Меры пресечения в уголовном судопроизводстве

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,1 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Меры пресечения в уголовном судопроизводстве















Курсовая работа

на тему: Меры пресечения в уголовном судопроизводстве

Введение

Уголовное судопроизводство преследует цели защиты личности и организаций от противоправных посягательств, защиту от необоснованного обвинения. Решение данных задач часто связано необходимостью ограничения прав и свобод обвиняемого, подозреваемого.

Меры пресечения играют важную роль в системе мер уголовного принуждения и в уголовном процессе в целом. Без применения мер пресечения, зачастую невозможно достигнуть в полном объеме задачи, стоящие перед уголовным судопроизводством.

Под мерами пресечения принято понимать принудительные меры, которые временно ограничивают права личности, и применяются лицом, производящим следствие или дознание: следователем, дознавателем, прокурором и судом к обвиняемым, а в исключительных случаях к подозреваемым при наличии предусмотренных в законе оснований с целью лишить их возможности скрыться от дознания, предварительного следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу или продолжить преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора.

В ст. 89 УПК РФ предусмотрен достаточно широкий перечень мер пресечения, которые требуют правильного и грамотного применения.

Данные меры носят предупредительный характер и рассчитаны на недопущение противоправного поведения лиц, к которым они применяются.

Актуальность темы определяется тем, что меры пресечения связаны с определенными ограничениями прав личности, а также тем, что только правильное применение мер пресечения будет способствовать решению задач уголовного судопроизводства.

Важно, чтобы избранная мера пресечения как можно меньше ограничивала права и свободы и в то же время максимально обеспечивала производство по делу, способствовало решению его задач.

Для грамотного применения мер пресечения необходимо их изучение в теоретическом и практическом аспектах.

Цель исследования - рассмотреть институт мер пресечения в уголовном судопроизводстве в Российской Федерации, их значение для решения задач уголовного судопроизводства.

Данная цель предполагает решение определенных задач:

Рассмотрение понятия меры пресечения

Изучение значения мер пресечения в уголовном судопроизводстве

Изучение системы мер пресечения

Рассмотрение процессуального порядка применения, отмены и изменения мер пресечения

Изучение круга обстоятельств, учитываемых при применении мер пресечения

Анализ основных трудностей, испытываемых при применении мер пресечения и выработка рекомендаций по их разрешению.

При написании работы использовано актуальное Российское законодательство по состоянию на март 2013 года, а также труды ведущих ученых в области уголовного процесса, а также судебная практика.

Глава I. Понятие и система мер пресечения в уголовном судопроизводстве

.1 Понятие и значение мер пресечения

Меры пресечения относятся к особой группе мер уголовно-процессуального принуждения.

Как уже говорилось ранее, меры пресечения в уголовном судопроизводстве связаны со значительным ограничением прав и свобод личности.

Как справедливо отмечает Радченко, естественные права личности как субъективные реализуются уже тогда, когда никто со стороны не вмешивается в дела и мысли человека, когда нет воздействия на него чуждой ему воли. Правоотношения в связи с реализацией этих прав возникают лишь в случае их нарушения.

Под мерой пресечения следует понимать избираемые следователем (дознавателем и др.), судьей, судом меры уголовно-процессуального принуждения, оказывающие на обвиняемого (подозреваемого) определенное психологическое воздействие или ограничивающие его личную свободу с целью лишения возможности скрыться от органов дознания, предварительного следствия или суда, продолжать заниматься преступной деятельностью и (или) воспрепятствовать производству по уголовному делу, а также в целях обеспечения исполнения приговора или возможной выдачи лица в порядке, предусмотренном ст. 466 УПК.

Для применения меры пресечения необходимо наличие фактического и юридического оснований:

Фактическими основаниями избрания меры пресечения являются имеющиеся в распоряжении следователя (дознавателя и др.), судьи (суда) доказательства, которые позволяют с определенной долей уверенности предположить, что обвиняемый (подозреваемый):

собирается скрыться от органов дознания, предварительного следствия или суда;

может продолжать заниматься преступной деятельностью;

возможно, будет угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожать доказательства либо иным путем препятствовать производству по уголовному делу;

будет мешать исполнению приговора или его возможной выдаче в порядке, предусмотренном ст. 466 УПК.

Юридическим основанием применения меры пресечения выступает лишь соответствующее постановление правомочного на данное решение участника уголовного процесса.

В законодательной формулировке понятия меры пресечения одновременно содержатся указания и на цели (чтобы не допустить того-то и того-то), и на основания применения мер пресечения ("при наличии достаточных оснований полагать"), что является положительным моментом.

