Музеефикация как способ сохранения и использования историко-культурного наследия
Введение
Исследовательский интерес к
музеефикации в настоящее время чрезвычайно высок. Он объясняется тем, что
быстроменяющийся мир обостряет музейную потребность, а потому сейчас
музеефикации подвергаются культура, сознание, человек. В данный момент музеефикация
является не только самым оптимальным вариантом сохранения и использования
памятников культуры, но и активно содействует органичному соединению памятника
с регионом, обществом, средой бытования. Повышенное внимание, которое
представляет собой эта музейная практика, объяснимо значительной ролью
историко-культурного наследия в формировании российской культуры. Современная
музеефикация расширяет круг объектов, меняет прежний взгляд на главенство
временной категории над пространственной, уравновешивает их значимость.
Необходимо отметить, что музеефикация по-прежнему остаётся самым оптимальным
вариантом не только сохранения историко-культурного наследия, но и
репрезентацией его в привычном пространственном окружении. Стремительные и
порой необратимые утраты культурного пространства очевидны. В связи с этим,
необходимо музеефицировать всё то, что сохранилось. Музеефикационная практика
стала реальным явлением. Музей-заповедник "Томская Писаница"
созданная 16.02.1988 году, именно с целью музеефикации, сохранения, изучения и
публичного представления памятника наскального искусства "Томская
Писаница", архитектурно-этнографических памятников под открытым небом,
музейных предметов и коллекций, сохранения и изучения флоры и фауны
заповедника, создания современной системы использования памятников истории и
культуры, организации познавательного и научного туризма, сохранения
исторического ландшафта. Находится в Кемеровской области, в 55 км от города
Кемерово, на правом берегу Томи возле деревни Писаная.
До сих пор в музейной теории и практике термин
«музеефикация» использовался достаточно узко, в основном применительно к
недвижимым памятникам, осваиваемым исключительно на месте своего бытования.
Однако наметилась тенденция активного приспособления музейной среды, находящейся
вокруг историко-культурного памятника в качестве музейного объекта. Активизация
музеефикационных практик повлекла за собой множество разноречивых трактовок.
Музеефикация ещё не вполне осмыслена в музееведении, так как долгое время
являлась прерогативой архитекторов и реставраторов. Поэтому при формировании
нового типа комплексных музеев, мегамузеев, возникающих на основе
музеев-заповедников, возникает острая проблема, связанная с использованием
фрагментов среды, интерпретацией материальных и нематериальных объектов
наследия, их отбором, сохранением и приведением в музейное состояние.
Музеефикация, как и любой вид музейной деятельности, имеет и практический, и
теоретический аспекты. На примере Уникального многопрофильного музея под
открытым небом «Томская Писаница», я постараюсь рассмотреть особенности
музеефикации.
Глава 1. Музеефикация как способ сохранения и
использования историко-культурного наследия
Музеефикация - направление музейной
деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных
объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и
выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Хотя
музееефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное
состояние любого объекта, термин, как правило, употребляется по отношению к
недвижимым объектам, средовым объектам и объектам нематериального наследия.
Понятие "музеефикация" употреблял в
своих работах еще Ф.И.Шмит, но утвердился этот термин в советском музееведении
после Великой Отечественной войны в период широкомасштабных работ по
реставрации историко-культурного наследия и организации музеев-заповедников.
Сегодня все чаще используется частичная (или "мягкая") музеефикация,
не предполагающая полного изъятия объекта из среды бытования и допускающая
выполнение им изначальных функций (напр., музеи-храмы, находящиеся в совместном
использовании музея и религиозной общины). Выбор формы и методов музеефикации
определяется типом памятника, его историко-культурной ценностью и состоянием.
Наибольшее число среди музеефицированных
объектов составляют памятники архитектуры. В последние десятилетия ХХ в. в
сферу музеефикации все активнее включаются памятники археологии, науки и
техники, природы. Важной тенденцией развития современного музейного мира
является неуклонно возрастающий удельный вес ансамблевых музеев и средовых
музеев, созданных на основе музеефицированных памятников, которые становятся
все более многочисленными и посещаемыми среди общего числа музеев.
