Формирование, учет и оценка финансовых результатов деятельности ЗАО 'Электро-ком'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    238,79 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование, учет и оценка финансовых результатов деятельности ЗАО 'Электро-ком'

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы учета и анализа финансовых результатов

1.1 Понятие финансовых результатов и порядок их формирования на предприятии

1.2 Учет финансовых результатов деятельности предприятия

1.3 Приемы и методы анализа финансовых результатов

Глава 2. Формирование, учет и оценка финансовых результатов деятельности ЗАО "Электро-ком"

2.1 Общая финансово-экономическая характеристика предприятия

2.2 Современное состояние бухгалтерского учета финансовых результатов

2.3 Анализ финансовых результатов

Глава 3. Оптимизация учета финансовых результатов и пути их увеличения на предприятии зао "электро-ком"

3.1 Оптимизация учета прибыли

3.2 Разработка мероприятий по увеличению финансовых результатов

3.3 Экономическая оценка предложенных мероприятий

Введение


Финансовый результат деятельности коммерческой организации выступает одновременно и как сложная экономическая категория, и как правовой институт, поскольку установление правил и процедур формирования финансового результата возможно только посредством нормативно-правового регулирования. Важность правового регулирования вопросов, связанных с формированием финансового результата коммерческой организации, подчеркивается тем, что финансовый результат влияет на степень благосостояния не только хозяйствующих субъектов, но и государства в целом, поскольку государство вправе претендовать на часть полученных хозяйствующими субъектами прибылей в виде обязательных платежей.

В системе целей, формулируемых собственниками любого предприятия, задача генерирования прибыли занимает центральное место.

Прибыль - особый ресурс коммерческой организации, многогранный показатель, характеризующий разные стороны бизнеса: его конечный результат, эффект хозяйственной деятельности предприятия, чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, вознаграждение за риск предпринимательской деятельности. Поддержание необходимого уровня прибыльности - объективная закономерность нормального функционирования предприятия.

Прибыль является воспроизводимым ресурсом хозяйственной деятельности предприятия. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях, тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке.

В широком смысле прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов и т.п.), но при прочих равных условиях предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.

Таким образом, прибыль является составным элементом рыночных отношений. Она играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании рынков средств производства, предметов народного потребления и др. Это определяет актуальность выбранной темы квалификационной работы.

Объектом исследования выступило закрытое акционерное общество "Электро-ком" (ЗАО "Электро-ком").

Предмет исследования - учет финансовых результатов и оценка результатов деятельности предприятия.

Цель исследования - разработка предложений по оптимизации учета финансовых результатов и выявлению резервов роста прибыли и рентабельности предприятия.

В соответствии с целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:

. изучение теоретических основ учета финансовых результатов и методических аспектов их анализа;

. анализ показателей деятельности предприятия;

. исследование состояния бухгалтерского учета финансового результата предприятия на основе действующей нормативно-правовой базы;

. анализ прибыли и рентабельности предприятия;

. разработка предложений по оптимизации учетного процесса и увеличению прибыли предприятия.

В соответствии с поставленными задачами выстроена структура дипломной работы, включающая в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты бухгалтерского учета и анализа финансовых результатов предприятия.

Вторая глава отражает исследование данного вопроса на примере ЗАО "Электро-ком".

В третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию учета финансовых результатов и определены направления по увеличению прибыли ЗАО "Электро-ком".

Научно - методической основой работы послужили законодательные и нормативные акты, материалы периодической печати, учебная и специальная литература по бухгалтерскому учету и экономическому анализу.

Информационной базой для выполнения исследования явлются учредительные документы, учетные регистры и бухгалтерская отчетность ЗАО "Электро-ком" за 2010 - 2012 гг.

В дипломной работе были использованы следующие сокращения:

Аббревиатура

Полное название

РФ

Российская федерация

НК РФ

Налоговый кодекс Российской федерации

ПБУ

Положение по бухгалтерскому учету

НДС

Налог на добавленную стоимость

ЗАО

Закрытое акционерное общество

руб.

рублей

тыс. руб.

тысяч рублей

т.д.

так далее


Глава 1. Теоретические основы учета и анализа финансовых результатов


1.1 Понятие финансовых результатов и порядок их формирования на предприятии


Финансовый результат - главный критерий оценки деятельности для предприятий. Он характеризуется обобщающими показателями эффективности текущей деятельности предприятия - объемом продаж (продукции, работ, услуг) и полученной прибылью, складывается по результатам процессов производства и реализации продукции и зависит, таким образом, от ряда объективных и субъективных факторов:

степени использования коммерческой организацией производственных ресурсов;

соблюдения договорной и платежной дисциплины;

изменения ситуации на сырьевых, товарных и финансовых рынках.

Величина полученной в отчетном периоде прибыли определяет доходы собственников бизнеса, вознаграждении работников организации, налоговые поступления в бюджет. Финансовый результат - индикатор привлекательности коммерческой организации для партнеров по бизнесу, кредиторов, инвесторов.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются показателями полученной прибыли и уровня рентабельности. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, создающие основу экономического развития предприятия [17,3]. Последние получают прибыль главным образом от продажи продукции, работ, услуг, а так же от других видов деятельности: сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фондовых и валютных биржах и. т.д.

Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных инструментов рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости. В самой общей форме прибыль можно определить как доход фирмы, который выступает в виде прироста примененного капитала.

На прибыль оказывают влияние факторы, представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Факторы, влияющие на прибыль предприятия

Процесс образования прибыли на производстве проходит два этапа (рисунок 2).

Рис. 2. Этапы процесса образования прибыли

Прибыль, получаемая с каждой единицы продукции, зависит от следующих факторов:

1)   себестоимости изделий. Она представляет собой расходы на производство товаров. Себестоимость может изменяться в зависимости от вида производственных затрат. В связи с этим различают два вида расходов: прямые и косвенные затраты на единицу продукции.

Прямые расходы на производство (или переменные затраты) зависят от объема выпуска изделий. К ним относятся:

расходы на заработную плату работников, непосредственно занятых изготовлением товаров;

затраты на сырье, материалы, другие предметы труда.

Общая величина таких затрат изменяется, как правило, в прямой пропорции с масштабами выпуска товаров.

Косвенные (или условно-постоянные) расходы не зависят от масштабов выпуска продукции. К ним относят:

аренду здания;

заработную плату служащим;

страхование имущества;

обслуживание машин (их амортизация и ремонт);

коммунальные услуги (телефон, электроэнергия, отопление и затраты на реализацию продукции) (ее транспортировка, сбыт, реклама и т.п.), выплаты по процентам на заем.

Общая сумма этих расходов практически не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска изделий. Поэтому при увеличении размеров производства себестоимость единицы продукции снижается. Здесь видна экономическая выгода от расширения масштабов изготовления товаров;

2)   уровень цен. Здесь возможны пять основных вариантов в соотношении цен, стоимости и себестоимости изделий.

Во-первых, цена может устанавливаться ниже себестоимости изделий, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вторых, выручка за товар совпадает с издержками предприятия, что обеспечивает лишь самоокупаемость производства. В-третьих, если цена выше себестоимости и ниже стоимости, то предприятие получает прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре прибыли. В-четвертых, когда цена совпадает по своей величине со стоимостью, то предприятие получает всю прибыль, заключенную в товаре. И, наконец, если рынок позволяет получать за товар больше денег, чем величина стоимости, то предприятие получает сверхприбыль, а общая величина его дохода оказывается больше созданной прибыли.

