Участие профсоюзов в выборах органов власти

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,39 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Участие профсоюзов в выборах органов власти















Участие профсоюзов в выборах органов власти

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это самая массовая общественная организация.

Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главных функций - представительства интересов и защиты прав работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся. Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Профессиональные союзы возникли как добровольные объединения рабочих и служащих по профессиям.

Участие профсоюзов в выборах - это возможность публично заявить о своих целях и действиях, обратиться к широким слоям населения. Профсоюзы, возникнув около 300 лет назад, и по сей день являются важнейшим элементом механизма регулирования труда в условиях рыночно экономики.

Оценивая события последних лет с позиций сегодняшнего дня, можно с сожалением сказать, что с приобретением своей независимости профсоюзы на всех уровнях потеряли во многом и свою значимость.

Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений. Профсоюзы утратили право законодательной инициативы.

В Государственной Думе они представлены слабо. Вопрос об участии профсоюзов в политике был сложным на протяжении всей истории существования рабочего движения. Однако в современной России многие профсоюзные активисты приходят к выводу о необходимости рабочего представительства в органах гос. власти. В связи с этим тема работы является актуальной.

Цель исследования - изучение участия профсоюзов России в выборах органов власти.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

изучить историю становления профсоюзного движения, выделить основные задачи и функции профсоюзов;

рассмотреть права профсоюзов и участие их выборах органов власти;

определить практическую деятельность профсоюзов в Ярославской области.

1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ

1.1 Возникновение российского профсоюзного движения

23 июня 1933 года постановлением ЦИК, СНК СССР и ВЦСПС «Об объединении Народного комиссариата труда СССР с ВЦСПС» было принято решение о слиянии Наркомтруда с ВЦСПС и их органов на местах. Этим постановлением профсоюзы в лице технической инспекции труда были наделены правами государственного надзора и контроля.

Профсоюзы фактически стали частью системы государственного управления и в этом качестве выполняли функции социального обслуживания, а также роль медиатора между работниками и представителями администрации или властями.

Но и в этих условиях они успешно трудились над выполнением программы коллективизации и индустриализации страны. Профсоюзы внесли неоценимый вклад в разгром немецко-фашистских войск и восстановление народного хозяйства нашей страны. В годы военного лихолетья при участии профсоюзов формировалось народное ополчение, велась подготовка населения к самообороне, осуществлялся перевод на военные рельсы промышленности и сельского хозяйства, оказывалась помощь семьям фронтовиков.

Неотложной задачей стала работа, связанная с эвакуацией промышленных предприятий, развертыванием строительства оборонных предприятий в восточных регионах страны, выпуском военной продукции. В 1941-1942 годах было эвакуировано свыше 2,5 тысяч промышленных предприятий и 17 млн. человек.

В годы войны на базе профсоюзных домов отдыха и санаториев было открыто более 215 госпиталей. Лечебно-оздоровительная и культурно-массовая работа профсоюзов была неотделима от деятельности по укреплению патриотизма воинов.

Культурно-просветительные учреждения профсоюзов, профсоюзные работники и агитаторы, были проводниками воспитательной работы. Особой заботой профсоюзов в годы войны стали осиротевшие дети. При профсоюзной поддержке было создано 249 детских домов, где нашли приют и затем вышли в люди тысячи наших сограждан.Роль профсоюзов в движении «Все для фронта - все для Победы!» невозможно переоценить. За самоотверженный труд более 200 тружеников тыла были удостоены высокого и почетного звания Героя Социалистического Труда.

Профсоюзами издана Книга памяти, которая стала для современных и будущих поколений ценным источником информации о героическом прошлом нашего народа.

Конечно, социалистическая модель хозяйствования породила новые формы и методы деятельности профсоюзов, но сущность их всегда имела исконно профсоюзную направленность. Оценивая прошедшее с высоты нынешнего времени, можно по-разному говорить о роли и месте советских профсоюзов, но нельзя не признать их значительного вклада в становление и развитие Советского Союза, великой страны, в которой было немало сделано для трудящихся.

Да и по оценкам наших зарубежных коллег, социальные завоевания трудящихся западных стран вряд ли были бы столь весомыми, если бы не конкуренция капитализма с социализмом. Но во все периоды своей деятельности профсоюзы никогда не утрачивали характера самодеятельной общественной организации.