Каждая мера пресечения может быть применена на любой стадии уголовного процесса, за исключением, конечно, стадии возбуждения уголовного дела, где применение уголовно-процессуального принуждения исключено как таковое, а также на стадии исполнения приговора, где решается уже вопрос об исполнении самого наказания.

Меры пресечения значительным образом стесняют права личности, а некоторые из них напоминают меры уголовного наказания. Тем мне менее меры пресечения следует отличать от мер уголовного наказания по следующим признакам:

различны цели их применения;

правовому статусу лиц, к которым они применяются - меры уголовного наказания применяются только к осужденным, а меры пресечения к обвиняемым, подозреваемым, подсудимым и осужденным;

субъектам применения - меры уголовного наказания применяет только суд, а меры пресечения суд, орган предварительного расследования и прокурор;

наступлению юридических последствий, а именно - применение наказания влечет судимость, что не является следствием применения мер пресечения.

Также следует отличать меры пресечения от иных мер процессуального принуждения по следующим критериям:

Меры пресечения применяются только к обвиняемому или подозреваемому;

Применяются при наличии оснований, указанных в ст.97 УПК РФ;

Действуют в течение длительного периода времени (на предварительном расследовании, в судебных стадиях - до вступления приговора в законную силу и обращения к исполнению).

Применяя меру пресечения, дознаватель, следователь, прокурор или судья (суд) принуждают подозреваемого, обвиняемого, подсудимого выполнять определенные предписания -такие как - не уклоняться от участия в следственных действиях или судебных заседаниях, не мешать проведению следственных действий, не угрожать на свидетелям, потерпевшему, эксперту, не заниматься противоправной деятельностью, не уничтожать следы преступления.

Таким образом, меры пресечения являются наиболее строгими мерами процессуального принуждения, но в то же время носят профилактический характер. Они направлены на нормальное функционирование уголовного судопроизводства. С другой стороны, когда меры пресечения выступают как реакция на допущенное нарушение, они одновременно являются и мерами уголовно-процессуальной ответственности. Следует также отличать меры пресечения от иных мер принуждения, а также от уголовного наказания.

.2 Система мер пресечения

Статья 98 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дает исчерпывающий перечень мер пресечения:

) подписка о невыезде;

) личное поручительство;

) наблюдение командования воинской части;

) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

) залог;

) домашний арест;

) заключение под стражу.

Существуют классификации мер пресечения.

В зависимости от степени ограничения свободы: Меры пресечения, не связанные с лишением свободы (подписка о невыезде и надлежащем поведении; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним обвиняемым и подозреваемым; домашний арест) и Исключительная мера пресечения в виде заключения под стражу. мера пресечение уголовный поручительство

Также меры пресечения в зависимости от того, к кому она применяются можно разделить на общие (применяются ко всем) и специальные (наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым).

Первой в списке мер пресечения выступает подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст.102 УПК РФ)

Данная мера пресечения является наименее тяжкой. Она состоит в том, что обвиняемый (подозреваемый) дает письменное обязательство не совершать ряд действий, таких как:

) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда;

) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд;

) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

Положение об обязательстве обвиняемого не покидать постоянное или временное место жительства касается не конкретной квартиры, а населенного пункта с указанием точного адресу, куда надлежит направлять повестки.

Важно отметить, что обвиняемый дает согласие не покидать не конкретное место жительства, а населенный пункт в целом с указанием адреса, на который следователь должен направлять повестки.

Данная мера пресечения избирается в отношении лиц, имеющих постоянное место жительства, в тех случаях, когда нет оснований опасаться, что обвиняемый, находясь на свободе, может уклониться от следствия или суда.

Если лицо не имеет постоянного места жительства, либо имеются серьезные опасения в том, что оно скроется, подписка о невыезде не применяется, так как не обеспечивает решаемых задач.

Обвиняемый в обязательном порядке предупреждается, что в случае нарушения данной им подписки, к нему может быть применена более строгая мера пресечения вплоть до заключения под стражу.

Применение данной меры пресечения оформляется двумя документами: Постановлением об избрании меры пресечения подписки о невыезде и надлежащем поведении и подпиской о невыезде и надлежащем поведении.

Личное поручительство (ст.103 УПК РФ) как мера процессуального принуждения состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица либо нескольких лиц о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств: в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд; иным путем не препятствовать производству по уголовному делу, а также не совершать в ходе производства предварительного следствия преступлений и не препятствовать исполнению приговора.

В обязательном порядке поручитель информируется о подозрении или обвинении, ему разъясняется обязанность, которую влечет за собой поручительство.

