Управленческий учет

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,75 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управленческий учет













Курсовая работа

по дисциплине

"Управленческий учет"

Оглавление

Введение

1.Сущность и основы бюджетирования на предприятии

.Исходные данные для выполнения проекта

.Расчет операционных бюджетов предприятия

.Расчет финансовых бюджетов предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Детализация стратегического плана осуществляется на предприятии с помощью бюджетирования, которое определяет краткосрочные задачи в пределах общей стратегии. Бюджетирование является неотъемлемой частью управленческого учета и представляет собой процесс планирования будущих операций предприятия и оформления его результатов в виде системы бюджетов.

Самое ценное, что может дать бюджетирование - это координация всех сторон деятельности компании.

Наличие процедуры бюджетирования является нормой для любой компании в развитых странах мира.

Невыполнение бюджета может означать срыв всех планов компании: производства, продаж, выплаты заработной платы, налогов и т.д. В конечном итоге это приводит к срыву основного плана любой компании - стратегии развития.

В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:

·планирования и принятия управленческих решений в компании;

·оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании;

·укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.

Бюджеты являются основой для принятия решений об уровнях финансирования различных бизнесов из внутренних (за счет реинвестирования прибыли) и внешних (кредитов, инвестиций) источников. Бюджеты призваны обеспечивать постоянный контроль за финансовым состоянием компании, снабжать ее руководителей всей необходимой информацией, позволяющей судить о правильности решений, принимаемых руководителями структурных единиц, разрабатывать мероприятия по оперативной и стратегической корректировке их деятельности.

Целью написания курсового проекта является ознакомление с порядком составления операционных и финансовых бюджетов; изучение взаимосвязи экономических показателей, отражаемых в бюджетах, для выработки управленческих решений.

Исходя из цели можно выделить следующие задачи: рассмотрение сущности, значения и организации бюджетирования; определение проблем в области бюджетирования и путей их решения.

1.Сущность и основы бюджетирования на предприятии

Бюджет представляет собой согласованный и сбалансированный краткосрочный план, объединяющий в себе основную, финансовую и инвестиционную деятельности компании. Бюджетирование - это процесс построения и исполнения бюджета компании на основе бюджетов отдельных подразделений. Бюджетирование представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно. Его также можно определить как процесс принятия решений, через который предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов. Правильно выстроенная система бюджетирования способна обеспечить достижение следующих целей:

·построение бюджетных планов, связанных с целевыми стратегическими показателями, в зависимости от хозяйственных и финансовых процессов предприятия;

· применение сценарного подхода к планированию с использованием инструмента факторного анализа для выявления роли и веса факторов, влияющих на достижение целей предприятия, и оценки возможных вариантов развития событий при изменении ключевых плановых показателей (выручка, цена, стоимость сырья и т.д.);

·анализ отклонений и управление по отклонениям;

· осуществление оперативного контроля отклонений и выявления их причин;

·оценку и сравнение эффективности различных направлений бизнеса, подразделений, продуктов, анализ рычагов;

·координация всех сторон деятельности компании.

Основную цель системы бюджетирования можно определить, как повышение эффективности деятельности компании. Система бюджетирования обеспечивает взвешенное планирование финансовых ресурсов и мощную аналитическую поддержку управленческих решений. Бюджетирование является первым шагом к воплощению в жизнь стратегического плана компании. Реализация стратегии осуществляется через формулирование, анализ и принятие решений на основе различных инициатив, которые затем реализуются в виде инвестиционных проектов или мероприятий. Бюджет компании отражает эффективность реализации инициатив, для чего осуществляется бюджетирование с учетом различных вариантов развития. Процесс бюджетирования включает такие основные стадии: Доведение основных направлений политики компании до ведома лиц, отвечающих за подготовку бюджетов. Определение ограничительных факторов. Подготовка бюджета продаж. Предварительное составление бюджетов. Обсуждение бюджетов с высшим руководством. Анализ и корректировка обсужденных бюджетов. Утверждение бюджетов.

Первым этапом бюджетирования является доведение высшим руководством политики компании до ведома руководителей подразделений и других лиц, которые непосредственно принимают участие в подготовке бюджетов. Эта информация обычно касается объема и ассортимента продукции, ценовой политики, рынков сбыта. Учитывая, что возможности предприятия и реализации продукции чаще всего ограничены спросом, мощностью или другими факторами, к началу разработки бюджетов необходимо определить и учесть эти ограничения. Ведущим этапом бюджетирования является разработка бюджета продаж. Бюджет продаж - это операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Этот документ соответственно определяет и объем производства продукции и затраты различных видов ресурсов. Предварительное составление всех операционных и финансовых бюджетов осуществляется после разработки проекта бюджета продаж.

