Капитал торговой фирмы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    100,39 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Капитал торговой фирмы

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты активов и капитала торговой организации

.1 Понятие и виды активов торговой организации, отраслевые особенности их состава и структуры

.2 Состав и структура капитала торговых организаций

Глава 2. Анализ активов и капитала торговой организации на примере ООО «Колосок»

.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Колосок» и его активов

.2 Финансовая структура активов и капитала ООО «Колосок»

Глава 3. Совершенствование активов и капитала торговой организации на примере ООО «Колосок»

.1 Направления совершенствования активов ООО «Колосок»

.2 Пути совершенствования капитала торговой организации

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность курсовой работы определена тем, что в настоящее время торговля является одной из крупнейших отраслей национальной экономики большинства развитых стран. Деятельность торговых компаний, особенно крупных, подвержена влиянию многих факторов и охватывает широкий спектр проблем финансово-экономического характера.

Определение и детальное рассмотрение категории «активы» в экономической науке является одной из ключевых проблем. Именно активам отводится определяющая роль в решении проблем финансового состояния. Анализ эффективности использования капитала также имеет важное практическое значение. От того, каким капиталом располагает организация, насколько оптимальна его структура, насколько целесообразно он трансформируется в основные и оборотные фонды, зависит финансовое благополучие торговой организации и результаты ее деятельности. В современных условиях структура капитала и активов является тем фактором, который оказывает непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия - его платежеспособность и ликвидность, величину дохода, рентабельность деятельности.

Финансы торговых организаций функционируют в рыночной экономике на тех же принципах, что и финансы других коммерческих организаций: хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, экономической заинтересованности, материальной ответственности, формирования финансовых резервов. В то же время торговым организациям присущи отраслевые финансовые особенности. Прежде всего, это особенности состава и структуры активов и капитала.

Актуальность темы определяет цель написания курсовой работы, которая заключается в изучении активов и капитала ООО «Колосок», а также в выявлении путей совершенствования организации активов и капитала предприятия.

Для достижения указанной цели были решены следующие основные задачи:

изучены теоретические аспекты активов и капитала торговой организации;

проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия ООО «Колосок»;

изучен методический подход к формированию активов и капитала ООО «Колосок»;

дана оценка эффективности использования активов и капитала ООО «Колосок»;

предложены мероприятия по повышению эффективности использования активов и капитала ООО «Колосок».

Объектом курсовой работы является финансово-хозяйственная деятельность торгового предприятия ООО «Колосок».

Предметом курсовой работы является структура активов и капитала ООО «Колосок».

Концептуальные основы формирования и управления активами и капиталом торгового предприятия нашли отражение в исследованиях: Агаповой Т.Н., Вайсблат Б.И., Грачева А.В., Лапуста М.Г., Лупей Н.А., Сацук Т.П., Токарь Е.В. и др.

При написании курсовой работы применялись монографический, экономический, математический и статистический методы исследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты активов и капитала торговой организации

.1 Понятие и виды активов торговой организации, отраслевые особенности их состава и структуры

Торговля - важная составляющая экономики любого государства. С незапамятных времен торговые пути соединяли города и страны, сближали культуру, науку и прогрессивные идеи разных народов. И сегодня именно предприятия торговой сферы создают развитую инфраструктуру услуг, вносят весомый вклад в создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития. Особенность торговли - завершение процесса производства и реализации, по существу - завершение цикла товарного производства после того, как товар найдет покупателя и состоится сделка купли-продажи (рис. 1 в приложении 1).

Финансы торговли - это система экономических отношений, посредством которых осуществляются формирование и развитие финансовых ресурсов в условиях рыночных отношений, что обусловлено кругооборотом товарно-денежных отношений в виде двух фаз: покупка товаров и их продажа в розничной торговле. Первая фаза связана с движением товаров, а вторая с движением денежных средств [23, с. 56].

Специфика финансов торговли (сферы товарного обращения) состоит в следующем: предприятия и организации торговли являются связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта; в деятельности предприятий торговли сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка и т.д.) с непроизводственными, связанными со сменой собственников, т.е. непосредственно с реализацией продукции; торговые предприятия в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли; торговля не создает дополнительной потребительной стоимости. Стоимость увеличивается в результате затрат дополнительного общественного труда, что приводит к увеличению издержек обращения; выручка от реализации товаров предприятий торговли поступает в налично-денежной форме, работники торговли несут личную материальную ответственность за сохранность имущества и денежных средств, что требует усиления финансового контроля; финансовое состояние предприятий торговли зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров [21, с. 5].

Для осуществления хозяйственной деятельности каждое торговое предприятие должно располагать определенным имуществом, принадлежащим ему на правах собственности. Все виды такого имущества в совокупности называются активами торгового предприятия. В зависимости от характера участия в хозяйственном процессе и скорости оборота все имущественные ценности торгового предприятия подразделяются на два основных вида: 1) оборотные активы; 2) внеоборотные активы [14, с. 30].

Оборотные активы (или оборотный капитал) представляют собой совокупность имущественных ценностей торгового предприятия, обслуживающих текущий хозяйственный процесс и полностью потребляемых в течение одного торгово-производственного цикла. К ним относят имущественные ценности всех видов со сроком использования до одного года и стоимостью до 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Внеоборотные активы (основной капитал) представляют собой совокупность имущественных ценностей торгового предприятия, многократно участвующих в процессе его хозяйственной деятельности и переносящих на издержки обращения свою использованную стоимость частями. К ним относят имущественные ценности всех видов со сроком использования более одного года и стоимостью свыше 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Как оборотные, так и внеоборотные активы торгового предприятия подразделяются на отдельные виды (рис. 2 в приложении 1):

. Запасы товаров. К ним относятся товарные запасы всех видов, предназначенные для реализации. Торговля традиционно считается основным хранителем товарных запасов. Причем товарные запасы в основной своей массе находятся в розничном звене, недостаточно приспособленном для выполнения функций хранения. В результате часть товаров не находит сбыта, часть утрачивает потребительские свойства из-за нарушения условий хранения, уценивается или списывается в потери [13, с. 80]. Происходящий рост товарных запасов в условиях рыночной экономики нельзя признать оправданным. Торговля должна располагать лишь текущими запасами товаров, обеспечивающими нормальный торговый процесс. В таблице 1 (приложение 2) отражены данные об изменении товарных запасов в организациях розничной торговли России в 2011-2012 гг.

. Запасы материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов. В состав материалов включаются разнообразные их виды, предназначенные для ремонта; упаковочные материалы. В состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов входят средства труда со сроком эксплуатации до одного года и стоимостью до 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

. Дебиторская задолженность (расчеты с дебиторами). К ней относится задолженность юридических и физических лиц торговому предприятию за товары и других видов.

. Денежные активы. К ним относятся денежные средства торгового предприятия в кассе, на расчетном и валютном его счетах и в других формах.

. Краткосрочные финансовые вложения: вложения средств предприятия в различные ценные бумаги, на депозитные счета в банках и т.п. на срок менее одного года. По своему экономическому содержанию они представляют собой форму временного использования свободных денежных активов торгового предприятия с целью получения доходов по ним в краткосрочном периоде.

. Прочие виды оборотных активов - расходы будущих периодов (затраты, произведенные в данном отчетном периоде, но которые будут отнесены на издержки обращения в будущих периодах) и некоторые другие их виды. В составе внеоборотных активов торгового предприятия выделяют [1, с. 504]:

. Основные средства. В их состав входят принадлежащие торговому предприятию средства труда в форме зданий, помещений, машин, механизмов, оборудования и других со сроком службы более одного года и стоимостью свыше 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Основные средства представляют собой стоимостную оценку основных производственных фондов - «совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере» [5, с. 156].

Самыми важными основными средствами многих розничных торговцев является недвижимость. В отличие от оборотных средств, для которых в балансовом отчете указывается полная стоимость, для основных средств указывается остаточная стоимость (за вычетом амортизационных отчислений). Это может затруднить управление активами, так как записи не будут точно отражать истинную стоимость активов фирмы. Например, многие аналитики розничной торговли используют термин «скрытый основной капитал» для описания активов, таких как здания магазинов и складов, которые занесены в баланс по заниженной стоимости по сравнению с их реальной ценностью. В некоторых случаях инвесторы стремятся приобрести розничные предприятия по причине высокой стоимости скрытого основного капитала [6, с. 351].

