Привод барабанного смесителя
Введение
Одним из важнейших факторов
научно-технического прогресса, способствующих скорейшему совершенствованию
общественного производства и росту его эффективности, является проблема
повышения уровня подготовки специалистов.
Решению этой задачи способствует
выполнение курсового проекта по «Деталям машин», базирующегося на знаниях
физико-математических и общетехнических дисциплин: математики, механики,
сопротивления материалов, технологии металлов, черчения.
Объектом курсового проектирования
является одноступенчатый редуктор-механизм, состоящий из зубчатой передачи,
выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала
двигателя к валу рабочей машины.
Назначение редуктора - понижение
угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по
сравнению с ведущим валом.
Редуктор проектируется по заданной
нагрузке (моменту на выходном валу) и передаточному числу без указания
конкретного назначения, что характерно для специализированных заводов, на
которых организовано серийное производство редукторов.
1. Выбор
электродвигателя и кинематический расчет привода
Определение требуемой мощности
электродвигателя по формуле [1]
вх(1)=Pвых/ (1.1)
где - мощность на выходном валу,
кВт;
коэффициент полезного действия
привода.
(1.2)
где -
коэффициенты полезного действия цепной передачи, закрытой цилиндрической
передачи, муфты и подшипников соответственно.
По справочным таблицам
[1] выбираем
=
вх(1)=10•103/0,885=11,299•103 Вт
Выбираем электродвигатель по условию
[1]
дв >Pвх(1) (1.3)
где - мощность стандартизированного электродвигателя, кВт.
Выбираем по [1] электродвигатель
серии 4А, закрытый обдуваемый, марки 180M8, с номинальной частотой вращения 750
об/мин, номинальной мощностью Pдв =15кВт.
1.1 Определение
передаточного числа редуктора и его ступеней
Общее передаточное число Uобщ
вычисляем по формуле [1]
общ = n1 / n2, (1.4)
где n1 - частота вращения двигателя-
частота вращения выходного валаобщ = 730 / 50 =14,6
общ = Uц.п.* Uред. * Uм (1.5)
где Uред - передаточное число
редуктора;ц.п - передаточное число клиноременной передачи, Uрп =4 [1];м -
передаточное число муфты, Uм =1
Из формулы (1.5) выражаем Uред
ред = Uобщ / Uр.п. * Uм, (1.6)
ред = 14,6/4 1=3,65
Выбираем передаточное число
редуктора из стандартного ряда передаточных чисел[1]ред = 4
1.2 Определение
кинематических параметров редуктора
Частота вращения звёздочки
определиться
дв = nз =730 об/мин (1.7)
Частота вращения быстроходного вала
n1, об/мин определится по формуле[1]
= nз / Uц.п, (1.8)
= 730 / 4=182,5 об/мин= nвых=50
об/мин
Угловая скорость звёздочки ωз, рад/с, определится по
формуле [1]
ωз=π nз /30, (1.9)
ωз=3,14
730/30=76,4 рад/с
Угловая скорость быстроходного вала ω1, рад/с, определится по
формуле [1]
ω1=π n1/30, (1.10)
ω1=3,14 182,5/30=19,10 рад/с
Угловая скорость тихоходного вала ω2, рад/с, определится по
формуле [1]
ω2=π n2/30, (1.11)
ω2=3,14 50/30=5,23 рад/с
Крутящий момент шкива Tз, Н м,
определится по формуле [1]
з=Рдв /ωз, (1.12)
з=15000/ 76,4=196,3 Н м
Крутящий момент на входном валу T1,
Н м, определится по формуле [1]
= Tз Uр.п ηр.п ηподш, (1.13)
=196,3 4 0,95 0,99=738,5 Н м
Крутящий момент на выходном валу T2,
Н м, определится по формуле [1]
= T1 Uред ηред ηподш, (1.14)
=738,5 4 0,97 0,99=2836,73 Н м
2. Расчет передачи с
гибкой связью
Диаметр ведущего шкива d1, мм,
определяем по формуле [1]
≈ 3-4,
(2.1)
d1≈ 3-4 =176-231,44
мм
По найденному значению подбираем диаметр шкива из стандартного
ряда [1]=224 мм
Диаметр ведомого шкива d2, мм, определяем по формуле [1]
= d1 Uр.п (1-ε), (2.2)
где ε-относительное скольжение ремня, ε=0,015 [1].