1.1 Общее описание музея-заповедника
Уникальный многопрофильный музей под открытым
небом был создан в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 16
февраля 1988 года. Но для того, чтобы такое решение состоялось, потребовались
многолетние усилия десятков людей, в разные годы посвятивших свою жизнь
изучению и охране всемирно известного памятника первобытного искусства. Скала с
рисунками древних людей на берегу р. Томи, открытая на рубеже XVI -XVII вв., на
протяжении сотен лет приковывала к себе внимание исследователей. Ее описания
содержатся в трудах известных ученых и путешественников XVII- XIX веков Ф.И.
Страленберга, Г.Ф. Миллера, Г.И Спасского и многих других. В 60-70-х годах ХХ
века изучение томских петроглифов продолжили советские исследователи А.П.
Окладников, А.И. Мартынов, В.В. Бобров, Ю.М. Бородкин, Э.И. Биглер. Завершающим
этапом этих многолетних исследований стал капитальный труд А.П. Окладникова и
А.И. Мартынова «Сокровища Томских Писаниц» (1972), а также десятки статей в
научных журналах в СССР и за рубежом. Наука сделала свое дело, ученые помогли
современникам понять смысл жизни и мировоззрение древних, но оградить памятник
от естественного разрушения под действием природных факторов, а главное от
вандалов, они были не в силах. Во главе музея-заповедника «Томская Писаница»
стал профессиональный этнограф, к.и.н. В.М. Кимеев. В это время были заложены
основы функционирования музея: создан профессиональный коллектив
единомышленников, утверждены охранные зоны и генеральная схема развития
музейного комплекса, проведена топосъемка местности, осуществлен землеотвод,
подготовлен и утвержден генеральный план, налажен выпуск рекламной и сувенирной
продукции. В 1989-91 гг. в результате разведывательных археологических
экспедиций вниз по течению Томи сотрудниками музея были обнаружены новые
наскальные рисунки. С 1991 по ноябрь 2004 года музей возглавляла Г.С.
Мартынова.
Этот период в истории музея-заповедника «Томской
Писаницы» ознаменован появлением новых экспозиций, организацией научных
конференций и семинаров. В 1995 году музеем-заповедником организована
международная конференция по проблемам древнего наскального искусства; открыты
музей «Петроглифов Азии», являющийся сегодня крупнейшим в России хранилищем
коллекций наскального искусства Центральной Азии и археологический комплекс
«Археодром». В 1996-97 гг. созданы экспозиции «Мифология и эпос народов
Сибири», Славянский мифологический лес», в 2000 г. экспозиционные комплексы
«Время, космос и календари» и «Живая археология». Во второй половине 90-х годов
музей-заповедник начинает принимать активное участие в конкурсах
.2 История музея
1988 г.
· ГУК "Историко-культурный и
природный музей-заповедник «Томская писаница» создан в 1988 г. на основании
Постановления Совета Министров РСФСР от 16 февраля 1988 г. №51.
1991 г.
· Открытие экспозиции «Мифология, эпос
и календари народов Сибири».
1995 г.
· Открытие музейного комплекса
"Археодром";
· Открытие музея наскального искусства
Азии;
· Международная научная конференция
"Наскальное искусство Азии";
· Открытие архитектурно-этнографического
комплекса "Шорский улус Кезек".
1996 г.
· Реконструкция святилища
"Луски-Ойки".
1998 г.
· Открытие комплекса "Славянский
мифологический лес";
· Музей-заповедник стал победителем
конкурса "Окно в Россию" в номинации "Музей года",
объявленного газетой "Культура".
· С 6 на 7 июля в музее-заповеднике
впервые проведен праздник "Иван-купала"
1999 г.
· Начала свою работу интерактивная
экспозиция "Живая археология";
· Музей-заповедник «Томская Писаница»
- участник выставки "Интер-музей-99" в г.Москве.
2000 г.
В августе открылась экспозиция "Время и
календари".
2003 г.
· В декабре состоялось открытие
Резиденции сибирского Деда Мороза на «Томской Писанице».
2004 г.
· В марте проект музея-заповедника
"Арттерапия в культуре, образовании и психологическом консультировании"
стал победителем конкурса фонда В. Потанина "Меняющийся музей в меняющемся
мире", в номинации "Совместные музейные проекты".
2005 г.
· Подготовлены и открыты: экспозиция
«Ясачное зимовье», выставки «Сибирские крепости», «Окна истории и культуры»;
· Проведена реэкспозиция на экспозиции
«Мифология, эпос». Ремонтно-строительные работы по благоустройству территории.