. Нематериальные активы. К ним относятся приобретенные торговым предприятием права пользования товарными знаками, патентами, лицензиями, «ноу-хау», авторскими правами и другие аналогичные имущественные права.

Нематериальные активы на сегодняшний день становятся важным стратегическим активом компании.

. Незавершенные капитальные вложения. К ним относятся незавершенные реальные инвестиции торгового предприятия в новое строительство, реконструкцию помещений и другие реальные объекты.

. Долгосрочные финансовые вложения. К ним относятся долгосрочные (на срок более одного года) финансовые инвестиции торгового предприятия в уставные фонды совместных предприятий, в разнообразные фондовые и денежные инструменты (акции, долгосрочные облигации, долгосрочные депозитные вклады и т.п.).

. Прочие виды внеоборотных активов (оборудование, предназначенное к установке, расчеты с участниками и некоторые другие их виды).

Формирование активов торгового предприятия связано с тремя основными этапами его развития: 1) созданием нового предприятия; 2) реконструкцией и модернизацией действующего предприятия; 3) созданием новых структурных единиц (магазинов, филиалов и т.п.) действующего предприятия. Два последних - суть формы инвестиционной деятельности предприятия [7, с. 23].

Итак, активы торговой фирмы - это определенное имущество, принадлежащее ей на правах собственности. В торговле активы представлены в основном оборотными активами (75-80% всех активов). В составе оборотных активов преобладают товарные запасы.

.2 Состав и структура капитала торговых организаций

Формирование активов торгового предприятия осуществляется за счет инвестируемого в них капитала. Первоначальное значение слова «капитал» происходит от латинского «capitalis» - главный. В экономической теории и предпринимательской практике нет понятия, которое бы использовалось так часто и так неоднозначно. Под капиталом понимают «заводы и фабрики, складские помещения и транспортные коммуникации, оборудование и инструменты, сырье и готовую продукцию, знания, умения человека и финансовые активы» [3, с. 7]. Понятие «капитал» распространяется на самые разнообразные объекты, общей чертой которых является «способность приносить доход» [9, с. 61]. Капитал - «запас материальных и нематериальных ценностей, используемых производительно для получения доходов» [12, с. 106]. Капитал - это «определенный запас ценностей (благ) в денежной или не денежной форме, который приносит доход своему владельцу, обеспечивая самовозрастание богатства, особенно в форме денег» [17, с. 406]. Т.е., капитал - любой ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ.

Существование и эффективная деятельность предприятия в рыночных условиях хозяйствования нереальна без хорошо налаженного управления его капиталом. Капитал предприятия является, с одной стороны, источником, а с другой, результатом деятельности предприятия.

Различают физический (материально вещественный капитал) и человеческий капитал. Физический капитал - имущество длительного пользования (здания, машины, оборудование), используемое фирмой в ее деятельности. Различают основной и оборотный физический капитал. Деление капитала на основной и оборотный связано с характером их кругооборота и формой участия в создании готовой продукции [15, с. 56].

Основной капитал охватывает все объекты, предназначенные для постоянного пользования: основные средства, нематериальные активы и финансовые вложения. Основной капитал - это часть активов предприятия, вложенная в основные средства, незавершенные долгосрочные инвестиции, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения. Основной капитал участвует в процессе производства в течение длительного времени (как правило, срока превышающего один год) и постепенно, частями переносит свою стоимость на стоимость готовой продукции [16, с. 12].

Основные средства - это средства, вложенные в основные производственные фонды, материально-вещественные ценности, относящиеся к орудиям труда и используемые в процессе производства в течение периода, превышающего один год, или имеющие стоимость на дату приобретения свыше стократно установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока полезного использования. По материальному составу основные средства представляют собой здания, сооружения, оборудование, землю и т.п. Кругооборот основных средств включает: износ основных средств, начисление амортизации (за исключением земли), накопление средств для полного восстановления, замену основных средств путем прямых инвестиций.

Незавершенные долгосрочные инвестиции - затраты на приобретение оборудования и вложения в незавершенное строительство, которые еще не могут быть использованы в хозяйственной деятельности и на которые еще не начисляется амортизация [18, с. 99].

Нематериальные активы - это активы, не имеющие физической формы. Например, деловая репутация фирмы, торговая марка, торговый знак, патенты, затраты на НИОКР. Их приобретение связано с долгосрочными вложениями, поэтому их кругооборот аналогичен кругообороту основных средств [4, с. 76].

Долгосрочные финансовые вложения - затраты на долевое участие в уставном капитале других предприятий, вложения в ценные бумаги разного вида на долгосрочной основе, стоимость имущества, переданного в аренду на праве финансового лизинга.

Источники финансирования основного капитала подразделяются на собственные средства хозяйствующего субъекта и заемные [8, с. 46].

Собственные средства (капитал) предприятия включает в себя взносы учредителей и часть денежных средств, полученных в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятия. К последним относятся амортизационные отчисления и прибыль. Амортизационные отчисления представляют собой денежную форму перенесенной на готовый продукт части стоимости основных средств. Эти отчисления формируют амортизационный фонд. Его средства являются основным источником долгосрочных инвестиций для предприятий. Прибыль, остающаяся у предприятия, также может быть направлена на финансирование инвестиций. В РФ доля прибыли предприятий в источниках долгосрочного финансирования мала из-за всё ещё нестабильного состояния экономики [10, с. 23].

Заемные средства предприятие может формировать за счет долгосрочных банковских ссуд, эмиссии долгосрочных, долговых ценных бумаг (облигаций), приобретения основных средств на основе финансового лизинга, инвестиционного налогового кредита. Для финансирования нематериальных активов может использоваться франчайзинг.

В структуре капитала российских торговых организаций доля заемного капитала составляет по отрасли в целом более 90% [11, с. 256]. При этом заемный капитал почти полностью представлен краткосрочными обязательствами. Существенные особенности имеются в порядке формирования доходов, расходов и прибыли, а также в показателях рентабельности торговых организаций. Основным источником доходов в торговле являются реализованные торговые надбавки. Расходы по основному виду деятельности - продаже товаров - в торговле представлены издержками обращения.

В России в качестве долгосрочных инвестиций используются средства иностранных инвесторов и средства федеральных и местных бюджетов.

Основные средства торгового предприятия состоят из: активной части, включающей торговое оборудование, машины, транспортные средства и т.д., удельный вес которых в структуре основных фондов по сравнению с промышленными предприятиями в три раза меньше и составляет 10%; пассивной части, включающей здания, помещения, сооружения и т.д., удельный вес которых составляет 80% [13, с. 106].

Особенностью функционирования основных средств в торговле является их высокая стоимость, длительная эксплуатация, высокая производительность, экономичность и надежность. Затраты на воспроизводство основных средств производятся в форме капитальных вложений и финансируются из тех же источников, что и в промышленности.

Оборотные средства торговли представляют собой совокупность денежных средств, инвестированных в сферу обращения в качестве источника финансирования авансируемых торговыми предприятиями затрат на создание необходимых товарных запасов и совершение издержек обращения [2, с. 410].

Оборотные средства по степени планирования подразделяются на: нормируемые, включающие запасы товаров, тары, топлива, сырья; денежные средства в кассах и пути; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; расходы будущих периодов; ненормируемые, включающие денежные средства на счетах в банках; средства в расчетах (дебиторы).

Структура оборотных средств торговли характеризуется высокой долей товарных запасов - около 90% от общей стоимости оборотных средств, незначительным удельным весом денежных средств - около 5% и расчетами - 5%. Это обусловлено рядом причин, связанных с особенностью торгового обслуживания: равномерностью процессов обращения; сезонностью производства и потребления; неравномерностью размещения производства и районов потребления; непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства; преобразованием производственной продукции в торговую; необходимостью образования страховых резервов и др. [2, с. 411].

Товарные запасы представляются в абсолютных и относительных величинах измерения. Абсолютные - выражаются в натуральных или стоимостных единицах. Абсолютная величина постоянно меняется и зависит поступления и продажи товаров. При анализе и планировании большое значение имеет соизмерение товарных запасов с товарооборотом. Этот показать - относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося на предприятиях торговли на определенную дату и показывает, на сколько дней торговли хватит товарного запаса. Под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям - для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота [19, с. 207].

