Механизм государства
Механизм государства
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью вопросов, связанных с правовым реформированием системы государственного механизма в России.
В Конституции Российской Федерации заложена концептуальная основа функционирования системы органов государственной власти, обеспечивающей принятие и исполнение законов на всей территории государства, управление государственной собственностью, регулирование функционирования рыночных институтов, защищенность общества, правосудие, а главное - защиту прав и свобод человека. При этом механизм государства, есть категория охватывающая все государственные органы, она напрямую олицетворяет государство, и представляет собой его действительное материализованное воплощение. Без государственного механизма нет и быть не может государства.
Переориентация конституционно-правовых основ государственной деятельности в России, обусловленная изменением общечеловеческих ценностей, становится безусловным основанием для переосмысления роли механизма государства в современном обществе и государственности, вынуждают пересмотреть конституционно-правовые принципы государственного управления и функции органов государственной власти, внести поправки в характер внутригосударственных и международных правоотношений.
К настоящему моменту собран внушительный массив отечественных и зарубежных исследований по проблемам организации и функционирования механизма государства. Большой вклад в исследование теоретико-правовых вопросов государственного механизма, его основных признаков и принципов принадлежит отечественным ученым: М.И. Байтин, С.А. Жинкин, В.А. Затонский, А.Ю. Калинин, Д.А. Керимов, В.В. Лопатин, Л.А. Морозова и многие другие. При этом степень изученности проблемы механизма государства, как основной составляющей современного государства, представляется недостаточной. За последние десятки лет подверглась серьезному переосмыслению концепция государства и многие правовые институты, связанные с ним. Вместе с этим, большинство теорий государственного устройства и развития его институтов были предложены более двух веков назад и нуждаются в развитии.
Объектом исследования являются проблемы механизма государства в современной России.
Предметом исследования являются место и роль механизма государства в демократической правовой государственности, взаимодействие исполнительной власти с другими ветвями государственной власти.
Целью курсовой работы является исследование механизма государства.
Постановка цели определила следующие основные задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие и сущность механизма государства;
выявить проблемы функционирования механизма государства и указать пути их устранения.
1. Понятие и сущность механизма государства
.1 Понятие «механизма государства»
В современных условиях понятие «механизм государства» находит свое место в понятийном ряду теории государства и права.
Дискуссия о точности формулировок этого понятия в России берет свое начало в середине прошлого века. К началу 50-х годов XX столетия в СССР механизм государства понимался в широком и узком смыслах. В узком смысле он считался тождественным и исчерпывался понятием аппарата государственной власти, а в широком - политической системы общества. По мнению Л.Л. Григоряна, такая концепция являлась естественным продуктом сталинизма и служила своеобразным теоретическим обоснованием огосударствления всех сфер общественной жизни. В настоящее время такое объяснение государственного механизма как политической системы общества в современной юридической науке полностью потеряна, и большинство ученых, правоведов, политологов по праву отказались от нее.
Во второй половине 50-х годов XX века были пересмотрены некоторые понятия советской теории государства и права, в том числе и понятие механизма государства. Сложилась точка зрения, согласно которой его стали рассматривать лишь как совокупность государственных органов, то есть данные категории были признаны идентичными.
В современной юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом понимают аппарат государства, т.е. систему его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть. При этом механизм (аппарат) государства определяется как специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Л.И. Спиридонов понимает под механизмом государства систему его органов, с помощью которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции. Не забывая о роли социальных потребностей, вызвавших к жизни государство, его механизм можно определить и как функционирующую систему государственных органов, обеспечивающих решение общих дел. В.М. Сырых также рассматривает понятие механизма государства через системы его органов и определяет его как комплекс государственных органов, осуществляющих государственную власть и обеспечивающих выполнение функций государства. Представляется, что при всей важности государственных органов, образующих государственный аппарат, ими нельзя ограничивать объем данного понятия.
