Природа как средство формирования нравственности младшего школьника

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Природа как средство формирования нравственности младшего школьника

Министерство образования и науки РК

Петропавловский гуманитарный колледж им. М. Жумабаева










ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

КУРСОВАЯ РАБОТА

Выполнила:

учащаяся 44 группы

Смаилова Г.К.

Специальность:

«Начальное общее образование»

Руководитель: Жданова Е.А.




Петропавловск 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников

I.1 Сущность и значение нравственного воспитания младших школьников

I.2 Содержание, задачи и средства нравственного воспитания

Глава II.Природа родного края как средство нравственного воспитания младшего школьника

II.1 Нравственное воспитание при изучении природы родного края в начальной школе

II.2 Экспериментальная работа по изучению уровня нравственного воспитания учащихся начальных классов

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, и, прежде всего, о подрастающем поколении.

Проблема нравственного воспитания младших школьников приобретает актуальность в связи с тем, что, во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Для курсового исследования выбрана проблема изучения природы родного края как средство нравственного воспитания младшего школьника, которая является актуальной в связи с вышеопределенной актуальностью нравственного воспитания, а так же значимостью, необходимостью воспитания у младших школьников любви, чувства бережного отношения к родной природе.

Объект исследования - нравственное воспитание младшего школьника

Предмет исследования - нравственное воспитание младших школьников при изучении природы родного края.

Цель курсовой работы: раскрыть сущность и значение изучения природы родного края как средства нравственного воспитания младших школьников на уроках познания мира.

Задачи курсового исследования:

раскрыть понятие и определить значение нравственного воспитания младших школьников;

изучить методы и средства нравственного воспитания

проанализировать процесс нравственного воспитания при изучении природы родного края в начальной школе

Методы исследования анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, метод сравнительного анализа

Гипотеза исследования: если на уроках познания мира применять задания, направленные на изучение природы родного края - беседы, экскурсии, ситуационные задачи и др., то у учащихся формируются такие нравственные ценности, как любовь к родной природе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы курсовой работы могут быть использованы в практической деятельности, при формировании нравственных ценностей учеников начальных классов.

База исследования: 3 «А» класс средней общеобразовательной школы № 8.

Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников

.1 Сущность и значение нравственного воспитания младших школьников

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Как отмечает Архангельский Н.В., «Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе».

Задача нравственного воспитания, по мнению Болдырева Н.И., состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Дуканова Е.И., Симоненко В.Д. указывают, что пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.

Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.

Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

Говоря о морали, мы подразумеваем поведении людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как «добро», «честь», «совесть», «справедливость». Все эти понятия имеют оценочный характер.

Для того, чтобы объективно оценить состояние проблем нравственного воспитания на современном этапе, необходимо провести четкий анализ мероприятий, неоднократно на практике проводить различные беседы и дискуссии, но уже на данный момент результатов исследования можно с уверенностью сказать, на сколько велико значение этой проблемы, что в школе необходимы специальные дополнительные занятия, систематизирующие и углубляющие представления младших школьников.

Как отмечает Лагодина Е.Н. Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы.

Нравственное просвещение выполняет несколько воспитательных функций:

дает широкое представление о нравственных ценностях человеческой жизни и культуры;

влияет на формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, суждении, оценок и на этой основе на формирование нравственных убеждений;

способствует осмыслению и обогащению собственного нравственного опыта школьников;

корректирует знания в области морали, полученные из различных источников;

способствует нравственному самовоспитанию личности [17, с. 78].

Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

I.2 Содержание, задачи и средства нравственного воспитания

нравственный воспитание природа родной

При организации нравственного просвещения необходимо учитывать возрастные особенности школьников, их индивидуальный моральный опыт, степень осведомленности в нравственных нормах, соотношение усвоенных знаний в области морали с моральными требованиями.

Разъяснение моральных норм осуществляется наиболее эффективно при опоре на мировоззренческие знания, выступающие в качестве фундамента моральных знаний.

Так, система моральных понятий, раскрывающих нравственную сущность отношения человека к Родине, может быть усвоена лишь при понимании особенностей общественного устройства государства: уровня развития производительных сил, социальных и культурных ценностей, языка и т. д.

Нравственное просвещение достигает наибольшей эффективности, когда знания в области морали сопровождаются этическими переживаниями.

Нравственное развитие личности включает формирование нравственных потребностей:

потребности в труде,

в общении,

в освоении культурных ценностей,

в развитии познавательных способностей и т. п.