В самые тяжелые времена гражданской войны и разрухи, коллективизации и индустриализации страны, фашистского нашествия и послевоенного восстановления народного хозяйства, первичные профсоюзные организации оставались очагами производственной демократии, рабочей солидарности и взаимопомощи, выполняя свои основные функции: защитную, представительскую, самоуправленческую, контрольную.

При их так называемом «огосударствлении» профсоюзы распоряжались громадными общенародными средствами, управляли социальным страхованием, организовывали санаторно-курортное лечение и отдых трудящихся, отдых и оздоровление детей, от имени государства руководили технической инспекцией труда, вели культурно-массовую и спортивную работу, были главными распределителями общественных фондов потребления.

И выполняли они эту работу социально - ответственно, справедливо и в высшей степени профессионально.

На XVIII съезде профсоюзов СССР было отмечено, что профсоюзы обладают огромными правами. Это право контроля за выполнением административных соглашений и договоров и право приостановки действий хозяйствующих субъектов, если они идут в разрез с законными действиями трудящихся.

Нынешним собирателям единого социального налога и распорядителям страховых средств было бы полезно поучиться у советских профсоюзов организации этой работы, эффективность которой была несоизмеримо выше. И мы считаем, что при проведении административной реформы, одной из целей которой является снятие с государства ряда функций, было бы правильным учесть этот опыт и передать вопросы социального страхования в ведение общероссийских объединений профсоюзов и работодателей с сохранением за государством контрольных функций.

Возрождение Российской государственности, радикальный переход нашей страны с социалистического на капиталистический путь развития вызвал кардинальные изменения всех сторон жизни страны и общества, в том числе в экономике, трудовых отношениях и социальной сфере. Новые жизненные реалии внесли коренные перемены и в деятельность профсоюзов России, потребовали от них переосмысления и пересмотра идеологии, целей и задач, функций, форм и методов работы, их адаптации к жестким условиям рыночного хозяйствования.

Опираясь и творчески развивая проверенные историей традиции профсоюзного движения профессиональные союзы России адекватно откликнулись на вызов времени. В период 1989-1992 годов шел активный процесс образования российских профсоюзов как самостоятельных структур и выхода их из-под партийной опеки. В сентябре 1989 года IV пленум ВЦСПС принял решение о создании Российского совета профсоюзов. С этой целью был образован оргкомитет для проведения Всероссийского съезда профсоюзов.

1.2 Понятие профсоюзов, их задачи и функции

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст.5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст.8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций - защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов - это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция - защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию - представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

Защитная функция профсоюзов - это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст.29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст.11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст.1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в кото-рые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - морали, традиции и др.

Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

2. ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ, ИХ УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

2.1 Основные права профсоюзов

Современное законодательство позволяет профессиональным союзам сосредоточиться на выполнении основной задачи - представлять и защищать социально-экономические интересы работников, эти права характеризуют отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами решений в сфере труда. По отношению к государственным и хозяйственным органам осуществление профсоюзами подобных полномочий является реализацией ими своих прав. Но по отношению к трудящимся, от имени и в интересах которых выступают профсоюзы, осуществление полномочий профсоюзов составляет их обязанность. Поэтому полномочия профсоюзов принято характеризовать как права-обязанности: права по отношению к государственным и хозяйственным органам и обязанности перед трудящимися.

Основные права-обязанности профсоюзов перечислены в гл. Закона от 12 января 1996 г. Профсоюзы вносят предложения и высказывают свое мнение по проектам законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Системы оплаты труда и норм труда устанавливаются работодателями с учетом мнения профсоюзных органов и закрепляются в коллективных договорах.

Профсоюзы участвуют в разработке государственных программ занятости, они должны быть уведомлены о предстоящем приостановлении производства и сокращении рабочих мест. В установленных законодательством случаях увольнение работника - члена профсоюза может быть произведено только с учетом мнения выборного профсоюзного органа (ст.12 Закона).

Профсоюзы ведут коллективные переговоры и заключают от имени работников коллективные договоры и соглашения, а также осуществляют контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений. Профсоюзы имеют право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, в соответствии с законом проводить забастовки и другие коллективные действия. Отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами строятся на основе социального партнерства. Профсоюзы наравне с другими социальными партнерами участвуют в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов (ст.13, 14, 15 Закона).

Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от государственных и хозяйственных органов информацию по социально-трудовым вопросам. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и создают для этой цели собственные инспекции труда.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечение безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами в соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений, требования охраны труда (ст.370 ТК РФ).

По-новому осуществляют профсоюзы защиту интересов в органах по рассмотрению трудовых споров. В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы имеют право либо по просьбе членов профсоюзов, других работников, либо по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры.

Для более квалифицированной помощи в деле защиты социально-трудовых и других прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать собственные юридические службы и консультации.

Полномочия профсоюзов обладают различной юридической силой. Юридическую силу характеризует степень обязательности предложений профсоюзов для государственных и хозяйственных органов. Одни полномочия носят совещательный (рекомендательный) характер, таково, например, участие профсоюзов в рассмотрении проектов законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Соответствующие государственные органы обязаны запросить мнение профсоюзов, выслушать это мнение и обсудить его, но решение принимают самостоятельно. Другие полномочия профсоюзов носят паритетный характер: например, коллективные договоры, соглашения принимаются на паритетных началах с профсоюзными органами.

Возможны случаи, когда профсоюзы принимают самостоятельные решения в сфере трудовых отношений, например, решения о проведении забастовок.

2.2 Участие профсоюзов России в выборах органов власти

Участие профсоюзов в выборах - это возможность публично заявить о своих целях и действиях, обратиться к широким слоям населения. С 1905 года и по 1917 год профсоюзы вели упорную борьбу с властью, выступали, фактически, за демократическое переустройство общества. Это период развития и становления профсоюзов. Они создавались под влиянием и при прямом участии оппозиционных партий. В этом одна из важнейших особенностей создания Российских профсоюзов. «Революция 1905г. заставила рабочие массы России соединить политические лозунги с экономическими требованиями. На знаменах первой русской революции был лозунг: «Долой самодержавие». Эти знамена несли профессиональные союзы. Установившаяся практика взаимоотношений лишала профсоюзы возможности выступить самостоятельной политической силой. Их политическая позиция во многом зависела от того, какая партия стояла во главе того или иного движения». Царское правительство всеми силами вело борьбу с массовыми организациями трудящихся. Губернаторы и градоначальники получали специальные циркуляры, в которых рекомендовалось жестко регламентировать деятельность профсоюзов. «В годы реакции с 1907 по 1910г. власти закрыли под разными предлогами 444 профсоюза, а 329 вновь созданным было отказано в регистрации. Почти все межсоюзные органы профсоюзов были разгромлены». В таких условиях многим профсоюзам приходилось действовать на нелегальном положении, в том числе центральным бюро. Но и при этом они находили возможность влиять на власть. В частности, использовали их депутатов в Государственной Думе. Правда, выборы в I Государственную Думу они бойкотировали несмотря на угрозу тюремного заключения и увольнений активистов профсоюзного движения.

Действовавшая тогда система выборов была антидемократичной, и Центральное бюро профессиональных союзом рекомендовало не поддерживать буржуазные партии. Выборы во II Государственную Думу проходили в обстановке начавшейся реакции и спада революционной борьбы. Тактика профсоюзов и левых сил в новых условиях изменилась. Они выступили за поддержку кандидатов в депутаты от РСДРП. Аналогичной тактики придерживались и в период выборов в государственную Думу. В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. В период перестройки профсоюзы представляли собой мощную общественную силу, с которой считались не только хозяйственные руководители предприятий и организаций, но и командно-административная система государства в целом. Роль профсоюзов в жизни страны была важной и нужной. Но время требовало других подходов.