Другие включают в механизм государства органы государства и государственные организации. При этом различаются правительственные организации. В трудах одних исследователей механизм рассматривается через органы государства и государственные организации, которые осуществляют охранительную функцию государства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, исправительные учреждения). Так, известные ученые в своих работах указывают государственный механизм как совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих основные направления государственной деятельности. В государственный механизм входят законодательные, судебные и иные органы, а также силовые структуры, исполняющие в случае необходимости меры принуждения.
Исследования других правоведов посвящены рассмотрению механизма как органов государства и государственных организаций, реализующих экономическую и социально-культурную функции (образовательные научно-исследовательские учреждения, предприятия связи, транспорта и др.).
Л.П. Рассказов полагает, что механизм государства представляет собой совместность государственного аппарата, государственных структур, обеспечивающих реализацию государственно-властных предписаний, государственных предприятий и учреждений, рассматриваемую в состоянии движения, во взаимодействии между собой в целях осуществления функций государства.
Механизм государства Э.П. Григонис в своих изучениях понимает как функционирование, действие органов государства (государственного аппарата). По сути дела механизм выражается в определенных способах, принципах организации и функционирования системы органов государства (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой отдельных ее частей.
М.И. Байтин определяет механизм современного государства как пронизанную едиными, законодательно зафиксированными принципами, основанную на разделении властей и располагающую необходимыми материальными придатками систему государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.
По мнению Л.А. Морозовой, механизм государства понимается в двух аспектах: в узком смысле - как органы государства и в широком - как совокупность государственных органов и организаций.
Проведя анализ приведенных выше определений по поводу сущности понятия «механизм государства», соглашусь с мнением О.И. Маминой, полагающей, что на современном этапе механизм государства представляет собой систему государственных органов, деятельность которых основано на законодательно зафиксированном принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, располагающих необходимыми «вещественными» (материальными) придатками, а также государственных учреждений и организаций, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства. При этом очевидно, что более точным было бы определять механизм государства как указанную систему в динамике, т.е. в действии, в процессе осуществления государственной власти.
Суммировав указанные точки зрения, представляется, что, несмотря на различия в подходах к определению рассматриваемого понятия, подавляющее их большинство совпадает в главном. В исследованиях выделяются основные характерные признаки механизма государства.
. Создание и действие всех государственных органов, учреждений, должностных лиц, образующих механизм государства, на основе Конституции, законов и других нормативных правовых актов.
. Наличие первичных структурных частей (элементов) механизма государства, которыми являются государственные органы и учреждения, в которых работают на постоянной профессиональной основе государственные служащие, а в выборных и иных учреждениях - депутаты, сенаторы, судьи и т.д. Государственные органы - это относительно обособленные формализованные структуры, в совокупности образующие механизм государства и предназначенные присущими им методами осуществлять те или иные функции государства, используя в необходимых случаях меры государственного принуждения.
. Единство. Этот признак означает, что каждый орган государственного механизма является составной частью единого целого. Органы государства, будучи структурно и функционально самостоятельными, вместе с тем формируют единую систему. Эта система является как бы опорной конструкцией, сильным каркасом государственного механизма. Механизм государства - это не простая совокупность органов, а именно сложная система органов взаимосвязанных и взаимодействующих. Например, парламент и правительство имеют различные полномочия, осуществляют соответственно законодательную и исполнительную власть, но при этом, являясь частями одного механизма государства, взаимодействуют друг с другом.
. Наличие системообразующих связей. Механизму государства как системе органов присущи системные связи, без которых нереально единство и взаимодействие органов государства. Эти связи не являются связями физического, механического и такого рода характера. Это связи информационные. Они объединяют все элементы государственного механизма. Наличие этих связей придает множеству элементов единство и целостность.
Системообразующие связи в государственном устройстве имеют важное значение и подразделяются на вертикальные, горизонтальные и контрольные связи.
Вертикальные связи - это иерархические связи, в основе которых лежит подчинение одних органов другим. Данный вид связи обеспечивает прямое и обратное общение между вышестоящими и нижестоящими органами. Нарушение вертикальных связей ведет к разрушению механизма государства и в конечном счете - к угрозе существования самого государства.
