Управление городским хозяйством

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,57 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление городским хозяйством

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Управление городским хозяйством

По предмету: Муниципальное управление

Выполнила: студентка 6 курса

Специальность: ГМУ

Николина Н.Л.

Преподаватель: Грачев А.Б.









г.

1. Состояние и проблемы инженерного обеспечения городов

Задачи обеспечения эффективного функционирования инженерных систем городов сегодня, в условиях крайне низкого уровня их безопасности и практически полного отсутствия гарантированного запаса прочности и производительности, входят в число приоритетных задач градостроительства. Задачи эти носят технический, организационный, а по многим позициям и социальный характер.

Бурное новое строительство (не только жилищное, но и обслуживающих объектов - торговых комплексов, складов, гаражей и пр.), последовавшее после долгих лет стагнации и разрухи в большинстве крупных и средних городов России, создало серьезные технические, инженерно экологические проблемы, решать которые приходится большинству сегодняшних руководителей городов.

Процессы роста крупных городских агломераций сопровождаются ростом численности населения - эти процессы идут на фоне общего сокращения населения малых городов, сельских поселений. Кроме того, новые экономические условия способствовали постепенной трансформации структуры и типологии жилой застройки, изменению масштабов развития инфраструктуры сферы услуг. При этом ресурсы инженерных сетей ряда городов не были рассчитаны на такой рост, городские инженерные коммуникации оказались не готовы к покрытию дополнительных нагрузок. И связано это не столько с «просчетами» градостроителей, сколько с бесхозяйственным отношением постоянно сменяющихся городских властей к вопросам развития базовых инженерных систем. Вместо того чтобы начинать скорейшую модернизацию для нужд меняющейся экономики, каждый новый руководитель не считал необходимым вкладывать средства в задел для будущего инженерного благополучия города. В лучшем случае все сводилось к поддержанию имеющихся сетей и сооружений. А ведь при этом в коммунальные тарифы всегда изначально закладываются суммы не только на содержание сетей, но, в том числе, и на проведение капитальных ремонтных работ и новое строительство.

Проблемы инженерного благоустройства и безопасности функционирования инженерных систем требуют решения с учетом роста уровня потребления коммунальных услуг, требований к их качеству.

Современный уровень жизни горожан сегодня немыслим без полного набора инженерного благоустройства и жилья и городской среды в целом, в т.ч. и кварталов усадебной застройки - канализования, стабильного обеспечения электроэнергией, благоустроенного озеленения и пр.

Сфера услуг формирует все больший набор специфических в инженерном отношении объектов - на_пример, крупных торговых, развлекательных и офисных комплексов, имеющих очень высокие показатели выхода полезной площади на 1 кв. м территории и, соответственно, высокие требования к качеству инженерного обустройства.

Все эти проблемы носят системный характер и требуют самого серьезного рассмотрения в градостроительном проектировании - разделы по развитию инженерной инфраструктуры являются важной составной частью проекта генерального плана любого города и являются предметом первоочередного рассмотрения как эксплуатационными городскими службами, так и экспертными органами.

Такое особое возрастающее внимание к проектным решениям в части развития инженерного обеспечения развития городов обусловлено не только обостряющимися проблемами технического состояния инженерных сетей и сооружений, но и необходимостью перехода к согласованному планированию развития городского хозяйства как единого инженерного комплекса.

Решение отраслевых инженерных проблем должно быть взаимоувязано и рассматриваться в контексте с развитием всех элементов инженерных систем: водоснабжение + водоотведение + защита городских территорий от подтопления; инженерное обустройство берегов городских рек + строительство очистных сооружений ливневой канализации в прибрежной части. И список таких сложных смежных инженерных задач исчисляется в некоторых городах десятками.

При этом согласованное решение инженерного благоустройства городов подчас некому осуществлять - каждое ведомство отвечает за определенный тип работ, и учет взаимовлияния разных видов инженерного строительства на территориях никто не ведет. В качестве характерного примера таких просчетов можно привести типичную ситуацию: точечные решения по инженерной подготовке строительных площадок без учета общей детальной схемы инженерной подготовки территории, усугубленные утечками из сетей водоснабжения, привели к развитию обширных зон подтопления городских территорий - а это вода в подвалах, сырость, неблагоприятная экология. И таких примеров можно привести множество - практически каждый горожанин так или иначе сталкивается с инженерными проблемами не только в своей квартире, но и в своем квартале, на своей улице.

