Человек и информация

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    778 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Человек и информация

Введение


Данная курсовая работа посвящена теме «Человек и информация» и решению задач обработки данных с применением прикладных программ.

Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что в конце XX в. впервые в истории человечества основным предметом труда в промышленно развитых странах становится информация. Возникли тенденции неуклонного перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу.

По данным ЮНЕСКО, в настоящее время уже более половины всего занятого населения наиболее индустриально развитых стран принимают участие в процессе производства и распространения информации.

Информация становится одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др. Появилась новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы.

Информатизация общества приходит на смену компьютеризации общества. Использование современных информационных технологий в сфере управления обеспечивает повышение качества информации, ее точности, объективности, оперативности и, как следствие этого, возможности принятия своевременных управленческих решений.

Целью курсовой работы является раскрытие ответа на теоретический вопрос, решение прикладных задач с помощью программ MS Excel и MS Access.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

.        Изучить понятие информации и ее роли в жизни человека;

.        Решить задачу расчета ведомости в средах MS Excel и MS Access.

1. Человек и информация

 

.1 Понятие информации и ее свойства


В XX веке слово "информация" стало термином во множестве научных областей, получив особые для них определения и толкования.

Информацией (от лат. informatio - "научение", "сведение", "оповещение") называется опосредованный формами связи результат отражения изменяемого объекта изменяющимся с целью сохранения их системной целостности. Информация первична и содержательна - это категория, поэтому в категориальный аппарат науки она вводится портретно - описанием, через близкие категории: материя, система, структура, отражение. В материальном мире (человека) информация материализуется через свой носитель и благодаря ему существует. Сущность материального мира предстает перед исследователем в единстве формы и содержания. Передается информация через носитель. Материальный носитель придает информации форму. В процессе формообразования производится смена носителя информации. Определения термин "информация" не имеет, так как не является понятием. Существует информация в каналах связи систем управления. Не следует путать категорию "информация" с понятием "знание". Знание определяется через категорию "информация".

Данные (от лат. data) - это представление фактов и идей в формализованном виде, пригодном для передачи и обработки в некотором информационном процессе. Данные - это выделенная (из системы, благодаря обособленности существования носителя) информация.

Знание - в философском смысле: понимание осознанного чувства; в широком смысле: совокупность понятий, теоретических построений и представлений, адекватно отражающих объективные закономерности реального мира.

Знание - это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области.

Возможность и эффективность использования информации обусловливаются такими основными ее потребительскими показателями качества как адекватность, репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность, актуальность, точность, устойчивость.

Адекватность информации - это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.

Репрезентативность - связана с правильностью отбора информации и формирования образа объекта, максимально совпадающего с фактическим объектом. Важнейшее значение здесь имеют: правильность концепции, на базе которой сформулировано исходное понятие; обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления. Нарушение репрезентативности информации приводит нередко к существенным ее погрешностям.

Содержательность - отражает семантическую емкость, равную отношению количества семантической информации Ic в сообщение к объему обрабатываемых данных Vд, т.е.

=Ic/Vд.

С увеличением содержательности информации растет семантическая способность информационной системы, так как для получения одних и тех же сведении требуется преобразовать меньший объем данных.

Достаточность (полнота) - означает, что объем информации достаточен для принятия правильного решения.

Доступность восприятию пользователя - обеспечивается выполнением соответствующих процедур получения и преобразования информации. Например, в информационной системе информация преобразовывается к доступной и удобной для восприятия пользователя форме.

Актуальность - определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала ее времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.

Точность - определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п. Для информации, отображаемой цифровым кодом, известно четыре классификационных понятия точности: формальная точность, измеряемая значением единицы младшего разряда числа; реальная точность, определяемая значением единицы последнего разряда числа, верность которого гарантируется; максимальная точность, которую можно получить в конкретных условиях функционирования системы; необходимая точность, определяемая функциональным назначением показателя.

Устойчивость - отражает способность информации реагировать на изменение исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость информации, как и репрезентативность, обусловлена выбранной методикой ее отбора и формирования.

Информация осознана современным обществом как необходимое условие прогресса. Наибольший экономический успех сегодня сопутствует тем предприятиям, которые активно используют современные средства коммуникаций, информационные технологии и их приложения. Новые информационные технологии и связанные с ними прикладные задачи требуют создания новой среды - информационной, а также систем управления информационными ресурсами.

