Поступление товаров: анализ и пути улучшения (на материалах УРТНП РУП 'Гомсельмаш', магазин 'Северный')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    219,41 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Поступление товаров: анализ и пути улучшения (на материалах УРТНП РУП 'Гомсельмаш', магазин 'Северный')

БЕЛОРУССКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ

СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

Кафедра Экономики торговли







КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Экономика торговли»

на тему «Поступление товаров: анализ и пути улучшения (на материалах УРТНП РУП «Гомсельмаш», магазин «Северный»)»


Выполнила студентка

коммерческого факультета,

курса, гр. К-41

Кашперко Оксана

Научный руководитель ассистент Горина Е. Г.


Гомель, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПОСТУПЛЕНИЯ ТОВАРОВ, ЕГО РОЛЬ В УВЕЛИЧЕНИИ ТОВАРООБОРОТА И СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА

. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ ТОВАРОВ В МАГАЗИН «СЕВЕРНЫЙ» УРТНП РУП «ГОМСЕЛЬМАШ»

.1 Краткая экономическая характеристика района и объёмов деятельности в магазине «Северный» УРТНП РУП «Гомсельмаш»

.2 Анализ поступления товаров в организацию

.3 Оценка влияния поступления товаров и его источников на результаты деятельности организации

3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ ТОВАРОВ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОВАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА В МАГАЗИН «СЕВЕРНЫЙ» УРТНП РУП «ГОМСЕЛЬМАШ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Оптовыми закупками начинается оперативная работа по доведению товаров от производства до потребителя. От правильной её организации во многом зависит удовлетворение спроса населения, создание конкурентоспособного ассортимента, финансовое состояние организации. Осуществляя оптовую закупку товаров, организация воздействует на поставщиков, добиваясь улучшения качества товаров, расширения и обновления ассортимента для удовлетворения потребительского спроса.

Закупочная деятельность включает комплекс операций:

·        отбор, обработку и анализ информации, необходимой для обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам;

·        определение потребности в товарах, формирование потребительского заказа, конкурентоспособного ассортимента, управление им (обоснование объёма и структуры закупок);

·        выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товара;

·        установление хозяйственных связей с поставщиками товаров;

·        контроль исполнения договоров поставки товаров.

Этот процесс можно разделить на преддоговорные, собственно закупочные и заключительные коммерческие операции. В данной курсовой работе будет анализироваться только третий этап - заключительные коммерческие операции по закупкам. В него входят такая деятельность, как управление товарными ресурсами, закупленными предприятием. Также в курсовой работе будут предложены пути по усовершенствованию данной деятельности и прогноз на будущий период.

Выбранная тема курсовой работы актуальна, так как правильная организация оптовых закупок должна способствовать укреплению финансового положения организации. Если же в работе по закупке товаров есть ошибки, то это может привести к убытку, а иногда и к банкротству организации [1,с.149-150].

Целью курсовой работы является поиск путей увеличения поступления товаров и совершенствования товарного обеспечения розничного товарооборота в организации.

Задачами курсовой работы являются: изучение сущности и видов поступления товаров, изучение роли в увеличении товарооборота и степени удовлетворения покупательского спроса; анализ поступления товаров; оценка влияния поступления товаров и его источников на результаты деятельности организации.

Объект курсовой работа - хозяйственная деятельность магазина «Северный» УРТНП РУП «Гомсельмаш». Предмет - поступление товаров в магазин «Северный» УРТНП РУП «Гомсельмаш».

При написании курсовой работы использовались такие методы анализа, как: индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, абсолютных, относительных и средних величин, скользящей средней, процентных чисел и другие.

В курсовой работе использовались источники авторов: Виноградова С. Н., Коробкин А.З., Кравченко Л. И., Миклушова В.А., Половцева Ф.П. и др.

1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПОСТУПЛЕНИЯ ТОВАРОВ, ЕГО РОЛЬ В УВЕЛИЧЕНИИ ТОВАРООБОРОТА И СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА

товар поступление магазин

Процесс доведения товаров из сферы производства в сферу потребления включает их куплю-продажу и товаропродвижение и именуется товарообеспечением. При общности целей эти две обозначенные ветви товарообеспечения имеют чёткое предназначение и разграничение. Купле-продаже свойственны коммерческие взаимоотношения, коммерческие сделки, товарообменные операции. Товаропродвижение является продолжением процесса купли-продажи и охватывает: формирование партий товаров, отгрузку, перевозку, прохождение товаров через складские звенья и доставку в торговую сеть.

В процессе закупки и поставки товаров устанавливаются коммерческие связи между участниками, представляющими организации торговли, производителей и обслуживающие сферу обращения субъекты. С закупочной деятельности начинаются коммерческие отношения с партнёрами. Закупочная деятельность и коммерческие действия взаимообусловлены, они осуществляются в соответствии с целями торговой организации и содержанием решаемых задач [8, c. 149].

В условиях становления и развития рыночных отношении       й в экономике Республики Беларусь коренным образом меняются принципы и методы формирования товарных ресурсов. Обострение конкуренции, усложнение условий хозяйственной деятельности, снижение предсказуемости результатов, повышение серьёзности последствий неверно принятых решений предъявляют возрастающие требования к управлению товарными ресурсами.

Товарное обеспечение непосредственно влияет почти на все процессы и стороны жизнедеятельности торговой организации, составляет материальную основу её товарооборота. Поэтому определение объёмов и структуры закупок имеет первостепенное значение для разработки экономически обоснованного плана товарооборота. Эффективное планирование и товарообеспечение способствуют увеличению прибыли организации, оптимизации всех процессов её торгово-хозяйственной деятельности. Просчёты в организации закупочной деятельности отрицательно сказываются на общих результатах (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Типичные ошибки в организации товарного обеспечения торговой организации и их последствия

Ошибка

Последствия

Недостаточный объём заказа или низкая частота поставки

Перебои в товароснабжении, дефицит товаров

Излишний объём заказа или слишком частые поставки

Завоз излишних товаров, увеличение расходов на хранение товаров, рост товарных потерь и потребности в оборотных средствах

Заказ товара без учёта внутригрупповой структуры спроса

Отсутствие товаров, пользующихся спросом, невозможность реализации имеющихся товаров, затоваривание при отсутствии свободных складских и торговых площадей

Закупка без предварительного анализа и выбора поставщиков

Поставка большого количества аналогичных товаров, зачастую перекрывающая возможности их размещения на складе и в торговом зале; сужение ассортимента.

Неполный учёт условий поставки товаров, ограничивающийся ориентированием на цену товара, стоимость доставки и условия оплаты

Низкая эффективность заключаемых сделок, не оговаривающих сроков доставки, размера партии, характеристик тары и упаковки, возможности срочной поставки, изменения ассортимента, возврата, рекламного сопровождения и др.

Отсутствие экономически обоснованного выбора на этапе заключения сделки

Невозможность изменить условия сделки после заключения договора (особенно долгосрочного) может привести к снижению конкурентоспособности.

Примечание. Источник: [12, с.219]

Управление товарным обеспечением следует рассматривать как комплексную проблему, включающую такие глобальные вопросы, как формирование товарного предложения, продвижение товаров к потребителю, создание оптимальной организационной структуры управления процессом поступления товаров.

Товарное обеспечение торговой организации можно определить как процесс обеспечения поступления товаров из разных источников с целью создания товарных ресурсов, предназначенных для последующей продажи конечному потребителю или профессионального использования. Источниками товарного обеспечения являются: поступление товаров от отечественных производителей, от оптовых организаций и прочих посредников, импорт из стран ближнего и дальнего зарубежья, поступление от личных подсобных хозяйств и др.

Товарное обеспечение торговых организаций осуществляется в различных формах в результате действия установленных хозяйственных связей. Структура последних определяется схемами товародвижения и показывает, какие организации со стороны поставщика и покупателя вступают в хозяйственные взаимоотношения.

Основные формы товарного обеспечения - простая и сложная.

Простая форма - предполагает поставку товаров в розничную торговую организацию непосредственно от производителя. Она основывается на прямых хозяйственных связях, исключающих излишние звенья перевалки товаров, что ускоряет товарооборачиваемость, позволяет напрямую воздействовать на производителя в части формирования ассортимента, обеспечения качества товаров, выполнения условий поставки и др. Данная форма применятеся при закупке большинства продовольственных товаров и части непродовольственных (как правило, предметов простого ассортимента или крупногабаритных). Крупные розничные организации предпочитают прямые поставки независимо от ассортимента. Основная причина установления прямых связей в середине 1990-х гг. - возможность для розничных торговых организаций получить в полном размере установленный лимит торговой надбавки.

Сложная форма означает поставку товаров через посредников (иногда многочисленных), в роли которых могут выступать частные и государственные оптовые организации, биржи, индивидуальные предприниматели. К категории посредников относятся дилеры, дистрибьюторы, комиссионеры, агенты и брокеры. Их услуги незаменимы при закупке товаров сложного ассортимента, требующих подсортировки, а также товаров, поставляемых по импорту.

В условиях развития рыночных отношений механизм регулирования товарного обеспечения торговых организаций с позиций удовлетворения спроса населения значительно усложнился. Он включает:

·        постановку цели;

·        определение факторов, которые связаны с товарооборотом, отношениями взаимовлияния и подлежат регулированию;

·        реализацию требования сбалансированности товарных ресурсов, товарооборота и спроса населения при обязательном его удовлетворении.

