Конституционные основы правосудия в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,76 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционные основы правосудия в Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

Югорский государственный университет

Юридический институт

Кафедра конституционного, административного и муниципального права







Курсовая работа

по дисциплине: «Конституционное право»

на тему: «Конституционные основы правосудия в Российской Федерации»

Выполнил Шевкунов Роман Сергеевич,

Проверил: доцент Рыбьяков А.С.



Ханты-Мансийск 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Конституционно-правовые основы правосудия в России

.1Конституционные основы (принципы) правосудия России

.2Понятие и отличительные признаки правосудия

.3Правовой статус судей

Глава 2. Нормативно - правовое регулирование судов России

.1Конституционный суд Российской Федерации

.2Верховный суд Российской Федерации

.3Арбитражный суд Российской Федерации

.4Иные арбитражные органы

.5Районный суд

.6Военные суды

Заключение

Список использованных источников

Введение

В демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды - независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.

Актуальность темы «конституционные основы правосудия» обусловлена тем, что в системе трех ветвей государственной власти особое место принадлежит судебной власти, которая в условиях разделения властей играет особую роль в жизни государства и всего общества, в укреплении демократии и законности. Полное и последовательное применение концепции разделения властей предполагает повышение авторитета судебной власти, восстановление и утверждение престижа власти, защиту, в конечном счете, в полной мере прав, свобод и законных интересов человека.

Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он - арбитр в спорах о праве.

Конституционные принципы правосудия - это закрепленные в Конституции Российской Федерации и других законах основные, исходные, руководящие нормативные положения (правила, требования, идеи) наиболее общего характера, выражающие демократическую сущность российского правосудия, образующие единую систему, определяющие организацию и деятельность судебной власти по выполнению стоящих перед ней задач.

Объектом исследования курсовой работы является институт правосудия в РФ.

Предметом исследования курсовой работы является анализ конституционных принципов правосудия.

Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть «природу», конституционных принципов правосудия в РФ.

Задачи, поставленные для достижения цели:

.проанализировать понятие, признаки и принципы судебной власти;

.дать характеристики конституционным принципам правосудия;

.определить основные положения статуса судей в РФ, как носителей судебной власти в РФ.

Глава 1. Общие положения

1.1 Конституционные основы (принципы) правосудия России

конституционный правосудие власть нормативный

Понятие и система принципов. Принципы правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Важнейшие правовые положения, характеризующие российский суд и правосудие, отражены в Конституции Российской Федерации, которая закрепляет свойственные правовому государству демократические начала организации и деятельности суда в интересах граждан, общества и государства. Конституционные гарантии дают основания именовать демократические основы деятельности суда конституционными принципами правосудия.

Закрепленные в Конституции Российской Федерации принципы правосудия находят свое отражение и развитие в федеральных законах, регулирующих деятельность суда с учетом специфики сферы судопроизводства и национальных особенностей российской правовой системы, а также общепризнанных норм международного права и международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.

Таким образом, конституционные основы (принципы) правосудия - это закрепленные в Конституции и законах руководящие правовые положения, выражающие сущность и специфические свойства правосудия, с учетом особенностей правовой и судебной системы Российской Федерации.

Принцип законности правосудия. Общее требование соблюдения закона, закрепленное в Конституции Российской Федерации, относится к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. Разумеется, это требование в равной мере относится и к суду, причем даже в большей степени, поскольку это не только принцип его деятельности, но и цель разбирательства конкретных дел. При рассмотрении правовых основ деятельности правоохранительных органов были системно изложены соответствующие группы законов и других нормативных правовых актов, регулирующих функцию правоохраны. Применительно к принципу законности правосудия использование нормативной правовой базы имеет свои особенности.

Во-первых, правосудие осуществляется на основе Конституции и законов, т.е. актов, принятых законодательными органами Российской Федерации и ее субъектов.

Суд, разрешая дело, применяет Конституцию в качестве акта прямого действия, в частности:

·когда закрепленные конституционной нормой положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина, и другие положения;

·когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

·когда закон либо иной нормативный акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Во-вторых, при осуществлении правосудия должны учитываться важные для оценки правонарушения правила о действии закона во времени:

·закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет;

·никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Принцип законности правосудия требует, чтобы по каждому вынесенному судом приговору и решению была ссылка на соответствующую норму материального права и было мотивировано ее применение с учетом обстоятельств дела и характеристики его участников. По уголовному делу суды, принимая решение (приговор), руководствуются нормами Уголовного кодекса Российской Федерации, и никакие другие законы и подзаконные акты не могут быть применены. По гражданскому (арбитражному) делу, кроме норм Гражданского кодекса Российской Федерации, суды применяют нормы других отраслей права (трудового, семейного, жилищного) и используют подзаконные акты, если они не противоречат закону.

В содержание принципа законности правосудия входит и требование точного соблюдения судами норм процессуального права. Принцип законности правосудия - универсальный принцип. Его широкое и разностороннее содержание помогает формулировать и определять отдельные стороны других принципов правосудия, о которых пойдет речь дальше.

Осуществление правосудия только судом. Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в статье 118 Конституции РФ.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» правосудие осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, верховными судами республик в составе Российской Федерации, судами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районными судами, окружными военными судами и гарнизонными военными судами, а в системе арбитражных судов - окружными апелляционными и судами субъектов Российской Федерации. Кроме перечисленных федеральных судов, правосудие осуществляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Упомянутый федеральный конституционный закон предусматривает возможность создания специализированных федеральных судов с целью рассмотрения гражданских и административных дел. Содержание принципа «осуществление правосудия только судом» включает осуществление судебной деятельности во всех ее формах, т.е. разрешение дел по существу первой инстанции, разбирательство в кассационной (апелляционной) инстанции и в надзорном порядке (в том числе по вновь открывшимся обстоятельствам).