В целенаправленной, общественно полезной деятельности ребенок выполняет различные функции, каждая из которых готовит его к определенным социальным обязанностям. В школе он - ученик, в спортивной секции - капитан команды, в семье - сын (или дочь) и т. д. Каждая роль предполагает определенные нравственно-психологические качества (мужественность в спортивной команде и нежность в сыновних чувствах и т. д.). Любая социальная роль требует основополагающих нравственных образований: сознательности, ответственности, трудолюбия, готовности оказать помощь, поступиться своими личными интересами. Следовательно, сознательное принятие социальных обязанностей может служить сильно действующим мотивом освоения тех или иных обязанностей и способом их осуществления.

Существует тесная связь между формированием нравственной потребности и практической деятельностью. Но известно, что далеко не всегда нравственная и объективно значимая деятельность порождает у школьников желаемые потребности. А.С. Макаренко убедительно показал, что трудовая деятельность без использования других факторов не дает значительных успехов в нравственном воспитании.

Для развития нравственных потребностей имеет значение не только предметная деятельность, но и идейно-политические и социально-психологические воздействия на личность, ставящие целью освоение нравственных ценностей. В этом процессе происходит формирование нравственных установок и мотивов. Стимулируя образование нравственных мотивов и способов поведения, воспитатель должен:

создавать условия для осуществления нравственного выбора того или иного способа действия;

понимать характер возникающих противоречий в развитии нравственных потребностей школьника, способствовать их наиболее эффективному в воспитательном отношении решению;

влиять на лиц, составляющих среду ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей).

Особое место в системе нравственного воспитания занимают нравственные привычки.

Привычка к поведению, определяемому глубоко усвоенными нравственными нормами,- показатель устойчивости морального мотива.

В отличие от автоматизированных навыков поведения, привычка включает в себя потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения.

Привычные формы и способы поведения вырабатываются в процессе усвоения всех нравственных норм. Множество нравственных привычек необходимо для формирования коллективизма, гуманизма, коммунистического отношения к труду, сознательной дисциплины и т.д.

По мнению Виноградовой Н. Д., привычки условно подразделяются на простые и сложные. Под простыми привычками подразумеваются поступки и действия, в основе которых лежат элементарные правила общежития, нормы установленной дисциплины и культуры общения.

К сложным нравственным привычкам относится потребность к добросовестному выполнению гражданских, трудовых, семейных обязанностей, моральные действия.

Важнейшей задачей нравственного воспитания является перевод поступков в привычки. Педагогические требования к воспитанию нравственных привычек основаны на единстве и взаимосвязи поведения и сознания школьника.

Нравственные чувства, нравственные переживания и нравственные отношения имеют глубоко личностную окраску. Они дают человеку удовлетворение от благородного поступка или намерения, вызывают угрызения совести при нарушении нравственных норм. Детский возраст нуждается в широте чувств, и задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку определить объекты чувств и придать им общественно ценную направленность.

Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира - это характерный признак духовной жизни детской личности.

Как отмечает Калюжный А.А., «Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя».

Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы.

Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем обычный урок.

Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что она ни в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, в беседу должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание.

Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.

Для формирования нравственных чувств необходимо включать школьника в ситуации, требующие его соучастия, сострадания; развивать тонкость чувства в отношении к другим; обогащать их идейно-нравственным содержанием, придавать простейшим чувствам радости, негодования нравственную направленность. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных требований и норм.

Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности <#"652917.files/image001.gif">

Рисунок 1 - уровни нравственного опыта учеников 3 класса до коррекционной работы

Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм.

Определить уровень нравственного опыта - это база для дальнейшего его формирования. Формирование ответственности с группой детей с низким уровнем нравственного опыта проводилось по следующим направлениям:

организация взаимной деятельности учащихся на уроках познания мира;

анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов учебных заданий на уроках познания мира с нравственной точки зрения;

организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной работы.

Доброжелательность формировалась следующим образом:

организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий на уроках познания мира;

систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися на уроках познания мира.

С данными детьми была проведена работа по формированию нравственных ценностей и представлений, с использованием следующих методик, описанных выше:

этическая беседа;

рассказ;

метод незаконченного рассказа;

пример;

ситуативные задачи и т.д.

Как видно из указанных направлений формирования мы старались избегать прямого научения школьников, создавали условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания учащихся.

Разнообразные воспитательные задачи можно реализовывать с помощью использования положительного примера, но необходимо помнить, что в процессе воспитания нельзя ограничиваться такими приемами, как подражание и копирование.