Состав элементов системы управления товарным обеспечением торговой организации представлен на рисунке 1.1.

Каждая организация использует в своей деятельности все или некоторые элементы системы управления товарным обеспечением - в зависимости от отрасли (розничная, оптовая торговля или общественное питание), размера, формы собственности и подчиненности. В результате формируется уникальная организация товарного обеспечения.

Так, розничная торговля характеризуется большим числом наименований поставляемых товаров и поставщиков, высокой частотой поставок при относительно небольших партиях. Это заставляет уделять внимание комплексности поставок, выбирать тех поставщиков, которые способны сформировать наиболее широкий заказ. Как правило, это оптовые организации, что определяет высокий уровень звенности товародвижения. Отбор поставщиков осуществляется на основе разнообразных критериев.

Рисунок 1.1 - Элементы системы управления товарным обеспечением торговой организации [11, с.321]

Факторы, влияющие на товарное обеспечение торговой организации, можно объединить в пять групп:

.        организационные (специализация торговой организации, форма продажи, порядок расчётов и скорость документооборота, формы материальной ответственности и контроля качества товаров);

2.      коммерческие (выполнение планов и условий поставок, соответствие ассортимента и качества товаров спросу, принципы формирования ассортимента);

.        экономические (наличие и обоснованность нормативов товарных запасов и плана товарооборота; уровень обеспеченности финансовыми ресурсами);

.        социальные (профессионализм кадров, условия работы, материальное стимулирование);

.        технические (уровень автоматизации учёта товарных ресурсов; состояние тары и средств, гарантирующее сохранность товаров; обеспеченность складскими и торговыми помещениями).

Среди других факторов наиболее важны следующие:

·        состояние макроэкономической ситуации, от которого зависит стабильность организации;

·        размеры и динамика спроса;

·        своевременное получение полной и достоверной информации о торговой организации и рынке;

·        надёжность и постоянство сложившихся хозяйственных связей; оптимальность схемы поставки товаров.

Все факторы находятся в сложной диалектической взаимосвязи, а их воздействие отражается на изменении не только объёмов, но и структуры товарного предложения. В процессе формирования товарного предложения каждый из факторов проявляется специфически, но в совокупности они в значительной мере определяют возможность организаций торговли откликнуться на имеющуюся потребность в товарах [11,с.319-323].

Планирование розничного товарооборота торгового предприятия не должно ограничиваться только обоснованием объёма реализации товаров. Его следует дополнить расчётом потребности предприятия в товарных ресурсах и разработкой мероприятий по организации их закупок в необходимых размерах.

Под товарными ресурсами предметов потребления понимается вся масса продукции на рынке, используемая для производственного, личного потребления и на экспорт. Применительно к предприятию торговли товарные ресурсы можно рассматривать как материальную основу розничного товарооборота, т.е. массу товаров, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.

Товарные ресурсы предприятия формируются за счёт поступления товаров и товарных запасов и находятся в балансовой взаимосвязи с розничным товарооборотом:

ТЗн + П = РТО + ТЗк, (1.1)

где ТЗн, ТЗк - товарные запасы соответственно на начало и конец года;

П - объём поступления товаров;

РТО - объём розничного товарооборота.

Данная формула показывает, что товарные ресурсы, характеризующие объём предложения товаров, должны превышать розничный товарооборот, определяющий платёжеспособный спрос, на величину оптимального товарного запаса.

Величина этого товарного запаса должна быть оптимальной для предприятия, т.е. этот запас, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной продажи товаров, а с другой стороны, не должен привести к затовариванию и замораживанию товарной массы. Необходимость товарных запасов обусловлена следующими факторами:

·        несовпадением во времени и в пространстве производства и потребления товаров;

·        асинхронностью изменений спроса и предложения;

·        дискретностью процесса производства при относительно непрерывном потреблении или, наоборот, непрерывностью производства при дискретном характере потребления;

·        наличием случайных колебаний спроса и предложения и др.

Товарные ресурсы являются важным, но не единственным элементом товарных ресурсов предприятия. Другим составляющим элементом является объём поступления товаров. Величина поступления и соответственно закупок товаров зависит от объёма розничного товарооборота и состояния товарных запасов. Взаимосвязь между этими показателями прослеживается в процессе анализа, она же должна быть обеспечена на оптимальном уровне и в процессе выявления потребности предприятия в товарных ресурсах на планируемый период [10, с. 107-109].

Возможность самостоятельно регулировать взаимоотношения между субъектами рынка на базе правовых норм, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, расширяется.

Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет порядок заключения, изменения, исполнения и прекращения действия договоров поставки.

В нём определено право Совета Министров Республики Беларусь утверждать Положение о поставках товаров. Для отдельных видов товаров могут быть разработаны Особые условия поставок, которые утверждаются в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь.

Заключение договоров на поставку товаров за пределы Республики Беларусь и из-за её пределов осуществляется на основе:

·        принятых межгосударственных соглашений о поставках товаров;

·        межправительственных двусторонних соглашений, заключаемых с государствами СНГ и другими государствами. Споры сторон по межгосударственным договорам поставки рассматриваются хозяйственными (арбитражными) судами в соответствии с межгосударственными соглашениями.

При заключении межгосударственных договоров поставки субъекты хозяйствования могут исходить из правил, установленных законодательством других стран, если эти нормы не противоречат законодательству Республики Беларусь, межгосударственным соглашениям Республики Беларусь и её договорам с другими странами.

Все условия межгосударственных хозяйственных связей, которые не регламентируются вышеуказанными актами, могут определяться поставщиком и покупателем самостоятельно в контракте.

Используя предусмотренное Гражданским кодексом Республики Беларусь право, Кабинет Министров Республики Беларусь утвердил Положение о поставках товаров в Республике Беларусь.

Действие этого документа распространяется на отношения по поставке товаров между юридическими и (или) физическими лицами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Республики Беларусь.

Особенности поставки товаров для государственных нужд Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года №529 О государственных закупках, и другими актами законодательства, утверждёнными в соответствии с ним.

Положение о поставках товаров в Республику Беларусь регламентирует только общие, обязательные для всех субъектов хозяйствования требования: разделы и реквизиты договора, обязательные для всех партнёров по хозяйственным связям требования относительно количества, ассортимента товара, его качества, комплектности, маркировки, гарантийных сроков, порядка поставки, транспортных условий, цен и порядка расчётов, требовании      к таре и упаковке, страхованию, порядку извещения о нарушении условий договора и ответственности за это, требований к сроку действия договора и порядку его изменения и расторжения.

Однако следует отметить, что данное Положение предусматривает широкие возможности согласования сторонами взаимовыгодных условий, не противоречащих законодательству и нормам договорного права Республики Беларусь в заключаемых договорах поставки. Это существенно повышает их роль. Таким образом, основными нормативно-правовыми документами, регулирующими хозяйственные связи по поставкам товаров на территории Республики Беларусь, являются Гражданский кодекс Республики Беларусь, Положение о поставках товаров в Республике Беларусь и Указ Президента Республики Беларусь О государственных закупках №529.

Вопросы, не урегулированные законодательством и нормативными актами, решаются сторонами самостоятельно в заключаемых ими договорах, которые являются юридическим документом, определяющим хозяйственные отношения конкретных субъектов по поставкам товаров.

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ ТОВАРОВ В МАГАЗИН «СЕВЕРНЫЙ» РУП «ГОМСЕЛЬМАШ»

2.1 Краткая экономическая характеристика района и объёмов деятельности магазина «Северный» РУП «Гомсельмаш»

Республиканское унитарное предприятие «Гомсельмаш» основано на государственной форме собственности, входит в состав производственного объединения «Гомсельмаш» и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. РУП «Гомсельмаш» обладает правами юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом предприятия.

Промышленное республиканское унитарное предприятие «Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения «Гомсельмаш», расположенное и действующее на территории города Гомеля, является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие имеет самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютные, гербовую печать, штампы, фирменные бланки со своими наименованиями.

Предприятие создано с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.

Предметом деятельности РУП «Гомсельмаш» является производство и сбыт зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, прицепных специализированных емкостей и других сельскохозяйственных машин, запасных частей, товаров народного потребления в соответствии с контрольными цифрами, государственными заказами, а также принятыми обязательствами по договорам; осуществление внешнеэкономической, торгово-закупочной деятельности, оказание платных услуг.

РУП «Гомсельмаш» - достаточно крупное предприятие и содержит в себе множество структур, подструктур и подразделений. Одним из подразделений предприятия является Департамент региональных продаж (ДРП), который занимается реализацией произведённых товаров и закупкой товаров для их последующей реализации, то есть налаживает хозяйственные связи. Управление реализацией товаров народного потребления является подразделением ДРП. Данное подразделение осуществляет коммерческую службу магазина розничной реализации товаров «Северный»: изучает спрос на товары в зоне своей деятельности, составляет расчёты потребности в товарах, осуществляет поиск и выбор поставщиков товаров, участвует в разработке договоров поставки, заключает договора, проверяет соблюдение правил торговли и др. Схема структуры аппарата управления представлена в приложении А.

