Расчёт асинхронного двигателя с фазным ротором и выбор схемы управления
Расчёт
асинхронного двигателя с фазным ротором и выбор схемы управления
1.
Выбор и расчёт основных размеров и параметров асинхронного двигателя с фазным
ротором
1.1 Главные размеры
асинхронной машины и их соотношения
К главным размерам асинхронной
машины относятся:
внутренний диаметр D;
расчётная длина воздушного зазора Lб.
Эти размеры связаны с другими
параметрами так называемой машиной постоянной.
, (1.1)
где ω1
- синхронная угловая частота вращения магнитного поля статора;1
- расчётная мощность, кВА;
αб
- расчётный коэффициент полюсного перекрытия, равный отношению полюсной дуги bn
к полюсному делению t;
Кв -
коэффициент, зависящий от формы кривой магнитного поля в воздушном зазоре;
Коб -
обмоточный коэффициент;
А - линейная нагрузка,
А/м;
Вб -
магнитная индукция в зазоре, Тл.
Все величины, кроме угловой
синхронной частоты вращения, не известны, но на выбор параметров A, Bб, αб, Кв, Коб
имеются рекомендации в литературе по проектированию электрических машин
[1,2,3]. Расчётную мощность так же можно определить приближённо. Остаются два
неизвестных параметра D и Lб. От размеров D и Lб и от
соотношений между ними зависят вес машины и её стоимость, а также
технико-экономические характеристики и надёжность.
1.2 Определение
главных размеров асинхронной машины
Предварительно число пар полюсов
статора определяется по формуле
, (1.2)
где f1 -
частота напряжения сети;1 - синхронная частота вращения магнитного
поля статора; по заданию n1 = 1000 об/мин;
.
Расчётная мощность
определяется из выражения
, (1.3)
где КЕ -
коэффициент, показывающий, какую часть от номинального напряжения составляет
ЭДС в обмотке статора (принимается по графику рис. 1.1. [1]); КЕ =
0,97;
Рн - мощность
на валу двигателя; по заданию Рн = 14 кВт;
- коэффициент полезного
действия; по заданию =
88%;φн - коэффициент мощности (принимается по таблице 1.1 [1]);н
= 0,84;
Зная заданную мощность и
число пар полюсов 2p1,
определяем высоту оси вращения двигателя по графику рис. 1.2. [1]; h=0,16 м.
Из таблицы 1.2 [1], зная
высоту оси вращения, определяем наружный диаметр статора; Da =
0,272 м.
Находим внутренний
диаметр D по выражению
, (1.4)
где KD - коэффициент, определяемый по
табл. 1.3 [1] в зависимости от 2p1;
принимаем KD =
0,6;
D
= 0,6·0,272 = 0,1632 м.
Полюсное деление статора
определяется из выражения
(1.5)
Далее из формулы (1.1)
определяется расчётная длина статора
, (1.6)
где αб
- коэффициент полюсного перекрытия; принимается из расчёта синусоидального поля
в воздушном зазоре, поэтому αб
= 2/p ≈ 0,64;
КВ -
коэффициент формы поля также принимается из расчёта синусоидального поля в
воздушном зазоре, Кв = p/
≈ 1,11;
Коб -
обмоточный коэффициент; его значение для однослойных обмоток находится в
пределах 0,95-0,96; принимаем Коб = 0,955;
А - линейная нагрузка;
определяется в зависимости от Da по рис. 1.4. [1]; принимаем А = 31·10 3 А/м;
Вб -
магнитная индукция в воздушном зазоре; определяется в зависимости от Da по
рис. 1.4. [1]; принимаем Вб = 0,79 Тл.
Определяем синхронную
угловую частоту вращения магнитного поля статора по следующей формуле
ω1
= 2×p×n1/60
= 2·3,14·1000/60 = 104,67 рад/с. (1.7)
Подставив известные
величины в формулу (1.6) определяем длину статора
1.3 Обмотка, пазы и
ярмо статора
1.3.1 Число пазов
статора
Предварительный выбор зубцового
деления t1 осуществляется по рис. 1.4. [1]. Для двигателя с высотой
оси вращения h = 160 мм выбирается 2-я зона. При τ = 0,085 м пределы значений зубцового деления соответственно равны
t1min = 0,01 и t1max = 0,018.