d2= 224 4 (1-0,015)=882,56 мм
По найденному значению подбираем диаметр шкива из стандартного
ряда [1]=900 мм
Определяем фактическое передаточное число U’р.п открытой передачи
’р.п = d2/ d1 (1 - ε), (2.3)
’р.п = 900/ 224 (1 - 0,015)=4,08
Отклонение передаточного числа
∆Uр.п = (U’р.п - Uр.п)/ Uр.п 100%<5% (2.4)
Межосевое расстояние а, мм, определится по формуле [1]
а=0,55 (d1+d2), (2.5)
а=0,55 (224+900)=800 мм
Угол обхвата малого шкива, град, определится по
формуле [1]
α1=1800 - 57 (d2 - d1)/а, (2.6)
α1=1800 - 57 (900 - 224)/823=165,60
Длина ремня L, мм, определится по формуле [1]
= 2a+0,5π (d1+d2)+(d2 - d1) 2 /4а, (2.7)
= 2 800+0,5 3,14 (224+900)+(900 - 224) 2 /4*800=3550 мм
Скорость ремня v, м/с, определится по формуле [1]
=0,5 1000,
(2.8)
=0,5 76,4 224 1000=8,55 м/с
Число ремней Z, определяется по формуле[1]
=15
(2.9)
Окружная сила Ft, Н, определится по формуле [1]
= Pдв/v, (2.10)
= 11000/14,65=750 Н
Предварительное натяжение ремня Fo,
Н, определится по формуле [1]
Fo=850 (2.16)
=529
Натяжение ведущей ветви ремня F1, Н,
определится по формуле [1]
= Fo+0,5 Ft, (2.17)
= 766,6+0,5 750= 1141,8 Н
Натяжение ведомой ветви ремня F2, Н,
определится по формуле [1]
= Fo - 0,5 Ft, (2.18)
=766,8 - 0,5 750 = 391,8 Н
Напряжение от силы натяжения ведущей
ветви ремня σ1, Н/мм2,
опреде-лится по формуле [1]
σ1 = F1/b δ,
(2.19)
σ1 =1141,8 /71 6=2,68 Н/мм2
Напряжение от центробежной силы σv, Н/мм2, определится по
формуле [1]
σv =ρ v2 10-6, (2.20)
где ρ
- плотность ремня, ρ=1200 кг/м3 [1].
σv =1200 14,652 10-6=0,257 Н/мм2
Напряжение изгиба σи, Н/мм2, определится по
формуле [1]
σи
=Еи δ/d1, (2.21)
где Еи=150 Н/мм2 для резиновых
ремней [1].
σи
=150 6/280=3,2 Н/мм2
Максимальное напряжение σmax, Н/мм2, определится по
формуле [1]
σmax = σ1 + σи + σv (2.22)
σmax
= 2,68 +3,2 +0,257=6,137 Н/мм2
Проверим выполнение условия
σmax ≤ 7 Н/мм2 (2.23)
,137 Н/мм2 ≤ 7 Н/мм2 - условие
выполнено.
Число пробегов за секунду λ определится по формуле
[1]
λ= v/L, (2.24)
λ= 14,65/6,04= 2,42
Коэффициент Сu, учитывающий влияние
передаточного отошения Uотк.п определится по фрмуле [1]
Сu≈ (2.25)
Сu≈ =1,66
Долговечность ремня Но,
ч, определится по формуле [1]
Но =, (2.26)
где =1 при постоянной нагрузке [1];
≤
7 [1].
