Предмет и методы психологии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,14 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предмет и методы психологии

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Вставьте недостающее слово или завершите фразу.

.1. Впервые предприняла осмысление психики как единого целого - гельштальппсихология

.2. Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к некоей тени (душе), заключенной в теле.

.3. По мнению бихевиористов, среда формирует поведение путем стимулов и подкреплений.

.4. Метод самонаблюдения в психологии называется интроспекция.

.5. Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

.6. Гуманистические психологи считают, что основной мотив деятельности человека - стремление к самореализации.

.7. Основные функции психики - регуляция деятельности и отражение.

.8. Бихевиористы рассматривают психологию как науку о поведении

.9. В XVIII в. изучение души заменяется изучением сознания и его функций.

.10. Согласно теории психоанализа, ведущую роль в детерминации поведения играет сознание.

.11. Современные психологические теории признают важность биологических факторов в психологическом развитии человека.

.12. Согласно деятельностному подходу, психика формируется и проявляется через деятельность.

.13. Психодиагностика - метод психологического исследования.

.14. А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм подчеркивали определяющее влияние на формирование поведения человека социальных условий жизни.

.15. Когнитивистский подход определяет личность как совокупность мыслей человека о самом себе

Выберите правильный вариант ответа.

.16. В соответствии с теорией З. Фрейда «Эго» руководствуется …

А - принципом удовольствия;

Б - принципом реальности;

В - принципом психического детерминизма;

Г - подсознанием.

.17. Гуманистическая психология ориентирует личность …

А - на свободу выбора и открытость будущему;

Б - на непрерывное развитие;

В - на управление собственным развитием;

Г - на формирование защитных механизмов.

.18. Свойство мозга отражать объективную действительность и на основе формируемых образов регулировать деятельность называется …

А - рефлексом;

Б - адаптацией;

В - сознанием;

Г - памятью.

.19. Идею врожденного стремления любого индивидуума к самореализации развивает …

А - психоанализ;

Б - гештальтпсихология;

В - гуманистическая психология;

Г - бихевиоризм.

.20. Создателем первой экспериментальной психологической лаборатории является …

А - Ж. Пиаже;

Б - В. Вундт;

В - У. Джеймс;

Г - И. Павлов.

.21. Направление, отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения, называется …

А - психоанализом;

Б - когнитивной психологией;

В - бихевиоризмом;

Г - гуманистической психологией.

.22. Психология стала экспериментальной наукой …

А - в Древней Греции;

Б - в XVIII веке;

В - в XIX веке;

Г - в ХХ веке.

.23. Познавательные процессы - основной предмет исследования …

А - в гуманистической психологии;

Б - аналитической психологии;

В - бихевиоризме;

Г - когнитивной психологии.

.24. Схема «S - R» делает упор …

А - на объективное описание поведения;

Б - бесполезность концепции сознания;

В - соответствие между реакцией и стимулом;

Г - доминирование стимулов в поведении.

.25. Научный метод состоит в проверке гипотез …

А - рационалистичен;

Б - состоит в проверке гипотез;

В - субъективен;

Г - опирается на практику.

.26. Изучением связей между нервными структурами и поведением занимается … психофизиология

А - психология;

Б - бихевиоризм;

В - психофизиология;

Г - неврология.

.27. Сознание как особую биологическую функцию рассматривает …

А - функционализм;

Б - психоанализ;

В - бихевиоризм;

Г - прагматизм.

.28. Зависимость психики от генотипа исследует …

А - когнитивная психология;

Б - социальная психология;

В - генетическая психология;

Г - этиология.

.29. З. Фрейд разработал метод …

А - интроспекции;

Б - психодрамы;

В - свободных ассоциаций;

Г - арт-терапии.

.30. К интропсихическому явлению относится …

А - ощущение боли;

Б - потребности;

В - мысли;

Г - желания.

.31. Идею «Я-концепции» первым предложил …

А - У. Джеймс;

Б - К. Роджерс;

В - А. Маслоу;

Г - З. Фрейд.

.32. Метод психологии …

А - консультирование;

Б - психотерапевтическая помощь;

В - эксперимент;

Г - иглоукалывание.

.33. Среди традиционно выделяемых уровней поведения у человека наиболее ярко представлен …

А - рефлекс;

Б - инстинкт;

В - деятельность;

Г - игра.

.34. Функциональная асимметрия мозга предполагает …

А - наличие двух полушарий;

Б - разные функции полушарий;

В - доминирование одного из полушарий;

Г - индивидуальные особенности строения полушарий.

.35. Представление об уровнях развития психики в психологию ввел

А - В. Вундт;

Б - У. Джеймс;

В - З. Фрейд;

Г - К. Юнг.

.36. Согласно психоанализу, влечения бессознательного находятся в противоречии …

А - с нормами культуры;

Б - с сознанием;

В - со средой;

Г - с самостью.

.37. Расставьте перечисленные понятия в соответствии с основными категориями психологии: 1) психический процесс, 2) психическое состояние (ощущение __, стресс __, воображение __, растерянность __, память __, настроение __, инсайт __, мышление __).

) психический процесс: ощущение, мышление, память, воображение

) психическое состояние: стресс, растерянность, настроение, инсайт

.38. Что соответствует методам 1) естественнонаучной психологии наблюдение __; 2) гуманитарной психологии: анкетирование __; тестирование __; понимание __; эмпатическое слушание __; интроспекция __.

) естественнонаучной психологии: наблюдение; анкетирование; тестирование;

) гуманитарной психологии: понимание; эмпатическое слушание; интроспекция.

.39. Установите соответствие понятий (стимул __, интериоризация __, поведение __, активность __, подкрепление __, культурный опыт __) с 1) деятельностным подходом в психологии и 2) подходами бихевиоризма.

) деятельностный подход в психологии: активность, интериоризация; культурный опыт

) подходами бихевиоризма: поведение, стимул, подкрепление

.40. Установите соответствие утверждения о психической деятельности с 1) идеалистическим и 2) материалистическим пониманием психики. Психическая деятельность зависит от внешних причин __; есть свойство мозга __; есть отражение объективной действительности __; познаваема только путем самонаблюдения __; имеет универсальный характер __; уникальна по своей природе __.

Соответствие утверждения о психической деятельности:

) идеалистическое понимание психики: психическая деятельность зависит от внешних причин; познаваема только путем самонаблюдения; уникальна по своей природе;

) материалистическое понимание психики: есть свойство мозга; есть отражение объективной действительности; имеет универсальный характер;

.41. Соотнесите 1) гештальтпсихологию и 2) когнитивную психологию с именами психологов-исследователей данных направлений: Ж. Пиаже __, В. Келер __, Ф. Перлз __, Дж. Келли __, М. Вертгеймер __, С. Шехтер __.

) гештальтпсихология: М. Вертгеймер, В. Келер, Ф. Перлз

) когнитивная психология: Ж. Пиаже, Дж. Келли, С. Шехтер.

.42. Соотнесите приемы воздействия на психику человека 1) гуманистической и 2) аналитической психологии: транс __, активное понимание __, доверие __, метафора __, интерпретация символов __, искренность __.

) приемы воздействия на психику человека гуманистической психологии: доверие, искренность, активное понимание,

) приемы воздействия на психику человека аналитической психологии: метафора, интерпретация символов, транс

.43. Соотнесите основные понятия с 1) бихевиористским и 2) психоаналитическим направлениями в психологии: поведение __; среда __; стимул __; подкрепление __; защитные механизмы __; психологический детерминизм __.

) бихевиористским направлением в психологии: поведение; стимул; подкрепление;

) психоаналитическим направлением в психологии: среда; защитные механизмы; психологический детерминизм.

