Асинхронные двигатели с фазным ротором
1. Выбор и расчёт
основных размеров и параметров асинхронного двигателя с фазным ротором
1.1 Главные размеры
асинхронной машины и их соотношения
К главным размером асинхронной
машины относятся:
внутренний диаметр D;
расчетная длина воздушного зазора Lб.
Эти размеры связаны с другими
параметрами так называемой машиной постоянной.
(1.1)
где: ω1
- синхронная угловая частота вращения магнитного поля статора ω1=2πn1/60; S1
- расчетная мощность, кВА; aб
- расчетный коэффициент полюсного перекрытия, равный отношению полюсной дуги βn к полюсному делению τ; Кв
- коэффициент, зависящий от формы кривой магнитного поля в воздушном зазоре; Коб
- обмоточный коэффициент; А - линейная нагрузка, А/м; Вб - магнитная
индукция в зазоре, Тл.
1.2
Определение главных размеров асинхронной машины
Предварительно число пар
полюсов статора определяется по формуле:
(1.2)
где: -
частота напряжения сети; n1
- синхронная частота вращения магнитного поля статора (принимается по заданию
на расчёт).
Расчетная мощность
определяется из выражения.
(1.3)
где: КЕ=0,98
- коэффициент, показывающий какую часть от номинального напряжение составляет
ЭДС в обмотке статора (принимается по графику рис. 1.1. [3]); Рн=7,5
- мощность на валу двигателя, кВт (принимается по заданию); =86,25%
- коэффициент полезного действия и cos
φн =0,882 - коэффициент мощности (принимается по таблице 1.1. [3]);.
, кВА
По графику рис. 1.2. [3]
определяем высоту оси вращения двигателя по заданной мощности: h=0,15, м
Методом интерполяции,
зная h из таблицы 1.2. [3] принимаем Da=0,255,
м
Определить внутренний
диаметр D по выражению.
(1.4)
где KD - коэффициент в зависимости от 2Р1:
KD=0,66
Da=0,255
м
D=0,66·0,255=0,168
м
Полюсное деление статора
определяется из выражения.
(1.5)
м =13,2 см
Далее из формулы (1,1)
определяется расчетная длина статора.
(1.6)
Коэффициенты полюсного
перекрытия αб
и формы поля КВ принимается из расчета синусоидального поля в
воздушном зазоре;
αб=2/π≈0,637;
КВ=π/2≈1,11.
Значение обмоточного
коэффициента предварительно принимается;
для однослойных обмоток Коб=0,95÷0,96.
Принимаем однослойную
обмотку Коб=0,955; зная Da=0,255
м определяем по графику: А=29·103
Вб=0,9 Тл
ω1=2πn1/60=2·3,14·1500/60=157,08 (1.7)
м
1.3 Обмотка, паза и ярма статора
Число пазов статора. Предварительный
выбор зубцового деления t1 осуществляется по рис
1.4. [3]
При h=150 мм выбирается 2-я зона при м
t1min=0,0123
t1max=0,0147
Возможное число пазов
статора.
(1.8)
где D=0,16592
Z1min=35,968 Z1max=42,986
Окончательно число пазов
статора Z1;
принимаем Z1=36
(1.9)
Тогда зубцовый шаг
статора.
(1.10.)
t1>[6÷7]
мм
м
Число проводников в
пазу.
Количество эффективных
проводников:
(1.11)
где a1=1
число параллельных ветвей в обмотке, равно единице, а номинальный ток обмотки
статора.
(1.12)
[A]
A=29·103
t1=0,015
м
Число витков в фазе
обмотки.
(1.13)
Окончательное значение
линейной нагрузки.
(1.14)
Площадь сечения около S ≈ 2,5, мм2
<2,5 мм2 (1.15)
где I1н=14,6 A; nэл - число элементарных проводников в одном эффективном.
Jдоп=50÷6,5
А/мм; a1=1
Примем Jдоп=6,5
А/мм2
, мм2
Из таблице выбираем
стандартное сечение проводника Sс1
ближайшее к S’
=2,259. Марка ПЭТВ - эмалированный проводник.
Sc
- площадь поперечного сечения не изолированного провода Sc=2,27 мм2
номинальный диаметр неизолированного провода d=1,7 мм.
Среднее значение
диаметра изолированного провода dиз=1,785 мм.
Уточняем плотность тока,
А/мм2
(1.16)
, А/мм2
Размеры паза, зубца и
пазовая изоляция. Общее число проводников в пазу.
