Право в системе социального регулирования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,83 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Право в системе социального регулирования

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

.1 Система социальных норм общества и их классификация

.2 Место и роль права в системе социального регулирования

.3 Взаимосвязь и взаимодействие права с другими социальными нормами

.3.1 Право и мораль

.3.2 Право и корпоративные нормы

.3.3 Право и обычаи

.3.4 Право и религиозные нормы

ГЛАВА 2. ПРАВО КАК СИСТЕМНОЕ СОЗДАНИЕ

.4 Понятие системы права и ее структура

ГЛАВА 3. СУЩНОСТЬ ПРАВА

3.5 Проблемы определения понятия и сущности права

ГЛАВА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ПРАВОВЫМИ СИСТЕМАМИ

.6 Международное взаимодействие национальных правовых систем

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Право возникает одновременно с государством на основе ранее сложившихся обычаев. Каждый народ создает свою систему права для регулирования вновь сложившихся отношений между отдельными индивидами, социальными группами, классами и т. д. Для различных режимов создаётся соответствующая правовая база. При переходе к иной обшественно-экономической формации, как правило, меняется и право, но в ряде случаев право может лишь незначительно измениться.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением.

Наличие множества определений права, сформулированных в разное время под воздействием ряда жизненных обстоятельств и отражающих различные стороны правовой жизни и подходы, несомненно, следует рассматривать само по себе как явление положительное. Оно позволяет взглянуть на право сквозь призму веков, уяснить наиболее важные не только для одной исторической эпохи, но и для других эпох его стороны и черты, увидев право не только в статике, но и в динамике.

Право - сложное социальное явление, поэтому люди с древних времен пытались осмыслить его происхождение, выяснить причины возникновения права.

Целью данной работы является - раскрыть сущность понятия «право как системное создание».

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

.Дать определение понятиям «система» и «система права».

. Раскрыть сущность и назначение понятия «права».

. Определить место и роль права в системе социального регулирования.

3. Раскрыть понятие социальных норм как составной части системы социального регулирования;

4. Проанализировать, как взаимодействуют между собой национальные правовые системы.

Методологической основой исследования служат современные положения теории познания общественных процессов и правовых явлений. Использовались также историко-правовой, конкретно-социологический, системно-структурный методы исследования

Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, проведенного в данной работе, и раскрывает причины моего интереса к данной теме.

ГЛАВА 1. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

.1 Система социальных норм общества и их классификация

Взаимодействие людей в обществе не может происходить без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах их жизнедеятельности.

Уже на ранней ступени развития человеческого общества совместная жизнь людей ее разнообразные стороны требовали упорядочения. В процессе жизнедеятельности человека во многих случаях повторялись одни и те же акты поведения, приобретающие общественную значимость. Возникла необходимость охватить такого рода акты общими правилами поведения и тем самым их упорядочить, придать им устойчивый характер, обеспечивать их независимость от случайностей или произвольных субъективных явлений.

В числе первых таких социальных регуляторов можно назвать обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, тотемы, мифы и сказания.

Обычаи - общие правила поведения, возникающие в результате постоянного повторения конкретных образцов поведения, и в силу длительности своего существования, вошедшие в привычку людей.

Нормы первобытной морали - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.

Религиозные нормы - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Табу - религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару со стороны фантастических духов и богов.

Тотемизм - комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлением о родстве между группами людей и тотемами - видами животных и растений.

Мифология - совокупность мифов, сказаний, отражавших представления людей о мире, природе и человеке.

Именно регулятивные нормы первобытного общества явились прообразом будущего права [2, с. 94].

С усложнением социальной жизни, развитием самого человека, изменениями в материальном производстве, изменяется и система социальных норм.

Социальное (нормативное) регулирование - это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм.

Суть нормативного регулирования в том и состоит, чтобы упорядочить общественно значимую деятельность при помощи общих правил, норм, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного и которым должны следовать все люди, попавшие в ситуацию, предусмотренную этими правилами. Следовательно, нормы - это определённые образцы поведения людей, участников общественных отношений, которыми они руководствуются в процессе жизнедеятельности.