При расчете (общей, суммарной) прибыли, прежде всего, определяется сумма продаж (денежный доход от реализации всех товаров, произведенных за определенный период). Эта сумма может быть определена путем умножения средней цены за изделие на общее количество проданных благ.

Масса валовой прибыли - это разница между суммой продаж и совокупными издержками производства (или себестоимостью товаров).

Образование массы валовой прибыли зависит от:

а) производственных факторов - совокупных издержек и масштабов производства;

б) рыночного фактора - уровня оптовых (сбытовых) цен.

После того как за намеченный период получена вся масса валовой прибыли, в полной мере развертывается процесс ее распределения.

Рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств, в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Таким образом, более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Величина прибыли, и уровень рентабельности зависят от производственной, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, т.е. эти показатели, характеризуют все стороны хозяйствования.

Объем реализации, прибыль, рентабельность зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Чем больше прибыль и выше рентабельность, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным относятся прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг), прибыль (убыток) от прочей реализации, доходы и расходы от прочих операций, балансовая (валовая) прибыль, чистая прибыль.

Выручка от реализации (валовой доход) представляет собой общий финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг). Она включает в себя доходы от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг, покупных изделий (приобретенных для комплектации), строительных, научно-исследовательских работ, услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта и т.п.

Разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг), исключая налоги на добавленную стоимость, акцизы, и затратами на производство реализованной продукции (работ, услуг) называется валовой прибылью от реализации.

Общий финансовый результат (прибыль, убыток) на отчетную дату называют балансовой прибылью. Его получают путем расчета общей суммы всех прибылей и всех убытков от основной и не основной деятельности предприятия.

В балансовую прибыль включают прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг, товаров, материальных оборотных средств и других активов. К ней относят также прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств, доходы и потери от валютных курсовых разниц, доходы от ценных бумаг и других долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий, расходы и потери, связанные с финансовыми операциями, внереализационные доходы (потери). Балансовая прибыль за вычетом налогов (обязательных платежей) называется чистой прибылью. Модель формирования прибыли представлена на рисунке 3.

Таким образом, конечный финансовый результат деятельности предприятия (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от продажи продукции (работ, услуг), основных средств и другого имущества предприятия и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Полученный за отчетный год финансовый результат в виде прибыли или убытка соответственно приводит к увеличению или уменьшению капитала предприятия.

Рис.3. Порядок формирования прибыли предприятия

Основными задачами учета финансовых результатов предприятия являются:

повседневный оперативный контроль за формированием финансовых результатов от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

постоянное выявление получаемых финансовых результатов от реализации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов и прочих активов;

систематический контроль за прочими доходами и расходами с целью недопущения последних;

постоянный контроль за правильностью и своевременностью отчислений в течение года от прибыли в бюджет и различные фонды, создаваемые на предприятии [29,23].

 

1.2 Учет финансовых результатов деятельности предприятия


На уровень развития и эффективность производства любого предприятия существенное влияние оказывают реализация продукции и полученные при этом финансовые результаты. Финансовый результат - это конечный экономический итог деятельности предприятия, который выражается в виде прибыли или убытка.

Конечный финансовый результат - это прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка. [28,25]

Прибыль (убыток) отчетного периода определяется ежемесячно путем сопоставления всех доходов и расходов, принятых к учету. Если полученные доходы превышают произведенные в отчетном периоде расходы, то получена прибыль, иначе - убыток.

При формировании конечного финансового результата учитываются:

. Прибыль (убыток) от обычных видов деятельности

. Прибыль (убыток) от прочих операций

финансовый результат прибыль учет

3. Доходы и расходы, относимые на уменьшение прибыли (налог на прибыль, налоговые санкции).

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 9/99 доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). [26,55]

Не признаются доходами организации:

сумма НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

суммы по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

в порядке авансов, предварительной оплаты, задатка залога; в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направления деятельности организации подразделяются на:

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) прочие поступления.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 10/99 "Расходы организации" расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением. [26,60]

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

расходы по обычным видам деятельности;

прочие расходы;

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции, приобретением и продажей товаров.

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов;

сумма расхода может быть определена;

имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Расходы признаются в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осуществления расхода.

Доходы от обычных видов деятельности - это выручка от продаж продукции, работ, услуг. Расходы по обычной деятельности представляют собой себестоимость реализованной продукции, работ, услуг.

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним предназначен счет 90 "Продажи". [17,45]

На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость:

готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства;

работ и услуг промышленного характера;

покупных изделий (приобретенных для комплектации);

товаров;

услуг по перевозке грузов и пассажиров;

транспортно-экспедиционных и погрузочно-разгрузочных операций.

В течение года на счете 90 "Продажи" собираются данные о доходах и расходах организации по обычным видам деятельности.

К счету 90 "Продажи" открываются субсчета:

-1 "Выручка" - учитываются поступления активов, признаваемые выручкой;

-2 "Себестоимость продаж" - учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 "Выручка" признана выручкой;

-3 "Налог на добавленную стоимость" - учитывается сумма налога на добавленную стоимость, причитающаяся к получению от покупателя (заказчика);

-4 "Акцизы" - учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров);

-9 "Прибыль/убыток от продаж" - предназначен для выявления финансового результата (прибыль, убыток) от продаж за отчетный месяц.

Схема формирования финансового результата от обычных видов деятельности по счету 90 "Продажи" представлена на рисунке 4.

Рис. 4. Отражение операций по учету доходов и расходов по обычной деятельности предприятия

Типовые операции, отражающие учет от продажи продукции (работ, услуг) представлены в таблице 1.

По окончании каждого месяца сопоставляется сумма дебетового оборота по субсчетам с 90-2, 90-3, 90-4 с кредитовым оборотом по субсчету 90-1. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток от продаж за месяц и списывается на счет 99 "Прибыли и убытки".

По окончании каждого месяца счет 90 закрывается и не имеет сальдо, но все субсчета имеют дебетовые или кредитовые остатки, величина которых накапливается.

В конце отчетного года, после списания финансового результата за декабрь, внутри счета 90 закрывают все субсчета.

Таблица 1

Типовые операции, отражающие учет финансового результата от продажи продукции (работ, услуг)

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов


Дебет

Кредит

Признана выручка за отгруженную покупателю продукцию на основании расчетно-платежных ведомостей

62

90-1

Включены в состав расходов по обычным видам деятельности на основании расчета: фактическая себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

 90-2

 43,41, 20,44

Начислен НДС на основании счетов - фактур

90-3

68

Начислены акцизы при продаже подакцизных товаров на основании счет - фактуры.

90-4

68

Закрыт субсчет 90-1 по окончании года

90-1

90-9

Закрытие субсчетов 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 по окончании года

90-9

90-2, 90-3, 90-4, 90-5

Отражена прибыль от деятельности организации

90-9

99-1

Отражен убыток от деятельности организации

99-1

90-9


В результате этих записей по состоянию на 1 января нового отчетного года субсчета счета 90 сальдо не имеют.

К прочим относятся доходы и расходы, не связанные с обычными видами деятельности, в том числе доходы и расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.).

