предприниматели в городах. Хотя они-то уж определенно не противопоказаны социализму, т.к. по сути своей не являются капиталистическими, и могли безболезненно, без всякого насилия врастать в социализм через добровольную кооперацию.

ГЛАВАII. Методы государственного регулирования экономики в годы НЭПа

Экономический метод

Экономика в период НЭПа основывалась на рыночных законах. Товарно-денежные отношения, которые раньше стремились ликвидировать из производства и обмена, в 1920-е годы вошли во все сферы хозяйственной деятельности, стали ее неотъемлемым и важнейшим элементом. Если раньше центр непосредственно устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь стал координировать ценообразование, стремясь косвенными экономическими средствами гарантировать умеренный рост.

Прямой экономический метод

В период НЭПа государство стремилось регулировать экономику косвенными методами. Применение прямых мер осуществлялось только в сельскохозяйственной сфере. Существенную роль в возобновлении сельхоз производства сыграли государственные мероприятия, направленные на улучшение агрокультуры, мероприятия по масштабному внедрению сельскохозяйственных знаний и совершенствованию методов ведения земледелия среди крестьян.

Особое значение в системе мер, ориентированных на развитие сельского хозяйства в 1921-1927гг., имела финансовая поддержка деревень. В стране были сформированы районные и губернские общества сельскохозяйственного кредита. Ссуды выдавались бедным безлошадным, однолошадным крестьянским хозяйствам и середнякам для покупки рабочего скота, оборудования, орудий, удобрений, для повышения породистости скота и т.п.

Косвенный экономический метод

В сельскохозяйственной сфере первым документом НЭП стал переход от продразверстки к продналогу. Продналог - продовольственный, твердо фиксированный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств. Он определялся «в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем». Таким образом, крестьяне заранее знали, какое количество продукции должны сдать государству. Продналог определялся как прогрессивный налог, с усилением тяжести обложения для кулацкой части деревни. Бедные хозяйства малоимущих крестьян не облагались налогу. Величина продналога была значительно меньше, чем продразверстки. Если по продразверстке в 1920-1921 крестьяне сдали государству 367 млн. пудов зерновых, то продналог в 1921-22 определялся в 240 млн. пудов.

Уже в первый год введения продналога большой объем хлеба и прочих продуктов оставались во владении у крестьянских хозяйств, что увеличивало экономическую заинтересованность крестьян в развитии своего хозяйства, расширении посевов, увеличении поголовья скота и повышении урожайности возделываемых культур.

Изначально продналог взимался в форме продукции. Но, в результате денежной реформы, он принял исключительно денежную форму. В среднем размер продналога был почти вдвое меньше размера продразверстки.

Началось формирование частного сектора в промышленности. Главным положением государства по данному вопросу было то, что свободная торговля и капитализм допускались только до определенной степени и при условии государственного контроля.

Организация труда базировалась на принципах материального стимулирования, пришедших взамен внеэкономическому принуждению «военного коммунизма». Вновь возобновилась денежная оплата труда, установлены тарифы, зарплаты, которые не допускали распределение по уравнительному принципу. Были устранены барьеры для повышения оплаты труда работникам при росте выработки.

Важное значение для осуществления НЭПа имело формирование стабильной финансовой системы и стабилизация рубля.

Для стабилизации рубля была осуществлена деноминация денежных знаков, то есть изменение их нарицательной стоимости по определенному соотношению старых и новых знаков.

Осенью 1922 года были сформированы фондовые биржи, на которых допускалась купля-продажа валюты, золота, государственных займов по свободному курсу. Уже в 1925 году червонец стал конвертируемой валютой, он официально котировался на различных валютных биржах мира. Заключительным этапом реформы была процедура выкупа совзнаков.