.44. Расставьте в порядке усложнения (от низшего к высшему) следующие уровни действия: уровень физиологического действия __, уровень действия личности __, уровень физического действия __, уровень действия субъекта __. уровень физического действия, уровень физиологического действия, уровень действия субъектауровень действия личности.

.45. Расставьте понятия так, чтобы предыдущее было общим по отношению к следующему понятию: радость __, ликование __, отражение __, чувство __, психика __. психика, отражение, чувство, радость, ликование,

.46. Расставьте понятия в порядке развития психики в филогенезе: ощущения __, чувствительность __, восприятие __, раздражимость __, мышление __.

Развитие психики в филогенезе: раздражимость, чувствительность, ощущения, восприятие, мышление

.47. Расставьте в порядке введения в научный оборот следующие категорий: сознание __, психология __, ощущение __, воля __, поведение __, темперамент __, характер __.

сознание, ощущение, поведение, темперамент, характер, воля, психология,

.48. Расставьте по степени силы проявления, устойчивости и продолжительности следующие эмоциональные состояния: эмоция __, настроение __, аффект __, чувство __. эмоция, настроение, чувство, аффект,

.49. Расположите в порядке следования этапы психологического исследования: выдвижение гипотезы __, формулировка проблемы __, выбор методов __, проверка гипотезы __, интерпретация результатов __. формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, выбор методов, проверка гипотезы, интерпретация результатов.

.50. Расставьте научные направления психологической науки в порядке их становления: психоанализ __, гуманистическая психология __, гештальтпсихология __, бихевиоризм __, когнитивная психология __.

направления психологической науки в порядке их становления: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология,

Тема 2. СОЗНАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Вставьте недостающее слово или завершите фразу.

.1. Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей и прочее называется память.

.2. Один и тот же предмет воспринимается и воспроизводится разными людьми по-разному.

.3. Своеобразные переживания человека, возникающие в результате недостатка притока раздражителей первой сигнальной системы, называются сенсорный голод.

.4. Как показала Б. Зейгарник, психической деятельности свойственно стремление к целостности, завершенности.

.5. Действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью, называется привычка.

.6. Восприятие - это простая сумма ощущений, которая выступает в виде образов предметов или явлений.

.7. Высшие психические функции человека имеют социальный характер.

.8. Понятия, значения, логика усваиваются человеком посредством проб и ошибок.

.9. Научение путем проб и ошибок подчиняется закону эффекта.

.10. Язык - это система правил оперирования со знаками

.11. Почти все наши восприятия - результат предшествующего опыта.

.12. Для Аристотеля разум - это одна из частей тела.

.13. Объединение элементов восприятия происходит по признакам близости, сходства, симметрии, непрерывности .

.14. Основоположником изучения памяти является Г.Эббингауз .

.15. Внимание не имеет собственного содержания .

Выберите правильный вариант ответа.

.16. Мотивы представлены в сознании … .

А - эмоциями;

Б - восприятием объекта;

В - суждениями;

Г - желаниями.

.17. Основной источник активности человека и животных … .

А - внешняя среда;

Б - потребности;

В - сознание;

Г - воля.

.18. Вспомним из детского стихотворения: «Вместо шляпы на ходу он надел сковороду». Почему это произошло?

А - это рассеянный человек;

Б - он просто невнимателен;

В - такого не бывает;

Г - отсутствовал автоматизм действия.

.19. Механизм кратковременной памяти позволяет сохраняться информации …

А - меньше секунды;

Б - больше секунды;

В - больше минуты;

Г - несколько минут.

.20. Стимул имеет тем больше шансов привлечь внимание, чем он …

А - сложнее;

Б - новее;

В - интенсивнее;

Г - ярче.

.21. Фигура по сравнению с фоном более …

А - значима;

Б - упорядочена;

В - размыта;

Г - нравится.

.22. Первая стадия выработки понятий состоит …

А - в обобщении;

Б - дифференцировке;

В - абстрагировании;

Г - восприятии.

.23. Объем внимания в среднем равен …

А - 2-4 элементам;

Б - 5-7 элементам;

В - 8-10 элементам;

Г - 11-15 элементам.

.24. Принцип заполнения пробелов восприятия предполагает сведение фрагментарного изображения в фигуру …

А - с простым и полным контуром;

Б - со сложной структурой;

В - с упорядоченной структурой;

Г - с цветной заливкой.

.25. Какая черта не является специфичной для творческого мышления?

А - пластичность;

Б - надежность;

В - гибкость;

Г - оригинальность.

.26. К свойствам восприятия не относится …

А - целостность;

Б - объективность;

В - избирательность;

Г - константность.

.27. Зависимость восприятия от прошлого опыта называется …

А - апперцепцией;

Б - ассоциацией;

В - стереотипизацией;

Г - аффиляцией.

.28. Состоянием сознания является …

А - сон;

Б - реакция;

В - рефлекс;

Г - защитные механизмы.

.29. Компенсаторная функция эмоций состоит в поиске …

А - недостающей информации;

Б - новой информации;

В - интересной информации;

Г - информации о других людях.

.30. На результативность запоминания влияет осмысленность …

А - осмысленность;

Б - последовательность запоминания;

В - модальность;

Г - скорость запоминания.

.31. «Ручной интеллект» относится к понятию …

А - наглядно-образное мышление;

Б - словесно-логическое мышление;

В - наглядно-действенное мышление;

Г - наглядно-чувственное мышление.

.32. Произвольное внимание - результат …

А - обучения;

Б - действия автоматизма;

В - развития организма;

Г - усилия воли.

.33. По характеру целей к виду памяти относится …

А - опосредованная;

Б - непроизвольная;

В - образная;

Г - интуитивная.

.34. Предметность образа восприятия характеризуется …

А - однозначностью;

Б - означенностью;

В - субъективизмом;

Г - сложностью.

.35. При истолковании элементов восприятия мозг выбирает …

А - самый сложный вариант;

Б - оптимальный вариант;

В - самый простой вариант;

Г - выбирает пошагово.

.36. Объединение отдельных ощущений в целостный образ называется …

А - восприятием;

Б - мышлением;

В - синтезом;

Г - представлением.

.37. Установите соответствие понятий 1) «память» и 2) «мышление» с их признаками: реминисценция __; конкретизация __; обобщение __; непроизвольность __; оперирование образами __; повторение __.

) память: непроизвольность; реминисценция; повторение

) мышление: обобщение; конкретизация; оперирование образами;

.38. Соотнесите понятия 1) «психика» и 2) «эмоции» с относимыми к ним функциями: защитная __; регулятивная __; компенсаторная __; коммуникативная __; познавательная __; сигнальная функции __.

) психика: коммуникативная; регулятивная; познавательная;

) эмоции: компенсаторная; сигнальная; защитная;

.39. Соотнесите функции 1) левого и 2) правого полушария: синтез __; рефлексия __; анализ __; образное восприятие __; речевая активность __; эмпатия __.

функции левого полушария: анализ; речевая активность; рефлексия;

функции правого полушария: образное восприятие; эмпатия; синтез;

.40. Соотнесите форму воображения с 1) пассивным и 2) активным видом воображения: фантазия __, мечта __, сновидение __, сказка __, творчество __, грезы __,

) пассивные виды воображения: грезы, сновидение, сказка,

) активные виды воображения: творчество, мечта, фантазия,

.41. Установите соответствие понятий 1) «внимание» и 2) «ощущение» с их признаками: адаптация __; переключение __; устойчивость __; модальность __; сензитивность __; сосредоточенность __.