Для учета прочих доходов и расходов отчетного периода предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы". [17,70]

Структура и порядок использования счета 91 "Прочие доходы и расходы" аналогичны структуре и порядку использования счета 90.

К счету 91 открываются три субсчета:

-1 "Прочие доходы";

-2 "Прочие расходы";

-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".

Схема формирования финансового результата от прочих видов деятельности по счету 91 "Прочие доходы и расходы" представлена на рисунке 5.

Рис. 5. Отражение операций по учету доходов и расходов по прочей деятельности предприятия

Типовые операции, отражающие учет прочих доходов и расходов представлены в таблице 2.

По окончании каждого месяца сопоставляются дебетовый оборот по субсчету 91-2 с кредитовым оборотом по субсчету 91-1. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток за месяц. Финансовый результат списывается в конце отчетного месяца на счет 99 "Прибыли и убытки".

По окончании каждого месяца счет 91 сальдо не имеет, но на субсчетах этого счета остается дебетовый или кредитовый остаток. После списания финансового результата за декабрь субсчета счета 91 закрываются. Для этого на субсчет 91-9 списываются остатки с других субсчетов.

Таблица 2

Типовые операции по учету прочих доходов и расходов

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов


Дебет

Кредит

Отражены поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации

76, 62

91-1

Отражены поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности

76, 62

91-1

Отражены поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам)

76

91-1

Прибыль от деятельности простого товарищества, подлежащая получению участником договора (на балансе участника договора)

76

91-1

Отражение поступлений от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров

Учтены доходы от продажи имущества

62, 76

91-1

Списана остаточная стоимость проданного имущества

91-2

10, 04, 03, 10, 58 и т.д.

Начислен НДС от продажи имущества

91-2

68

Отражены проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке

51

91-1

Отражены расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование, временное владение и пользование активов организации

91-2

02, 10, 70, 69 и т.д.

Начисление НДС по договору аренды с поступившей суммы арендной платы (при учете выручки от реализации в целях налогообложения по оплате)

91-2

68

Начислен НДС по договору аренды с суммы оказания услуг (при учете выручки от реализации в целях налогообложения по отгрузке)

91-2

68

Удержан НДС по неоплаченной выручке (при учете выручки от реализации в целях налогообложения по оплате)

91-2

76

Начислен налог на имущество организации

91-2

68

Отражены расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности

91-2

76, 62

Начисленные штрафные санкции за нарушение штрафных обязательств

62

91-1

 

Отражены отрицательные курсовые разницы

91-2

52, 57, 58, 60, 62, 71, 76, 66, 67, 86

 

Списание кредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности

60

91-1

 

Отражение безвозмездного получения активов

 

Отражена рыночная стоимость безвозмездно полученного основного средства (нематериального активов), материалов

08, 10

98-2

 

Введение в эксплуатацию безвозмездно полученного основного средства (нематериального актива)

01, 04

08

 

Получены безвозмездно иные материальные ценности

10, 11…

98-2

 

Начислена амортизация по безвозмездно полученному основному средству (нематериальному активу); материалы переданы в производство

20, 23, 25, 26, 44

02 (05); 10

 

Соответствующая доля доходов будущих периодов учтена в составе прочих доходов

98-2

91-1

 

Начислены штрафные санкции за нарушение договорных обязательств

91-2

76-2

 

Списанная дебиторская задолженность отражена на забалансовом счете

007


 

Отражена производственная уценка продукции


43

 

Определение сальдо прочих доходов и расходов по итогам месяца

 

Отражена прибыль от прочих видов деятельности

91-9

99

 

Отражен убыток от прочих видов деятельности

99

91-9

 

Закрытие счета 91 по итогам года

 

Закрыт субсчет 91-1 по окончании года

91-1

91-9

 

Закрыт субсчет 91-2 по окончании года

91-9

91-2

 


Конечный финансовый результат деятельности организации отражается на счете 99 "Прибыли и убытки". По кредиту этого счета учитывают прибыли, а по дебету - убытки. Финансовый результат отражает изменение собственного капитала за определенный период в результате производственно-финансовой деятельности организации. [17,115]

Хозяйственные операции отражают на счете 99 по кумулятивному принципу, то есть нарастающим итогом с начала года. Сопоставление кредитового и дебетового оборота по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 имеет одностороннее сальдо.

Аналитический учет по счету 99 "Прибыли и убытки" должен обеспечивать формирование данных, необходимых для составления Отчета о финансовых результатах.

Суммы налога на прибыль, начисленные к уплате в бюджет согласно Расчету (налоговой декларации) за отчетный период, отражаются в учете проводкой:

Дт 99 "Прибыли и убытки" Кт 68/"Расчеты по налогу на прибыль"

Налоговые санкции (пени и штрафы) не уменьшают налогооблагаемой прибыли и отражаются проводкой:

Дт 99 "Прибыли и убытки" Кт 68/соответствующий субсчет.

На счете 99 "Прибыли и убытки" выявляется чистая прибыль организации, которая является основой для объявления дивидендов и иного распределения прибыли. Данная величина заключительными записями декабря переносится на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Реформация бухгалтерского баланса осуществляется 31 декабря каждого года и предусматривает закрытие счета 99 "Прибыли и убытки".

В учете отражается финансовый результат, полученный организацией:

Дт 99 "Прибыли и убытки"

Кт 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" - отражена чистая прибыль отчетного года;

Дт 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"

Кт 99 "Прибыли и убытки" - отражен чистый (непокрытый) убыток отчетного года.

Для учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) предусмотрен счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". [17, 201] В начале года, следующего за отчетным, собственники организации принимают решение о распределении чистой прибыли. Чистая прибыль может быть использована на выплату дивидендов, формирование резервного капитала, увеличение уставного капитала, погашение убытков прошлых лет и другие цели. После распределения прибыли на различные цели остаток на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" показывает величину нераспределенной прибыли.

 

1.3 Приемы и методы анализа финансовых результатов


Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов.

Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, модель их формирования и использования.

Основными задачами анализа финансовых результатов является:

анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;

факторный анализ прибыли от продажи продукции (работ, услуг);

анализ финансовых результатов от прочей деятельности;

анализ и оценка использования чистой прибыли;

анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;

выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.

Анализ финансового результата на основе отчета о финансовых результатах в качестве обязательных элементов включает в себя чтение финансовой отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в отчетности:

"горизонтальный" анализ - позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом;

"вертикальный" анализ результатов - позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Помимо вертикального и горизонтального анализа исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов, т.е. трендовый анализ.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия основан на анализе прибыли, так как она характеризует абсолютную эффективность его работы.

Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов (рисунок 6) [20, с.17].

Рис. 6. Этапы анализа формирования и использования прибыли

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта из отчета о финансовых результатах. Информация, содержащаяся в финансовом плане и отчете, позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности хозяйствующего субъекта. Важное значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли.

Важнейшим составляющим элементом бухгалтерской прибыли является прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж). Объектом факторного анализа может быть отклонение фактической прибыли от реализации от прибыли предшествующего года или предусмотренной по бизнес-плану.

Факторный анализ прибыли организации проводят исходя из порядка ее формирования.

Изменение прибыли от продаж формируется под воздействием следующих факторов:

) изменения объема продаж, которые могут оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли;

) изменение структуры продаж может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение более рентабельных видов продукции в общем объеме ее продаж приводит к росту прибыли и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшается;

) изменения отпускных цен на продукцию и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот;

) изменения уровня затрат материальных, трудовых ресурсов и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. Относительными показателями является система показателей рентабельности.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент формирования инвестиционной политики и ценообразования. Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж.