На ряду с денежной была осуществлена налоговая реформа. Уже в конце 1923 года главным источником доходов государственного бюджета стали отчисления от прибыли предприятий, а не налоги с населения. Логическим следствием возврата к рыночной экономике был переход от натурального к денежному налогообложению крестьянских хозяйств. На данном этапе активно разрабатывались новые источники получения денежного налога. В 1921-1922 гг. были установлены налоги на табак, спиртные напитки, пиво, спички, мед, минеральные воды и прочие товары.

Также в годы НЭПа потихоньку восстанавливалась денежно- кредитная система. В 1921 году возобновил свою деятельность Госбанк, упраздненный в 1918 году. Началось кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе. В стране были образованы специализированные банки: Торгово-Промышленный банк (Промбанк) для финансирования промышленности, Электробанк для кредитования электрификации, Российский коммерческий банк (с 1924-Внешторгбанк) для финансирования внешней торговли и другие. Эти банки предоставляли краткосрочные и долгосрочные кредиты, распределяли ссуды, назначали ссудный, учетный процент и процент по вкладам.

Была сформирована крупная сеть акционерных банков, среди акционеров которых был Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже иностранные предприниматели. Эти банки кредитовали, в основном, отдельные отрасли промышленности.

Наиболее популярным стал коммерческий кредит, то есть кредитование друг друга различными предприятиями и организациями.

Административный метод

Внедрение рыночных методов, благодаря чему экономика была восстановлена, стало основой для укрепления политического режима. Тем не менее, кардинальное его несоответствие сущности НЭПа, как временного экономического компромисса с крестьянством и буржуазией постепенно приводило к полному отторжению идеи НЭПа.

Поэтому, уже на первоначальном этапе рыночные механизмы регулирования экономики в годы НЭПа совмещались с внеэкономическими, с административным вмешательством. Доминирование государственной собственности на средства производства, крупной промышленности, являлось объективной основой такого вмешательства.

Деятельность частников была ограничена производством товаров массового потребления, добычей и переработкой некоторых видов сырья, производством простейших орудий труда.

Также проявлением административного метода государственного регулирования экономики является перевод предприятий на хозяйственный расчет. Хозяйственный расчет - метод планового ведения хозяйства, принятый на социалистических предприятиях промышленности, строительства, транспорта. Он заключается в том, чтобы осуществлять деятельность разумно, бережливо, с ориентацией на высокую прибыль.

Основное условие хозрасчета состоит в том, чтобы издержки на производство продукции не только полностью покрывались доходами от ее продажи (реализации), но и обеспечивали бы предприятие максимально возможной прибылью.

В основе производственной деятельности любого социалистического предприятия лежит государственный план. Чтобы сотрудники организации могли выполнять и перевыполнять его с минимальными затратами труда и средств, государство обеспечивает все предприятия средствами производства: машинами, оборудованием, сырьем и материалами, а также финансовыми средствами. Предприятие может самостоятельно решать, как наиболее эффективно применить имеющиеся ресурсы для выполнения плана. Оно само налаживает процесс производства, нанимает рабочих, организует их труд, старается максимально загрузить машины и оборудование.

Произведенную продукцию предприятие продает по утвержденным ему ценам, а выручку тратит на оплату заработной платы, покупку сырь и материалов, топлива, на оплату электроэнергии, на покрытие транспортных расходов, ремонт и содержание оборудования.

В основе хозяйственного расчета лежит материальная заинтересованность коллектива в повышении рентабельности своего предприятия. Поскольку в руках рентабельно работающих фабрик и заводов остается часть прибыли, за счет которой могут быть сформированы три фонда для поощрения, называемые фондами экономического стимулирования.

Наряду с материальной заинтересованностью хозяйственный расчет предполагает и материальную ответственность предприятий и их работников за невыполнение планов, за неэффективное применение трудовых, материальных и денежных ресурсов. Если предприятие работало с убытком, то оно должно покрыть его за счет своих внутренних финансов и возможностей предприятия, а не за счет средств, данных государством. За брак в работе, бесхозяйственность виновные несут материальную ответственность.