) внимание: устойчивость; переключение; сосредоточенность

) ощущение: адаптация; модальность; сензитивность

.42. Соотнесите вид ощущения с 1) проприоцептивными и 2) экстероцептивными ощущениями: вестибулярные __; зрительные __; болевые __; вкусовые __; слуховые ощущения __; кожная чувствительность __.

) проприоцептивные ощущения: вестибулярные; кожная чувствительность

) экстероцептивные ощущения: болевые; вкусовые; зрительные; слуховые ощущения;

.43. Поставьте в соответствие понятия 1) «бытийное сознание» и 2) «рефлекторное сознание» с их свойствами: предметная деятельность __; смысл __; переживание __; чувственный образ __; значение __; биодинамическая ткань действия __.

) бытийное сознание: биодинамическая ткань действия; чувственный образ; предметная деятельность;

) рефлекторное сознание: значение; смысл; переживание;

.44. Соотнесите свойства 1) восприятия и 2) ощущения с понятиями: целостность __, дискретность __, соотнесенность __, структурность __, управляемость __, чувствительность __.

) восприятие: целостность, дискретность, соотнесенность,

) ощущение: чувствительность, структурность, управляемость,

.45. Расставьте виды мышления в последовательности онтогенеза индивида: словесно-логическое __, наглядно-действенное __, наглядно-образное __.

Мышление в онтогенезе: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое

.46. Расставьте от частного к общему формы познавательного процесса: мышление __, ощущение __, восприятие __.

ощущение, восприятие, мышление

.47. Расставьте пороги ощущений в зависимости от величины раздражителя (от наименьшего до максимального): дифференциальный порог __; оперативный порог __; верхний порог __; нижний порог __.

Порог ощущений в зависимости от величины раздражителя : верхний порог; нижний порог; дифференциальный порог; оперативный порог;

.48. Расставьте виды памяти в зависимости от продолжительности удержания информации: кратковременная __; долговременная __; сенсорная память __.

Виды памяти в зависимости от продолжительности удержания информации: сенсорная; кратковременная; долговременная;

.49. Расположите виды мышления от более творческого к менее творческому: продуктивное __, репродуктивное __, логическое __, образное __.

виды мышления от более творческого к менее творческому: логическое, образное, репродуктивное, продуктивное

.50. Расставьте понятия в последовательности (функции психики - свойства психики - психические явления): познавательный процесс __; рефлекторность __; отражение __; субъективность __; регуляция деятельности __; волевой акт __.

отражение; регуляция деятельности - рефлекторность; субъективность - познавательный процесс; волевой акт

Тема 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

психологический эмоциональный подсознание личность

Вставьте недостающее слово или завершите фразу.

.1. Свойство темперамента, проявляющееся в направленности активности человека на внешний мир, называется Экстраверсия .

.2. Выбор поведения, ориентированного на достижение более высокой цели, чем первоначальная, но недостижимая, называется сублимацией .

.3. В структуру личности входят психологические свойства человека.

.4. Чем сильнее у человека «Я», тем выше его способность руководствоваться принципом реальности.

.5. Отрицательные эмоции возникают, когда имеющаяся в наличии информация в дефиците .

.6. Согласно гуманистическому направлению самореализация личности тесно связана с самосознанием.

.7. Сила воздействия на подсознание прямо пропорциональна силе наблюдаемого сопротивления .

.8. Автономия личности означает владение собственной судьбой и принятие ответственности за свои действия.

.9. Тип темперамента, характеризующийся высокой работоспособностью, быстрым темпом деятельности, резкостью, раздражительностью, называется холерик.

.10. При получении человеком в затруднительной ситуации своевременной поддержки психологическая защита слабеет .

.11. Основателем учения о типах темперамента считают Гиппократа .

.12. Чем сильнее «Я», тем выше вероятность того, что человек примет реалистическое решение.

.13. Устранение из сознания неприятных мыслей и переживаний называется вытеснение .

.14. Духовное развитие человека протекает неравномерно

.15. Периоды оптимальных сроков формирования отдельных навыков называются сенситивными .

Выберите правильный вариант ответа.

.16. Студент, не сдавший экзамен строгому преподавателю, приходит домой и ссорится с родителями, обвиняя их в излишней требовательности по отношению к нему. Какой механизм психологической защиты здесь задействован?

А - сублимация;

Б - отрицание;

В - проекция;

Г - идентификация с агрессором.

.17. По А. Адлеру, большинство таких особенностей, как склонность опаздывать на свидание или потребность любой ценой вызвать восхищение, бывают следствием …

А - чувства неполноценности;

Б - комплекса неполноценности;

В - чувства превосходства;

Г - низкой самооценки.

.18. К эмоционально устойчивому типу темперамента относится …

А - холерический тип;

Б - флегматический тип;

В - меланхолический тип;

Г - все темпераменты в зависимости от ситуации.

.19. Придумывание логических объяснений поведению, мотивы которого неблаговидны или неизвестны, называется …

А - проекцией;

В - идентификацией;

Г - замещением.

.20. Определить тип темперамента. Имеет замедленный темп реакции, ригиден, малоподвижен, интроверт.

А - холерик;

Б - сангвиник;

В - флегматик;

Г - меланхолик.

.21. Направленность активности человека на внутренний мир называется …

А - реализмом;

Б - интроверсией;

В - экстраверсией;

Г - аутизмом.

.22. Процесс отнесения чего-либо к своему «Я», уподобление чему-либо называется …

А - самопознанием;

Б - идентификацией;

В - персонализацией;

Г - индивидуализацией.

.23. Исключите неправильный вариант. По И. Павлову в основе четырех типов темперамента лежат свойства …

А - подвижности;

Б - реактивности;

В - силы;

Г - уравновешенности.

.24. Особенностью, отражающей поведение индивида, является …

А - трудолюбие;

Б - общительность;

В - эмоциональная возбудимость;

Г - открытость.

.25. В социальном плане более контактны …

А - интроверты;

Б - оптимисты;

В - экстраверты;

Г - добросердечные.

.26. Формой социального научения является …

А - игра;

Б - поведение;

В - мотивы;

Г - подражание.

.27. По мнению Г. Оллпорта, характер - это …

А - социальная оценка личности;

Б - самостоятельная структура личности;

В - базовые свойства личности;

Г - самосознание личности.

.28. В «Я-концепцию» включается …

А - самонаблюдение;

Б - самосознание;

В - самоисследование;

Г - самопроектирование.

.29. Особенностью, характеризующей поведение личности, является …

А - моторная ригидность;

Б - сенсорная чувствительность;

В - находчивость;

Г - инстинкты.

.30. Человек, характеризующийся легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи...

А - холерик;

Б - меланхолик;

В - сангвиник;

Г - флегматик.

.31. Наиболее высокую активность проявляют …

А - флегматик и холерик;

Б - сангвиник и меланхолик;

В - холерик и сангвиник;

Г - меланхолик и флегматик.

.32. Механизм психологической защиты …

А - зависит от воли человека;

Б - искажает реальность;

В - осознается;

Г - включается импульсивно.

.33. Люди, направляющие энергию на достижение успеха и избегающие риска или высказывания собственного мнения, характеризуются …

А - высоким уровнем интеллекта и низким уровнем творческих способностей;

Б - низким уровнем интеллекта и высоким уровнем творческих способностей;

В - низким уровнем интеллекта и творческих способностей;

Г - высоким уровнем интеллекта и творческих способностей.

.34. Люди, объясняющие свои действия внутренними причинами, склонны …

А - анализировать стоящие перед ними задачи;

Б - признавать себя малокомпетентными;

В - объяснять свои неудачи недостатком способностей;

Г - обладают заниженной самооценкой.

.35. К способу психологической защиты относится …

А - замещение;

Б - условный рефлекс;

В - самоанализ;

Г - агрессия.