Этот показатель определяется по формуле:


где Р - прибыль от продаж;

В - выручка от продажи.

Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Этот показатель называют также нормой прибыльности.

Если рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, то это свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции на рынке, так как говорит о сокращении спроса на продукцию.

На рентабельность продаж оказывают влияние два фактора:

изменение цены на продукцию;

изменение себестоимости продукции.

Немаловажную роль при анализе финансовых результатов играет показатель рентабельности активов:


где ВА - внеоборотные активы;

ОА - оборотные активы;

ЧР - чистая прибыль.

Для решения задач анализа финансовых результатов используются следующие источники информации: накладные на разгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам реализации, прибыли; а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия. Основным источником информации анализа финансовых результатов служит бухгалтерская отчетность. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности нужен, прежде всего, собственникам и администрации предприятия для принятия решений и оценки своей деятельности.

Отчетность - это заключительный элемент системы бухгалтерского учета. Все элементы бухгалтерского отчета тесно связаны между собой и представляют единое целое, т.е. систему экономических показателей, характеризующих условия и результаты работы предприятия за отчетный период. Вместе с тем сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, имеют комплексный характер, потому что, как правило, они отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Так, данные представленные в балансе предприятия, дополняют сведения, содержащиеся в отчете о финансовых результатах, и наоборот.

Таким образом, можно сказать, что анализ финансовых результатов является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия. Изучение состава и структуры прибыли, проведение факторного анализа результата от реализации, изучение показателей рентабельности необходимы для того, чтобы выявить соответствие внутренних резервов и возможностей организации обеспечению конкурентных преимуществ и удовлетворению будущих потребностей рынка, то есть экономического прогнозирования.

Глава 2. Формирование, учет и оценка финансовых результатов деятельности ЗАО "Электро-ком"


2.1 Общая финансово-экономическая характеристика предприятия


Закрытое акционерное общество "Электро-ком" (ЗАО "Электро-ком") первый и в настоящее время единственный оператор на российском рынке, специализирующийся на применении в своей деятельности инновационной технологии "последней мили" PLC (Power Line Communications). Она позволяет организовать высокоскоростной канал передачи данных до конечного потребителя через бытовую электропроводку здания, проще говоря, это интернет "из розетки".

"Спарк" - это торговая марка ЗАО "Электро-ком" (входит в группу компаний ТТК) - федерального оператора телекоммуникационных услуг, работающего в различных регионах Российской Федерации (Приложение 1).

В настоящее время компания ведет свою деятельность на основании лицензий в Брянской области (г. Брянск), Краснодарском крае (г. Краснодар), Калужской области (г. Калуга, г. Обнинск), Рязанской области (г. Рязань), Ростовской области (г. Ростов-на-Дону, Таганрог и Волгодонск), Тульской области (г. Тула). Зона покрытия постоянно расширяется, компания постоянно выходит в новые регионы присутствия.

ЗАО "Электро-ком" - также предоставляет услуги доступа к сети Интернет для физических и юридических лиц на базе собственной волоконно-оптической сети.

"СМС-информирование" <#"653792.files/image004.gif">

Рис. 8. Динамика показателей прибыли ЗАО "Электро-ком"

Таблица 10

Структура расходов ЗАО "Электро-ком"

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменения 2012 к 2010 гг.


Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

+,-

%

Себестоимость продаж

360033

56,4

377311

44,6

404807

50,4

44774

-6

Коммерческие расходы

-

-

107114

12,7

116901

14,6

116901

14,6

Управленческие расходы

226648

35,5

225895

26,7

214864

26,7

-11784

-8,8

Проценты к уплате

21106

3,3

39774

4,7

44469

5,5

23363

2,2

Прочие расходы

30517

4,8

94922

11,3

22231

2,8

-8286

-2

Итого расходы

638304

100

845016

100

803272

100

164968

-


В динамике удельный вес себестоимости уменьшился на 6%. Данное изменение в структуре себестоимости связано с ростом удельного веса коммерческих расходов на 14,6%. Положительным фактом является сокращение управленческих расходов на 8,8%.

Графически структура расходов представлена на рисунках 9 и 10.

Рис. 9. Структура расходов ЗАО "Электро-ком" в 2010 г.

Рис. 10. Структура расходов ЗАО "Электро-ком" в 2012 г.

Прибыль отражает общий финансовый результат деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Существенная составляющая этого показателя связана с факторами производства и продажи продукции.

В связи с этим необходимо исследовать факторы изменения данного показателя. Для анализа влияния отдельных факторов на прибыль от продаж использованы данные таблицы 11.
 
Таблица 11
Данные для факторного анализа прибыли от продаж

Показатель

2010 г

2011 г

2012 г

Изменения 2012 к 2010 гг.





+/-

%

Выручка, тыс. руб., В

575278

720248

779421

204143

135,5

Полная себестоимость продаж, тыс. руб., С

586681

710320

736572

149891

125,5

Прибыль от продаж, тыс. руб., Р

-11403

9928

42849

54252

в 4 раза


За отчетный период прибыль от продаж увеличилась на 54252 тыс. руб. На изменение суммы прибыли, как уже отмечалось ранее, влияют три основных фактора:

) изменение прибыли от продажи за счет изменения объема реализованной продукции:

1 = Р0* (К1 - 1), (3)

где Р0 - прибыль базисного года;

К1 - коэффициент роста реализации продукции, исчисленный по полной себестоимости.

К110, (4)

где С0 - полная себестоимость в базисном году;

С1 - полная себестоимость реализованной продукции за отчетный год.

год:

К1 = 710320/586681=1,22

1 = - 11403 * (1,22 - 1) = - 2509 (тыс. руб.)

год:

К1 = 736572/586681=1,25

1 = - 11403 * (1,25 - 1) = - 2908 (тыс. руб.)

) изменение прибыли от продаж за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции:

2 = Р0 * (К2 - К1), (5)

где

К2 - коэффициент роста реализованной продукции, исчисленной в оптовых ценах.

К2 = В10, (6)

где В0 - выручка от продаж в базисном году;

В1 - выручка от продажи продукции за отчетный год.

г:

К2 = 720248/575275=1,26

2 = - 11403 * (1,26 - 1,22) = - 456 (тыс. руб.)

г:

К2 = 779421/575278=1,35

2 = - 11403 * (1,35 - 1,25) = - 1138 (тыс. руб.)

) изменение прибыли от продаж за счет изменения уровня затрат на один рубль оказанных услуг:

3 = В1 * (С00 - С11) (7)

г:

3 = 720248 * (586681/575278 - 710320/720248) = 24296 (тыс. руб.)

г:

3 = 779421 * (586681/575278 - 736572/779421) = 58298 (тыс. руб.)

Обобщенные результаты факторного анализа изменения прибыли от продаж представлены в таблице 12.

Таблица 12

Влияние факторов на изменение прибыли от продаж ЗАО "Электро-ком"

Показатели

Изменения, тыс. руб.


2011 к 2010 г.

2012 к 2010 г.