Функционирование системы судебного контроля является важной составляющей обеспечения правосудия строго в рамках закона. Особая роль принадлежит Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, которые обобщают судебную практику, анализируют причины допускаемых нарушений и дают судам необходимые разъяснения, публикуя свои документы для широкого использования в Бюллетене Верховного Суда РФ и в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ.

Доступность судебной защиты. Принцип законности правосудия базируется на основополагающем положении Конституции: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства. Его реальное воплощение в жизнь подкрепляется правом граждан защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Среди других способов защиты прав и свобод человека и гражданина судебная защита является одним из наиболее результативных, поэтому обязанность государства обеспечивать доступность судебной защиты является не просто одним из принципов правосудия, но и залогом его эффективной деятельности. Права и свободы человека и гражданина, как указано в статье 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Определяя круг лиц, имеющих доступ к судебной защите, Конституция употребляет термин «каждый». Таким образом, судебная защита доступна гражданам России и иностранным гражданам. Доступность судебной защиты включает и права несовершеннолетних граждан. Ребенок может самостоятельно обратиться в суд по достижении 14-летнего возраста, судебную защиту прав малолетних осуществляют их родители или законные представители.

Подчеркнем, что доступность судебной защиты подкрепляется обязанностью суда принять обращение к рассмотрению, отказ возможен только в случаях, прямо предусмотренных законом. В этой связи возникает вопрос о подсудности дел тому или иному суду. Законодательство придерживается общего правила, отвечающего международным стандартам: уголовное дело должно рассматриваться там, где совершено преступление; гражданское - по месту возникновения спора.

Судебная защита осуществляется судом в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Особого внимания заслуживает доступность судебной защиты в сфере уголовного судопроизводства, где рассматриваются дела, связанные с посягательством на жизнь, здоровье, имущество и другие важные интересы человека. В соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства суд обязан в краткий срок (3-10 дней) рассмотреть поступившее к нему заявление о совершенном преступлении и при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело. По делам частного обвинения суд сам полномочен провести разбирательство и принять решение, по другим - направить дело для производства предварительного следствия или дознания.

Широко используется доступность судебной защиты и в гражданском судопроизводстве в соответствии с общим правилом, устанавливающим, что всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемых законом интересов. В порядке гражданского судопроизводства защищаются имущественные права и интересы граждан, политические (избирательные) права, семейные, трудовые, жилищные, а также рассматриваются дела по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий; на отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации за границу или въезд в Российскую Федерацию и другие.

Конституция, закрепившая принцип доступности судебной защиты, дает основание для использования в этой сфере международных правовых стандартов. Как предусмотрено пунктом 3 ст. 46, каждый вправе, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Ратификация Российской Федерацией 5 мая 1998 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод открывает возможность гражданам России подать в Европейский Суд в случае ущемления их прав решениями государственных инстанций.

Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Конституция РФ провозглашает равенство всех перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 7), адресуя эту норму судам (суды не отдают предпочтения каким-либо органам и лицам, участвующим в процессе), дополнил ее, указав, что суд может принимать во внимание и другие обстоятельства, связанные с необоснованным ограничением прав человека, не указанные в федеральном законе. Таким образом, судам предоставлена возможность признавать и иные обстоятельства, кроме тех, которые перечислены в статье 19 Конституции РФ.

Принцип участий граждан в отправлении правосудия. Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах.

Присяжные заседатели - граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.

Арбитражные заседатели получили законодательное утверждение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации». Несколько ранее при введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации присяжные заседатели были допущены к рассмотрению арбитражных дел в порядке эксперимента. Пленум Высшего Арбитражного Суда утвердил Положение о проведении упомянутого эксперимента.

Сущность рассматриваемого принципа заключается в таком построении судебной процедуры, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел равные возможности сторон по отстаиванию защищаемых ими интересов. При этом суд наделяется всеми необходимыми полномочиями, обеспечивающими именно такой порядок процедуры соответствующего судопроизводства.

Противоположность (несовпадение) интересов сторон при их процессуальном равноправии обеспечивает состязательный характер их участия в процессе, а отделение функций суда от прав и обязанностей противоборствующих участников процесса гарантирует законность и объективность правосудия.

Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту. Данный принцип отражен в ряде положений Конституции Российской Федерации. В широком подходе речь идет о государственных гарантиях защиты прав и свобод человека и гражданина и устанавливается, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Конституция специально выделяет право граждан на защиту, когда это связано с правосудием. В соответствии со статьей 48 Конституции каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право на получение квалифицированной юридической помощи.

Уголовно-процессуальное законодательство конкретизирует содержание конституционной нормы применительно к перечню, в ней приводимому.

Подозреваемым признается лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а также лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Подозреваемый, в отношении которого избрана мера пресечения в виде ареста, может находиться под стражей не более 10 дней, после чего ему либо должно быть предъявлено обвинение, либо изменена мера пресечения.

Обвиняемый-лицо, в отношении которого в установленном порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. В случае, если он арестован, закон устанавливает возможные сроки его содержания под стражей и порядок их продления. Если избрана иная мера пресечения - до окончания расследования и передачи дела в суд.

Подсудимым именуется обвиняемый, в отношении которого дело принято к производству судом. В зависимости от характера вынесенного судом решения (приговора) подсудимый именуется осужденными или оправданным.

