Профессия 'маркетолог'
Профессия Маркетолог
маркетолог менеджер мерчендайзер бренд
Начать следует с определения: «маркетинг - это система управления производственно-сбытовой и научно-исследовательской деятельностью предприятия, направленная на достижение предприятием поставленной коммерческой цели, путем продажи потребителю товара или услуги, наиболее полно удовлетворяющей потребности этого потребителя». Таким образом «маркетолог - это специалист, основным результатом деятельности которого является устойчивое функционирование и развитие организации в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и организации».
Первые специалисты по маркетингу появились в США в начале ХХ века. В это время в США на базе массового конвейерного производства качественных и недорогих товаров начало формироваться общество современного типа, "общество потребления", с массовым средним классом. Продукты питания, средства гигиены, хозяйственные товары, одежда, автомобили, бытовая техника стали доступны миллионам, десяткам миллионов семей. И возникла задача массового сбыта всей этой продукции на рынках, удаленных за сотни и тысячи километров от места их производства. Эту задачу стали решать маркетологи.
В России же профессия маркетолога появилась в конце ХХ века, когда в нашей стране была восстановлена экономическая система рыночного типа. В СССР маркетологи были не нужны, поскольку большинство качественных потребительских товаров (даже таких средне-качественных, как легковые автомобили "Москвич" и "Жигули") были дефицитными. Но буквально за несколько лет в начале 90-х дефицит исчез, а товаров стало в избытке. Но из-за резкого снижения реальных доходов населения эти товары стали недоступны большинству потребителей. С экономическим ростом и ростом реальных доходов населения, начиная с 2000-го года, российские потребительские рынки стали стремительно расти. И сегодня Россия на потребительских рынках уже занимает 5-8 место в мире, и 2-4 место в Европе. Российские маркетологи сегодня решают те же задачи, что и их коллеги в США, ЮВА, Европе.
Возникает вопрос: О каких конкретно задачах идет речь?
- Задачей маркетинга является осуществление эффективных коммуникаций между фирмой и рынком. Начинается работа маркетолога с изучения рынка, потребителей, структуры предложения и рыночных возможностей. На этом этапе необходимо найти или создать сегменты рынка, которые фирма могла бы эффективно обслуживать. С учетом, естественно, имеющихся у фирмы ресурсов: кадровых, финансовых, производственных. Надо назначить на продукт правильную цену: привлекательную для потребителей, но и позволяющую фирме получать прибыль. Затем произведенный продукт (физический товар или услугу) необходимо доставить к месту потребления, к потребителю. Далее потребителя необходимо проинформировать об имеющемся предложении, его преимуществах, выгодах, качествах. Потребителя надо мягко подтолкнуть к принятию решения в пользу продукта, дать ему его попробовать. Это задача стимулирования сбыта, BTL(BTL (от англ. <#"justify">Косвенно связаны с маркетингом также мерчендайзер и промоутер. Если говорить о наиболее расхожем мнении, то мерчендайзер - это специалист по выкладке товара. На самом же деле мерчендайзинг - это комплекс производимых в торговом зале мероприятий, направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки. Он опирается на правила представления товаров в торговой сети, выведенные из наблюдений за наиболее типичным поведением покупателей. Во многих вузах сегодня студентам-маркетологам читается курс мерчендайзинга. Промоутерами обычно работают активные молодые люди, часто студенты. Их можно увидеть в магазинах, на выставках и улицах. Их задачей является привлечение внимания потенциальных клиентов к тому или иному продукту через дегустации, раздачу рекламных листовок и образцов товаров или приглашение клиентов на стенд компании в рамках выставки. Никакого специального образования промоутерам не требуется.
Наконец, непосредственно сам маркетолог (он же специалист по маркетинговым коммуникациям или специалист по внутрикорпоративному маркетингу). Такие специалисты занимаются организацией и управлением рекламной и PR-деятельностью компании, причем как за ее пределами, так и внутри.
В условиях ужесточающийся конкуренции на всех сегментах российского рынка ни одна организация не может себе позволить работать без маркетологов. В крупных компаниях создаются целые отделы, а небольшие фирмы ограничиваются одним специалистом. Но вообще без маркетолога в настоящее время не рискует работать ни одна серьезная компания.
В целом можно сказать, что маркетологи составляют реальную картину взаимоотношений организации с рынком и помогают фирме принять верное решение на основе профессионального анализа данной картины. Это и есть их основная задача.