Доходы и издержки предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    405,91 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Доходы и издержки предприятия

Введение

Анализ зарубежной и отечественной практики хозяйствования показывает, что в условиях нестабильности рыночной конъюктуры, обусловленной динамизмом внешней среды, в которой работают предприятия, место и роль планирования доходов и расходов возрастает. Любое хозяйственное решение, принимаемое в условиях риска, требует тщательного, технико-экономического обоснования, как будущего результата, так и условий его реализации, что можно осуществить только с помощью анализа доходов и расходов. Целью планирования доходов и расходов на предприятии является увязка доходов с необходимыми расходами.

Доходом предприятия является полная выручка , получаемая предприятием от реализации своей продукции, работ и услуг.

Издержками предприятия - суммарные затраты фирмы на выпуск продукции. Включают постоянные и переменные издержки.

Прибыль, в свою очередь - это конечный финансовый результат деятельности предприятия, определяется как разность между совокупностью доходов и расходов (отрицательная прибыль является убытком).

Основным показателем работы предприятия является рентабельность. Именно показатель рентабельности (доходности) показывает настоящую ситуацию на предприятии. Каждое предприятие стремится повышать свою рентабельность, в первую очередь, снижая затраты.

Целью моей работы является рассмотрение доходов и издержек, так как их анализ служит для эффективной работы предприятия. Также во второй части курсовой работы я буду анализировать управление доходом и издержками на предприятии уже на практике, это позволит полностью понять выбранную мной тему.

Актуальность данной темы объясняется тем, что без правильного представления и без грамотного управления доходом и издержками предприятие не сможет должным образом функционировать.

1. Доходы и издержки предприятия

1.1    Доход предприятия и его виды <#"657320.files/image001.gif">

Рисунок 1. Издержки производства в краткосрочном периоде.

В выше мы рассматривали издержки в краткосрочном интервале, они относились к решениям, касающимся краткосрочных изменений объема выпуска продукций при использовании заданного количества постоянных затрат. Сейчас мы будем рассматривать предприятие в долгосрочном периоде, когда оно может изменить масштабы своих производственных мощностей. Представьте себе, что небольшое предприятие легкой промышленности сначала развернуло минимальные производственные мощности, а затем, благодаря успешной экономической деятельности все больше и больше расширялось. Сначала, какое-то время, увеличение мощностей будет сопровождаться снижением средних общих издержек. Однако, в конце концов все больший рост мощностей приведет к увеличению средних общих издержек. Строительство все более крупных предприятий будет приводить к снижению минимальных издержек на единицу продукции. [3, c.132]

Для описания того, каким образом изменяются долговременные средние издержки с изменением масштаба производства, используется специальная терминология. Если в какой либо точке выпуска долговременные средние издержки падают с ростом выпуска, то говорят, что фирма имеет экономию обусловленную масштабом производства. Если же в какой либо точке выпуска долговременные средние издержки растут, то говорят об ущербе нанесенном от роста масштабов производства и наконец, если в какой либо период долгосрочные средние издержки вообще не изменяются с ростом объема производства, то говорят, что предприятие имеет постоянный эффект от роста масштабов производства.

Так откуда же всё-таки происходит экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Дело в том, что по мере роста, предприятие изменяет свои производственные технологии и методы внутренней организации, для того чтобы реализовать преимущества крупного производства. В некоторой своей части экономия, обусловленная масштабом, проистекает из действия раннее упомянутого человеческого фактора. То есть речь идет о специализации и кооперации. Фирма может стать очень крупной пока она исчерпает весь эффект специализаций и коопераций. Например, в мелкой фирме директор может заниматься маркетингом всего около одного часа в день, а в крупной фирме создаются специальные отделы, в которых люди занимаются маркетингом все свое рабочее время.

Следующим источником экономий, являются технологии. В подавляющем своём большинстве, линии, способные сделать двойную работу по сравнению с меньшей, дешевле двух менее производительных линий. Так один «Server» стоит дешевле, чем два обыкновенных компьютера. Мелкой фирме эффективней использовать менее внушительную технику, чем покупать дорогие, производительные линии, но по мере роста предприятие будет все ощутимее испытывать снижение средних издержек за счет роста масштабов производства.