Такие программы для городов являются одним из важнейших инструментов реализации федеральных программ в области жилищного строительства, развития коммунального комплекса.

Активно развивающиеся в последний период механизмы государственно-частного партнерства создают возможности для реализации не только локальных инженерных задач по модернизации, реконструкции городских инженерных сетей и сооружений, но и для решения крупных дорогостоящих проектов строительства новых сооружений.

Комплекс городского инженерного хозяйства, как правило, включает в себя инженерные системы, обеспечивающие жизнедеятельность потребителей (населения, коммунально-бытовых, промышленных предприятий), расположенных непосредственно в городе и в его пригородной зоне, территория которой принадлежит, как правило, уже другому муниципальному образованию. Такие связи обусловлены единым процессом энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения и требуют рассмотрения инженерных решений с учетом интересов развития пригородных территорий.

Нередко задачи благоустройства городов противоречат интересам муниципальных образований на пригородных территориях - размещение полигонов твердых бытовых отходов, отстойников и пр. И эти задачи также требуют согласованных решений не только технического, но и социального и политического характера в рамках как соответствующей документации территориального планирования, так и программы комплексного развития системы инженерной инфраструктуры.

Основной целью такой программы является создание условий для приведения инженерной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания и улучшение экологической обстановки на территории. Стратегически программа комплексного развития системы инженерной инфраструктуры должна решать вопросы инженерного обеспечения нового строительства объектов жилищного фонда, соцкультбыта, земельных участков, отведенных под перспективную застройку.

Город должен иметь гарантированный резерв инженерных мощностей для устойчивого развития. Одним из наиболее значимых эффектов комплексного подхода к решению задач инженерного обеспечения городов является улучшение экологической ситуации.

Аспектов этого процесса много, в число наиболее типичных для городов можно включить следующие:

ликвидация встроенных, в том числе угольных, котельных, реконструкция водогрейного оборудования котельных позволят обеспечить снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, соблюдение нормативов промышленной безопасности объектов;

выполнение работ по реконструкции тепловых магистралей с прокладкой предварительно изолированных труб повысит надежность тепловых сетей, существенно уменьшит потери теплоносителя и ликвидирует один из источников подтопления городских территорий;

мероприятия по увеличению объема сточных вод, подвергаемых очистке и обеззараживанию, повышению эффективности работы очистных сооружений, ликвидации аварийных выпусков неочищенных сточных вод городской канализации направлены на предотвращение загрязнения городских водоемов;

строительство полигона по хранению и утилизации отходов производства и потребления с обустройством площадок для захоронения отходов позволит решить проблему хранения, захоронения и утилизации отходов.

Учитывая проблемы дефицита земельных ресурсов в пределах городских территорий, внедрение технологий по сортировке и прессованию отходов позволяет уменьшить их объем, продлить срок эксплуатации полигона.

Многолетняя практика проектирования крупных городов «РосНИПИурбанистики», основанная на анализе проблем функционирования инженерных систем, не раз доказала: только комплексный системный подход к решению инженерных задач города позволяет избежать серьезных инженерно-экологических проблем, повысить уровень комфортности и безопасности проживания.

управление строительный городской

2. Управление строительным комплексом города

В последнее время на страницах профессиональных журналов и в научных дискуссиях отстаивается мнение, что с изменением общеэкономических условий функционирования строительства как отрасли материального производства понятие строительного комплекса исчезает. Не может быть строительного комплекса и на уровне региона, тем более инвестиционного.

Безусловно, с этим утверждением можно согласиться только в том случае, если рассматривать строительный комплекс с точки зрения «национального управления капитальным строительством», ибо демонтаж административно-командной системы, разукрупнение и приватизация строительных объединений действительно привели к вакууму на среднем уровне управления, функции которого выполняли министерства и их подразделения: главные и территориальные управления.