С распадом родового строя появляется право, которое заняло важнейшее место в системе средств социального регулирования. Однако, несмотря на важность и ценность права как регулятора общественных отношений, оно, тем не менее, не было и не является единственным средством упорядочения общественной жизни. В обществе существуют широко разветвлённая система и других социальных норм, таких как: моральные нормы, корпоративные нормы, обычаи, религиозные нормы и некоторые другие. Совокупность социальных норм как единый и многообъектный комплекс представляет собой систему нормативного регулирования, состоящую из частей, отдельных подсистем [4, с. 259].

Таким образом, в обществе действует разветвлённая система социальных норм, которая служит средством упорядочения общественных отношений, обеспечения наиболее целесообразных форм взаимодействия между людьми. Система социальных норм отражает достигнутую степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти [4, с. 263].

.2 Место и роль права в системе нормативного регулирования

право социальный регулирование мораль

Право представляет собой уникальный, высокозначимый и авторитетный регулятор, но оно - лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Являясь одним из важнейших регуляторов поведения и деятельности, право вместе с тем вынуждено учитывать регулирующую роль и возможности иных социальных норм. Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия. Постоянно происходящий обмен регулятивной энергией, избирательное отношение участников общественных отношений к различным социальным регуляторам должны учитываться как законодателем, так и правоприменительной практикой [11, с. 9].

Соотношение права с другими социальными нормами определяется тремя моментами: их единством, различием и взаимодействием.

Единство заключается в том, что право, обычаи, мораль, корпоративные нормы - все они относятся к социальным нормам. Все эти явления относятся к социальным регуляторам, выполняя сходные социальные функции; они вызываются к жизни аналогичными причинами и обусловлены условиями жизни данного общества.

У социальных норм есть общие черты и с точки зрения средств обеспечения. Все они выполняются в большей мере добровольно, под влиянием сознательности и убежденности людей в их полезности.

Меры общественного воздействия, прежде всего сила общественного мнения, поддерживают все виды социальных норм, в том числе и правовые. Другое дело, что для правовых норм эти меры не являются единственным средством обеспечения. Различия социальных норм многоплановы. Основными критериями разграничения правовых и иных социальных норм являются способы их формирования и обеспечения

Помимо этого, нормы права отличаются от других социальных норм:

по форме выражения. Правовые нормы фиксируются в официальных нормативных актах, издаваемых органами государства. Иные нормы существуют в сознании людей, в различных знаковых системах и иных формах объективации, не имеющих официального характера;

по сфере действия. Нормы права регулируют общественные отношения, поддающиеся правовому урегулированию и нуждающиеся в нем. Как правило, это наиболее значимые общественные отношения. Иные социальные нормы могут регулировать как те же сферы, что и правовые нормы, так и отношения, безразличные с точки зрения права. С другой стороны, правовые нормы затрагивают ряд отношений, нейтральных с точки зрения морали и иных социальных норм, отношений, не затронутых этими регуляторами. Кроме того, нормы права распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории государства или административно-территориальной единицы. Все иные нормы в той или иной мере локализованы, сфера их действия значительно уже;

по тенденциям развития. Нормы права появляются лишь на отдельной стадии развития общества. При этом неотъемлемым свойством права является динамизм, что позволяет ему трансформироваться вместе с обществом. Обычаи и нормы морали появились раньше правовых норм, при этом они более консервативны, медленнее формируются и медленнее исчезают.

Взаимодействие права и иных социальных норм определяется, прежде всего, вышеназванными различиями между ними и, кроме этого, зависит от содержания норм [8, с. 176].

1.3 Взаимосвязь и взаимодействие права с другим социальными нормами

.3.1 Право и мораль

Наряду с правом важнейшая роль в обществе принадлежит нормам морали.

Мораль возникла вместе с появлением человеческого общества и ее установления охватывают почти все сферы общественной жизни. Она включает те принципы, которые признаются в обществе на определенном этапе его развития. Нравственные нормы это в первую очередь выработанные обществом требования к человеку, личности как социальному существу, члену этого общества. Они, таким образом, регулируют отношения между людьми.

Под моралью понимается правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соответствии с убеждениями и представлениями людей о добре и зле, чести и совести, долге и справедливости и обеспечиваемые силой общественного мнения.

В процессе регулирования общественных отношений право и мораль тесно взаимодействуют. Они имеют много общих признаков и черт. Эта общность обусловлена тем, что и право, и мораль являются регуляторами общественных отношений, они имеют одинаковое предназначение, поскольку возникли в целях упорядочения и совершенствования общественной жизни.