В ходе дальнейшего реформирования профдвижения явилось создание в 1990году Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР). Решение об этом было принято на первом этапе Учредительного съезда профсоюзов России, проходившим 21-23 марта. Но фактически создана Федерация была лишь в октябре. Процесс создания российских профсоюзов на базе союзных растянулся до середины 1992 года и проходил в жарких спорах. И не случайно, ведь речь шла не просто о смене вывески на офисе, происходило качественное реформирование профдвижения. Ключевым в этот период стало слово независимость. Новая Федерация не только провозгласила, но и стремилась на практике реализовать принципы независимости от государственных органов, политических партий и движений. Важные изменения в связи с созданием ФНПР произошли и во внутренней жизни российских профсоюзов. На смену демократическому централизму пришли принципы федерализма. Они предусматривали добровольность вступления в Федерацию и выхода из нее, равноправие членских организаций, их самостоятельность в собственной деятельности, рекомендательный характер решений руководящих органов, защиту прав меньшинства. Одними из первых на путь самостоятельного развития профсоюзного движения встали профсоюзы Кузбасса. 2 октября 1990г. возникла Федерация профсоюзных организаций Кузбасса, которая стала проводить независимый курс. По мере хода либеральных реформ, сопровождающихся серьезными издержками, ФПОК все более активно переходила в оппозицию «демократическим» властям. Выступления были столь мощными, что с ними считалась Москва, а порою и ее потрясали. Оценивая события последних лет с позиций сегодняшнего дня, можно с сожалением сказать, что с приобретением своей независимости профсоюзы на всех уровнях потеряли во многом и свою значимость. Сегодня взаимодействие профсоюзов с органами государственной власти в основном ограничивается совместной работой в Трехсторонней комиссии. Профсоюзы утратили право законодательной инициативы. В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 профсоюзных объединений, крупнейшими из которых являются Федерация независимых профсоюзов России, Соцпроф, Единение, различные независимые профсоюзные объединения, например, Независимый профсоюз работников железнодорожного транспорта и транспортных строителей и др. Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР) образована в 1990 году. ФНПР является самым крупным профсоюзным объединением трудящихся России Федерация объединяет 41 общероссийский профсоюз на правах членских организаций и 6 профсоюзов, строящих свои взаимоотношения с ФНПР на основе договоров. Во всех республиках, краях, областях Российской Федерации действуют 79 территориальных объединений организаций профсоюзов, которые наряду с отраслевыми профсоюзами являются членскими организациями ФНПР. В общей сложности членские организации ФНПР объединяют около 26 млн. членов профсоюзов (более 95 процентов всех членов профсоюзов в стране). В Федеральных округах России взаимодействие с законодательными и исполнительными органами власти осуществляют секретари ФНПР.

В рамках ФНПР действуют Ассоциации профсоюзов, объединяющие работников непроизводственной сферы, трудящихся базовых отраслей, рабочих оборонной промышленности, машиностроения, транспорта, действующих в сфере предпринимательства и малого бизнеса. Важным этапом деятельности Профсоюза являются предстоящие выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и местных органов власти. Профсоюз заинтересован в выборе тех депутатов, которые выражают интересы трудящихся, отстаивают их права.

Президиум Центрального комитета Профсоюза постановляет:

. Считать важной задачей Профсоюза - участие членов Профсоюза в проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, местных органов власти.

. Территориальным комитетам, советам Профсоюза, профсоюзным комитетам первичных профсоюзных организаций:

.1 Принять активное участие в избирательной компании на предстоящих выборах.

.2 Проводить широкую разъяснительную, агитационную работу в поддержку тех кандидатов в депутаты, чьи программы и практические действия отвечают целям и задачам Профсоюза, обеспечению социальной защищенности интересов трудящихся.

.3 Организовать поддержку профсоюзных кандидатов в депутаты, включенных в избирательные списки партии «Единая Россия» через региональные организации Общероссийского народного фронта.

.4 Организовать привлечение каждого члена Профсоюза к участию в предстоящих выборах органов власти, добиваться включения представителей профсоюзных органов в состав избирательных и наблюдательных комиссий.

.5 Оказывать всестороннюю помощь представителям профсоюзов, работающим в составе избирательных комиссий.

.6 Направлять в ЦК Профсоюза информацию:

. О представителях Профсоюза, кандидата в депутаты законодательных органов власти всех уровней. Срок: за два месяца до выборов.

. О представителях Профсоюза, выбранных депутатами в законодательные органы власти всех уровней. Срок: через 15 дней после выборов.

. Сбор информации, и её анализ поручить отделу организационной работы аппарата ЦК Профсоюза.

. Контроль за исполнением Постановления возложить на секретаря ЦК Профсоюза.

Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также системы коллективных договоров, социально-партнерских соглашений на всех уровнях вплоть до федерального. Профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией (предприятием, учреждением, организацией независимо от форм собственности и подчиненности). По большому счету, все проблемы, связанные с участием профсоюзов в выборах, лежат не в чисто политической сфере. В том случае, когда профсоюзы обладают высокими мобилизационными и финансовыми возможностями, то совершенно все равно, будут ли они реализовывать свои политические притязания через поддержку конкретной партии, участия в блоке или раскрутке самостоятельной политической силы. Даже в том случае, если такие профсоюзы вообще не будут участвовать в выборах, у них хватит инструментов, чтобы навязать политическим партиям свое мнение.

Сказанное относится и к деятельности профсоюзных депутатов, избранных по партийным спискам. Можно сколько угодно упрекать их в недостаточной эффективности. Но степень этой эффективности зависит от той силы, которая стоит за ними. Если профсоюз отправляет в законодательную власть своего представителя, то кроме императивного мандата (обязательств представителя голосовать так, как решат профсоюзы), профсоюз обязан обеспечить ему необходимую поддержку вне стен, например, Думы. Это необходимо для того, чтобы предложения профсоюзного депутата воспринимались серьезно. Уже год можно слышать о возможном создании внутри «ЕР» фракций - правой и левой. Однако при этом качественный вопрос заключается не в возможности публичной дискуссии в рамках этой партии, а в том - будет ли у представителей «левой» (или социальной) фракции возможность голосовать отдельно при принятии законопроектов. Если разговор идет только о свободе дискуссий, то это сугубо внутреннее дело «ЕР». Участие профсоюзов в выборах - это возможность публично заявить о своих целях и действиях, обратиться к широким слоям населения.

выборы орган власть профсоюз

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗА

3.1 Общественная организация «Объединение организаций профсоюзов Ярославской области»

С советских времен у жителей нашей страны слово «Профсоюз» ассоциируется с ощущением защищенности у трудящихся, путевками в санатории для взрослых и летние лагеря для детей, активной ячейкой на предприятии, и многим другим, несущим только положительные эмоции. На данный момент роль профсоюзов в жизни трудящегося населения остается по-прежнему очень значимой. Конечно, время оказывает влияние на любой вид деятельности. Какие коррективы современность внесла в работу профсоюзов, нам рассказал Савельев Владимир Егорович, председатель общественной организации «Объединение организаций профсоюзов Ярославской области».

В нашем государстве права работающего населения прописаны в Трудовом кодексе и федеральных законах. Но собственники предприятий, ставя для себя главной целью зарабатывание денег, не всегда думают о наемных работниках. Профсоюз сегодня - единственная общественная организация, призванная отстаивать и защищать права работника. Профсоюз поможет в случае увольнения с работы, при задержке выплаты заработной платы, при получении производственной травмы и других несправедливых действиях.