(1.17)
шт.
Площадь, занимаемая
проводниками, мм2.
(1.18)
, мм2
Свободная площадь паза
(1.19)
где Кз
- коэффициент заполнения свободной площади паза изолированными проводниками.
Для обмоток в машине мощностью 0,6-100 кВт рекомендуется принимать Кз=0,68÷0,74
принимаем К з=0,69.
В современных машинах,
как правило, при всыпных обмотках используется трапецеидальные пазы, так как в
этом случае активная зона машины оказывается использованной наилучшим образом.
Размеры пазов должны быть такими, чтобы зубцы имели параллельные стенки.
Внешний диаметр: Da=255
мм
Высота ярма статора, м
(1.20)
где hZ1
- находим из эскиза.
, мм
, мм
Рис. 1. Эскиз
трапецеидального паза статора.
1.4 Расчёт фазного
ротора
Для нормальной работы
асинхронного двигателя необходимо, чтобы фазная обмотка ротора имела столько же
фаз и полюсов, сколько и обмотка, т.е.
m2
= m1
и p2 = p1.
где p1 = p2
= 2
m1
= m2
= 3
Число пазов полюсов и
фазы ротора q2,
а также число пазов ротора Z2
определяется по формуле:
(1.21)
Определяем число витков
по формуле:
(1.22)
При: q2≥1 в фазе роторов с катушечной обмоткой устанавливаем
значение ЭДС фазы Е2 соединяем в треугольник по формуле:
(1.23)
где U2K - напряжение на контактных кольцах в момент пуска двигателя,
которое должно находиться в пределах 150÷200 В.
Примем U2K =150
, В
Определяем число
эффективных проводников в пазу:
(1.24)
Число эффективных
проводников в пазу должно быть чётным, поэтому полученное значение округляется
до uп1, уточняется число витков в фазе,
uп1=28
W2=uп2·р2·q2 (1.25)
W2=2·2·28=112
И проверятся Uф2 напряжение на контактных кольцах в момент пуска двигателя:
, В (1.26)
, В
Фазный ток ротора:
, А (1.27)
где Кj - коэффициент, учитывающий влияние тока намагничивания и
сопротивление обмоток на отношение I1
/ I2,
принимается по рис. 1.7. [3] при cos
φн =0,882, Кj=0,94;
Кпр - коэффициент для приведения параметров неподвижного
ротора к параметрам статора.
(1.28)
где Коб1, Коб2
- обмоточный коэффициент статора и ротора;
коэффициент Коб
определяем по таблице 1.6. [3] и примем при q2
= 4; Коб2 = 0,965.
Подставим Кпр,
получим:
, А
Внешний диаметр ротора,
м, определяется по формуле:
(1.29)
, м
Зубцовое деление
(зубцовый шаг) ротора, м.
, м
Площадь сечения
<2,5, мм2
(1.31)
применим nэл2 = 1
>2,5, мм2
применим nэл2 = 2
<2,5, мм2
S2’=1,65 примем Sc=1,767 мм2
d=1,5 мм.из=1,585 мм
Размеры паза, зубца и пазовая изоляция.
Общее число проводников в пазу.
(1.32)
Площадь, занимаемая
проводниками, мм2.
(1.33)
, мм2
Свободная площадь паза
(1.34)
где Кз
- коэффициент заполнения свободной площади паза изолированными проводниками.
Для обмоток в машине мощностью 0,6-100 кВт рекомендуется принимать Кз=0,68÷0,74
принимаем К з=0,69.
, мм2
В современных машинах,
как правило, при всыпных обмотках используется трапецеидальные пазы, так как в
этом случае активная зона машины оказывается использованной наилучшим образом.
Размеры пазов должны быть такими, чтобы зубцы имели параллельные стенки.
Число пазов Z2=24
м
Угол между позами α=
Высота паза ,
мм
Рис. 2. Эскиз
трапецеидального паза ротора.
1.5 Параметры двигателя
Параметрами асинхронного
двигателя называют активное и индуктивное сопротивление обмоток статора R1, X1,
ротора R1, X1,
сопротивление взаимной индуктивности X12
и расчётное сопротивление R12
(Rμ),
введением которого учитывают потери мощности в стали статора.