Однако наряду с общими чертами право и мораль в значительной степени отличаются друг от друга, обладают специфическими признаками, присущими только каждой из этих регулятивных систем [10, с. 197].

Основные отличительные особенности права и морали характеризуются:

. Происхождением. Нормы морали складываются в обществе исторически в процессе жизнедеятельности людей на основе представлений их о добре и зле, справедливости, долге. В отличие от этого правовые нормы устанавливаются, изменяются или отменяются государством и после этого официально приобретают общеобязательную силу для их адресатов.

. Формой выражения. Норма права закрепляются в официальных документах, юридических актах. То есть нормы права имеют четкие формы выражения. Нормы морали не имеют формы выражения. Возникая в процессе развития общества, постепенно, они осознаются людьми и «живут» в их сознании.

. Способами их обеспечения. Поскольку правовые нормы устанавливаются государством, то оно заинтересовано в их выполнении. В обществе с высоким уровнем правовой культуры требования выполняются преимущественно в силу убеждения людей. Однако для права является характерным возможность применения принуждения по отношению к тем, кто отступает от его требований. Отличительным здесь является аспект принуждения, ибо нормы права выступают как общеобязательные властные веления. В отличие от этого мораль опирается лишь на силу общественного мнения.

. Степенью детализации. Нормы морали не содержат точных, детализированных правил. Эти правила носят достаточно общий характер и выступают как принципы поведения людей. Нормы же права выступают в детализированной форме как более и менее четко сформулированные права и обязанности участников регулируемых отношений [4, с. 302].

.3.2 Право и корпоративные нормы

К корпоративным нормам относят те нормы, которые регулируют отношения, складывающиеся между членами различных корпораций, т.е. организаций, объединений людей, созданных для осуществления какой-либо социально-полезной деятельности. Это нормы, которые регулируют разнообразные отношения, складывающиеся по поводу осуществления такой деятельности как в корпорациях коммерческой направленности (товариществах, обществах с ограниченной, полной или дополнительной ответственностью, акционерных обществах, производственных кооперативах), так и в некоммерческих организациях, например, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц, потребительские кооперативы [7, с. 18].

Как и с другими социальными нормами, право взаимодействует и с корпоративными нормами по многим направлениям. Нормы общественных организаций способствуют реализации правовых норм или обеспечивают их соблюдение. Значительная часть этих норм так же, как и правовые, документально зафиксирована, в известной степени детализирована. Так, устав общественного объединения закрепляет перечень прав и обязанностей его членов, определяет меры воздействия к ним, которые во многом сходны с мерами дисциплинарного и морального воздействия. Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулирования им организации и деятельности корпораций и общественных объединений.

Если учитывать значительный нормативный потенциал корпоративных норм, их неперсонифицированность, обязательность для значительного круга людей, тесную взаимосвязь с законодательными нормами, а также обеспеченность государственным принуждением то, очевидно, было бы необоснованным отрицать правовой характер таких норм. С указанной точки зрения корпоративные нормы, регулирующие трудовые, финансовые, управленческие и иные отношения, в своей совокупности образуют корпоративное право. Можно сказать, что корпоративное право представляет собой совокупность норм, создаваемых корпорациями для регулирования разнообразных отношений как внутри самих корпораций, так и отношений с другими корпорациями, иными социальными субъектами. Это разновидность норм, посредством которых обеспечивается саморегулирование на локальном уровне - на уровне отдельных человеческих коллективов.

Корпоративные нормы, как и нормы права, строго фиксированы и детализированы, в уставы, положения и другие источники, принимаемые на общем собрании или съезде и содержащие перечень прав и обязанностей, определенные меры воздействия. Но в отличие от норм права они имеют локальное действие [7, с. 22].

.3.3 Право и обычаи

В собственном смысле под обычаем понимают правила поведения, которые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и, таким образом, регулируют их поведение. Поэтому обычаи - это привычные или обычные нормы. В более широком значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды, ритуалы.

В ранние периоды развития человеческого общества обычаи являлись главным регулятором социальной жизни. Обычай, санкционированный государством, долгое время был одной из важнейших форм существования правовых норм.