В целом содержание рассматриваемого принципа находит выражение во всей совокупности прав подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, которыми они наделены для своей защиты.

Им предоставлено право знать, в чем они обвиняются, и давать объяснения по предъявленному обвинению; представлять доказательства; заявлять ходатайства; обжаловать законность и обоснованность ареста; знакомиться с протоколами следственных действий, проведенных с их участием. По окончании дознания или предварительного следствия знакомиться со всеми материалами дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме; участвовать в судебном разбирательстве в суде первой инстанции; заявлять отводы; приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда. Подсудимый имеет право на последнее слово. Отметим, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 123).

Принцип презумпции невиновности. Презумпция в переводе с латыни означает предположение, основанное на вероятности. Суть принципа презумпции невиновности (без упоминания самого термина) в Конституции Российской Федерации сформулирована следующим образом: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» (ч. 1 ст. 49). Принцип презумпции невиновности отражен в ряде международно-правовых актов. Так, в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах сказано, что каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону. Схожая по смыслу формулировка содержится и во Всеобщей декларации прав человека. В российском законодательстве принцип презумпции невиновности официально был внесен поправкой к Конституции РСФСР в 1992 г. В соответствии с принципом презумпции невиновности суду предписывается обязательная проверка выводов органов предварительного расследования о предполагаемой вине того или иного лица в совершении преступления и запрещается отождествлять эти предположения с достоверно установленной судом виной данного лица. В соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ содержание принципа презумпции невиновности может быть сведено к следующим основным положениям:

·никто не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом (ст. 7);

·никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом (ст. 8);

·обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Суд, прокурор, следователь и дознаватель обязаны полно, всесторонне и объективно исследовать обстоятельства дела, не перелагая эти свои обязанности на обвиняемого (ст. 14);

·при осуществлении правосудия не допускается пользоваться доказательствами, полученными с нарушением закона. Они признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения (ст. 75);

·запрещено домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер, а признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств (ст. 77);

·все не устранённые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49 Конституции РФ).

Независимость судей и подчинение их только закону. Конституция Российской Федерации устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам (ст. 120).

Суд относится к числу таких государственных учреждений, деятельность которых часто находится в поле зрения многих органов, должностных и частных лиц. Таким образом, проблема обеспечения независимости судей связана с их взаимоотношениями с другими государственными структурами, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. Независимость судей проявляется также и во внутри-судебных отношениях с другими участниками процесса и с вышестоящими судебными органами.

В этой ситуации принцип независимости судей играет особую роль в системе конституционных положений, определяющих правовой статус носителей судебной власти. Судьи по закону обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство в их деятельность.

Упомянутые положения относятся не только к деятельности профессиональных судей, но и к гражданам, привлекаемым к осуществлению правосудия: присяжным и арбитражным заседателям. В период исполнения ими своих обязанностей в суде они также независимы и подчиняются только закону, со всеми гарантиями, установленными для профессиональных судей.

Юридические гарантии независимости судей реально воплощены в нормах об их несменяемости и неприкосновенности и других положениях Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации». В соответствии с упомянутым законодательным актом судьи несменяемы; гарантируется их неприкосновенность и предоставление судье материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, а также предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в их деятельность.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ- установлена повышенная уголовная ответственность: за воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 294); посягательство на жизнь судьи и иных лиц, осуществляющих правосудие (ст. 295); угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 296); неуважение к суду (ст. 297); клевету в отношении судьи (ст. 298).

Принцип гласности в деятельности суда. Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 1 ст. 123). Конституционный принцип означает, что в отличие от деятельности других государственных органов во всех судах судебной системы Российской Федерации: общей юрисдикции (включая военные) и в арбитражных судах - рассмотрение конкретных уголовных, гражданских (арбитражных) и административных дел осуществляется гласно, в открытых судебных заседаниях. На судебные заседания допускаются все граждане, а по уголовным делам - не моложе 16 лет, кроме тех случаев, когда они являются обвиняемыми, потерпевшими или свидетелями по делу.

Конституционный принцип гласности в деятельности суда, с одной стороны, обеспечивает воспитательное значение судебных процессов, с другой, - свидетельствуя о демократических началах судопроизводства, является своего рода контролем населения за правосудием, дисциплинирует суд, обязывает носителей судебной власти строго относиться к выполнению установленных законом процедур.

Закон, проводя в жизнь принцип гласности деятельности суда, четко установил те случаи, когда может проводиться закрытое судебное заседание. В уголовном судопроизводстве это делается в тех случаях, когда необходимо сохранить государственную тайну, а также по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, о половых и иных преступлениях в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, либо связанных с унижением их достоинства. Заседание может быть закрытым, если того требуют интересы обеспечения безопасности участников процесса, членов их семей и близких. В частности, такая практика находит свое применение по делам о террористической деятельности.

В гражданском судопроизводстве процесс может быть закрытым с целью неразглашения факта усыновления, сохранения тайны переписки и в некоторых других случаях. В арбитражном судопроизводстве - дополнительно - при удовлетворении судом ходатайства участвующих в деле лиц, ссылающихся на необходимость сохранения коммерческой тайны.

Приговор и решение суда во всех случаях провозглашается публично. По мотивированному определению суда, рассмотревшего дело в закрытом судебном заседании, публично может оглашаться только резолютивная часть приговора или решения.

1.2 Понятие и отличительные признаки правосудия

В общем виде конституционные принципы правосудия можно рассматривать как закрепленные Конституцией Российской Федерации или вытекающие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Эти идеи определяют построение судов, их демократизм.

