Метод должен быть по возможности экономичным.
Ни один из методов нельзя абсолютизировать, превращать его в единственно возможный и универсальный. Требуется совокупность исследовательских методов.
В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики физического воспитания, наибольшее распространение получили следующие методы:
. Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов.
. Педагогическое наблюдение.
. Беседа, интервью и анкетирование.
. Контрольные испытания (тестирование).
. Хронометрирование.
. Экспертное оценивание.
. Педагогический эксперимент.
. Математико-статистические методы.
Глава 2. Анализ учебной деятельности НОУ ВПО "ГЭТИ"
.1 Характеристика НОУ ВПО "ГЭТИ"
Институт был основан в 1996 году, как Академия "Континент", далее был переименован в НОУ ВПО "Академия социально-экономического развития" (институт), а на данный момент носит название НОУ ВПО "Гуманитарно-экономический и технологический институт" (сокращенное название - НОУ ВПО "ГЭТИ") и является негосударственным, некоммерческим научно-образовательным учреждением.
Институт осуществляет деятельность соответственно требованиям Федерального закона РФ «Об образовании», Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях», Федеральной программы развития образования, Трудового кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании РФ, Устава НОУ ВПО "ГЭТИ", Концепции развития института до 2011 года, приказов и распоряжений Министерства образования и науки РФ, другими локальными актами.
Устав института и его юридический адрес зарегистрированы в государственных учреждениях: Регистрационной палате, налоговых и статистических органах.
В настоящее время образовательная деятельность ведется в соответствии с Лицензией на право осуществления образовательной деятельности от 31 октября 2007 г., серия А № 283129, регистрационный номер 9453.
Деятельность Института осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и утвержденным Уставом.
Учредителями института являются физические лица.
Содержание профессиональных образовательных программ подготовки в Институте концептуально ориентировано на подготовку кадров высшей квалификации и обеспечение непрерывного образования.
В соответствии с лицензией основная вузовская подготовка осуществляется на базе общего среднего образования по очной и заочной формам обучения с присвоением квалификационной степени специалиста.
Образовательный процесс в Института социально-экономического развития ведется в соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности по очной и заочной формам обучения по 3 направлениям (бакалавриат), 5 специальностям высшего профессионального образования, 3 специальностям послевузовского образования, программам переподготовки и повышения квалификации.
Контингент обучающихся по направлениям и специальностям по очной форме обучения составляет 122 чел., по заочной - 371, все студенты обучаются на платной основе
Количество выпускников в 2010 году в целом по вузу 263 чел., в том числе по специальностям:
Таблица 2.1
Количество выпускников в 2010 году
Номер специальностиСпециальностьКоличество человек030301.65Психология91080507.65Менеджмент организации97030501.65Юриспруденция75
В целом по вузу процент выпускников, направленных на работу составляет 17,5, процент заявок на выпускников 15,2 (в основном запросы по телефону), выпускников, работающий в Москве и Московской области - 79,8%.
Прием осуществляется исходя из предельного контингента, установленного лицензией на право осуществления образовательной деятельности.
Для обучения по специальностям и направлениям по очной форме обучения в 2010/2011 учебном году было зачислено 15 чел. по очной форме обучения и 78 чел. по заочной, все студенты обучаются с полным возмещением затрат.
Конкурс по заявлениям по специальностям и направлениям подготовки составил от 1,0 (специальность Психология, очная форма обучения) до 1,3 (специальность Менеджмент организации, заочная форма обучения); конкурс при зачислении составил от 1,1 (специальность Юриспруденция, очная форма обучения) до 1,5 (специальность Менеджмент организации, заочная форма обучения).
В институте ведется подготовка аспирантов по 3 специальностям послевузовского образования. В аспирантуру на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Обучение в аспирантуре осуществляется по очной формам. Прием в аспирантуру проводится ежегодно в июне месяце. Прием в аспирантуру начался с 1997/1998 года, аспирантов первого года обучения 15 чел., второго года обучения - 2 чел., третьего года обучения - 1 чел. Выпуска аспирантов пока не было.
.2 Система управления института
Организационная и управленческая деятельность Института осуществляется на основе требований, предусмотренных Лицензией на право осуществления образовательной деятельности, определяется законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Уставом Института и строится на сочетании принципов единоначалия и коллегиальности.