Возможное число пазов статора лежит
в пределах
(1.8)
Число пазов статора Z1
принимаем с условием, что число пазов, приходящихся на фазу и полюс должно быть
целым. Выполнение этого условия проверяется по следующей формуле
, (1.9)
где m1 - число фаз в сети питающей обмотки статора.
В первом приближении
примем Z1 = 36.
Так как условие
выполняется, окончательно принимаем Z1
= 36.
Значение зубцового шага статора
определяем по формуле
. (1.10)
Оно должно быть не меньше 6-7 мм для
двигателей с высотой оси вращения h > 56 мм.
1.3.2 Число проводников
в пазу
Количество эффективных проводников
определяется по следующей формуле
(1.11)
где А - принятое ранее
значение линейной нагрузки;1 - число параллельных ветвей в обмотке,
зависит от типа обмотки и числа полюсов; принимаем a1 = 1;
I1н
- номинальный ток обмотки статора.
Найдём ток,
воспользовавшись следующей формулой
(1.12)
где Uф - фазное напряжение питающей сети; по заданию Uф = 220 В;
un1
должно быть целым числом. Принимаем un1
=16.
Далее находим число
витков в фазе обмотки
(1.13)
Окончательно значение
линейной нагрузки
(1.14)
Определяем площадь
сечения эффективных проводников. Учитывая, что разрабатываемая машина будут
иметь всыпные мягкие обмотки, закладываемые в полузакрытые пазы, следует
использовать провода круглого сечения. Чтобы проводники легко проходили в паз
через его щель, их диаметр должен быть не боле 1,8 мм (в сечении такому
диаметру соответствует площадь около S' ≈ 2,5 мм2) При
невыполнении этого условия эффективный проводник разделяют на несколько
элементарных
(1.15)
где nэл1 -
число элементарных проводников в одном эффективном;
jдоп
- плотность тока в проводнике; для машин мощностью 1-100 кВт значение находится
в пределах 5,0-6,5 А/мм2; принимаем jдоп
= 6;
В первом приближении
принимаем nэл1 = 1
условие не выполняется.
Во втором приближении принимаем nэл1 = 2
необходимое условие
выполнятся. Окончательно принимаем nэл1 = 2.
Далее по таблице 1.4 [1]
выбираем стандартное сечение проводника Sc1,
ближайшее к S'.
Марка провода:
|
ПЭТ-155
|
Номинальный диаметр неизолированного провода:
|
d1
= 1,700 мм
|
Среднее значение диаметра изолированного провода:
|
dиз1
= 1,785 мм
|
Площадь сечения неизолированного провода:
|
Sc1
= 2,270 мм2
|
Уточняем плотность тока
(1.16)
1.3.3 Размеры паза,
зубца и пазовая изоляция
Общее число проводников в пазу
(1.17)
Площадь, занимаемая
проводниками
(1.18)
Свободная площадь паза
(1.19)
где Кз -
коэффициент заполнения свободной площади паза изолированными проводниками; для
обмоток в машине мощностью 0,6-100 кВт рекомендуется принимать Кз =
0,68-0,74; принимаем Кз = 0,72.
В современных машинах,
как правило, при всыпных обмотках используется трапецеидальные пазы, так как в
этом случае активная зона машины оказывается использованной наилучшим образом.
Размеры пазов должны быть такими, чтобы зубцы имели параллельные стенки.
Угол между пазами
(1.20)
Расстояние между
стенками зубца в соответствии с рекомендациями [1] находится в пределах bz1
= 0,6-0,8 мм. Принимаем bz1
= 0,6 мм. Ширина щели bш
берётся больше диаметра изолированного проводника, закладываемого в паз на,
1,4-1,6 мм. Зададим bш
= 3,29. Толщина «усика» зубца hш
= 0,4-0,8 мм (стр. 73 [2]). Выбираем hш
= 0,8 мм. Находим площадь паза по формуле
(1.21)
где h1 - высота паза; примем мм;
x1
- ширина верхнего основания и y1
- ширина нижнего основания определяются по эскизу пазов статора (рис. 1); x1 = 11 мм, y1
= 8,4 мм;
, следовательно, высота
паза принята правильно.
