Считается, что чем серьезнее категория преступлений, тем ниже для нее коэффициент латентности. Как правило, более тяжкие преступления все-таки становятся заметнее, чем иные, хотя бы потому, что их последствия труднее скрыть. Например, убийства всегда менее латентны, чем легкие телесные повреждения. Хищения особо ценных предметов быстрее обнаруживались, чем
мелкие хищения. Особо ценные предметы были всегда на особом счету. Другое дело, что раскрытие таких преступлений происходило далеко не сразу и не всегда. Но ведь уголовная статистика фиксирует не только раскрытие, а все зарегистрированные преступления. Значит, подобная зависимость существует, но она не является абсолютной.
В 1996 году в России было зарегистрировано 29 406 умышленных убийств. В том же году устанавливалась личность по 49 173 неопознанным трупам (установлено 15 380) и разыскивалось 75 457 человек без вести пропавших (разыскано 49 401). В этих цифрах скрывается большая доля умышленно убитых, но они не попали в статистику убийств.
Незаявленные преступления в основном связаны с недоверием граждан и жертв преступлений к органам правоохраны; с неверием в способность правоохранительных органов раскрыть и защитить заявителя; с нежеланием связываться с полицией; с опасением мести со стороны преступников; с тем, что лицо не осознает себя жертвой преступления и др. причинами.
Незарегистрированные преступления носят общемировой характер, но в силу исторических и иных причин они особо распространены в России. Общий уровень скрываемых органами правоохраны преступлений оценивается в пределах 30% и более от заявленных. По отдельным видам преступлений эти показатели колеблются в разных пределах. Причин и поводов к фальсифицированному учету много: ложная демонстрация полицией и другими правоохранительными органами своей способности контролировать преступность, неспособность этих органов справиться с растущей преступностью, уход их от трудно раскрываемых уголовных дел, кадровая и техническая неукомплектованность правоохранительной системы, слабая профессиональная подготовка сотрудников, широко распространенные злоупотребления и коррупции в системе уголовной юстиции и др.
Уровень зарегистрированных, но вине дознавателей, следователей и прокуроров не установленных преступлений, колеблется в пределах 2-5% числа учтенных. Они распределены в отказных материалах о возбуждении уголовного дела, в прекращении уголовных дел за отсутствием события или состава преступления и даже в делах с оправдательными приговорами. С уголовно-правовой точки зрения это та часть латентной преступности, которая является формально законной. С криминологической позиции реально совершенные, но не доказанные деяния не перестают быть латентными преступлениями.
Наличие латентной преступности свидетельствует о том, что состояние государственной статистики о зарегистрированной преступности во всем мире нельзя признать удовлетворительным. Народ, общество и государство не зная действительную криминологическую обстановку в стране, не могут принять адекватных мер по контролю над преступностью. Латентная преступность, кроме того, является серьезным криминогенным фактором, детерминирующим дальнейшее расползание преступности. И что особенно важно, высокий уровень латентной преступности существенно нарушает права человека. Если учесть, что ежегодно в России совершается 12-15 млн. преступлений, а регистрируется около 3 млн. с выявлением около 1,5 млн. правонарушителей, то около 8-10 млн. лиц, фактически совершивших преступления не привлекаются к уголовной ответственности и примерно 7-8 млн. граждан, реально пострадавших от преступлений, не получают от государства необходимой правовой помощи и защиты.
Снижение уровня латентной преступности и систематический мониторинг позволяют разрабатывать и принимать меры борьбы с преступными проявлениями.
Масштабы, характеристики латентной части преступности зависят от комплекса причин, среди которых не последнюю роль играет профессиональное мастерство тех, кто борется с преступностью, в т.ч. профессионализм криминологов-исследователей.