Изменение прибыли всего: В том числе за счет:

+21331

+54252

изменения объема продаж продукции

-2509

-2908

изменения структуры и ассортимента

-456

-1138

изменения уровня затрат на 1 рубль оказанных услуг

+24296

+58298


Положительное изменение прибыли от продажи за период 2010-2012 гг. составило 54252 тыс. руб.

Положительным фактором является снижение уровня затрат на 1 рубль оказанных услуг (+58298 тыс. руб.).

Анализ зависимости прибыли от переменных и постоянных издержек позволяют расширить возможности управленческого анализа.

Методика управленческого анализа прибыли требует ведения раздельного учета переменных и постоянных издержек, прямых и косвенных расходов. Система учета прямых затрат носит название "директ-костинг".

В этой системе важным показателем является маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД) представляет собой разность между выручкой от продаж и переменными затратами. Или сумма постоянных расходов и прибыли от продаж.

Данные для анализа прибыли от продажи на основе маржинального дохода представлены в таблице 13.

Таблица 13

Качественная оценка прибыли ЗАО "Электро-ком"

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменения 2012 к 2010 гг.





+,-

%

Выручка от продаж, тыс. руб.

575278

720248

779421

204143

135,5

Полная себестоимость продаж, тыс. руб.

586681

710320

736572

149891

125,5

Переменные издержки, тыс. руб., Sпер

547492

666280

690904

143412

126,2

Переменные издержки на 1 рубль выручки от продаж Sпер

0,95

0,93

0,89

-0,06

93,6

Маржинальный доход, тыс. руб., МД

27786

53968

88517

60731

в 3 раза

Маржинальный доход на 1 руб. выручки md

0,05

0,07

0,11

0,06

в 2 раза

Порог рентабельности, тыс. руб.

783780

629143

415164

-368616

52,9

Постоянные издержки, тыс. руб., Sпост

39189

44040

45668

6479

116,5

Прибыль от продаж, тыс. руб., Р

-11403

9928

42849

54252

в 4 раза

Рентабельность продаж, %

-

1,4

5,5

5,5

-

Запас финансовой прочности, тыс. руб.

-208502

91105

364257

572759

174,7

Запас финансовой прочности к объему продаж, %

36,2

12,6

46,7

10,5

129,1

При проведении анализа прибыли на основе маржинального дохода может применяться следующая формула: , (8)

где Р - прибыль от продаж;

В - выручка от продаж;

Спер - переменные издержки;

Спост - постоянные издержки.

Согласно данным таблицы изменение прибыли составит:


1)   под влиянием выручки

Δ Р1 = Δ В х md0

Δ Р1 = 204143*0,05=10207 (тыс. руб.)

2)   в результате снижения удельных переменных затрат

Δ Р2 = - Δ Спер х В1

Δ Р2 = 0,06*779421=50524 (тыс. руб.)

3)   под влиянием постоянных издержек

Δ Р3 = - Δ Спост

Δ Р3 = - 6479 тыс. руб.

Общее отклонение составляет:

Δ Р = Δ Р1 + Δ Р2 + Δ Р3

= 10207+50524-6479

Анализ в системе "директ-костинг" раскрывает, за счет каких видов издержек снижается прибыль.

По полученным данным снижение переменных издержек из расчета на 1 руб. продукции в отчетном периоде способствовало увеличению прибыли в сумме 50524 тыс. руб.

Изменение прибыли под влиянием выручки дало также положительный результат, что подтверждается отклонением на 10207 тыс. руб.

Отрицательное влияние на прибыль в размере 6479 тыс. руб. оказало увеличение постоянных затрат.

В качестве соизмерителя к величине прибыли выступает уровень рентабельности. Показатели рентабельности являются важнейшими для оценки рыночной активности предприятия, эффективности использования его экономического потенциала и финансовых результатов.

Первым этапом анализа является оценка рентабельности продаж и расчет факторов, влияющих на ее состояние. Основными факторами являются:

фактор изменения объема продукции;

фактор изменения себестоимости продукции.

Расчет и оценка рентабельности приведены в таблице 14.

Таблица 14

Рентабельность продаж ЗАО "Электро-ком"

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменения 2012 к 2010гг.





+,-

%

Выручка от продаж, тыс. руб.

575278

720248

779421

204143

135,5

Полная себестоимость, тыс. руб.

586681

710320

736572

149891

125,5

Прибыль от продаж, тыс. руб.

-11403

9928

42849

54252

в 4 раза

Рентабельность продаж, %

-

1,4

5,5

5,5

-


На начало анализируемого периода результатом основной деятельности ЗАО "Электро-ком" стал убыток, поэтому показатель рентабельности не рассчитывался. Для определения влияния факторов на рентабельность продаж используются данные 2011-2012 года. За данный период показатель рентабельности продаж увеличился на 4,1%.

На это изменение оказали влияние следующие факторы:

. Фактор изменения объема продукции:

 (9)

где В1 - выручка от продаж 2012 г.;

В0 - выручка от продаж 2011 г.;

С0 - себестоимость 2011 г.;

С1 - себестоимость 2012 г.


2. Фактор изменения себестоимости:

 (10)


Соответствие общего применения рентабельности объема продаж и совокупность влияния факторов имеет вид:

Δ R = Δ R1 + Δ R2

+4,1= 7,5-3,4

Согласно проведенным расчетам следует отметить, что на увеличение рентабельности продаж отрицательное влияние оказал фактор изменения себестоимости, что подтверждается отрицательным отклонением на 3,4%. При этом рост себестоимости в 2012 году не вызвал снижения прибыли от продаж.

Положительным фактом стало влияние фактора изменения объема продаж на рентабельность, что подтверждается отклонением на 7,5%.

Немаловажным показателем является рентабельность активов. Этот показатель характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов предприятия является критериальным показателем, поскольку задает один из важнейших критериев для комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия в отчетном периоде. Положительная динамика рентабельности активов свидетельствует об успешном в финансовом аспекте развитии предприятия. Это способствует росту его привлекательности для инвесторов и деловых партнеров.

Расчет и оценка рентабельности активов представлены в таблице 15.

Так как за анализируемый период предприятием получены убытки по результатам всей деятельности, то рентабельность активов рассчитывается по показателю прибыль от продаж.

По данным таблицы 15 за анализируемый период 2011-2012 гг. рентабельность активов увеличилась на 3,5%. Это означает, что с каждого рубля активов предприятие получило рост прибыли на 3,5 коп.

Таблица 15

Динамика рентабельности активов ЗАО "Электро-ком"

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменения 2012/2010гг.





+,-

%

Средняя величина внеоборотных активов, тыс. руб.

460902

573899

695292

234390

150,8

Средняя величина оборотных активов, тыс. руб.

298738

259407

208570

-90168

69,8

Прибыль от продажи, тыс. руб.

-11403

9928

42849

54252

в 4 раза

Чистая прибыль, тыс. руб.

-97157

-18776

19143

49,5

Рентабельность активов, %

-

1,2

4,7

3,5

-


Расчет рентабельности совокупного капитала достаточно полно представлен трехфакторной моделью.

Трехфакторная модель рентабельности активов (капитала) имеет вид:

 (11)

где

λ p - прибыльность продукции: λ p = ;

λ F - фондоемкость (капиталоемкость): λ F = ;

λ Е - закрепление оборотных активов: λ F = ;

N - выручка от продажи.