Спецификация паза (в
соответствии с таб. 1.5 [1]) приведена в таб. 1.
Высота ярма статора
(1.22)
Рис. 1. Эскиз пазов
статора
Таблица 1. Спецификация
паза статора
Позиция на рис. 1
|
Наименование материала
|
Толщина слоя
|
Кол-во слоёв
|
1
|
Стеклоткань
|
0,15
|
2
|
2
|
Гибкий стекломеканит
|
0,30
|
2
|
3
|
Стеклотекстолит
|
0,50
|
1
|
4
|
Стеклотекстолит
|
2,70
|
5
|
Электрокартон
|
0,50
|
1
|
.4 Расчёт фазного
ротора
1.4.1 Число пазов ротора
Для нормальной работы асинхронного
двигателя необходимо, чтобы фазная обмотка ротора имела столько же фаз и
полюсов, сколько и обмотка, т.е. m2 = m1 = 3 и p2 = p1. = 3.
Число пазов на полюс и фазу ротора q2, а также число пазов ротора Z2 определяется по формуле
(1.23)
Определяем число витков
по формуле
(1.24)
При q2 ≥ 1 в фазе роторов с катушечной обмоткой, соединённой в
звезду, устанавливается значение ЭДС фазы Е2, определяемое по
формуле
(1.25)
где U2K - напряжение на контактных кольцах в момент пуска двигателя,
которое должно находиться в пределах 150-200 В; примем
U2K =
180 В.
Так как число витков
должно быть целым, принимаем = 45.
Число эффективных
проводников в пазу
(1.26)
должно быть чётным,
поэтому полученное значение округляем до un2
= 16.
Уточняем число витков в
фазе
W2
= uп2 ·
р2 · q2 =
16·3·1 = 48. (1.27)
Проверяем напряжение на
контактных кольцах в момент пуска двигателя, оно должно быть не больше 200 В.
(1.28)
Фазный ток ротора
, (1.29)
где Кj - коэффициент, учитывающий влияние тока намагничивания и
сопротивление обмоток на отношение I1
/I2, принимается по рис. 1.7 [1]; при cos φн = 0,84, Кj=0,89;
Кпр -
коэффициент для приведения параметров неподвижного ротора к параметрам статора,
(1.30)
где Коб1, Коб2
- обмоточные коэффициенты статора и ротора. Принимаются по таблице 1.6 [1] в
зависимости от q1
и q2; примем Коб1 = 1 и Коб2 = 0,965;
Подставим Кпр в
(1.29)
Внешний диаметр ротора,
определяется по формуле
(1.31)
где δ
- величина воздушного зазора; находится в пределах 0,3-0,5 мм; принимаем δ
= 0,4 мм;
Зубцовое деление
(зубцовый шаг) ротора
(1.32)
1.4.2
Число проводников в пазу
Определяем площадь сечения
эффективных проводников по формуле (1.17). В первом приближении принимаем nэл2
= 1
условие не выполняется.
Во втором приближении принимаем nэл2 = 4
необходимое условие
выполнятся. Окончательно принимаем nэл2 = 4.
Далее по таблице 1.4 [1]
выбираем стандартное сечение проводника Sc2,
ближайшее к S'2.
Марка провода:
|
ПЭТ-155
|
Номинальный диаметр неизолированного провода:
|
d2
= 1,600 мм
|
Среднее значение диаметра изолированного провода:
|
d2из
= 1,685
мм
|
Площадь сечения неизолированного провода:
|
Sc2
= 2,011 мм2
|
Общее число проводников в пазу по
формуле (1.17)
Площадь, занимаемая
проводниками по формуле (1.18)
Свободную площадь паза
определяем по формуле (1.19)
Угол между пазами
согласно (1.20)
Находим площадь паза
ротора по формуле
где h2 - высота паза; примем мм;
x2
- ширина верхнего основания и y2
- ширина нижнего основания определяются по эскизу пазов ротора (рис. 2); x2 = 19 мм, y2
= 11,1 мм;
, следовательно, высота
паза принята правильно.