Уставом предприятия определены цели и предмет деятельности Унитарного предприятия, среди которых можно выделить цели для розничной реализации товаров:

·        Розничная торговля фруктами и овощами

·        Розничная торговля птицей и изделиями из птицы

·        Розничная торговля мясом и мясными продуктами

·        Розничная торговля колбасными изделиями и копчёностями

·        Розничная торговля рыбой, ракообразными и моллюсками

·        Розничная торговля хлебобулочными изделиями

·        Розничная торговля кондитерскими изделиями

·        Розничная торговля безалкогольными напитками

·        Розничная торговля молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами

·        Розничная торговля прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах, не включёнными в другие группировки

·        Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами

·        Розничная торговля текстильными изделиями

·        Розничная торговля трикотажными и чулочно-носочными изделиями

·        Розничная торговля одеждой, кроме трикотажной и чулочно-носочных изделий

·        Розничная торговля прочей одеждой и аксессуарами одежды, не включаемыми в другие группировки

·        Розничная торговля обувью

·        Розничная торговля кожаными изделиями

·        Розничная торговля мебелью

·        Розничная торговля товарами для дома

·        Розничная торговля бытовыми электротоварами

·        Розничная торговля радио- и телеаппаратурой

·        Розничная торговля музыкальными инструментами и партитурами

·        Розничная торговля строительными материалами

·        Розничная торговля книгами, газетами и писчебумажными принадлежностями

·        Розничная торговля коврами и ковровыми изделиями

·        Розничная торговля часами

·        Розничная торговля товарами для спорта и туризма

·        Розничная торговля цветами и другими растениями

·        Прочая розничная торговля в специализированных магазинах, не включённая в другие группировки

То есть, магазин реализует как продовольственную, так и непродовольственную продукцию и по товарной специализации является универсальным. Также магазин относится к малому розничному торговому объекту (численность работников менее 15 человек) [14, c.93].

Торговая площадь магазина на протяжении изучаемого периода (2009-2011 гг.) не менялась и составляет 243 квадратных метра.

Так как одной из основных функций УРТНП является обеспечение обязательного ассортимента товаров для реализации работникам объединения в счёт заработной платы. Поэтому магазин является привлекательным для работников предприятия «Гомсельмаш» и он обслуживает около 70% среднесписочной численности работников.

Рассмотрим динамику товарооборота по магазину «Северный» УРТНП РУП «Гомсельмаш» за 2009-2011 годы в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1 - Динамика товарооборота по магазину «Северный» УРТНП РУП «Гомсельмаш» за 2009-2011 гг.

Годы

Товарооборот, млн р.

Абсолютный прирост, млн р.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютное значение 1% прироста, млн р.



цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный


В действующих ценах

2009

3525

-

-

-

-

-

-

-

2010

3749

224

224

106,35

106,35

6,35

6,35

35,25

2011

5000

1251

1475

133,37

141,84

33,37

41,84

37,49

В сопоставимых ценах

2009

3525

-

-

-

-

-

-

-

2010

3411

-114

-114

96,77

96,77

-3,23

-3,23

35,25

2011

2396

-1015

-1129

70,24

67,97

-29,76

-32,03

34,11

Индекс цен

2010 к 2009 - 109,9

2011 к 2010 - 208,7

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации и [9.]

Анализируя данные таблицы, стоит отметить, что за 2009-2011 годы товарооборот в действующих ценах имел положительную динамику, но в сопоставимых ценах - отрицательную. Это можно объяснить тем, что большое влияние на развитие товарооборота оказало повышение розничных цен на товары, а объём реализуемой продукции, наоборот, уменьшился. Показатель абсолютного значения 1% прироста служит косвенной мерой базисного периода.

Проанализируем состояние основных средств и эффективность их использования по магазину «Северный» УРТНП РУП «Гомсельмаш» за 2009-2011 годы в таблице 2.1.2.

Таблица 2.1.2 - Состояние основных средств и эффективность их использования по магазину «Северный», УРТНП РУП «Гомсельмаш» за 2009-2011 гг.

Показатели

Годы

Темп роста (снижения), % или отклонение (+/-)


2009

2010

2011

2010/2009

2011/2009

2011/2010

1.Товарооборот, млн р.

3525

3749

5000

106,35

141,84

133,37

2.Среднегодовая стоимость основных средств, млн р.

481

501

597

104,16

124,12

119,16

3.Прибыль от реализации, млн р.

-14

-14

-23

100,00

-164,29

-164,29

4.Среднесписочная численность работников торговли, чел.

8

5

5

62,50

62,50

100,00

5.Фондоотдача, р.

7,33

7,48

8,38

102,11

114,28

111,92

6.Фондоёмкость, р.

0,14

0,13

0,12

97,93

87,50

89,35

7.Фондовооружённость, млн р.

60,13

100,20

119,40

166,65

198,59

119,16

8.Фондорентабельность, %

-0,03

-0,03

-0,04

-96,01

-132,36

-137,87

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Фондоотдача показывает сколько рублей товарооборота условно получено при использовании 1 рубля основных средств. Данный показатель имеет положительную динамику за весь анализируемый период. Показатель фондовооружённости за 2009-2011 годы возрастал, что свидетельствует о том, что степень оснащённости труда работающих основными средствами велика. Величина фондоемкости показывает, сколько средств нужно затратить на основные фонды, чтобы получить необходимый объем реализации. Данный показатель имеет отрицательную динамику, что означает, что использование основных фондов эффективно. Фондорентабельность показывает размер прибыли, приходящейся на единицу стоимости основных средств организации. За 2009-2010 годы фондорентабельность организации имеет отрицательные показатели, так как объём прибыли также имеет отрицательную тенденцию.

Рассмотрим показатели по труду и заработной плате по магазину «Северный» УРТНП РУП «Гомсельмаш» за 2009-2011 годы в таблице 2.1.3.

Таблица 2.1.3 - Показатели по труду и заработной плате по магазину «Северный» УРТНП РУП «Гомсельмаш» за 2009-2011 гг.

Показатели

Годы

Темп роста (снижения), %


2009

2010

2011

2010/2009

2011/2009

2011/2010

Товарооборот, млн р.

 

в действующих ценах

3525

3749

5000

106,35

14,18

13,34

в сопоставимых ценах

3525

3441

2396

97,62

67,97

69,63

Среднесписочная численность работников, чел.

8

5

5

62,50

62,50

100,00

Фонд заработной платы, млн р.

94,4

53,3

67,1

56,46

71,08

125,89

Уровень фонда заработной платы, %

0,06

0,03

0,03

50,00

50,00

100,00

Средняя заработная плата, млн р.

0,89

1,18

90,82

120,41

132,58

Прибыль, млн р.

-14

-14

-23

100,00

164,29

164,29

Чистая продукция, млн р.

-6

-8

-12

133,33

200,00

150,00

Расходы на оплату труда, млн р.

8

6

11

75,00

137,50

183,33

Производительность труда, млн р., измеренная: товарооборотом

 

в действующих ценах

440,6

749,8

1000

170,17

226,95

133,37

в сопоставимых ценах

440,6

688,2

479,2

156,19

108,75

69,63

чистой продукцией

-0,75

-1,6

-2,4

-213,33

-320,00

-150,00

прибылью

-1,75

-2,8

-4,6

-160,00

-262,86

-164,29

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных организации

Рассматривая таблицу 2.1.3 можно заметить, что за 2009-2011 годы произошли следующие изменения: фонд заработной платы, как средняя заработная плата и расходы на оплату труда, сначала уменьшился на 29% (средняя заработная плата на 9,2%, расходы на оплату труда на 25%), что связано с уменьшением среднесписочной численности работников на 3 человека (на 37,5%), но затем увеличился в целом на 26% (средняя заработная плата на 32,6%, расходы на оплату труда на 83%); уровень фонда заработной платы в целом снизился на 50%; показатель чистой прибыли имеет отрицательную тенденцию (за весь анализируемый период произошло снижение в 2 раза), что связано с отрицательными показателями прибыли; производительность труда, измеренная товарооборотом в действительных ценах в целом за весь анализируемый период имеет тенденцию роста (в 2,3 раза), а в сопоставимых ценах сначала увеличилась (на 56%), но затем снизилась (на 30%); производительность труда, измеренная как чистой продукцией, так и прибылью, имеет отрицательную тенденцию.

Проанализируем прибыль и рентабельность по магазину «Северный», УРТНП РУП «Гомсельмаш» за 2009-2011 годы в таблице 2.1.4.

Таблица 2.1.4 - Прибыль и рентабельность по магазину «Северный», УРТНП РУП «Гомсельмаш» за 2009-2011 гг.

Показатели

Годы

Темп роста (снижения), %


2009

2010

2011

2010/2009

2011/2009

2011/2010

Товарооборот, млн р.

3525

3749

5000

106,35

141,84

133,37

Доходы от реализации товаров:

 

в сумме

3135

3546

4544

113,11

144,94

128,14

в % к обороту

88,94

94,59

90,88

106,35

102,19

96,08

Расходы на реализацию товаров:

 

в сумме

1661

1822

2499

109,69

150,45

137,16

в % к обороту

47,12

48,60

49,98

103,14

106,07

102,84

Прибыль от реализации товаров:

 

в сумме

1474

1724

2045

116,96

138,74

118,62

в % к обороту

41,82

45,99

40,90

109,97

97,81

88,94

Прибыль:

 

в сумме

-14

-14

-23

100,00

-164,29

-164,29

в % к обороту

-0,40

-0,37

-0,46

-94,03

-115,82

-123,18

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Доходы от реализации за 2009-2011 годы в сумме выросли на 45%, но в процентах к обороту в 2011 году по отношению к 2010 году показатель снизился на 4%. Расходы на реализацию также имеют положительную тенденцию за весь анализируемый период, как в сумме (рост на 51%), так и в процентах к обороту (увеличение на 6,1%). Прибыль от реализации товаров по сумме также имеет тенденцию роста (увеличение на 39%), но в процентах к обороту в 2011 году по сравнению с 2010 годом показатель снизился на 11% и за весь анализируемый период также наблюдается снижение на 2%.