Размеры товарных запасов связаны со скоростью обращения товаров. Ускорение времени обращения товаров способствует: повышению эффективности товарного обращения; непрерывности воспроизводственного процесса; повышению прибыли и рентабельности. Оценка товарных запасов товароматериальных ценностей (сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, тары, запасов) производится по фактической себестоимости, которая подвержена существенным колебаниям, вызванным изменением цен, стоимости услуг, расходов на транспортировку и др. составляющих себестоимости [22, с. 23].

Итак, капитал - это вложения в активы организации, используемые для производства и реализации товаров с целью получения прибыли. В общем, под капиталом можно подразумевать инвестированные ресурсы. Капитал является одной из главных составляющих производства, производственным потенциалом. Без него невозможна производственная и коммерческая деятельность. Предпринимательская деятельность в торговле связана с формированием и использованием основного и оборотного капитала, необходимого для продвижения, хранения и реализации товаров.

Глава 2. Анализ активов и капитала торговой организации на примере ООО «Колосок»

.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Колосок» и его активов

актив торговый капитал отраслевой

Общество с ограниченной ответственностью «Колосок» - это торговое предприятие, осуществляющее торгово-хозяйственную деятельность на потребительском рынке России. Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля продовольственными товарами. ООО «Колосок» является юридическим лицом, имеет самостоятельный отчетный баланс, расчетный счет и иные счета в Сбербанке РФ, круглую печать, штампы, бланки с указанием своего полного наименования, собственный товарный знак. Торговое предприятие ООО «Колосок» было создано 26 апреля 1996 г. в соответствии с действующим законодательством РФ. В своей деятельности предприятие руководствуется Уставом и Учредительным договором, а также соответствующими законодательными актами в сфере предпринимательской деятельности.

ООО «Колосок» отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. От своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несёт обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Также данное предприятие самостоятельно отвечает за полученные результаты от своей производственной деятельности и выполнение обязательств перед заказчиками, бюджетами, банками и другими контрагентами.

Источниками формирования финансовых результатов предприятия являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг. На предприятии созданы следующие фонды: уставный, социального развития, резервный и другие фонды общего и специального назначения. Предприятие имеет самостоятельный баланс, в котором отражается его имущество. Имущество предприятия состоит из основных и оборотных средств, а также иных материальных и финансовых ценностей.

В ООО «Колосок» два учредителя. Оба учредителя могут принять участие в управлении, что отвечает их интересам, с одной стороны, а с другой, соответствует целям самого партнерского предприятия - получить максимальную прибыль - за счет четкой структуры управления отдельным направлением торговли.

Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством РФ (см. приложение 3). Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемым и утверждаемым планом экономического и социального развития.

Основные виды деятельности предприятия в соответствии с учредительными документами: 1. Розничная торговля продовольственными товарами. 2. Купля-продажа всех видов движимого и недвижимого имущества, в том числе сырья и полуфабрикатов, строительных материалов, ТНП и продуктов питания. 3. Осуществление сбора и распространение коммерческой и экономической информации. 4. Оказание посреднических, дилерских, рекламных, консультационных и иных видов услуг.

Розничная реализация продукции предприятия за 2 года (2011, 2012 гг.) характеризуется данными, представленными в таблице 2 (приложение 4).

Рассматривая данные, отражающие результат проведенного анализа основных показателей финансовой деятельности торгового предприятия - ООО «Колосок» в динамике двух лет можно сделать следующие выводы.

Товарооборот данного предприятия в 2012 г. (отчётном) составил 56728,0 тыс. руб., что по сравнению с прошлым годом больше на 12906 тыс. руб., т.е. увеличение составляет 29,45%. Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получения определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия. Из всех ресурсов наиболее эффективно используются основные средства. При увеличении их первоначальной стоимости на 8% (предприятием было приобретено новейшее оборудование), фондоотдача увеличилась на 20,1%. Также достаточно эффективно используется и второй элемент материально-технической базы - торговая площадь, о чём свидетельствует повышение нагрузки на 1 кв.м. - на 29,45% при том, что площадь торговли в 2012 г. осталась без изменения.

Оборотные средства предприятия в 2012 г. по сравнению с прошлым годом в общем увеличились на 436,4 тыс. руб., что составляет 8,6%. Рост прибыли от продаж в 2012 г. сопровождается некоторым повышением и снижением показателей прибыли. По основной деятельности наблюдается увеличение финансового результата, о чём свидетельствует увеличение прибыли от продаж на 3,9% (в 2012 г. она составила 1600,15 тыс. руб.). Совокупное влияние всех факторов привело к значительному увеличению чистой прибыли на 10,82%, в 2012 г. сумма чистой прибыли составила 1094,84 тыс. руб.

В целом за данный период предприятие имеет тенденцию к дальнейшему развитию - расширению размеров реализации товарной продукции.

Необходимо учесть, что формирование капитала для инвестиций в торговлю продуктами питания, происходит в основном, как и во многих сегментах деятельности малого бизнеса, за счет вливаний собственных денежных средств. Негативное влияние рисков в малом бизнесе значительно выше, чем в других формах деятельности. Область рисков, наиболее свойственная деятельности ООО «Колосок» по торговле продуктами питания включает в себя следующий перечень:

Политические риски, особенно в плане неблагоприятного изменения налогового законодательства;

Коммерческие риски, в полном составе. В первую очередь торговые - возможность убытков, связанных с неплатежами или отсрочкой платежей за товар (в особенности при поставках продукции в магазины), потери при мошеннических операциях возможных при оптовых покупках товара на базах и складах и т.д.;

Производственные риски - поломка оборудования, транспорта, порча сырья, являются факторами, способными уничтожить торговую фирму; внедрение нового оборудования (например, установка морозильной камеры и ларей, при расширении ассортимента за счет продуктов питания глубокой заморозки) может быть неподъемным бременем для фирмы, не располагающей большим объемом свободных средств.

Финансовые риски, в частности инфляционные и валютные.

Риск банкротства. Малое предприятие не имеет достаточного запаса прочности для маневров, нейтрализующих негативные и нулевые результаты рисков, и способных в решающий момент преломить ситуацию. Отсутствие возможности диверсификации портфеля личных инвестиций и связанной с этим возможности маневренности в рисковых ситуациях, малое предприятие подвержено негативным результатам рисков в большей степени, чем крупное предприятие.

Торговля продуктами питания является очень трудоемкой деятельностью, требующей постоянной ориентации на конъюнктуру рынка, ежедневного обеспечения оборота продукции, ненормированного рабочего дня, особенно в праздничные и выходные дни; другой подход ведет к непременному банкротству. Кроме того, быстрый оборот продукции возможен лишь при постоянно пополняющемся ассортименте продуктов, и при изъятии оборотных средств часть товара в лучшем случае будет реализована с убытками, в худшем случае потеряна.

Недостатки организации финансов - отсутствие сильной аналитической функции, ключевых элементов управленческого и налогового учета и планирования, нерациональный документооборот, неинформированность руководства, плохое управление денежными потоками, неэффективное управление запасами и портфелем готовой продукции - влечет за собой такие негативные моменты, как задержки зарплаты, налоговые недоимки, большие объемы дебиторской задолженности, трудности с получением банковских кредитов, низкую рентабельность продукции, трудности со сбытом, высокую издержкоемкость, расточительное расходование средств, недостаток собственного оборотного капитала и пр. Общим итогом является ухудшение финансового состояния, нарастание финансовых трудностей. Негативные последствия неудовлетворительного финансового управления могут проявляться как чисто финансовые потери, утраты и упущенные возможности, так и в виде ослабления качества бизнеса в целом.

.2 Финансовая структура активов и капитала ООО «Колосок»

Анализ динамики и характеристика показателя розничного товарооборота ООО «Колосок» представлена в таблице 3 (приложение 5). Как показывает таблица 3, в условиях рыночной экономики объем товарооборота остается одним из главных показателей деятельности торгового предприятия. В результате проведённого анализа видно, что розничный товарооборот предприятия в 2011 г. по сравнению с 2010 г. в сопоставимых ценах уменьшился на 2067,7 тыс. руб., что составляет 5,5%. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. товарооборот в сопоставимых ценах увеличился на 5050,9 тыс. руб., что составляет 16,2% (прирост товарооборота по сравнению с базисным годом).

Товарооборот предприятия в 2011-м г. по сравнению с 2010 г. в сопоставимых ценах уменьшился на 2067,6 тыс. руб., что составляет 5,5%. В 2012 г. по сравнению со 2011 г. товарооборот в сопоставимых ценах увеличился на 7118,6 тыс. руб., что составляет 13,3% (прирост товарооборота по сравнению с предшествующим годом).