Однако существуют и отрицательные стороны роста масштабов производства. С ростом предприятия начинает увеличиваться штат рабочих, в крупном предприятии становиться трудно управлять людьми. Рабочие перестают работать на цель всего предприятия, а начинают стремиться к успеху только своего отдела, не учитывая потребности и возможности остальных отделов. Резко возрастают расходы на содержание крупного управленческого аппарата. Еще один отрицательный момент, когда предприятие не учитывает в полной мере совокупный спрос и закупает оборудование больших масштабов, чем это необходимо, что ведет к существенным потерям.

Наглядным примером такого предприятия является «Авиастар». По планам «архитекторов» этого завода он должен был занимать площадь в 120 квадратных километров и выпускать все, начиная от веников, и кончая оборудованием для космических станций. Даже если бы этот проект удалось завершить, то завод не находился бы в лучшем положении, чем сейчас. Могло быть даже хуже. [5, c.135]

Рисунок 2. Издержки предприятия в долгосрочном периоде

2. Поиски путей повышения эффективности работы предприятия

.1 Рентабельность. Виды и Показатели

Прибыльность - это показатель, демонстрирующий соотношение полученной фирмой прибыли с определенными величинами, численно характеризующими факторы образования прибыли, ее "зарабатывания". К ним относят активы, собственные источники средств (собственный капитал), выручку, расходы и т. д. Прибыль - показатель абсолютный, прибыльность - относительный.

Рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Разделяют рентабельность:

·        общую - процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств;

·        расчетную - отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам - отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.

Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции - прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения - рентабельности. [12, c.345]

Однако абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства - увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

) отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);     2) отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта - прибыли.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.

.        Показатели рентабельности капитала (активов)

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал:


Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акции и т.д.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям.

Рассмотрим следующую очевидную зависимость:


Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов. рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.


Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий.


Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного () и отчетного () периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации

; ; или ; ; ,

где -  -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;

- реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок)


Соответственно влияние изменения себестоимости составит


Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;


Третья группа показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

ЧПДС - чистый приток денежных средств


Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

2.2 Анализ прибыли на ОАО «Красиндорпроект»

В аналитической практике применяется несколько методов, которые используются при анализе любой формы отчетности, - вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ показателей, расчет финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ. В оценке качестве прибыли большое значение придают бухгалтерским методам. В прогнозировании финансовых результатов используются методы статистики.

К стандартным методам анализа отчетности относятся горизонтальный и вертикальный анализ формирования финансовых результатов, который выполняется в аналитических таблицах с помощью относительных показателей динамики, показателей структуры и динамики структуры. Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - это анализ структуры формирования финансовых результатов в сравнении с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ направлен на изучение темпов роста (прироста) показателей, который объясняет причины изменений в их структуре. Трендовый анализ возможен при наличии сопоставимых данных за несколько лет, что предполагает длительный период функционирования организации, стабильность методов бухгалтерского учета, устоявшиеся формы бухгалтерской отчетности, возможность учитывать влияние инфляции на бухгалтерские показатели. Данные базового года служат исходной точкой расчета и принимаются за 100%. Изменение показателей отчета о прибылях и убытках (объема продаж, себестоимости, различных доходов и расходов, показателей финансовых результатов) рассчитывается по каждому показателю в процентах к базисному году. При изучении достаточно длительного периода данные могут быть усреднены, например, рассчитаны средние показатели за каждые три года. Другой подход заключается в расчете структурных показателей отчета о прибылях и убытках за ряд лет. Таким образом, построенные тренды изучаются для выявления тенденций изменения финансовых результатов. При построении аналитических таблиц необходимо учитывать, что объектом анализа является неоднородная совокупность - доходы и расходы, прибыли и убытки, итоговый показатель - будь то прибыль до налогообложения или чистая прибыль - формируется не только за счет выручки от продажи. Для определения итогового показателя в таблице не всегда удобно использовать объем продаж. Для изучения факторов, повлиявших на чистую прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим, необходимо проанализировать несколько ступеней формирования финансовых результатов. Поэтому представляется целесообразным представить данные о формировании финансовых результатов в нескольких таблицах, количество и содержание которых определяются содержанием бухгалтерского отчета о прибылях и убытках. Обычно в таблицах сочетаются абсолютные значения анализируемых показателей, по которым рассчитываются отклонения, данные о структуре совокупности показателей и ее изменении, относительные показатели динамики показателей финансовых результатов. В уплотненном отчете о прибылях и убытках отражается обобщенная информация о формировании чистой прибыли. [9, c.176]

Общий финансовый результат отражается в отчетности в развернутом виде и является алгебраической суммой прибыли (убытка) от продаж, продажи иного имущества и результатов от прочей финансовой деятельности, а также прочих внереализационных операций.