Ремонтные работы на экспозиции «Шорский улус Кезек»;
· Музей-заповедник посетила делегация
Европарламента;
· Представителям музея-заповедника
вручена «Верительная грамота», о том, что «музей-заповедник наделяется правом
Резиденции Российского Деда Мороза в Кемеровской области».
2006 г.
· Совместно с Кемеровским
государственным университетом культуры и искусств выпущен сборник «Музееведение
и историко-культурное наследие»;
· Возобновлены этнографические
экспедиции;
· Подготовлены и проведены выставки:
«Приданое колмогоровской невесты», «Шория в картинах Ананьева», фотовыставка
«Семейные династии музея-заповедника»;
2007 г.
· Музеем совместно с компанией ООО
«ГАМАС» (г.Санкт-Петербург) подготовлен и издан каталог художественной
коллекции музея;
· На территории музея проведен
фестиваль «Томская писаница в творчестве современных художников»;
· Подготовлены и открыты выставки
«Одежда телеутов в фондах музея-заповедника», «Птицы строят», «Древнее
искусство Притомья в творчестве юных», «Дорога на Усть-Кабырзу» (персональная
выставка Рудольфа Корягина), «Мотивы древнего искусства в работах современных
художников: Евгения Юманова, Эльвира Сурнина, Сергей Дыков»;
· Этнографические экспедиции;
· По инициативе музея-заповедника
Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области при
финансовой поддержке и организационном участии ООО «ГАМАС» (г.Санкт-Петербург)
был проведен научно-практический семинар для сотрудников областных,
муниципальных и ведомственных музеев Кузбасса по теме «Проектная деятельность
музеев».
2008 г.
· 16 февраля музею-заповеднику
«Томская Писаница» исполнилось 20 лет;
· Проведен Круглый стол «Сохранение и
использование историко-культурного наследия на примере музея-заповедника
«Томская Писаница», посвященный юбилею музея;
· Вышел юбилейный проспект «Томская
Писаница» на русском и английском языках;
· В мае в областном Краеведческом
музее (г. Кемерово) открылась выставка «Взгляд сквозь годы» из фондов
музея-заповедника «Томская Писаница»;
· В сентябре в музее-заповеднике
«Томская Писаница» состоялось открытие Часовни в честь Святых Равноапостольных
Мефодия и Кирилла;
· Проведена реэкспозиция
экспозиционного комплекса "Археодром";
· В ноябре в
Профессионально-педагогическом колледже г. Кемерово открылась выставка
«Традиционные верования тюрков Саяно-Алтая» из фондов музея-заповедника
«Томская Писаница», посвященная основным аспектам шаманистских представлений
тюркских народов Южной Сибири в эпоху средневековья - Нового времени.
2009 г.
· В феврале в краеведческом музее г.
Березовский открылась выставка "Люди, духи, вера", отражающая
традиции мировоззрения народов Сибири с глубокой древности и до наших дней;
· В апреле в залах центральной
городской библиотеки им. Гоголя (г. Кемерово) открылась совместная выставка
«Образы, знаки, символы» из фондов музея-заповедника "Томская
Писаница" и книжного фонда библиотеки, состоящая из трех тематических
разделов: «Шедевры Томской писаницы», «Этнография русских и коренного населения
Сибири» и выставка «Затерянные во времени» (картины из фондов
музея-заповедника)
· Музей-заповедник «Томская Писаница»
стал победителем в номинации «Событие года» конкурса «Лучшее музейное
учреждение 2009 г.» за открытие уникальной экспозиции - часовни- храма «Святых
равноапостольных Кирилла и Мефодия»;
· Грант Президента Российской
Федерации на осуществление проекта "Развитие творческого потенциала детей
с ограниченными возможностями как популяризация памятника наскального искусства
Древнее святилище Томская писаница", автор которого Демидова Евгения
Александровна, научный сотрудник отдела фондов ГУК музея-заповедника «Томская
Писаница»;
· Музей-заповедник «Томская Писаница»
получил Диплом I степени конкурса на лучшую экспозицию и лучший экспонат на
международной выставке-ярмарке книготорговой, издательской и библиотечной
продукции, услуг и оборудования, организованной Кузбасской выставочной
компанией «Экспо-Сибирь» в рамках V Сибирского библиотечного форума.;
· Сайт музея-заповедника стал
победителем регионального конкурса web-ресурсов "Интернетционал -
2009" в номинации «Лучший научно-образовательный web-ресурс».
2010 г.