Главная трудность, с которой приходится сталкиваться сейчас - боязнь людей потерять свое рабочее место, замалчивание нарушений работодателем трудового законодательства. Тем же, кто нашел смелость отстаивать свои права, Объединение организаций профсоюзов оказывает бесплатную правовую помощь, защищает члена профсоюза при расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Для этого в Объединении созданы правовая и техническая инспекции труда.
В новых рыночных условиях роль профсоюзов неизмеримо возрастает. Там, где возникают или могут возникнуть трудности, в первую очередь и создается профсоюз. Авторитет профсоюзной организации - в ее действиях, в каждодневной работе в интересах своих членов профсоюзов.
Если профсоюзы эффективны, то они необходимы работникам, если нет, то их ждет печальная судьба. Радует, что постоянно появляются новые профсоюзные организации, даже если какие-то исчезают.
Главная цель этой организации - защита социально-трудовых прав каждого работающего человека. Профсоюзы выступают за достижение справедливого и достойного уровня оплаты труда, пособий и пенсий, социальной защищенности работников. Профсоюз также является социальным партнёром работодателя, он заинтересован в стабильной работе предприятий. Глобальная цель, к которой он стремится - крепкое государство и эффективный бизнес. В нашей области власти, работодатели и профсоюзы договариваются о решении возникающих вопросов посредством региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Туда входят представители правительства Ярославской области, Объединения организаций профсоюзов Ярославской области и некоммерческого партнерства «Экономический совет Ярославской области». Владимир Егорович говорит: «Главное на сегодняшний день - мы научились договариваться с представителями работодателей и властей, вести конструктивный диалог через трехстороннюю комиссию».
На данный момент деятельность Объединения развивается по двум направлениям: защитное и представительское. Выпускается своя газета - «Голос профсоюза», тираж - более 1000 экземпляров. Она бесплатно распространяется по первичным профсоюзным организациям.
Отдельное направление в объединении профсоюзов - работа с молодежью. Сейчас практически треть членов профсоюзов - молодые люди до 35 лет. В рамках объединения работают молодежные советы, оно сотрудничает с союзом студентов, другими молодежными организациями. Владимир Егорович рассказывает: «В сфере работы с молодёжью, конечно, своя специфика, но новых грамотных специалистов готовить необходимо. Чем мы и занимаемся». Объединение имеет свой учебно-методический центр, в котором ежегодно получают образование около 4000 членов профсоюзов. На занятиях изучаются аспекты ведения профсоюзной работы: составление коллективных договоров, контроль над охраной труда, знание Трудового кодекса РФ. Рассматриваются конкретные вопросы: как защищать работников, когда Трудовой кодекс нарушают, и многое другое.
«Объединение организаций профсоюзов Ярославской области» имеет соглашение с Объединением профсоюзов Белоруссии. Сотрудничество обусловлено тем, что многие предприятия нашего региона представлены там, а белорусские организации, в свою очередь, имеют представителей у нас в области. Владимир Егорович добавляет: «Производственная интеграция между нашими странами продолжается. Мы общаемся, перенимаем опыт друг друга. И еще: там хорошие здравницы, в которые мы отправляем отдыхать ярославских трудящихся».
Объединение занимается, в частности, вопросами обеспечения трудящихся квалифицированной бесплатной медицинской помощью. Участвует и в решении жилищных проблем нуждающихся. По мере сил старается влиять на то, чтобы рост тарифов на услуги ЖКХ, транспорт не превышал темпы роста размера заработной платы у людей в области. Объединение следит за соблюдением норм охраны труда, коллективных договоров: чтобы работники были обеспечены всем, что нужно человеку для нормальной жизнедеятельности. В общем, присутствует в любой отрасли, делает свой вклад в её развитие.
Главное, что делает Объединение - это помощь конкретным людям: например, бесплатная юридическая помощь членам профсоюзов. Оно участвует в расследовании всех несчастных случаев, которые происходят в организациях.
Совсем недавно была проведена огромная работа: когда в области началась ликвидация одного из предприятий, отстаивали права работающих там людей. Чтобы КАЖДОМУ выплатили полагающееся при сокращении пособие. Этого удалось добиться. При сокращении штата организаций работодатели пытаются сэкономить, нарушая права сотрудников. Добиваются, чтобы человек решил уволиться по соглашению сторон, ведь тогда ему не придется выплачивать те деньги, которые должны перечислить при процедуре сокращения. С такими нарушениями объединение тоже борется. За время его работы удалось отстоять законные права многих и многих трудящихся.
Более ста лет назад рабочие стали создавать профессиональные объединения. Люди хотели иметь организацию, которая бы помогала им защищать свои права, оказывала помощь при несчастных случаях. «Профсоюзы в моём представлении - это не общественная организация в общем понимании - объясняет Владимир Егорович - ведь конституционное право граждан на объединение в профессиональные союзы прямо прописано в статье 30 Конституции Российской Федерации».

Права, закрепленные за профсоюзами, прописаны не только в Конституции, но и в Трудовом Кодексе, законодательстве о профессиональных союзах и других федеральных законах. Профсоюзам дано право контроля за соблюдением трудового законодательства: выполнением условий трудовых договоров, различных соглашений.

«Объединение организаций профсоюзов Ярославской области» существует не на гранты, и не за счет спонсоров. Как и раньше, организация функционирует за счет отчислений рабочих - членов профсоюза. В нем состоит около 150 тысяч членов профсоюзов и почти 1500 первичных организаций. В объединении представлены и работают 23 отраслевых общероссийских профсоюза (здравоохранения, народного образования, транспорта, связи и других). В объединение напрямую обращаются и рабочие организаций, где своих обкомов нет.

3.2 Обмен опытом Ярославской областной организации профсоюза

В Ярославской областной организации профсоюза педагогов 30 560 членов, которые входят в 739 «первичек» и 20 территориальных организаций. В профсоюзе 17 тысяч работающих, 12 тысяч студентов. Для сравнения: в учительском профсоюзе Вологодчины - 29 622 члена профсоюза, 900 «первичек» и 27 районных и городских организаций. В профсоюз входят 20 тысяч работающих, 7,5 тысячи студентов.