Высшим органом управления в Института является Совет Учредителей. В компетенцию Совета входят:
принятие Устава Института, изменений и (или) дополнений к нему;
избрание ректора Института;
принятие правил внутреннего распорядка;
избрание комиссии по трудовым спорам;
Общее руководство Академией осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. В состав ученого совета Института без избрания входят ректор, который является его председателем, проректоры, а также по решению ученого совета - деканы факультетов.Полномочия ученого совета Института:
рассматривает и представляет Совету Учредителей проект Устава Института, изменений и дополнений к нему, проект правил внутреннего распорядка Института;
решает вопрос о возможности включения деканов факультетов в состав ученого совета Института, определяет случаи и порядок досрочного прекращения полномочий членов ученого совета Института;
устанавливает сроки и процедуру проведения выборов ректора Института, деканов факультетов и заведующих кафедрами, определяет порядок выдвижения и рассмотрения кандидатур на эти должности, требования к кандидатурам на должность ректора, устанавливает порядок замещения должностей заведующих кафедрами при образовании, объединении и разделении кафедр;
избирает деканов факультетов и заведующих кафедрами, осуществляет конкурсные отборы по замещению должностей профессоров, устанавливает размер учебной нагрузки для работников Института, осуществляющих педагогическую деятельность, определяет процедуру расторжения трудового договора с преподавателем в связи с его не-достаточной квалификацией;
принимает решения по основным вопросам организации учебного и воспитательного процессов в Института, в том числе о переносе сроков начала учебного года, увеличении срока обучения по заочной форме обучения, сокращении срока обучения лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней, а также лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу высшего профессионального образования в более короткий срок. Утверждает положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
утверждает Правила приема в Академию, устанавливает объем и структуру приема студентов на первый курс в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности в рамках предельного контингента;
рассматривает возможность организации подготовки специалистов по основным и дополнительным программам профессионального образования, определяет порядок освоения студентами дополнительных учебных дисциплин помимо дисциплин по избранным направлениям и специальностям;
утверждает положения о порядке формирования тематических планов НИР Института, отчетности об их выполнении и приемке результатов, утверждает основные направления и перспективные планы научных исследований и подготовки кадров Института;
ежегодно заслушивает доклады и отчеты ректора, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрам и. руководителей других структурных подразделений Института и принимает по ним решения и рекомендации;
решает вопросы изменения организационной и управленческой структуры Института, создания и ликвидации структурных подразделений;
рассматривает вопросы вступления Института в союзы, общества, ассоциации и иные общественные объединения, рассматривает и утверждает положения, регламентирующие различные стороны деятельности Института;
рассматривает и учитывает в своей деятельности рекомендации общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования;
контролирует выполнение своих решений и принимает рекомендации по результатам контроля;
осуществляет другие полномочия, вытекающие из законодательства Российской Федерации, Устава Института и нормативных актов, регламентирующих деятельность высших учебных заведений в Российской Федерации.
Непосредственное управление деятельностью Института осуществляет ректор.
Полномочия ректора:
руководит образовательной, научной, международной, внешнеэкономической, производственной, хозяйственной, финансовой и всей другой деятельностью Института в соответствии с Уставом и законодательством Российской Федерации;
несет полную ответственность перед коллективом за результаты работы Института;
утверждает положения о приемной, предметных экзаменационных, апелляционных и иных комиссий, утверждает правила проживания в общежитии и другие локальные акты, не противоречащие Уставу Института и законодательству Российской Федерации, осуществляет прием, перевод и отчисление студентов и аспирантов Института, устанавливает стоимость обучения в Института с возмещением затрат на обучение и стоимость дополнительных образовательных услуг;
назначает, кроме избранных ученым советом Института деканов факультетов и заведующих кафедрами, и освобождает от должностей руководителей структурных подразделений, определяет полномочия руководящего состава Института, его должностные обязанности и ответственность, утверждает должностные инструкции и штатное расписание;
производит прием на работу и увольнение с работы рабочих, служащих, заключает трудовые договоры с работниками, в том числе с проректорами Института, обеспечивает соблюдение установленного порядка замещения должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников;
управляет и распоряжается собственностью Института;
представляет Академию во всех отечественных и зарубежных организациях, учреждениях и предприятиях;
решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и Уставу Института, выдает доверенности, открывает счет в банке;
планирует и организует работу Ученого совета Института и контролирует выполнение решений Министерства образования и науки Российской Федерации и Ученого совета Института;
осуществляет другие полномочия, вытекающие из законодательства Российской Федерации, Устава Института и нормативных актов, регламентирующих деятельность высших учебных заведений в Российской Федерации.