При анализе качественных характеристик преступности необходимо учитывать и то, что, например, общеуголовная неорганизованная преступность, особенно связанная с пьянством, а также вся преступность несовершеннолетних полнее выявляется, чем продуманная, тщательно планируемая организованная экономическая преступная деятельность. Поэтому криминологами был сделан вывод, что общеуголовная преступность при всей ее латентности, отражается в статистике в большей своей части, а преступность в сфере экономики, коррупции - только в размере 2-5% и даже ниже. По данным уголовной статистики нельзя судить о фактических тенденциях последних двух. Однако, если растет число регистрируемых хищений в особо крупных размерах, число фактов особо опасной контрабанды, ясно, что это отражает массовость таких явлений.
Помимо деления латентной преступности на незаявленную ее часть, неучтенную и неустановленную, существует еще одна классификация: латентная часть преступности включает скрытые и скрываемые преступления.
Скрытая часть преступности образуется за счет преступлений и их разных совокупностей, которые совершены, но о которых не стало известно правоохранительным органам, суду. Это происходит по разным причинам: потерпевший не сообщил о краже его кошелька, контролирующие органы не передали в органы полиции или прокуратуры материалы о выявленных злоупотребления и т.п.
Скрываемая часть преступности включает преступления и их совокупности, которые стали известны правоохранительным органам, но которые по разным причинам не нашли отражения в статистике преступности. Здесь и фактическое нерассмотрение заявлений о преступлениях, и неверная оценка деяний как непреступных, и неправильное процессуальное решение, в том числе неверная ссылка на статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ, и неоформление карточки первичного учета преступления, и просчеты в формировании статистики, и даже сбои ЭВМ. Иногда сказываются и просчеты в принципах учета преступлений.
В общем, латентность бывает и результатом умысла, и неосторожности, и непрофессионализма тех, кто обязан бороться с преступностью.
Многое зависит и от субъектов, окончательно представляющих статистику вышестоящим органам, в печать для публикации. Иногда эти субъекты задают цель оценкам: показать снижение или рост преступности, рост ее раскрываемости и т.п.
При изучении уголовной, судебной статистики всегда должна ставиться задача: определить степень латентности преступности. Например, при анализе изменений преступности - определить, возросла либо уменьшилась латентность и как она повлияла на изменение статистической картины преступности. При анализе региональных различий преступности устанавливается, не связаны ли они с разной степенью латентности преступности в разных регионах. Может быть, в одном регионе более тщательно регистрируют все преступления, и за счет этого там преступность по результатам анализа выглядит более высокой, чем в другом, где преступления не выявляют, скрывают.
Существует ряд методик, позволяющих судить о степени распространенности соответствующей преступности с учетом ее латентности.
Во-первых, это сопоставительный анализ ряда статистических показателей. Например, сопоставление числа убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, средней тяжести или легкого. На протяжении десятилетий, по данным бюро судебно-медицинской экспертизы, на одно лицо, получившее тяжкие телесные повреждения, в разных регионах приходилось два и более лиц с менее тяжкими телесными повреждениями и от 13 до 22 - с легкими. А число лиц с тяжкими телесными повреждениями всегда превышало число трупов с признаками насильственной смерти. Судебно-медицинское освидетельствование же проводится по инициативе правоохранительных органов, получающих сигналы о соответствующих преступлениях. То есть получается, что все преступления против жизни и здоровья человека представляли собой определенную пирамиду, вершину которой составляли убийства, а основание - легкие телесные повреждения без расстройства здоровья, после них шли легкие телесные повреждения с расстройством здоровья, менее тяжкие и тяжкие телесные повреждения.
Целесообразно также при анализе карточек первичного учета, уголовных дел, материалов и заявлений о преступлениях анализировать во взаимосвязи:
а) число умышленных убийств, совершаемых на почве ревности, ссоры и т.п.
б) число фактов причинения вреда здоровью на той же почве.
Необходимо давать оценку своевременности и законности реагирования на заявления и сообщения о побоях, причинения вреда здоровью. Криминологические исследования показывают, что если речь идет не об организованной преступной деятельности, в 80% и более случаев умышленным убийствам предшествуют иные акты насилия или угроз.
Указанный выше анализ применяется и при изучении преступлений против собственности, в частности ряда хищения в крупных и иных размерах.