Правовые нормы находятся в определенном взаимодействии с обычаями. С одной стороны, прогрессивные обычаи способствуют выработке устойчивости правопослушного поведения, поскольку в представленных большинства членов общества всякое противоправное и особенно преступное поведение воспринимается не как обычное. Как обычное воспринимается поведение, соответствующее правовым требованиям, что существенно влияет на повышение уровня правосознания и правовой культуры населения.

В свою очередь право оказывает влияние на обычаи. В некоторых случаях государство придает обычаям юридическое значение и они приобретают форму правового обычая. Прогрессивные, передовые обычаи правом поддерживаются и поощряются. Например, при бракосочетаниях, праздновании юбилеев и так далее. Однако нередко в обычаях сохраняются определенные предрассудки, элементы нигилистического отношения к праву, национальные противоречия и другие, то есть право конкурирует с такими обычаями, нейтрализирует и вытесняет их [12, с. 272].

.3.4 Право и религиозные нормы

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы обладают определенным сходством с юридическими установлениями: в известной мере они формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же институционализированы и документально зафиксированы в Библии, Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов [7, с. 24].

Соприкосновение религиозных норм связано, прежде всего, с тем, что законодательством определяется правовая основа деятельности религиозных объединений, закрепляется свобода вероисповеданий. В частности, Конституция Республики Беларусь устанавливает равенство религии вероисповеданий.

Многие религиозные организации являются собственниками храмов, молитвенных домой, располагают другим имуществом. Владение, использование, распоряжение имуществом, управление учебными заведениями предопределяет взаимодействие норм религиозных организаций и права. В некоторых других случаях религиозные установления приобретают юридическое значение. Так, например, в Республике Беларусь некоторые праздники христианской религии признаны государством официальными национальными праздниками с учетом того, что данной религиозной традиции придерживается большинство населения.

Следовательно, право занимает очень важное место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Особенности права более рельефно проявляются в процессе нормативного воздействия на общественные отношения совместно с моралью, другими социальными нормами. Тесно взаимодействуя с этими нормами, право поддерживает прогрессивные тенденции развития неправовых регуляторов социальной жизни.

Таким образом, выяснение места и роли права в системе нормативного регулирования общественных отношений имеет для исследователей права, профессиональных юристов весьма важное значение.

Поскольку право является составной частью системы социального регулирования, оно теснейшим образом связано и взаимодействует с другими регуляторами общественных отношений, имеет много с ними общего. Наряду с этим все социальные нормы, и право в том числе, обладают существенными отличительными особенностями [4, с. 303].

ГЛАВА 2. ПРАВО КАК СИСТЕМНОЕ СОЗДАНИЕ

.1 Понятие системы права и ее структура

Право как социальный феномен представляет собой систему. Правовая система является одной из социальных систем наряду с экономической, политической и иными системами общества [6, с. 263].

Множество юридических норм, составляющих право, связано между собой. Эта взаимосвязь придает праву определенную целостность, единство и внутреннюю согласованность. Такое единство и согласованность обусловлены совокупностью регулируемых правом многообразных общественных отношений, теснейшим образом взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимодействуют между собой, обладая при этом отличительными особенностями и качественным своеобразием. Все это свидетельствует о системности общественных отношений как целостного множества, объединенного внутренними связями. Общественные отношения «передают» эти качества праву, поскольку право отражает наиболее устойчивые общественные связи, их признаки и свойства. Все составляющее право группы норм, как и регулируемые ими общественные отношения многообразно - взаимозависимы и взаимосвязаны, то есть обладают всеми признаками системности.

Система права не создается по произвольному усмотрению людей, а обусловлена, в конечном счете, системой общественных отношений и складывается постепенно, в процессе естественно - исторического развития.

Система (от греч. - соединение, составление из частей) - это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений в целое, состоящее из частей, упорядоченных по определенным законам или принципам. Следовательно, исследование системы права предполагает выяснения того, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны, как взаимодействуют, выявить принципы построения и развития, то есть структурную организацию системы [4, с. 297].

Система права состоит из структурных элементов, представляющих собой ее закономерные взаимосвязи и обладающих, в сравнении с иными частями соответственного строения, стабильными, достаточно статичными свойствами. Отсюда следует, что независимо от того, насколько крупно или мелко дробить неструктурные элементы, в качестве целостного единства система в любом случае будет логичной (в том числе и завершенной). Структурные элементы в системе также будут существовать всегда. В противном случае, нельзя констатировать наличие самой системы. Структурные элементы системы права представлены теми показателями, что существуют в праве и отражают его сущность. Базисными свойствами системы права являются: содержательное единство, внутреннее упорядоченное дробление, логичность, наличие закономерных взаимосвязей, стабильность структурных элементов [1, с. 7].