Горизонтальные связи - это параллельные связи, в основе которых лежит координация действий для выполнения общих задач, например координация действий правоохранительных органов для осуществления контртеррористических действий.
Контрольные (контрольно-корректирующие) связи - это связи между контрольно-надзорными и поднадзорными органами, обусловленные надзором за соблюдением и осуществлением законов и иных решений иерархически высших органов. Вышеназванные связи между элементами механизма государства носят информационно-правовой характер, так как они осуществляются в рамках права.
. Иерархичность. Этот признак подразумевает построение государственного устройство в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше компетенций, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а нижестоящие органы, как правило, вынуждены выполнять постановления вышестоящих органов. Механизм государства - это единая иерархическая непрерывно действующая система органов, учреждений и должностных лиц, построенная на принципах субординации (соподчиненности) и координации деятельности. Это деятельное, беспрерывно действующее выражение государства.
. Осуществление государственной власти, выполнение функций государства с помощью механизма государства. Механизм государства как раз и создается для выполнения функций государства, которым принадлежит ведущая роль.
1.2 Содержание механизма государства
Механизм государства определяется его сущностью. Эта обязательная связь может быть охарактеризована как связь причины и следствия, которая опосредуется влиянием формы государства. В эксплуататорском государстве его механизм включает систему органов и учреждений, через которую политические силы, стоящие у власти, выполняют государственную власть, гарантируют свое экономическое превосходство и выполняют государственное руководство обществом. В нем реализуется материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, которая обеспечивает реальность этой силы. Вместе с тем на механизм государства оказывают влияние состояние экономического базиса, соотношение политических сил, цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми возникает государственный механизм и вносятся необходимые изменения.
Механизм государства призван функционировать эффективно и безотказно, иначе решение политических, экономических и социальных задач не будет результативным и государство станет ослабевать. Для этого требуется соблюдение следующих обязательных условий, к числу которых относятся:
обеспечение стабильности власти и устойчивости конституционных институтов; последовательное выполнение функций, возложенных на государственные органы; правильное использование методов правового управления в экономической, социальной и политической сферах;
поддержание баланса элементов механизма государства, недопущение преувеличенной роли одних и недооценки других;
способствование демократизации власти и широкому участию граждан в управлении государственными делами.
Принципы - это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе развития, организации и функционирования механизма государства. Они делятся на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. Общие принципы, по мнению профессора М.И. Байтина, можно разделить на две группы. К первой относятся принципы, закрепленные на уровне ведущего закона государства, ко второй - принципы, зафиксированные в законодательстве.
Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и функционирования механизма государства: народовластие, гуманизм, разделение властей, законность. Эти принципы профессор А.С. Пиголкин называет классическими, на которых в демократических государствах опирается система построения государственных органов.
Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти - народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе напрямую или через органы местного самоуправления. Впрочем главное место в ряду средств осуществления власти народа занимает механизм государства в лице связывающих ими органов.
Принцип гуманизма в формировании и деятельности современного государства базируется на понимании того, что это социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благополучия человека и общества.
Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе распределения на законодательную, исполнительную и судебную, предполагает независимость органов, относящихся к различным ветвям власти, их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить излишнее усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить подчинения кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.
Принцип разделения властей обеспечивает предметно-функциональную и структурную обособленность высших органов государственной власти и, вследствие этого, их относительную самостоятельность и независимость друг от друга. Другими словами, речь идет о такой организации государственного механизма, которая подразумевает наличие институционализированной системы органов, которым присуща структурно-функциональная определенность и которые действуют в пределах системы как относительно самостоятельные компоненты. В этом смысле принцип разделения властей служит в известной степени критерием демократизма политической системы общества: его реализация возможна только в рамках демократического режима. Этот принцип представляет собой системообразующий фактор механизма современного государства.