Для продолжения анализа посчитаем абсолютный прирост (снижение) товарооборота предприятия за год за счет изменения: 1) физического объема: товарооборот в сопоставимых ценах 2012 г. - товарооборот в сопоставимых ценах прошлого года = 43636,9 - 43822 = -185,1 тыс. руб. Абсолютный прирост товарооборота предприятия снизился за счет изменения физического объема товарооборота на 185,1 тыс. руб. 2) роста цен: товарооборот в действующих ценах 2012 г. - товарооборот в сопоставимых ценах прошлого года = 56728 - 43636,9 = 13091,1 тыс. руб. За счет роста цен абсолютный прирост товарооборота составил 13091,1 тыс. руб. (таблица 4, приложение 5).

В результате проведённого анализа влияния цен на объём розничного товарооборота за анализируемый период можно сделать следующий вывод. В 2012 г. по сравнению с прошлым годом произошло увеличение товарооборота в действующих ценах на 12906,0 тыс. руб., что оценивается положительно. На данное увеличение однонаправленное влияние оказал фактор роста цен, за счёт него в 2012 г. товарооборот вырос на 13091,1 тыс. руб., а за счёт физического объёма товарооборота розничный товарооборот снизился на 185,1 тыс. руб., что оценивается положительно. Поскольку динамика товарооборота положительно направленная за счёт влияния интенсивного фактора, то деятельность предприятия следует признать экономически эффективной.

Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.

Анализ розничного товарооборота ООО «Колосок» в разрезе кварталов и расчет коэффициентов ритмичности и равномерности выполнения розничного товарооборота по кварталам анализируемых периодов представлены в таблицах 5, 6 (приложение 6).

В целом, можно сделать вывод о том, что главный фактор успешного развития розничного товарооборота торгового предприятия - это обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

Анализ отчета о прибылях и убытках предполагает последовательное изучение всех статей отчета. Анализ начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующим им расходов - себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения этих показателей. Различные виды операционных и прочих доходов и расходов рассматриваются как факторы, влияющие на показатели прибыли (убытка). Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения и качество чистой прибыли - источника прироста капитала и выплаты дивидендов.

По данным отчетов о прибылях и убытках за 2010-2012 гг. видно, что сумма прибыли до налогообложения выросла: в 2011 г. по сравнению с 2010 г. - на 1400 тыс. руб., или 8,8%; в 2012 г. по сравнению с 2011 г. - на 100 тыс. руб., или 0,4%.

Вместе с тем динамика финансовых результатов включает и негативные изменения, в частности, сокращение прочих доходов в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 100 тыс. руб., или 14%.

Анализ структуры прибыли позволяет установить, что основную ее часть составляет прибыль от продажи продукции - 90,2% за 2012 год, что на 1,1 % меньше по сравнению с 2011 г., и на 2,3 % меньше, чем в 2010 г.

Положительным фактом является снижение себестоимости продажи товаров и услуг в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 5200 тыс. руб., или 21%.

Используя данные отчета о прибылях и убытках можно дать оценку влияния факторов на относительное изменение суммы прибыли до налогообложения. Для этого абсолютное изменение каждого показателя следует разделить на величину прибыли предыдущего периода. Если изменение показателя способствует увеличению прибыли, то фактор имеет положительное значение, и наоборот.

Влияние увеличения в 2012 г. суммы прибыли от продаж на величину прибыли до налогообложения: 100 / 15340 * 100% = +0,6%.

Влияние уменьшения в 2012 г. прочих доходов на величину прибыли до налогообложения определим по формуле: 90 / 15340 * 100% = +0,5%.

Влияние сокращения прочих расходов на величину прибыли до налогообложения определим по формуле: 54 / 15340 * 100% = +0,31%.

Результаты факторного анализа показали, что наибольшее влияние на прирост прибыли до налогообложения оказало увеличение прибыли от продаж (6%). Сокращение прочих расходов также способствовало увеличению прибыли (1%). Отрицательное влияние на величину прибыли до налогообложения оказало сокращение прочих доходов (0,2%). Следовательно, резервы роста прибыли предприятия - это сокращение расходов и увеличение доходов.

Как следует из вышеприведенных данных, в составе оборотных активов наиболее быстрыми темпами росли запасы организации в 2012 г. Общий объем запасов на конец года составил 9637 тыс. руб.

Сумма денежных средств в кассе и банках организации увеличилась в 2010 г. на 12,18% (430 тыс. руб.), в 2011 г. на 22,28% (471 тыс. руб.) и к 2012 г. на 10,41%, или на 269 тыс. руб.

На основании ранее полученных данных - в виду того, что денежные средства занимают около 20% валюты актива баланса, можно утверждать, что это положительный фактор, объем денежных средств, находящихся в организации на конец анализируемого периода, в виду возросшей кредиторской задолженности, - это, скорее всего, страховой запас на случай несбалансированности денежных потоков в результате различий в объемах реализации и закупок, а также других непредвиденных расходов.

Темпы роста дебиторской и кредиторской задолженностей не дают полной аналитической картины. Поэтому для выяснения того, достаточно ли у организации собственных оборотных активов, чтобы покрыть текущие краткосрочные обязательства, исчислим коэффициент текущей ликвидности:

Конец 2010 г.:

Кт.л. = Итог раздела II актива баланса / Итог раздела V пассива баланса = 10140/6733 = 1,5

Конец 2011 г.:

Кт.л. = Итог раздела II актива баланса / Итог раздела V пассива баланса = 9253/5126 = 1,81

Конец 2012 г.:

Кт.л. = Итог раздела II актива баланса / Итог раздела V пассива баланса = 13689/9091 = 1,51

Если учесть, что нормативное значение коэффициента ликвидности при удовлетворительной структуре баланса должно быть равно 2,0, то у ООО «Колосок» недостаточно ликвидных активов для погашения текущих краткосрочных обязательств.

Важным показателем при анализе материальных активов является их оборачиваемость, которая выражается длительностью оборота в днях и числом оборотов в течение отчетного периода.

Наиболее распространенным является показатель оборачиваемости в днях. Его определяют как частное от деления средней величины материальных активов на среднегодовой оборот по реализации товаров:

ОМА = 11471*360/13750 = 300,33

Скорость оборота материальных активов = 13750/11471 = 1, 20

Анализируя дебиторскую задолженность, следует сравнить ее сумму с размером кредиторской задолженности, определив коэффициент долга:

на начало 2012 г.:

Кд = 1076/5126=0,21

на конец 2012 г.:

Кд = 1175/9091=0,13

Сумма дебиторской задолженности непосредственно зависит от объема продаж, что отражает коэффициент соотношения объема продаж и средней суммы дебиторской задолженности - оборачиваемость дебиторской задолженности:

ОДЗр = 13750/1125,50 = 12,22 раз

Однако наиболее удобным выражением оборачиваемости является продолжительность оборота в днях:

ОДЗд = 1125,50*360/13750 = 29,47 дн.

Приращение внеоборотных активов шло в основном по линии увеличения основных средств. Так увеличение стоимости ОС в 2010 г. составило 674 тыс. руб., в 2011 г. произошел спад стоимости ОС на 461 тыс. руб., но к концу 2012 г. увеличение основных средств составило 1154 тыс. руб. или 79,97% к началу года.

Таким образом, за анализируемый период в ООО «Колосок» собственный капитал и привлеченные средства на равных играют решающую роль в составе источников средств, можно сделать вывод, что основной составляющей источников средств являются именно эти статьи баланса.

Распределение средств пока не является эффективным. Основную массу средств организация направила на прирост оборотных активов, что вызвано спецификой торговой деятельности. Но даже и при таких условиях коэффициент текущей ликвидности на 2012 г. составил 1,51, что ниже норматива, следовательно, торговая организация пока еще не может перекрыть ликвидными активами большую инертную массу привлеченных средств.