Общая теория права в качестве первичного звена, исходного элемента системы права выделяет правовую норму. В соответствии с многообразием группировки, обособления общественных отношений, их различных сочетаний правовых норм складываются более крупные элементы системы, которые в науке получили название институтов права, подотраслей и отраслей права.

Таким образом, основными элементами системы права является: отрасли права, институту права и нормы права.

Следовательно, система права - это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм и их делении на отрасли и институты.

Отрасль права представляет собой наиболее крупную группу норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения, обладающие устойчивостью и обособленностью. В отличие от иных элементов отрасль способна к самостоятельному функционированию и взаимодействию с другими отраслями в рамках единой системы права

Специфика строения отраслей права заключается в том, что в них, как правило, выделяется общая и особенная части. В общей части группируются нормы и институты, обслуживающие особенную часть, в которой они конкретизируются. В отраслях права, как правило, выделяется основной институт, в котором закрепляются общеотраслевые принципы, содержание и объем правового регулирования. Так, например, в отрасли Конституционного права таким институтом является институт конституционного строя.

Отрасль права, таким образом, можно определить как совокупность взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих при помощи специфического метода обширный круг общественных отношений, обладающих внутренним единством, отличительными свойствами, качественным своеобразием.

В свою очередь отрасли права состоят из менее крупных групп норм, имеющих общие черты с отраслью права, но обладающие по отношению к ней обособленностью. Эти части, как уже упоминалось, называются в общей теории права правовыми институтами.

Правовой институт - это входящая в отрасль права обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенную разновидность или сторону однородных общественных отношений.

Институт права является часть отрасли права, ее составляющей. Это связано со сложной структурой любого вида однородных общественных. Именно специфика одной группы служит основанием формирования определенного института.

Наряду с институтами права в составе некоторых наиболее сложных и крупных отраслей права выделяются группы юридических норм, составляющие подотрасли права. Подотрасль права - это крупна группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определенного вида [4, с. 299].

Таким образом, как система, право образуется под воздействием объективных и субъективных правообразующих и правотворческих факторов, прежде всего правосознания и законодательства, а также его реализации [6, с. 311].

ГЛАВА 3. СУЩНОСТЬ ПРАВА

3.1 Проблемы определения понятия и сущности права

История возникновения права как неотъемлемой формы человеческой культуры при всем многообразии подходов и теорий демонстрирует основное его назначение - выступать мощным социально-нормативным регулятором, определителем вариантов поведения индивидов и их организаций. Тем не менее, известное замечание Канта о том, что юристы все еще ищут определение права, до сих пор не потеряло своей актуальности. И поэтому очевидна и бесспорна актуальность проблемы определения понятия права, его содержания и в наше время.

Понятие сущности права - наиболее важная, базовая проблема общей теории права. От правильного ее решения зависит успех в постижении истины всех исследуемых правовых вопросов [6, с. 42].

Сущность права всегда требует особых процедур реконструкции, позволяющих обнаружить подлинный смысл и природу этого явления. Данная проблема имеет несколько теоретических аспектов. Один из них - гносеологический (познавательный), заключается в философской проблеме познания сущего. Способен ли эмпирический подход к явлению, процессу, вещи (в данном случае - праву) обеспечить достаточное знание изучаемого объекта? Или этот подход должен быть дополнен логическим знанием, формулирующим понятия, категории, объясняющим причины тех или иных явлений? Чтобы определить, каким должно быть право, необходимо установить конечные цели и сущность предмета наблюдения. С другой стороны, достаточно ли, например, знания текста статьи законодательного акта или необходимо выявить правовую норму, которая выражена в этой статье, понимать ее социальное назначение, выявлять причины появления и т.д.? Ответ очевиден - только логический подход позволит правильно применить эту норму.

Второй аспект проблемы сущности права заключается в попытке выделить уже в самой сущности главный, основополагающий компонент. Поэтому право нуждается в постоянной рефлексии и на протяжении всей собственной истории осуществляется правопознание. В поисках точного определения права можно опираться на тезисы, выдвигавшиеся исследователями различных философских и методологических ориентаций: представители исторической и психологической школы права, последователи естественно-правовых доктрин.