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления получения доходов в результате деятельности организации.

Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:

. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ).

. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ).

. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).

. Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).

В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:

. Абсолютное отклонение:

ΔП=П1-П0,

где  - изменение прибыли;

 - прибыль отчетного периода;

 - прибыль базисного периода.

. Темп роста:


. Уровень каждого показателя к выручке от реализации (в %):


Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периодах.

. Изменение структуры.


(уровень отчетного периода - уровень базисного периода).

. факторный анализ.

На величину прибыли организации оказывают влияние разные факторы (рис. 4). Все это факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. А другие - оказывают косвенное влияние, через какие-либо показатели. В данном случае величину воздействия определить можно только с известной долей вероятности или вообще невозможно.

На сумму чистой прибыли влияют все показатели-факторы, определяющие ее:


Это факторная модель аддитивного вида:


где - валовая прибыль;

- прибыль от продаж;

- прибыль бухгалтерская (до налогообложения);

- прибыль от обычной деятельности;

- чистая прибыль (нераспределенная прибыль отчетного периода).

Направления, последовательность и методики анализа отчета о прибылях и убытках в целом аналогичны анализу финансовых результатов. Условно анализ можно разбить на три этапа:

. анализ динамики и структуры отчета;

. факторный анализ чистой прибыли;

. анализ рентабельности. [7, c.19]

Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, проанализируем уровень и динамику развития финансовых результатов по данным отчетности. Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из документа «Отчет о прибылях и убытках».

Анализ динамика показателей прибыли за 2009-2011 гг. (Приложение 4). По данным (Приложение 4) мы видим, что прибыль по отношению к 2009 г. возросла, что привело также к соответствующему увеличению прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Изменения в динамике финансовых результатов:

В 2010 году выручка от реализации составила 43 404 тыс. руб. (без НДС), что на 7023 тыс. больше по сравнению с 2009 годом. Прибыль от продаж составила 2490 тыс. руб., что на 1052 тыс. руб. больше чем в 2009г. В 2011 году выручка от реализации составила 58 054 тыс. руб. (без учета НДС), что на 14 650 тыс. больше по сравнению с 2010 годом. Прибыль от продаж составила 3 859 тыс. руб., что на 1 369 тыс. руб. больше чем в 2010г.

Прибыль от реализации растет быстрее, чем выручка от реализации товаров, работ, услуг. Это свидетельствует об относительном уменьшении затрат на производство продукции.

Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от реализации. Это свидетельствует об использовании организацией механизма льготного налогообложения.

По данным этой же таблицы за 2010-2011 годы, следует что прибыль по отношению к 2010 году также возросла, что привело к соответствующему увеличению чистой прибыли.

В 2011 чистая прибыль увеличилась на 240,7 % по сравнению с 2010 годом. Прибыль от продажи продукции составляет преобладающую долю в прибыли до налогообложения. В предыдущем году доля прибыли от продаж в общей сумме прибыли до налогообложения была меньше, что указывает на превышение прочих расходов над прочими доходами и означает потери прибыли от продажи продукции (товаров, работ, услуг).

Прирост производственной себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) составляет 155,1%, что снизило долю производственной себестоимости в объеме продаж с 94,3 до 93,4%. В результате повысился коэффициент валовой прибыли (доля валовой прибыли в выручке от продажи) с 5,7 до 6,7 %.

В целом, судя по динамике можно отметить значительное увеличение прибыли, что говорит о стабильности организации и востребованности предлагаемых её услуг на современном рынке.

Проанализируем влияния факторов на прибыль. Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.

Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.

Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:

изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;

изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;

изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.

Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» . [8, c.144]

Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг можно провести на основе следующих данных. (Приложение 5).

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж (тыс.руб). (Приложение 5).

Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму:

. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж. Основная методическая сложность определения данного фактора связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Чтобы привести объем продаж отчетного периода к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

В нашем случае объем реализации за отчетный период в ценах базисного периода составил 50482 тыс. руб. (58054/1,15). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 87% (50482/58054*100%), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 16,3%.

За счет увеличения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг также увеличилась: 2490 * 0,163 = 405,87 тыс. руб.

. Влияние структуры ассортимента реализованной продукции на прибыль определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 50482;

фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (40914*0,87) = 35595;

коммерческие и управленческие расходы базисного периода 0;

прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (50482-35595) = 14877.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

- (2490*0,87) = -12711 тыс. руб.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

. Влияние изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:

- (40914*0,87)= 18600 тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

. Влияние коммерческих и управленческих расходов на изменения прибыль нет.

. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:

- 50482 = 7572 тыс. руб.

Общее влияние всех перечисленных факторов равно:

изменение объема продаж 405,87;

изменение структуры ассортимента реализованной продукции -12711;

изменение себестоимости - 18600;

изменение цен реализации 7572;

общее влияние факторов 1369.

Значительное удорожание себестоимости реализованной продукции произошло в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. К увеличению прибыли привело увеличение объема продаж. Отрицательное воздействие удорожания себестоимости было компенсировано повышением уровня цен на реализованную продукцию. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости продукции.

А также нам нужно рассмотреть анализ показателей рентабельности. Анализ формирования финансовых результатов дополняется оценкой показателей рентабельности, рассчитываемых по данным отчета о прибылях и убытках. Результативность бизнеса характеризует целая группа показателей рентабельности. Сам по себе рост выручки, всех видов прибыли уже характеризует деятельность любого предприятия как довольно успешную. Однако, для того чтобы ответить на вопрос, чем вызвано это увеличение просто абсолютным расширением масштабов деятельности или снижением затрат, более полным и рациональным использованием материально-вещественного и кадрового потенциала предприятия, необходимо рассчитать коэффициенты рентабельности, увязывающие полученные финансовые результаты с объемом используемых ресурсов. В таблице 3 представлены показатели рентабельности ОАО «Красиндорпроект» за два смежных года. Коэффициенты рентабельности ОАО «Красиндорпроект». (Приложение 6).

Рентабельность продаж - коэффициент рентабельности, который показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах.

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний.

Чистая рентабельность - показывает уровень прибыли после выплаты налога. Рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период. Показывает, какую сумму чистой прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов.

Общая рентабельность - этот показатель является самым распространенным при определении рентабельности деятельности предприятия и рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к выручке от реализации товаров, работ и услуг, производимых предприятием.

Показатель показывает, какую часть от выручки от реализации составляет прибыль до налогообложения, анализируется в динамике и сравнивается со среднеотраслевыми значениями этого показателя.

Экономическая рентабельность - показывает эффективность использования всего имущества организации.

Рентабельность собственного капитала - показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика показателя оказывает влияние на уровень котировки акций.

Валовая рентабельность - это валовая прибыль, поделенная на объем продаж, что показывает, какая часть общей выручки от продаж осталась после вычета стоимости проданных товаров. [4, c.37]

Коэффициент валовой прибыли показывает эффективность производственной деятельности предприятия. Он также показывает эффективность политики цен на продукцию. В основном валовая прибыль показывает, сколько из каждого рубля продаж в розничной торговле фактически содержится в доходах. Валовая прибыль представляет собой коэффициент показателя финансового здоровья компании. Коэффициент валовой прибыли (маржи) рассказывает инвесторам, сколько валовой прибыли компания зарабатывает на каждый рубль дохода. Этот показатель позволяет сравнить себя со своими конкурентами, а также рассчитать их эффективность.

Валовый доход зависит от соотношения цен, объема продаж и себестоимости проданной продукции. Любое изменение в соотношении цен и себестоимости произведенных или приобретенных товаров может повлечь за собой изменение в валовом доходе. Коэффициент валового дохода является предтечей полной оценки прибыльности продаж предприятия. Следует помнить, что валовый доход по определению призван покрыть издержки, связанные с общим управлением компании и реализацией готовой продукции и, кроме того, обеспечить прибыль предприятию.

Затратоотдача - отношение прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции (работ, услуг), показывает сколько прибыли от продажи приходится на 1 тыс. руб затрат.