2.Исходные данные для выполнения проекта

Предприятие изготавливает два вида изделий А и В. При их производстве используются две марки материалов 111 и112.

При подготовке к разработке основного бюджета на плановый 20Х2 г. досконально изучаются все существенные факторы, ожидаемые расходы. Нормативные расходы на основные материалы, их цена и оплата затрат труда следующие: материал 111 .2 грн.за кг

материал 112 .6 грн.за кг

основная заработная плата .05 грн.за час

База для распределения общепроизводственных расходов - отработанное время. Для текущих платежей предприятием при необходимости берется кредит в размере недостатка денежных средств под 10% годовых. Возврат кредита осуществляется при возникновении излишка денежных средств. Ставка налога на прибыль - 30 %.

Данные по дебиторской и кредиторской задолженностям.ПоказателиВеличина, %1. Дебиторская задолженность в % к стоимости реализованной продукции272.Кредиторская задолженность по:· приобретаемым основным материалам в % к общей стоимости34,67· выплата заработной платы в % к начисленной36,86· остальным расходам (без амортизации) в % от их общей величины31,6

Затраты на единицу готовой продукции:

ПоказателиВиды продукцииПродукт АПродукт Вматериал 111, кг. 1213материал 112, кг. 78затраты труда, ч.1421

Данные по готовой продукции

ПоказателиВиды продукцииСуммаПредполагаемый обьем продаж, шт.5 1001 040Цена единицы, грн.106,8165,4Запасы на конец периода, шт.110050Запасы на начало периода, шт.10050Запасы на начало периода, грн.8 6705 81014 480

Данные по основным материалам

ПоказателиМарки материалов111112Запасы на начало периода, кг. 5 0005 000Запасы на конец периода, кг.6 0001 000

Косвенные расходы за год

Виды расходовСумма, грнОбщепроизводственные расходы:вспомогательные материалы30 000заработная плата вспомогательных рабочих70 000энергия (переменная часть)8 000обслуживание (переменная часть)20 000амортизация25 000заработная плата управленческого персонала20 000страхование4 500энергия( постоянная часть)1 000обслуживание (постоянная часть)4 500прочие расходы25 000ВСЕГО208 000Коммерческие и административные расходы:комиссионные20 000реклама3 000заработная плата торговым работникам10 000транспортные расходы5 000заработная плата служащим10 000вспомогательные материалы1 000заработная плата административного персонала21000прочие5 000ВСЕГО75 000Баланс на 31 декабря 20Х1 год., грн

СТАТЬИСУММААКТИВЫОборотные средства68480касса и текущий счет10000дебиторы25000основные материалы19000готовая продукция14480Основные средства355000здания и оборудования430000накопленная амортизация(75000)ВСЕГО активов423480ПАСССИВЫКредиторская задолженность:13200кредиторы8200задолженность бюджету и внебюджетным фондам5000Акционерный капитал:410280простые акции350000реинвестированная прибыль60280ВСЕГО капитала и обязательств (задолженностей)423480

Предприятие считает необходимым оставлять 16000 грн. на конец каждого квартала и в конце года.

3.Расчет операционных бюджетов предприятия

Шаг 1. Бюджет продаж. Этот бюджет представляет собой основу всех других бюджетов, поскольку все расходы непосредственно зависят от объема продаж.

Бюджет продаж на 20Х2 год

ПродуктКоличествоЦена, грнСумма, грнПродукт А5100106,8544680Продукт В1040165,4172016ВСЕГО716696Сумма 716 696 грн. используется в разработке бюджета прибыли.

Шаг 2. Бюджет производства

Производственная программа формируется следующим образом:

  1. из сметы 1 берется объем продаж по каждому виду товаров;
  2. вычитаются запасы этого вида товара на начало планируемого периода (на основе фактических или ожидаемых данных );
  3. прибавляются запасы этого товара, прогнозируемые на конец планируемого периода.

Бюджет производства на 20Х2 год (в шт)ПоказателиПродукция АПродукция ВПлановый объем продаж (шаг 1)51001040Заданные остатки готовой продукции на конец периода110050Общие потребности62001090Остатки готовой продукции на начало периода10050Производственная программа61001040

  • Шаг 3. Бюджет прямых материальных затрат
  • Эта смета формируется следующим образом:
  • по нормам для каждого производимого товара рассчитывается количество материалов, полуфабрикатов и т. п., необходимых для выполнения годовой программы;
  • полученные показатели группируются в разрезе материалов, полуфабрикатов и т. п.;
  • по каждому материалу, полуфабрикату и т. п. подсчитывается его потребность на выполнение годовой программы;
  • к полученному результату прибавляется количество запасов, необходимое на конец планируемого периода;
  • из полученного количества вычитается количество запасов на начало планируемого периода ( из фактических бухгалтерских данных).