· В январе в музее-заповеднике
«Томская Писаница» побывала съемочная группа телеканала "Russia
Today";
· Сайт музея-заповедника стал призёром
X Всероссийского Интернет-конкурса "Золотой сайт'2009" по Сибирскому
Федеральному округу;
· В июне в музее-заповеднике «Томская
писаница» прошла церемония передачи иконы - копии с Образа Всемилостивого
Спаса, находящегося на Святой Горе Афон;
· Музей-заповедник «Томская Писаница»
удостоен Почетного статуса «Национальное достояние России - 2010».
· Сайт музея-заповедника «Томская
Писаница» стал финалистом XI Всероссийского открытого Интернет - конкурса «Золотой
сайт» в номинации «Музеи, библиотеки, архивы, галереи».
· Вышел документальный фильм
"Томская Писаница. Перекресток эпох"
1.3 Основные направления деятельности
Тщательно подготовленные и организованные
культурные и развлекательные программы успешно заполняют как основное, так и
«свободное» время пребывания в музее. К ним в первую очередь относятся целевые
экскурсионные программы посещения музея, учитывающие потребности различных
групп и категорий экскурсантов.
Для музея кроме основной функции научно-пропагандистской
предусматривается широкое вовлечение в структуру обслуживания школьников и
учащейся молодежи. В структуре экскурсионного обслуживания для учащихся средних
школ специально организованы однодневные экскурсионные программы по тематике «Единого
урока» по истории, биологии, географии, ботанике, который позволяет проводить
занятия по учебным дисциплинам с большей наглядностью, практическим
ознакомлением с экспонатами музея по данной тематике.
Кроме того, на территории музея проводятся мероприятия, привлекающие большое
количество участников: фестивали и ярмарки народного искусства, традиционные
праздники.
Для всех фольклорных праздников в музее
существует обязательное правило - они проводятся в соответствие с традиционными
обрядами, на праздниках возрождаются народные игры и забавы. Во время
праздников посетители являются не просто зрителями, они вовлекаются в само
действие, участвуют в обрядах и традиционных играх.
Важным аспектом и характерной особенностью
научно-исследовательской работы музея является тот факт, что сотрудники не
занимаются «наукой ради чистой науки». Вся научная деятельность подчинена
единственной чисто прикладной задаче: научному всестороннему изучению фондового
объекта ради его экспонирования и полноценного представления.
Научно-исследовательская работа сотрудников
музея выражается в научных докладах и сообщениях, участии в конференциях,
чтениях, семинарах, публикациях, изданиях научно-популярного и рекламного
характера.
.4 Награды музея-заповедника
Несмотря на молодость музея, его по достоинству
ценят в России и за рубежом:
г.
· Музей-заповедник «Томская Писаница»
включён в Президенский список «Особо ценных объектов культурного наследия
Российской Федерации»;
1997 г.
· Диплом Международной музейной
Биеннале в г. Красноярске;
1998 г.
· Победа И.Д.Русаковой (с.н.с. отдела
петроглифов) в областном конкурсе «Гид года-98» (декабрь);
1999 г.
· Победитель Всероссийского конкурса
учреждений культуры в номинации «Лучший провинциальный музей-98» (январь, г.
Москва);
· «Большая золотая медаль» - лучший
объект музейного показа на выставке «Сибирская туристическая ярмарка - 99»
(январь);
· Дипломант выставки «Интермузей-99» в
номинации «Душа России» (март, г. Москва);
· Номинант конкурса Европейского
Музейного форума «Лучший Европейский музей» (май, Словения, г. Любляна);
· Диплом Международной музейной
Биеннале в конкурсе «Музейная открытка» (г. Красноярск);
2000 г.
· Грант Фонда Сороса на создание
экспозиционного комплекса «Время и календари»;
· Грант Фонда Сороса на создание
комплекса «Живая Археология»;
2001 г.
· Грант Президента Российской
Федерации на создание архитектурно-этнографического комплекса «Русское
сибирское село»;
2004 г.
Лауреат Грантового конкурса проектов Фонда В.
Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире». Совместный проект с
Государственным Русским музеем (г. Санкт-Петербург) «Арт-терапия в культуре»;
2005 г.
· «Официальный представитель проекта
«Великий Устюг - Родина Деда Мороза»;
· Национальная туристическая премия
им. Ю. Сенкевича Диплом в номинации «за энтузиазм в развитии музейного дела»;
· Благодарственное письмо от
Департамента культуры Кемеровской области «За большой вклад в развитие
музейного дела, возрождения неродных традиций и сохранения историко-культурного
наследия народов Кузбасса».