Данная мера пресечения считается избранной после вынесения постановления об избрании меры пресечения и обязательства от поручителя.

В случае если подозреваемый нарушит данные обязательства, на поручителя может быть наложен штраф в размере до 10000 рублей в порядке ст.118 УПК РФ.

Наблюдение командования воинской части (ст.104 УПК РФ) избирается в отношении обвиняемого и подозреваемого, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 УПК РФ: в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд; иным путем не препятствовать производству по уголовному делу, а также не совершать в ходе производства предварительного следствия преступлений и не препятствовать исполнению приговора.

Особым условием избрания данной меры пресечения, из законодательного определения, является специальный статус обвиняемого или подозреваемого.

Обязанность осуществлять данное наблюдение возлагается на командованием воинских частей Уставами Вооруженных Сил РФ - внутренней службы, дисциплинарным, гарнизонной и караульной службы, утвержденными Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495.

Избрание данной меры допускается только с согласия обвиняемого (подозреваемого), обладающего перечисленными выше признаками.

Об избрании данной меры пресечения выносится постановление, направляемое командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения. Копия данного постановления соответственно вручается обвиняемому (подозреваемому) - военнослужащему.

Если лицо, к которому была применена данная мера нарушит установленные ограничения, то командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения.

Четвертой мерой в перечне мер пресечения выступает присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст.105 УПК РФ). Данная мера состоит в обеспечении надлежащего поведения несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого, предусмотренного статьей 102 УПК РФ, родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство.

При избрании данной меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или суд разъясняет вышеуказанным лицам, суть подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру за несовершеннолетним.

Для избрания данной меры пресечения выносится постановление.

На лиц, которым несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр, в случае невыполнения ими принятого обязательства может быть наложено денежное взыскание в размере до 10000 рублей, также как в случае с личным поручительством.

Залог (ст.106 УПК РФ) Данная мера пресечения состоит во внесении или в передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на стадии предварительного расследования в орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства - в суд недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупреждения совершения им новых преступлений. Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

Последние изменения, касающиеся залога были внесены в УПК РФ Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ.

Залог в качестве меры пресечения применяется в отношении подозреваемого либо обвиняемого по решению суда в порядке, установленном статьей 108 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей. Ходатайствовать о применении залога перед судом вправе подозреваемый, обвиняемый либо другое физическое или юридическое лицо. Ходатайство о применении залога подается в суд по месту производства предварительного расследования и обязательно для рассмотрения судом наряду с ходатайством следователя, дознавателя об избрании в отношении того же подозреваемого либо обвиняемого иной меры пресечения, если последнее поступит.

Вид и размер залога определяются судом с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого либо обвиняемого и имущественного положения залогодателя. При этом по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее ста тысяч рублей, а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях - менее пятисот тысяч рублей. Не может приниматься в качестве залога имущество, на которое в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации не может быть обращено взыскание. Порядок оценки, содержания указанного в части первой настоящей статьи предмета залога, управления им и обеспечения его сохранности определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если залог вносится лицом, не являющимся подозреваемым, обвиняемым, то ему разъясняются существо подозрения, обвинения, в связи с которым избирается данная мера пресечения, а также связанные с ней обязательства и последствия их невыполнения или нарушения.

В случае невыполнения или нарушения подозреваемым, обвиняемым обязательств, связанных с внесенным за него залогом, залог обращается в доход государства по судебному решению, выносимому в соответствии со статьей 118 УПК РФ.

В остальных случаях суд при вынесении приговора, а также определения, постановления о прекращении уголовного дела, решает вопрос о возвращении залога - залогодателю. При прекращении уголовного дела прокурором, следователем, дознавателем залог возвращается залогодателю, о чем указывается в постановлении о прекращении уголовного дела.

Домашний арест (ст.107 УПК РФ) в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.

При применении домашнего ареста возникают два вида ограничений:

обязательные;

возможные.

Обязательные ограничения применяются в каждом случае избрания данной меры пресечения, связанные со свободой передвижения подозреваемого, обвиняемого, а также в запрете:

) общаться с определенными лицами;

) получать и отправлять корреспонденцию;

) вести переговоры с использованием любых средств связи.

К дополнительным мерам относятся, к примеру, полный запрет покидания жилого помещения, где он проживает; запрет посещения определенных мест; запрет выхода из дома в определенное время или в определенные дни и так далее.

Домашний арест в качестве меры пресечения избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого только по решению суда при наличии оснований и в порядке, которые установлены статьей 108 УПК РФ, с учетом его возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств.

В постановлении или определении суда об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения указываются конкретные ограничения, которым подвергается подозреваемый, обвиняемый.