Определим коэффициент износа основных средств (см. таблицу 7 в приложении 6):

на начало 2012 г.:

Кизн = 471/1990 = 0,24

на конец 2012 г.:

Кизн = 946/3661 = 0,26

Таким образом, процент обновления: ОС - 31,52% (Кобн = 1154,0/3661)

Анализ годности основных средств осуществляется путем расчета коэффициента годности:

на начало 2012 г.:

Кгодн = 1519/1990 = 0,76

на конец 2012 г.:

Кгодн = 2673/3661 = 0,73

Дл определения эффективности использования основных фондов, рассчитаем следующие показатели:

Фондоотдача:

Фо = 13750/2825,5 = 4,87

Фондоемкость:

Фе = 2825,5/13750 = 0,21 (отчетный год)

Фе = 1990/10120 = 0,20 (предшествующий год)

Влияние на среднюю сумму основных средств товарооборота:

(13750-10120) * 0,21 = 762,3

Влияние на среднюю сумму основных средств фондоемкости:

(0,21-0, 20) *13750 = 137,50

Фондовооруженность:

Фв = 2825,5/8 = 353, 19

Фондооснащенность:

Фос = 2825,5/12 = 235,46

Таким образом, в торговой организации ООО «Колосок» на каждый рубль основных средств приходится 4,87 рублей товарооборота. Изменение фондоемкости показывает увеличение стоимости основных средств на один рубль товарооборота. Показатель фондовооруженности достаточно высок, как и показатель фондооснащенности, определяемый как отношение среднегодовой стоимости всех основных средств к среднесписочной численности всех торговых работников.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что финансовое состояние анализируемой организации является довольно устойчивым и стабильным.

Глава 3. Совершенствование активов и капитала торговой организации на примере ООО «Колосок»

.1 Направления совершенствования активов ООО «Колосок»

Как было показано выше, в составе оборотных активов ООО «Колосок» в 2012 г. наиболее быстрыми темпами росли запасы. Общий объем запасов на конец года составил 9637 тыс. руб., из чего следует, что приращение товарных запасов ООО «Колосок» за год составило свыше 4000 тысяч рублей. При этих обстоятельствах можно утверждать, что при такой доле прироста увеличилась доля труднореализуемых активов, а при потере объёмов реализации товаров (работ, услуг) такое вливание средств приведёт к их «умертвлению». Значительный перекос в структуре активов в сторону запасов отрицательно сказывается на ликвидности и финансовой устойчивости организации, для торговой организации ООО «Колосок» это означает затоваривание, неблагоприятную концентрацию товара на складах, падение продаж и т.д.

Но торговля должна располагать лишь текущими запасами товаров, обеспечивающими нормальный торговый процесс. Увеличение начальных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму реализации товаров; их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации; уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на сумму реализации; их увеличение сказывается на величине реализации данного отчетного периода отрицательно.

Говоря о направлении влияния (+,-), необходимо учитывать доброкачественность поступивших товаров в нужном ассортименте и требуемых количествах и то, что товары в запасе также должны отвечать этим требованиям. При нарушении этих условий фактор, оказывающий положительное влияние (например, увеличение завоза товаров), может стать отрицательным. В самом деле, нельзя считать положительным фактор увеличение завоза товаров, не пользующихся спросом у покупателей, начальных запасов, если они возрастали за счет неходовых товаров.

Увеличение в составе товарооборота удельного веса товаров быстрой оборачиваемости вызывает ускорение товарного обращения в целом по предприятию или организации и наоборот увеличение в составе товарооборота удельного веса товаров замедленной оборачиваемости повлияет на средний показатель отрицательно и наоборот. Нередко изменение удельного веса первых товаров нейтрализуется соответствующим изменением удельного веса товаров второй группы; в этом случае средний показатель оборачиваемости существенно не меняется.

Объем товарооборота оказывает прямое влияние на размер товарных запасов; при увеличении объема оптового или розничного товарооборота величина товарных запасов также возрастает. Однако эту зависимость нельзя понимать как линейную, пропорциональную, поскольку рост товарных запасов должен отставать по темпам от увеличения товарооборота (показатель товарных запасов в днях оборота будет при нормальных условиях стремиться к понижению, если объем товарооборота будет систематически возрастать). Компания должна найти для себя оптимальное сочетание между издержками и выгодами от выбранного уровня товарных запасов, чтобы определить, какая величина запасов по каждой товарной группе (или даже позиции) является достаточной.

Таким образом, все мероприятия, направленные на увеличение товарооборота ООО «Колосок», можно потенциально рассматривать в качестве мер, оптимизирующих активы данного торгового предприятия.

Система управления оборотными активами в ООО «Колосок» должна быть комплексной, поэтому нормированию подлежит каждый элемент оборотных активов. Начинать следует с наиболее проблемных элементов существующих оборотных активов. Необходимо последовательно выполнить этапы:

. Построение модели операционного цикла. Операционный цикл - период, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота ООО «Колосок». Он начинается с момента выдачи авансов поставщикам и заканчивается на дату получения денежных средств за продукцию. Для того чтобы определить продолжительность операционного цикла, потребуется установить среднее время выполнения следующих бизнес-процессов:

· транспортировка товаров от поставщика, приемка, контроль качества, хранение, производство, оформление транспортных документов, транспортировка товара до конечного покупателя - цикл запасов;

· предоплата, отсрочка платежа, инкассация, банковские операции, связанные с переводом денежных средств от покупателя к продавцу, - цикл расчетов.

От времени выполнения перечисленных бизнес-процессов будут зависеть нормативы оборотных средств.

. Разработка внутрифирменного положения по нормированию. Этот документ представляет собой методические рекомендации по нормированию оборотных средств, которые содержат нормативы, определенные для различных оборотных активов компании, способы их расчета и необходимые для этого источники данных и список ответственных за выполнение нормативов.

. Тестирование разработанной модели нормирования. Тестирование необходимо для того, чтобы понять, позволяет ли существующая система управленческого учета получить данные, необходимые для нормирования, оценить трудоемкость работ, связанных с этим процессом.

. Корректировка разработанной методики. После того как проведено тестирование, необходимо учесть замечания пользователей системы нормирования и скорректировать положение по нормированию. Изменения могут касаться разработанных нормативов, подходов к расчету, принципов получения данных и т.д.

Структура товарооборота - другой важный фактор, оказывающий большое влияние на товарные запасы. Реализация продовольственных товаров предполагает наличие меньших товарных запасов. Это обусловливается прежде всего физико-химическими свойствами этих товаров (они являются в своей массе товарами скоропортящимися). Ассортимент продовольственных товаров является стабильным, так как ограничивается в конечном счете физиологическим режимом питания и рациональными нормами потребления.

Иное дело с непродовольственными товарами (а ООО «Колосок» осуществляет торговлю сопутствующими товарами). Они в большей мере приспособлены к длительному хранению, и ограничения в части их потребительных свойств проявляются менее заметно. Здесь в качестве ограничителя может выступать лишь покупательная способность.

Фактическую величину товарных запасов по ассортименту следует сопоставить далее с плановой или расчетно-плановой величиной. Если исходить из требований оптимума, то существенных расхождений между ними не должно быть. Однако на практике так не всегда бывает, и расхождения (в сторону завышения или занижения) достигают значительных размеров. Задачей анализа является выявление причин, вызвавших данные расхождения.

Факты, ускоряющие или тормозящие ход торгового и технологического процессов, изменения в потребительском спросе - все это так или иначе отражается на величине товарных запасов ООО «Колосок».

Товарные запасы связаны определенным образом со структурой товарооборота. Расширение ассортимента товаров, что является вполне закономерным (особенно по группе непродовольственных товаров), сопровождается, как правило, и увеличением товарных запасов. Но на отдельно взятых предприятиях расширение ассортимента товаров, если оно основывалось на достаточно глубоком изучении покупательского спроса, может привести и приводит к относительному сокращению товарных запасов.

Ускорение обращения товаров следует рассматривать в качестве фактора, оказывающего огромное влияние как на объем товарооборота, так и на величину товарных запасов. Именно в скорости товарооборота аккумулируется действенность всех мероприятий, осуществляемых ООО «Колосок».

Особое внимание следует уделить вопросам наиболее эффективного использования торговых площадей ООО «Колосок». Повысить эффективность торговых площадей можно за счет более рационального их распределения под торговлю отдельными группами товаров, оснащения магазина современным торгово-технологическим оборудованием, а также за счет более рационального размещения оборудования. Рационализация ассортимента товаров дает возможность на одних и тех же площадях разместить значительно больше разновидностей товаров и товарных единиц, а также существенно увеличить товарооборот.