Принцип законности состоит во всеобщности условия не нарушать и исполнять законы. Применительно к организации и деятельности механизма современного государства сей принцип содержит такие требования, как:
верховенство закона и непосредственное действие конституционно зафиксированных прав и свобод человека и гражданина;
осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных актов;
повышенная ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от произвольного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ;
решительное пресечение любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили, неизбежность ответственности за совершенные правонарушения.
Общие принципы организации и деятельности механизма государства, выраженные в Конституции, получают свое дальнейшее развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в законах и подзаконных актах. К числу таких принципов можно отнести следующие:
верховенство Конституции над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при осуществлении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;
обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
единство системы государственной власти, размежевание предметов ведения между федерацией и субъектами федерации в федеративном государстве;
равноправный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовленностью;
необходимость для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их компетенции и в соответствии с действующим законодательством;
единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;
профессионализм и компетентность государственных служащих;
гласность в осуществлении государственной службы;
ответственность государственных служащих за подготавливаемые и получаемые решения, за неисполнение либо неподобающее исполнение своих должностных обязанностей;
внепартийность государственной службы;
отделение религиозных объединений от государства;
стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.
К числу этих принципов следовало бы отнести также:
сочетание коллегиальности и единоначалия;
экономичность государственной службы.
2. Проблемы эффективности механизма государства и пути их устранения
Проблема эффективности государственного механизма привлекает внимание многих ученых-юристов. Пожалуй, это вызвано не только и даже не столько стремлением найти теоретическое решение этой непростой проблемы, сколько необходимостью разрешить острые ситуации, образовавшиеся в последние годы в российской правовой системе.
Формально существует достаточно эффективная система защиты прав и свобод человека и гражданина с изобилием правотворческих, правоприменительных и контрольно-надзорных элементов различного уровня. Реально же действующий государственный механизм защиты прав личности довольно фрагментарен и зачастую недоступен для рядового гражданина в силу множества причин, к которым можно отнести и противоречия федерального, регионального законодательства, и несостоятельность ряда норм материальными и организационными средствами, и невысокую эффективность правоприменительной деятельности государственных органов, и коррупцию чиновников, и, разумеется, низкий уровень жизни и правосознания общества в целом.
Представляется, что интерес к представленной тематике не случаен, так как эффективность государственного механизма может измеряться критериями, методами, подходами, технологиями не только политико-организационного характера, но и правового порядка. Так, если в обществе происходит несоблюдением естественных прав граждан, если в государстве отсутствует должный порядок гарантирования прав личности и не гарантируется возможность реализации законных интересов личности нельзя говорить о продуктивности государственного механизма.
Прежде чем приступить к рассмотрению теоретико-методологических аспектов проблемы эффективности государственного механизма, критериев и методов обеспечения, следует остановиться на понятиях и представлениях, характеризующих обсуждаемую область. Первое из этих понятий - эффективность. «Эффективный» означает «действенный, приводящий к нужному результату». Эффективность правового корректирования мы рассматриваем как степень результативности объективного права и выполнения целевых установок (правовых норм, положений текущего законодательства). Значительным качеством эффективности государственного механизма выступают качественные формирующие правотворческой деятельности, степень влияния законов, правовых норм и иных государственных установлений на укрепление основ правопорядка, на состояние гарантий и действительную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Анализ факторов, способствующих снижению уровня эффективности влияния государственного механизма на общество, показывает, что они носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным факторам можно отнести переход общества от ранее сложившейся системы социально-экономических и политических установок к качественно новой модели отношений, содержащей такие категории, как региональная экономика, свобода предпринимательской деятельности, плюрализм мнений и многопартийность. К субъективным причинам следует отнести наличие однозначного недоверия общества к существующей модели власти, рост волюнтаризма в функционировании государственного аппарата, равнодушное отношение государственных служащих к актуальным проблемам граждан и т.д. Стоит подчеркнуть, что в обществе происходят зачастую не просто функционально-организационные изменения, а именно радикальные, связанные с существенным изменением ряда социально-правовых организмов и институтов. Назревает потребность в качественно новом категориальном аппарате института государственного механизма. Авантюристичные эксперименты в этой области не могли не повлечь за собой снижение эффективности воздействия юридических средств, притупление контроля за реализацией государственными и правоохранительными органами своих обязанностей, обеспечением правопорядка и легитимности в обществе. По этой причине своеобразие сложившейся правовой ситуации, а также объективные процессы в сфере политико-правового развития порождают необходимость нового осмысления проблематики эффективности механизма правового регулирования, и особенно критериев эффективности, способов ее достижения и анализа подступов.