Хозяйственный расчет предполагает непрерывный контроль рублем за деятельностью предприятия. Это значит, что предприятие финансируется в зависимости от выполнения плана и показателей его деятельности. Контроль рублем вынуждает предприятия стремиться к выполнению государственного плана с минимальными трудовыми и денежными затратами.

Государственно - правовое регулирование

С переходом к НЭП изменилось отношение советской власти к праву.

Конституционное право

января 1924 г. была утверждена общесоюзная Конституция, включавшая в себя 2 раздела: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР.

В соответствии с Договором, в ведении СССР в области внутренней политики было:

закрепление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза;

определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение;

заключение концессионных договоров как общесоюзных, так и от имени союзных республик;

утверждение единого Государственного бюджета СССР, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них, надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик;

разрешение дополнительных налогов и сборов на формирование бюджетов союзных республик;

закрепление единой денежной и кредитной системы;

закрепление общих правил землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами на территории СССР;

закрепление основ судоустройства и судопроизводства;

закрепление основных законов о труде;

организация общесоюзной статистики; отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик.

Гражданское право

Задача детального правового регулирования имущественных отношений в условиях многоукладной экономики была решена введением Гражданского кодекса СССР, который был принят 31 октября 1922 г. и вступил в силу с 1 января 1923 г.

В период НЭПа гражданское право должно было выполнять две трудно совместимые задачи: всемерно способствовать развитию товарно-денежных отношений, восстановлению экономики страны, развитию частной инициативы, предпринимательства и в то же время ставить надежные барьеры перед попытками частных лиц извлекать материальную выгоду за счет ослабления экономического положения государственных предприятий и организаций.

Для привлечения оставшихся в СССР представителей буржуазии, купечества, помещиков и их капиталов в дело восстановления разрушенного хозяйства советского государства ГК закрепление равные гражданские права всем гражданам СССР независимо от их пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения. Все граждане имели право свободно передвигаться и селиться на всей территории СССР, выбирать не запрещенные законом занятия и профессии, покупать и продавать имущество с ограничениями, указанными в законе, участвовать в сделках и вступать в обязательства, формировать промышленные и торговые предприятия. ГК утверждал, что никто не может быть лишен гражданских прав или ограничен в правах иначе, как в случаях, установленных законом.

Законом различались два типа субъектов гражданско-правовых отношений: правоспособные граждане и юридические лица. Права юридического лица давались учреждениям, организациям и объединениям лиц. Строго регулировалось, чтобы юридические лица функционировали исключительно в соответствии с их уставом.

Особую группу юридических лиц составляли государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет. Следует, прежде всего, выделить тресты. Государственное промышленное предприятие - трест - наделялся обособленным имуществом и функционировал независимо «на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли». При этом «государственная казна за долги трестов не отвечает». Тресты объединяли одно или несколько предприятий, но статусом и правами юридического лица обладал лишь трест в целом.

Чтобы защитить интересы государственных предприятий в области обмена и распределения формировались синдикаты. Они осуществляли крупные оптовые продажи заготовок для утверждения экономической позиции государственной торговли. Синдикаты были не только торговыми объединениями, занимавшимися продажей продукции трестов. Они также осуществляли заготовительные операции, финансирование и решали вопросы производства.

К важнейшим мерам по возобновлению сельского хозяйства относилась легализация торговой деятельности. Губернии, которые выполняли план, имели возможность свободно продавать хлеб и прочие произведенные сельскохозяйственные продукты.

Из-за сложной ситуации в жилищной сфере, стало необходимым привлечение частного капитала. В домах местных Советов стала взимать квартплату, которая рассчитывалась исходя из необходимости обеспечить самоокупаемость жилого фонда и с учетом финансового положения жильцов.

ГК СССР существенно ограничивал свободу предпринимательства и частной инициативы. Считая возможной частную собственность, ГК разрешал лишь ограниченные виды и размеры имущества для частного оборота. Граждане не имели права иметь в собственности больше одного жилья. Частным предприятиям запрещалось иметь более 20 рабочих.