Кроме того, при анализе статистических данных учитываются материалы прокурорских и ведомственных проверок. Выясняется, в частности, какой процент от зарегистрированных в текущем году преступлений составили преступления прошлых лет.
Во-вторых, в целях выявления латентности сопоставляются данные уголовной статистики, статистики гражданско-правовых деликтов, административных и дисциплинарных правонарушений. При этом анализируются во взаимосвязи материалы правоохранительных, судебных, контролирующих органов и различных правозащитных организаций. Так, если, по данным уголовной статистики, число актов оскорблений и клеветы падает, а по данным судебной статистики, растет число рассмотренных и удовлетворенных исков о защите чести и достоинства граждан, совершенно очевидно, что эти преступления получают все больше распространение, но граждане предпочитают не обращаться к уголовно-правовым средствам защиты своих интересов. Если, по данным уголовной статистики, не растет число фактов обмана потребителя, они получают все большее распространение, необходимо проводить дополнительное исследование.
В-третьих, данные уголовной статистики сопоставляются с заявлениями, жалобами, сообщениями о преступлениях, в том числе направляемыми не только в правоохранительные органы, но и в средства массовой информации, иные организации.
Исследования региональных различий, изменений преступности обязательно должны включать оценку латентности преступности в разных регионах, государствах и в разные периоды.
Иногда высказывается мнение, что без латентности преступности система борьбы с преступностью буквально рухнула бы под тяжестью последней, будучи не в состоянии «перерабатывать» все данные о ней. Действительно, существующая система с ее численностью сотрудников и кадровым составом не способна к такой полной «переработки». Однако выход состоит не в том, чтобы смириться с латентностью преступности, а в совершенствовании самой борьбы. Во-первых, следует критически посмотреть на то, какие деяния объявляются преступными. Часто среди них не мало тех, которые по степени их общественной опасности могли бы быть отнесены к иным правонарушениям. Во-вторых, необходима большая дифференциация уголовно-процессуальных форм реагирования на различные преступления. В-третьих, совершенствование практики предварительного расследования и устранения неоднократных вызовов потерпевшего для дачи показаний о самом факте преступления. При таком порядке через несколько месяцев потерпевший начинает забывать детали происшествия и перестает являться по вызовам. Необходимо, кроме того, более внимательно относится к правовым обычаям населения, реагированию людей на преступления знакомых, соседей.
Латентность преступности - многоаспектная проблема, которая исследуется серьезно на междисциплинарном уровне, и подлежит решению в том же порядке. В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. №5485-I «О государственной тайне» сведения о состояний преступности не подлежат отнесению к государственной тайне.
. Причины латентной преступности и пути их преодоления
Наиболее существенными факторами, обусловливающими существование естественной латентной преступности, являются:
нежелание огласки интимных сторон жизни (особенно это характерно для такого вида преступлений, как изнасилование);
малозначительность причиненного преступлением ущерба (мелкие хищения, кражи личного имущества граждан, когда потерпевшему причиняется не столь значительный для него ущерб; причинение легкого вреда здоровью и ряд других преступлений);
отсутствие времени у потерпевшего для подачи заявления и разбирательства случившегося;
неуверенность в неизбежности наказания преступника (такая неуверенность возникает потому, что у некоторой части граждан сложилось ложное представление о «всесильности» преступников и ограниченных возможностях милиции и других правоохранительных органов);
особые взаимоотношения потерпевшего либо свидетелей с преступником (родственные связи, зависимость по службе, боязнь разглашения преступником компрометирующих потерпевшего сведений);
боязнь угроз преступника совершить в отношении потерпевшего рэкет, похищение детей, насилие;
дефекты правосознания (некоторые потерпевшие рассматривают преступление только как нарушение их личных интересов, никак не связывая его с опасностью для общества и принципом неотвратимости наказания за совершенное противоправное деяние);
неблаговидное поведение потерпевшего (связи с преступником, при которых со стороны потерпевшего допускались отступления от норм нравственности и морали, а иногда и прямые нарушения закона, что в большей степени характерно для жертв мошенничества и вымогательства);
сложный, замаскированный характер преступных деяний (хищений путем присвоения, растраты, взяточничества, мошенничества и т.п.), затрудняющий установление правоохранительными органами самого факта совершения преступления.