Таким образом, анализируя результаты деятельности магазина «Северный» за 2009-2011 годы можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным показателям с тенденцией роста относятся: товарооборот в действующих ценах, показатели состояния основных средств и эффективности их использования (фондоотдача, фондоёмкость, фондовооружённость), доходы от реализации товаров. К отрицательным показателям с тенденцией снижения относятся: товарооборот в сопоставимых ценах, прибыль организации, фондорентабельность, а также увеличение расходов на реализацию. Для того, чтобы организация смогла повысить свою прибыльность и рентабельность, работать с положительным результатом необходимо:

.        Увеличить доходность торговли с помощью таких направлений в деятельности, как:

·        наращивание объёмов розничного товарооборота, совершенствование его структуры;

·        ускорение оборачиваемости товаров;

·        развитие материально-технической базы отрасли;

·        разработка оптимальных графиков магазина;

·        соблюдение ассортиментной политики, формирование торгового ассортимента с более высокими торговыми надбавками;

·        пересмотр схем продвижения товаров от производителя до потребителя, увеличение в обороте доли товаров, закупленных у местных товаропроизводителей или напрямую у производственных организаций.

.        Выявить резервы экономии и пути оптимизации расходов на реализацию товаров, организационно-экономические мероприятия по их реализации:

·        оптимизация расходов посредством формирования рациональных расходов потребления и повышения качества торгового обслуживания;

·        рационализация расходов, которая подтверждается соответствующим увеличением розничного товарооборота и прибыли торговой организации;

·        применение анализа взаимосвязи расходов, объёма продаж и прибыли, сравнительного анализа и метода группировок, вычисление порога рентабельности;

·        более эффективное использование материально-технического потенциала;

·        дальнейшая механизаций и автоматизация торгово-технологических процессов;

·        нормализация товарных запасов;

·        повышение производительности труда работников торговых организаций, обеспечение опережающих её темпов роста по сравнению с темпами роста средней заработной платы [12, с.414,445].

Произведём анализ поступления товаров в организацию.

.2 Анализ поступления товаров в магазин «Северный» УРТПН РУП «Гомсельмаш»

Анализ поступления товаров проводят по торговой организации в целом, по отдельным товарным группам и товарам, источникам поступления, поставщикам.

Проводя анализ поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как в розничной торговой организации соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары. Рассмотрим товарный баланс магазина в таблице 2.2.1.

Так как темпы роста поступления товаров не опережают темпы увеличения розничного товарооборота, то работу магазина можно оценить положительно. Однако, необходимо проводить меры по снижению объёмов прочего выбытия товаров, т.к. наблюдается динамика роста этого показателя.

Магазин «Северный» УРТНП РУП «Гомсельмаш» имеет следующие данные о динамике поступления товаров (таблицы 2.2.2; 2.2.3).

Таблица 2.2.1 - Товарный баланс по магазину «Северный», УРТНП РУП «Гомсельмаш» за 2009-2011 гг.

Показатели

Годы

Динамика, %

Отклонение, (+/-)


2009

2010

2011

2011 года в % к 2009 году

2011 год в % к 2010

2011 года от 2009 года

2011 года от 2010 года

Запасы товаров на начало периода

870,9

889,4

933,2

107,15

104,92

62,3

43,8

Поступление товаров

9983,9

10032,20

11500,80

115,19

114,64

1516,9

1468,6

Розничный товарооборот

3525

3749

5000

141,84

133,37

1475

1251

Прочее выбытие товаров

1,07

1,25

1,68

157,01

134,40

0,61

0,43

Запасы товаров на конец периода

695,8

731,1

748,3

107,55

102,35

52,5

17,2

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Таблица 2.2.2 - Поступления товаров в магазин «Северный», УРТНП РУП «Гомсельмаш» в разрезе товарных групп за 2009-2011 гг.

Наименование товарных групп и товаров

Годы

Отклонение, (+/-)

Динамика, %


2009

2010

2011

2011 года от 2009 года

2011 года от 2010 года

2011 года в % к 2009 году

2011 год в % к 2010

Колбасные изделия, мясо и копчёности

589

603

601

12

-2

102,04

99,67

Сыр

11

11

12

1

1

109,09

109,09

Консервы мясные

47

48

51

4

3

108,51

106,25

Кондитерские изделия

36

36

35

-1

-1

97,22

97,22

Крупа и бобовые

26

27

29

3

2

111,54

107,41

Макаронные изделия

44

45

43

-1

-2

97,73

95,56

Сахар

47

48

45

-2

-3

95,74

93,75

Безалкогольные напитки

41

45

42

1

-3

102,44

93,33

Другие прод. товары

57

63

71

14

8

124,56

112,70

ИТОГО ПРОДТОВАРОВ

898

926

929

31

3

103,45

100,32

Галантерейные товары

38

37

38

0

1

100,00

102,70

Кожаная, текстильная и комбинированная обувь

19

15

12

-7

-3

63,16

80,00

Мебель

718

719

723

5

4

100,70

100,56

Ковры и ковровые изделия

18

17

17

-1

0

94,44

100,00

Домашняя утварь, ножевые изделия, фаянсовая посуда, изделия из стекла, фарфора и керамики

47

49

48

1

-1

102,13

97,96

Электротовары

40

43

7

3

119,44

107,50

Хозяйственные товары

210

212

211

1

-1

100,48

99,53

Часы и ювелирные изделия

9

9

8

-1

-1

88,89

88,89

Игры и игрушки

6

6

6

0

0

100,00

100,00

Канцелярские товары

12

15

16

4

1

133,33

106,67

Строительные материалы

179

185

184

5

-1

102,79

99,46

Другие непрод. товары

413

421

425

12

4

102,91

100,95

ИТОГО НЕПРОДТОВАРОВ

1705

1725

1731

26

6

101,52

100,35

ВСЕГО

2603

2651

2660

57

9

102,19

100,34

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Торговая организация обеспечила высокие темпы роста поступления товаров, однако, не по всем товарным группам. По некоторым из них наблюдается тенденция снижения поступления товаров, что может быть обусловлено низким спросом на данные товарные категории и, как следствие, снижение закупок или перебоями в торговле. К товарам с отрицательной динамикой поступления относятся: кондитерские изделия, макаронные изделия, сахар, безалкогольные напитки, обувь, ковры и ковровые изделия, часы и ювелирные изделия.

Таблица 2.2.3 - Структура поступления товаров в разрезе товарных групп по магазину «Северный» УРТНП РУП «Гомсельмаш» за 2009-2011 гг.

Наименование товарных групп и товаров

Годы

Отклонение, (+/-)


2009

2010

2011

2011 года от 2009 года

2011 года от 2010 года

Колбасные изделия, мясо и копчёности

22,63

22,75

22,59

-0,03

-0,15

Сыр

0,42

0,41

0,45

0,03

0,04

Консервы мясные

1,81

1,81

1,92

0,11

0,11

Кондитерские изделия

1,38

1,36

1,32

-0,07

-0,04

Крупа и бобовые

1,00

1,02

1,09

0,09

0,07

Макаронные изделия

1,69

1,70

1,62

-0,07

-0,08

Сахар

1,81

1,81

1,69

-0,11

-0,12

Безалкогольные напитки

1,58

1,70

1,58

0,00

-0,12

Другие прод. товары

2,19

2,38

2,67

0,48

0,29

ИТОГО ПРОДТОВАРОВ

34,50

34,93

34,92

0,43

-0,01

Галантерейные товары

1,46

1,40

1,43

-0,03

0,03

Кожаная, текстильная и комбинированная обувь

0,73

0,57

0,45

-0,28

-0,11

Мебель

27,58

27,12

27,18

-0,40

0,06

Ковры и ковровые изделия

0,69

0,64

0,64

-0,05

0,00

Домашняя утварь, ножевые изделия, фаянсовая посуда, изделия из стекла, фарфора и керамики

1,81

1,85

1,80

0,00

-0,04

Электротовары

1,38

1,51

1,62

0,23

0,11

Хозяйственные товары

8,07

8,00

7,93

-0,14

-0,06

Часы и ювелирные изделия

0,35

0,34

0,30

-0,05

-0,04

Игры и игрушки

0,23

0,23

0,23

0,00

0,00

Канцелярские товары

0,46

0,57

0,60

0,14

0,04

Строительные материалы

6,88

6,98

6,92

0,04

-0,06

Другие непрод. товары

15,87

15,88

15,98

0,11

0,10

ИТОГО НЕПРОДТОВАРОВ

65,50

65,07

65,08

-0,43

0,01

ВСЕГО

100,00

100,00

100,00

-

-

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Наибольший удельный вес в поступлении имеют такие товарные группы: колбасные изделия, мясо и копчёности, мебель, хозяйственные товары, строительные материалы. Это может быть обусловлено повышенным спросом на данные товарные группы, а также дороговизной мебели. Однако, анализируя динамику поступления, наблюдается ряд товарных групп с темпами спада. К ним относятся: колбасные изделия, мясо и копчёности, кондитерские изделия, макаронные изделия, сахар, обувь, хозяйственные товары, часы и ювелирные изделия. Для того, чтобы эти товарные группы имели положительную динамику, необходимо изучать спрос потребителей. Также стоит отметить, что удельный вес непродтоваров больше, чем продовольственных, что оказывает положительное влияние на получение большего объёма прибыли.