2006 г.
· Победитель областного конкурса
«Лучшее музейное учреждение» в номинации «Музейные образовательные программы»;
· Грант Президента Российской
Федерации на осуществление проекта «Древнее искусство Притомья в творчестве
юных» (автор - Анна Федоровна Покровская);
2007 г.
· Грант Президента Российской
Федерации на осуществление проекта «Музейно-туристический центр «Музей XXI в.».
Музейный проект МЗТП «Русское сибирское село». Руководитель Грантового проекта
- Заслуженный деятель науки России, доктор исторических наук, Академик РАЕН,
главный специалист музея Мартынов Анатолий Иванович;
2008 г.
· Областная награда «Лучшее музейное
учреждение года»;
2009 г.
· Музей-заповедник «Томская Писаница»
стал победителем в номинации «Событие года» конкурса «Лучшее музейное
учреждение 2009 г.» за открытие уникальной экспозиции - часовни- храма «Святых
равноапостольных Кирилла и Мефодия».
· Грант Президента Российской
Федерации на осуществление проекта "Развитие творческого потенциала детей
с ограниченными возможностями как популяризация памятника наскального искусства
Древнее святилище Томская писаница", автор которого Демидова Евгения
Александровна, научный сотрудник отдела фондов ГУК музея-заповедника «Томская
Писаница».
· Музей-заповедник «Томская Писаница»
получил Диплом I степени конкурса на лучшую экспозицию и лучший экспонат на
международной выставке-ярмарке книготорговой, издательской и библиотечной
продукции, услуг и оборудования, организованной Кузбасской выставочной
компанией «Экспо-Сибирь» в рамках V Сибирского библиотечного форума.
· Сайт музея-заповедника стал
победителем регионального конкурса web-ресурсов "Интернетционал -
2009" в номинации «Лучший научно-образовательный web-ресурс».
2010 г.
· Сайт музея-заповедника стал призёром
X Всероссийского Интернет-конкурса "Золотой сайт'2009" по Сибирскому
Федеральному округу;
· ГАУК КО Музей-заповедник «Томская
Писаница» удостоен Почетного статуса НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ - 2010 в
рамках Фестиваля Добрых Дел - 2010 и награжден Дипломом за вклад в развитие
российского образования, проведение просветительских и гуманитарных проектов,
направленных на гармоничное воспитание подрастающего поколения, формирование
будущего России на основе высоких нравственных ценностей.
2011 г.
· Сайт музея-заповедника «Томская
Писаница» стал финалистом XI Всероссийского открытого Интернет - конкурса
«Золотой сайт» в номинации «Музеи, библиотеки, архивы, галереи».
.5 Экспедиционные исследования
Со дня основания музей-заповедник «Томская
Писаница» определил одним из приоритетных направлений своей деятельности
изучение историко-культурного наследия древнего и современного населения
Кемеровской области и сопредельных территорий. Полевые экспедиционные
исследования начали проводиться сотрудниками музея с 1988 года по четырем
основным направлениям: этнография коренного населения, этнография русского
населения, а также археологическое и петроглифическое наследие народов Сибири:
1. этнографические исследования коренного
населения Кузбасса (шорцев, телеутов) проводились с 1988 по 1992 гг.
сотрудниками музея В.М. Кимеевым, С.Ю. Батаевой, Д. Седовым; возобновлены в
2006 г.
2. этнографические исследования русского
населения Притомья проводились с 1988 по 1993 гг. сотрудниками музея Л.А.
Скрябиной, К.М. Шумковым; возобновлены в 2006 г.
. археологические исследования
проводились с 1988 по 1993 гг. сотрудниками музея А.И. Мартыновым, И. Ковтуном,
В. Горяевым; возобновлены в 2004 г.
. петроглифические исследования с 1988 г.
проводились сотрудниками музея А.И. Мартыновым, Е. Бариновой, И. Ковтуном, А.
Ломтевой, А.Ф. Покровской, И.Д. Русаковой; в настоящее время ежегодно
проводятся И.Д. Русаковой.
В 2006 году музеем-заповедником были
организованы и проведены следующие экспедиционные исследования:
Этнографические исследования русского населения
Притомья: Крапивинский район, Юргинский район и с. Колмогорово Яшкинского
района - всего 12 населенных пунктов (июнь - июль). Участники - сотрудники МЗТП
А.П. Бутьян, Е.А. Москвина, студенты КемГУ.