Для правильного формирования и развития индивидуальных качеств школьника иногда используют игру в качестве метода воспитания. Но только в том случае, когда игра побуждает к созидательной деятельности.

С целью воспитания положительных качеств в процессе формирования личности педагог может искусственно создать педагогическую ситуацию (предположения, неопределенности, конфликта, опровержения и пр.). Данный прием может быть использован для преодоления необязательности, невнимательности, неисполнительности и т. д. Кроме того, в воспитательном процессе широко применяется метод стимулирования.

Для определения результативности работы с группой школьников с низким уровнем нравственного опыта, по окончании работы было проведено еще одно исследование, которое позволило выявить следующие результаты, указанные в диаграмме 2.

Рисунок 2 - уровни нравственного опыта учеников 3 класса после коррекционной работы

нравственный воспитание природа родной

Таким образом, рассмотренная категория форм и методов воспитания находится в тесной связи с детской психологией, так как правильное формирование личности отдельного ребенка невозможно без четкого представления о специфических особенностях детской психики.

Следует отметить, что в процессе работы, прежде всего, школьники, обосновывая свои ответы, стали чаще ориентироваться на содержание нравственной нормы. Повысилась способность выделять нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие нравственные представления и установки человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим - все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.

Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети.

Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма - патриотизма как чувства долга перед Родиной.

В курсе познания мира уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе.

Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой одна из важнейших мер охраны природы.

Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения.

По познанию мира проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.

Не так это легко - научить учащегося замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель.

Хочется обратить внимание на сочетание различных форм организации работы. Как правило, учащиеся до четвертого класса активно занимаются в кружках с природоохранительной тематикой. Разработка экологически грамотных проектов устройства школьного участка, экологической тропы, маршрутов экологических экспедиций по родному краю, участие в организации и осуществлении их с привлечением школьников способствуют формированию у младших школьников любви к природе родного края, бережному, внимательному отношению к ней.

Литература

1.      Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. - С. 7.

2.      Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 1989. - С. 14.

.        Виноградова Н. Д. Привычка - основа нравственного воспитания// Педагогика, 1997. - №5. - С. 11.

.        Дуканова Е.И. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. / Под ред. Симоненко В.Д.. - М.: «Вентана-Граф», 2006. - С. 92.

.        Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. № 9-10. - С. 8.

.        Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2005. - 341 с.

.        Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен. // Педагогика. - 1998. - №7. - С. 17-21.

.        Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. Алма-Ата, 1998. - 277 с.

.        Кваша А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. // Начальная школа. - 1998. - № 6. - С. 84-92.

.        Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // Начальная школа. - 2000. №6. С. 75-76.

.        Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. - М.: Просвещение, 2006. - 427 с.

.        Майорова М. Л. Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения. // Начальная школа. - 1999. - № 12. - С. 60-61.

.        Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я.И.- Калуга, 1997. - 187 с.

.        Павленко В. К., Абенова Т. К. Литературное чтение. Методическое руководство. - Алматы: Атамура. - 1999.

16.    Природа Северо-Казахстанской области // Материалы официального сайта СКО. - [электронный ресурс] - режим доступа: - <http://www.asemel.kz/index.php?option=com_content>

.        Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «ВЛАДОС», 2000. - 322 с.

.        Рубинштейн С.Л. Психолого - педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М., 1996.- 337 с.

.        Северо-Казахстанская область // Материалы Википедии - свободной энциклопедии. - [электронный ресурс] - режим доступа: <http://ru.wikipedia.org/wiki/Северо-Казахстанская_обл>.

.        Тихонова А. Е., Деев В. М. Приобщите младших школьников к краеведческой работе с целью их экологического образования. // Начальная школа - 2001. - № 6. - С. 77-81.

.        Тихонова А. Учебная природная тропа для младших школьников. // Начальная школа. - 1991. - № 9. - С. 9-11.

.        Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. - М.: РАО - 2006.

Приложение 1

Формы и методы организации занятий в начальной школе по передаче знаний о природе родного края, формированию чувства любви и уважения к природе


















Приложение 2

Экологические ситуации

Ты пришел в гости к природе.

Есть такие хорошие слова: «Ты пришел в гости к природе, - не делай ничего такого, что счел бы неприличным сделать в гостях». Как понять эти слова? Какой смысл вы, ребята, вкладываете в это высказывание?

Итак, ты пришел в гости к природе. А зачем?

Чтобы услышать пение лесных птиц?

Чтобы увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика?

Чтобы раскрыть для себя новую загадку природы, которая так щедра на загадки.