Особое внимание уделяют изучению источников поступления товаров. В условиях формирования рыночных отношений торговые организации получили больше права и возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов путём закупки товаров непосредственно у производителей (государственных и частных промышленных предприятий, колхозов, савхозов, других производителей товаров) и по импорту. В связи с этим возрастает значимость инициативы и предприимчивости торговых работников в изыскании дополнительных товарных ресурсов. Магазин «Северный» осуществляет закупки у производителей (государственных и частных промышленных предприятий), посредников, реализует продукцию собственного производства, что является очень эффективным для РУП «Гомсельмаш» (позволяет изучить спрос населения на производимые товары народного потребления и получить больше прибыли от реализации этих товаров).

Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки по общему объёму, ассортименту и качеству товаров, срокам поступления, условия транспортировки, упаковки, выявляют случаи нарушения договорных обязательств, если они имели место, и устанавливают их причины, а главное принимают меры по соблюдению договорных обязательств в будущем, улучшению товароснабжения. Нарушения выполнения договоров поставки товаров могут быть по вине поставщиков (несвоевременное заключение договоров и согласование спецификаций, нарушение договорных обязательств по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров, срокам отгрузки и другим условиям их поставки) или по вине розничных торговых организаций (несвоевременное заключение договоров и представление поставщикам разнарядок и заявок на поставку товара, отказ от заказанных товаров, нарушение действующего порядка расчётов и т.д.). В первом случае необходимо проверить, приняла ли торговая организация все необходимые меры воздействия на поставщиков, предусмотренные законом, договором, по устранению и предупреждению недостатков в поставке товаров. Во втором случае следует установить причины и конкретных виновников, приведших к ухудшению товароснабжения. Магазин «Северный» УРТНП РУП «Гомсельмаш» ведёт активную деятельность по устранению нарушений выполнения договоров поставки товаров.

Важным вопросом является изучение частоты и своевременности завоза товаров. Несвоевременная поставка товаров по месяцам, декадам и отдельным дням, а по некоторым из них и по часам отрицательно сказывается на выполнении плана и динамики товарооборота, торговой деятельности магазинов. В то же время равномерный и частный завоз товаров обеспечивает сохранение их качества и нормализует товарные запасы. На практике ещё не редки случаи, когда преобладающая часть товаров поступает в магазины в конце отчётного периода (года, квартала, месяца) при недопоставке их в начале [4, с.35-39]. Рассмотрим равномерность объёмов поставок в магазин «Северный» РУП «Гомсельмаш» по кварталам в таблице 2.2.4.

Таблица 2.2.4 - Оценка равномерности развития поступления товаров в магазин «Северный», УРТНП РУП «Гомсельмаш» в разрезе товарных групп за 2010-2011 гг.

Квартал

Годы

Отклонение (+/-) по

Темп изменения, %


2010

2011




Сумма, млн р.

Уд. вес,%

Сумма, млн р.

Уд. вес,%

сумме

уд.весу


I

657

24,78

649

24,40

-8

-0,38

98,78

II

719,00

27,12

709,00

26,65

-10

-0,47

98,61

III

632

23,84

647

24,32

15

0,48

102,37

IV

643,00

24,25

655,00

24,62

12

0,37

101,87

ИТОГО ЗА ГОД

2651

100

2660

100

9

-

100,34

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.

По данным таблицы видно, что в торговом объекте развитие поступления товаров происходит не достаточно равномерно, так как в первом полугодии (1, 2 кварталы) наблюдается отрицательная тенденция развития.

Также оценку равномерности поставок товаров можно произвести по коэффициенту равномерности. С помощью таблицы 2.2.5 рассчитаем этот показатель.

Для этого определим среднеквадратическое отклонение фактического объёма поставки (δ) по формуле:

δ =  =  = 6,89 (2.2.1)

Таблица 2.2.5 - Оценка ритмичности развития поступления товаров в магазин «Северный», УРТНП РУП «Гомсельмаш» в разрезе товарных групп за 2010-2011 гг.

Период (месяц)

2010 год

2011 год

Темп изменения, % (Х)

Х-Хср.

(Х-Хср.)²

Январь

222

219

98,65

-2,62

6,87

Февраль

199

201

101,01

-0,26

0,07

Март

236

229

97,03

-4,24

17,94

Апрель

281

285

101,42

0,15

0,02

Май

229

211

92,14

-9,13

83,36

Июнь

209

213

101,91

0,64

0,41

Июль

173

198

114,45

13,18

173,74

Август

185

181

97,84

-3,43

11,78

Сентябрь

274

268

97,81

-3,46

11,97

Октябрь

186

113,41

12,14

147,49

Ноябрь

180

193

107,22

5,95

35,43

Декабрь

299

276

92,31

-8,96

80,32

Всего за год

2651

2660

100,34

-0,93

0,87

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Далее рассчитаем объём вариации поставок:

 = (6,89·100)/101,27 = 6,8. (2.2.2)

Вычисление коэффициента равномерности поступления товаров (Кравн.):

Кравн. = 100 - γ = 100 - 6,8 = 93,2. (2.2.3)

Чем ближе значение коэффициента равномерности к 100%, тем более равномерно организовано поступление товаров, тем меньше размер упущенной выгоды от возможных перебоев в продаже отдельных товаров [10, с.109-110].

Анализ поступления товаров в магазин «Северный» РУП «Гомсельмаш» показал, что работу магазина в целом можно оценить положительно: высокие темпы роста поступления, не опережающие темпы увеличения розничного товарооборота; развитие поступления товаров происходит равномерно. Однако необходимо проводить меры по снижению объёмов прочего выбытия товаров, анализировать спрос покупателей для эффективной закупки и реализации товаров; производить анализ эффективности заключаемых сделок, анализ поставщиков (их отдалённость, ценовая политика, надёжность) и условия договоров (сроки поставки, оплаты товара) , а также контроль за их исполнением, контроль за своевременным заказом товаров, подачей заявок.

.3 Оценка влияния поступления товаров и его источников на результаты деятельности магазина «Северный» УРТНП РУП «Гомсельмаш»

Обеспеченность товарными запасами, их размер, структура, товарооборачиваемость зависят от многих факторов внешнего и внутреннего характера действия. Изменение факторов может повлиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, как улучшая, так и ухудшая эти показатели. Одни факторы способствуют ускорению товарооборачиваемости и тем самым уменьшают потребность в росте величины товарных запасов. Другие наоборот приводят к увеличению объемов товарных запасов, что сопровождается замедлением скорости обращения товаров.

Знание направлений действия факторов на товарные запасы, управляя ими можно обеспечить оптимальность их формирования и использования, выявлять направления и размеры ускорения товарооборачиваемости, снизить затраты на образование, содержание и управление товарными запасами.

В группу факторов внешнего характера действия относят:

1)      Факторы производства (товарного предложения): объемы, ритмичность сезонность производства, качество промышленной и сельскохозяйственной продукции, ее соответствие запросам потребителей и мировым стандартам, насыщенность товарных рынков, физико-химические свойства товаров, размещение и отдаленность центров производства от центров потребления.

)        Товарное предложение - основа развития товарооборота. Только при достаточном насыщении рынка товарными ресурсами, при условии роста покупательского спроса, удается правильно организовать торговую деятельность. Рост объемов товарных ресурсов, расширение их ассортиментной структуры, улучшение качества товаров до мировых стандартов, позволяет обеспечить выполнение торговлей задачи наиболее полного удовлетворения постоянно изменяющегося спроса потребителей и на этой основе наращивания товарооборота при оптимальном размере товарных запасов. Однако, если происходит сбой в производственном процессе, это отрицательно сказывается на эффективности работы всех экономических субъектов. Товарные запасы неоправданно растут во всех каналах товародвижения, нарушается платежная дисциплина, возникают проблемы в реализации товаров.

)        Сезонность производства. Многие товары (сахар, крупа, овощи, фрукты и др.) имеют сезонный характер производства, обусловленный сезонностью производства сельскохозяйственного сырья. В сезон производства цены на товары более низкие и товарные организации имеют возможность в этот период покупать товары на выгодных для себя условиях в больших объемах для удовлетворения сезонного спроса покупателей. По мере удаленности от пика сезонности производства возрастают отпускные и оптовые цены, увеличивается звенность товародвижения, усложняется процесс поиска поставщиков, товар может стать дефицитным. Все это требует создания сезонных товарных запасов. Насыщенность товарных рынков зависит от уровня конкуренции между товаропроизводителями. Чем выше уровень конкуренции на рынке товарных ресурсов , тем больше свободы у покупателей в выборе поставщиков товаров пользующихся покупательским спросом, “уторговывании” условий покупки товаров: необходимых объемов. ассортимента и ритмичность поставок, обеспечения заключения долгосрочных договоров, определение приемлемых условий платежа, источников уценки товаров, не получивших признания покупателей и др.