В результате получается потребность в закупке соответствующих материалов. Эта величина умножается на цену единицы материалов. В результате получается величина прямых материальных затрат на планируемую продукцию.

Бюджет основных материалов (производственная потребность) на 20Х2 годПоказателиМатериал 111Материал 112Сумма, грнПродукт А ( 6100 единиц х 12 (7) )7320042700Продукт В ( 1040 единиц х 13 (8) ) 135208320Общая потребность в основных материалах, кг8672051020Цена за 1 кг., грн. 1,22,6Общая сумма, грн 104064132652236716Бюджет основных материалов (приобретение ) на 20Х2 годПоказателиМатериал 111Материал 112Сумма, грн.Производственная потребность в кг 8672051020Запланированные остатки на конец периода, кг60001000Общая потребность9272052020Остатки материалов на начало периода, кг.50005000Приобретение, кг.8772047020Цена за 1 кг., грн.1,22,6Затраты на приобретение, грн.105264122252227516

  • Шаг 4. Бюджет прямых расходов на оплату труда
  • Этот бюджет разрабатывается следующим образом:
  • на основе норм выработки и планируемых объемов производства определяется количество рабочих часов, необходимых для выполнения производственной программы по каждому планируемому изделию;
  • суммируя полученные значения, определяют количество рабочих часов, необходимое для выполнения всей запланированной программы;
  • полученная величина умножается на средний уровень почасовой оплаты.

Таблица

Трудовой бюджет на 20Х2 годПроизведено единиц, штЗатраты времени на единицу, часовВсего часовТрудовые затраты (по 2.05 грн. в час)Продукт А61001485400175070Продукт В1040212184044772Всего7140-107240219842

  • Шаг 5. Бюджет общепроизводственных расходов
  • Этот бюджет составляется по следующим статьям:
  • заработная плата вспомогательного персонала;
  • заработная плата управленческого персонала;
  • затраты на освещение и электроэнергию;
  • амортизация основных фондов;
  • затраты на вспомогательные материалы;
  • затраты на ремонт;
  • прочие статьи накладных расходов.

Бюджет общепроизводственных расходов на 20Х2 годСмета затрат на 107240 рабочих часовСумма, грнВспомогательные материалы30000Заработная плата вспомогательных рабочих70000Прочие расходы25000Энергия ( переменная часть)8000Обслуживание (переменная часть)20000Сумма переменных общепроизводственных расходов153000Амортизация25000 Страхование4500Заработная плата управленческого персонала20000Энергия (постоянная часть)1000Обслуживание ( постоянная часть)4500Сумма постоянных общепроизводственных расходов55000Всего общепроизводственных расходов (208000 грн./107240 ч. = 1,94 грн./час)208000

Шаг 6. Бюджет себестоимости реализованной продукции

Для разработки данного бюджета необходимо составить бюджет запасов на конец года. Целесообразно также определить затраты на единицу продукции.

Эта информация требуется для производственного бюджета, бюджета материального снабжения, отчета о прибылях и убытках и баланса.

Бюджет запасов на конец 20Х2 г.Шаг 6.1.Количество, кгЦена за 1 кг., грн. (за 1 шт)Сумма, грн.по строкамИтогОсновные материалы:980011160001,2720011210002,62600Готовая продукция:125750 А1100106,8117480 В 50165,48270Всего135550

Расчет затрат на единицу продукцииШаг 6.2.Затраты на 1 кг. или на один час работы, грнПродукт АПродукт Вколичествосумма, грнколичествоСумма, грнМатериал 1111,21214,41315,6Материал 1122,6718,2820,8Основной труд2,051428,72143,05Общепроизводственные расходы1,941427,162140,74Всего88,46120,19

При расчете бюджета первоначально определяется себестоимость произведенной продукции как сумма прямых затрат и общепроизводственных расходов. Себестоимость реализованной продукции определяется как сумма себестоимости произведенной продукции и запасов готовой продукции на начало года за вычетов запасов готовой продукции на конец года.