Также указываются орган или должностное лицо, на которые возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений.

Данная мера пресечения широко распространена за рубежом, но в последнее время все чаще применяется и в Российской Федерации, поскольку является хорошей альтернативой заключению под стражу.

Так к примеру, в ноябре 2012 года Мосгорсуд применил данную меру к экс-главе департамента Минобороны Евгении Васильевой, замешанной в крупных коррупционных скандалах.

Как исключительная мера пресечения, связанная с лишением свободы применяется заключение под стражу (ст.108 УПК РФ).

Это наиболее строгая мера пресечения. Она заключается в фактическом лишении свободы обвиняемого, подозреваемого и его принудительном содержании в специальных местах предварительного заключения.

Применение данной меры должно иметь дополнительные гарантии соблюдения прав граждан, дополнительные условия её применения.

Лицо, взятое под стражу, физически изолируется от общества и содержится под охраной. Порядок содержания определен Законом от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Данный закон регламентирует вопросы режима и внутреннего распорядка мест содержания под стражей, правовой статус лиц, содержащихся под стражей, и др.

Как уже говорилось ранее, данная мера пресечения предусмотрена ст.108 УПК РФ и применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение.

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:

) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

) его личность не установлена;

) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В исключительных случаях допускается продление на срок до 6 и до 12 месяцев.

Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в Уголовном судопроизводстве в Российской Федерации присутствует развитая система мер пресечения, состоящая из 7 разнообразных мер пресечения.

Три из них применяются по решению суда - заключение под стражу, домашний арест, залог.

Как исключительная мера пресечения применяется заключение под стражу. Во многих случаях данную меру можно было бы заменить домашним арестом.

Глава II. Применение, отмена и изменение мер пресечения

.1 Основания и общий порядок применения мер пресечения

Для применения мер пресечения должны быть основания, обосновывающие применение той или иной меры пресечения.

В теории различают общие и специальные основания для применения мер пресечения. К общим основаниям относятся фактические данные, позволяющие обвинять, подозревать определенное лицо в совершении преступления.

При наличии доказательств, изобличающих лицо в совершении преступления, оно может быть привлечено в качестве обвиняемого, о чем выносится соответствующее постановление. Как правило, после этого и возможно применение мер пресечения. При применении в исключительных случаях мер пресечения к подозреваемым в деле также должны быть доказательства, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления.

Однако наличие в деле общих оснований еще не влечет за собой автоматического применения меры пресечения к обвиняемому (подозреваемому).

Для этого необходимы специальные основания, которые содержатся в статье 97 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 97 УПК РФ, фактическими основаниями избрания меры пресечения являются имеющиеся в распоряжении следователя (дознавателя и др.), судьи (суда) доказательства, которые позволяют с определенной долей уверенности предположить, что обвиняемый (подозреваемый):

собирается скрыться от органов дознания, предварительного следствия или суда;

может продолжать заниматься преступной деятельностью;

возможно, будет угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожать доказательства либо иным путем препятствовать производству по уголовному делу;

будет мешать исполнению приговора или его возможной выдаче в порядке, предусмотренном ст. 466 УПК.

Под воспрепятствованием обвиняемым установлению истины по делу следует понимать возможность совершения им таких противоправных действий, как воздействие на потерпевших, свидетелей, других лиц с помощью физического либо психического насилия, фальсификация документов и другие деяния.

Как справедливо отмечают Смирнов и Калиновский, вероятность незаконного противодействия выяснению истины уменьшается вместе с движением уголовного дела (закреплением следов), поэтому с завершением длительного предварительного расследования надобность меры пресечения по этому основанию может отпасть.

Использование обвиняемым законных способов защиты, включая отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний, нельзя рассматривать в качестве основания для применения мер пресечения.

Таким образом, избрание меры пресечения направлено на преодоление определенных препятствий, возводимых обвиняемым или лицом, на которое пало подозрение. Меры пресечения характеризуются особой целенаправленностью.

Юридическим основанием может быть лишь соответствующее постановление следователя (дознавателя и др.), суда.

Общий подход к фактическим основаниям принятия процессуальных решений как к совокупности доказательств (данных, сведений и т.п.) (которыми, бесспорно, должны располагать субъекты, уполномоченные на принятие этих решений) нашел свое отражение в ряде статей УПК.

Процессуальное решение следователь (дознаватель и др.) принимает при наличии у него внутреннего убеждения в его законности. В соответствии же с правилами ч. 1 ст. 17 УПК внутреннее убеждение следователя (дознавателя и др.) основывается на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств. На это же обстоятельство обращает внимание законодатель при формулировании оснований возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 140 УПК), вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого (ч. 1 ст. 171 УПК) и др.