На фундаментальность понятия "информация" указывал еще основоположник кибернетики Норберт Винер. Феномен информации оказался настолько неоднозначным, что по праву считается одной из сложнейших проблем современности. Уже сами попытки подобраться к понятию информации, различные его трактовки в трудах ученых и практиков заставляют задуматься о необычной роли информации в жизни развивающихся систем.

Н. Винер определяет информацию как обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему наших чувств. Вводя понятие о семантически значимой информации, Винер отмечает количественное и качественное отличие ЭВМ от человека: машины могут правильно работать в том случае, если получают от человека необходимую им информацию и в самой точной форме. Следовательно, характер информации, вводимой в машину, должен быть точно определен и заранее известен человеку. А живые организмы получают необходимую им информацию благодаря постоянному взаимодействию с природой. Возникновение способности перерабатывать информацию в живых организмах есть исторически развивающийся процесс.

Винер одним из первых показал, что сущность информации заключается в способности систем с памятью к саморазвитию. Другими словами, процессами развития управляет не только внешнее воздействие, но и память. По своей сути память о прошлом представляет собой информацию, записанную в определенных структурах, которые могут передаваться, запоминаться, воспроизводиться.

В рассуждениях Винера познание - это часть жизни, более того - самая ее суть. "Действенно жить - значит жить, располагая правильной информацией". При этом процесс познания, накопления информации непрерывен и бесконечен. "Я никогда не представлял себе логику, знания и всю умственную деятельность как завершенную замкнутую картину. Я мог понять эти явления только как процесс, с помощью которого человек организует свою жизнь таким образом, чтобы она протекала в соответствии с внешней средой. Важна битва за знание, а не победа.

В 1968 году Урсул указал на то, что информация неоднородна, она обладает качественными характеристиками, и два разных типа информации не могут сравниваться. Каждый уровень природы обладает собственной информацией. Для Урсула "человеческая", или "социальная", информация была одним типом, и в рамках ее он выделял еще два аспекта: семантический (содержание) и прагматический (ценность).

Семантическая концепция преодолевает чисто вероятностный подход. Здесь количество информации, содержащейся в суждении по некоторой проблеме, определяется тем, насколько доказательство или допущение истинности этого суждения уменьшает энтропию, дезорганизованность системы.

При прагматическом подходе делается попытка установить зависимость между информацией и целью, которую ставит перед собой человек, работающий с информацией. Прагматический, ценностный подход к информации особенно важен в социальном управлении, где необходима не всякая информация, а лишь та, которая способствует достижению цели, стоящей перед системой. Ценность информации определяется через разность между вероятностями достижения цели до и после получения информации. В соответствии с этим определением информация измеряется всегда положительной величиной, а ценность ее может быть в известных случаях и отрицательной.

Ценность информации является величиной, имеющей различные значения для различных людей, в соответствии с их способностью понять информацию и использовать ее в дальнейшем в различных областях своей деятельности.

Информация ценна, поскольку она способствует достижению поставленной цели. Информация может действительно иметь различную ценность, если критерием оценки избрать ее использование для различных целей.

Между информацией и ее значением (смыслом) можно установить четкое различие. Информация - это неотъемлемая данность любых систем, взаимодействующих с человеком. Значение (смысл) достигается только тогда, когда обретенная информация помещается в определенный контекст, то есть информация становится значимой лишь после анализа, сравнения и интеграции с другой, уже существующей в воспринимающей системе информацией.

При анализе сущности информации важно избежать двух крайних точек зрения:

·        Информацию, как одно из объективных свойств развивающейся системы, рассматривают в отрыве от других свойств системы (от организации и управления) или от самой системы.

·        Информацию напрямую отождествляют со знанием, опытом, сведениями субъекта, что придает ей антропоморфный характер.

1.2 Информационные революции

информация прикладной программа

Информационная революция возникает тогда, когда необходимо решить проблемы назревшего информационного кризиса. Тогда возникает необходимость новых методов и инструментов хранения, передачи и обработки информации вследствие существенного увеличения ее объемов, сложности, увеличения расстояний для передачи информации и т.д.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества:

революция (до н.э.) - изобретение письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.