)        Физико-химические свойства товаров, определяют сроки их хранения, а следовательно и частоту поставок. В зависимости от частоты спроса обусловленного физико-химическими свойствами, все товары имеют различную скорость их обращения. По товарам повседневного спроса и скоропортящимся нет смысла накапливать в различной торговле большие запасы, их размер обусловлен нормальными сроками реализации товаров. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров. А по товарам сложного ассортимента (одежда, ткани, хозяйственные товары, галантерея и др.) необходимо иметь более значительные запасы, позволяющие организовать их продажу с учетом разнообразия покупательского спроса.

)        Транспортные условия: включают звенность товародвижения, необходимость досрочного завоза товаров в труднодоступные районы страны, вид транспорта, используемый при перевозках, формы перевозок (маршрутные, повагонные, контейнерные), изменение средней дальности и скорости доставки товаров, степень ритмичности поставок по срокам и объемам. Чем хуже транспортные условия, тем большие товарные запасы нужны для обеспечения бесперебойной работы торговых объектов.

)        Факторы спроса:

·        Объем и структура платежеспособного спроса, платежеспособность населения. Рост денежных доходов населения ведет к увеличению объема покупательского спроса и изменению его структуры, а следовательно и росту объемов покупок, ускорению реализации товаров и их оборачиваемости. Эта зависимость проявляется тогда, когда товарный ассортимент будет соответствовать спросу покупателя.

·        Колебания спроса. Часто возникают ситуации, когда фактический уровень спроса отличается по различным причинам от прогнозного. Если он выше, то может образоваться дефицит товаров и торговые организации будут иметь большие возможности для роста товарооборота и получения прибыли. И наоборот, при снижении спроса по сравнению с ожидаемым растут объемы нереализованных товаров, тем самым происходит необоснованный рост инвестиций в запасы. Все эти отклонения отрицательно сказываются на эффективности делового цикла и снижают уровень экономической активности.

·        Если у торговой организации возникают большие колебания в структуре товарооборота, то это свидетельствует об импульсивности и ажиотажности спроса или его периодичности, что требует больших товарных запасов для продолжения нормальной реализации товаров в критические периоды повышения спроса. В этой связи возрастает значение необходимости более глубокого изучения и прогнозирования покупательского спроса, оптимизации объема и структуры запасов.

)        Соотношение спроса и предложения.Современное состояние национальной экономики характеризуется сбалансированностью спроса и предложения по общему объему, что создает предпосылки для увеличения покупательского интереса к совершению покупок и повышению удовлетворенности в своих покупательских предпочтениях. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами, и наоборот при превышении предложения над спросом и расширении ассортимента товаров, необоснованно растут товарные запасы и замедляется товарооборачиваемость. Выявленная зависимость размера товарных запасов и скорости их обращения ставит перед торговой организацией задачу улучшения изучения всех видов спроса и продажа всего неудовлетворенного, формирующегося, отложенного, улучшения договорных отношений с поставщиками, что позволяет нейтрализовать отрицательные последствия изменяющейся конъюнктуры рынка на эффективность использования товарных запасов.

)        Уровень цен. Одним из условий формирования больших запасов в торговле является ожидание повышения уровня цен. Чем выше темп инфляции, тем большим становится рост товарных запасов, таким образом торговые организации пытаются защитить свои финансовые ресурсы надеясь получить в дальнейшем дополнительный доход за счет разницы между закупочными и продажными ценами.

Сегмент рынка, численность и поведение потребителей - являются базисом на знании которого строится стратегическая и тактическая программы работы торговых организаций. Обслуживая конечных потребителей, торговая организация должна предлагать своим потенциальным покупателям те товары, которые удовлетворяют именно их специфические запросы. Чем глубже продавец знает специфику своего сегмента рынка, поведения потребителей, тем с меньшими затратами, включая затраты на формирование и содержание товарных запасов, организуется торговый процесс.

К факторам, определяющим размер товарных запасов и товарооборачиваемость зависящим от деятельности торговой организации, относятся:

)        Объем, структура и темпы роста товарооборота.

При увеличении объема товарооборота растут и товарные запасы. Однако эта зависимость не прямопропорциональна. Эффективным считается такое соотношение между темпами измерения товарных запасов и товарооборота, когда темп роста товарных запасов значительно отстают от темпов роста товарооборота. Товарные запасы тесно связаны и со структурой товарооборота. Расширение ассортимента товаров - непременное условие современного развития рынка потребительских товаров, приводит к росту товарных запасов. При преобладании в ассортиментной структуре товарооборота продовольственных товаров, размер товарных запасов будет намного меньшим, т.к. они большей частью представлены скоропортящимися продуктами, срок реализации которых ограничен. К тому же ассортимент продовольственных товаров относительно стабилен, что облегчает взаимодействие товарных организаций с поставщиками и не требует накопления излишних товарных запасов. Для реализации непродовольственных товаров требуется более длительное время, они приспособлены к более длительному хранению без потери потребительских свойств, что способствует росту товарных запасов, но значительно замедляет скорость их обращения. Эту особенность поведения товарных запасов в зависимости от изменения объема и структуры товарооборота следует предусмотреть в ходе определения норматива товарных запасов.

Рост запасов, обусловленный изменением товарооборота, означает повышение расходов и снижение прибыли. В это же время увеличение товарооборота приводит к повышению размера прибыли от их реализации. Чтобы добиться оптимального соотношения между расходами, связанными с формированием товарных запасов и прибылью, необходимо не только следить за тенденциями их развития, но и значительно улучшить работу по экономическому обоснованию нормативной, рациональной величины товарных запасов.

)        Распределение запасов между товаропроизводителями, оптовыми и розничными звеньями торговли.

При закупке товаров непосредственно у производителей, по прямым хозяйственным связям удается закупать товары в необходимом объеме, в короткие сроки по более низким ценам, а продать их в лучшее для продажи время по более высоким рыночным ценам. К тому же вся торговая надбавка остается у розничного продавца. Однако товаропроизводители, в свою очередь, заинтересованы работать с крупными покупателями и поэтому торговым организациям приходится покупать товары большими партиями, требующими подработки, подсортировки, хранения, что может привести к росту не только запасов, но и расходов. При закупке товаров у оптовых посредников, которые имеют широкий ассортимент, удается несмотря на необходимость поделиться торговой надбавкой с оптовым посредником, снизить риск формирования запасов в больших размерах, чем это предусмотрено нормативами.

)        Объемы, ритмичность поставок, уровень развития сервисных форм организации поставок и обслуживания покупателей, выполнение договорных обязательств.

Чем чаще завозятся в магазины товары, тем меньшими должны быть запасы. Более того, крупные товарные субъекты вообще могут обходиться без товарных запасов. Это возможно при четком взаимодействии с поставщиками, когда покупатель твердо уверен, что товар в нужном ассортименте, объемах, качестве будет доставлен в магазин, в строго определенное, до минуты, время. Чем выше уровень договорной дисциплины поставок, обязательность, добросовестность производителей и поставщиков, приемлемые условия поставки тем ниже необходимый уровень товарных запасов в торговых организациях.

)        Эффективность работы коммерческих служб по закупке товаров, рекламных мероприятий.

Оптимальность выбора каналов поступления товаров имеет прямое отношение к размеру запасов и скорости их обращения. Хорошо налаженная коммерческая и рекламная работа позволяет избежать закупки товаров пользующихся ограниченным спросом покупателей, оседания в запасах неходовых товаров. Это позволяет сократить затраты финансовых ресурсов, направленных на формирование и содержание товарных запасов.

)        Устойчивость и сложность ассортимента.

Время обращения сложного ассортимента (одежда, белье, головные уборы и т.п.) намного длиннее по сравнению с простыми. Для торговли ими требуются большие размеры запасов. И наоборот устойчивый ассортимент не вызывает серьезных колебаний в размерах и структуре товарных запасов, они, как правило, минимальны. Внешней оценкой равномерности потребления отдельных товаров служит коэффициент вариации однодневного товароборота от его среднего значения [11, с.135-139].

Произведём расчет влияния структуры поступления по товарным группам на товарооборачиваемость по магазину «Северный» УРТНП РУП «Гомсельмаш» за 2009-2010 годы (таблица 3.1).

Таблица 2.3.1 - Расчёт влияния структуры поступления по товарным группам на товарообоорачиваемость по магазину «Северный» УРТНП РУП «Гомсельмаш за 2010-2011 гг.

Товарные группы

Структура поступления, %

Ср. тов. запасы за 2010г., млн р.

Товарооборачиваемость за 2010 год, дни

Процентные числа


2010 год

2011 год

Отклонение (+/-)




Продтовары

34,93

32,92

-2,01

235

22,9

-46

Непродтовары

65,07

67,08

+2,01

575

56,00

+112,6

Всего

100

100

 -

810

78,9

+66,6

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Влияние изменения структуры товарооборота составило 0,7 дня (66,6:100). Таким образом, на время обращения товаров оказали влияние следующие факторы: увеличение объёма товарооборота и суммы среднего товарного запаса, изменение структуры товарооборота. Каждый из этих средств приводил к замораживанию или высвобождению средств из оборота и соответственно к увеличению прибыли или потере выгоды [10, c.114].

Анализ товарных ресурсов и товарных запасов завершается анализом эффективности их использования. Причём эффективность использования товарных ресурсов может быть определена как по показателю розничного товарооборота, так и по показателю прибыли:

Э1 = РТО/(П+ТЗср.); (2.3.1)

Э2 = Преал/(П+ТЗср.), (2.3.2)

где Э1, Э2 - показатели эффективности использования товарных ресурсов соответственно по товарообороту и прибыли, руб;

Преал - прибыль от реализации товаров, руб;

П - поступление товаров, руб;

ТЗср. - средняя величина товарного запаса, руб.