Профсоюз педагогов Ярославской области добился доплат за классное руководство преподавателям всех образовательных учреждений. Медработники областных и муниципальных учреждений получают прибавки к зарплате. Об этих и других достижениях своих коллег узнали члены президиума и работники обкома профсоюза учителей Вологодчины, побывав с визитом в Ярославле.

Профсоюз в Ярославле смог добиться, чтобы дополнительные выплаты за классное руководство производились преподавателям всех образовательных учреждений. На Вологодчине пока эти доплаты получают только учителя, работающие в учреждениях общего и специального образования.

Кроме этого, медицинские работники образовательных учреждений Ярославской области имеют некоторое преимущество перед вологжанами - им выплачиваются ежемесячные доплаты к заработку: врачам 1500 рублей, медсестрам - 800.

Большое внимание в области - опять же не без участия профсоюза педагогов - уделяется дополнительному и дошкольному образованию: из областного бюджета выделяются дополнительные средства для этих учреждений. Интересно, что в течение уже нескольких лет, вне зависимости от национального проекта, в Ярославской области среди учреждений допобразования проводится конкурс, победитель которого получает грант в размере 250 тысяч рублей.

Одним из достижений ярославских коллег является также то, что ставка заработной платы педагогов области на 20 процентов выше российского уровня. Вологжане, которые на протяжении 10 лет имели повышенные на 20-40 процентов тарифные ставки зарплаты, сейчас уступили пальму первенства соседним регионам.

Кроме того, Ярославская область перешла на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений. К чему это привело? Учителя крупных образовательных учреждений «выиграли», но малых - оказались в тяжелом положении. И профсоюз высказывает свои опасения, что такая система оплаты труда приведет к очень большой дифференциации в заработных платах педагогов.

В центре внимания профактива Ярославского областного объединения профсоюзов и вопросы мотивации профсоюзного членства. Они рассказали вологодским коллегам о ряде действующих и разрабатываемых ими соответствующих программ. К примеру, профсоюзы заключили с местной компанией мобильной связи договор, согласно которому для членов профсоюза вводится свой льготный тарифный план, который так и называется - «Профсоюзный». Эта услуга позволяет даже подписаться на информацию по темам: деятельность ФНПР, социально-трудовые отношения, охрана труда, социальные гарантии, обзор прессы о профсоюзах.

В планах Ярославской областной организации профсоюза работников образования - создание кредитного союза, где члены профсоюза смогут получать ссуды на более выгодных условиях, чем предоставляют банки.

Напоследок председатель Вологодской областной организации профсоюза педагогов Олег Димони пригласил своих коллег из Ярославля посетить Вологду, чтобы ознакомиться с деятельностью вологодского обкома, узнать, какие имеются дополнительные меры социальной защиты у педагогов Вологодчины, которые приняты благодаря профсоюзу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования были сделаны следующие выводы.

Профсоюзы играют в обществе особую роль, оказывая влияние на органы государственной власти и работодателей в выработке и реализации политики в области охраны труда, создании нормативных и безопасных условий труда на предприятии. Сегодня в России немало социально - экономических проблем, к числу которых следует отнести низкую заработную плату, большое количество несчастных случаев на производстве, нарушение трудового законодательства. Зачастую нарушаются принципы социального государства, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Но профсоюзы, выступая в защиту интересов людей труда, используют в своей деятельности различные методы - от ведения переговоров до забастовок. Подводя итог, необходимо отметить, что изучение прошлого опыта профсоюзного движения - это уроки для настоящего и будущего. Они очевидны в вопросах строительства отношений с государственной властью и властью хозяйственников. История показывает, что профсоюзы в силе защитить права работников и их интересы. Трудностей в работе профсоюзов возникает сегодня много, но все же удалось добиться принятия ряда законов, касающихся прав профсоюзов, о которых упоминалось. Поэтому все острее встает вопрос о том, как, используя эти законы, строить свои отношения с органами власти всех уровней. Как показала история, профсоюзам необходимо взаимодействовать с партиями, программные положения которых совпадают с социально-экономическими интересами трудящихся. Это может только содействовать укреплению влияния профсоюзов в обществе. Тогда и политические партии будут проявлять большую заинтересованность в поддержке со стороны профсоюзов, которые, хотя и утратили во многом свои позиции, по-прежнему остаются силой.