революция (середина XVI в.) - изобретение книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

революция (конец XIX в.) - изобретение электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

революция (70-е гг. XX в.) - изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера. Она позволила перейти от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, миниатюризировать все узлы, устройства, приборы, машины, создать программно-управляемые устройства и процессы.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Основные факторы, определяющие бурное развитие сферы обработки информации (информационной индустрии):

·        в развитии телекоммуникаций основная роль принадлежит частному сектору и конкуренции;

·        обработка информации играет все большую роль во всех секторах экономики как развитых, так и развивающихся стран;

·        разработаны новые методы и средства сжатия данных;

·        совершенствуются технологии оптоволоконной и беспроводной связи;

·        стоимость услуг связи падает, так что через 20 лет станет практически бесплатной услугой;

·        переход к технологиям цифровой связи приводит к сближению служб передачи, распространения информации и других информационных служб и открывает перспективы глобальных сетей, имеющих самый примитивный доступ.

1.3 Роль информатизации в развитии общества


Образование больших потоков информации в информационном обществе обуславливается:

·        чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;

·        постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

·        появлением разнообразных данных, записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникаций.

Как результат наступает информационный кризис, который имеет следующие проявления:

·        появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и обработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - каждые 5 лет, с 1990 г. - ежегодно;

·        существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

·        возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

Информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

1.4 Понятие об информационном обществе


Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Характерные черты информационного общества:

·        решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

·        обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

·        главной формой развития становится информационная экономика;

·        в основу общества закладываются автоматизированные генерация, хранения, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

·        формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

·        реализуются оптимальные принципы управления обществом, воздействия на окружающую среду.

Несмотря на положительные стороны информатизации общества, она характеризуется опасными тенденциями:

·        все большее влияние на общество средств массовой информации;

·        информационные технологии все больше вторгаются в частную жизнь людей и организаций;

·        существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

·        многим людям трудно адаптироваться в среде информационного общества. Существует опасность разрыва между информационной элитой и потребителями.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны развитой информационной индустрии, к ним относятся США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

Концепция информационного общества существует 20 лет и остается абстрактной. Ее эволюция выражалась тремя этапами:

·        концепции, ориентированные на технологии доставки информации;

·        появление специальных информационных и коммуникационных технологий, изменивших различные виды бизнеса и услуг;

·        превращение вопроса обработки информации не только в экономическую или техническую проблему, но и в культурный и социальный вопрос.

1.5 Сферы и уровни информатизации общества


Информатизация общества осуществляется на практике в направлении «снизу-вверх» - от рабочих мест, предприятий, географических регионов к стране в целом.

Задачи информатизации решаются на различных уровнях общества:

·        на уровне страны в целом: обеспечение дистанционного обучения в рамках страны, разработка и/или исследование адекватных математических моделей демографической ситуации в стране, разработка математических моделей и компьютерных систем прогноза погоды, разработка внутригосударственной автоматизированной системы управления транспортом и продажи билетов, ГАС «Выборы» и т.д.;

·        на уровне региона: информатизация образования или решение задач информатизации регионального компонента образования, компьютеризация налоговых и банковских региональных структур, разработка математических моделей и компьютерных систем планирования целей, исследования, принятия решений и управления различными системами региона (например, эколого-медицинской);

·        на уровне города: информатизация, компьютеризация АТС города, например, на базе цифровых систем связи, информатизация и компьютеризация управления транспортом города, разработка баз данных по юридическим и физическим лицам города;

·        на индивидуальном уровне: информатизация быта и досуга - разработка автоматизированной системы ведения домашней бухгалтерии, разработка и использование мультимедийных программных обучающих систем для домашней и самостоятельной работы обучаемых, разработка и использование различных игровых систем.

Рассмотрим некоторые сферы информатизации общества:

.        банковские системы - виртуальные компьютерные расчеты и платежи, прогноз банковского кредитного риска и надежности банков;

.        системы рыночной экономики - прогноз и анализ спроса и предложения на рынке, моделирование поведения сегментов рынка и прибыли от продаж;

.        системы социального обеспечения - прогноз и анализ инфляции в страховании, моделирование принятия решений в различных социоэкономических и социокультурных ситуациях, в частности, катастрофических;

.        системы налоговой службы - прогноз и анализ собираемости налогов, моделирование и прогнозирование тяжести налогового бремени, расчет оптимальных ставок налогообложения;

.        системы биржевой деятельности - прогноз и анализ динамики курса ценных бумаг, валют, моделирование потоков (товаров, ценных бумаг, платежей, услуг и других ресурсов) на бирже, моделирование и прогнозирование аномалий, катастроф на бирже;