Рационализация позволяет выявить и использовать резервы совершенствования торгово-технологических процессов в ООО «Колосок». К числу таких резервов относятся: недостаточно эффективное использование торговой площади под установку оборудования и неполное использование емкости самого торгового оборудования; нерациональное размещение и выкладка товаров в торговом зале; разделение торгового зала на несколько боксов; отсутствие достаточной информации покупателей о местонахождении отдельных товаров и товарных групп; нерациональная организация узлов расчета и наличие двойного контроля; отсутствие дополнительных услуг покупателям.

Все эти резервы могут быть использованы в процессе совершенствования как управления капиталом, так и в целом коммерческой деятельности ООО «Колосок» без значительных капитальных затрат.

Итак, в условиях деятельности конкретного торгового предприятия ООО «Колосок» ускорение оборачиваемости товаров способствует уменьшению потребности в оборотных средствах, находящихся в товарных запасах, сокращению затрат на хранение товаров, а следовательно, и совершенствованию управления его активами и укреплению его финансового состояния. Нематериальные активы на сегодняшний день также являются важным стратегическим активом ООО «Колосок». Однако важно, чтобы они работали на развитие компании, ее экономический рост и обладали способностью перестраиваться под новые реалии меняющегося рынка.

.2 Пути совершенствования капитала торговой организации

Нормативное значение коэффициента ликвидности при удовлетворительной структуре баланса должно быть равно 2,0. Отсюда очевидно, что у ООО «Колосок» недостаточно ликвидных активов для погашения текущих краткосрочных обязательств. Значит, администрация данной торговой организации должна придерживаться политики наращивания оборотного капитала при снижении роста кредиторской задолженности. Это может быть достигнуто путем:

·        ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет его относительное сокращение на рубль оборота;

·        обоснованного уменьшения запасов и затрат (до норматива);

·        пополнения собственного оборотного капитала за счет внутренних и внешних источников.

Структура капитала организации оптимизируется различными методами. Основными из них являются следующие:

1. Оптимизация структуры капитала по критерию максимизации уровня прогнозируемой финансовой рентабельности. Здесь при проведении многовариантных расчетов используется механизм финансового рычага (эффект финансового левериджа).

Этот эффект заключается в повышении рентабельности собственного капитала при увеличении удельного веса заемного капитала в общей его сумме до определенных пределов. Предельная доля заемного капитала, обеспечивающая максимальный уровень эффекта финансового левериджа, будет характеризовать оптимизацию структуры используемого капитала по этому критерию.

. Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации его стоимости. Проводится на основе предварительной оценки стоимости собственного и заемного капитала (при разных условиях его привлечения) и осуществления многовариантных расчетов средневзвешенной стоимости капитала.

В процессе оптимизации структуры капитала по этому критерию исходят из возможностей минимизации средневзвешенной стоимости капитала.

. Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации уровня финансовых рисков.

Этот метод оптимизации структуры капитала связан с процессом дифференцированного выбора источников финансирования различных составных частей активов организации и основан на дифференцированном выборе источников финансирования различных составных частей активов предприятия.

В этих целях все активы ООО «Колосок» подразделяются на такие три группы:

а) внеоборотные активы;

б) постоянная часть оборотных активов (неизменная часть их размера, не зависящая от сезонных и других циклических особенностей производственно-коммерческой деятельности);

в) переменная часть оборотных активов (варьирующая их часть, определяемая сезонным или другим циклическим возрастанием объема производственно-коммерческой деятельности).

Среди приоритетных задач совершенствования управления капиталом ООО «Колосок» можно выделить следующие:

реализация мероприятий, связанных с поддержанием и развитием рыночного спроса на определенные товары и услуги с помощью рационально функционирующих маркетинговых инфраструктур, обеспечивающих конкурентные преимущества предприятия;

формирование условий для реализации принципа социальной ориентации деятельности предприятия в инновационной сфере;

построение логически верного управленческого процесса, ориентированного на повышение конкурентоспособности предприятия как главной стратегической задачи его развития.

Можно выделить следующие основные пути ускорения оборачиваемости оборотных средств:

· на стадии подготовки - расчет научно-обоснованных норм и нормативов оборотных средств;

· на стадии производственного процесса - сокращение длительности торгового цикла посредством автоматизации, комплексной механизации, применения новейших научных открытий и технических изобретений, замена дорогостоящих материалов более дешевыми, повторное использование тары, инструмента, ритмичность реализации продукции и т.д.;

· на стадии обращения - увеличение объема и обеспечение ритмичности продажи продукции, что способствует бесперебойному отпуску ее покупателям и своевременному поступлению денежных средств за нее на расчетный счет;

· своевременное оформление документов и строгое соблюдение платежной дисциплины.

Кроме того, в ООО «Колосок» плохо организовано разделение труда, т.е. нет всех необходимых документов, четко определяющих обязанности каждого отдельного работника предприятия. Не ведется работа по унификации и анализу должностных инструкций. Вследствие этого возникают различного рода накладки, связанные с несвоевременной подготовкой документов, получением информации, необходимой главному бухгалтеру, с опозданием и т.д.

Таким образом, будет целесообразным разработать перечень, четко определяющий обязанности работников предприятия, а также номенклатуру дел бухгалтерской службы.

Также на рассматриваемом предприятии отсутствует график документооборота. Это является значительным упущением, так как точное соблюдение графиков документооборота способствует своевременному и полному отражению в учетных регистрах совершаемых хозяйственных операций. Поэтому считаю целесообразным порекомендовать главному бухгалтеру ООО «Колосок» составить схему или перечень работ по созданию и обработке документов, выполняемых инженерно-техническими, коммерческими, бухгалтерскими службами с указанием сроков исполнения.

Важное значение имеет осуществление мероприятий, направленных на оптимизацию организации труда работников ООО «Колосок». Эти мероприятия предусматривают:

·        установление численности работников с учетом объемов работ и рационального режима труда и отдыха персонала магазина;

·        четкое определение зон приложения труда продавцов и их обязанностей;

·        улучшение организации и обслуживания рабочих мест контролеров-кассиров, фасовщиков и других работников магазина;

·        обучение продавцов, контролеров-кассиров рациональным приемам и методам труда при выполнении операций, связанных с продажей товаров и расчетами с покупателями.

Итак, для совершенствования управления капиталом ООО «Колосок» необходимо, в том числе, оптимизировать организацию торгового процесса, прежде всего, факторы, определяющие состав и содержание технологических процессов и операций.

Как показывают результаты проведенного анализа, ООО «Колосок» располагает достаточными резервами для существенного улучшения активов и капитала и в целом своего финансового состояния. Для этого активов и капитала следует более полно использовать производственную мощность, сократив простои торгового оборудования, рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов; более оперативно реагировать на конъюнктуру рынка, изменяя в соответствии с его требованиями ассортимент продукции и ценовую политику. Все это позволит ООО «Колосок» увеличить прибыль, пополнить собственный оборотный капитал и достигнуть более оптимальной финансовой структуры баланса.

Резервами увеличения выпуска продукции и фондоотдачи могут быть:

• сокращение количества неустановленного оборудования;

• замена и модернизация оборудования;

• повышение коэффициента сменности;

• увеличение коэффициента интегральной загрузки оборудования за счет сокращения потерь рабочего времени;

• повышение коэффициента использования торговых площадей;

• реализация достижений науки в производство;

• увеличение доли активной части основных фондов и другое.

Можно сделать вывод о том, что рационализация активов и капитала торговой организации предполагает одновременное решение вопросов совершенствования материально-технической базы, товарного ассортимента, торгово-технологических процессов, организации труда и управления. Необходимо комплексно решать вопросы формирования ассортимента товаров; при осуществлении торговли широко внедрять наиболее прогрессивные способы продажи товаров.

Заключение

Для осуществления хозяйственной деятельности каждое торговое предприятие должно располагать определенным собственным имуществом. Все виды такого имущества в совокупности называются активами торгового предприятия. В зависимости от характера участия в хозяйственном процессе и скорости оборота все имущественные ценности торгового предприятия подразделяются на два основных вида: 1) оборотные активы; 2) внеоборотные активы. В торговле активы представлены в основном оборотными активами (75-80% всех активов). В составе оборотных активов преобладают товарные запасы. Как оборотные, так и внеоборотные активы торгового предприятия подразделяются на отдельные виды: запасы товаров, запасы материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, дебиторская задолженность, денежные активы, краткосрочные финансовые вложения, прочие виды оборотных активов. Оптимизация соотношения оборотных и внеоборотных активов должна осуществляться с учетом форм товарной специализации предприятия, размера его товарных запасов, применяемых методов продажи товаров, обеспечения достаточной ликвидности активов и платежеспособности предприятия, снижения уровня его хозяйственных рисков.