Конституционные принципы правосудия должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве, т. е. в федеральных законах о судебной системе, о судах, о судьях. Частично это сделано в рамках принятых за последние годы федеральных конституционных законов о Конституционном Суде, об арбитражных судах, о судебной системе. Учтены указанные положения Конституции при подготовке ныне уже действующих Уголовно-процессуального и Арбитражного процессуального кодексов России, а также при принятии новой редакции федеральных законов о прокуратуре и о статусе судей, а также при внесении изменений и дополнений в законодательство о судоустройстве.

Термин «правосудие» определяется в русском языке как деятельность правовых, судебных органов, т.е. в прямом смысле как суждение (в нашем случае - суда) о правах, обязанностях и ответственности кого либо на основе применения закона, в конечном итоге как способ реализации судебной власти.

Наиболее существенные стороны правоохранительной деятельности суда осуществляются именно путем правосудия, которое является главным содержанием судебной власти, ее основной функцией. Обращаясь к судебной сфере в целом, отметим, что именно с проблемами правового регулирования правосудия связана детальная законодательная регламентация.

Конституция Российской Федерации определила формы судопроизводства, в которых осуществляется правосудие (ст. 118); утвердила главную задачу правосудия-обеспечивать права и свободы человека (ст. 18); установила право граждан участвовать в отправлении правосудия (п. 5 ст. 32).

Конституционные нормы получили дальнейшую детализацию и развитие в федеральных конституционных и федеральных законах о судоустройстве, судебной системе, статусе судей, о военных, арбитражных судах и других. Особое место в регламентации правосудия занимает процессуальное законодательство. В Уголовно-процессуальном, в Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах Российской Федерации систематизированы нормы, регламентирующие деятельность судов при осуществлении правосудия, права, обязанности и ответственность всех участников судебного процесса. Особая роль правосудия ставит вопрос о его соотношении с судебной властью в целом. Доминируют два различных подхода. В одном случае с правосудием отождествляются все функции судебной власти, в другом - только судопроизводство по уголовным, гражданским (арбитражным) делам. Представляется, что оба подхода нуждаются в определенной корректировке.

Такие функции судебной власти, как исполнение судебных решений и приговоров по гражданским и уголовным делам; контроль за законностью действий и решений органов и должностных лиц государственной власти, включая и обоснованность применения мер процессуального принуждения (аресты, обыски, опись имущества и др.) в ходе предварительного расследования; принятие решений о допустимости применения некоторых мер оперативно-розыскного характера; участие в формировании судейского корпуса, не могут, строго говоря, быть отнесены к правосудию.

В соответствии с действующим законодательством исполнение судебных актов по гражданским, уголовным делам и в некоторых других случаях возложено на судебных приставов-исполнителей, которые входят в систему Министерства юстиции, т.е. органов исполнительной власти. Отнесение их деятельности к правосудию противоречит принципу разделения и самостоятельного функционирования органов судебной и исполнительной власти.

С учетом особенностей судебной процедуры, существенно отличающихся от правосудия по рассмотрению уголовных, гражданских, арбитражных дел, не могут быть отнесены к правосудию контроль за законностью деятельности государственных органов и должностных лиц, в том числе в ходе предварительного расследования и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также организационные меры по формированию судейского корпуса.

Сторонники этой точки зрения обычно ссылаются на Закон «О судоустройстве РСФСР», который относит к правосудию только рассмотрение гражданских и уголовных дел. Заметим, что в том же Законе о судоустройстве устанавливается, что в случаях, предусмотренных законодательством, районный суд (судья) рассматривает и дела об административных правонарушениях (ч. II ст. 25), что соответствует конституционной норме, включающей в сферу деятельности суда административное судопроизводство.

Можно указать на характерные признаки правосудия как способа реализации судебной власти, обеспечивающего государственную правоохранительную деятельность и его отличие от функций других государственных органов:

·правосудие осуществляется только судом и лишь установленными законами способами, т.е. путем разрешения в судебных заседаниях гражданских (арбитражных), уголовных дел и материалов об административных правонарушениях;

·каждая форма осуществления правосудия регулируется соответствующими законодательными актами, обеспечивающими соблюдение демократических основ (принципов) и предоставляющими его участникам необходимые гарантии защиты прав и отстаивания своих интересов.

Таким образом, правосудие - это деятельность независимого суда, основанная на соблюдении демократических принципов судопроизводства, в рамках установленного законом процессуального порядка и применение на этой основе в необходимых случаях мер государственного воздействия.

1.3 Правовой статус судей

Под судейским корпусом принято понимать совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. В его состав включаются все судьи Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, в том числе и военных судов, арбитражных судов, а также судьи судов субъектов Российской Федерации: конституционных (уставных) судов и мировые судьи. В судейский корпус включаются не только действующие, но и судьи, пребывающие в отставке. Конституционные нормы, регулирующие судебную власть, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» определили общие принципы организации и деятельности всех судов страны, подчеркнув, что все они входят в единую судебную систему. Этот принцип единого подхода получил отражение в Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»

Принцип единства судебной системы относится ко всем направлениям организации и деятельности суда, в том числе и к формированию судейского корпуса, т.е. к требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи; порядку отбора кандидатов и наделению их судейскими полномочиями.