Но =
Нагрузка на валы
передачи, Н, определится по формуле [1]
(2.27)
3. Расчет зубчатых колес
редуктора
.1 Выбор материала и
определение допускаемых напряжений для зубчатого колеса и шестерни
Выбираем марку стали для шестерни:
Сталь 45, термообработка - улучшение, твердость HB1 230; для колеса выбираем
Сталь 45, термообработка - улучшение, твердость НВ2 200 [1]
Предел контактной выносливости
шестерни, Н/, определится по формуле [1]
(3.1)
σH lim
b1 =2 * 230 + 70=415 Н/
Предел контактной выносливости
колеса, Н/, определится по формуле
(3.2)
σH lim b2 =2 * 200 + 70=360 Н/
Допускаемое контактное напряжение
для шестерни [, Н/, опре-делится по формуле [1]
[= =, (3.3)
где -
коэффициент долговечности шестерни, [1];
[
=530*1/1,75=237 Н/
Допускаемое контактное
напряжение для колеса [, Н/, опреде-лится по формуле
[==, (3.4)
где - коэффициент
долговечности колеса, [1].
[=470*1/1,75=206
Н/
Среднее допускаемое
контактное напряжение [, Н/,, Н/, определится по
формуле [1]
[=0,45[), (3.5)
[=0,45(481.8+427.2)=410 Н/
Проверим выполнение условия
[≤1,23[, (3.6)
где [= [.
(Н/) ≤ 1,23427.2=525,45 Н/410 (Н/) ≤ 1,23
427.2=525,45 Н/ -
условие выполнено.
3.2 Проектный расчет
Межосевое расстояние, мм,
определится по формуле [1]
(3.7)
где - вспомогательный коэффициент, =43 [1];
-
коэффициент величины зуба по межосевому расстоянию, =0,4;
-
коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине
венца, =1,25 [1].
Полученное значение межосевого
расстояния округляем по [1] до ближайшего стандартного значения =355
мм.
Модуль зацепления m, мм,
определяем по формуле [1]
mn=(0,01÷0,02), (3.8)
mn=(0,01÷0,02)355=3,55÷7,1мм
Выбираем модуль из стандартного ряда
[1] mn=4 мм
Число зубьев шестерни определится по формуле [1]
(3.9)
где -угол наклона зубьев, град, =100 [1].
Принимаем =35
Число зубьев колеса определится по формуле [1]
= z1 Uред, (3.10)
= 354=140
Принимаем =132
Уточняем значение угла наклона
зубьев, град, по формуле [1]
(3.11)
=9,627o
Фактическое передаточное число Uф
определится по формуле [1]
Uф = (3.12)
Uф=
Проверим выполнение условия
(Uф-Uред/Uф)100%2,5% (3.13)
(4-4/4)100% = 0%2,5% - условие выполнено
Окружная скорость колес определяется
по формуле [1]
(3.14)
Назначаем 8 степень точности по[1].
3.3 Определение
геометрических параметров
Делительный диаметр шестерни, мм,
определится по формуле [1]
(3.15)
Делительный диаметр колеса , мм, определится по формуле [1]
(3.16)
Диаметр окружности вершин зубьев шестерни
, мм, определится по формуле [1]
(3.17)
мм
Диаметр окружности вершин зубьев
колеса , мм, определится по формуле [1]
(3.18)
мм
Диаметр окружности впадин зубьев
шестерни , мм, определится по формуле [1]
= (3.19)
=
Диаметр окружности впадин зубьев
колеса , мм, определится по формуле [1]
= (3.20)
Высота головки зуба , мм, определится по формуле [1]
=m (3.21)
=4 мм
Высота ножки зуба , мм, определится по формуле [1]
=1,254=5 мм
Высота зуба h, мм,
определится по формуле [1]
h=2,25m (3.23)
h=2,254=9 мм
Ширина венца колеса , мм, определится по формуле [1]
(3.24)
мм
Ширина венца шестерни , мм, определится по формуле [1]
(3.25)
мм
.4 Силы в зацеплении
Окружная сила , Н, определится по формуле [1]
==, (3.26)
Радиальная сила Fr, Н,
определится по формуле [1]
, (3.27)
Осевая сила Fa, Н,
определится по формуле [1]
, (3.28)
3.5 Проверочный расчет
Проверим межосевое расстояние, мм,
по формуле [1]
(3.29)
Коэффициент , учитывающий динамическую нагрузку
и неравномерность распределения нагрузки между зубьями колеса, определится по
формуле [1]
, (3.30)
где - коэффициент, учитывающий
неравномерность распределения нагрузки между зубьями, =1,09[1];
- коэффициент, учитывающий
неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, =1,165 [1];
- динамический коэффициент =1 [1].