Произведём расчёты по магазину «Северный»:

Э1 = 5000/(11500,8+840,8) = 0,41 млн р.

Э2 = 2045/(11500,8+840,8) = 0,17 млн р.

Коэффициенты Э1 и Э2 показывают суммы товарооборота и прибыли, полученных на каждый рубль, вложенный в товарные ресурсы [10, с.111]. По расчётам видно, что показатели очень малы, что показывает необходимость выявления путей повышения прибыли от реализации и товарооборота, а также путей уменьшения расходов на реализацию, издержек обращения.

3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ ТОВАРОВ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОВАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА В МАГАЗИНЕ «СЕВЕРНЫЙ» УРТНП РУП «ГОМСЕЛЬМАШ»

Увеличение поступления товаров может как положительно повлиять на деятельность организации, так и отрицательно. То есть с увеличением поступления, может увеличиться объём реализации товаров из-за более широкого и глубоко ассортимента и, как следствие, увеличатся показатели товарооборота и прибыли торгового объекта. Однако, если товары не будут продвигаться, не будут пользоваться спросом, то произойдёт рост товарных запасов и, как следствие, увеличение расходов на хранение, потерянные возможности. Поэтому для организации целесообразно сперва определить экономические границы деятельности, которые, если их придерживаться, не позволят работать в убыток.

Определение экономических границ субъекта хозяйствования предполагает расчёт точки безубыточности, минимальной рентабельности.

Точка безубыточности характеризует объём товарооборота, который обеспечивает получение дохода от реализации товаров, достаточного для оплаты текущих расходов. Прибыль при этом не образуется. Этот показатель рассчитывается по формуле:

Тб =  ∙ 100, (3.1)

где Тб - точка безубыточности, р.;

 - сумма расходов на реализацию товаров по постоянным статьям, р.;

 - уровень дохода от реализации товаров, %;

 - уровень расходов на реализацию товаров по переменным статьям, %.

Произведём расчёт по магазину «Северный» УРТНП РУП «Гомсельмаш»:

Тб =  ∙ 100 = 2214,4 млн р.

Точка минимальной рентабельности представляет собой объём реализации, достаточной для оплаты расходов и получения минимальной прибыли, и определяется по следующей формуле:

Тmin =  ∙ 100 , (3.2)

где Тmin - точка минимальной рентабельности, р.;

 - сумма расходов на реализацию товаров по постоянным статьям, р.;

Пм - минимальная прибыль, р.;

 - уровень дохода от реализации товаров, %;

 - уровень расходов на реализацию товаров по переменным статьям, % [15, с.38; 13, с.31].

Произведём расчёт по магазину «Северный»:

Тmin =  ∙ 100 = 4989, 2 млн р.

Таким образом, чтобы магазин «Северный» эффективно работал, на планируемый год точка безубыточности не должна быть меньше 2214,4 млн р., а точка минимальной рентабельности - 4989,2 млн р.

Планирование розничного товарооборота также даст примерную оценку о том, какой объём товара необходимо будет поставить. Планирование розничного товарооборота можно произвести такими методами, как экономико-статистический, среднегодового темпа прироста.

Экономико-статистический метод основан на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Сглаживание производится с помощью скользящей средней. Полученный выровненный ряд скользящих средних даёт возможность определить среднегодовое изменение прироста объёма товарооборота по следующей формуле:

Δ =  , (3.3)

где Δ - среднегодовое изменение прироста объёма розничного товарооборота, %;

 - последний показатель в ряду выравненных средних, %;

 - первый показатель в ряду выравненных средних, %;

 - количество показателей выравненного ряда средних.

Значение прироста товарооборота (Кпр) на планируемый год определяется продолжением выравненного ряда средних на 2 шага вперёд по формуле:

Кпр =  + 2 ∙ Δ. (3.4)

Произведём расчёт по магазину «Северный» УРТНП РУП «Гомсельмаш»:

Таблица 3.1 - Данные для расчёта объёма розничного товарооборота на основе скользящей средней

Год

Прирост товарооборота, %

Выравненные показатели, %

2007

18,5

К1 = (18,5+19,3+12)/3 = 16,6

2008

19,3

К2 = (19,3+12+6,4)/3 = 12,6

2009

12

К2 = (12+6,4+33,4)/3 = 17,3

2010

6,4

-

2011

33,4

-


Примечание. Источник: [12, с.219]

Δ =  = 0,175;

Кпр =  + 2 ∙ 0,175 = 17,65 %.

Таким образом, в планируемом году по сравнению с отчётным годом товарооборот торговой организации должен увеличиться на 17,7%. [12, с.218-219;]

Расчёт планового товарооборота методом среднегодового темпа роста рассчитывается в следующей последовательности:

1)      Расчет коэффициента роста по формуле:

Кр =  , (3.5)

где  - конечный уровень ряда;

 - начальный уровень ряда;

 - количество периодов.

2)      Средний темп роста - это коэффициент роста, который выражается в процентах:

Тр = Кр ∙ 100% (3.6)

3)      Средний темп прироста. Для расчёта данного показателя найденный средний темп роста необходимо уменьшить на 100%:

Тпр = Тр - 100% (3.7)

Произведём расчёт по магазину «Северный» УРТНП РУП «Гомсельмаш»:

Кр =  = 1,194;

Тр = 1,194 ∙ 100% = 119,4%;

Тпр = 119,4 - 100% = 19,4%.

Таким образом, на основании расчётов по методам скользящей средней и среднегодового темпа прироста можно сделать прогноз, что в планируемом году по сравнению с отчётным годом товарооборот торговой организации увеличится на 17,7% - 19,4%.

Основными направлениями увеличения розничного товарооборота являются следующие:

Ø  Закупка (обновление) холодильного оборудования, что позволит ускорить объём продажи быстрооборачиваемых групп товаров, требующих специального температурного режима хранения. Это такие товары, как мясо и птица, колбасные изделия, майонез, мороженое и др.;

Ø  Совершенствование технологии торговли на основе упорядочения заявочной работы; оптимизация частоты завоза товаров в магазины; усиление контроля за товарными запасами (выявление неходовых и залежалых товаров, их перераспределение, уценка, возврат поставщикам и др.); рационализация товародвижения (ликвидация излишних, повторных, неэкономичных перевозок; исключение из торговой цепочки посредников); увеличение закупки товаров у поставщиков, продукция которых пользуется повышенным спросом у населения; установление оптимальных режимов работы магазинов; использование прогрессивных методов продажи товаров;

Ø  Увеличение предложения товаров, ранее не свойственных торговой организации; развитие продажи товаров в кредит, рассрочку (особенно дорогостоящих товаров, таких как мебель, бытовая техника); внедрение внемагазинных форм торговли;

Ø  Укрепление материально-технической базы на основе проведения ремонтов, реконструкции; открытие «мини-магазинов» по районам, где не обеспечивается выполнение утверждённого Правительством Республики Беларусь норматива социального стандарта в торговом обслуживании населения; открытие специализированных объектов быстрого обслуживания; расширение торговли в городах, дачных кооперативах, на оживлённых трассах и в местах отдыха населения;

Ø  Совершенствование организации труда работников, повышение его производительности, стимулирование труда, нацеленность показателей премирования на конечные результаты деятельности торговых организаций [12, с.261-262].

Также для увеличения поступления товаров немаловажно для организации иметь оптимальные размеры товарных запасов. Так как если размер товарных запасов велик, то это означает, что товарооборачиваемость в торговом объекте медленная и увеличение поступления товаров может только усугубить положение магазина. Поэтому для магазина «Северный» немаловажно выявление путей повышения эффективности управления товарными запасами.

На величину товарных запасов влияет множество постоянно меняющихся факторов, что вызывает постоянные колебания уровня запасов. Существующая статистическая отчётность и система нормирования не учитывают таких колебаний, что приводит к неправильным оценкам состояния запасов, особенно у отдельных торговых организаций и объектов. Так, товарный запас в период между очередными завозами колеблется от максимального до минимального. Особенно это чётко выражается у торговых организаций, где товары завозятся неравномерно. А так как норматив запасов устанавливается из расчёта среднего запаса, то по торговым объектам, в которые товар поступил на конец отчётной даты, будут зафиксированы сверхнормативные запасы, хотя фактически они таковыми не являются, а по другим торговым объектам в обратной ситуации будет отмечена недостаточность запасов. Всё это вызывает необходимость перехода к системному управлению запасами.

В связи со сложившейся в настоящее время экономической ситуацией в стране необходимо совершенствовать методы управления хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий, в частности, внедрять логистические методы управления производством, товародвижением, материальными и финансовыми ресурсами.

Система управления запасами состоит из отдельных элементов, взаимодействие между которыми обеспечивает её функционирование в целом. Основными элементами системы управления запасами являются контроль за состоянием товарных запасов, организационная структура товароснабжения, спрос, нормирование запасов. Контроль за состоянием товарных запасов обеспечивает комплексный анализ их состояния, динамики, товарного и качественного состава.

Управление товарными запасами предусматривает формирование наиболее оптимальных их размеров, т.е. размеры запасов должны находиться в экономически обоснованных пределах. Принцип оптимальности, применяемый при управлении товарными запасами, означает обеспечение бесперебойной торговли при наименьших затратах в каждом звене товародвижения.