Требования к кандидатам на должность судей установлены статьей 119 Конституции РФ. Судьями могут быть граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Кроме конституционных требований - российское гражданство, минимальный возрастной ценз, наличие высшего образования и профессиональной подготовки, Закон «О статусе судей в Российской Федерации» включает и дополнительные требования. Кандидат не должен совершать порочащие его поступки, обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Возраст 25 лет является минимальным для кандидата на должность судьи районного суда. Для занятия должности судьи вышестоящего суда (включая арбитражные суды субъектов Российской Федерации) минимальный возраст кандидата повышается до 30 лет, а судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда - до 35 лет. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность по достижении возраста 40 лет. Законом предусмотрено предварительное медицинское освидетельствование для подтверждения отсутствия у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Квалификационный экзамен проводится по экзаменационным билетам, включающим вопросы по различным отраслям права и задачи из судебной практики.

После сдачи экзаменов каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность.

Квалификационная коллегия судей в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения.

Квалификационная коллегия судей представляет председателю соответствующего суда заключение на каждого из рекомендованных кандидатов, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. При повторном положительном заключении квалификационной коллегии судей кандидатура вносится председателем соответствующего суда для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке.

Наделение судей полномочиями осуществляется в порядке, установленном Конституцией РФ (ст. 138), Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 13), Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 6) и Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 6).

Судьи Конституционного Суда, Верховного и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.

Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с учетом мнения законодательных (представительных) органов соответствующих субъектов Российской Федерации.

Необходимость согласования при наделении судейскими полномочиями судей федеральных судов в субъектах Федерации (районного и областного звена) предусмотрена пунктом «л» ст. 72 Конституции РФ, которой кадры судебных органов отнесены к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов.

Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Мировые судьи назначаются на должность законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, либо избираются на должность населением соответствующего судебного округа в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации определяется и порядок наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов.

Президент Российской Федерации в месячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщает председателю соответствующего суда.

Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

В случае отклонения представленной кандидатуры на должность судьи федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда соответствующая квалификационная коллегия судей имеет право при наличии повторного заявления кандидата, рассмотрев основания отклонения, повторно дать положительное заключение для назначения кандидата на должность судьи.

Полномочия судей в Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Судьи районных судов и судьи гарнизонных военных судов впервые назначаются на 3 года, по истечении которых они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на срок 15 лет.

Мировые судьи назначаются (избираются) на срок не более 5 лет. Повторно они могут быть назначены на любой срок, но не менее 5 лет. Срок полномочий судей конституционных (уставных) судов в регионах устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. К осуществлению правосудия в качестве судьи, кроме исполнения обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть привлечен с его согласия судья, находящийся в отставке, на срок до одного года в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий. Привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи производится председателем вышестоящего суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только компетенцией, т.е. полномочиями по определенным предметам ведения. Различие по компетенции не нарушает общего принципа единого статуса. Каждый судья - полноправный носитель судебной власти и при исполнении своих обязанностей принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и законам страны.

Единство статуса означает равенство всех судов внутри судейского сообщества. В равной мере на них распространяются меры государственной защиты, гарантии независимости и недопустимость вмешательства в их деятельность, материальное обеспечение и социальная защита. Присвоение судье квалификационного класса, в зависимости от занимаемой должности и стажа работы, не означает изменения его статуса относительно других судей.

Вместе с тем единство правового статуса не исключает особенностей правового положения судьи, связанных с разным объемом полномочий и спецификой их деятельности. Эти особенности определяются федеральными законами и законами субъектов Федерации, о чем шла речь в соответствующих разделах при рассмотрении вопросов деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, военных судов, а также судов субъектов Российской Федерации. Принцип единства статуса судей включает, как отмечалось выше, единый подход к отбору кандидатов и к порядку назначения их на судейские должности. Единый подход находит свое продолжение и в требованиях к судьям, назначенным на должность. В соответствии со статьей 3 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» судья:

·обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы;

·не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Решен вопрос и о занятиях судьи, пребывающего в отставке. Он вправе работать в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в соответствующих учреждениях, профсоюзных и иных общественных организациях, быть помощником депутата. Судья в отставке не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя. На период работы судьи, пребывающего в отставке, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные законом.

Особенности правового положения судьи, его статус обеспечивается государственными гарантиями его независимости, которые включают: определенные законом процедуры осуществления правосудия; несменяемость судьи; порядок приостановления и прекращения полномочий и его право на отставку; неприкосновенность судьи и предоставление ему за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. К гарантиям обеспечения полноправной судебной деятельности относится также деятельность системы органов судейского сообщества. Процедура осуществления правосудия, предусмотренная законом, одна из важнейших гарантий независимости судьи. В нормах процессуального законодательства (Уголовного и Гражданского процессуальных кодексов, Арбитражного процессуального кодекса), других федеральных законодательных актах детально излагаются правила осуществления судопроизводства по уголовным, гражданским, арбитражным, административным делам, а также порядок осуществления конституционного контроля. Следование этим нормам объективно обеспечивает устранение из процедуры правосудия посторонних влияний, а всякое вмешательство в процессуальную деятельность судьи преследуется по закону.

В соответствии с законом судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Несменяемость судьи и особый порядок приостановления и прекращения его полномочий. Судья федерального суда, за исключением судей высших (Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного) судов Российской Федерации, в первый раз назначается на должность сроком на 3 года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока исполнения до достижения предельного возраста пребывания в должности судьи.

В соответствии со статьей 121 Конституции РФ судьи несменяемы. Они не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия, и их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Приостановление полномочий судьи производится решением квалификационной коллегии при наличии одного из следующих оснований:

.признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

.возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

.участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;

.избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

Прекращение полномочий судьи может иметь место как по уважительной, так и по неуважительной причине (уход или удаление судьи в отставку). Уход судьи в отставку и в связи с этим прекращение его полномочий наступает в случаях подачи заявления об отставке; истечения срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; увольнения судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней.