.36. Наличие противоположных тенденций у личности является …

А - аномальным явлением;

Б - патологией развития;

В - нормой развития;

Г - изменённой формой сознания.

.37. Установите соответствие понятий 1) «воля» и 2) «эмоции» с их свойствами: амбивалентность __; настойчивость __; фазовость __; выдержка __; нерешительность __; динамика __.

) воля: настойчивость; выдержка; нерешительность;

) эмоции: динамика; амбивалентность; фазовость;

.38. Установите соответствие признаков, характеризующих 1) личность и 2) поведение: двигательная активность __; целостность __; адекватность __; рефлексивность __; сознательность __; рефлекторность __.

) личность: сознательность; целостность; рефлексивность;

) поведение: двигательная активность; адекватность; рефлекторность

.39. Соотнесите свойства личности с 1) экстравертной и 2) интровертной активностью: направленность на переживания __; социальная адаптированность __; склонность к самоанализу __; импульсивность __; направленность на деятельность __; социальная пассивность __.

) экстравертной активностью: импульсивность; социальная адаптированность; направленность на деятельность;

) интровертной активностью: склонность к самоанализу; социальная пассивность; направленность на переживания;

.40. Соотнесите понятия с 1) «Я-концепцией» личности и 2) самооценкой: результативность __; самопознание __; уровень притязаний __; себялюбие __; представление о себе __; успех __.

) «Я-концепцией» личности: уровень притязаний; себялюбие; успех;

) самооценкой: результативность; представление о себе; самопознание;

.41. Какие черты характеризуют 1) индивида, а какие - 2) личность: лень __, адаптационные возможности __, медлительность __, сила воли __, мечтательность __, реактивность __?

) какие черты характеризуют индивида: лень, медлительность, реактивность

) какие черты характеризуют личность: адаптационные возможности, сила воли, мечтательность,

.42. Соотнесите свойства с 1) внешним и 2) внутренним локусом контроля личности: ответственность __; зависимость __; безынициативность __; уверенность в себе __; независимость в суждениях __; высокий уровень тревожности __.

) внешним локусом контроля личности: зависимость; безынициативность; высокий уровень тревожности

) внутренним локусом контроля личности: уверенность в себе; независимость в суждениях; ответственность;

.43. Установите соответствие понятий 1) «характер» и 2) «темперамент» с их признаками: реактивность __; ранимость __; акцентуированность __; пластичность __; впечатлительность __; замкнутость __.

) соответствие понятия характер с признаками: впечатлительность; замкнутость; акцентуированность;

) темперамент: пластичность; ранимость, реактивность;

.44. Расставьте перечисленные потребности (от низших к высшим) согласно иерархии потребностей А. Маслоу: потребность в самореализации __; в безопасности __; физиологические потребности __; социальные потребности __.

физиологические потребности; потребности в безопасности; социальные потребности; потребность в самореализации;

.45. Расставьте понятия в последовательности (индивидуальность - темперамент - социальная роль): друг __, успешный __, возбудимость __.

успешный, возбудимость, друг

.46. Расставьте понятия в последовательности (свойства, проявляющиеся в разных ситуациях - свойства сознания - свойства самосознания): индифферентность __, персонифицированность __, гибкость __.

индифферентность - гибкость - персонифицированность

.47. Расставьте характеристики речевого поведения в соответствии с холерическим, флегматическим, сангвиническим типом темперамента: легкость включения в разговор __; перепады интонации __; паузы-остановки __.

с холерическим - перепады интонации;

с флегматическим - паузы-остановки.

с сангвиническим - легкость включения в разговор;

.48. Расставьте свойства характера в последовательности, отражающей отношение к себе, к делу, к людям: справедливость __; самоотверженность __; вялость __.

справедливость; вялость; самоотверженность;

.49. Расставьте понятия в зависимости от их рассмотрения в психоанализе, бихевиоризме, гуманистической психологии, гештальтпсихологии: воспитание средой __; действие противоположных тенденций __; движение к самоактуализации __; внутренний конфликт __.

понятие движение к самоактуализации рассматривается в гуманистической психологии;

понятие действие противоположных тенденций рассматривается в бихевиоризме;

понятие воспитание средой рассматривается в гештальтпсихологии;

понятие внутренний конфликт рассматривается в психоанализе

.50. Расставьте понятия в последовательности (темперамент - характер - индивидуальность): тревожность __, самодостаточность __, неуравновешенность __.

темперамент - неуравновешенность

характер - самодостаточность

индивидуальность - тревожность

Тема 4. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП И МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

.1. К какому типу относится группа из 15 человек, если известно, что люди контактируют друг с другом; оценивают друг друга; обмениваются информацией?

Ответ: неформальная группа

.2. К какому типу относится группа из 12 человек, если известно, что эти люди хорошо знают друг друга; часто бывают вместе; у них есть внутригрупповые нормы; у них есть руководитель, назначенный в эту группу; у них есть план совместных действий?

Ответ: формальная, референтная, целевая группа (референтностью называется значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида).

.3. К какому типу относится группа, если известно, что члены этой группы знают друг друга; говорят о своей группе «Мы»; работают вместе; имеют активные межличностные отношения?

Ответ: коллектив.

.4. Определите, к какому типу группы относится совокупность людей, ожидающих на остановке в течение часа пригородного автобуса?

Ответ: агрегация - случайная группа.

.5. Выберите правильный вариант ответа.

Вторичные группы - это:

А - формально единые общности, но включающие несколько первичных групп;

Б - формально единые общности, и не включающие несколько первичных групп;

В - формально разобщённая общность, но включающая в себя несколько первичных групп;

Г - формально разобщённая общность.

.6. Выберите, с вашей точки зрения, методологически наиболее полное определение социальной группы. Обоснуйте свой выбор.

А - Социальная группа - это такое множество индивидов, которые характеризуется разделённостью элементов этого множества психологических отношений в определённом аспекте.

Б - Социальная группа - это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

В - Социальная группа - два или более лица, которые взаимодействуют друг с другом, знают друг друга, и имеют общую цель.

Г - Социальная группа - совокупность реальных людей, объединённых единой целью, интересом или деятельностью в целом.

Д - Социальная группа - психологически единая социальная ячейка, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга.

Ж - Социальная группа - двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы».

.7. Вставьте пропущенное слово.

Неформальные группы - объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.

.8. При решении задач член группы, который детально разрабатывает идеи и предлагает пути преодоления трудностей называется:

А - Инициатором;

Б - Координатором;

В - Контролером;

Г - Разработчиком.

.9. В группе оказания поддержки член группы, который поддерживает начинания других, выказывает понимание чужих идей и мнений, называется:

А - Гармонизатором;

Б - Ведомым;

В - Примирителем;

Г - Вдохновителем.

.10. В каком из ниже перечисленных примеров не представлена группа?

А - Два студента делают совместную исследовательскую работу.

Б - Триста болельщиков наблюдают за факультетским волейбольным матчем.

В - Пять женщин убирают мусор во дворе во время субботника.

Г - Представитель благотворительного фонда обзванивает потенциальных пожертвователей.

.11. Какую из групп можно отнести к формальной группе?

А - Семья из пяти человек.

Б - Пятеро друзей, сидящих за столиком в кафе.

В - Двенадцать членов комитета какой-то политической партии.

Г - Двадцать три пассажира рейсового автобуса.

.12. Почему новые члены группы обычно ведут себя тихо и незаметно?

А - Формальные групповые нормы не позволяют им говорить.

Б - Новички пытаются понять и усвоить формальные и неформальные нормы группы.

В - Новички обычно воспринимают членов группы как соперников.

Г - По сравнению со старыми членами группы новички больше стремятся к сотрудничеству.