1.5
Параметры двигателя
Параметрами асинхронного двигателя
называют активное и индуктивное сопротивление обмоток статора R1, X1, ротора R1, X1, сопротивление взаимной
индуктивности X12 и расчётное
сопротивление R12, введением которого
учитывают потери мощности в стали статора.
Для расчёта активного сопротивления
необходимо определить среднюю длину витка обмотки, состоящую из суммы
прямолинейных пазов и изогнутых лобовых частей катушки
. (1.33)
Точный расчёт длины
лобовой части обмотки трудоёмок, поэтому необходимо использовать эмпирические
формулы.
Формула для расчёта
лобовой части всыпных обмоток
(1.34)
где КЛ -
коэффициент, принимаемый по таб. 1.7 [1]; для 2p
= 6, КЛ = 1,75;
B
- длина вылета прямолинейной части катушек из паза от торца сердечника до
начала отгиба лобовой части; В=0,015 м;
b - относительное укорочение
шага обмотки; для диаметральных обмоток; b = 1;
bКТ
- средняя ширина катушки, определяется по дуге окружности, проходящей по
серединам высот пазов в статоре
(1.35)
в роторе
(1.36)
Общая длина проводников
фазы обмотки
(1.37)
для статора
для ротора
Активное сопротивление
фазы обмотки:
(1.38)
где r
- удельное сопротивление медного материала обмотки; при расчётной температуре p = 1/41;
Рассчитаем приведённое
сопротивление ротора по формуле:
(1.39)
2.
Проверочный расчёт магнитной цепи
Магнитный поток, Вб в
воздушном зазоре определяется из выражения
(2.1)
Магнитная индукция, в
воздушном зазоре должна незначительно отличатся от предварительно принятой
(2.2)
Магнитная индукция, в
зубце статора при постоянном сечении
(2.3)
где KC - коэффициент заполнения стали; KC = 0,9;
bz1
- ширина паза; bz1
= 0,0097 м;
Магнитная индукция в
ярме статора должна находиться в пределах Вс ≤ 1,4-1,6 Тл для
2р1 = 6. Рассчитаем её значение по формуле
(2.4)
Значение Вс =
0,526 удовлетворяет условию.
Принимаем
намагничивающий ток Iμ=0,25.
3.
Схема развёртки обмотки статора
Полюсное деление в пазах
определяется по формуле:
(3.1)
Число пазов на полюс и
фазу определяется по формуле:
(3.2)
4.
Механическая характеристика асинхронного двигателя
Механической характеристикой
двигателя называется зависимость его угловой частоты вращения от развиваемого
момента ω = f(M). Часто механическую характеристику
представляют в виде зависимости числа оборотов в минуту от момента n = f(M). Так как ω и n связаны постоянным соотношение n=(30/p)×ω, то очертание обеих характеристик подобны.
Для трёхфазного асинхронного
двигателя зависимости частоты вращения ротора от электромагнитного момента
выражается громоздкой функцией, неудобной для анализа. Поэтому широкое
применение получила зависимость момента от скольжения М = f(S), причём частота вращения ротора и
скольжения связаны простым соотношением n = n×(1-S).
Характеристики делятся на
естественные и искусственные.
Естественная характеристика
двигателя соответствует основной схеме его включения и номинальным параметром
питающего напряжения. Искусственные характеристики получаются, если включены
какие-либо дополнительные элементы: резисторы, реакторы, конденсаторы. При
питании двигателя неноминальным напряжением характеристики также отличаются от
естественной характеристики.
Искусственные характеристики
асинхронного двигателя с фазным ротором и способы их получения рассмотрены в
разделе 5.
Для расчёта характеристики М = f(S) и механической характеристики ω = f(M) воспользуемся известной упрощённой
формулой Клосса
(4.1)
где М - развиваемый
двигательный момент при соответствующем скольжении S;
SКр
- критическое скольжение, соответствующее максимальному моменту Мmax на механической характеристике.