Рентабельность перманентного капитала - показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок.

На основании рассчитанных показателей, указанных в таблицах, рассмотрим результативность и экономическую целесообразность деятельности предприятия.

Анализ финансовых результатов работы предприятия за 2010, 2011 год показал, что, несмотря на рост выручки от реализации продукции на 33,8%, себестоимость ее возросла на 32,5%. Не смотря на увеличением общих затрат предприятия чистая прибыль, остающаяся в распоряжения предприятия увеличилась по сравнению с предыдущим годом и составила 3304 тыс. рублей против 2383 тыс. рублей в 2010 году.

Повышение рентабельности (смотреть таблицу 6) предприятия вызвано увеличением балансовой и чистой прибыли из-за уменьшения внереализационных операционных расходов и прибавлением прибыли от реализации продукции, в связи с уменьшением доли затрат в стоимости реализованной продукции.

Из произведенных расчетов мы видим, что рентабельность продаж увеличилась до 6,7% в 2011 году, против 5,7% - в предыдущем, т.е. прибыль с каждого рубля реализованной продукции увеличилась на 1 копейку. Рентабельность всего капитала предприятия за 2011 год увеличилась, хотя и не значительно по сравнению с прошлым годом и составила 4,2 %, т.е. прибыль с каждого рубля, вложенного в имущество в 2010 году, увеличилась на 0,2 копейки. Рентабельность собственного капитала понизилась. Прибыль, приходящаяся на один рубль собственного капитала, вложенного в производство, уменьшилась на 1 копейку и составила 30 копеек в 2011 году, против 31 копейки в 2010 году.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в 2011 годудеятельность предприятия была эффективнее по сравнению с предыдущим годом, хотя и ненамного. Это говорит о стабильности и надежности предприятия.

Заключение

Итогом моей работы является заключение о том, что правильный подход к анализу доходов, издержек предприятия ведет к повышению эффективности его работы. Незнание этого материала может привести к полному провалу, банкротству предприятия.

Многие руководители обращают на эту проблему мало внимания, думая о том, что этот анализ является второстепенным. Как же они ошибаются… Только грамотный подход, и качественные знания приведут работу предприятия на высокий уровень.

Снизив издержки, руководитель пытается вывести свое предприятие на мировой рынок. Залог выживаемости предприятия - его стабильность на рынке. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать и развиваться, ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, объем которой должен быть, по крайней мере, не ниже запланированного.

Рост выручки и доходов, содействующий наращиванию рентабельности, росту устойчивости предприятия, уменьшению вероятности его банкротства, рационален лишь до определенных пределов, поскольку, как правило, высокую рентабельность рыночных позиций обеспечивают, действуя с повышенным риском. В этом случае возрастают потенциальные возможности убытков, а в последующем и банкротства.

Действительно, что должно делать предприятие? -Главное, это иметь в своем штате опытного работника, который разбирается в рентабельности предприятии, и который сможет повысить её.

Для реализации данных задач необходима реальная база. Такой базой и является учетная политика предприятия, разработка и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета на предприятии.

Рассмотренные в работе вопросы и проблемы позволяют сделать вывод, что фактор издержек не только немаловажен, но и во многом является определяющим в стратегии фирмы, ее гибкости в условиях рыночной экономики. Грамотная политика в отношении издержек, их верная калькуляция, своевременная отчетность и правильное распределение средств как по временным периодам, так и по сферам деятельности может реально изменить картину производственной сферы предприятия.

Не нужно забывать, что издержки производства в первую очередь учитываются как при разработке бизнес-плана, так и на действующем предприятии. Хотелось бы верить, что уже в скором будущем правильный подход, с точки зрения рыночной экономики, к проблеме издержек сможет привести к желаемым успехам в восстановлении производственной сферы России.

Список литературы

1.   Безруких П.С. Состав и учет издержек производства и обращения. Положение о составе затрат, комментарии. -М.: ФБК, 2010 - 224с.

2.      Бурганов Р.А. Экономическая теория: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2013 - 413с.

.        Гальперин В.М. и др. Микроэкономика. -М.: КАРО, 2011- 132с.

.        Добровенский В.С. Как оценить доходность предприятия? Экономика и жизнь. -М.:КАРО, 2011 - 37с.