Удаление судьи в отставку возможно ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи или в случае вступившего в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи или признании его недееспособным.

К иным причинам прекращения полномочий судьи относятся прекращение гражданства Российской Федерации; отказ судьи от перевода в другой суд; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи. Полномочия судьи прекращаются также в случае совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти, а также при вступлении в законную силу судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера.

Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Дальнейшее обжалование возможно путем обращения в Верховный Суд Российской Федерации.

Неприкосновенность судей - важнейший элемент судейского иммунитета. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Неприкосновенность судьи обеспечивает его защиту от преступного мира и «обиженных» в гражданском процессе сторон, а также от бюрократического администрирования со стороны государственных органов и вышестоящих судей.

Дисциплинарная ответственность судей применяется за совершение проступка, связанного с нарушением норм Федерального закона о статусе судей и положений кодекса судейской этики. Дисциплинарные взыскания - предупреждение или досрочное прекращение полномочий судьи - принимаются квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи. Административная ответственность возможна только по представлению Генерального прокурора и по решению коллегии из трех судей вышестоящего суда. Принятое решение может быть обжаловано судьей в порядке, установленном федеральным законом.

Уголовная ответственность осуществляется с соблюдением следующей процедуры. Вопрос о возбуждении в отношении судьи уголовного дела решается Генеральным прокурором с согласия коллегии из трех судей вышестоящего суда и соответствующей квалификационной коллегии. В процедуре решения вопроса об аресте судьи также предусмотрено как участие коллегии из трех судей, так и квалификационной коллегии.

Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации.

Материальное и социальное обеспечение судей-важная составляющая их независимости. Кроме должностного оклада производятся иные выплаты: 50% за особые условия труда; доплаты за выслугу лет; за квалификационный класс; за ученую степень или ученое звание; за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» и некоторые другие.

Социальное обеспечение судей включает ежемесячное пожизненное содержание судей, достигших пенсионного возраста, размер которого зависит от стажа работы и устанавливается в пределах до 85% заработной платы судьи, занимающего соответствующую должность. Судье предоставляется ежегодный дополнительный отпуск от 5 до 15 дней в зависимости от стажа работы и некоторые другие гарантии материального обеспечения и социальной защиты.

Медицинское обслуживание судей и членов их семей включает обеспечение лекарственными средствами, которые предоставляются за счет федерального бюджета. Гарантии государственного страхования жизни, здоровья и имущества судьи обеспечивает возмещение ущерба в случае смерти, причинения телесных повреждений, ущерба имуществу судьи. Государственная защита призвана обеспечивать независимость и неприкосновенность судьи с учетом важности и значимости выносимых им решений. В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. в редакции от 20 августа 2004 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» предусмотрена система мер защиты жизни, здоровья, имущества судей, народных и присяжных заседателей федеральных судов, а также мировых судей. Государственная защита судей конституционных и уставных судов субъектов Федерации может устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.

Помимо мер правовой и социальной защиты, о которых шла речь выше, установлена система мер обеспечения безопасности судей. К ним относятся:

§личная охрана, охрана жилища и имущества;

§выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

§временное помещение в безопасное место;

§обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

§перевод на другую работу, изменение места работы или учебы;

§переселение на другое место жительства;

§замена документов, изменение внешности.

Судья и его близкие имеют право знать о применяющихся в отношении их мерах безопасности и взаимодействовать с охранными службами, в том числе выполнять их законные требования, незамедлительно информировать о каждом случае угроз и не разглашать сведения о принятых мерах обеспечения безопасности.

Органы судейского сообщества как выразители интересов судей - носителей судебной власти - являются важнейшим институтом обеспечения их независимости. Через свои органы судейское сообщество активно влияет на процесс организации и деятельности судов.

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

§содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

§защита прав и законных интересов судей;

§участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

§утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

·Органы судейского сообщества включают:

§Всероссийский съезд судей, а в период между съездами совет судей Российской Федерации, избираемый Всероссийским съездом судей;

§конференции судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, арбитражных судов, а в период между конференциями избираемые ими советы судей;

§общее собрание судей судов;

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации; квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации. Высший орган судейского сообщества - Всероссийский съезд судей, который представляет интересы всего судейского сообщества. Съезд определяет порядок формирования органов судейского сообщества и избирает Высшую квалификационную коллегию судей. Органы судейского сообщества:

·обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;

·проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

·рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;

·представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;

·избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов);

·осуществляют иные полномочия, отнесенные к их ведению федеральными законами.

По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок

Органы судейского сообщества избирают соответствующие квалификационные коллегии судей. К их компетенции относится; отбор кандидатов на должность судьи; приостановление или прекращение полномочий судьи и т.д.

Глава 2. Нормативно-правовое регулирование судов России

.1Конституционный суд Российской Федерации

Конституция Российской Федерации установила полномочия Конституционного Суда, состав судей и их численность в количестве 19 судей, юридическую силу правовых последствий его решений (ст. 125); порядок назначения на должность судей Конституционного Суда (п. «е» п. «ж» ст. 102; ч. 1 ст. 128); право суда на законодательную инициативу (ст. 104) и на обращение с посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации. Подчеркивается особый статус судей Конституционного Суда, предусмотрено их присутствие при принесении присяги Президентом Российской Федерации (п. 2 ст. 82).

Кроме специальных норм о Конституционном Суде, его деятельности регламентируется общими нормами Конституции, регулирующими правосудие: о способах осуществления судебной власти (ст. 118); принципах правосудия (ст. 121 -123); особом порядке финансирования судов (Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» Конституционный Суд включен в судебную систему страны как один из высших федеральных органов судебной власти, определена его юридическая природа, место в судебной системе особые функции (ст. 18).