Следует отметить, что не все преступления обладают одинаковой степенью латентности. Меньшую латентность имеют умышленные убийства и причинения тяжкого вреда здоровью, а наибольшую - изнасилование, мошенничество, взяточничество, причинение легкого вреда здоровью.
Латентная преступность обусловливается теми же причинами, что и вся преступность. Однако наличие такой преступности и ее причины во многом определяются недостаточно эффективной деятельностью правоохранительных органов. Это относится не только к скрываемой (искусственной), но и к скрытой (естественной) латентности. Например, такая причина скрытой преступности, как неуверенность потерпевшего в неизбежности наказания преступника, имеет прямое отношение к недостаточной эффективности деятельности правоохранительных органов.
Исходя из сказанного, под причиной преступности понимается явление (или совокупность взаимосвязанных явлений), которое при определенных условиях порождает, производит другое явление, рассматриваемое как следствие.
Значительную роль в существовании преступности играют и условия, ей способствующие.
Условиями преступности являются различные явления социальной жизни, которые не порождают преступность, но содействуют, способствуют ее возникновению и существованию. Причина создает возможность определенного следствия. Условия же способствуют реализации этой возможности.
В зависимости от направленности профилактические мероприятия принято делить на общесоциальные (общая профилактика), специальные (специальная профилактика), индивидуальные (индивидуальная профилактика).
На общесоциальном уровне - это решение крупных социально-экономических и иных проблем функционирования общества и как следствие - положительное воздействие на динамику, структуру и причины преступности в целом.
На специальном уровне - это воздействие на конкретные социальные группы (микросреду), в которых складываются конфликтные ситуации; виды и формы преступного поведения, профилактика преступлений в определенных сферах общественной жизни (иными словами такая профилактика называется криминологической).
На индивидуальном - это позитивное изменение системы ценностных ориентации лица, преодоление его антиобщественных взглядов и установок; недопущение совершения преступления конкретным лицом, попавшим в поле зрения правоохранительных органов (такую профилактику еще называют индивидуально-криминологической).
Органы внутренних дел и подразделения криминальной полиции принимают участие на всех уровнях профилактической деятельности. На общесоциальном уровне они участвуют в разработке государственных и региональных программ борьбы с преступностью, вносят конкретные предложения по экономическим, социальным и иным вопросам функционирования государства. Совокупность этих действий предполагает устранение причин и условий, способствующих и порождающих совершение преступлений.
Заключение
Итак, в заключении следует отметить, латентная преступность представляет собой совокупность лиц и совершенных ими в конкретном регионе и в конкретный период времени преступных деяний, не зафиксированных в уголовной статистике.
В латентной преступности обычно выделяются две части: скрытая преступность, не выявленная правоохранительными органами в силу специфики самих преступлений, отношения к содеянному со стороны потерпевшего и иных обстоятельств; скрываемая преступность, не нашедшая отражения в статистических учетах в результате неправомерных действий должностных лиц правоохранительных органов. Иногда эти виды латентности определяют как естественную и искусственную. Если в первом случае акцент делается на нежелании потерпевшего или иных лиц, которым известно о преступлении, сообщить об этом компетентным органам, то во втором - на стремлении некоторых должностных лиц правоохранительных органов приукрасить положение дел в борьбе с преступностью.
В настоящее время оценка состояния преступности производится в основном по статистическим данным. При существующей системе учета такие сведения не могут быть в полной мере достоверными.
Существует ряд методов, позволяющих получить косвенные данные о степени распространенности видов преступности с повышенной латентностью. Одним из них является опрос предполагаемых потерпевших по специальной анкете.