Часть своих полномочий ректор может делегировать проректорам. Подбор кандидатов и назначение их на должности проректоров осуществляются ректором Института.
Руководители структурных подразделений Института назначаются приказом ректора по представлению проректоров или отдела кадров из числа специалистов, имеющих соответствующее образование, опыт работы, организаторские способности.
Основным административным и учебно-научным подразделением Института является факультет. Факультет осуществляет подготовку студентов, аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям (направлениям подготовки), повышение квалификации спе-циалистов соответствующей отрасли, а также руководство научной деятельностью кафедр, которые он объединяет.
Непосредственное управление деятельностью факультета осуществляет декан. Декан несет полную ответственность за результаты работы факультета. В пределах своих полномочий он издает указания и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся факультета.
Основным учебно-научным подразделением Института является кафедра. Кафедра осуществляет учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по одной или нескольким родственным дисциплинам, воспитательную работу среди студентов, а также подготовку научно-исследовательских кадров, повышение квалификации специалистов. Руководство кафедрой осуществляет заведующий кафедрой, который несет полную ответственность за результаты ее работы.
2.3 Построение учебной деятельности. Материально-техническая база
Учебный процесс в Института социально-экономического развития организован в зданиях и помещениях в соответствии с договором аренды и договорами о безвозмездном пользовании.
Для обеспечения комплексной подготовки выпускников по специальностям в Института имеются помещения, аудитории, кабинеты и лаборатории для проведения всех видов занятий, предусмотренных рабочими учебными планами и рабочими программами по дисциплинам. Имеется компьютерная техника, в том числе в локальных сетях, используемая в учебном процессе.
На факультетах имеются столы, проекторы, наглядные пособия. Оборудованы специальные методические кабинеты, в которых хранятся лучшие методические пособия, наглядные материалы в виде альбомов, плакатов, макетов. У каждого преподавателя есть дополнительный фонд наглядных и методических наработок по тематике курсов. Кроме того, на кафедрах постоянно развернуты выставки лучших работ студентов, отобранные с экзаменов и защит дипломных проектов. Этот фонд стимулирует работу кафедры: студентов и преподавателей, вызывает дух соревнования. Имеется криминалистическая лаборатория, оснащенная необходимым оборудованием.
При проведении занятий активно используется разнообразная ауди-визуальная техника: компьютерно-телевизионный комплекс, современные проекционные системы, психодиагностическое тестирование.
Социально-бытовые условия
В Института социально-экономического развития непрерывно проводится большая работа по улучшению социально-бытовых условий студентов и сотрудников.
Комплекс мероприятий включает в себя организацию учебных занятий, питание, медицинское обслуживание студентов и сотрудников во время проведения учебных занятий, сессий, конференций, семинаров и других мероприятий.
Академия располагает общежитием на 80 мест, удовлетворены все потребности студентов, нуждающихся в жилье. Имеется столовая на 38 посадочных мест, при общежитии находится столовая на 40 посадочных мест.
Общая оценка условий проведения образовательного процесса
Профессиональные образовательные программы, реализуемые в Института социально-экономического развития, обеспечены необходимыми и достаточными материальными, учебно-методическими, кадровыми и организационными условиями и ресурсами.
Вместе с тем существует большой простор для укрепления и расширения материальной базы и совершенствования условий проведения образовательного процесса.
В настоящее время совершенствуется библиотечная сеть Института, включающая в себя абонементы, на отдельных факультетах, наращивается компьютерный парк и его программное обеспечение для предоставления студентам возможности пользоваться электронными учебниками, учебно-научно-методическими материалами, связью on-linе с преподавателями.
Учебный процесс обеспечивается техническими средствами современных информационно-образовательных технологий.
.4 Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность института
Научно-исследовательская деятельность Института направлена на обеспечение взаимосвязи научного и учебного процессов.
Решая задачи по развитию и проведению фундаментальных исследований как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, учеными Института разрабатываются теоретические и методологические основы формирования и развития высшего образования.