Исторический опыт доказал, что сила профсоюзов - в солидарности, и только солидарные действия работников, объединенных в профсоюзы, смогут защитить свои права.

Главной особенностью профсоюзов является их право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Они имеют право на содействие занятости, на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением, на участие в урегулировании коллективных трудовых споров. Для них установлены особые права на взаимодействие с работодателями, их объединениями, органами государственной власти, местного самоуправления, на участие в коллегиальных органах управления организаций.

Права профсоюзов регламентированы многими другими законодательными актами, среди которых важнейшими являются Конституция Российской Федерации, Кодекс законов о труде Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Существенные права профсоюзов закреплены в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Основах законодательства Российской Федерации об охране труда и др. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I и II).

Профсоюзы вправе осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде, участвовать в охране труда и окружающей природной среды. Они имеют право на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества. Им предоставлены права на социальную защиту работников, интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197 ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г.). Российская газета от 30.12.2001

.Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изм. и доп. от 31 декабря 2002 г.). Российская газета от 16.07.1999.

.Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г.). Российская газета от 25.07.2002.

.Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (с изм. и доп. от 6 ноября, 30 декабря 2001 г.). Российская газета от 30.12.2001.

.Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изм. и доп. от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г.). Российская газета от 7.11.2000.

.Письмо Минюста РФ от 1 марта 1996 г. N 08-09-38-96 О методических рекомендациях по применению органами юстиции некоторых положений действующего законодательства об общественных объединениях.

.Гражданское процессуальное право России: Учебник / Боннер А.Т., Громошина Н.А., Гукасян Р.Е. и др.. - М.; Былина, 2006. - 400 с.

.Власов В.В. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" М.2008

.Гражданский процесс: Учебник / Воложанин В.П., Кайгородов В.Д., Кац А.К. и др.. - М.; БЕК, 2006. - 462 с.

.Курс российского трудового права: В 3-х томах. Часть общая. Т. 1 / Гребенщиков А.В., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. и др.. - С.-Пб.; Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2006. - 573 с.

.Правовое регулирование рынка труда: Учебное пособие / Дедов Д.И.. - М.; Стоглавъ-Н, 2009. - 144 с.

.Правовые проблемы участия профессиональных союзов в разрешении коллективных трудовых споров: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Зеленов М.Ф.. - М., 2009. - 19 с.

.Социальные права человека и социальне обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты / Иваненко В.А., Иваненко В.С.. - С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2010. - 404 с.

.Комментарий к Конституции Российской Федерации под общ. ред. Карповича В.Д. М. 2002

.Коршунов Ю.Н. Комментарий законодательства РФ об охране труда. М. 2007

.Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ. М. Спарк, 2008 г.

.Коршунов Ю.Н. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами // Гражданин и право. - М.; Новая правовая культура, 2007. - № 4.

.Юридические лица и налоговые правоотношения / Маньковский И.А., Семенков В.И.. - Минск; ПолиБиг, 2009. - 220 с.

.Окуньков Л.А.Комментарий к Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации". М 2010

.Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. Окунькова Л.А.. М. 2009

.Гражданский процесс в государствах - членах Европейского Союза: Учебное пособие / Папкова О.А.. - М.; Изд-во Междунар. ун-та, 2008. - 246 с.

.Сенников Н.М. Правовые основы социокультурной деятельности профессиональных союзов России // Проблемы правоотношений в социально-культурной сфере: Ученые записки юридического факультета. - С.-Пб.; Изд-во СПбГУП, 2010. - Вып. 8. - с.27-32

.Труд и право. Отраслевые профсоюзы стран содружества в условиях рыночной экономики. Вып. 2. - М.; Профиздат, 2009

.Труд и право. Конвенции МОТ и деятельность профсоюзов. Вып. 3. - М.; Профиздат, 2009. - 198 с.

.Шугаев А.А. Правовые основы участия профсоюзов в урегулировании разногласий между работниками и работодателем // Российский судья. - М.; Юрист, 2008. - № 9. - с.9-22

Похожие работы на - Участие профсоюзов в выборах органов власти

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!