Основываясь на конституционных положениях, развивая и детализируя их, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. в редакции от 7 июня 2004 г. «О Конституционном Суде Российской Федерат конкретизировал статус Суда (ст. 1), установил правила конституционного судопроизводства, определил его структуру и организацию, направленную на повышение эффективности его деятельности.

С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, составной частью судебной власти и с учетом его полномочий применяет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления и другие субъекты права. С другой - Конституционный Суд как федеральный орган независимой ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие на деятельность других ветвей власти (законодательной, исполнительной) на установление объема их полномочий.

Рассматривая осуществление правосудия как важнейшую составную часть судебной власти, Федеральный конституционный закон от 1994 г. закрепил важнейшие принципы конституционного судопроизводства.

.Независимость.

.Коллегиальность.

.Гласность.

.Устность разбирательства.

.Язык судопроизводства.

.Непрерывность судебного заседания.

.Состязательность и равноправие сторон.

.2Верховный суд Российской Федерации

Как установлено Конституцией Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральными законами процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126).

Принципиальное значение конституционной нормы заключается в том, что Верховный Суд Российской Федерации, как высшее звено системы судов общей юрисдикции, осуществляет судебную власть на всей территории страны, вправе осуществлять правосудие и судебный надзор по всем делам, подсудным районным судам, судам областного звена, военным судам и мировым судьям. Решения, принимаемые Верховным Судом Российской Федерации по делам его компетенции, являются окончательными.

Решение вопроса о месте Верховного Суда Российской Федерации на конституционном уровне означает, что он создан на основании прямой нормы Конституции Российской Федерации и его упразднение возможно только путем внесения поправок в Основной закон страны.

Срок полномочий судей Верховного Суда РФ законом не ограничен, судьи несменяемы, обладают неприкосновенностью и другими гарантиями в соответствии с действующим законодательством.

Председатель Верховного Суда РФ, его заместители назначаются на должность сроком на 6 лет. Могут назначаться на эту должность неоднократно, но не более двух раз подряд. Предельный возраст пребывания в должности судьи Верховного Суда РФ - 65 лет.

Судьями Верховного Суда РФ могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет и отвечающие высоким нравственным требованиям.

Конституция Российской Федерации, определив место и роль Верховного Суда Российской Федерации, устанавливает следующие его основные функции:

·осуществление правосудия;

·судебный надзор за деятельностью судов;

·осуществление иных полномочий судебной власти.

.3Арбитражный суд Российской Федерации

Базируясь на конституционных принципах правосудия, Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и принятый 5 мая 1995 г. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации установили правовой статус арбитражных судов, их место в судебной системе страны, детализировали структуру, состав, принципы организации и деятельности.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Система арбитражных судов состоит из четырех звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т.е. арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споры между предпринимателями и государством (административные споры), дела об административных правонарушениях, а также другие дела, возникающие из административных и других правонарушений, если их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов. При: рассмотрении подведомственных им споров арбитражные суды обеспечивают защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

.4Иные арбитражные органы

К иным арбитражным органам относятся третейские суды и Международный коммерческий арбитраж. Следует подчеркнуть, что перечисленные учреждения, хотя и содержат слово «суд» в своем названии, судами не являются. Федеральный конституционный закон 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень судов, функционирующих на территории Российской Федерации, и не включает в их число упомянутые выше учреждения. Более того, Закон содержит норму, запрещающую создание судов, не предусмотренных этим Законом (ч. I ст. 4).

Вместе с тем их деятельность способствует предотвращению возможных конфликтов в хозяйственных отношениях, оперативному и на добровольной основе их разрешению, что в конечном итоге содействует развитию и укреплению рыночных отношений современного общества.

Третейские суды. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации» допускается создание третейских судов для рассмотрения того или иного конкретного спора и постоянно действующих третейских судов при торговых палатах, биржах, финансовых и промышленных предпринимательских и иных структурах. Третейские суды рассматривают в числе других и экономические споры, подсудные арбитражным судам. Число судей определяется сторонами и должно быть нечетным и состоять из граждан, давших согласие на выполнение соответствующих обязанностей. Обычно суд состоит из трех судей. Каждая сторона назначает по одному, затем двое судей избирают третьего судью.

Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

Стороны определяют место и порядок разрешения дела, распределяют размер расходов на разрешение спора или поручают это судьям. При разрешении дела третейский суд обязан руководствоваться действующими законами. Решение принимается большинством голосов, излагается в письменной форме и подписывается всеми судьями. Судья, не согласный с принятым решением, вправе изложить особое мнение, которое прилагается к решению.

Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение является окончательным, то оно может быть оспорено стороной путем обращения в арбитражный суд субъекта Российской Федерации (ст. 40 ФЗ от 24 июля 2002 г.).

.5Районный суд

Районный суд входит в систему судов общей юрисдикции, является основным ее звеном и рассматривает подавляющее большинство уголовных, гражданских дел и все дела об административных правонарушениях, подпадающих под его юрисдикцию. Так, до начала функционирования мировых судей в районном суде рассматривалось до 98% гражданских и почти 95% уголовных дел. Районный суд является непосредственно высшей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. В соответствии со статьей 128 Конституции РФ судьи (в том числе председатели и заместители) районных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий, после прохождения соответствующей процедуры отбора (сдачи квалификационного экзамена, получения рекомендации квалификационной коллегии судей).