Для номинального режима
работы выражение (4.1) примет вид
(4.2)
где SН - скольжение в номинальном режиме двигателя; SН = 3,6% = 0,036, или, используя известные параметры, получим
(4.3)
Угловая частота вращения
ротора ω с угловой синхронной частотой магнитного поля ω1
связана соотношением
(4.4)
Тогда в номинальном
режиме
ωн
= ω1×(1-Sн)
= 104,67.(1-0,036) = 100,9 об/мин. (4.5)
Максимальный момент
определяется из соотношения Мmax
/ Mн, приведённого в задании
Таким образом, в
выражении (4.2) неизвестным остаётся скольжение Sкр,
которое необходимо выразить и рассчитать.
В ходе математических
преобразований получили квадратное уравнение с корнями и
.
Учитывая, что 0 < SКР
< 1 и SКР
> SН
выбираем SКР1 = 0,157.
Рассчитаем SКР1 по проверочной формуле
(4.6)
Далее подставляем в
выражение (4.1) значение скольжения S
от 1 до 0, получаем значение М для этих скольжений. И для них же определяем
угловую частоту ротора ω, выразив её из формулы (4.4)
Таблица 2. Данные
расчёта механической характеристики
S, о.е.
|
0
|
0,01
|
0,02
|
0,036
|
0,1
|
0,157
|
0,2
|
0,4
|
0,6
|
0,8
|
1
|
M, Нм
|
0
|
40,4
|
79,8
|
138,7
|
288,9
|
319,1
|
310,2
|
217,4
|
156,6
|
120,9
|
98
|
ω, 1/с
|
104,6
|
103,6
|
102,6
|
100,9
|
94,2
|
88,2
|
83,7
|
62,8
|
41,8
|
20,9
|
0
|
5.
Расчёт пусковых сопротивлений
5.1 Расчёт пусковых
сопротивлений асинхронного двигателя с фазным ротором
Регулирование частоты вращения
двигателя изменением скольжения нашло широкое применение для привода
подъёмно-транспортных механизмов. Оно осуществляется путём введения в цепь
фазного ротора регулировочных (добавочных) сопротивлений.
В момент пуска все сопротивления
введены в цепь, и машина разгоняется до первой установившейся скорости. При
переключении между сопротивлениями двигатель переходит на работу по следующей
искусственной характеристике и разгоняется до следующей установившейся
скорости. Таким образом, при большом моменте статического сопротивления
рабочего механизма происходит плавный разгон двигателя до номинальных оборотов.
Расчёт добавочного сопротивления
(5.1)
где Sки и Sке -
критическое скольжение естественной и искусственной механической характеристик,
Sки = 1, Sке
= 0,157;
, Ом.
5.2 Пусковая
диаграмма асинхронного двигателя
Расчёт резисторов в цепи ротора,
обеспечивающих заданную пусковую диаграмму, для асинхронного электропривода с
фазным ротором является наиболее часто встречающейся задачей.
Под пусковой диаграммой понимают
совокупность двух или более искусственных механических характеристик, которые
используются при пуске АД в пределах от М1 до М2.
Пусковая диаграмма строится в
предположении, что рабочий участок механических характеристик близок к
линейному.
При построении пусковой диаграммы
предельный момент М1 не может быть больше критического и обычно
принимается (0,8-0,9) Мmax, а момент переключения М2 должен составлять (1,1-1,25)
Мс.
Число ступеней пусковой диаграммы m (равно числу искусственных
характеристик) и значение моментов М1 и М2 связаны между
собой соотношением.
(5.2)
где -
значение момента в относительных единицах.
Если при выбранных
значениях М1 до М2 число ступеней m не получается целым, то его следует округлить в сторону
ближайшего целого числа и пересчитать момент переключения М'2. Принимаем
М1 =
0,9·319,1 = 287,2 Нм,
М2 =
1,1·138,8 = 152,6 Нм,
Нм,
Окончательно принимаем m = 4.
(5.3)
После этого определяем
отношение l
= М1/М'2 и величину сопротивления по ступеням по формуле
(5.4)
,
Ом,
Ом,
Ом,
Ом.
Рассчитываем
сопротивления по секциям
R1
= Rд1
- Rд2 = 0,782 - 0,408 = 0,374 Ом,
R2
= Rд2
- Rд3 = 0,408 - 0,213 = 0,195 Ом,
R3
= Rд3
- Rд4 = 0,213 - 0,112 = 0,101, Ом,
R4
= Rд4
= 0,112 Ом.