Органом предварительного расследования меры пресечения избираются только по подследственным им делам. Орган дознания не вправе избрать меру пресечения, осуществляя неотложные следственные действия по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК), а также в рамках реализации института исполнения поручения (указания) следователя.

Однако если мера пресечения не избрана, обвиняемый (подозреваемый) может жить обычной жизнью, выезжать за пределы района проживания, вправе по своему усмотрению менять место своего жительства.

Обвиняемому в таком случае рекомендуется ставить об этом в известность орган предварительного расследования или суд и немедленно являться по их вызовам. Только в этом случае мера пресечения ему может быть не избрана и в дальнейшем.

Если обвиняемый или подозреваемый не будет являться по вызову следователя (дознавателя и др.), он может быть подвергнут приводу и в таком случае необходимо решать вопрос о применении к нему меры пресечения.

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь или судья выносит постановление, а суд - определение, содержащее указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и основания для избрания этой меры пресечения.

Помимо вынесения постановления, при избрании некоторых видов мер пресечения оформляются также соответствующая подписка или протокол (подписка о невыезде, протокол о принятии залога и т.д.) либо делается сообщение командованию воинской части.

Когда избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы, рекомендуется давать указание участковому уполномоченному полиции об установлении наблюдения за обвиняемым по месту жительства, а также сообщать в отдел кадров по месту работы о необходимости немедленно предупредить орган, в производстве которого находится уголовное дело, если обвиняемый подаст заявление об увольнении.

Статья 101 УПК РФ предусматривает для всех мер пресечения общий порядок их избрания - принятие решения (п. 13 ст. 5).

Под применением мер пресечения следует понимать совокупность процессуальных действий по выполнению принятого решения (п. 29 ст. 5) регулируются ст. ст. 102 - 109.

Уголовно процессуальный закон требует, чтобы постановление и определение об избрании меры пресечения были законными, обоснованными и мотивированными. В данных постановлениях и определениях должен содержаться анализ оснований, условий и дополнительных обстоятельств.

К постановлению об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу предъявляются определенные специфические требования:

В описательно-мотивировочной части должно быть отражено обоснование невозможности избрания в отношении подозреваемого или обвиняемого иной, более мягкой, чем заключение под стражу, меры пресечения.

В резолютивной части данного постановления содержится существо заявленного ходатайства. Особенностью данного постановления является также то обстоятельство, что анкетные данные лица, в отношении которого оно выносится, излагаются более подробно. Помимо фамилии, имени, отчества, даты рождения подозреваемого или обвиняемого здесь должны быть указаны его место рождения, гражданство, место жительства и судимость. Аналогична форма постановления судьи об избрании меры пресечения в виде заключения по стражу.

Только законная и обоснованная мера пресечения будет служить решению задач уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида (процедуры) принятия решения о мере пресечения:

) заключение под стражу, домашний арест и залог избираются в состязательном порядке (ст. 123 Конституции РФ, ст. 15 УПК), когда одна сторона (обвинитель) ходатайствует о применении меры пресечения перед независимым арбитром - судом, а другая сторона (защита) вправе возражать и оспаривать обоснованность этой меры (ст. 108 УПК);

) все остальные меры пресечения в стадии предварительного расследования избираются органом уголовного преследования, ведущим процесс (следователем, дознавателем), по своей инициативе. Это розыскной (инквизиционный) порядок, который противоречит коренному правилу состязательного процесса (и конституционному принципу) - равноправию сторон. Сторона обвинения (следователь - п. 47 ст. 5) избирает в отношении стороны защиты (обвиняемого - п. 46 ст. 5) меру пресечения.

Копия постановления или определения об избрании меры пресечения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, немедленно. Это правило действует во всех без исключения случаях, какая бы мера пресечения ни избиралась, если, конечно, обвиняемый не скрывается от следователя (дознавателя и др.), суда. Копия постановления (определения) об избрании меры пресечения передается обвиняемому (подозреваемому) сразу после его оглашения.

В постановлении (определении) об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого необходимо обосновать исключительность данного случая.

Исключительность обусловлена тем обстоятельством, что подозрение (в отличие от обвинения) еще не позволяет обвинителю однозначно утверждать о виновности определенного лица.

Таким образом, на момент избрания меры пресечения еще сам обвинитель не убежден в том, что преступление совершено именно этим лицом. С формально юридической стороны мера пресечения избирается в отношении подозреваемого, когда еще недостаточно доказательств для вынесения постановления о привлечении этого лица в качестве обвиняемого.