Трудовое право

С переходом к НЭП возникла острая необходимость внести некоторые поправки в Трудовой кодекс, с учетом новых особенностей ведения общественно-экономической жизни.

В связи с внедрением хозяйственного расчета, а также права частного предпринимательства стало необходимым заключить договора между профсоюзами и администрацией. Договор должен был четко указывать на все права и ограничения работником, а также тарифы заработной платы.

Данные изменения отразились в Кодексе законов о труде, который был принят 9 ноября 1922 г. Кодекс законов о труде действовал на всех государственных предприятиях, в общественных организациях, в кооперации, концессионных и частнособственнических хозяйствах. Все были обязаны подчиняться и строго соблюдать все требования Кодекса. В противном случае нарушители привлекались к уголовной и административной ответственности.

В основе трудовых отношений лежал принцип свободного найма работников. Отменились различные трудовые повинности работников на государственных предприятиях. Исключение лишь составляли случаи стихийных бедствий и иные специальные задания. Заключался трудовой договор между профсоюзами и работодателями, в котором оговаривались все условия работы. При этом, случаи, когда условия работы и гарантии не соответствуют положениям трудового договора являются недопустимыми. Было возможным расторжение трудового договора по инициативе одной из сторон.

Работодатель бы обязан обеспечить бесплатными всеми необходимыми инструментами для работы. Протяженность рабочего дня составляла 8 часов. В соответствии с законом, каждый сотрудник должен был получить оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 2 недель.

Таким образом, Кодекс законов о труде 1922 г., в целом продолжил и закрепил курс советского государства на наиболее полное отражение в действующем законодательстве трудовых прав и свобод рабочих и служащих, на всемерную охрану их интересов.

Земельное право

Земельное право ставило перед собой задачу восстановить и улучшить состояние сельского хозяйства в условиях превалирования крестьянских хозяйств и общин.

Обладая правом собственности на землю, государство передает ее во владение и пользование. Получить землю для сельскохозяйственного использования имели право все граждане СССР, которые могут ее обрабатывать. Кодекс выступал в качестве гарантии крестьянам и гражданам СССР вне зависимости от пола, вероисповедания, и национальности получить землю в пользование

Право граждан СССР на землю, предоставляемую в трудовое землепользование, обеспечивалось ее нахождением в руках государства. Все земли, в чьем бы ведении они не состояли, объявлялись собственностью государства. Земли сельскохозяйственного назначения или пригодные для сельского хозяйства образовывали единый государственный земельный фонд. Все гражданско-правовые договоры: купли-продажи, завещания, мены, дарения земли, а также залога запрещались. Виновные лица привлекались к уголовной ответственности и лишались права пользования землей.

Одной из особенностей НЭПа было развитие концессий, особой формы аренды, т.е. предоставление иностранным предпринимателям права использовать и строить предприятия на территории Советского государства, а также разрабатывать земные недра, добывать полезные ископаемые и т.д. Целью концессионной политики было привлечение в экономику иностранных инвестиций.

Привлечение наемного труда считалось возможным лишь в том случае, когда хозяйство по ряду причин не могло самостоятельно и своевременно выполнить сельскохозяйственные работы.

Установленные Земельным кодексом ограничения в условиях аренды земли и найма рабочей силы должны были воспрепятствовать возрождению буржуазных отношений в деревне. Однако эти запреты мало что решали. Поэтому СНК СССР постановлением от 18 апреля 1925 г., утвердившим Временные правила об условиях применения подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах, разрешил применение наемного труда.

Значимой и необходимой гарантией прав граждан на землю стало рассмотрение спорных ситуаций, связанных с осуществлением этого права и владением определенными участками земли.