За отчетный период было выполнено 7 работ по заказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на сумму 3 млн. 292 тыс. руб., в том числе:
-Анализ практики применения критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 399.5 тыс. руб.;
-Разработка методических рекомендаций по применению Классификаций и критериев, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 22.08.2005 № 535, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан - 299.5 тыс. руб.;
-Разработка предложений по обоснованию расходов федерального бюджета на социальную поддержку и реабилитацию инвалидов на среднесрочную перспективу - 499,5 тыс. руб.;
-Разработка требований к условиям и характеру труда для трудоустройства инвалидов вследствие основных инвалидизирующих заболеваний - 499,5 тыс. руб.;
-Разработка методических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальной программы реабилитации взрослого инвалида и ребенка-инвалида - 298 тыс. руб.;
-Разработка показателей деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы и инвалидности среди взрослого и детского населения на основе анализа данных форм государственного статистического наблюдения за 2006 год - 797 тыс. руб.;
-Анализ динамики и структуры инвалидности и показателей деятельности ФГУ МСЭ в Российской Федерации за 2007 год - 499 тыс. руб.
Средства хоздоговоров составили 230 тыс. руб., в т.ч.:
-Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия - 110 тыс. руб.
-Совершенствование системы материального стимулирования и оптимизация налогообложения предприятия - 120 тыс. руб.
Из собственных средств на фундаментальные исследования затрачено 2 млн. 164 тыс. руб. Работы проводились по следующим темам:
Финансовые механизмы управления (руководитель Шаров В.А.)
Проблемы государственно- и гражданско-правовых отношений в Российской Федерации (руководители Шаров В.А., Лобанов С.А.)
Исследование социально-экономических проблем в системе Российского образования (руководители Пряжникова Е.Ю., Тараненко В.В.)
На прикладные исследования затрачено 1 млн. 307 тыс. руб.
Исследование проблем криминологии и уголовного права зарубежных стран (руководитель Попов И.А.)
Исследование проблематики теории и истории государства и права России (руководители Лобанов С.А., Вещеникина О.М., Дашко А.В., С.И. Кириллов)
По результатам работ для обеспечения учебного процесса подготовлено 4 монографии, 9 учебников и учебных пособий:
Шаров В.А. Совершенствование финансовых механизмов управления отраслями медицинского комплекса, 500 экз., 4,2 п.л., М: НОУ Академия "Континент";
Белова Т.Н., Правовые отношения наследства, 500 экз., 2,2 п.л., М: НОУ Академия «Континент»;
Лопарев А.В., Особенности феномена политического конфликта в современной России, 500 экз., 11,2 п.л., М: НОУ Академия «Континент»;
Шаров В.А., Механизмы материального стимулирования в системе здравоохранения и социальной защиты населения, 500 экз., 5,1 п.л., М: НОУ ВПО Академия социально-экономического развития (институт);
С.И. Кириллов, А.А.Иванов Организационно-правовые основы исполнения наказания в виде лишения свободы в царской России XI - начало XX вв., 500 экз., 3,5 п.л., М: НОУ ВПО Академия социально-экономического развития (институт);
С.И. Кириллов, А.А.Иванов Организационно-правовые основы исполнения наказания в виде лишения свободы в Советской России: гуманистические аспекты, 500 экз., 3,5 п.л., М: НОУ ВПО Академия социально-экономического развития (институт);
С.И. Кириллов, А.А.Иванов Теория государства и права, 500 экз., 10,0 п.л., М: НОУ ВПО Академия социально-экономического развития (институт);
С.И. Кириллов, А.А.Иванов Криминологические основы правовой политики борьбы с преступностью государств западной Европы в XX - XIX вв., 500 экз., 2,5 п.л., М: НОУ ВПО Академия социально-экономического развития (институт);
Кириллов, А.А.Иванов Уголовная и пенитенциарная политика западноевропейских государств в XX - XIX вв.: криминологические аспекты, 500 экз., 3,1 п.л., М: НОУ ВПО Академия социально-экономического развития (институт);
Пряжникова Е.Ю., Социально-педагогическая система антинаркотической работы в образовательных учреждениях, 500 экз., 13,0 п.л., М: Российский Государственный социальный университет,
Тараненко В.В., Основы теории национальной безопасности геополитики, 500 экз., 6,0 п.л., М: НОУ ВПО «Академия социально-экономического развития» (институт);
В.В. Болотин, В.И. Соломатов, Финансы предприятий, 500 экз., 6,0 п.л., М: НОУ ВПО Академия социально-экономического развития (институт)
В целом по вузу 85 % профессорско-преподавательского состава участвуют в тематических конференциях, публикуют статьи, разрабатывают тренинги.