KH=1,09*1,165*1=1,27
Проверим контактное напряжение , Н/, по формуле [1]
(3.31)
условие
выполнено
Проверим передачу на процент недогруза,
%, по формуле [1]
( 3.32)
Недогруз в пределах 10% - условие
выполняется.
Проверим зубья на выносливость по
напряжению изгиба , Н/, по формуле [1]
[, (3.33)
где коэффициент концентрации нагрузки, 1,23[1];
коэффициент динамичности, =1,1 [1];
коэффициент, учитывающий форму зуба,
=3,73; =3,6 [1];
коэффициент компенсации погрешности,
=0,93 [1];
коэффициент, учитывающий
неравномерность распределения нагрузки между зубьями, =0,89 [1].
Проверку производим для колеса, т.к.
выполняется неравенство [1]
[]/<[]/ (3.34)
06/3,6=57,2 < 237/3,73=63,5
71 Н/ 206 Н/ условие выполняется
4. Проектный расчет
валов
.1 Выбор материала валов
Принимаю материал валов сталь 45.
4.2 Выбор допускаемых
контактных напряжений на кручение
Принимаю по [2] для быстроходного
вала [τк] I=16 Н/мм2, для
тихоходного вала [τк] II=19 Н/мм2
4.3 Определение
геометрических параметров быстроходного вала
Диаметр под шкив d1, мм, определится
по формуле [2]
(4.1)
Принимаем d1=60 по[2]
Диаметр под подшипник d2, мм,
принимаем d2=65 мм по [2]
Диаметр под шестерню d3, мм
(4.2)
принимаем d3=75 мм по [2]
4.4 Определение
геометрических параметров тихоходного вала
Диаметр под полумуфту d1, мм,
определится по формуле [2]
(4.3)
=90 мм
Принимаем d1=90 мм
Диаметр под колесо d3, мм
(4.4)
Принимаем по [2] d3=105 мм
4.5 Предварительный
выбор подшипников
/Fr=1694,3/3687,5=0,4>0,25
Выбираем роликовые конические
однорядные по ГОСТ 333 - 79.
Марки подшипников для каждого из
валов
Быстроходный-7213
Тихоходный-7219
5. Определение реакций
опор
.1 Быстроходный вал
Реакции опор ведущего вала
определяем по рисунку 1
Рисунок 1 - Расчетная
схема быстроходного вала
Плоскость ZY:
определяем опорные
реакции, Н
- Ray•0,206+ Fr1•0103 -
Fa1•0,103 - Fр.п.•0.1587=0;=(Fr1•0,103 - Fa1•0,103 - Fрп.•0,1587) /0,206=-1983 H
- Fr1•0,103 -
Fa1•0,103+Rby•0,206 - Fрп. 0,365=0;=(Fr1•0,103 + Fa1•0,103+ Fр.п.•0,365)/0,206= 9545,7 H
Проверка: Ray-Fr1+Rby-Fц.п=0
-3687,5+9545,7-386,5=0
0=0 - условие выполнено;
Плоскость ZX:
а) определение опорных
реакций, Н
Rax•0,206 - Ft1•0,103 -
Fa•0,103=0; Rax=(Ft•0,103+Fa1•0,103)/0,244=5841,3 H•0,103 -
Fa1•103-Rbx•0,206=0;
Rbx=(Ft•0,103 -
Fa1•0,103)/0,206=4147 H
Проверка: Rax-Ft1+Rbx=0
,3-9988,5+4147=0 0=0 -
условие выполнено;
Определяем суммарные
радиальные реакции, Н
RA==6168,4 HB===104078 H
5.2 Тихоходный вал
Реакции опор ведущего вала
определяем по рисунку 2
Рисунок 2 - Расчетная
схема тихоходного вала
Плоскость ZY:
а) определяем опорные реакции, Н
-
Ray•0244 - Fa2•0,1227 - Fr2•0,1227=0;=(-Fa2•0,1227 - Fr2•0,1227) /0,244=-660,4
H
-
Fa2•0,1227+Fr2•0,1227+Rby•0,244=0;=(Fa2•0,1227 - Fr2•0,1227)/0,244=-1001 H
Проверка: Ray+Fr2+Rby=0
,4+3687,5-1001=0 0=0 - условие