.        системы промышленности - прогноз и анализ производительности труда, рентабельности и прибыльности, финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, состава и структуры производства, поставок, сбыта, разработка и использование САПР и АРМ;

.        системы транспорта и связи - прогноз и анализ, выбор оптимального маршрута движения транспорта, трафика сетей связи, управление транспортными потоками и средствами, навигация транспортных средств;

.        системы топливно-энергетического комплекса - прогноз и анализ мощности нефтеносного пласта, его профиля, автоматизация систем распределения и учета расхода энергии;

.        системы строительного комплекса - прогноз и анализ парка строительных машин, механизмов, их простоя, учет стройматериалов, автоматизированная компоновка коммуникаций, расчет надежности и долговечности конструкций;

.        системы правительственных услуг и права - разработка консультационных правовых компьютерных систем, прогноз и анализ динамики правонарушений в зависимости от различных факторов, разработка и использование различных систем консультирования по вопросам права и государства;

.        системы здравоохранения и медицины - прогноз и анализ различных медико-социоэкономических ситуаций, разработка и использование тематических информационных систем типа «Поликлиника», «Скорая помощь», и т.д.;

.        системы экологии - прогноз и анализ загрязнений водного и воздушного бассейна, моделирование и прогнозирование катастроф, разработка экспертных систем и баз знаний для принятия экологически обоснованных решений;

.        системы сельского хозяйства - прогноз и анализ оптимального режима полива и подкормки растений, автоматизация учета и хранения сельхоз продукции, моделирование прироста биомассы в динамике, принятие рациональных, экологически обоснованных решений;

.        системы образования и образовательных услуг - разработка и использование систем дистанционного обучения, различных программных, методических продуктов педагогического характера, актуализация и визуализация междисциплинарных связей, автоматизация составления расписания;

.        системы безопасности - разработка высоконадежных средств шифрования и передачи данных, разработка систем защиты, обеспечения надежности сетей и систем ЭВМ, обеспечение защиты от помех и перехвата информационного характера;

.        системы делопроизводства - использование систем делопроизводства, контроля, электронных словарей и переводчиков, распознавание текстов и их ввод в компьютер.

 

2. Практическая часть

 

Задание 1.

Работа в табличном редакторе MS Excel.

Дана шапка таблицы.

1.      Заполнить таблицу исходными данными. Количество строк должно быть не менее 6. Отформатируйте данные в ячейках таблицы.

.        Для выходных граф использовать для вычислений формулы или встроенные функции. Показать все формулы, которыми пользовались.

.        Построить 2 диаграммы по вашей таблице. Тип диаграммы произвольный. Каждой диаграмме задать заголовок, названия осей и полную легенду. Использовать различные типы шрифтов.

.        Произвести выборку (расширенный фильтр) по заданному условию. Указать блоки для исходных данных, критериев, вывода.

Таблица 1. Сличительная ведомость по складу

№ п/п

Наименование товара

Цена

По инвентарной описи

По учетным данным

Результаты инвентаризации




кол-во

сумма (гр.3*гр.4)

кол-во

сумма (гр.3*гр.6)

кол-во (гр.4 - гр.6)

сумма (гр.5 - гр.7)








излишки (+)

недостат. (-)

излишки (+)

недостат. (-)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


Итого:


*



*

*


Решение. Определим входные данные: наименование товара, цена, количество по инвентарной описи, количество по учетным данным. Итоговые суммы рассчитываются по формулам.

. Создадим книгу MS Excel и на лист введем исходные данные. Отформатируем данные в ячейках таблицы и саму таблицу.

Рис. 1. Вид таблицы с исходными данными

. Введем необходимые формулы и подсчитаем значения в незаполненных ячейках.

Рис. 2. Таблица с формулами

В результате получим таблицу:

Рис. 3. Результаты вычислений

. Построим диаграмму для отображения сумм по инвестиционным областям и по учетным данным.

Рис. 4. Диаграмма типа Гистограмма

Построим кольцевую диаграмму.

Рис. 5. Диаграмма типа Кольцевая

. Выберем товары, у которых положительные излишки.

Рис. 6. Вид окна расширенного фильтра

В результате получим:

Рис. 7. Результаты отбора данных

 

Задание 2.

Работа в табличном редакторе MS Excel.

Для своего варианта текстового задания составить шапку таблицы и работать аналогично заданию 1.