Чтобы полюбоваться ее красотой.

Чтобы насладиться свежим, душистым воздухом.

Набрать в лукошко лесных ягод, орехов, грибов.

Да мало ли зачем ты пришел в гости к природе! Но не забывай: ты в гостях! Ты - в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняй их! Что же это за правила?

Начинай с самого начала: ты едешь в гости в лес. Ты стоишь у кромки леса, сейчас ты оглядываешься и выбираешь направление, куда идти? Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядываются стволы белых берез. Там, наверное, очень светло и уютно! Решение принято и ты (один или со своими друзьями) начинаешь свое движение к выбранному уголку прямо напрямик - по лесным травам и невысоким лесным кустарникам.… Но - стоп! Что-то ты сделал неправильно, не так. Так в гостях не ведут!

Заметили ли вы, ребята, допущенную ошибку? Нет? Все правильно? Так и надо шагать по лесу, где хочу и куда хочу?

Тогда послушайте еще одно изречение, которое, может быть поможет вам исправить допущенную ошибку: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысячи - пустыню».

Теперь вам понятно, что за ошибку совершил гость природы? Да, слой почвы в лесу очень тонкий и его легко победить, утрамбовать. А заодно и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей. В своей книге «Мы и они» писатель-натуралист М.Пришвин пишет:

«Пришлось ученым призадуматься, как уберечь леса от беспорядочного людского нашествия. Ведь некоторым лесам грозит гибель даже не от руки, а от ноги человека».

Какое важное правило поведения человека в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера? Давайте запишем его в своей памятке друзей природы: «Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам!».

Привал в лесу

Ты долго ходил по лесу и проголодался. У тебя есть бутерброды, котелок. Рядом журчит ручеек - ключик. Хорошо бы пообедать!

Лес расстелил полянку, словно зеленую скатерть. Лес принял тебя, как гостя…

Посмотрите, что осталось после отдыха гостей на лесной полянке! (Можно во время прогулки в лес ознакомиться с такой загрязненной поляной; можно использовать иллюстрацию на тему такого отдыха в природе).

На траве валяются бумажки, пустые консервные банки, куски хлеба.

Черной прогалиной выделяется выгоревшая от костра площадка.

Рядом - гора засохших еловых веток, которые были сорваны с ближайшей ели, чтобы было мягко и удобно сидеть.

Огонь костра сжег корни и ветви соседнего дерева.

Вот так отдохнул гость природы! Сам-то отдохнул, а, сколько вреда принес лесу и его обитателям! Сколько ошибок допустил!

Запачкал полянку, как неряха!

Выжег огромную полянку под костром, погубил травы, насекомые на них и в почве, обезобразил лесную полянку!

Навредил елям.

А еще? Посмотрите, какую «память» о своем походе оставил отдыхающий гость леса. Что же он сделал? А сделал надпись ножом на белоствольной коре: «Здесь был Вова». А по коре раненой березы потекли, как слезы, капли сока.

После такой забавы гость леса поскорее покинул искалеченную поляну. Почему?

Может быть, стыдно стало?

Или, может быть, испугался, что его увидят другие люди и накажут?

Или потому, что на лесной поляне стало неуютно и некрасиво?

А если бы тебе пришлось отдохнуть на лесной поляне или на берегу реки или озера, на лугу, как бы ты организовал свой бивак? Свой отдых?

И еще: осознав неправильность поведения отдыхающего гостя в лесу и его поступка по отношению к раненой березе, смог бы исправить ситуацию не лесной поляне? Как?

Шум в лесу.

Ты любишь слушать музыку и взял с собой походный приемник или магнитофон. Ты идешь по лесу, и музыка гремит рядом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?

Шум, громкая музыка, крики в лесу - пугают птиц и зверей. И - рыб. И - насекомых. Не веришь? Выключи приемник и проверь - перед твоим появлением луг звенел от мелодий зеленого скрипача - кузнечика. А сейчас? Все стихло, спряталось, затаилось.

Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, поиск лесной мыши - затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты в гостях у природы и помни об этом!

Запиши в своей памятке еще одно правило поведения: не шуми в природе, старайся передвигаться и отдыхать без шума.

Гнездо.

Заметил ли ты, что за тобой неотступно с дерева на дерево перелетает серая ворона? Не заметил? А - зря! Тебе кажется, что ты идешь по лесу бесшумно. Но для лесных животных твое появление - целое событие. Десятки настороженных глаз наблюдают за тобой.