Цели экспедиций:
· пополнение фонда МЗТП материалами по
тематике «Этнография русского населения Притомья»;
· сбор материалов для создания новых
выставок и экспозиций на этнографическом комплексе «Русское сибирское село»;
· сбор материалов для усиления
этнографической составляющей сценарных планов праздников, традиционно
проводимых на территории МЗТП.
- Этнографические исследования коренного
населения Кузбасса (шорцев): Таштагольский район - всего 11 населенных пунктов
(август). Участники - сотрудники МЗТП Е.А. Москвина, С.Н. Леонтьев.
Цели экспедиций:
· пополнение фонда МЗТП материалами по
тематике «Этнография коренного населения Кузбасса»;
· сбор материалов для внесения
дополнений на этнографическом комплексе «Шорский улус Кезек».
- Археологическое обследование памятников
древности в окрестностях с. Таяты Каратузского района Красноярского края (июль
- август). Участники - сотрудник МЗТП С.Н. Леонтьев, сотрудник Минусинского
краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова Н.В. Леонтьев, учащиеся средней школы
№ 4 г. Минусинска.
Цели экспедиции:
· продолжение начатого в 2000 г.
исследования памятника Таяты III;
· сбор информации о материальной и
духовной культуре древнего и средневекового населения Восточного Саяна;
- Обследование петроглифического памятника Куня
в республике Хакасия (июль - август). Участники - И.Д. Русакова, преподаватели
и студенты КемГУ.
Цели экспедиции:
· продолжение начатого в 1990-е гг.
исследования памятника Бояры - Абакано-Перевоз и Куня;
· пополнение фонда МЗТП материалами по
тематике «Наскальное искусство Азии».
В 2008 году музеем-заповедником были
организованы и проведены следующие экспедиционные исследования:
· Этнографическая экспедиция по
русским селам Чебулинского, Мариинского и Тисульского районов Кемеровской
области. Руководитель экспедиции: с.н.с. научно-этнографического отдела
Москвина Е.А. Участники экспедиции: Москвина Е.А., Леонтьев С.Н., Воеводин Т.В.
Экспедиция организована на средства гранта Президента РФ и предусматривала сбор
этнографического материалов о русском населении северо-восточной части
Кемеровской области, а также выявление памятников историко-архитектурного
наследия. Маршрут пролегал по Чебулинскому, Мариинскому и Тисульскому району
области.
· Сотрудники музея-заповедника Леонтьев
С.Н. и Пономарев А.А. принимали участие в археологической экспедиции СО РАН на
памятнике «Усть-Кова-2» (Средняя Ангара).
.6 Фонды и коллекции музея-заповедника
На 01.01.2011 г. в музее-заповеднике «Томская
Писаница» насчитывается 20817 единиц хранения, из них 11503 основного и 9314
научно-вспомогательного фонда. Рассмотрим наглядно фонд в таблицах.
· Состав коллекций музея-заповедника, (Таблица
№1);
· Динамика прироста предметов
основного фонда 2000-2009 гг., (Таблица №2);
· Динамика прироста предметов
научно-вспомогательного фонда 2000-2009 гг., (Таблица №3);
Библиотечный фонд музея составляет 4762 единиц
хранения. Это, прежде всего, литература по археологии, петроглифистике,
этнографии, музееведению.
Научный архив музея-заповедника начал
формироваться в первые годы создания музея. В настоящий момент он включает в
себя семь фондов, насчитывающих более 600 дел. Основными источниками
формирования архива стали творческие работы сотрудников музея-заповедника, а
также целенаправленное комплектование информационных источников, отражающих
важнейшие события в жизни музея и страны.
Таблица Коллекции
№
/п
|
Наименование
коллекции
|
Краткое
описание
|
1
|
Петроглифическая
коллекция
|
Памятники
наскального искусства Притомья. Материалы памятников Северной и Центральной
Азии и сопредельных территорий
|
2
|
Археологическая
коллекция Каталог экспонатов »
<#"658788.files/image001.gif">
Таблица №2
Динамика прироста предметов
основного фонда 2000-2009 гг.
Таблица №3 Динамика прироста
предметов научно-вспомогательного фонда 2000-2009 гг.
Похожие работы на - Музеефикация как способ сохранения и использования историко-культурного наследия
|