Пусть фирма, ведет учет выручки по пяти направлениям работы в летние месяцы (июнь, июль, август). Рассчитать сумму выручки по каждому направлению в летние месяцы, среднемесячное значение, сумму выручки по всем направлениям и процентное соотношение суммы выручки по каждому направлению.

Решение. 1. Создадим структуру таблицы и введем исходные данные.

Рис. 8. Вид таблицы с исходными данными

. Введем необходимые данные и формулы для расчетов.

Рис. 9. Вид таблицы с формулами

В результате получим таблицу со следующими значениями:

Рис. 10. Вид таблицы со значениями

. Построим диаграмму для сравнения выручки за три месяца:

Рис. 11. Диаграмма типа График

. Выберем направления работ со среднемесячной выручкой более 50000 р. с использованием расширенного фильтра. Для этого подготовим лист с исходными данными и условиями.

Рис. 12. Вид листа для проведения расширенного фильтра

Затем выберем команду меню Расширенный фильтр и введем параметры фильтра.

Рис. 13. Окно расширенного фильтра

В результате получим:

Рис. 14. Результаты выборки

 

Задание 3.

Работа в табличном редакторе MS Access. Задание 3 выполняется по таблице задания 1.

)        создать таблицу для входных граф;

)        создать удобную форму для ввода данных в таблицу;

)        создать запрос с вычисляемыми полями для выходных граф;

)        создать запрос по заданному условию;

)        создать запрос для суммирования данных, для указанных * полей.

)        Создать отчет по запросу с вычисляемыми полями.

Решение. Определим входные данные: наименование товара, цена, количество по инвентарной описи, количество по учетным данным. Сумму по инвентарной описи, сумму по учетным данным, количество и сумму излишков, количество и сумму недостатков будет рассчитываться по соответствующим формулам.

Введем условные обозначения для входных и выходных данных, а также составим таблицу для создания структуры БД.

№ п/п

Название реквизита

Обозначение реквизита

Тип

Ширина

Точность

1

Наименование товара

NAIM_TOV

C

50

-

Цена

CENA

N

8

2

5

Количество по инвентарной описи

KOL_INV

N

8

0

6

Количество по учетным данным

KOL_UCHET

N

8

0


Введите условные обозначения для вычислений:

сумма по инвентарной описи - SUM_INV;

сумма по учетным данным - SUM_UCHET;

количество излишков (+) - KOL_IZL;

количество недостатков (-) - KOL_NEDOST;

сумма излишков (+) - SUM_IZL;

сумма недостатков (-) - SUM_NEDOST.

Для вычисления итогов по этим колонкам, введите обозначения

ITOG1, ITOG2, ITOG3, ITOG4.

Математическая связь:

SUM_INV = CENA * KOL_INV._UCHET= CENA * KOL_UCHET.

Если KOL_UCHET > KOL_INV, то KOL_IZL = KOL_UCHET - KOL_INV; KOL_NEDOST = 0.

Если KOL_UCHET < KOL_INV, то KOL_IZL =0; KOL_NEDOST = KOL_INV -KOL_UCHET.

Если SUM_UCHET > SUM_INV, то SUM_IZL = SUM_UCHET - SUM_INV; SUM_NEDOST = 0.

Если SUM_UCHET < SUM_INV, то SUM_IZL =0; SUM_NEDOST = SUM_INV - SUM_UCHET.

Затем можно приступить к созданию базы данных для нашей таблицы.

. Запустим MS Access, в появившемся окне выберем из меню Файл/Создать/Новая база данных и создадим базу данных Склад.mdb.

Выберем создание таблицы в режиме Конструктора и построим структуру таблицы Товар.

Рис. 15. Вид окна Конструктора таблиц

. С помощью Мастера создания форм построим форму для ввода данных и введем исходные данные.