ГЛАВА III. Оценка итогов новой экономической политики

В общем, новая экономическая политика восстановила экономику и народное хозяйство. Страна приступила к выполнению ленинского плана электрификации. Выработка электроэнергии в 1925 году увеличилась в 5 раз по сравнению с 1921 годом и значительно выше уровня 1913 года. Постепенно возобновлялся железнодорожный транспорт, сильно пострадавший во время гражданской войны. Металлургическая промышленность сильно отставала от довоенного уровня, в этой области было необходимо проделать очень большую работу, зато легкая и пищевая промышленности восстанавливались ускоренными темпами. Советский рубль стал одной из самых твердых валют в мире. Однако слабым местом червонца была небольшая величина золотого запаса (1/7 дореволюционного), нереальный валютный курс и низкий уровень советского экспорта. Как только положительное сальдо торгового баланса под влиянием невыполнения завышенных плановых заданий на 1925 г. сменилось на отрицательное, так сразу же вся денежная система зашаталась. Теряя золотой запас, и лишенный помощи извне, Госбанк СССР уже в начале 1926 г. отказался от обмена советских денег на иностранную валюту.

К концу 1920-х гг. в советской экономике нарастали серьезные проблемы и противоречия. Ситуация также осложнялась тем, что на протяжении 1920-х гг. информация о состоянии экономического развития страны искажалась.

В то время в высших партийно-государственных сферах существовал миф о существенном повышении уровня жизни широких слоев населения. Действительно, в 1927 г. по душевому потреблению мяса горожанами Россия фактически сравнялась с США. Пресса с восторгом озвучивала информацию о хорошем питании населения в СССР. Но это существенно разнилось с реальностью, т.к. все утверждения об улучшении жизненного уровня основывались на официальной «усредненной» статистике.

Национальный доход, по данным отечественных статистических источников, вырос, по сравнению с 1913 годом, на 19%. С учетом того, что в 1913 г. Россия сильно (в 3-4 раза) отставала по уровню национального дохода от США, даже в этот период рост нельзя было считать обнадеживающим, тем более что национальные доходы развитых капиталистических стран выросли за эти годы значительно больше (в США - в1,3 раза).

Кроме того, объем национального дохода дореволюционной России в ценах 1928 г. составил 30 млрд. руб. Национальный доход СССР в 1928 г. в текущих ценах равнялся 26,4 млрд. руб. Таким образом, национальный доход оказался на 12% ниже уровня 1913 г. Душевое производство, с учетом роста населения на 5%, уменьшилось на 17%.

Экономическая ситуация в таких условиях выглядела намного хуже, чем это представлялось в конце 20-х гг. нашими статистиками. Очевидно, что уровень жизни трудящихся был намного хуже, чем в 1913 г., несмотря на некоторое перераспределение национального дохода в их пользу. Стала хуже ситуация с обеспеченностью жильем, поскольку при неизменной численности городского населения объем жилого фонда сократился на 20 %.

На сельском хозяйстве существенно отразилось упразднение в период « военного коммунизма» многих эффективных товарных хозяйств. В то время как сформированные им на замену совхозы и колхозы были неэффективны.

В конце 1920- х гг. высшая партийная и государственная элита столкнулась с ситуацией экономической стагнации и военного бессилия, с неизбежными социальными взрывами или поражением в войне с «мировым империализмом». Принятый в конце 1920-х гг. курс на свертывание НЭПа был актом отчаяния большевистских руководителей, поставленных перед жестким выбором: медленная агония политического режима ВКП(б) или попытка вырваться из отсталости ценой небывалых жертв. После некоторых колебаний руководство выбрало второй вариант. Крушение НЭПа и формирование командно-административной системы стали неизбежными.

Заключение

Рассмотренная в данном реферате проблема считается достаточно противоречивым экономическим явлением.

НЭП изначально рассматривался как инструмент для перехода от политики «военного коммунизма» к рыночным отношениям. Тем не менее, в реальности функционирование рыночной экономики было существенно ограничено.

Отличительной чертой государственного регулирования экономики в годы НЭПа было сочетание рыночных методов регулирования с жестким административным вмешательством в рыночные отношения.