На рост рентабельности активов оказали влияние следующие факторы:

. Фактор прибыльности

 

Влияние фактора составляет: ∆Rп = 5,1-1,2 = 3,9%

. Фактор фондоемкости

 

Влияние фактора составит: ∆Rф = 4,5-5,1 = - 0,6%

. Фактор закрепления оборотных активов


Влияние фактора составит: ∆Rоб = 4,7-4,5 = 0,2%

Общее отклонение рентабельности составляет 3,5%, что балансируется по сумме факторных влияний:

∆R = ∆Rп + ∆Rф + ∆Rоб

∆R = 3,9-0,6+0,2=3,5%

Согласно проведенным расчетам положительным фактором является рост прибыли предприятия. За счет данного показателя рентабельность увеличилась на 5,1%. Также положительное влияние оказал фактор закрепления оборотных активов (+0,2%). Фактор фондоемкости оказал отрицательное влияние - рентабельность активов снизилась на 0,6%.

Проведенный анализ финансовых результатов деятельности ЗАО "Электро-ком" позволяет сделать выводы об эффективной и рентабельной основной деятельности данного предприятия.

С целью сокращения расходов, а также дальнейшего развития ЗАО "Электро-ком", расширения рынков сбыта и повышения его конкурентоспособности представляется целесообразным разработать ряд практических рекомендаций по оптимизации учета финансовых результатов и получению дополнительной прибыли.

Глава 3. Оптимизация учета финансовых результатов и пути их увеличения на предприятии зао "электро-ком"


3.1 Оптимизация учета прибыли


Одним из важнейших направлений деятельности бухгалтерии любого предприятия является учет финансовых результатов. Это один из наиболее ответственных участков работы бухгалтера.

Учет финансовых результатов занимает одно из центральных мест в системе учета. Ошибочное ведение учета финансовых результатов влечет за собой значительные штрафы и другие меры наказания, что отрицательно сказывается на деятельности всего предприятия.

На основании изученного материала по учету прибыли ЗАО "Электро-ком" были выявлены следующие нарушения:

неправильное отражение начисленных штрафов, пеней и неустоек, подлежащих уплате в бюджет;

отражение выручки в заниженной оценке;

необоснованное отражение суммы в отчете о финансовых результатах по строке 2210 "Коммерческие расходы".

По результатам анализа счета 91-2 "Прочие расходы" ЗАО "Электро-ком" (таблица 6) были выявлены нарушения, связанные с законностью признания расходов в составе прочих и определения налогооблагаемой базы по начислению налога на прибыль.

Так, на предприятии штрафные санкции, подлежащие уплате в бюджет на основании требования ИФНС, в бухгалтерском учете были отражены в составе прочих расходов.

Статьей 270 НК РФ установлен перечень расходов, не учитываемых при определении налоговой базы. В частности, там указаны затраты в виде:

пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет;

процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст.176.1 НК РФ (где предусмотрен заявительный порядок возмещения НДС);

сумм самого налога на прибыль и другие.

Таким образом, штрафные санкции необходимо было отразить в учете бухгалтерской записью:

Дт 99 "Прибыли и убытки"

Кт 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 13984 тыс. руб.

В учете ЗАО "Электро-ком" данные расходы были отнесены на счет 91-2 "Прочие расходы":

Дт 91-2 "Прочие расходы"

Кт 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 13984 тыс. руб.

В соответствии с этим бухгалтер должен сделать исправительные записи. Однако, ошибка была обнаружена после сдачи годовой отчетности, и поэтому в соответствии с п.10 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" пересматривать утвержденную отчетность нельзя.

Полученную ошибку согласно п.9 ПБУ 22/2010 следует исправлять непосредственно в том текущем отчетном периоде, в котором она была обнаружена. При этом корреспондирующим счетом в исправительных проводках должен быть счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Ошибка исправляется методом ретроспективного пересчета, то есть пересчитываются соответствующие показатели прошлых отчетных периодов, которые отражаются в бухгалтерской отчетности текущего года, в котором обнаружена ошибка, как если бы эта ошибка никогда не была допущена.

После исправления в отчетности в 2013 году необходимо скорректировать вступительное сальдо на 01 января 2013 года (изменить сравнительные данные за все аналогичные периоды, начиная с того, в котором ошибка была совершена).

Исправительная проводка имеет вид:

Дт 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"

Кт 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 13984 тыс. руб.

Выручка является ключевым показателем финансовой отчетности. Величина и темп роста выручки - индикатор стабильности и успешности компании для инвесторов и аналитиков, а также залог высоких бонусов для сотрудников и руководства.

Величина выручки зависит как от прямых факторов (объем производства, качество услуг, маркетинговая политика), так и от косвенных (формы расчетов с покупателями, формы проявления лояльности к клиентам, сроки документооборота, применяемые принципы учета). Все это влияет на сроки признания выручки, ее оценку и классификацию в финансовой отчетности. Поэтому нередко можно обнаружить искажения данного элемента отчетности.

Причинами ошибок могут быть некорректная трактовка положений МСФО, математические просчеты, ошибки, вызванные несовершенством системы внутреннего контроля, документооборота, соблазн руководства улучшить финансовые показатели отчетного периода. Помимо этого ошибки при учете выручки можно условно разделить на ошибки в отдельной и консолидированной отчетности, так как корректировки по элиминации внутригрупповых оборотов и нереализованной прибыли создают дополнительные риски.

Ошибки в части учета и отражения выручки группируются по следующим признакам: классификация, период признания, оценка, полнота и точность (таблица 16).

На основании представленной группировки и анализа первичных документов ЗАО "Электро-ком", отражающих формирование выручки, было установлено нарушение в категории "оценка".

ЗАО "Электро-ком" в декабре 2012 г. заключило договор с ООО "Термо плюс" на работы по подключению интернета на сумму 457 тыс. руб. Согласно договору работы заканчиваются 18 января 2013 года.

Таблица 16

Группировка ошибок в части учета и отражения выручки

Категории ошибок

Примеры ошибок

Классификация

В состав выручки включены доходы, не связанные с основной деятельностью

Период признания

Выручка отражена при несоблюдении критериев ее признания Выручка отражена в некорректном отчетном периоде

Оценка

Выручка отражена в завышенной/заниженной оценке

Полнота

Неполное отражение выручки

Точность

Отражение выручки не в соответствии с первичными документами, условиями договора. Некорректный курс пересчета при отражении сделок, номинированных в иностранной валюте


В декабре планировалось выполнить 70% работ (провести подготовительные работы, протянуть кабель, установить базы). Согласно табелю отработанных бригадой рабочих человеко-часов работы были проведены в объеме 90%. По актам выполненных работ ООО "Термо плюс" принял только 57 процентов работ на сумму 320 тыс. руб. По данному акту ЗАО "Электро-ком" признал выручку.

Такой подход к определению выручки в соответствии с МСФО 18 "Признание выручки" является ошибочным.

Проведенный анализ показал, что ЗАО "Электро-ком" занизил выручку. Таким образом, предприятию необходимо пересчитать выручку с учетом фактически выполненных работ (90%).

* 90% = 411 тыс. руб. - фактическая сумма выручки

-320 = 91 тыс. руб. - сумма, подлежащая доначислению.

В учете данная операция отражается записью:

Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

Кт 90-1 "Выручка" - 91 тыс. руб.

Дт 90-3 "Налог на добавленную стоимость"

Кт 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 14 тыс. руб.