Критерием оптимальности могут служить такие показателя, как затраты торговых организаций, время обращения, доля неходовых и залежалых товаров. кроме того, в основу формирования товарных запасов должны быть положены и такие принципы, как надёжность нормативов товарных запасов, их научная обоснованность, реальность и эффективность [6, c.31-32].

Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в торговой организации проводят по структурным подразделениям магазина. В ходе анализа выясняют, как товарные запасы обеспечивают развитие торговли, удовлетворение спроса покупателей и какие имеются резервы оптимизации, ускорения времени обращения товаров.

Для выявления резервов нормализации товарных запасов, ускорения товарооборачиваемости необходимо проанализировать состав товарных запасов и прежде всего наличие залежалых и неходовых товаров. Для этого привлекают информацию об уценке и распродаже товаров, оптовой реализации излишествующих товаров, бартерных сделках и т.п. По данным актов переоценки товаров и информации об их распродаже можно изучить целесообразность и эффективность переоценки. Необходимо также проанализировать правильность размещения товарных запасов в магазинах. На практике нередки случаи, когда на торговых объектах большая часть товаров находится в подсобных складских помещениях, что ведёт к замедлению товароборачиваемость, образованию залежалых и неходовых товаров. Снизить товарные запасы до оптимальных размеров можно за счёт равномерного и частого завоза товаров, оптовой реализации излишне завезённых товаров другим торговым объектам, совершенствования организации торговли, рекламы, проведения покупательских конференций, выставок-продаж товаров и т.д. [5, с.57-59]

Также направлением по увеличению поступления товаров является эффективное заключение сделок. Под эффективностью торговой сделки понимается уровень и доходности и прибыльности от вложенных ресурсов и текущих затрат по закупке и реализации отдельной партии товара [3, с.43]. Каждая из заключённых коммерческих сделок вносит свой вклад в формирование структуры розничного товарооборота и рентабельности товаров. Поэтому целесообразно перед принятием решения о заключении сделки рассчитать её эффективность. Это позволит предусмотреть и избежать рисков, выявить её рациональность. И в случае, если сделка эффективна, появляется возможность закупки товаров в большем объёме.

Среди множества подходов к расчёту эффективности коммерческой сделки существуют 2 основных пути: либо от условий сделки к прибыли, оцениваемой на стадии закупки товара, либо от целевой прибыли к контрольной товарооборачиваемости, по которой можно проследить выполнение требований эффективности на стадии реализации товара.

В практической деятельности второй путь расчёта представляется более востребованным, так как рентабельная на стадии заключения сделка может оказаться нерентабельной на стадии реализации товаров по причине отсутствия у специалиста коммерческой службы заранее просчитанного срока, в течение которого закупленный товар необходимо без остатка реализовать. Упростить соблюдение этого срока может расчёт средней контрольной товарооборачиваемости методом окупаемости кредита. С помощью последнего учитываются особенности взаимодействия основных внешних и внутренних факторов обусловливающих финансово-экономическое состояние конкретной организации [7, с.295-296]

Таким образом, для того, чтобы организация могла увеличить поступление товаров, сначала необходимо оценить экономическое положение и резервы роста: товарооборота, прибыли и доходов от реализации продукции, объёмы закупаемой продукции в прошлых периодах, товарооборачиваемость; также требуют контроля и анализа расходы на реализацию товаров, товарные запасы. Увеличению поступления товаров способствует: увеличение розничного товарооборота и прибыли, ускорение товарооборачиваемости и снижение товарных запасов, расчёт эффективности сделки и контроль за выполнением договорных обязательств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закупочную деятельность организации можно разделить на преддоговорные, собственно закупочные и заключительные коммерческие операции. В данной курсовой работе был проанализирован только третий этап - заключительные коммерческие операции по закупкам. В него входят такая деятельность, как управление товарными ресурсами, закупленными предприятием. Также в курсовой работе были предложены пути по усовершенствованию данной деятельности и прогноз на будущий период.

Объект курсовой работа - хозяйственная деятельность магазина «Северный» УРТНП РУП «Гомсельмаш». Анализируя результаты деятельности магазина «Северный» за 2009-2011 годы можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным показателям с тенденцией роста относятся: товарооборот в действующих ценах, показатели состояния основных средств и эффективности их использования (фондоотдача, фондоёмкость, фондовооружённость), доходы от реализации товаров. К отрицательным показателям с тенденцией снижения относятся: товарооборот в сопоставимых ценах, прибыль организации, фондорентабельность, а также увеличение расходов на реализацию.

Анализ поступления товаров в магазин «Северный» РУП «Гомсельмаш» показал, что работу магазина в целом можно оценить положительно: высокие темпы роста поступления (15,2%), не опережающие темпы увеличения розничного товарооборота (41,8%); развитие поступления товаров происходит равномерно (коэффициента равномерности поступления товаров равен 93,2). Также стоит отметить, что удельный вес непродтоваров больше, чем продовольственных, что оказывает положительное влияние на получение большего объёма прибыли. Однако необходимо проводить меры по снижению объёмов прочего выбытия товаров (темп прироста составил 57%), анализировать спрос покупателей для эффективной закупки и реализации товаров; производить анализ эффективности заключаемых сделок, анализ поставщиков (их отдалённость, ценовая политика, надёжность) и условия договоров (сроки поставки, оплаты товара), а также контроль за их исполнением, контроль за своевременным заказом товаров, подачей заявок.

Влияние изменения структуры товарооборота составило 0,7 дня. На время обращения товаров оказали влияние следующие факторы: увеличение объёма товарооборота и суммы среднего товарного запаса, изменение структуры товарооборота.

Кроме того, коэффициенты эффективности использования товарных ресурсов показывали, что суммы товарооборота и прибыли, полученных на каждый рубль, вложенный в товарные ресурсы малы. Для увеличения данных показателей требуется выявление путей повышения прибыли от реализации и товарооборота, а также путей уменьшения расходов на реализацию, издержек обращения.

Чтобы организация могла увеличить поступление товаров, сначала необходимо оценить экономическое положение и резервы роста: товарооборота, прибыли и доходов от реализации продукции, объёмы закупаемой продукции в прошлых периодах, товарооборачиваемость; также требуют контроля и анализа расходы на реализацию товаров, товарные запасы. Для этого были произведены расчеты точки безубытоности (2214,4 млн р.), минимальной рентабельности (4989, 2 млн р.), планового прироста товарооборота методами экономико-статистическим (рост на 17,7%) и среднегодового темпа роста (увеличение на 19,4%). Было выявлено, что увеличению поступления товаров способствует: рост показателей розничного товарооборота и прибыли, ускорение товарооборачиваемости и снижение товарных запасов, расчёт эффективности сделки и контроль за выполнением договорных обязательств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Виноградова С. Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. - 3-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2008. - 364с.

Гражданский кодекс Республики Беларусь

Коробкин А.З. Эффективность и конкурентоспособность организаций торговли / А.З. Коробкин. - Гомель: «БТЭУ ПК», 2010 г. - 82с.

Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учеб. пособие для вузов / Л. И. Кравченко. - 7-е изд., перера. и доп.. - МН.: Выш. шк., 2005. - 526 с.

Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / Л. И. Кравченко. - 8-е изд., испр. и доп.. - М.: Новое знание, 2005. - 512 с.

Миклушова В.А. Товарные запасы в торговле: анализ состояния и пути их оптимизации: текст лекции для студентов эк-их специальностей / В.А. Миклушова, М.М. Сагайдак. - Гомель: учреждение образования «БТЭУ ПК», 2012. - 44с.

Повышение эффективности использования ресурсов в торговле: монография / Е.Е. Шишкова и др. - Гомель: учреждение образования «БТЭУ», 2010. - 424 с.

Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учеб. Для вузов/Ф.П.Половцева. - М.:Инфра-М, 2001. - 248 с.

Статистический ежегодник РБ/ Нац. стат. комитет РБ. - Мн.: 2011. - 635 с.

10 Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учеб. пособие / под общ. ред. А. Н. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 385 с.

Экономика организаций торговли: учеб. пособие / под ред. Р. П. Валевич, Г.А. Давыдовой. - Минск: БГЭУ, 2010. - 671 с.

12 Экономика предприятий торговли: учеб. пособие / Н. В. Максименко [и др.]; под общ. ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 542 с.

Экономика торгового предприятия: Пособие для студентов заочной формы обучения специальностей «Менеджмент», «Маркетинг», «Коммерческая деятельность»: в 2 ч. Ч.1. Теоретико-методические основы содержания тем курса / Авторы составители: А.З. Коробкин, В.П. Кравченко, Л.В. Кравцова и др. - Гомель: Гом. кооп. ин-т Белкоопсоюза, 2001. - 124 с.

Экономика торгового предприятия: учеб. пособие для вузов / А.И. Гребнёв [и др.]; под ред. А.И. Гребнёва. - М.: Экономика, 1997. - 238 с.

Эффективность и конкурентоспособность: пособие для студентов специальности «Менеджмент» специализации «Управление персоналом» / авт.-сот. Т.В. Гасанова. - Гомель: учреждение образования «БТЭУ ПК», 2008. - 116 с.

Похожие работы на - Поступление товаров: анализ и пути улучшения (на материалах УРТНП РУП 'Гомсельмаш', магазин 'Северный')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!