С одной стороны, использованный экономический метод государственного регулирования экономики (прямой и косвенный) принес положительные результаты. К 1925 году было в основном завершено восстановление народного хозяйства. Общий выпуск промышленной продукции за 5 лет НЭПа вырос более чем в 5 раз и в 1925 достиг 75 % от уровня 1913 года, в 1926 году по объему валовой промышленной продукции этот уровень оказался превышенным. Наблюдался подъем в новых отраслях промышленности. В сельском хозяйстве валовой сбор зерна составил 94 % от сбора 1913 года, а по многим показателям животноводства довоенные показатели остались позади. Настоящим экономическим достижением можно считать восстановление финансовой системы и стабилизация отечественной валюты. В 1924- 1925гг. хозяйственном году был полностью ликвидирован дефицит государственного бюджета, а советский рубль превратился в одну из самых твердых валют в мире. Возобновились торговые отношения.

Но, с другой стороны, НЭП сопровождался постоянными кризисами (финансовый кризис весной 1922 г.; кризис сбыта осенью 1923 г.; товарный голод 1924 г.; рост инфляционных тенденций и товарный голод конца 1925 г.; кризис хлебозаготовок 1927 г.).

Объективной причиной гибели НЭПа было жесткое административное регулирование государством экономики. В условиях эффективного функционирования рыночной экономики административное регулирование экономики допустимо, несмотря на то, что оно сужает экономические свободы. Тем не менее, в период НЭПа администрирование экономически было не обосновано, запредельно, обрело черты тотальности. В этих условиях государственный контроль стал всеобъемлющим. Стержневой основой этого контроля явились цены. Существенные ограничения деятельности частника были оговорены в новом Гражданском, Земельном Кодексе и Кодексе законов о труде. В частности они предусматривали национализацию земли, краткосрочную аренду, ограничение частной инициативы, что существенно снижали эффективность НЭПа.

В результате несогласованности экономического и административного методов государственного регулирования экономики рынок, сложившийся в результате НЭПа, был серьезно деформирован. Вследствие сильного административного вмешательства рыночная экономика, возникшая в годы НЭПа, была обречена переродиться в командно-распределительную систему.

Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.

Значительные темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, ведь Россия лишь к 1926/1927 году достигла экономических показателей довоенных лет. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Россию из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было неспособно только из своих средств производить долгосрочные капиталоёмкие инвестиции.

Также противоречивой была ситуация и в деревне, где явно притеснялись «кулаки» - наиболее решительные и эффективные хозяева. У них отсутствовал стимул работать лучше.

Список использованной литературы

1.Верт Н. История советского государства. 1900-1991: Пер. с фр. - 2-е изд. - М.: Прогресс-Академия, 2006.

.Генкина Э.Б. Переход Советского государства к новой экономической политике (1921-1922). - М.: Госполитиздат, 1954.

.Головатенко А.С. Тоталитаризм XX века. - М.: Школа-пресс, 2010.

4.Зуев М.Н. История России с древнейших времен до начала XXI века - М: Дрофа, 2007 г.

5.Карр Э. История Советской России. Кн. 1: Том 1 и 2. Большевистская революция. 1917-1923. Пер. с англ. / Предисл. Ненарокова А.П. - М.: Прогресс, 2007.

.Карр Э.Х. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929: Пер. с англ. - М.: «Интер-Версо», 2008.

7.Маркова А.Н. История России. - М., 2012 г.

.Микоян А. И. В начале двадцатых… - М., 2007 г.

.Орлов А. С., Георгиев В. А., Сивохина Т.А. История России.- М.: «Проспект» - М., 2011 г.

10.Петров Ю. Предприниматели и российское общество в начале XX века. - Свободная мысль. -2009. - №17

11.Поляк Г.Б. История мировой экономики. - М., 2009 г.

12.Тимошина Т.М. Экономическая история России.- М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2002.

.Юровский Л.Н. Денежная политика Советской власти (1917-1927): Избр. Ст. - М. 2011.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!