.13. Известно, что в группе, которая характеризуется как малая, реальная, контактная, неформальная, сплоченная есть два человека, которые обладают следующими качествами:

  • Первый - умный, весёлый, выдумщик, терпеливый, аккуратный; … конформист, хотя в душе может быть не согласен с окружающими.
  • Второй - умный, остроумный, фантазёр, невыдержанный, небрежный.

Кто из них, по вашему мнению, скорее всего, будет лидером в этой группе?

Ответ: Первый - умный, весёлый, выдумщик, терпеливый, аккуратный; … конформист, хотя в душе может быть не согласен с окружающими.

.14. Как влияет социальная фасилитация на один из перечисленных психических процессов?

А - усиливает доминирующую реакцию;

Б - ослабляет доминирующую реакцию;

В - не влияет на доминирующую реакцию;

Г - нейтрализует доминирующую реакцию.

.15. Деперсонализация индивида в группе иногда определяется через метафорическое выражение «Вместе мы сделает то, что никогда не сделаем по одному». Каков основной психологический механизм подобного явления?

А - анонимность;

Б - размывание ответственности;

В - утрата самоконтроля;

Г - присутствие других.

.16. Что можно сказать о честности как социально-психологическом явлении по результатам следующего эксперимента?

В канун Хэллоуина экспериментаторы приветливо приглашали детей в 27 домов. Скрытые наблюдатели установили, что дети в группе были в два с лишним раза более склонны схватить ещё одну шоколадку, чем те, кто заходил поодиночке. Выберите правильный вариант.

А - Честность есть результат воспитания.

Б - Честность есть результат внешнего контроля.

В - Честность есть результат внутреннего самоконтроля.

Г - Честность есть результат социального окружения.

.17. Подумайте, чем можно объяснить поведение зрителей общественного телевидения в США, которые не спешат откликнуться на кампании сбора средств для их телестудии. Выберите правильный вариант.

А - Стереотип восприятия общественного как ничейного.

Б - Лень как черта характера.

В - Позиция «Пусть платят другие люди».

Г - Социальная леность.

.18. Напишите, какие симптомы огруппления мышления вы можете выделить при изучении легенды о Робин Гуде?

Ответ

) иллюзия неуязвимости,

) никем не оспариваемая вера в этичность группы,

) стереотипный взгляд на противников,

) давление конформиза

) иллюзия единомыслия

.19. Какое из следующих понятий иллюстрирует пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»?

А - Уступчивость.

Б - Конформизм.

В - Повиновение.

Г - Паника.

.20. Кто из следующих персонажей при групповом давлении скорее проявит конформизм или уступчивость?

А - Олег, у которого низкая самооценка.

Б - Денис, у которого высокая самооценка.

В - Артем, который знает, что его друзья всегда поддержат его.

Г - Михаил, который знает, что голосование будет тайным.

.21. У какой из следующих групп произошло огруппление мышления?

А - Женщины, собравшие все свои деньги для того, чтобы купить пачку лотерейных билетов.

Б - Мужчины, демонстрирующие единодушие, принимая решение.

В - Женщины, которые постоянно спорят друг с другом.

Г - Группа погромщиков.

.22. В своей книге «Социальное влияние и социальное изменение» американский социолог Московичи пришел к выводу, что сущность влияния меньшинства следует искать в их собственной манере поведения. Выделите основную черту их манеры поведения.

А - Гибкость.

Б - Постоянство.

В - Ситуативность.

Г - Активность.

.23. Способны ли Вы вообразить себе такое поведение, такие мысли и такие чувства, которые бы не оказались на поверку хотя бы отчасти обусловленными процессами социального влияния?

А - Нет, такое невозможно.

Б - Да, такое возможно при определённых обстоятельствах.

В - Да, это повседневная практика.

Г - Ответ должен стать предметом научной дискуссии.

.24. Какой внутригрупповой процесс протекает как ведущий на бал-маскараде?

А - Социальная фасилитация.

Б - Огрупплённое мышление.

В - Деперсонализация.

Г - Групповое давление.

.25. Соотнесите определения «Власть», «Влияние», «Доминирование» с приведенными в качестве примера ситуациями. Выделите ведущее определение для каждой ситуации.

. «Организация взаимодействия отдельных особей (индивидов)».

. «Структура, задающая необходимый уровень социального обмена за счет выработки и поддержания общесистемных ценностей, контроля физических границ групп, содействия формированию ритуалов протекания межгрупповых контактов».

. «Оно определяет природу и источники обмена социально-психологическими отношениями между социальными группами: будет ли обмен организован как обмен между разными социальными системами или будет протекать по внутрисистемным законам».

Ответ:

власть - структура, задающая необходимый уровень социального обмена за счет выработки и поддержания общесистемных ценностей, контроля физических границ групп, содействия формированию ритуалов протекания межгрупповых контактов

влияние - определяет природу и источники обмена социально-психологическими отношениями между социальными группами: будет ли обмен организован как обмен между разными социальными системами или будет протекать по внутрисистемным законам

доминирование - организация взаимодействия отдельных особей (индивидов)

.26. В группах с централизованными коммуникативными структурами коммуникации осуществляются через одного индивида, занимающего центральную позицию, так как это способствует:

А - повышению управляемости группы;

Б - более быстрому решению инновационных задач;

В - повышает уровень персональной ответственности;

Г - помогает укреплению внутригрупповых норм.

.27. Выделите психологический механизм развития малой группы.

А - Разрешение внутригрупповых противоречий между возможностями группы и реально выполняемой деятельностью.

Б - Смена моделей поведения членами группы.

В - Наличие в группе пассива.

Г - Позитивные межличностные отношения между членами группы.

.28. Подумайте, о какой стадии развития группы в сфере деловой активности идет речь? Группа специалистов получила заказ на проектирование населенного пункта. Провела изыскательские работы и приступила к открытому обсуждению и дискуссии о путях преодоления возникших трудностей. Выберите правильный вариант.

А - Ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения.

Б - Эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям.

В - Открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив.

Г - Принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

.29. Подумайте, опираясь на собственный опыт групповой деятельности, которую фазу внутренне групповой динамики К. Роджерс характеризовал следующими характеристиками: замешательство, смущение, фасадное общение, отказ от личностного самовыражения?

А - Стадия знакомства.

Б - Стадия дифференциации.

В - Стадия «кружения на месте».

Г - Стадия вторичного синтеза.

.30. Вставьте пропущенное понятие.

«Идиосинкразический кредит» представляет собой механизм групповой динамики, когда группа дает разрешение на девиантное поведение своему лидеру или отдельным ее членам во имя достижения поставленных целей.

.31. Закончите предложение. Вставьте необходимое понятие.

Динамика группового процесса предполагает поэтапность прохождения группой ряда важных жизненных стадий на пути движения к высшей из них - коллективу или команде.

.32. Вставьте пропущенный этап развития группы в сфере межличностной активности (по Б. Такмену).

. «Проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;

. «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе;

. «Развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов;

. «Функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.

.33. Какой механизм взаимовлияния реализуется при попытках воздействия низкостатусных групп на группы, обладающие властью? Расставьте по степени значимости.

1.Идентификация.

2.Заражение.

.Внушение.

.Эмпатия.

.Подражание.

.Убеждение.

.Влияние.

.Доминирование.

.34. Прочитайте данное высказывание и вставьте пропущенное слово.

«Групповые границы вместе с ослаблением общей угрозы, тем больше склоняются межгрупповые взаимодействия к новому качественному состоянию - к объединению групп».

.35. Проанализируйте следующие характеристики организации социального обмена между группами. Какая характеристика отвечает принципу распределительной справедливости?