В содержании права следует различать историческое и логическое содержание права. Конкретно-историческое содержание права - это результат исторического подхода к правопониманию. В рамках марксистской теории исторические типы права соотнесены с историческими типами государства, которые, в свою очередь, выделяются на основе формационной теории. Подобная типология достаточно ограничена, так как с точки зрения настоящего момента оказывается не в состоянии охватить все многообразие исторических типов права.

Логическое содержание права предполагает, что какими бы разными не были правовые системы у различных народов в определенные исторические эпохи, речь идет об одном - о применении равного масштаба к неравным людям. Праву абсолютно безразлично имущественное, семейное положение индивида или место возникновения какой-либо организации, личность ее руководителя. Оно стремится к установлению формального равенства всех субъектов перед законом.

Содержание права определяется рядом факторов, среди которых воля и интересы политической, экономической, религиозной, расовой, национальной или другой элиты (верхушки общества) играли заметную, порой решающую роль [11, с.11].

Для того чтобы приблизиться к истинному пониманию сущности права, необходимо исходить из того, что по природе своей оно очень сложное, многостороннее, уникальное по специфике социальное явлении. В силу того, что по средствам государства, его волеизъявления право должно универсально упорядочивать общественные отношения всех жизненно важных сфер путем закрепления, охраны и развития их устоев через носителей этих отношений - людей - их сознание, психику, волю, потребности, интересы, в нем неизбежно всё это отражается, интегрируется. Поэтому в праве воплощается и разум, и воля законодателя, и сознание людей, и их свобода, и интересы, и апробированные устои других социальных регуляторов, особенно нравственности как общечеловеческой справедливости [12, с. 52].

Главным в праве является закреплением баланса всех без исключения социальных слоев, отдельной личности и общества в целом в русле обеспечения его прогрессивного развития. Обеспечение баланса интересов всех и является общесоциальной справедливостью. Выразить же её может только большинство народа через избираемые им представительные органы, наделённые законодательными полномочиями, посредством справедливости политической, т.е. исходящей от политической организации - государства, вырабатывающего и осуществляющего надлежащую внутреннюю и внешнюю политику, осуществляемую с помощью права. Политическая справедливость в праве выражается в системе норм, охраняемых государством, которые призваны обеспечить развитие общества по пути прогресса.

Таким образом, можно определить понятие «сущности права»:

Сущность права - это общесоциальная политическая справедливость, выражающая баланс интересов всех социальных групп, личности и общества в системе охраняемых государством норм, призванных служить обеспечению социального прогресса [9, с. 112].

ГЛАВА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ПРАВОВЫМИ СИСТЕМАМИ

.1 Международное взаимодействие национальных правовых систем

Под «применением права» в теории права обычно понимают деятельность государственных органов, которые призваны обеспечивать реализацию норм права, содержащихся в законах и иных нормативно-правовых актах, путём издания актов применения права. При этом под нормами права имеют в виду нормы внутреннего правопорядка, т. е. нормы внутригосударственного права. Однако конституции многих государств содержат положения, что принципы и нормы международного права, а также международные договоры либо являются частью национальной правовой системы, т. е. должны соблюдаться во внутреннем правопорядке, а также учитываться внутренним законодательством, либо же имеют приоритетное значение над нормами национального права.

Применение международного права во внутреннем правопорядке в теории обычно рассматривают в ракурсе соотношения и связи международного и внутригосударственного права. Традиционно такое взаимодействие исследуется с точки зрения нормативно-правового подхода, т. е. изучается только взаимоотношение системы международного права и системы внутригосударственного права, а не взаимодействие правовых систем.

В связи с этим нельзя не согласиться с В.В.Гавриловым, который указал, что «другие важные явления правовой действительности, без которых невозможна эффективная реализация правовых норм, остаются вне поля зрения учёных или рассматриваются ими изолировано друг от друга. Данное обстоятельство способствует неоправданному упрощению и искажению, как на доктринальном, так и на практическом уровнях, представлений о существе и содержании механизма взаимодействия национальных и международных правовых норм и, как следствие, способно привести к серьезным ошибкам юридического и политического характера в деятельности значительного количества органов и организаций различного уровня».