В отчете о финансовых результатах ЗАО "Электро-ком" отражает сумму коммерческих и управленческих расходов. В целях ведения бухгалтерского учета предприятие наделяется правом самостоятельно определять порядок признания управленческих и коммерческих расходов, который она должна обязательно закрепить в учетной политике (п.20 ПБУ 10/99).

Упомянутые расходы могут относиться на себестоимость продукции в той части, в которой они признаются расходами отчетного периода по обычным видам деятельности. Кроме того, управленческие и коммерческие расходы можно списать на себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг в полной сумме расходов, признанных в данном отчетном периоде (Минфин в письме от 2 сентября 2008 года № 07-05-06/191).

К управленческим относятся расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия: на содержание отдела кадров, юридического отдела; на освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, а также на командировки, услуги связи и прочие аналогичные этим расходы. В бухгалтерском учете ЗАО "Электро-ком" управленческие расходы отражаются по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы". Согласно учетной политике управленческие расходы включаются в себестоимость продаж того отчетного периода, в котором возникли.

Коммерческие расходы - это расходы, связанные с отгрузкой и реализацией товаров (работ, услуг). Коммерческие расходы накапливаются по дебету счета 44 "Расходы на продажу". Коммерческие расходы списываются на себестоимость проданной продукции либо полностью, либо пропорционально объему реализованной продукции. В обоих случаях списание осуществляется в дебет счета 90 "Продажи". Согласно рабочему плану счетов ЗАО "Электро-ком" счет 44 "Расходы на продажу" не использует.

На основании вышеизложенного ЗАО "Электро-ком" необоснованно отразил в отчете о финансовых результатах сумму коммерческих расходов в размере 116901 тыс. руб.

Проанализировав документы предприятия, было установлено, что коммерческие расходы учитываются на счете 26 "Общехозяйственные расходы", а в конце отчетного периода списываются как коммерческие. Такое отражение противоречит письму Минфина от 2 сентября 2008 года № 07-05-06/191.

Следовательно, ЗАО "Электро-ком" занизил размер себестоимости на 116901 тыс. руб.

В таблице 17 представлены показатели отчета о финансовых результатах в результате исправления нарушений.

Таблица 17

Внесение изменений в отчет о финансовых результатах ЗАО "Электро-ком" в соответствии с нормативными документами

Содержание операции

2012 г.

Проект

Изменения


Сумма, тыс. руб.

Сумма, тыс. руб.

+,-





Выручка

779421

779498

+77

Себестоимость

404807

521708

+116901

Валовая прибыль

374614

257790

-116824

Коммерческие расходы

116901

-

-116901

Управленческие расходы

214864

214864

-

Прибыль от продаж

42849

42926

+77

Проценты к уплате

44469

44469

-

Прочие доходы

4000

4000

-

Прочие расходы

24611

10627

-13984

Прибыль (убыток) до налогообложения

-22231

-8170

14061


На основании данных таблицы, в результате предложенных мероприятий по оптимизации учета и исправлению выявленных недостатков убыток по результатам деятельности уменьшится на 14061 тыс. руб.

 

3.2 Разработка мероприятий по увеличению финансовых результатов


Для любого предприятия основная цель - максимизация прибыли, увеличение рыночной стоимости предприятия в интересах собственников.

Оценка реальных потребностей рынка и собственных (наличных и потенциальных) возможностей, ориентация на рыночный спрос - краеугольный камень выработки стратегии предприятия и создания обеспечивающих ее организационных механизмов. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на конечном результате деятельности предприятия. Сопровождая интернет - бизнес, ЗАО "Электро-ком" заинтересован в увеличении своей прибыли, которой можно добиться различными способами (рисунок 11).

Рис. 11. Направления увеличения прибыли ЗАО "Электро-ком"

Для увеличения прибыли ЗАО "Электро-ком" предлагается расширить клиентскую базу. С этой целью предлагается привлечь юридических лиц посредством предоставления новой услуги - Виртуальная АТС.

Виртуальная АТС - это отличное решение для оптимизации и расширения возможностей офисной телефонной сети. Виртуальная АТС работает с помощью сети Интернет и не требует приобретения дорогостоящего оборудования и содержания штата дополнительных сотрудников. Следовательно, Виртуальная АТС мобильна и может использоваться в любой точке земного шара, где есть электричество и доступ к Интернету.

По своему функциональному назначению, Виртуальная АТС выступает как аппаратная офисная АТС. Однако, по своим возможностям Виртуальная АТС во многом совершеннее последней. Виртуальная АТС позволит клиентам создать наиболее функциональную корпоративную телефонную сеть, чем цифровая офисная АТС. Помимо этого, чтобы подключить Виртуальную АТС, клиентам нужны только телефонные аппараты, что позволит им значительно сэкономить на оборудовании.

Подключение Виртуальной АТС не влечет больших затрат как на этапе подключения, так и в процессе эксплуатации. Благодаря данной услуге, клиентам предоставляется возможность объединить в единую корпоративную сеть не только телефонные аппараты сотрудников, работающих в одном офисе, но и в удаленных друг от друга местах (филиалах, представительствах или иных структурных подразделениях): на близлежащих улицах, в соседних кварталах, городах или в разных странах.

При этом Виртуальная АТС в отличие от современной аналоговой или аппаратной офисной IP-АТС легко масштабируется. Виртуальная АТС на 5 внутренних линий (добавочных) без серьезных усилий и денежных расходов легко преобразуется в большую корпоративную телефонную станцию на 100 и более линий. Дополнительные линии клиентам предоставляются бесплатно.

В таблице 18 представлена смета затрат на установку АТС.

Таблица 18

Затраты на установку Виртуальной АТС

Показатель

Сумма с учетом НДС, руб.



Маршрутизатор

480

Комплектующие (кабель, разъемы, прочие)

70

Оплата труда

650

Подключение провайдерского канала

200

Итого

1400


Установка Виртуальной АТС - 2000 руб. Следовательно, с одной установленной АТС прибыль ЗАО "Электро-ком" составит 294,4 руб. (2000-305,1-1400).

За обслуживание взимается ежемесячная абонентская плата - 500 руб. с учетом НДС. Формирование прибыли ЗАО "Электро-ком" по абонентскому обслуживанию представлено в таблице 19.

Таблица 19

Формирование прибыли по абонентскому обслуживанию

Показатель

Сумма с учетом НДС, руб.



Аренда выделенного канала

7,6

Аренда провайдерского канала

83,8

Аренда каналов связи E1

23,9

Заработная плата персонала

12,5

Затраты на рекламу

10

Прочие непредвиденные расходы

1,9

Итого расходов

139,7

Абонентская плата

500

НДС по абонентской плате

76,3

Прибыль

284


Из расчета 1000 клиентов прибыль составит 294,4 тыс. руб.

Согласно таблице 19 прибыль за абонентское обслуживание одного клиента составляет:

-76,3-139,7 = 284 руб.

В результате установки АТС ЗАО "Электро-ком" сможет получить дополнительно прибыль за год в сумме 3702,4 тыс. руб.:

за подключение (единоразовый платеж) - 294,4 тыс. руб.;

абонентская плата (ежемесячный платеж) - 284*12 мес. =3408 тыс. руб.

ЗАО "Электро-ком" обслуживает примерно 10000 организаций. Планируется привлечь 1000 клиентов для подключения виртуальной АТС. Таким образом, планируемая прибыль составит - 3408 тыс. руб. (3408*1000).