Процесс правового регулирования в обществе начинается с постановки целей и определения критериев ее достижения. Эффективность правовой нормы определяется тем, насколько ее реализация способствует достижению целей, поставленных перед правовым регулированием. При этом цели служат исходным фактором, детерминирующим процесс правового воздействия. Очевидно, что для эффективной реализации конкретной цели необходимы соответствующие средства. Через средства цель объективируется, приобретает реальную форму реализации, а, следовательно, обеспечивает эффективность государственного механизма.
Соотношение между целями и средствами носит диалектический характер. В ходе своего осуществления цель превращается в средство и продолжает свое действие, при этом, чем полнее цель воплощается в средствах, тем эффективнее ее правовое воздействие. Сама же диалектика перехода составляет существенный момент в познании критериев эффективности государственного механизма.
Обращаясь к эффективности государственного механизма, принципиально важно выявить критерии, позволяющие определить реальную степень и качественные показатели исторического прогресса российского общества. Выявление критериев эффективности дает возможность по-новому подойти и к объяснению системы правопонимания, ее места в формировании правопорядка и законности. В этом плане, например, критерием, определяющим эффективность правового воздействия, служит степень реализации нормы права.
Эффективность права и ее критерии могут проявляться в последовательной реализации системы норм права. Вероятно, степень эффективности механизма правового регулирования будет более высокой, если:
) осуществляется действие норм права, входящих как в законы, так и в подзаконные источники;
) происходит реализация не только ключевых положений норм права, но и правовых обобщений и принципов.
На наш взгляд, категория «критерии» как нельзя лучше отражает процессы правовой модернизации. В условиях интеграции мировых процессов следует выделять:
) количественные и качественные критерии;
) по степени динамичности: критерии, подлежащие изменению в правовых реалиях (преодоление последствий мирового экономического кризиса), и статичные, т.е. сохраняющие важные жизненные установки и ценности (глава 1 Конституции РФ);
) по сферам действия государственного механизма: организационно-управленческие, экономические, социальные, контрольно-надзорные и т.д.
К субъективным факторам следует отнести субъективизм и волюнтаризм в государственном строительстве, формировании новой правовой системы современной России. Эти критерии показывают, что эффективность государственного механизма зависит от действия системы взаимосвязанных и взаимозависимых норм права.
Необходимо отметить, что при данном подходе приведенные характеристики критериев эффективности государственного механизма, устанавливающие жесткую связь между государственной волей и правовыми нормами, практически исключают учет потребностей и объективных закономерностей общественного развития, правового закрепления естественных прав человека. На этой ступени понимания критерия эффективности отсутствуют и такие показатели данного критерия, как наставительная составляющая правовых явлений, социальная ценность целей и их связь с правом. В этом аспекте справедливо подчеркивается, что первоочередное внимание следует уделить такого рода направлению деятельности государственного механизма, как социально-ценностное регулирование.
Весь процесс правотворчества возникает с формулирования законодателем представления о социальных ценностях и его целенаправленного стремления придать естественному праву форму закона. Ценностный критерий призван показать новый подход к оценке цели и правового средства. По-новому раскрывается и критериальное значение этой ступени для правопонимания и правореализации, эффективности государственного механизма.
Критерии эффективности государственного механизма проявляются и в системности и целостности элементов, составляющих содержательное право, как необходимых и достаточных условий действительной реализации целей, высокой степени эффективности правотворчества и правореализации.