.        Дж. Долан,Линдсей Д.Е. Микроэкономика. -М.: Бест Бизнес Букс, 2011 - 135с.

.        Камаева В.Д. Экономическая теория. -М.: Дрофа, 2010 - 322с.

7.   Липатова Н.К. Прогнозирование прибыли, -М.: ИТРК, 2010 - 19c.

8.   Луговая В.А. Учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг ): Методика и практикум. - М.: Финансы и статистика, 2012г. - 144с.

9.   Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011 - 176с.

10.    Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2012 - 496с.

11.    Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2009 - 345с.

.        Захаров В.К. Характеристика рентабельности // Экономист - 2012. - № 3. - 23-26с.

.        Фишер С ., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Перевод с английского со 2- го издания. -М.: Дело, 2010 - 46с.

.        Открытое Акционерное Общество "Красиндорпроект": Отчёты. Сайт: URL:http://krasindor.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=58&Item

Приложения

Таблица 1

Q

P

TR

MR

AR

0

31

0

-

-

1

31

31

31

31

2

31

62

31

31

3

31

93

31

31

4

31

124

31

31

5

31

155

31

31

6

31

186

31

31

7

31

217

31

31

8

31

248

31

31

9

31

279

31

31

10

31

310

31

31


Таблица 2

Р

Q

TR

MR

AR

10

0

-

-

-

9

1

9

9

9

8

2

16

7

8

7

3

21

5

7

6

4

24

3

6

5

5

25

1

5

4

6

24

−1

4

3

7

21

−3

3

2

8

16

−5

2

1

9

9

−7

1


Таблица 3

Продукт

Базовый показ.

Доля затрат времени, %

Затраты (руб.)

Продукт 1

39.01

19%

6780

Продукт 2

31.90

15%

5546

Продукт 3

36.97

18%

6427

Продукт 4

17.04

8%

2960

Продукт 5

80.28

39%

13953

Всего

205.20


35666


Таблица 4

Показатели

тыс. руб

Отклонение

Темп роста в %

Уровень в % к выручке

Год

2009

2010

2011

2010

2011

2011

2009

2010

2011

Выручка от РП (работ, услуг)

36381

43404

58054

7023

21673

119,3

159,6

100

100

100

Себестоимость РП (работ, услуг)

34943

40914

54195

5971

19252

117,1

155,1

96

94,3

93,4

Валовый (маржинальный) доход

1438

2490

3859

1052

2421

173,2

268,4

4

5,7

6,7

Расходы периода коммерческие и управленческие

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Прибыль (убыток) от реализации

1438

2490

3859

1052

2421

173,2

268,4

4

5,7

6,7

Чистая прибыль

709

1738

2414

1029

1705

36,5

240,7

2

4

4,2


Таблица 5

Показатели

За предыдущий год

За отчетный год

Абсолютный прирост

В % к пред. году

Выручка от продажи продукции

43404

58054

14650

33,8

Себестоимость продукции

40914

54195

13281

32,5

Коммерческие и управленческие расходы

0

0

0

0

Прибыль от продажи продукции

2490

3859

1369

55

Индекс изменения цен

1

1,15

0,15

15

Объем реализации в сопоставимых ценах

43404

50482

7078

16,3

Таблица 6

Показатели

Алгоритм расчета

Предыдущий год, %

Отчетный год, %

Отклонение, %

Рентабельность продаж

Прибыль от продажи/Выручка от продажи

5,7

6,7

1

Чистая рентабельность

Чистая прибыль/Выручка от продажи

4

4,2

0,2

Общая рентабельность

Прибыль до налогообложения/Выручка от продажи

5,5

5,7

0,2

Экономическая рентабельность

Чистая прибыль/Средняя стоимость активов

11,7

13,3

1,6

Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль/Средняя стоимость собственного капитала

31

30

- 1

Валовая рентабельность

Валовая прибыль/Выручка от продажи

5,7

6,7

1

Затратоотдача

Прибыль от продажи/Затраты на производство и реализацию продукции

6,1

7,1

1

Рентабельность перманентного капитала

Чистая прибыль/Средняя стоимость собственного капитала + средняя стоимость долгосрочных обязательств

30,7

29,9

- 0,8


Похожие работы на - Доходы и издержки предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!