Существование и эффективная деятельность предприятия в рыночных условиях хозяйствования нереальна без хорошо налаженного управления его капиталом. Капитал предприятия является, с одной стороны, источником, а с другой, результатом деятельности предприятия. Различают физический (материально вещественный капитал) и человеческий капитал. Физический капитал - имущество длительного пользования (здания, машины, оборудование), используемое фирмой в ее деятельности. Различают основной и оборотный физический капитал. Деление капитала на основной и оборотный связано с характером их кругооборота и формой участия в создании готовой продукции.

Источники финансирования основного капитала подразделяются на собственные средства хозяйствующего субъекта и заемные. Собственные средства (капитал) предприятия включает в себя взносы учредителей и часть денежных средств, полученных в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятия. К последним относятся амортизационные отчисления и прибыль. Заемные средства предприятие может формировать за счет долгосрочных банковских ссуд, эмиссии долгосрочных, долговых ценных бумаг (облигаций), приобретения основных средств на основе финансового лизинга, инвестиционного налогового кредита. Для финансирования нематериальных активов может использоваться франчайзинг. В структуре капитала российских торговых организаций доля заемного капитала составляет более 90%. Заемный капитал почти полностью представлен краткосрочными обязательствами.

Оборотные средства торговли представляют собой совокупность денежных средств, инвестированных в сферу обращения в качестве источника финансирования авансируемых торговыми предприятиями затрат на создание необходимых товарных запасов и совершение издержек обращения.

В работе мы рассмотрели активы и капитал торгового предприятия на примере ООО «Колосок». В целом, имеет место эффективная структура активов и капитал рассмотренного предприятия, о чем свидетельствует тот факт, что ООО «Колосок» имеет положительную тенденцию финансово-экономического развития и занимает твердую позицию на продовольственном рынке России.

Обобщая все изложенное, можно сделать вывод, что к особенностям активов и капитала торговых организаций относятся: 1) Низкое значение величины основных фондов по сравнению с величиной торгового оборота (торговой выручки). 2) Низкое значение уставного и собственного капитала. Торговля живет кредитом. На заемные средства закупается реализуемая продукция, средства от реализации товара поступают с некоторой задержкой. 3) Низкое значение величины свободных денежных средств. Для получения максимального значения выручки денежные средства должны постоянно находиться в обороте.

В целом, сегодня перед каждым торговым предприятием и отраслью в целом стоит проблема выработки эффективных методов управления активами и капиталом.

Список использованной литературы

1.       Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / ред. В.Я. Поздняков. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 615 с.

2.      Анисимов, Ю. Совершенствование системы управления оборотным капиталом на предприятии // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция <#"658613.files/image001.jpg">

Рис. 1. Схема продвижения продукции к потребителю.

Рис. 2. Состав активов торгового предприятия в разрезе отдельных их видов.

Приложение 2

Таблица 1

Изменение товарных запасов в организациях розничной торговли РФ в 2011-2012 гг. (на конец месяца)


Товарные запасы, млрд. рублей

Уровень запасов, в днях торговли

2011 г.

Январь

309,4

29

Февраль

334,2

30

Март

348,7

29

Апрель

358,7

29

Май

358,0

29

Июнь

358,0

29

Июль

364,4

29

Август

371,3

29

Сентябрь

380,1

30

Октябрь

393,4

30

Ноябрь

411,7

31

Декабрь

428,6

27

2012 г.

Январь

384,1

31

Февраль

397,1

32

Март

420,2

32

Апрель

427,0

32

Май

428,8

32

Июнь

421,9

32

Июль

424,1

32

Август

427,6

32

Сентябрь

437,4

33

Октябрь

447,0

33

Ноябрь

462,6

33

Декабрь

?

?

Источник: Официальный сайт Росстата: http://www.gks.ru/

Приложение 3

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

                          1 января     13              ┌──────────┐

                   на ------------- 20- г.            │   КОДЫ   │

                                                      ├──────────┤

                                    Форма N 1 по ОКУД │  0710001 │

                                                      ├────┬──┬──┤

                             Дата (год, месяц, число) │2013│02│06│

            ООО "Колосок"                             ├────┴──┴──┤

Организация ---------------------------------- по ОКПО │ 41423926 │

                                                      ├──────────┤

Идентификационный номер налогоплательщика          ИНН │7737151911│

                Торговля                              │          │

Вид деятельности ---------------------------- по ОКВЭД │  31.20.1 │

                                                      ├─────┬────┤

________________________________________ по ОКОПФ/ОКФС │  67 │ 16 │

                                                      ├─────┴────┤

Единица измерения: тыс. руб./-млн. руб.-       по ОКЕИ │  384/385 │

(ненужное зачеркнуть)                                  └──────────┘

                        Волгоград, ул. Дорожная, д. 58

Местонахождение (адрес) ------------------------------------------

__________________________________________________________________

                                                   ┌─────────────┐

                                 Дата утверждения │ 9 февр. 2013│

                                                  ├─────────────┤

                         Дата отправки (принятия) │12 февр. 2012│

                                                  └─────────────┘

АКТИВ

Код  строки

На начало года

На конец  года

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ  Нематериальные активы

110

1 500

1 700

Основные средства

120

9 800

10 200

Незавершенное строительство

130

3 700

3 910

Долгосрочные финансовые вложения

140

4 200

5 100

В том числе:  инвестиции в дочерние общества

 141

 1 000

 1 400

Отложенные налоговые активы

145



ИТОГО по разделу I

190

19 200

22 600

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ  Запасы

 210

 18 370

 17 800

в том числе:  сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

9 285

8 880

затраты в незавершенном производстве (издержки обращения)

214

1 080

1 020

готовая продукция и товары для перепродажи

215

6 200

5 800

расходы будущих периодов

217

670

700

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

220

1 600

1 800

Дебиторская задолженность

230

1 000

1 600

в том числе покупатели и заказчики

241

9 500

9 000

Краткосрочные финансовые вложения

250

545

500

Денежные средства

260

21 600

19 500

В том числе:




касса

261

60

50

расчетные счета

262

18 150

17 450

валютные счета

263

1 600

1 500

прочие денежные средства

264

550

500

Прочие оборотные активы

270



ИТОГО по разделу II

290

52 850

52 800

БАЛАНС (строки 190 + 290)

300

72 050

75 400


ПАССИВ

Код  строки

На начало года

На конец  года

1

2

3

4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ  Уставный капитал

410

100

100

Добавочный капитал

420

19 100

18 900

Резервный капитал

430

2 700

2 800

в том числе:  резервы, образованные в соответствии с законодательством

431

2 800

2 800

учредительными документами

432



Фонд накопления

440

12 100

11 000

Фонд социальной сферы

450

2 700

2 500

Целевые финансирование и поступления

460

-

-

Нераспределенная прибыль прошлых лет

470

420

350

Нераспределенная прибыль отчетного  года

480

-

-

ИТОГО по разделу III

490

36 150

34 950

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  Заемные средства

510

5 500

5 000

Прочие долгосрочные обязательства

520

-

-

ИТОГО по разделу IV

590

5 500

5 000

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  Заемные средства

610

200

600

Кредиторская задолженность

620

24 150

23 950

в том числе:  поставщики и подрядчики

621

7 200

8 000

по оплате труда

624

2 400

2 000

по социальному страхованию и обеспечению

625

790

850

Задолженность перед бюджетом

626

990

1 000

Авансы полученные

627

3 800

4 100

Прочие кредиторы

628

7 600

8 000

Расчеты по дивидендам

630

100

700

Доходы будущих периодов

640

200

300

Резервы предстоящих расходов и  платежей

660

1 500

1 500

Прочие краткосрочные пассивы

670



ИТОГО по разделу V

690

31 550

27 550

БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690)