Не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения подозреваемому должно быть предъявлено обвинение. Тогда мера пресечения продолжает применяться без вынесения об этом отдельного постановления.

Часть 2 статьи 100 УПК РФ (в ред. от 22 апреля 2004 г.) допускает 30-суточный срок действия меры пресечения в отношении подозреваемого в совершении хотя бы одного из 10 тяжких и особо тяжких преступлений (терроризма - ст. 205 УК РФ, бандитизма - ст. 209 УК, посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля - ст. 277 УК и др.).

При толковании данной нормы следует учесть, что в момент избрания меры пресечения в отношении подозреваемого еще не существует обвинения. Поэтому квалификация преступления, указанная в постановлении о возбуждении дела, имеет предварительный характер и может измениться.

Таким образом, нами были рассмотрены основания, и общие условия применения мер пресечения в уголовном судопроизводстве, в том числе и условия и порядок применения данных мер к подозреваемым.

2.2 Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения

Избрание меры пресечения - это право следователя (дознавателя и др.). Но учет всех обстоятельств при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определении ее вида - его обязанность.

Согласно статье 99 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 УПК РФ (основания для избрания мер пресечения), должны учитываться также тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.

Учет данных обстоятельств позволяет сделать обоснованный вывод о том, будет ли обвиняемый (подозреваемый) пытаться уклониться от предварительного расследования или судебного разбирательства, препятствовать установлению истины по делу или продолжать преступную деятельность.

Если материалы дела не позволяют сделать вывод о возможном ненадлежащем поведении обвиняемого (подозреваемого), то применение к нему меры пресечения будет необоснованным.

Под тяжестью преступления следует понимать не только определение данное Уголовным Кодексом Российской Федерации. Тяжесть преступления применительно к мерам пресечения понятие более широкое и отражает какое именно преступление (какой статьей УК предусмотрено) совершено, было ли оно окончено или же имело место лишь приготовление к преступлению либо покушение на преступление, количество преступных эпизодов (однократность или неоднократность преступления либо их совокупность), вид соучастия, совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), способ и характер совершенного преступления, каковы его последствия - характер и размер ущерба, наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание, а также мотивы и цели совершения преступления.

Более тяжкими, предполагающие более суровой меры пресечения, выступают умышленные, оконченные преступления, за совершение которых предусмотрено лишение свободы и т.д.

Сведения о личности подозреваемого или обвиняемого - это различного рода, характеризующие его данные, включающие в себя документы от имеющихся в деле характеристик, справок, показаний его соседей, родственников и близких до заключения судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертиз.

Данные сведения указывают на свойства характера и темперамента подозреваемого (обвиняемого), на его взаимоотношения с людьми, нормальное либо асоциальное поведение и др.

Состояние здоровья также является весьма важным обстоятельством. На практике часто возникают случаи, когда из-за слабого здоровья заключение под стражу заменялось более мягкой мерой пресечения.

Под семейным положением подозреваемого (обвиняемого) обычно понимается то, находится ли он в зарегистрированном либо гражданском браке, имеет или нет на иждивении и сколько именно недееспособных детей или иных членов его семьи. Для женщин - это также состояние беременности, либо наличие малолетних детей, является ли она кормящей матерью, повлечет ли ее разлука с ребенком вред последнему.

Род занятий подозреваемого (обвиняемого) также, по мнению законодателя, является самостоятельным обстоятельством, которое следует брать в учет при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определении ее вида.

К иным обстоятельствам, указанным законодателям, по мнению Рыжакова А.П. следует относить:

) данные о трудоспособности подозреваемого (обвиняемого);

) наличие у него места работы и жительства по месту производства предварительного расследования (судебного разбирательства);

) наличие (отсутствие) ранений, государственных наград, почетных званий;

) наличие (отсутствие) судимости (рецидива), срок отбывания наказания в местах лишения свободы, сколько времени после освобождения он находился на свободе;

) факты, характеризующие его как члена общества (по месту жительства, работы, увлечениям и т.п.);

) события его биографии (к примеру, он участвовал в предотвращении последствий аварии в Чернобыле, землетрясения в Армении, в боевых действиях в Чечне);

) социальное и имущественное положение подозреваемого (обвиняемого) и др.

Таким образом, указанные обстоятельства должны всегда учитываться следователем, дознавателем судом при избрании меры пресечения.

Как уже упоминалось в начале параграфа, избрание меры пресечения - это право следователя , но учет всех обстоятельств при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определении ее вида - его прямая обязанность. Необходимо всегда помнить об этом.