Сегодня многие предприятия и организации предоставляют скидки, дисконтные карты, бонусы и др., что делает их популярнее и позволяет привлекать больше клиентов. Неожиданная скидка в магазине или дополнительный презент к покупке способны доставить столько же радости, сколько сама вещь. Довольно часто люди начинают использовать услуги различных сервисов только потому, что проводилась акция или раздавались бонусы, следовательно, таким способом приобретается дополнительная масса пользователей.

Исходя из этого, клиентам - физическим лицам ЗАО "Электро-ком" предлагается использовать бонусные программы. Бонусные программы позволяют накапливать баллы и затем использовать их на дополнительные услуги или оплачивать абонентскую плату.

Один бонусный балл равен одному рублю. Бонус не выплачивается наличными деньгами и не может быть передан другим лицам.

Для того чтобы получать бонусы необходимо:

заключить договор с предприятием об оказании услуг связи;

пользоваться интернетом;

подключать дополнительные услуги;

участвовать в акциях.

Чем больше виртуальных баллов, тем меньше реальных денег клиент будет оплачивать за интернет.

ЗАО "Электро-ком" предлагается внедрить следующие бонусные программы:

"за стаж работы" - клиентам со стажем более одного года, ежемесячно предоставляется 15 баллов;

"авансовая" - при внесении на лицевой счет суммы 5000 руб. предоставляется 500 баллов;

"день рождения" - именинникам начисляются 30 баллов.

В среднем увеличение выручки составляет 10% из расчета среднего числа клиентской базы.

Хранение резервных копий на внешнем жестком диске или DVD дисках не защищает данные от физического разрушения в результате пожара или наводнения. Гораздо более простой способ обеспечить безопасность данных - это резервное копирование по сети или синхронизация данных между локальной папкой и удаленной, с помощью того или иного протокола.

Резервное копирование актуально потому что:

.        важные данные сохраняются целыми при пожаре, потопе, грабеже, теракте, захвате или разрушении офиса;

2.      при повреждении системы вирусом можно восстановить данные;

.        если диск компьютера сломался, не пришлось дорого и без гарантии восстанавливать диск с данными;

.        при случайном стирании важного файла, можно взять его копию;

.        обиженный сотрудник не сможет "навредить" компании, стерев данные с сервера;

.        при взломе системы остались данные, которые не были уничтожены или намеренно изменены злоумышленниками;

.        при сильном "броске" электрического питания в сети оборудование могло быть уничтожено, а данные все-таки остались.

Для того чтобы осуществлять резервное копирование ЗАО "Электро-ком" необходимо арендовать сервер. Арендная плата составляет 20000 руб. в месяц.

Данная услуга для юридических лиц в среднем составляет 1000-3000 руб. /месяц. Таким образом, резервное копирование из расчета 100 клиентов позволит получить прибыль примерно 1199 тыс. руб. (100 клиентов * 1000 руб. *12 мес.).

На рисунке 12 представлены результаты предложенных мероприятий.

Рис. 12. Результаты внедрения мероприятий, направленных на повышение прибыли ЗАО "Электро-ком"

3.3 Экономическая оценка предложенных мероприятий


Внедрение предложенных мероприятий позволит значительно увеличить прибыль предприятия и, соответственно, повысить уровень рентабельности производства.

Предприятию были предложены следующие мероприятия:

оптимизировать учет прибыли;

увеличить объемы продаж путем расширения перечня предоставляемых услуг.

По результатам изучения состояния бухгалтерского учета финансовых результатов предприятию были предложены способы устранения выявленных недостатков в бухгалтерском учете, что привело к росту финансовых результатов. В таблице 20 приведены данные о формировании показателей прибыли с учетом внедрения предложенных мероприятий по совершенствованию учета и увеличению показателей финансовых результатов.

Таблица 20

Изменение показателей ЗАО "Электро-ком" в результате внедрения предложенных мероприятий

Показатель

2012г.

Проект

Отклонение




+,-

%

Выручка, тыс. руб.

779421

865418

85997

111,0

Себестоимость продаж, тыс. руб.

404807

564107

159300

139,4

Валовая прибыль, тыс. руб.

374614

301311

-73303

80,4

Управленческие расходы, тыс. руб.

214864

214864

-

-

Коммерческие расходы, тыс. руб.

116901

-

-

-

Прибыль от продаж, тыс. руб.

42849

86447

43598

199,8

Проценты к уплате, тыс. руб.

44469

44469

-

-

Прочие доходы, тыс. руб.

4000

4000

-

-

Прочие расходы, тыс. руб.

24611

10627

-13984

43,2

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

-22231

35351

57582

159,2


По данным таблицы 20 видно, что прибыль от продажи увеличивается на 43598 тыс. руб., что свидетельствует о целесообразности внедрения предложенных мероприятий. При этом следует отметить, что прибыль до налогообложения имеет положительный результат - 35351 тыс. руб.

В результате предложенных мероприятий по оптимизации учета наблюдается сокращение прочих расходов на 13984 тыс. руб. Как рассматривалось выше, в бухгалтерском учета должны быть сделаны записи:

Дт 99 Кт 68 - 7070 тыс. руб. - начислен налог на прибыль

Дт 99 Кт 84 - 28280 тыс. руб. - списана нераспределенная прибыль

Дт 84 Кт 68 - 13984 тыс. руб. - списаны штрафы, начисленные в бюджет (ретроспективный пересчет)

Динамика показателей прибыли представлена на рисунке 13.

Рис. 13. Динамика показателей прибыли ЗАО "Электро-ком" с учетом внедрения предложенных мероприятий

Снижение валовой прибыли связано с тем, что сумма 116901 тыс. руб., относимая необоснованно на коммерческие расходы, была включена в себестоимость.

Предложенные мероприятия оказывают влияние и на относительные показатели финансовых результатов. В таблице 21 приведена динамика показателей рентабельности в результате изменения показателей прибыли.

Таблица 21

Прогнозные изменения показателей рентабельности ЗАО "Электро-ком"

Показатель

2012г.

Проект

Отклонение +,-

Рентабельность продаж, %

5,5

9,9

+4,4

Рентабельность производственной деятельности, %

10,5

15,3

+4,8

Рентабельность активов, %

4,7

9,5

+4,8


По данным таблицы видно, что основные показатели рентабельности увеличились. Показатель рентабельность продаж зависит от таких факторов, как прибыль от продажи и выручка. Увеличение прибыли от продаж дает прогнозный рост рентабельности продаж на 4,4%.

Рентабельность производственной деятельности увеличится на 4,8 %. На данный показатель влияние оказывают прибыль от продаж и себестоимость продаж.

Рентабельность активов характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Увеличение показателя на 4,8% свидетельствует об успешном в финансовом аспекте развитии предприятия.

Изменение показателей рентабельности представлено на рисунке 14.

Рис. 14. Изменение показателей рентабельности ЗАО "Электро-ком" с учетом внедрения предложенных мероприятий

Результаты анализа предложенных мероприятий свидетельствуют об их экономической обоснованности и целесообразности их внедрения, что положительно отразится на финансовых результатах, а это, в свою очередь, сможет оказать влияние на дальнейший рост и расширение деятельности ЗАО "Электро-ком".

Похожие работы на - Формирование, учет и оценка финансовых результатов деятельности ЗАО 'Электро-ком'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!