Схема включения
резисторов в цепи фазного ротора асинхронного двигателя, при m = 4 приведена на рис. 7.
6.
Схема управления при помощи командоконтроллера
Управление двигателем осуществляется
с помощью командоконтроллера, который представляет собой аппарат дистанционного
управления.
Контроллер замыкает и размыкает цепи
управления электромагнитных катушек контакторов, контакты последних замыкают и
размыкают цепи двигателя.
Силовая схема управления
трёхфазным асинхронным двигателем с фазным ротором
Нереверсивная схема
управления при помощи командоконтроллера на n
= 5 позиций (рис. 8) включает в себя контакты SA1-SA5, электромагнитные контакторы KM1-KM5, два встроенных тепловых реле защиты KK1
и KK2, а так же автоматический выключатель QF.
Схема обеспечивает пуск
асинхронного двигателя (M),
отключение его от сети в ручном и автоматическом режиме (SQ1), а также защиту от коротких замыканий (QF)
и длительных перегрузок (KK1
и KK2).
Нереверсивная схема
управления на n = 5 позиций при помощи командоконтроллера
В первом положении
командоконтроллера замыкается контакт SA1,
подавая питание на катушку. Контактор KM1
подключает обмотки статора двигателя. Одновременно с включением приводного
двигателя включается обмотка электромагнита YB
и тяговым усилием на его якоре раздвигаются стойки, освобождая от колодок шкив.
В цепь ротора электродвигателя при этом включено полное сопротивление Rд1 пускового реостата, и двигатель разгоняется по характеристике 1
(см. рис. 6) до установившейся частоты вращения nуст1
при заданном моменте сопротивления M2.
Во втором положении
замыкается контакт SA2
командоконтроллера и включается контактор KM2,
который закорачивает часть R1
сопротивления реостата. Двигатель переходит на работу по характеристике 2,
разгоняется до частоты вращения nуст2.
Таким образом, при
переключении командоконтроллера последовательно замыкаются контакты SA1-SA5, включающие
соответственно контакторы KM1-KM5, которые закорачивают часть сопротивления реостата от R1 до R4, урезая его до нуля. В
итоге двигатель работает на естественной характеристике 4 с частотой вращения nуст4
Для выключения двигателя
необходимо контроллер перевести в положение 0.
7.
Выбор основного оборудования схемы управления
Выбор оборудования схемы управления
осуществим по техническим характеристикам электрооборудования согласно
приложению 3 [1].
Для управления коммутацией в схеме
управления подбираем кулачковый контроллер по основным характеристикам.
Тип контроллера:
|
ККТ-61А
|
Исполнение управляемого двигателя:
|
АД с фазным ротором
|
Число рабочих положений:
|
5-0-5
|
Номинальный ток кулачкового механизма:
|
63 А
|
Сила тока в обмотке статора:
|
100 А
|
Сила тока в обмотке фазного ротора:
|
100 А
|
Подбираем тип
электротепловых токовых реле KK1
и KK2 с учётом номинального тока обмотки статора .
Тип реле:
|
РТТ-2
|
Номинальный ток:
|
63 А
|
Номинальный ток теплового элемента:
|
10-63 А
|
Диапазон регулирования тока срабатывания:
|
8,5-63 А
|
Автоматический выключатель QF так же подбираем с
учётом номинального тока обмотки статора.
Тип реле:
|
АЕ2040
|
Номинальный ток:
|
63 А
|
Номинальное напряжение:
|
380, 660 В
|
Число полюсов:
|
3
|
Масса:
|
3 кг
|
Тип электромагнитных
контакторов KM1-KM5 подбираем с
учётом номинального тока фазного ротора
Заключение
В данном курсовом проекте был
разработан асинхронный двигатель с фазным ротором, выбраны и рассчитаны его
параметры, рассчитана магнитная цепь, построены схема развёртки статора и его
механическая характеристика, выбраны пусковые сопротивления и разработана схема
управления.
Список литературы
асинхронный двигатель статор
командоконтроллер
1. Асинхронные двигатели с фазным ротором и схемы управления.
Учебно-методическое пособие. Ющенко Л.В., 1999.
. Проектирование электрических машин. Учебное пособие под
редакцией Копылова И.П., 2002.