Успешно развивается работа научных школ Института: за отчетный период вышло около 110 научных статей, защищено 2 докторский и 6 кандидатских диссертаций.
Глава 3. Пути оптимизации учебно-методической деятельности НОУ ВПО "ГЭТИ"
.1 Пути совершенствования воспитательной работы
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности студента, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности.
Сегодня общество заинтересовано в таком работнике, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. применять полученные знания для их решения; обладает творческим мышлением; способен гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем; способен критически мыслить и генерировать новые идеи; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным и контактным в разных социальных группах; самостоятельно работать для развития собственного интеллекта, культурного уровня.
Целью, которую ставит перед собой профессорско-преподавательский коллектив Института в организации воспитательной деятельности, является формирование и разностороннее развитие творческой личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой общей культурой российского интеллектуала, с высоким уровнем профессиональной подготовки, социально активного гражданина.
Для достижения этой цели, коллектив должен был решить следующие задачи:
Поддерживать благоприятный интеллектуальный и нравственный эмоционально-психологический климат в Института; формировать у преподавателей и студентов чувства комфортности и защищенности.
Выстроить систему психолого-педагогической поддержки личности студента в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Формировать у студентов гражданскую позицию, патриотическое сознания, правовую и политическую культуру.
Воспитывать нравственные качества, духовность, ориентируясь на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры.
Прививать умения и навыки управления коллективом с использованием различных форм студенческого самоуправления.
Способствовать улучшению физического состояния, прививать потребности здорового образа жизни, воспитывать нетерпимое отношение к вредным привычкам, антиобщественному поведению.
Для наиболее полного и эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса, особенно на начальной стадии обучения студентов, обеспечения быстрой адаптации к учебной деятельности, назначаются кураторы академических групп 1-2-го курса дневных отделений из числа профессорско-преподавательского состава профилирующих кафедр. Работа куратора определяется целями и задачами учебно-воспитательного процесса в вузе.
Кураторы учебных групп назначаются деканами факультетов из числа профессорско-преподавательского состава кафедр. Работа преподавателя в качестве куратора является основным его поручением, включаемым в раздел «Воспитательная работа» кафедрального и индивидуального плана. Куратор закрепляется за учебной группой на 2 года. Руководство работой кураторов на факультете осуществляется деканатами и заместителями деканов по воспитательной работе. Методическую помощь кураторам оказывают проректор по учебной работе.
Самоуправление студентов способствует формированию единого коллектива с общими задачами, правами и обязанностями. Периодически осуществляется выезд в общежитие зам. деканов по воспитательной работе, где избирается состав Совета общежития и новые старосты этажей. Принимаются пожелания и предложения студентов по улучшению быта, отдыха и самостоятельных занятий, проживающих в общежитии. Проведено расширенное совещание студенческого актива общежития, администрации Института и общежития.
С целью формирования ценностных ориентаций и развитию личности кураторы вместе со студентами в свободное время посещают музеи, выставки и театры. Реализуется «План проведения культурно-массовых мероприятий на текущий учебный год», который включает, например: «День знаний», «Посвящение в студенты», дискотеки, литературно-музыкальные вечера, концерт художественного творчества студентов, концерты к Новому году, 8 марта, мероприятия в честь «Дня Победы» и др.
Основными итогами проводимой постоянно воспитательной работы со студентами являются высокий процент выпускников, работающих по специальности, высокий средний балл по итогам защит дипломных работ, а также отсутствие серьёзных нарушений правил этики поведения и трудовой дисциплины студентами, обучающимися в Институте социально-экономического развития.
3.2 Выявление сильных и слабых сторон
В последние несколько лет произошёл спад поступления выпускников в ВУЗ в связи с финансово-экономическим кризисом, который делает затруднительным получение образования на платной основе, а так же конкуренцией среди других ВУЗов.
Выявление сильных и слабых сторон.
Сильные стороны:
.ВУЗ 16 лет в системе высшего образования.
.Большое количество видов реклам.
.Высококвалифицированный преподавательский состав.
.Реклама под разными девизами.
.В 2008 году ВУЗ вошёл в сотню лучших ВУЗов России.
. Ежегодная организация научной конференции среди учащихся школ и студентов ВУЗов и ССУЗов.