выполнено;
Плоскость ZX:
а) определение опорных реакций, Н
- Fм•0,46+Rax•0,244 -
Fa2•0,1227+Ft2•0,1227=0;= (Fм•0,46+Fa2•0,1227 - Ft2•0,1227)/0,244=15912 H
- Fм•0,2159 - Ft2•0,1227 -
Rbx•0,244 - Fa2•0,1227 =0;= (-Fм•0,2159 - Ft2•0,1227 - Fa2•0,1227) /0,244=-10588 H
Проверка: - Fм +Rax+Ft2+Rbx =0
+15912+9988,5-12812.2=0 0=0 -
условие выполнено;
Определяем суммарные радиальные
реакции, Н
RA==15925,7 HB===10635,2 H
6. Проверочный расчет
подшипников
.1 Быстроходный вал
Ранее выбранный роликовый конический
однорядный подшипник по ГОСТ 333 - 79 имеет следующие характеристики:
базовая динамическая
грузоподъёмность Сr, кН 82,7;
Определим коэффициент осевого
смещения
=1694,3/(1×3687,5)=0,45>е=0,41
Эквивалентная нагрузка
RE, Н, определится по формуле [2]
(6.1)
где X - коэффициент
радиальной нагрузки, X=0,4 [2];
У - коэффициент осевой
нагрузки, У=1,48 [2];- осевая нагрузка, Н;- коэффициент вращения, V =1 [2];
Кб - коэффициент
безопасности, Кб=1 [2];
Кт - температурный коэффициент,
Кт =1, [2].
REА==(0,4×1×15925,7
+1,48×1694,3)×1×1=9728,3 Н
REВ==(0,4×1×10635,2
+1,48×1694,3)×1×1=7400Н
Расчетная долговечность L10h, ч,
определится по формуле [2]
(6.2)
где a1 - коэффициент надежности;
a1=1 [2]- коэффициент, учитывающий влияние качества подшипника и качества его
эксплуатации; a23=0.6 [2]- частота вращения внутреннего кольца подшипника,
об/мин- показатель степени; m=3.33 [2]
=
ч >16000 ч - условие выполнено
6.2 Тихоходный вал
Ранее выбранный роликовый конический
однорядный подшипник по ГОСТ 333 - 79 имеет следующие характеристики:
базовая динамическая
грузоподъёмность Сr, кН 130;
Эквивалентная нагрузка RE, Н,
определится по формуле 8.2 [2]
Расчетная долговечность
L10h, ч, определится по формуле 6.2 [2]
=ч
>14000 ч - условие выполнено
7. Выбор стандартной
муфты
Выбираем из числа стандартных муфт
по [1] муфту предохранительную фрикционную ГОСТ 400-45-1.
Проверим выполнение условия [2]
Тр=к∙Т2 ≤ [Т], (7.1)
где Тр - расчетный вращающий момент,
Н м;
[T] - предельно допустимый вращающий
момент, Н м, Т=4000 Н∙м [2];
к - коэффициент, учитывающий условия
эксплуатации, к=1,25 [2].
Тр=1,25∙2836,7=3545,8 Н∙м
≤ 4000 Н∙м - условие выполнено
8. Выбор и проверочный
расчет шпоночных соединений
Выбираем по [2] шпонку на
быстроходный вал под звёздочку 18×11×63
ГОСТ 23360 - 78
Условие прочности для выбранной
шпонки имеет вид
, (8.1)
где F2 - сминающая
сила, Н.
F2 =2∙Т1/d1 (8.2)
F2 =2∙738,5∙103/60=24616,6
Н
Асм=(h - t1)∙l,
где t1 - глубина
паза вала, мм, t1 =6 мм [2]
Асм=(11 - 7)∙63=252
мм2
- условие выполняется
Условие прочности выполняется,
значит выбранная шпонка
18×11×63 ГОСТ
23360 - 78 выдержит необходимые нагрузки.
Выбираем по [1] шпонку на тихоходный
вал под колесо 25×14×125 ГОСТ
23360 - 78
Условие прочности для выбранной
шпонки имеет вид
, (8.3)
где F3 - сминающая
сила, Н.