Рис. 16. Вид созданной формы

В результате получим таблицу со следующими данными:

Рис. 17. Вид таблицы с данными

. Создадим запрос с вычисляемыми полями для выходных граф с помощью Конструктора запросов. Ввели следующие формулы для вычисляемых полей:

SUM_INV: [Товар]![CENA]*[Товар]![KOL_INV]

SUM_UCHET: [Товар]![KOL_UCHET]*[Товар]![CENA]

KOL_IZL: IIf([Товар]![KOL_UCHET]>[Товар]![KOL_INV];[Товар]![KOL_UCHET]-[Товар]![KOL_INV];0)

KOL_NEDOST: IIf([Товар]![KOL_INV]>[Товар]![KOL_UCHET];[Товар]![KOL_INV]-[Товар]![KOL_UCHET];0)

SUM_IZL: IIf([Товар]![KOL_UCHET]*[Товар]![CENA]>[Товар]![KOL_INV]*[Товар]![CENA];[Товар]![KOL_UCHET]*[Товар]![CENA]-[Товар]![KOL_INV]*[Товар]![CENA];0)

SUM_NEDOST: IIf([Товар]![KOL_INV]*[Товар]![CENA]>[Товар]![KOL_UCHET]*[Товар]![CENA];[Товар]![KOL_INV]*[Товар]![CENA]-[Товар]![KOL_UCHET]*[Товар]![CENA];0)

Запрос в режиме Конструктора:

Рис. 18. Вид окна Конструктора запроса

В результате выполнения запроса получим:

Рис. 19. Результат выполнения запроса с вычисляемыми полями

. Создадим запрос на выборку по заданному условию: вывести список товаров с излишками.

Рис. 20. Вид окна Конструктора запроса на выборку

В результате выполнения получим:

Рис. 21. Результат выполнения запроса на выборку

. Создадим запрос на суммирование данных.

Рис. 22. Вид окна Конструктора итогового запроса

Рис. 23. Результат выполнения запроса с итогами

. Создадим отчет по запросу с вычисляемыми полями. Для этого воспользуемся Мастером создания отчетов. Отредактируем полученный отчет в режиме Конструктора и вставим итоговые значения.

Рис. 24. Вид отчета в режиме Конструктора


Рис. 25. Вид полученного отчета

Заключение


Выполненная курсовая работа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрыто понятие информации, информационного общества и информатизации общества, а также изучена роль информатизации в развитии общества.

В практической части решены три задачи. Построена однотабличная база данных в среде MS Access с таблицей, запросами, формой и отчетом. Решены задача расчета сличительной ведомости по складу и учета выручки фирмы в летние месяцы в MS Excel: введены все формулы, построена диаграмма и выполнен отбор данных по условию.

Получены необходимые навыки работы с базами данных и табличными данными.

Список литературы


1.      Воройский, Ф.С. Информатика. Энциклопедический словарь-справочник: введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах / Ф.С. Воройский. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. - 768 с.

.        Киселева, Г.М. Информационные технологии в экономике и управлении (эффективная работа в MS Office 2007): учебное пособие/ Г.М. Киселева. - М.: Дашков и К, 2009. - 272 с.

.        Симонович, С.В. Информатика для юристов и экономистов: учебное пособие / С.В. Симоновича. - СПб.: Питер, 2008. -688 с.

.        Симонович, С.В. Информатика. Базовый курс: учебное пособие / С.В. Симонович. - СПб.: Питер, 2008. -640 с.

.        Канторович, А.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности: учебное пособие / А.А. Канторович. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. -160с.

6.      Макарова, Н. В. Информатика: учебное пособие / Н. В. Макарова. - М.: Финансы и статистика, 2008. -365с.

.        Могилев, А.П. Практикум по информатике: учебное пособие / А.П. Могилев. - М.: ИЦ «Академия», 2008. -232с.

8.      Степанов, А.Н. Информатика: учебник для вузов / А.Н. Степанов. - СПб.: Питер, 2006. - 684 с.

.        Соболь, Б.В. Информатика: учебник / Б.В. Соболь. - Ростов н./Д: Феникс, 2007. - 446 с.

.        Семакин, И. Г. Информатика для вузов: учебное пособие / И. Г. Семакин. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006. - 350с.

.        Филимонова, Е.В. Информационные технологии в экономике: учебник / Е.В. Филимонова. - Ростов н./Д: Феникс, 2008. - 443, с.

.        Шафрин, Ю.В. Информационные технологии: учебное пособие / Ю.В. Шафрин. - М.: Лаборатория базовых знаний. 2008. -205с.

.        Чернышов, Ю.Н. Информационные технологии в экономике: учебное пособие для вузов / Ю.Н. Чернышов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2008. - 240 с.: ил.

14.    <http://school-collection.edu.ru/>

.        www.intschool.ru <http://www.intschool.ru/>

.        <http://www.videoyroki.info/>

.        www.eduworld.ru/technology

.        http:// www.intuit.ru

.        Справочная система Microsoft Office


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!