. По окончании ВУЗа выдаётся диплом государственного образца.
. 100 % трудоустройство выпускников ВУЗа.
.Гибкая система оплаты. Возможность оплачивать обучение за месяц, семестр или год.
.Имеет свою символику.
Слабые стороны:
.Выделение малого количества денежных средств на расходы PR-мероприятий.
.Отсутствие выделения денежных средств на бренд (нет флага, кепок, футболок, стелы, шарфов и др. носителей символики ВУЗа).
.Недостаточная реклама в регионе.
.Отсутствие наружной рекламы.
Определение оптимизации слабых сторон
.Проводить консультации будущих абитуриентов в онлайн-режиме на сайте ВУЗа.
.Необходимо размещать рекламные щиты не рядом с вузом, а в местах скопления школьников, молодежи (школы, центр города).
.Выделение бюджетных мест.
.Каждый год изменять изображения рекламы.
.Провести конкурс в форме телевизионной викторины, транслировать на местном канале. Двум победителям выделить бюджетные места, участнику, занявшему второе место - 50 % скидки за обучение, третье место- 25 %.
Заключение
При прохождении практики был высоко оценен учебно-методический комплекс НОУ ВПО «ГЭТИ».
Этот учебно-методический комплекс призван помочь студентам психолого-педагогического факультета в подготовке к написанию курсовой работы по педагогике.
Пособие содержит учебную программу дисциплины, в содержание которой включены вопросы по организации и проведению научного исследования в педагогике.
Лекционные и практические занятия включают в себя упражнения и практические задания, направленные на формирование исследовательских умений и навыков, развитие абстрактно-логического и теоретического мышления, способность к методологической рефлексии.
Учебно-методические материалы лекционного курса, включают подробный план лекции по каждой изучаемой теме, вопросы и задания для самоконтроля.
Учебно-методические материалы по подготовке практических занятий, содержат планы проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем, задания для самостоятельной работы, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, список основной и дополнительной литературы с указанием конкретных страниц, поэтому очень важно строго придерживаться методических рекомендаций, с целью своевременного выполнения заданий по дисциплине и получения целостного представления о методике педагогического исследования.
Серия лекционных и практических занятий посвящены подготовке студентов к выполнению ими курсовых работ и выпускной квалификационной работы: они постигают общую логику исследования, учатся формулировать цели и задачи исследования, определять его объект и предмет, осознанно выстраивать его методику, грамотно оформлять список литературы в соответствии с установленными требованиями, проводить библиографический поиск с применением каталогов и научно-справочного аппарата книг, находить ошибки и корректировать научные тексты. Назначение предлагаемых студентам заданий состоит не столько в усвоении конкретного учебного материала, сколько в освоении способов учебной работы, определенной деятельности.
Прежде чем приступить к выполнению заданий для самоконтроля, студентам необходимо изучить рекомендуемую по каждой теме литературу и повторить содержание лекций. Общий список учебной, учебно-методической и научной литературы представлен в отдельном разделе пособия.
Кроме того, в процессе освоения дисциплины необходимо постоянно обращаться к педагогическим словарям и справочникам. В связи с ограниченным объёмом данное пособие включает базовый терминологический словарь. Советуем обратиться дополнительно к педагогическим словарям и энциклопедиям, помещённых в списках основной и дополнительной литературы в конце учебно-методического комплекса.
Стоит отметить, что студент, глубоко освоивший методологию, технологию, методы, технику учебно-научного педагогического исследования, приложивший эти знаний к курсовой или дипломной работе, сумеет грамотно, профессионально выполнять исследовательскую педагогическую работу и в своей профессиональной педагогической деятельности.
Обратите также внимание на приложение, материалы которого помогут студентам, аспирантам, учителям-исследователям провести самооценку уровней готовности к научно-педагогическому исследованию, а также проверить наличие этой готовности у педагогов, приступающих к проведению научно-педагогическому исследованию.
Итоговой формой контроля, подводящей изучение спецкурса к логическому завершению, предполагается выполнение студентами своего исследования, написание научно-исследовательской работы и последующее выступление студентов на семинаре, лекции или научно-практической конференции.
Список использованной литературы
1.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 606 с.
2.Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2006. - 574 с.
.Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник для студ.образовательных учреждений среднего проф.образования / Бережнова Е.В., 2005. - 124 с.
.Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов / Н. М. Борытко; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой, 2006. - 284 с.