Таблица

Бюджет себестоимости реализованной продукции на 20Х2 годПоказателиПо данным шаговСумма, грнОсновные материалы3236716Основная заработная плата производственных рабочих4219842Общепроизводственные расходы5208000Себестоимость произведенной продукции3+4+5664558Остатки готовой продукции на 31 декабря 20Х1г.из условия14 480Остатки готовой продукции на 31 декабря 20Х2г.6.1125750Себестоимость реализованной продукции664558+14480-125750553 288

Этот бюджет составляется на основе исходных данных.

Бюджет коммерческих и административных расходов на 20Х2 годРасходыСумма, грн.Расходы на рекламу3000Комиссионные20000Заработная плата торговым агентам10000Транспортные расходы5000Общие коммерческие расходы38000Заработная плата служащим10000Вспомогательные материалы1000Заработная плата административным работникам21000Прочие расходы5000Общие административные расходы37000Общие коммерческие и административные расходы75000

4.Расчет финансовых бюджетов предприятия

Шаг 8. Бюджетный отчет о прибыли

Бюджетный отчет о прибыли - проформа финансовой отчетности, составленная до начала отчетного периода, которая отражает финансовый результат предполагаемой деятельности.

Бюджетный отчет о прибыли составляется на основании бюджетов продаж, себестоимости реализованной продукции, административных и коммерческих расходов на сбыт и общепроизводственных расходов.

Бюджетный отчет о прибыли на 20Х2 годПоказателиИсточники информацииСумма, грнОбъем продажшаг 1716696,00Себестоимость реализованной продукции шаг 6553288,00Валовая прибыль716696-553288163408,00Коммерческие и административные расходышаг 775000,00Операционная прибыль163408-7500088 408,00Расходы по выплате процентов (из бюджета ден. ср-в)1599,87Прибыль перед налогообложением88408-1599,8786 808,13Налоги на прибыль (30 %)вычисление26042,44Чистая прибыль86808-26042,4460 765,69

Шаг 9. Бюджет денежных средств

Бюджет денежных средств - это плановый документ, который отражает будущие платежи и поступления денежных средств.

Бюджет денежных средств составляется на основе операционных бюджетов и бюджетов капитальных вложений. Поскольку не все доходы и расходы связаны с движением денежных средств, необходимо определить сумму доходов и расходов денежного характера. Для этого, в первую очередь, следует исключить амортизационные отчисления, т.к., по ним не надо выплачивать деньги.

При составлении данного бюджета учитывается планируемая дебиторская и кредиторская задолженности. При этом предусматривается, что в плановом году будут по состоянию на конец года произведены:

  1. оплата 73% реализованной продукции, а 27% от стоимости реализации составит дебиторская задолженность;
  2. платежи за поставку основных материалов в размере 65,33% их стоимости, а 34,67% - кредиторская задолженность;
  3. выплачена заработная плата 63,14% от начисленной, а 36,86% - в кредиторской задолженности;
  4. другие платежи (аренда, коммунальные услуги и пр., кроме амортизации), входящие в остальные косвенные расходы и оплаченные в размере 68,4% от общей суммы последних, соответственно 31,6% - в кредиторской задолженности

Поступления от покупателей по кварталам распределяются согласно объему реализованной продукции с учетом дебиторской задолженности. Объем продаж по кварталам составляет соответственно 20; 25; 25; 30 % от общего объема продаж.

Платежи за поставку материалов осуществляются согласно объему купленных материалов с учетом кредиторской задолженности. Покупка материалов по кварталам производится соответственно в размере 25, 30, 25,20 % от общего объема покупки.

Оплате труда проводится по кварталам равномерно (по 25 % ежеквартально) в течение всего года с учетом кредиторской задолженности.

Другие платежи происходят по мере необходимости и распределяются по кварталам соответственно 30, 20, 15, 35 % от общей суммы этих платежей с учетом кредиторской задолженности.

Бюджет денежных средств на 20Х2 годПоказатели1 квартал2 квартал3 квартал4 кварталИТОГОСальдо поступлений на начало (из сальдо 20Х1г.)10000160001600028117,3910000Поступления от покупателей104637,62130797,02130797,02156956,42523188,08Всего средств перед привлечением дополнительного финансирования114637,62146797,02146797,02185073,82533188,08Платежей, всего123599,86117344,87105569,66135511,45482025,84в т.ч.за основные материалы37159,0544590,8637159,0529727,24148636,20на заработную плату55380,4155380,4155380,4155380,41221521,64на другие расходы26060,417373,613030,230403,886868на налоги и платежи50005000на приобретение оборудования2000020000Минимальный планируемый остаток1600016000160001600016000Общая потребность в денежных средствах139599,86133344,87121569,66151511,45498025,84Разность кассовых потребностей и кассовых возможностей-24962,2413452,1525227,3633562,3735162,24Финансирование: кредит25602,3025602,30Возврат кредита12812,0912790,2125602,30Оплата процента640,06640,06319,761599,87Общий результат финансирования 24962,24-13452,15-13109,97-1599,87Остаток денежных средств на конец года160001600028117,3949562,3749562,37

Расчет суммы кредита (с учетом ежеквартальных выплат процентов по нему):

сумма кредита = (разность кассовых потребностей и возможностей) + (процент по кредиту * (сумма кредита)).