Правосудие в районном суде осуществляется единолично или коллегиально (один или трое профессиональных судей). Единолично рассматриваются большинство гражданских дел и все дела об административных правонарушениях. Коллегиально - о наиболее опасных уголовных преступлениях и некоторые гражданские дела, в случаях, предусмотренных федеральным законом. Полномочия судьи районного суда не ограничены определенным сроком.

По уголовным делам районному суду подсудны все дела о преступлениях небольшой, средней тяжести и тяжких преступлениях, кроме рассмотрения некоторых дел об особо тяжких преступлениях: государственной измене, терроризме, диверсиях, преступлениях против правосудия, убийствах и изнасилований при отягчающих обстоятельствах, отнесенных к ведению вышестоящих судов, а также дел, подсудных военным судам и мировым судьям (ст. 31 УПК РФ).

Существенно повышены контрольные полномочия районного суда в ходе досудебного производства. Только суд правомочен принимать решения: об аресте и продлении срока содержания под стражей; о производстве осмотра жилья при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; наложении ареста на корреспонденцию и о контроле телефонных переговоров; о производстве обыска и наложении ареста на имущество; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для проведения экспертизы; о временном отстранении обвиняемого от должности (ст. 29 УПК РФ). Во исполнение требований Конституции Российской Федерации о праве граждан на тайну телефонных переговоров, почтовых и иных отправлений (п. 2 ст. 23), обеспечивая неприкосновенность их жилища (ст. 25), негласные оперативно-розыскные действия в этой сфере могут проводиться только на основании судебного решения. В свое время в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1995 г. эти вопросы рассматривали суды среднего звена системы судов Российской Федерации и только в исключительных случаях-районные суды. С принятием нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации эти полномочия переданы районным судам (п. 9 ст. 31).

Согласно статье 125 УПК РФ в ходе досудебного производства суд рассматривает жалобы на действия и решения прокурора, следователя, дознавателя, в том числе об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении уголовного дела и иные решения, нарушающие права и свободы граждан или затрудняющие доступ к правосудию.

.6Военные суды

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999г. «О военных судах Российской Федерации» военные суды входят в систему судов общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации. Их создание и упразднение осуществляется на основании федерального закона. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным Судом Российской Федерации.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, его заместители - Советом Федерации по представлению председателя Военной коллегии. Все другие судьи военных судов, включая председателей и их заместителей окружных (флотских) и гарнизонных военных судов, - указами Президента Российской Федерации, после прохождения соответствующей процедуры отбора и выдвижения на должность.

В состав военных судов помимо военнослужащих, имеющих офицерское звание, входят и непрофессиональные судьи - присяжные заседатели. Их статус и порядок привлечения к участию в осуществлении правосудия в военных судах определяется Федеральным законом от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции».

Военные суды - не специализированные суды, а суды общей юрисдикции, т.е. осуществляют правосудие, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Основными задачами при рассмотрении дел, как установлено упомянутым Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г., являются обеспечение и защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, прав и интересов органов государственной власти и местного самоуправления.

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Окружной суд образуется в составе председателя, его заместителей, президиума суда, судебных коллегии или судебных составов и аппарата суда. Окружной (флотский) суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и уголовные дела о преступлениях, отнесенных к подсудности судов общей юрисдикции областного и равного ему звена, в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы. Выступает в качестве кассационной и надзорной инстанций по делам, рассмотренным гарнизонными военными судами, и надзорной-по постановлениям и определениям, принятым окружным судом в качестве второй инстанции.

Гарнизонный военный суд действует на территории дислокации одного или нескольких военных гарнизонов и образуется в составе председателя, его заместителей, судей и аппарата суда.

Гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или к окружным (флотским) военным судам.

Кроме осуществления правосудия, гарнизонный военный суд принимает решения по ходатайствам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, об ограничении прав на тайну переписки и тд.

Заключение

Рассмотрев понятие, признаки и принципы судебной власти; конституционные принципы осуществления правосудия; статус судей в РФ, общие положения об органах судейского сообщества и квалификационных коллегиях России, можно сделать следующие выводы.

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».

Один из важнейших принципов - осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции). Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом - главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Носителями судебной власти в Российской Федерации являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Таким образом, конституционные принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы-принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.

Список источников и литературы

Нормативные правовые акты

."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) "О судебной системе Российской Федерации" // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 3, 06.01.1997.

.Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 04.03.2013 N 20-ФЗ) «О мировых судьях Российской Федерации» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета" 22.12.1998 г. N 242, в Собрании законодательства Российской Федерации 21.12.1998 г. N 51 ст. 6270.

.Закон от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 25.11.2013 N 317-ФЗ) «О статусе судей в Российской Федерации» // Первоначальный текст документа опубликован в "Российской газете" от 29.07.1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30.07.1992 г., N 30, ст. 1792.

."Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)// Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 3, 06.01.1997, "Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.

."Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.11.2013, с изм. от 19.11.2013)// Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Парламентская газета", N 241-242, 22.12.2001, "Российская газета", N 249, 22.12.2001, "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921, "Ведомости Федерального Собрания РФ", 01.01.2002, N 1, ст. 1.

."Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.11.2013)// Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532, "Парламентская газета", N 220-221, 20.11.2002, "Российская газета", N 220, 20.11.2002.

Учебная и научная литература

.Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др.// М.: Норма, 2005. - 496 с.

.Конституционное право России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазавев, Е.Е. Никитина. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008г.

.Советский энциклопедический словарь. М., 1987.

.Большой юридический словарь. М., 1997.

.Юридический энциклопедический словарь. М., 1987.

.Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

Похожие работы на - Конституционные основы правосудия в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!