.Борытко, Н. М. Методология и методы психолого - педагогических исследований: учеб. пособие для студ. вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко, 2008. - 319 с.
.Борытко, Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко, 2007. - 491 с.
.Давыдов В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов / В. П. Давыдов, 2006. - 127 с.
.Загвязинский, Владимир Ильич. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие / В. И. Загвязинский, 2008. - 173 с.
.Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный). Предназначен для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, 2005. - 447 с.
.Лазарев, Валерий Семенович. Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: практич. пособие для руководителей / В. С. Лазарев, 2008. - 44 с.
.Мочалин H.H. Шаров В.А. Комплексное управление маркетингом (пол редакцией профессора Мочалина H.H.) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ «КОНТИНЕНТ»
.Материалы по прохождению практик и оформлению отчетной документации студентами НОУ ВПО «ГЭТИ». Утверждены Ученым советом НОУ ВПО «ГЭТИ» от 2013г
.Научно-исследовательская работа студентов в современном вузе / В. Волков, 2008. - 64 с.
.#"justify">Приложения
Приложение 1
Самооценка методологической культуры учителя.
Особенностью предлагаемого теста является то, что он позволяет на основе самооценки знаний, умений и личностных качеств, отрефлексировать и определить актуальный уровень методологической культуры учителя.
При ответах на вопросы теста вы должны по десятибалльной шкале оценить степень выраженности соответствующих знаний, умений и личностных качеств.
балл - очень низкий уровень оцениваемого качества, или оно у вас ещё не проявлено.
балла - низкий.
балла - ниже среднего.
балла - чуть ниже среднего.
баллов - средний уровень.
баллов - чуть выше среднего.
баллов - выше среднего.
баллов - высокий.
баллов - очень высокий.
баллов - наивысший.
. В какой степени вы испытываете потребности в области обучения или воспитания что-то исследовать, реформировать?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
. Если у вас возникла блестящая педагогическая идея, то в какой степени вы способны, предварительно теоретически её обосновав, экспериментально проверить?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
. В какой степени вы способны чётко сформулировать суть исследуемой проблемы, цель, объект, предмет, научную гипотезу, задачи исследования, спланировать эксперимент?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
. В какой степени вы владеете такими методами педагогического исследования, как моделирование педагогических процессов, анкетирование, тестирование? (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
. Как высоко вы оцениваете свои умения разработать самостоятельно анкету, тест?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
. В какой степени в процессе и при обработке результатов педагогического эксперимента вы способны использовать методы математической обработки, компьютерную технику?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
. Участвовали ли вы ранее в организации какого-либо педагогического эксперимента и какова была ваша активность, ответственность, степень участия?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
. Способны ли вы назвать основные методологические принципы педагогического исследования, а главное, в какой степени вы способны их применять?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
. Способны ли вы и в какой степени, обобщив результаты педагогического эксперимента, написать статью, выступить на научном семинаре, на научной конференции?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
. Как высоко вы оцениваете свои умения и способности вести научные дискуссии, отстаивать свою точку зрения по какому-либо спорному методологическому вопросу, педагогической проблеме?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
По результатам ответов на вышепоставленные вопросы вы можете определить общий уровень вашей методологической культуры.
Суммарное число балловУровень методологической культуры10 - 181 - очень низкий19 - 272 - низкий28 - 363 - ниже среднего37 - 454 - чуть ниже среднего46 - 545 - средний55 - 636 - чуть выше среднего64 - 727 - выше среднего73 - 818 - высокий82 - 909 - очень высокий91 - 10010 - наивысший
Приложение 2
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Цель: определить уровень теоретических знаний и профессиональных умений педагогов образовательных учреждений, необходимых для проведения экспериментальной работы.
При проведении исследования рекомендуется использовать наблюдение за педагогической деятельностью учителей. В результате заполняется анкета, на вопросы которой отвечают педагоги, оценивая свои знаний и умения, и руководители образовательного учреждения, давая оценку знаниям и умениям педагогов (метод «компетентных судей», рейтинга). Против каждого вопроса нужно поставить «+» в одной из колонок.