Для расчёта активного
сопротивления необходимо определить среднюю длину витка обмотки, м,
состоящею из суммы прямолинейных пазов и изогнутых лобовых частей катушки,
определяется по формуле:
(1.35)
Точный расчёт длины
лобовой части обмотки трудоёмок, поэтому необходимо использовать эмпирические
формулы.
Приводится формула для
расчёта лобовой части всыпных обмоток:
(1.36)
где КЛ
- коэффициент, (принимаемый из таблице) КЛ = 1,55;
bКТ
- средняя ширина катушки, м, определяется по дуге окружности, проходящей
по серединам высоты паза:
В статоре:
(1.37)
мм
В роторе:
(1.38)
мм
В-длина
вылета прямолинейной части катушек из паза от торца сердечника до начало отгиба
лобовой части, м, В=0,015 м; β
- относительное укорочение шага обмотки, для диаметральных обмоток β
=1.
мм
мм
мм
мм
Общая длина проводников
фазы обмотки, м,
(1.39)
Рассчитаем для статора:
, м
Рассчитаем для ротора:
, м
Активное сопротивление
фазы обмотки:
(1.40)
где p - удельное сопротивление медного материала обмотки; при расчётной
температуре p
= 1/46.
, Ом
, Ом
Рассчитаем приведённое
сопротивление ротора определяется по формуле:
(1.41)
, Ом
2. Проверочный расчет
магнитной цепи
Магнитный поток, Вб
в воздушном зазоре определяется из выражения:
(2.1)
где КЕ=0,98; КВ
=1,11 определяется по формуле; К об1=0,955
, Вб
Магнитная индукция, Тл,
в воздушном зазоре должна незначительно отличатся от предварительно принятой:
(2.2)
, Тл
Магнитная индукция, Тл,
в зубце статора при постоянном сечении определяется по формуле:
где KC = 0,97 - коэффициент заполнения
стали; bz1=8
- ширина паза.
Магнитная индукция в
ярме статора рассчитывается по формуле:
(2.4)
Значение Вс =1,5;
Вс ≤1,4÷1,6 Тл для 2р1=4,
удовлетворяет значению.
Принимаем
намагничивающий ток Iμ=0,25
3.
Схема развёртки обмотки статора
Z1=36
число пазов, 2P1=4
Полюсное деление в пазах
определяется по формуле:
(3.1)
Число пазов определяется
по формуле:
(3.2)
.
4. Механическая
характеристика асинхронного двигателя
Механической
характеристикой двигателя называется зависимость его угловой частоты вращения
от развиваемого момента ω=f(M). Часто механическую характеристику представляют в виде
зависимости числа оборотов в минуту от момента n=f(M). Так как ω
и n связаны
постоянным соотношение n=(30/π)ω,
то очертание обеих характеристик подобны.
Для трёхфазного
асинхронного двигателя зависимости частоты вращения ротора от электромагнитного
момента выражается громоздкой функцией, неудобной для анализа. Поэтому широкое
применение получила зависимость момента от скольжения М=f(S), причём частота
вращения ротора и скольжения связаны простым соотношением n=n (1-S).
Характеристики делятся
на естественные и искусственные.
Естественная характеристика
двигателя соответствует основной схеме его включения и номинальным параметром
питающего напряжения. Искусственные характеристики получаются, если включены
какие-либо дополнительные элементы: резисторы, реакторы, конденсаторы. При
питании двигателя неноминальным напряжением характеристики также отличаются от
естественной характеристики.
Искусственные
характеристики асинхронного двигателя с фазным ротором и способы их получения
рассмотрены в разделе. 5.
4.1
Расчёт и построение механической характеристики
Для расчёта
характеристики М=f(S) и механической характеристики ω=f(M) воспользуемся
известной упрощенной формулой Клосса:
(4.1)
где М -
развиваемый двигательный момент, Нм, при соответствующем скольжении; S; SКр
- критическое скольжение, соответствующее максимальному моменту Мmax на механической характеристике.
Для номинального режима
работы выражение (4.1) примет вид:
(4.2)
где SН - скольжение в номинальном режиме двигателя (дается в задании),
или, используя известные параметры, получим; SН
= 1,75%=0,0175
(4.3)
где PН=7,5 кВт:
Угловая частота вращения
ротора ω с угловой синхронной частотой магнитного поля ω1
связана соотношением:
(4.4)
Тогда в номинальном
режиме ωн = ω1(1-Sн).
ωн
= 157,08.(1-0,0175)=154,3 об/мин
Н.м.