А - Доля вклада во взаимодействии.

Б - Согласованность действий.

В - Принцип равных долей.

Г - Точность понимания и исполнения.

.36. Вставьте пропущенное слово.

Социальная категоризация - это когнитивный процесс упорядочивания индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе окружающих людей и себя самого по группам (категориям)), имеющим сходство по значимым для индивида критериям.

.37. Выберите правильный вариант.

А - Социальная идентификация - это процесс отнесения индивидом себя к статуснозначимым социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности.

Б - Социальная идентификация - это процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности.

В - Социальная идентификация - это процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, зеркальное переживание им своей групповой социальной принадлежности.

Г - Социальная идентификация - это процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, отсутствия субъективного переживание им своей групповой социальной принадлежности.

.38. Вставьте пропущенное слово.

Социальное сравнение - это процесс соотнесения качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различий между ними, т. е. межгрупповая дифференциация.

.39. Когда одна группа становится явно сильнее другой?

А - они объединяются;

Б - одна группа поглощает другую;

В - продолжают совместную деятельность;

Г - слабая группа ищет союзников.

.40. Внутригрупповой фаворитизм - это:

А - тенденции оказывать поддержку своей группе в противовес интересам другой;

Б - тенденции оказывать предпочтение своей группе в соответствии с интересами другой;

В - тенденции оказывать симпатии членам своей группе в противовес отношениям с членами другой группы;

Г - тенденции оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой.

.41. Подумайте, какое базовое намерение в групповом сознании в социальном конфликте выражено в следующих причинах:

  • Возникновения враждебности отдельных членов группы к источникам угрозы;
  • Увеличения внутригрупповой солидарности;
  • Более полного осознания индивидом своей групповой идентичности;
  • Повышения меры наказания за нарушения индивидами групповых норм;
  • Снижения количества отклонений индивидов от групповых норм;
  • Непроницаемости групповых границ.

Ответ: межгрупповая враждебность (конфликт).

.42. Вставьте пропущенное слово.

Любой конфликт в группе ведет к ее распаду, поскольку предполагает перераспределение статусов и ролей.

.43. Какой ролевой конфликт между членами группы описаны в следующих сюжетах?

А - В многодетной семье старшие дети укладывают спать младших, гуляют с ними, вводят их в круг социальных норм. Оба родителя много времени проводят на работе и полностью доверят социализацию младших детей старшим детям.

Б - Молодой лейтенант перепоручает контроль над соблюдением порядка в казарме старослужащим.

В - Педагог поручает отлично успевающим ученикам опрос в классе и наделяет их правом выставления отметок.

Ответ: интраперсональный.

.44. Определите, какая процедура вмешательства в управлении конфликтам относятся к структурному подходу?

А - Изменение установок.

Б - Ролевой анализ.

В - Поиск методов обогащения труда.

Г - Изменение условий мотивации.

.45. В каких стратегиях поведения людей в межличностных конфликтах содержится доминирование?

А - Компромисс и Уступчивость.

Б - Избегание и Уступчивость.

В - Интегрирование и Компромисс.

Г - Соперничество и Сотрудничество.

.46. Вставьте недостающий параметр.

Измерению подлежат следующие параметры конфликта:

) величина или интенсивность конфликта на индивидуальном, групповом и межгрупповом уровнях;

) стили управления конфликтами;

) источники интенсивности и основания выбора стилей;

) индивидуальная, групповая и организационная эффективность.

.47. Какие последствия конфликтов в группе стихийного характера описаны в следующих примерах?

. Отношения между старым мастером и молодым инженером. Подгруппы молодых и людей более старшего возраста. Каждый создаёт свою сферу влияния. И в результате достигается почти полное равновесие.

. Один из участников производственного конфликта увольняется с работы.

. Ситуация производственного конфликта сопровождается агрессивной разрядкой напряжения. Её следствием может являться «поиск виноватых».

. Производственное подразделение прекращает своё существование.

. Производственный коллектив меняет групповые цели, занимается поиском новых методов, средств функционирования.

Ответ:

.Образование подгрупп.

.Удаление инакомыслящих членов.

.Выбор «козла отпущения».

.Реформы структур группы

.Организационные изменения в группе.

.48. Какую тактику поведения в конфликте выберет человек, для которого характерны:

) готовность удовлетворять интересы обеих сторон в совместной деятельности;

) ориентация не только на достижение цели, но и на получение удовлетворения от процесса общения, совместной деятельности, эмоциональной вовлечённости.

) способность понимать и отражать чувства и внутренний мир другого человека.

Ответ: Сотрудничество.

.49. Понятие «психологическая напряженность» обозначает …

А - реакцию на затруднение;

Б - особое психическое состояние;

В - волевое качество.

Г - ролевой конфликт.

.50. Избегание неприятной ситуации - это …

А - положительное подкрепление поведения;

Б - отрицательное подкрепление поведения;

В - способ решения проблемы;

Г - неспособность к действиям.

Тема 5. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ

Вставьте недостающее слово или завершите фразу.

.1. В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль добровольно.

.2. Наивысшим статусом в группе характеризуется лидер .

.3. Целенаправленное формирование установок, ценностей называется воспитанием.

.4. Определяющей характеристикой обучаемости является темп.

.5. Прочность запоминания зависит от способа воспроизведения информации.

.6. Главным инструментом в профессиональной деятельности педагога является его личность.

.7. Восприимчивость обучению называется обучаемость .

.8. Действие, получившее поощрение, повторяется .

.9. Дидактогения - это негативное психическое состояние обучаемого, вызванное отсутствием педагогического такта.

.10. Коммуникативная структура группы - это совокупность взаимодействий (связей) между участниками группы.

.11. обучение - это процесс целенаправленной передачи опыта.

.12. Метод получения информации на основе словесного общения называется беседа .

.13. Подкрепляющий фактор - это любое событие, повышающее вероятность повторения поведения.

.14. Сопереживание другому человеку называется эмпатия.

.15. индивидуальность - это неповторимость, своеобразие психики и личности человека.

Выберите правильный вариант ответа.

.16. Принципом обучения является …

А - наглядность;

Б - объективность;

В - субъектность;

Г - вариативность.

.17. К уровням конформного поведения не относится …

А - подчинение;

Б - идентификация;

В - интернализация;

Г - внушение.

.18. Определить стиль педагогического общения: в обсуждении задания участвует вся группа, оцениваются факты.

А - попустительский;

Б - авторитарный;

В - демократический;

Г - менторский.

.19. Вопросы обучения и воспитания в системе образования исследует …

А - возрастная психология;

Б - педагогическая психология;

В - социальная психология;

Г - социальная педагогика.

.20. Постоянное влечение, расположение к чему-нибудь называется …

А - склонностью;

Б - привычкой;

В - навыком;

Г - любовью.

.21. К психологическому критерию возрастного развития относится …

А - деятельность нервной системы;

Б - особенности физического роста;

В - сформированность качеств личности;

Г - типы поведения.

.22. Способом оптимального реагирования при словесной конфронтации является использование …

А - нейтральных слов;

Б - агрессивных слов;

В - успокаивающих слов;

Г - молчание.

.23. К какому принципу обучения относится правило «от простого к сложному»?

А - прочности;

Б - доступности;

В - последовательности;

Г - экономичности.

.24. Готовность действовать на пользу другим, не считаясь с собственными интересами, называется …

А - самоотдачей;

Б - жертвенностью;

В - альтруизмом;

Г - апатией.

.25. К активности, направленной на усвоение и применение понятий, относится …

А - любая деятельность;

Б - учение;

В - труд;

Г - игра.