Системный критерий (включающий в себя ценностные ориентиры) позволяет выделить такие качества государственного механизма, необходимые для обеспечения эффективности правового регулирования, как иерархическая структура, где приоритет принадлежит институтам, призванным осуществлять охрану и гарантирование естественного права прогрессивных ценностей. В то же время сохраняется автономность действия этих институтов: парламента, правительства и др.
Итак, главным критерием, характеризующим динамические качества государственного аппарата, является его целостность. Можно привести немало примеров, когда нарушение критериев целостности, системности и иерархичности не только влечет за собой снижение эффективности правового регулирования, но и вытесняет закон из правового пространства, превращая его в политические и идеологические установки. Так, Д.А. Керимов обращает внимание на то, что «ныне многие законы и иные правовые акты не соблюдаются, не исполняются, игнорируются кем угодно и когда угодно», т.е. «царит правовой беспредел», и, что особенно тревожно, это сказывается на росте преступности и, в свою очередь, является следствием глобального кризиса в жизнедеятельности общества. Можно говорить, что нормальное состояние правовой системы, и в том числе таких ее структурных компонентов, как гражданское общество, правовое государство, правотворчество, правореализация, возможно только в том случае, если она выступает как целостное многообразие, где приоритетное место предоставляется прогрессивным интересам общества, цивилизованной модели развития российской государственности.
Следующим критерием эффективности государственного механизма выступают организация и осуществление эффективной законодательной деятельности. Соблюдение этого условия принципиально важно, т. к. современная правовая ситуация характеризуется не всегда высоким уровнем эффективности принятых законов. Такое положение объясняется рядом факторов:
во-первых, парламент Российской Федерации зачастую ориентируется в своей деятельности на политические и организационные вопросы;
во-вторых, не все законы при их практической реализации обеспечиваются с точки зрения умелого государственного менеджмента и информационно-идеологического сопровождения.
Вне всякого сомнения, эти и ряд других причин в немалой степени способствуют снижению культуры законотворчества, качества принимаемых законодательных актов. Вместе с тем существуют и другие, не менее серьезные, причины и обстоятельства, отрицательно влияющие на нормотворческий процесс, развитие его демократических начал и социальную направленность принимаемых законов.
Думается, что граждане Российской Федерации не в состоянии отследить всю систему нормотворчества, понять и осмыслить принятые законы. При этом хаотичность и «прозрачный» характер законов не только влекут за собой поверхностное отношение к законотворчеству, но и значительно снижают его рациональные характеристики, а значит, и эффективность работы государственного механизма.
Представляется, что при рассмотрении вопросов эффективности государственного механизма пристальное внимание следует обратить на приоритеты законотворческой деятельности.
Существует довольно устойчивое мнение, которое постоянно поддерживается средствами массовой информации, о том, что продуктивность законотворчества определяется количеством принятых законов. Необходимо преодолеть «количественный синдром» и в этом плане перестроить законодательную деятельность. В качестве приоритетного критерия должны выступать не массив законов и даже не время, которое тратится законодателем на решение политических и организационных вопросов, а то, на что и как затрачивается данное время (на обсуждение и нормативное опосредование востребованных для человека законных интересов, защиты его неотчуждаемых прав и свобод). При этом одним из важных показателей является принятие «долговременных» законов, которые будут гражданам понятны и сознательно исполнены.
Особое место следует отвести общественному контролю за деятельностью государственно-правотворческих органов, т. к. участие общества в управленческих делах государства позволит качественным образом усилить эффективность государственного механизма. Очень важно, чтобы в современном государственном аппарате в наибольшей степени были реализованы принципы гласности, открытости и доступности СМИ общественному контролю.
Оценка результатов работы государственных органов непосредственно населением - это тот критерий, который характеризует Россию как демократическое государство, а учет мнения граждан является важнейшим показателем правовой защищенности самих граждан. Именно через восприятие населением деятельности органов государства, государственных служащих функционирование государственного механизма приобретает особую социальную ценность и значимость. Отношение граждан к деятельности государства можно определить посредством проведения различных опросов, анкетирования и т.д.