Представляется, что процесс взаимодействия международного и внутригосударственного права, а соответственно и процесс применения международного права во внутреннем правопорядке должны рассматриваться в рамках процесса международного взаимодействия национальных правовых систем [13, с. 34].

Обоснованность этого тезиса вытекает из необходимости изучения правовой системы в статическом и динамическом аспектах. В статическом аспекте национальная правовая система обычно воспринимается как «совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативная сторона системы), совокупность правовых учреждений (организационный компонент) и совокупность правовых взглядов, идей и представлений, свойственных данному обществу (идеологический компонент)». Здесь необходимо привести слова Д.А.Керимова, который указал, что «в любой системе нет «совокупности» явлений, а имеется их системность». В динамическом аспекте правовой системы выделяются процессы, характеризующие её целевую направленность и эффективность, компонентами которой выступают правотворчество, правореализация, правовое мышление.

Таким образом, принципы и нормы международного права, а также международные договоры, которые являются частью национальной правовой системы, должны рассматриваться в статическом аспекте национальной правовой системы, а процесс применения международного права во внутреннем правопорядке - в динамическом аспекте, т. е. как «правореализация» или «правоприменение».

Именно процесс международного взаимодействия национальных правовых систем инициирует процессы трансформации и имплементации норм международного права в национальное (внутригосударственное) законодательство.

В литературе, посвящённой системным исследованиям, указывается, что «взаимодействие выступает как пульсирующая, динамическая система изменяющихся отношений между взаимосвязанными системами», и «любая система является, по существу, комплексом взаимодействий, т. е. она взаимодействует с другими системами множеством своих свойств, граней, сторон».

Однако это не объясняет, по какой причине государства как основные субъекты международного права добровольно устанавливают, или санкционируют применение принципов и норм международного права во внутреннем правопорядке.

Одной из основных причин, которая обуславливает эти процессы, является глобализация. Под глобализацией многие исследователи, понимают многоплановый объективный «всемирный процесс, взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единую мировую экономическую и общественную систему». Однако глобализация проявляет себя также и в других сферах международного сотрудничества: в политической, культурной, экологической и др. Становится всё более заметным возрастающее воздействие глобализации на сферу права, «глобализация оказывает существенное влияние на трансформацию, изменения и модернизацию государственно-правовых институтов, норм и отношений на всемирном, макрорегиональном и внутригосударственном уровнях, стимулирует, ускоряет и обновляет процессы универсализации в области права». Как было справедливо отмечено М.Н.Марченко (одним из ведущих теоретиков права), глобализация влияет не только на изменение сущности права, на его источники или формы, но и воздействует на его содержание, на его институциональную и функциональную часть, а также на стоящие перед ним цели и задачи, на его назначение. Государства фактически вынуждены участвовать в процессе международного взаимодействия правовых систем и формировать этот процесс своей волей [13, с. 35].

Ведь каждое государство стремится соотносить свое право и законодательство с международным правом. Его роль стремительно возрастает, и для этого есть объективные причины. Дело в том, что в современном мире усиливаются тенденции взаимозависимости и взаимовлияния государств. Созданные с этой целью международные организации и сообщества государство способствуют согласованному разрешению общих проблем для мирового содружества. Осознание необходимости их решений становится доминантой общественного поведения во многих странах. Отсюда неизбежное изменение соотношения внутреннего и международного права. Причем процесс протекает противоречиво в аспекте и сочетания их норм, и преобразования, и взаимовлияния, и преодоления коллизий [3, с. 17].

Таким образом, международное взаимодействие национальных правовых систем затрагивает не только элементы этих систем, но и их функции, цели и задачи. С этой точки зрения вполне объяснимо, что основным следствием в данном отношении является «правовая аккультурация» и «конвергенция» правовых систем, которая проявляется, прежде всего, в стандартизации законодательств. В результате процессов унификации, гармонизации, рецепции, трансформации, имплементации правовых норм происходит интернационализация и глобализация права в целом, т. е. речь идет о формировании единого глобального правового пространства, иногда даже отмечается, что «человечество стоит на пороге создания новой модели права - мировой глобальной правовой системы» [5, с. 18].