Шаг 10. Бюджетный баланс

Бюджетный баланс - это проформа финансовой отчетности, содержащая информацию о будущем финансовом состоянии предприятия, которое ожидается в результате запланированных операций.

Бюджетный баланс составляется на основании баланса на начало бюджетного года, бюджетов операционных расходов и бюджета денежных средств.

На основе результатов расчета объемов выпуска продукции производится расчет активов. Затем производится расчет пассивов. При этом добиваются сбалансированности расчетов и может возникнуть необходимость внесения исправлений во все другие расчеты.

Баланс на 31 декабря 20Х1 год., грн

СТАТЬИСУММААКТИВЫОборотные средства68480касса и текущий счет10000дебиторы25000основные материалы19000готовая продукция14480Основные средства355000здания и оборудования430000накопленная амортизация(75000)ВСЕГО активов423480ПАСССИВЫКредиторская задолженность:13200кредиторы8200задолженность бюджету и внебюджетным фондам5000Акционерный капитал:410280простые акции350000реинвестированная прибыль60280ВСЕГО капитала и обязательств (задолженностей)423480Бюджетный баланс на 31 декабря 20Х2г.АКТИВЫ Оборотные средства: 403620,29касса и текущий счет49562,37 дебиторы (1)218507,92 основные материалы (2)9800 готовая продукция (2)125750 Основные средства: 350000здания и оборудование (3)450000 накопленная амортизация (4)-100000 Всего активов 753620,29ПАССИВЫ Кредиторская задолженность: 282574,60кредиторы (5)256532,16 задолженность по налогам и платежам (6)26042,44 Акционерный капитал: 471 045,69простые акции (7)350000 реинвестированная прибыль (8)121 045,69 Всего капитала и обязательств 753620,29(1) сумма дебиторской задолженности на конец года равна: остаток задолженности на начало года + сумма выручки от реализации продукции - сумма поступлений от покупателей: 25000 + 716696 - 523188,08;

(2) из шага 6;

(3) 430000+20000=450000, из шага 9 и баланса на начало план. года;

(4) 75000+25000=100000, из шага 5 и баланса на начало план. года;

(5) сумма кредиторской задолженности на конец года равна: остаток задолженности на начало года +(стоимость поступивших материалов + начисленная зарплата + общепроизводственные расходы (за минусом амортизации) + коммерческие и административные расходы) - (оплата за материалы, на зарплату, на другие расходы) + (невыплаченная сумма кредита (если таковая имеется)):

8200 + (227516 + 219842 + 183000 + 75000) - (148636,20 + 221521,64 + 86868) + 0

(6) 5000+26042,44-5000=26042,44, из баланса на начало план. года и шага 8;

(7) из баланса на начало план. года;

(8) 60280+60 765,69=121 045,69, из шага 8 и баланса на начало план. года.

Заключение

В ходе написания курсового проекта мы ознакомились с порядком составления операционных и финансовых бюджетов; изучили взаимосвязи экономических показателей, отражаемых в бюджетах, для выработки управленческих решений; рассмотрели сущности, значения и организации бюджетирования.

Отражение в балансе денежных средств (остаток денежных средств на текущем счете и в кассе) определяет платежеспособность и устойчивость финансового состояния хозяйствующего субъекта на предстоящий планируемый период.

На рассматриваемом предприятии остаток денежных средств на текущем счете и в кассе на конец года составляет 49 562,37 грн., что указывает на хорошую платежеспособность и устойчивость финансового состояния хозяйствующего субъекта на предстоящий планируемый период.

дебиторский задолженность бюджет денежный

Список использованной литературы

  1. Ф. Ф. Бутинець. Бухгалтерський управлінський облік Житомир: ПП "Рута", 2002.-480.
  2. Управленческий учет: / Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: ФБК - Пресс, 2008.- 422с.
  3. .Курс управлінського обліку / під ред. П. М. Гарасим, Г. П. Журавель, П. Я. Хомин - Б.м., 2007.-314 с.
  4. Управленческий учет. /под. ред.. О. Н. Волкова - М.: Проспект, 2007.-472 с.

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!