F3 =2∙Т2/d3 (8.4)
F2
=2∙2836,7∙103/105=54032 Н
Асм=(h
- t1)∙l,
где t1
- глубина паза вала, мм, t1
=7,5 мм [1]
Асм=(14 - 9)∙125=625 мм2
- условие выполняется
Условие прочности выполняется,
значит выбранная шпонка
25×14×180 ГОСТ
23360 - 78 выдержит необходимые нагрузки.
Выбираем по [2] шпонку на тихоходный
вал под полумуфту 25×14×100 ГОСТ
23360 - 78
Условие прочности для выбранной
шпонки имеет вид
, (8.5)
где F6 - сминающая
сила, Н.
F6 =2∙Т2/d3 (8.6)
F5 =2∙2836,7∙103/90=63022
Н
Асм=(h - t1)∙l,
где t1 - глубина
паза вала, мм, t1 =9 мм [2].
Асм=(14 - 9)∙100=500
мм2
- условие выполняется
Условие прочности выполняется,
значит выбранная шпонка
25100 ГОСТ 23360 - 78 выдержит необходимые
нагрузки.
9. Выбор смазочных
материалов
Уровень масла в редукторе не должен
быть ниже уровня зацепления быстроходной зубчатой передачи. Погружать передачу
в масло необходимо на высоту зуба.
Марку масла, заливаемого в редуктор,
выбираем в зависимости от окружной скорости и от значения среднего допускаемого
контактного напряжения [σH] ср.
Из [2] выбираем масло индустриальное
И-Г-А-68.
10. Расчет элементов
крышки редуктора
Толщина ребер жесткости и стенок
корпуса и крышки, мм, определится по формуле [1]
=0,025+1 (10.1)
=0,025∙315+1=8.87 мм
Следуя рекомендациям [1] принимаем =12 мм
Толщина фланцев поясов корпуса и
крышки, b, мм,
определится по формуле [1]
= (10.2)
=1.5 12 = 18мм
Диаметр фундаментных болтов, d1, мм,
определится по формуле [1]
d1=(0,03…0,036)∙ +10 (10.3)
d1=(0,03…0,036)∙280+10=18,4…20,08
мм
По [1] принимаем болты сo стандартной
резьбой M12
Диаметр болтов, соединяющих крышку с
корпусом, d2, мм
определится по формуле [1]
d2=(0,5…0,6)∙
d1 (10.4)
d2=(0,5…0,6)∙
20=10…24 мм
По [1] принимаем болты сo стандартной
резьбой M24.
Заключение
редуктор вал опора кручение
В результате выполнения задания по
курсовому проектированию была разработана типовая конструкция одноступенчатого
горизонтального цилиндрического косозубого редуктора общего назначения. Данный
редуктор предназначен для длительной работы.
Выполнение задания разделено на 2
этапа. Первым этапом задания является пояснительная записка, а вторым -
графическая часть.
Пояснительная записка состоит из
необходимых расчетов отдельных деталей и узлов редуктора и содержит пояснения
этих расчетов.
Пояснительная записка и чертежи
выполнены в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к
нормативно-технической документации на производстве.
В процессе проектирования редуктора
были усвоены и закреплены знания по следующим предметам: теоретическая
механика; сопротивление материалов; детали машин; техническая графика; допуски,
посадки и технические измерения; стандартизация и качество продукции.
Спроектированный редуктор может применяться
для привода различных типов рабочих машин - например ленточных конвейеров - и
соответствует всем нормам, предъявляемым к данному типу редукторов
Список литературы
1. ГОСТ 21354 - 87. Передачи зубчатые цилиндрические
эвольвентные внешнего зацепления. Расчёт на прочность.
. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей
машин, - М.: Высшая школа, 1985. -416 с.
. Кузьмин А.В., Чернин И.М., Козинцов Б.С. Расчёты деталей
машин, - Мн.: Вышэйшая школа, 1986. -400 с.
. Скойбеда А.Т. Детали машин и основы конструирования. -
Мн.: Вышэйшая школа, 2000. -516 с.
. Чернавский С.А. Курсовое проектирование деталей машин -
М.: Машиностроение, 1987. -416 с.
. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. -
М.: Высшая школа, 1991. -432 с.