.26. К интеллектуальному чувству относится …

А - сомнение;

Б - наслаждение;

В - ирония;

Г - азарт.

.27. Взаимная поддержка в деятельности называется …

А - взаимовлиянием;

Б - сотрудничеством;

В - присоединением;

Г - совместимостью.

.28. В структуру учебной деятельности не входит …

А - учебное действие;

Б - действия самооценки;

В - педагогическое давление;

Г - учебная цель.

.29. Эмоциональная стабильность младшего школьника в первую очередь определяется …

А - игрой;

Б - бытовой сферой;

В - учением;

Г - одобрением.

.30. Индивидуальный подход к обучаемым основан …

А - на изучении особенностей личности;

Б - учете специфических социальных факторов;

В - выборе целей и содержания подготовки учащимися;

Г - индивидуальном наборе учебных затруднений.

.31. Воспитание личности характеризуется …

А - преобладанием внутренних факторов;

Б - сочетанием внутренних и внешних факторов;

В - преобладанием внешнего фактора;

Г - врождёнными характеристиками человека.

.32. Какой прием необходимо использовать в обучении тех, кто быстро запоминает и быстро забывает информацию?

А - чаще повторять информацию;

Б - развивать интерес;

В - укреплять нервную систему;

Г - использовать наглядность.

.33. Признаком оперантного научения является …

А - метод проб и ошибок;

Б - автоматическое приспособление;

В - подражание образцу;

Г - анализ и синтез.

.34. Побуждение, вызывающее активность и определяющее ее направленность, называется …

А - действием;

Б - намерением;

В - мотивацией;

Г - интересом.

.35. К методам обучения не относится …

А - лекция;

Б - рассказ;

В - анализ;

Г - беседа.

.36. Благодаря эмпатии педагога у обучаемого формируется …

А - адекватная самооценка;

Б - завышенная самооценка;

В - низкий уровень притязаний;

Г - самонадеянность.

.37. Соотнесите педагогические способности - 1) дидактические и 2) коммуникативные - с их характеристиками: выбор адекватного стиля общения _; эмпатия __; выбор эффективных методов обучения __; индивидуализация обучения __; персонализация отношений __; привлекательность для других __.

Дидактические способности - выбор эффективных методов обучения, индивидуализация обучения, персонализация отношений.

Коммуникативные способности - выбор адекватного стиля общения, эмпатия, привлекательность для других.

.38. Соотнесите понятия 1) реактивное и 2) оперантное научение с их признаками: активность __; однотипность реагирования __; пассивность __; формирование реакции __; подражание __; привыкание __.

Реактивное научение -однотипность реагирования; пассивность; привыкание.

Оперантное научение - активность; формирование реакции; подражание.

.39. Соотнесите понятия 1) воспитание и 2) обучение с их признаками: передача опыта __; обращение к мотивам __; формирование знаний __; воздействие на поведение __; усвоение навыков _; формирование установок __.

Воспитание - обращение к мотивам; воздействие на поведение; формирование установок.

Обучение - передача опыта; формирование знаний; усвоение навыков.

.40. Соотнесите признаки с процессами групповой 1) дифференциации и 2) интеграции: эмоциональный контакт __; неустойчивый выбор __; совместимость __; сплоченность группы __; конфликтность __; соперничество __.

Групповая дифференциация - неустойчивый выбор; конфликтность; соперничество.

Групповая интеграция - эмоциональный контакт; совместимость; сплоченность группы.

.41. Соотнесите качество с 1) авторитарным и 2) либеральным стилями педагогического общения: директивность действий __; позиция «снизу» __; дисциплинированный исполнитель __; номинальность лидерства __; субъект-объектное взаимодействие __; безынициативность __.

Авторитарный стиль - директивность действий; дисциплинированный исполнитель; субъект-объектное взаимодействие.

Либеральный стиль - позиция «снизу»; номинальность лидерства; безынициативность.

.42. Соотнесите понятия с 1) опытом и 2) направленностью личности: мотивы __; навыки __; убеждение __; стереотип __; здравый смысл __; мировоззрение __.

Опыт - навыки, стереотип, здравый смысл.

Направленность - мотивы, убеждение, мировоззрение.

.43. Соотнесите понятия с 1) методами и 2) средствами обучения: взаимное обучение __; проблемное изложение __; самостоятельная работа __; закрепление __; применение знаний __; аудиторные занятия __.

Методы обучения - проблемное изложение; закрепление; применение знаний.

Формы обучения - взаимное обучение; самостоятельная работа; аудиторные занятия.

.44. Соотнесите следующие понятия с 1) причинами и 2) способом взаимоотношений: изменение поведения других __; групповая принадлежность __; выявление социальных реалий __; коллегиальность __; выполнение работы __; соперничество __.

Причины формирования взаимоотношений - изменение поведения других; выявление социальных реалий; выполнение работы.

Способы взаимоотношений - групповая принадлежность; коллегиальность; соперничество.

.45. Структурируйте этапы воспитательной работы в порядке их следования: организация работы __, планирование __, целеполагание __, анализ __, осуществлении ___.

целеполагание - планирование - организация работы -осуществление - анализ.

.46. Расставьте понятия в последовательности (самоподкрепление - обучение - научение): осознанное овладение навыком __; реагирование на собственное поведение __; формирование знаний __.

реагирование на собственное поведение; формирование знаний; осознанное овладение навыком.

.47. Расставьте понятия, последовательно соотнеся с референтным, легитимным, экспертным типом социальной власти: компетентность __; эмоциональные предпочтения __; принуждение __.

эмоциональные предпочтения; принуждение; компетентность.

.48. Расставьте формы становления общности группы: кооперация __, интеграция __, дифференциация __, ассоциация __.

дифференциация, ассоциация, интеграция, кооперация.

.49. Расставьте последовательность этапов творческого обучения: решение познавательной проблемы __; подготовка к изучению информации __; применение на практике __; обобщение и систематизация полученных знаний __.

подготовка к изучению информации; решение познавательной проблемы; обобщение и систематизация полученных знаний; применение на практике.

.50. Расставьте понятия в соответствии с линейной, концентрической, спиральной структурами изложения содержания: расширение и углубление знаний __; непрерывная последовательность __; повторение с последующим расширением __.

непрерывная последовательность; повторение с последующим расширением; расширение и углубление знаний.

Тема 6. ОБЩЕНИЕ

Вставьте недостающее слово или завершите фразу.

.1. Каузальная атрибуция состоит в объяснении действий других либо свойственным им поведением, либо ситуацией.

.2. В случае когнитивного диссонанса человек старается всячески обосновать сделанный выбор.

.3. Склонность объяснять поведение человека на основе качеств, которые мы считаем у него главными, называется эффектом ореола.

.4. При положительном отношении других людей к человеку согласованность (конгруэнтность) между реальным «Я» и его истинными чувствами и мыслями увеличивается.

.5. Результатом неконгруэнтной коммуникации в семье является привычка к недоверию (или скрытности).

.6. Сопереживание партнеру по общению, умение взглянуть на обстоятельства его глазами называется эмпатия.

.7. Мысль, что все, с кем контактируешь, непременно должны тебя полюбить, иррациональна.

.8. Приписывание включается в более общий план - установку.

.9. Одним из условий развития межличностных отношений является психологический обмен.

.10. Общение - это обмен информацией.

.11. Человек ведет себя в соответствии с ожиданиями других.

.12. Функция, реализующаяся в общении человека с самим собой, называется внутриличностной.

.13. Привлекательность одного человека для другого называется аттракцией.

.14. Предубеждение является следствием стереотипизации.

.15. Согласованность вербальных и невербальных сигналов характеризует конгруэнтность общения.

Выберите правильный вариант ответа.