700

72 050

75 400


ОТЧЕТ

О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

                                 12                    ┌──────────┐

              за _____________ 20- г.                 │   КОДЫ   │

                                                      ├──────────┤

                                    Форма N 2 по ОКУД │  0710002 │

                                                      ├────┬──┬──┤

                              Дата (год, месяц, число) │2013│02│13│

            ООО "Колосок"                             ├────┴──┴──┤

Организация ---------------------------------- по ОКПО │ 41423926 │

                                                      ├──────────┤

Идентификационный номер налогоплательщика          ИНН │7737151911│

                Торговля                              │          │

Вид деятельности ---------------------------- по ОКВЭД │  31.20.1 │

                                                      ├─────┬────┤

Организационно-правовая форма/форма собственности _____│     │    │

________________________________________ по ОКОПФ/ОКФС │  67 │ 16 │

                                                      ├─────┴────┤

Единица измерения: тыс. руб./-млн. руб.-       по ОКЕИ │  384/385 │

(ненужное зачеркнуть)                                  └──────────┘

                        Волгоград, ул. Дорожная, д. 58

Местонахождение (адрес) ------------------------------------------

__________________________________________________________________

                                                   ┌─────────────┐

                                 Дата утверждения │ 9 февр. 2013│

                                                  ├─────────────┤

                         Дата отправки (принятия) │13 февр. 2013│

                                                  └─────────────┘

──────────────────────────────────────────┬──────────┬────────────

         Наименование показателя         │Код строки│За отчетный

                                         │          │   период

──────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────

                    1                    │     2    │      3

──────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────

Выручка (нетто от продажи товаров,        │    010   │   53 400

продукции, работ и услуг (за минусом      │          │

налога на добавленную стоимость, акцизов  │          │

и аналогичных обязательных платежей)      │          │

                                         │          │

Себестоимость продажи товаров, продукции, │    020   │   31 200

работ, услуги                             │          │

Коммерческие расходы                      │    030   │    1 560

Управленческие расходы                    │    040   │    1 700

Прибыль (убыток) от реализации (строки    │    050   │   15 140

- 020 - 030 - 040)                    │          │

                                         │          │

Прочие внереализационные доходы           │    120   │      700

                                         │          │

Прочие внереализационные расходы          │    130   │

                                         │          │

Прибыль (убыток) отчетного периода (строки│    140   │   15 340

+ 120 - 130)                          │          │

                                         │          │

Налог на прибыль                          │    150   │    5 370

                                         │          │

Чистая прибыль                            │    160   │    9 970

                                         │          │

Нераспределенная прибыль (убыток)         │    170   │      280

отчетного периода (строки 140 - 150 - 160)│          │

──────────────────────────────────────────┴──────────┴────────────

Приложение 4

Таблица 2

Анализ показателей финансовой деятельности ООО «Колосок» в 2011-2012 гг.

Показатели

Ед. изм.

2011 г.

2012 г.

Отклонение (+;-)

2012 г. в % к 2011 г.

1

2

3

4

5

6

Товарооборот

тыс.руб.

43822,0

56728,0

+12906,0

129,45

Торговая площадь

м.

300,0

300,0

0

0

Товарооборот на 1 м. торговой площади

тыс.руб./м.

146,0

189,0

+43

129,45

Среднесписочная численность работников, всего:

чел.

20

21

+1

105

в т.ч. работников торгово-оперативного персонала

чел.

10

11

+1

110

Производительность труда одного работника

тыс.руб./чел.

2191,1

2701,3

+510,2

123,29

Производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала

тыс.руб./чел.

4382,2

5672,8

+1290,6

129,45

Фонд заработной платы - сумма

тыс. руб.

889,8

972,9

109,34

- уровень

%

2,03

1,71

-0,32

84,24

Среднегодовая заработная плата одного работника

тыс. руб.

44,49

46,32

1,83

104

Среднегодовая стоимость основных фондов

тыс. руб.

489

528,2

+39,2

108,0

Фондоотдача

руб./1 руб.

89,3

107,3

+18

120,1

Фондовооружённость труда одного работника

тыс.руб./чел.

24,45

25,15

+1,20

102,8

Коэффициент эффективности использования основных фондов

тыс.руб./1руб.

89,3

107,3

+18

120,1

Средняя стоимость оборотных средств

тыс. руб.

5043,7

5480,1

+436,4

108,6

Время обращения оборотных средств

дни

10,02

8,32

-1,7

83,03

Коэффициент участия оборотных средств в каждом рубле оборота

тыс. руб./ 1 руб. ОРТ

0,14

0,16

+0,02

114,29

Коэффициент рентабельности оборотных средств

тыс. руб./ 1 руб.ОС

9,73

12,0

+2,27

123,33

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

тыс. руб.

28560,7

29304,9

+744,22

102,6

Валовая прибыль:






-сумма

тыс. руб.

6568,20

6873,65

+305,45

104,6

-уровень

%

11,5

15,9

+4,4

138,2

Издержки обращения:






-сумма

тыс. руб.

5500,5

5571,5

+71

101,2

-уровень

%

9,69

12,75

+3,06

131,56

Прибыль (убыток) от продаж:






-сумма

тыс. руб.

1540,00

1600,15

+60,15

103,9

-рентабельность продаж

%

2,71

3,65

+0,94

134,68

Проценты к получению

тыс. руб.

0

0

0

0

Проценты к уплате

тыс. руб.

0

0

0

0

Доходы от деятельности других организаций

тыс. руб.

0

0

0

0

Прочие операционные доходы

тыс. руб.

0

0

0

0

Прочие операционные расходы

тыс. руб.

25,5

30,8

+5,6

122,2

Внереализационные доходы

тыс. руб.

5,2

6,8

+1,6

130,7

Внереализационные расходы

тыс. руб.

4,8

5,3

+0,5

110,41

Прибыль (убыток) до налогообложения:






-сумма

тыс. руб.

1205,2

1270,15

+64,95

105,3

-рентабельность предприятия

%

2,12

2,89

+0,77

136,32

Текущий налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

тыс. руб.

156,85

175,35

+18,5

111,79

Чистая (нераспределённая) прибыль (убыток) отчётного периода

тыс. руб.

987,9

1094,84

+106,94

110,82

Рентабельность конечной деятельности

%

1,74

2,49

+0,75

143,03

Источник: Составлено автором на основе бухгалтерских документов ООО «Колосок» за 2011-2012 гг.

Приложение 5

Таблица 3

Анализ динамики розничного товарооборота ООО «Колосок» за 2010-2012 гг. (тыс. руб.)

Годы

Розничный товарооборот в действующих ценах

Индексы цен

Розничный товарооборот в сопоставимых ценах (к базисному году)

Прирост товарооборота по сравнению с базисным годом в сопоставимых ценах

Прирост товарооборота по сравнению с предшествующим годом в сопоставимых ценах

Темпы роста (снижения) в сопоставимых ценах, %



цепные

базисные




цепные

базисные

2010

38586,0

1,0

1,0

38586,0

-

-

-

-

2011

43822,0

1,15

1,15

36518,3

-2067,7

-2067,7

94,5

94,5

2012

56728,0

1,14

1,31

43636,9

+5050,9

7118,6

116,2

113,3


Таблица 4

Анализ влияния цен на изменение розничного товарооборота ООО «Колосок» в 2012 г.

Годы

Розничный товарооборот в действующих ценах, тыс.руб.

Абсолютный прирост (снижение) за год, тыс. руб.

Темп роста (снижения), %




всего

в т.ч. за счёт изменения

в действующих ценах

в сопоставимых ценах



индекс цен

в сопоставимых ценах


физического объёма товарооборота

роста цен



2011

43822,0

1,15

-

-

-

-

-

-

2012

56728,0

1,31

43636,9

12906,0

-185,1

13091,1

129,5

-


Приложение 6

Таблица 5

Анализ товарооборота торгового предприятия ООО «Колосок» по анализируемым периодам

Товарооборот, тыс. руб.

Темп роста, %

Удельный вес к итогу, %

2010

2011

2012

2011/2010

2012/2011

2010

2011

2012

38586,0

43822,0

56728,0

113,56

129,00

100

100

100


Таблица 6

Расчет равномерности развития товарооборота ООО «Колосок» в 2011 - 2012 гг.

Темп роста, %

(Х-Х), %

(Х-Х) І, %

2011/2010

2012/2011

2011

2012

2011

2012

113,56

129,00

-4,68

+3,88

21,90

15,054


Таблица 7

Движение и наличие основных средств ООО «Колосок» в 2012 г.

Показатели

Остаток на начало года

Поступило

Выбыло

Остаток на конец года

Первоначальная (восстановительная) стоимость ОС Износ ОС Остаточная стоимость ОС

1990 471 1519

1154,0

-

3661 946 2673


Похожие работы на - Капитал торговой фирмы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!