Вот ты заметил в кустах гнездо. Что же ты сделаешь?

Наклонишься посмотреть, нет ли в нем яиц или птенца? Или просто ради интереса, как сделано, сплетено гнездо-шалашик? Да, конечно, ты не кого не тронул, не обидел. Но невольно сделал хозяевам гнезда плохую услугу! Какую?

Разве ты не замети, что ворона не спускает с тебя глаз? Так бы она, может быть, и не разглядела гнезда, а теперь? Гнездо размаскировано, путь к нему открыт вороне, кунице, хорьку другим хищникам, которые, обнаружив следы человека, идут по ним в надежде чем-нибудь поживиться.

·        Случалось ли вам, находить гнездо?

·        Как вы вели себя, когда его увидели?

·        Нужно ли разыскивать гнездо, если вы увидели, что птица вспорхнула и явно старается отвести вас в сторону?

Как вы теперь буде вести себя в ситуации «Встреча с гнездом?»

Запомните! В лесу, на лугу, на озере нужно быть очень осмотрительными, стараться не повредить тем, кто ползает, бегает, плавает и летает!

Грибное лукошко.

Август в лесу - месяц грибов. И разве встретишь в августовском лесу человека без лукошка? А вдруг попадётся что? Не оставлять же!

Зачем же оставлять? Можно и нужно брать! Только как брать?

Вспомните, как вы собираете грибы? Какие правила выполняете? Можно ли при сборе грибов разрывать и раскидывать в сторону мох, лесную подстилку? Почему?

Верно грибница (нити в земле), оказавшись под лучами солнца, может засохнуть и погибнуть.

А как же правильно срывать грибы?

Не срывать, а ножку гриба нужно срезать ножом или вывернуть из земли аккуратно, чтобы не повредить грибницу.

Конечно, их лучше не брать! Почему? Да потому, что среди них могут оказаться ядовитые грибы. Но запомните: если грибы ядовиты для человека, то совсем не обязательно, что они ядовиты для животных - для них-то они как раз и могут пригодиться: белкам, лосям, кабанам, оленям. Так что не стоит поддавать ногой красавец-мухомор. Пусть он лес украшает и животных от болезней лечит.

Вот мы и разобрали несколько заповедей поведения в природе. Конечно, это только небольшая часть правил своего поведения в природном окружении. Но и эти правила могут сохранить и многообразие цветущих трав, и чистоту лесов и лугов, и «братьев наших меньших», и зеленый наряд планеты, и голоса птиц, и звонкий стрекот зеленого кузнечика на лугу.

Причина многих неблаговидных поступков в природе - незнание. Поэтому первая ваша задача - изучить жизнь обитателей природы; узнать, почему нужно поступать в природе так, а не иначе; стараться выполнять необходимые предписания и запреты во время отдыха, сбора ягод, орехов, лекарственных растений.

Природа - общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.

Внеклассное мероприятие «Наш дом - Земля»

Цель: провести занятия в форме развлечения, создать праздничное настроение у детей. Дать понять детям, что Земля - это один большой дом для всех живых существ, населяющих её, жизнь обитателей планеты зависит друг от друга. Вспомнить правила поведения в лесу, закрепить их.

Развивать умение разгадывать загадки, слушать и выразительно читать стихи. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы к занятию: картины о природе, рисунки детей на тему «Родная природа», костюмы снегирей и лягушат для танцев, фломастеры, контур земного шара.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал, выстраиваются полукругом.

Тамерлан:

Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля -

Дом наш родимый, ребята!

Влад:

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Такая планета нужна нам всем.

Витя:

Давайте будем беречь Планету,

Другой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Исполняется песня «Не дразните собак» муз. Е. Птичкина, сл. М.Пляцковского.

Дети садятся на стулья.

Учитель:

Да, Земля - это родной дом для всех, кто на ней живёт. Она всем нужна, и все, кто на ней обитает, тоже нужны друг другу, да и Земля самой тоже.

Все, все на свете, на свете все нужны.

И кошки не меньше нужны, чем слоны.

Нужны на свете, нужны все подряд.

Кто делает мёд и кто делает яд.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых,

Плохи дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Все, все, все на свете, на свете все нужны,

И это все люди запомнить должны.

Сегодня, ребята, у нас будет интересная викторина, посвящённая нашей родной природе. Но, для начала, скажите, как вы понимаете, что такое природа.

Вы все правильно ответили, а теперь мы по очереди будем загадывать загадки, и если мы правильно отгадаем, то отгадки как бы оживут перед нами.