№ п/пПрошу помощиЗнаю теорию вопросаМогу применить на практике, действуя по образцу.Могу применить на практике, действуя творчески.Могу обобщить свой опытМогу поделиться своим опытом с коллегами1.Знание своего предмета.2.Знание дидактики.3.Знание методики преподавания своего предмета.4.Знание детской возрастной психологии.5.Цели и задачи проводимого в школе (учебном заведении) эксперименте.6.Теоретические положения, лежащие в основе эксперимента.7.Достижения науки в области проводимой экспериментальной работы.8.Достижения передовой практики в области проводимой экспериментальной работы.9.Программа осуществления эксперимента в школе, свои функциональные обязанности в эксперименте.10.Предполагаемые результаты эксперимента.11.Изучение и оценка уровня подготовленности учащихся к проведению эксперимента.12.Изучение и оценка эффективности проводимой экспериментальной работы13.Знание и умение использовать методы исследования:13.1изучение психолого-педагогической литературы и школьной документации;13.2наблюдение;13.3социологические методы;13.4метод рейтинга;13.5метод к/р и устных опросов;13.6метод хронометрирования.Приложение 3
Оценка уровня подготовленности будущих учителей к научно-педагогическому исследованию в вузе
Уважаемый респондент!
Оцените свою подготовленность к научно-педагогическому исследованию, приобретенную в вузе. Для этого заполните следующую ниже карту-схему. Оценивание должно носить уровневый характер.(нулевой) уровень соответствует суждениям: «не владею вообще», «не умею осуществлять этот вид деятельности», «не подготовлен(а)» и др.(низкий) уровень: «усвоил(а) недостаточно», «весьма приблизительно представляю», «подготовленность очень низкая» и др.(достаточный) уровень: «пожалуй, умею», «уровень подготовленности достаточный», «думаю, что справлюсь» и т.п.(высокий) уровень: «владею полностью», «да, умею», «полностью подготовлен(а)» и т.п.
Инструкция по заполнению анкеты: внимательно прочитайте текст анкеты (карты-схемы), оцените уровень своей подготовленности - нулевой (I), низкий (II), достаточный (III) или высокий (IV) - и проставьте в соответствующей графе знак «+».
Показатели подготовленность к научно-педагогическому исследованию в вузеУровниI (нулевой)II (низкий)III (достаточный)IV (высокий)1. Осуществление поиска, накопления и обработки научной информации, владение основами библиотековедения, информатики. 2. Знание сущности педагогического исследования, его основных характеристик, классификаций. 3. Владение методологическим аппаратом исследования: понимание логических связей между: - проблемой и темой исследования; - проблемой и объектом; - темой и предметом; - объектом и предметом; - проблемой и целями; - проблемой, темой и гипотезой; - целями и гипотезой; - целями, гипотезой и задачами; - задачами и этапами исследования; - этапами и методами исследования. 4. Умение охарактеризовать состояние проблемы (объекта, предмета) исследования, сложившееся в теории и практике (на основе анализа литературы и педагогического опыта), выявить сложившиеся противоречия. 5. Умение обосновать актуальность исследования. 6. Умение работать с терминологией. 7. Владение теоретическими методами педагогического исследования (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, моделирование и др.) 8. Владение эмпирическими методами педагогического исследования: 8.1. Наблюдение (и квалифицированное протоколирование). 8.2. Изучение документов и результатов педагогической деятельности. 8.3. Изучение и обобщение педагогического опыта. 8.4. Метод экспертных оценок (компетентных судей). 8.5. Педагогический консилиум. 8.6. Лонгитюдный метод. 8.7. Метод самохарактеристики. 8.8. Педагогический эксперимент. 8.9. Беседа. 8.10. Интервью. 8.11. Анкетирование. 8.12. Социометрия. 8.13. Контент-анализ. 8.14. Тестирование. 8.15. Методы психодиагностики. 9. Умение выполнять количественный анализ результатов эмпирического исследования математическими и статистическими методами. 10. Умение выполнить качественный (теоретический) анализ результатов эмпирического исследования. 11. Умение соотнести выводы и обобщения по результатам исследования с его замыслом: целями, гипотезой, задачами. 12. Умение выделить область дальнейших исследований проблемы. 13. Знание государственных стандартов по оформлению научной работы: 13.1. Правила библиографического описания источников. 13.2. Правила составления библиографии. 13.3. Правила оформления экстралингвистического материала (таблицы; рисунки: графики, диаграммы, схемы и т.п.). 13.4. Особенности научного стиля речи. 13.5. Рубрикация научного текста. 14. Умение подготовить краткое сообщение о проведенном исследовании (письменное, устное).