.16. К эффектам восприятия не относится эффект …

А - новизны;

Б - атрибуции;

В - рефлексии;

Г - эха.

.17. У собеседника - нога на ногу и в вашу сторону, для вас это означает:

А - «плюс-реакция»;

Б - «минус-реакция»;

В - нужно учесть другие знаки;

Г - привычную позу.

.18. Радостная встреча отличается от вежливой встречи …

А - степенью воспитанности;

Б - степенью контроля действий;

В - степенью внимательности к партнеру;

Г - степенью проявления эмоций.

.19. Жест «передний большой замок» означает …

А - агрессивность;

Б - энергичность;

В - чувство превосходства;

Г - отстраненность.

.20. Коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он …

А - внушает доверие;

Б - безынициативен;

В - не похож на нас;

Г - агрессивен.

.21. Отметьте неверный ответ. Руки непроизвольно перешли в «задний замок», это свидетельствует …

А - о самоуверенности;

Б - чувстве виновности;

В - потребности в «соломинке»;

Г - энергичности.

.22. Жест «рука у рта» «читается» как проявление …

А - запрета на самоговорение;

Б - неуверенности;

В - агрессивности;

Г - зависимости.

.23. Личная зона пространства общения равна …

А - 20-40 см;

Б - 50-120 см;

В - 2-3 м;

Г - зависит от энергетики человека.

.24. Реципиент сообщения склонен …

А - легко менять установки;

Б - объективно расшифровывать сообщение;

В - проявлять избирательность восприятия;

Г - доверять информации.

.25. Стереотип социального восприятия возникает …

А - при ограниченном предшествующем опыте;

Б - тенденции извлекать смысл из опыта;

В - полноте информации;

Г - избирательности информации.

.26. Приписывание начинает действовать в условиях …

А - избытка информации о другом;

Б - сформированного мнения о другом;

В - дефицита информации о другом;

Г - отвлечённости информации.

.27. Желание повлиять на другого человека связано со стремлением к…

А - успеху;

Б - власти;

В - признанию;

Г - самореализации.

.28. Большинство людей учится понимать других …

А - изучая психологию;

Б - выслушивая мнения других;

В - путем проб и ошибок;

Г - подражая другим.

.29. Мотивом для конструктивного взаимодействия является …

А - эмоциональный контакт;

Б - доминирование;

В - самовыражение;

Г - необходимость в поддержке.

.30. Для равных взаимоотношений не подходит …

А - направленное влияние;

Б - власть;

В - сотрудничество;

Г - взаимодействие.

.31. Обратная связь в общении должна отражать …

А - ваше мнение;

Б - ваше наблюдение;

В - ваши выводы;

Г - ваши социальные нормы.

.32. К коммуникации не относится …

А - предмет взаимодействия;

Б - намерение говорящего;

В - стиль мышления;

Г - эмоциональное состояние.

.33. Избирательное восприятие другого человека предполагает …

А - ответ на все средства коммуникации;

Б - ответ на некоторые из сообщений;

В - учет его мнения;

Г - ориентацию на невербальные сигналы.

.34. Выражение чувств партнеру по общению помогает …

А - понять его;

Б - установить контакт;

В - избежать разногласий;

Г - оказать поддержку.

.35. Наиболее разнообразные и сложные сообщения передаются …

А - по невербальному каналу;

Б - вербальному каналу;

В - неформальному каналу;

Г - люди стараются их не передавать.

.36. На ранней стадии установления межличностных отношений наиболее полезен ответ …

А - с пониманием;

Б - оценивающий;

В - интерпретирующий;

Г - инструктирующий.

.37. Соотнесите понятия с 1) функциями и 2) свойствами общения: дистантность __; интенция __; коммуникация __; конгруэнтность __; развитие личности __; спонтанность __.

Функции общения - интенция, коммуникация, развитие личности.

Свойства общения - дистантность, конгруэнтность, спонтанность.

.38. Соотнесите вид социального воздействия с 1) эмоционально-негативными и 2) деловыми отношениями: просьба __; отклонение __; мнение __; антагонизм __; напряжение __; солидарность __.

Эмоционально-негативные отношения - отклонение, антагонизм, напряжение.

Деловые отношения - просьба, мнение; солидарность.

.39. Соотнесите понятия 1) конгруэнтной и 2) неконгруэнтной коммуникации с их признаками: искренность __; скрытность __; спонтанность __; соответствие сигналов __; недоверие __; рассогласованность сигналов __.

Конгруэнтная коммуникация - искренность, спонтанность, соответствие сигналов.

Неконгруэнтная коммуникация - скрытность, недоверие, рассогласованность сигналов.

.40. Соотнесите понятия с 1) коммуникативной, 2) интерактивной и 3) перцептивной сторонами общения: язык жестов __; эмоциональный отклик __; обмен действиями __; невербальные сигналы __; вознаграждение __; идентификация __; выигрыш __; обратная связь __; познание себя __.

Коммуникативный аспект - язык жестов, невербальные сигналы, обратная связь.

Интерактивный аспект - обмен действиями, вознаграждение, выигрыш.

Перцептивный аспект - эмоциональный отклик, познание себя, идентификация.

.41. Соотнесите понятия с факторами 1) превосходства, 2) привлекательности партнера, 3) отношения к наблюдателю в ситуации знакомства: личностная переоценка __; предвзятость __; внешняя привлекательность партнера __.

Фактор превосходства - личностная переоценка.

Фактор привлекательности партнера - внешняя привлекательность партнера.

Фактор отношения к наблюдателю - предвзятость.

.42. Соотнесите признаки со способами социального восприятия - 1) эмпатией, 2) аттракцией, 3) каузальной атрибуцией: поиск причины __; понимание __; удержание внимания партнера __.

Эмпатия - понимание.

Аттракция - удержание внимания партнера.

Каузальная аттрибуция - поиск причины.

.43. Соотнесите цели с 1) перцептивной, 2) коммуникативной и 3) интерактивной сторонами общения: выработка общего смысла __; удержание внимания партнера __; ориентировка в партнере __.

Перцептивная сторона - ориентировка в партнере.

Коммуникативная сторона - выработка общего смысла.

Интерактивная сторона - удержание внимания партнера.

.44. Соотнесите качества с 1) экспрессивными и 2) перцептивными навыками общения: наблюдательность __; тон __; объективность __; культура речи __; пластичность __; интерпретация жестов __.

Экспрессивные навыки - тон, культура речи, пластичность.

Перцептивные навыки - наблюдательность, объективность, интерпретация жестов.

.45. Какие функции для эффективного общения должны совпадать: осознание, честность, противоречие, конфликт, переживание, выражение чувств?

Ответ: осознание, переживание, выражение чувств.

.46. Расставьте в последовательности этапы психологического воздействия: убеждение __; подражание __; эмоциональное заражение __; внушение __.

Эмоциональное заражение; подражание; внушение; убеждение.

.47. Расставьте последовательность воздействия на партнера с целью управления поведением: ведение __, присоединение __, следование __.

Присоединение, следование, ведение.

.48. Расставьте понятия в последовательности, характеризующей манипулятивный, диалоговый, императивный типы общения: предписывающее управление __; равноправное управление __; скрытое управление __.

Скрытое управление; равноправное управление; предписывающее управление.

.49. Расставьте последовательность фаз общения: фаза ориентировки __; фаза диалога __; контактная фаза __; фаза завершения __.

Контактная фаза; фаза ориентировки; фаза диалога; фаза завершения.

.50. Расставьте последовательность этапов в модели коммуникативного процесса: что - по какому каналу - кто - с каким эффектом - кому.

Кто - сообщает Что - по какому Каналу - Кому - с каким Эффектом?


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!