Кроме прочего, значимым представляется исследование такого критерия эффективности государственного механизма, как доверие к государственному аппарату со стороны российской общественности. Надо сказать, что доверие между государством и обществом допустимо, если обе стороны цивилизованно зрелы и развиты. Действительно, государственная власть, аппарат не может быть сильнее, не укрепляя гражданское общество, не помогая ему организоваться экономически и духовно. Так, например, в условиях серьезных внутренних испытаний, потрясений, появления в обществе агрессивной внутренней силы, пытающейся свергнуть существующий порядок, слабое общество оставляет власть один на один с выпавшими не нее испытаниями. Как видится, таких факторов при эффективной государственной власти возникать не должно.
Таким образом, поэтапный и критериальный анализ позволяет выявить ряд критериев эффективности государственного механизма. Данный анализ помогает по-новому подойти к классификации критериев, основу которой составляют следующие:
) средства, ресурсы функционирования государственного механизма;
) соотношение поставленных целей, задач и практического результата, соответствующего законным интересам граждан и прогрессивному развитию общества;
) место исходных, базовых принципов (начал) права в системе формируемых решений и принимаемых актов;
) устойчивый и системный характер действия ключевых правовых средств в механизме правового регулирования и в организационно-управленческих правоотношениях;
) повышение роли общественности и институтов гражданского общества в осуществлении государственным механизмом действенного законотворчества и проводимой эффективной государственной политики.
Думается, представленные критерии эффективности государственного механизма не являются исчерпывающими и, безусловно, найдут свое развитие в дальнейшем исследовании.
Таким образом, эффективный государственный механизм реализует свои ресурсы (средства, инструменты) в первую очередь для укрепления правовых основ гражданского общества, развития в нем культурно-духовных, правовых основ, укрепления исторической самобытности и культуры.
Заключение
Подводя итоги курсовой работы, следует сформулировать некоторые обобщающие выводы.
Итак, понятие «механизм государства» принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления.
Выяснение понятия механизма государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.
Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности.
Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и, группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях.
В-третьих, государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.
В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.
Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет прийти к выводу, что механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.
Список источников
государство управление организация механизм
1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 1993 г.
2.Байтин М.И. Механизм государства // Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Велби, 2001.
3.Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. №3.
.Григонис Э.П. Механизм государства (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис… д-ра юрид. наук. - СПб., 2000.
.Жинкин С.А. О плюрализме в исследовании проблем эффективности права // История государства и права. - 2009. - №11.
.Затонский В.А. Эффективная государственность // Вестник Самарской государственной экономической академии. 2003. №1.
.Калинин А.Ю. Эффективность правового регулирования как оценочный фактор адекватности процессов правообразования: Обзор материалов третьей Международной школы-практикума молодых ученых и специалистов по юриспруденции // Право и государство: теория и практика. 2009. №9.
.Керимов Д.А. Методология права. - М.: Юридическая литература, 2000.
.Кокотов А.Н. Доверие. Недоверие. Право. - М.: Юрист, 2004.
.Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. - М.: Альфа, 1998.
.Мамина О.И. О месте и роли органов правосудия в механизме государственной власти // Российская юстиция. - 2007. - №3. - С. 19.
.Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: Статут, 2004. - С. 115.
.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Альфа, 2008.
.Парасюк Е.А. Теоретико-правовое исследование понятия «механизм государства» // Российская юстиция. - 2009. - №11.
.Рассказов Л.П. Теория государства и права. - М.: Городец, 2008.
.Сырых В.М. Теория государства и права. - М.: Статут, 2001.
.Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Норма, 2003.
.Теория государства и права / Отв. ред. В.Д. Перевалов. - М.: Норма, 2006. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.: Юридическая литература, 1996.
.Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Юридическая литература, 1996.
.Шабуров А.С. Механизм (аппарат) государства // Теория государства и права / Отв. ред. В.Д. Перевалов. - М.: Статут, 2006.