2.3 Процессуальный порядок отмены и изменения меры пресечения

Отмена или изменение меры пресечения производится по постановлению дознавателя, следователя или судьи либо по определению суда.

По смыслу закона, основаниями отмены меры пресечения являются:

) признание незаконным или необоснованным первоначального решения об избрании меры пресечения;

) отпадение необходимости в ее применении;

) отпадение общих условий для применения меры пресечения. Мера пресечения отменяется при:

прекращении уголовного дела и уголовного преследования конкретного лица (ст. ст. 213, 239 УПК);

постановлении оправдательного приговора или приговора, не связанного с назначением наказания (ст. ст. 306, 311 УПК);

обращении обвинительного приговора к исполнению (ч. 4 ст. 390, ст. 393 УПК);

приостановлении уголовного дела (кроме меры пресечения в отношении скрывшегося обвиняемого). (ст. 210, 238 УПК)

наличии оснований для прекращения дела по нереабилитирующим основаниям (ст. 212 УПК), когда обвиняемый возражает против прекращения дела и производство по нему продолжается;

) отпадение специальных условий для применения конкретных мер пресечения:

истечение 10- или 30-суточного срока применения меры пресечения в отношении подозреваемого, когда ему не было предъявлено обвинение (ст. 100 УПК);

отказ обвиняемого, поручителей, залогодателей от своих обязательств при применении психолого-принудительных мер пресечения (ст. ст. 102 - 106 УПК);

прекращение статуса военнослужащего при наблюдении командования воинской части (ст. 104 УПК);

достижение совершеннолетия при присмотре за несовершеннолетним обвиняемым (ст. 105 УПК);

истечение срока содержания под стражей (и, как представляется, под домашним арестом - (ст. ст. 107, 109 УПК);

превышение времени содержания под стражей (домашним арестом, в медицинском или психиатрическом стационаре), срока реально возможного наказания (ст. 109 УПК);

) мера пресечения в виде заключения под стражу также изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования.

Решение об отмене или изменении меры пресечения может излагаться в самостоятельном процессуальном документе или включаться в постановление (определение) о прекращении дела, в приговор и т.д. Когда, к примеру, вопрос о мере пресечения разрешается судом одновременно с назначением судебного разбирательства, вынесением приговора, прекращением или приостановлением дела и т.п., то суд (судья) не составляет отдельного определения (постановления) о мере пресечения, а указывает свое решение об этом в соответствующем процессуальном документе: постановлении, определении, приговоре. Если же вопрос о мере пресечения разрешается судом в качестве отдельного, самостоятельного вопроса, то его решение оформляется специальным определением

Решение об отмене или изменении меры пресечения может излагаться в самостоятельном процессуальном документе или включаться в постановление (определение) о прекращении дела, в приговор и т.д.

В случае если вопрос о мере пресечения разрешается судом в качестве отдельного, самостоятельного вопроса, то его решение оформляется специальным определением.

Таким образом, подводя итоги главы можно сделать вывод, что меры пресечения являются частным видом мер уголовно-правового принуждения и применяются только к обвиняемым или подозреваемым.

Всего имеется 7 мер пресечения, 3 из них назначаются по судебному решению. Меры пресечения применяются при наличии юридического и фактического оснований.

Меры пресечения могут быть изменены или отменены постановлением или определением, когда отпадает в них необходимость. Данные основания содержатся в статьях Уголовно-процессуального закона.

Заключение

В заключение работы можно сделать ряд выводов по курсовой работе в целом:

Преступления - это нарушение общественного порядка, обеспечить и восстановить который государственная власть считает своим долгом и исключительным правом. Но восстановление нарушенных прав личности не должно отходить на задний план. Необходимость обезопасить невиновного гражданина от незаслуженного наказания также является главнейшей задачей государства.

Противоречие этих двух начал обуславливает возможность определенного ограничения прав и свобод личности, в частности обвиняемого и подозреваемого с целью достижения целей уголовного судопроизводства.

Меры пресечения - это разновидность мер уголовно-процессуального принуждения, временно ограничивающие права личности, применяемые следователем, дознавателем, судом или судьей к обвиняемым (подозреваемым) с целью не дать им возможности скрыться от предварительного следствия, дознания, судебного разбирательства, приведения приговора в исполнение, воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу, продолжить преступную деятельность.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень мер пресечения, который включает в себя семь мер. Также УПК РФ определены основания их избрания, сроки и процессуальный порядок.

Избрание меры пресечения не является обязательным, но на следователе лежит обязанность учитывать обстоятельства, перечисленные в ст. 99 УПК РФ. Неприменение мер пресечения во многих случаях может осложнить расследование, а иногда и вообще свести на ноль все усилия субъекта предварительного расследования.