Подводя итог сказанному, можно заключить, что применение международного права во внутреннем правопорядке должно восприниматься именно как результат международного взаимодействия национальных правовых систем, поскольку этот процесс обусловлен объективными процессами глобализации и универсализации права. Понимание этого процесса вне рамок глобализации и универсализации права теряет всякий смысл.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать, что в определении права заключены в «свернутом» виде многие характерные черты данного института.

Право - система социальных норм, действующих в обществе конкретно страны с учетом норм международного права, взаимодействующего с другими правовыми системами.

Самое общее и вместе с тем самое важное, что можно сказать о праве, состоит, пожалуй, в том, что оно принадлежит к организующим факторам, которые упорядочивают и регулируют нашу жизнь. По природе своей право есть нормативный регулятор, его социальное назначение проявляется в регулировании той части жизненных процессов, которые люди пытаются сознательно организовывать, приводить в некий порядок, а затем поддерживать, контролировать, сохранять и защищать ради определенных целей:

право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности;

благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи;

на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство.

Право, при всей своей относительной самостоятельности, регулирует общественные отношения во взаимодействии не только с моралью, но и с иными нормами, как элемент системы социального регулирования.

В условиях правового общества, для эффективной работы демократического государства необходимо гармоничное взаимодействие права с иными социальными нормами.

В последние годы произошло много перемен во всех сферах нашей жизни, которые подвергли испытаниям государственные институты и правовую систему.

Современное право не просто меняется, оно становится обширнее, покрывает ранее неизвестные отношения. Современные правовые системы и нормативно-правовые массивы устроены довольно сложно. Неизбежны поэтому как внутренние юридические противоречия в рамках каждой из правовых систем, так и внешние противоречия между ними. Соприкосновение, взаимодействие правовых систем, их взаимовлияние охватывает все слои каждой из них. Общим является то, что юридические противоречия выражаются в разном правопонимании, в столкновении правовых актов, в неправомерных действиях государственных, межгосударственных и общественных структур, в притязаниях и действиях по изменению существующего правопорядка.

Поэтому, одна из задач современного права, как регулятора общественных отношений - это формирование коллизионного права - совокупность норм, разрешающих коллизии между законами различных государств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азми, Д. М. Структурное строение системы права: теоретико-методологический анализ / Д. М. Азми // Государство и право. - 2010. - № 6. - С. 5-13.

.Бабаев, В.К. Теория государства и права: Учебник / В.К. Бабаев. - М.: Юрист, 2004. - 372с.

.Быкова, Е. В. Международное сотрудничество как неотъемлемая часть развития правовых систем / Е. В. Быкова // Международное публичное и частное право. - 2011. - №1. - С. 16-19.

.Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбанюк, В. А. Кучинский; под ред. А. Ф. Вишневского.- Минск: Тесей, 1998.- 576 с.

5.Василевский Г.А. Национальное государство и право в условиях глобализации / Г.А Василевский // Проблемы управления. 2008. -№1.- С.12-18.

6.Дробязко, С.Г, Козлов, В.С. Общая теория права: пособие для вузов / С.Г Дробязко, В.С Козлов. - 5-е изд.- Минск : Амалфея, 2011. -500 с.

. Малахов, Л. К. Общая теория права. Курс лекций. Тема 3. Право в системе социального регулирования (лекции 5 - 6) / Л.К.Малахов. - Могилев: Кафедра правоведения УО «МГУ им. А.А.Кулешова», 2010.- 38 с.

. Матузов, Н.И. Актуальные проблемы теории права / Н. И. Матузов. - Саратов: Сарат гос. академии права, 2004.-512 с.

. Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько; под ред. Н.И. Матузова.- М.: Юрист, 2001.-776 с.

. Нерсесянц, В. С . Проблемы общей теории права и государства / В. С. Нерсесянц - М.: Норма, 2002. - 416 с.

. Руденко, С. Б. Проблемы определения понятия и сущности права /С. Б. Руденко // Государство и право. - 2008. - №12. - С. 8-12.

. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права : учебник / В. Н. Хропанюк; под ред. В. Г. Стрекозова. - 3-е изд., доп. испр.- М.:Интерстиль: Омега-Л, 2006. - 378 с.

. Швакин, С.В. Применение международного права во внутреннем правопорядке как результат международного взаимодействия национальных правовых систем / С. В Швакин // Евразийский юридический журнал. - 2012.- № 1.- С.34 -36.

Похожие работы на - Право в системе социального регулирования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!