Максимальный момент
определяется из соотношения Мmax
/ Mн, приведенного в задании.
(4.5)
Таким образом, в
выражении (4.1.2.) неизвестным остается скольжение Sкр,
которое необходимо выразить и рассчитать.
Учитывая, что 0<SКР<1 и SКР>SН выбираем SКР1=0,065
Далее подставляем в
выражение (4.1.4.) значение скольжения S
от1 до 0, получают значение М для этих скольжений. И для них же определяют
угловую частоту ротора ω:
(4.6)
(4.7)
(4.8)
Таблица 1. Данные
расчёта механической характеристики.
S, о.е.
|
0
|
0,01
|
0,02
|
0,0175
|
0,065
|
0,1
|
0,2
|
0,4
|
0,6
|
0,8
|
1
|
M, Нм
|
0
|
29
|
54,64
|
48,8
|
97,6
|
57
|
30,8
|
20,8
|
15,69
|
12,6
|
ω, 1/с
|
157,1
|
155,5
|
153,9
|
154,33
|
146,9
|
141,4
|
125,7
|
94,25
|
62,8
|
31,42
|
0
|
Исходя из таблицы 1, выполняем
график: Механической характеристики.
Рис. 4. Зависимость М=f(S)
Рис. 5. Механическая
характеристика
5. Расчет пусковых
сопротивлений и пусковая диаграмма
5.1 Расчёт пусковых
характеристик асинхронного двигателя с фазным ротором
Расчет добавочного
сопротивления Rд.
(5.1)
где R2 - сопротивление фазы ротора, R2=0,37;
Sки Sке
- критическое скольжение естественной и искусственной механической
характеристик, Sки=1,
Sке= Sкр=0,065
, Ом
Пусковая диаграмма
асинхронного двигателя.
Расчёт резисторов в цепи
ротора, обеспечивающих заданную пусковую диаграмму, для асинхронного
электропривода с фазным ротором является наиболее часто встречающейся задачей.
Под пусковой диаграммой
понимают совокупность двух или более искусственных механических характеристик,
которые используются при пуске АД в пределах от М1 до М2
показано на рисунке.
Пусковая диаграмма
строится в предположении, что рабочий участок механических характеристик близок
к линейному.
При построении пусковой
диаграммы предельный момент М1 не может быть больше
критического и обычно принимается (0,8÷0,9) Мmax, а момент переключения М2 должен составлять
(1,1÷1,25) Мс.
Число ступеней пусковой
диаграммы m (оно равно числу искусственных характеристик) и значение моментов
М1 и М2 связаны между собой соотношением.
(5.2)
где -
значение момента в относительных единицах.
Если при выбранных
значениях М1 до М2 число ступеней m не получается целым, то его следует округлить в сторону
ближайшего целого числа m
и пересчитать момент переключения М’2.
Принимаем М1=0,9·97,6=87,84
М2=1,1·48,6=53,46
Т.к. при выборе значения
М1 и М2 число ступеней получится близко к
6, то число позиций будет равно 6.
Расчетам М’2
с учетом, что m=7 по формуле:
(5.3)
После этого определяем
отношение λ=М1/М'2 и величину сопротивления по ступеням
рисунок определяется по формуле:
(5.4)
где RР=R2
- сопротивление ротора.
, Ом
, Ом
, Ом
, Ом
, Ом
, Ом
Рис. 6. Пусковая
диаграмма при m
= 6
6. Управление
электроприводами с асинхронными двигателями
Частоту вращения ротора асинхронного
электродвигателя с фазным ротором можно регулировать, изменяя величину
сопротивления в роторной цепи.
Управлять такими электродвигателями
возможно с помощью силовых и магнитных контроллеров. В настоящее время
используются магнитные контроллеры, относящиеся к аппаратам дистанционного
управления.
Заключение
В данном курсовом проекте был разработан
асинхронный двигатель с фазным ротором, выбраны и рассчитаны его параметры,
рассчитана магнитная цепь, построены схема развертки статора и его механическая
характеристика, выбраны пусковые сопротивления и разработана схема управления.
асинхронный двигатель статор фазный
Список литературы
1. Асинхронные двигатели с фазным ротором и схемы управления.
Учебно-методическое пособие. Ющенко Л.В. 1999.
. Электрические машины М.П. Костенко, А.М. Пиотровский, Л:
Энергия, 1973.
. Электрические машины А.И. Вольдек, Л: Энергия, 1978.