Галя:

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крохи собирает.

(воробей).

Исполняется песня «Воробей».

Ребята, мы с вами исполнили песню о воробьишке, приласкали его, накормили, и отпустили, потому что в неволе он погибнет.

А каких птиц вы ещё знаете? Какие из них зимующие? Наверно, трудно приходится маленьким птичкам в такие суровые зимы, как у нас. Как же мы им можем помочь?

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех сторон,

К вам слетятся как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть зерна нужна.

Горсть зерна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать -

Улететь могли.

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Марина:

От простуд он не страдает,

Не страшиться злобных вьюг.

И к зиме не улетает

На далекий знойный юг.

И пригорок, и пустырь, -

Рад красавец красногрудый

Житель севера…

(снегирь)

Вот и к нам на занятие прилетела стайка снегирей. Исполняется танец снегирей.

Вот еще одна загадка.

Богатырь - стоит богат,

Угощает всех подряд:

Женю - земляничкой,

Лену - костяничкой,

Наденьку орешком,

Витю - сыроежкой.

Настеньку - малинкой,

А Рому - хворостинкой.

(лес).

Надя:

Лесная кладовая.

Наш лес и щедр, и богат,

Под каждый кустиком есть клад.

Там красотой и добротой

Наполнен чудный мир лесной.

Он и тебе всегда поможет.

Но помни: лес ты изучи!

Лесное чудо береги!

Ребята, если в лесу вести себя правильно, то лес раскроет нам много своих тайн и секретов. Вы знаете, как нужно вести себя в лесу?

А как называются люди, которые губят лес, уничтожают их обитателей? (браконьеры).

Кто же охраняет лес, заботится о животных и птицах в лесу? (лесничий, лесник, охотоведы, егери).

В народе говорят, чтобы человек оставил о себе добрую память на Земле, он должен построить дом, вырастить детей и посадить дерево.

Давайте расскажем, что мы сажаем, сажая леса.

Что мы сажаем, сажая леса?

Рома:

Мачты и реи - крепить паруса.

Рубку и палубу, ребра и киль.

Странствовать по морю

в бурю и штиль.

Что мы сажаем, сажая леса?

Андрей:

Легкие крылья, летать в небеса,

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса?

Вика:

Лист, на который ложится роса,

Свежесть лесную, и влагу, и тень,

Вот что сажаем в сегодняшний день

В народе говорят, что везде хорошо, а дома все равно лучше. Это понимают даже птицы.

А как называется наш с вами родной край, наша республика? (Казахстан).

О, Казахстан, любимый сердцу край,

Здесь не один поэт свой след оставил,

Сияния гор твоих воспел Абай.

Простор степей Джамбул прославил.

Здесь реки горные светлей слезы,

Цветы и травы солнцем налитые.

О них нам прозвенел Курмангазы,

Вплетая в струны кюи золотые.

А теперь я хочу загадать вам последнюю, и, пожалуй, самую главную загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Но знают все, и мал, и стар,

Что она - огромный шар.

(земля).

В народе говорят ещё так:

Никого не родила,

А все матушкой зовут.

Давным - давно, когда мир только появился, и звездочки - хохотушки впервые протянули друг другу свои звонкие лучика, Добрый Волшебник, придумавший этот мир, сотворил ещё прекрасное чудо - Землю.

И первое, что он придумал - вода. Вода есть, солнышко пригревает своими лучами - стрелами Землю. Но на земле должна быть жизнь.

И вот вы сейчас, как добрые волшебники, совершите чудо - сотворите жизнь на Земле. Пусть растут деревья, цветы, порхают бабочки, поют птицы, плещется рыба и т.д. То есть, пусть на Земле появится всё самое прекрасное, что есть сейчас. Но прежде всего, загляните в глубину своего сердца - в нём светится чистая звездинка доброты и любви Волшебника.

Вы - люди, и можете дарить друг другу радость и любовь, можете преображая, украшать этот мир, и быть подобно Доброму Волшебнику, замечательным творцом. Творите это добро! (Дети рисуют).

Смотрите, все, какая прекрасная у нас получилась планета - Планета, дающая жизнь.

Наша Земля - это горы, реки, леса, моря, люди, животные. Это наш общий дом, в котором человек - хозяин. Он должен быть добрым и заботливым; любить, беречь, хранить и украшать жизнь.

Как хорошо вокруг!

Природа наш хороший,

Наш добрый верный друг!

Похожие работы на - Природа как средство формирования нравственности младшего школьника

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!