Понятие «строительный комплекс», как объект государственного управления в настоящее время не только не отражает сущность реальных экономических отношений, но даже становится в известной мере экономической абстракцией, если речь идет о федеральном уровне (равно как и «федеральный рынок строительства»), и поэтому появляется термин «строительная сфера».

А вот в том, что феномен строительного комплекса в современных условиях исчезает согласиться нельзя, ибо он сейчас обладает другим сущностным экономическим и организационным наполнением.

В Российской архитектурно-строительной энциклопедии строительный комплекс определяется как «совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующуюся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата».

Исходя из логики развития предпринимательства в строительстве, т.е. создание конечной продукции, ее продажа и сервисное обслуживание (конечным результатом является строительная продукция, которая создается и эксплуатируется в регионе), можно утверждать, что любые исследования в этой области имеют четко выраженный региональный аспект, тем более что Россия - федеративное государство с широкими полномочиями составляющих ее субъектов.

Региональные власти имеют возможность создавать существенно различающуюся экономическую среду деятельности на своей территории. Да и в мировой практике организация процессов регулирования и развития инвестиционно-строительной деятельности решается на уровне регионов с учетом общегосударственных интересов, а также особенностей и потребностей регионов.

Основная задача регионального органа управления при разработке стратегии и тактики развития региона в современных условиях - это создание режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных товарных рынков, в том числе и рынка недвижимости, основанных на учете как федерального хозяйственного права, так и всей совокупности региональных особенностей (демографических, социальных, экономических и экологических).

Применительно к строительству региона это может означать:

активное влияние на процесс формирования производственной и социальной инфраструктуры региона;

формирование и проведение активной градостроительной политики в регионе;

создание благоприятных условий для формирования регионального строительного комплекса, его состава и структуры как технологической, так и по формам собственности на средства производства;

активное формирование инвестиционной политики на территории региона.

Безусловно, ряд перечисленных мер имеет общеэкономический характер, однако применительно к строительству их разработка и использование имеют первоочередную значимость для региона.

В условиях рыночной экономики активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежит инвестиционной политике, которая, как известно, включает в себя основные элементы:

выбор источников и методов финансирования инвестиций;

определение сроков реализации;

выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;

создание благоприятного инвестиционного климата.

Под инвестиционным климатом понимается среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Формируется инвестиционный климат под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций.

На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти. На этом уровне как бы происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов как иностранных, так и отечественных инвесторов с региональной средой.

В субъектах Федерации разработана и внедрена система мер, направленных на увеличение притока инвестиций в экономику регионов и предупреждение их оттока. Это поддержка инвестиционной деятельности (включая предоставление налоговых льгот), создание прозрачной процедуры осуществления инвестиционной деятельности и механизма работы с региональными инвестиционными проектами.

Мировой опыт развития рыночной экономики свидетельствует о существовании таких разнонаправленных базовых явлений, как свободная конкуренция и концентрация капитала. Расширению свободной конкуренции способствует развитие малого предпринимательства, которое можно назвать своеобразным индикатором конкуренции в экономике.

В настоящее время, в строительстве 96 % организаций являются малыми (т.е. до 100 человек), что свидетельствует о самостоятельности малого предпринимательства в формировании отраслевой структуры.

Следует заметить, что в совокупность строительных производств мы не включаем в обязательном порядке архитектурные и проектные организации, хотя они также технологически необходимы для создания конечной продукции строительства.

Как показывает практика, в настоящее время происходит интенсивное преобразование дореформенной системы проектных организаций. В первую очередь это касается организаций, специализирующихся на гражданском проектировании.

С появлением частных архитектурных и проектных организаций институт строительного проектирования стал полноправным участником рынка строительной продукции и занял свою нишу на этом рынке. Однако сама деятельность по проектированию строительных объектов никак не привязана к географическим координатам.

Сложившаяся к настоящему моменту структура, безусловно, требует совершенства, однако, следует подчеркнуть, что сложившаяся структура управления инвестиционно-строительным комплексом адекватно соотносится с современным состоянием строительства в регионах и обладает потенциалом, реализация которого способна в конечном итоге привести к повышению эффективности этого комплекса.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.aup.ru/

Похожие работы на - Управление городским хозяйством

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!