Применение данных на практике позволяет эффективно решать задачи, стоящие перед уголовным процессом, грамотно и эффективно осуществлять предварительное расследование.

При применении мер пресечения необходимо стремиться к тому, чтобы избранная мера пресечения как можно меньше ограничивала права обвиняемого (подозреваемого) и в то же время наиболее эффективно способствовала решению задач уголовного судопроизводства.

На практике необходимо чаще применять меру пресечения в виде домашнего ареста как альтернативу заключению под стражу.

Для такого эффективного применения мер пресечения необходимо глубокое и всестороннее изучение теоретического материала и судебной практики. Все это поможет молодым сотрудникам на практике грамотно решать поставленные перед ними служебные задачи.

Таким образом, все задачи работы выполнены, все вопросы раскрыты в полном объеме.

Список использованной литературы

Законодательные и иные нормативно-правовые акты

1.«Конвенция о защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 г. // Правовая система Консультант Плюс

."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // "Парламентская газета", N 4, 23-29.01.2009.

."Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // Правовая система Консультант-Плюс

."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Правовая система Консультант-Плюс

.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О полиции" // Правовая система Консультант-Плюс

.Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изменениями и дополнениями) // Правовая система Консультант Плюс

.Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 14.01.2013) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации") // "Собрание законодательства РФ", 19.11.2007, N 47 (1 ч.), ст. 5749

.Постановление Правительства РФ от 18.02.2013 N 134 "О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений" (вместе с "Правилами применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений") // Правовая система Консультант Плюс

Учебная и научная литература

9.Уголовный процесс. Курс лекции. СПб.: Изд-во СПб Университета МВД, 2011- 544с.

.Баранов А.М. Уголовный процесс Учебник для вузов .: М, 2012 - 673 с.

.Уголовный процесс: учебник. - Под редакцией А. Д. Прошлякова, В. С. Балакшина, Ю. В. Козубенко М.:, 2011. - 1056 с.

12.Уголовный процесс: учебник / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский; под общ. ред. А. В. Смирнова. 5-е изд., перераб. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. 768 с.

13.Вандышев В.В. Уголовный процесс. Общая и Особенная части: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Контракт, Волтерс Клувер, 2010. 720 с.

14.Уголовный процесс. Под ред. Радченко В.И. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2008. - 784 с.

15.Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / А.П. Рыжаков. - 7- е изд., перераб. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2011. - 928с.

.Калиновский К.Б., Смирнов А.В. Постатейный комментарий к УПК РФ, М.2012 // Правовая система Консультант Плюс

.Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу РФ, принятому 22.11.2001 года, под редакцией В.М. Лебедева, Божьева В.П. Москва, 2009 г // Правовая система Консультант Плюс

18.Уголовное право России. Особенная часть: учебник / С.А. Балеев, Л.Л. Кругликов, А.П. Кузнецов и др.; под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. М.: Статут, 2012. 943 с.

19.Айвар Л.К., Трунов И.Л. Применение мер пресечения в уголовном судопроизводстве. М.: 2012 - 640 с.

20.Мешков М.В. Предварительное следствие. Учебное пособие /- М., 2009 г. 719 с.

21.Тимохин Ю.А. Значение подписки о невыезде и надлежащем поведении как меры пресечения, препятствующей уклонению обвиняемого от явки к следователю // Российский следователь. 2012. N 10. С. 9 - 11.

22.Гужва О.В. Практические проблемы разрешения судом вопроса освобождения от наказания в связи с болезнью // Медицинское право. 2012. N 5. С. 25 - 28.

.Тарабрин С.В. Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с должностными лицами ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. N 3. С. 7 - 10.

24.Рыжаков А.П. Избрание меры пресечения в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления (подозреваемого). Комментарий к ст. 100 УПК // Правовая система "КонсультантПлюс".

25.Рыжаков А.П. Обстоятельства, учитываемые при решении вопроса о необходимости и возможности избрания и выборе меры пресечения. Комментарий к ст. 99 УПК // Правовая система "Консультант Плюс".

.Моргутин Н. Евгения Васильева заключена под домашний арест - статья. URL: http://lifenews.ru/news/107029 Дата обращения: 3.03.2013

.Уголовный процесс: учебник / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский; под общ. ред. А. В. Смирнова. 5-е изд., перераб. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. 768 с URL: http://kalinovsky-k.narod.ru/p/upp/upp.htm дата обращения: 13.03.2013

Похожие работы на - Меры пресечения в уголовном судопроизводстве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!