Полезные результаты можно получить путем сопоставления данных уголовной статистики и статистики административных и дисциплинарных правонарушений, гражданско-правовых деликтов. Если показатели статистики свидетельствуют о снижении количества фактов обмана потребителей, а по данным торговой инспекции их количество, напротив, возрастает, значит, есть основания полагать, что растет латентность этого вида правонарушений.
Одним из методов выявления латентной преступности является анализ заявлений, жалоб, сообщений о преступлениях, поступивших в правоохранительные органы, в средства массовой информации, иные государственные органы, и сопоставление полученных результатов с данными уголовной статистики.
Достаточно эффективным методом выявления латентности является ее экспертная оценка. С ее помощью можно получить достоверные сведения о соотношении между выявленными и скрытыми преступлениями.
Представляется целесообразным вынести предложения по сокращению причин латентной преступности, а именно:
) усовершенствование нормативной базы, регламентирующей учет преступлений;
) закрепление в УК РФ специальной нормы (ст. 300-1), предусматривающей ответственность за укрытие преступлений;
) усовершенствование системы и механизма регистрации преступлений;
) сокращение «издержек доступа граждан к закону» путем обеспечения организационного и материального сотрудничества граждан с правоохранительными органами, защиты прав свидетелей и потерпевших от преступлений;
) полная либо частичная декриминализация деяний, признаваемых малозначительными по результатам опроса населения (обзора виктимизации); перенесение хищений до двух тысяч пятисот рублей в число дел частно-публичного обвинения.
Глоссарий
№ПонятиеОпределение1Латентный в переводе с латинского означает скрытый, невидимый, внешне не проявляющийся.22Преступность это социально-правовое исторически изменчивое негативное массовое явление, слагающееся из всей совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве (регионе, мире) преступлений, имеющих количественные (состояние, динамика) и качественные (структура и характер преступности) показатели.33Латентная преступностьпредставляет собой совокупность лиц и совершенных ими в конкретном регионе и в конкретный период времени преступных деяний, не зафиксированных в уголовной статистике.44Скрытая латентная преступностьне выявленная правоохранительными органами в силу специфики самих преступлений, отношения к содеянному со стороны потерпевшего и иных обстоятельств.55Скрываемая латентная преступностьне нашедшая отражения в статистических учетах в результате неправомерных действий должностных лиц правоохранительных органов.66Законэто нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения.77Государство есть организация политической власти <#"justify">преступность криминология латентность
Список использованных источников
1. Словарь иностранных слов. - М., 1980. - С. 279.
. Бышевский Ю.В., Конев А.А. Латентная преступность и правосознание. Омск, 1986.
. Герцензон А.А. Основные положения и задачи советской науки уголовной статистики. // Проблемы искоренения преступности. - М.: Юрид. Лит., 1965.
. Конев А.А. О понятии латентной преступности. / В кн. Роль аппаратов уголовного розыска и следствия в борьбе с преступностью: Тр. Омской высшей школы милиции МВД СССР. Вып. 21.- Омск, 1976.
. Савюк Л.К. Правовая статистика. М.: Юристь, 1999.
. Прохоров B.C., Кропачев Н.М., Тарбагаев А.Н. Механизм уголовно-правового регулирования. - Красноярск, 1992.-С. 123.
. Исиченко А.П. О терминологии в сфере борьбы с латентной преступностью. // Латентная преступность: познание, политика; стратегия.
. Ковалев М.И. Советское уголовное право. Вып. 1. - Свердловск. 1971. - С. 122.
. Криминология: Учебное пособие / Е.О. Марлухина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. - 372с.
. Криминология: Учебник / под ред. Проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004.
. Криминология. Учебник для вузов. Под ред. А.И. Долговой. Норма. М.: 2002.
Криминология; Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникева. СПб.; Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998.
. Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. М., 1972.
. Подрядов А.Н. Латентная преступность и правосознание // Социально-экономические аспекты борьбы с преступностью: Труды ОВШМ МВД СССР. Омск. 1973.
. Сорокин Н.О. Измерение параметров скрытой преступности как криминологическая проблема: Дис. канд. Юрид. Наук. - Нижний Новгород, 1998.