Конституционное право

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,44 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционное право














Контрольная работа

По дисциплине: «Конституционное право»











Дмитров

Оглавление

Введение

.Российская Федерация - светское государство. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. №125-ФЗ

.Политические права и свободы

.Случаи досрочного прекращения полномочий Президента РФ

.Ответственность Правительства РФ

.Конституционно-правовые принципы правосудия

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Предмет - Конституционное право включает в себя множество аспектов и вопросов политической, экономической, социальной, судебной деятельности общества. К сожалению, осветить все в данной работе очень сложно. Все изученные вопросы касаются конституционного строя. Значение Конституции определено тем, что нормы, которые в ней установлены, должны выступать в виде воплощения государственной воли населения, то есть выполнять те задачи, которые стоят перед обществом, указывать принципы его организации, а также жизнедеятельности.

В Конституции РФ закреплены самые важные и значимые в социальном плане для отдельного человека, общества, государства его права и свободы. Для каждого человека они служат необходимыми условиями по обеспечению его достоинств и чести, которые присущи человеческой личности; вполне естественного права принимать участие в решении некоторых вопросов устройства, а также управления тем обществом, членом которого является он; экономических и социальных условий, которые необходимы ему для удовлетворения духовных, материальных потребностей, так жизненно важных для него самого. Основные фундаментальные права, которые зафиксированы в Конституции РФ, а также в важных международно-правовых актах, служат правовой базой для граждан.

Права и свободы, прописанные в Конституции являются главным элементом в правоотношениях, в которых участвует гражданин и государство. Смысл такого правоотношения для гражданина состоит в получении надежной защиты своих прав, а для государства - это обязанность предоставить данную защиту.

Политические права и свободы являются важной категорией субъективных прав, а также свобод гражданина. Это обеспеченная законом и публичной властью возможность принимать участие в общественно-политической жизни страны и осуществлять государственную власть.

.Российская Федерация - светское государство. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. №125-ФЗ

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» один из тех гуманных законов, которые были изданы во времена правления Б.Н. Ельцина в 1997 году.

Россия - это многонациональная страна, и многоконфессиональное государство. Очень важно установить принципы равенства, а также взаимоуважения между различными конфессиями. Религиозная сторона данного вопроса сродни общенациональному, и по сути представляет собой пороховую бочку, так как при неграмотном регулировании приведет к агрессивным действиям определенных представителей недовольных конфессий.

Для чего был издан данных закон? Выполняет ли он возложенные на него функции примирения? Реализует ли он конституционные принципы на практике? Может он, наоборот обостряет отношения между представителями разных религиозных объединений?

Для начала дадим определение - что такое совесть. Совесть - это определенная категория этики, которая характеризует способность личности проводить нравственный самоконтроль, формулировать самостоятельно для себя некоторые нравственные обязанности, и требовать их выполнения от себя, а также производить самооценку свершаемых поступков.

Важно, чтобы выбор убеждений человека проявлялся не в ущерб другим людям, а также в целом обществу.

В данном законе чётко выражен светский характер настоящего государственного образования. Согласно этого закона все люди имеют одинаковый доступ к образованию: как верующим, так и неверующим. Согласно данному закону все религии, а также религиозные объединения абсолютно равны перед законом, и ни та ни другая не пользуется какими-либо ограничениями и преимуществами.

Государство придерживается нейтральной стороны в вопросах убеждений и веры.

Религиозная деятельность и убеждения также регулируются в данном законе. Каждый человек в праве выбирать, и менять свои религиозные убеждения. А также может распространять и высказывать их в любой форме. Кроме этого, для осуществления права на свободу вероисповедания совершеннолетние граждане могут образовывать централизованные и региональные структуры, имеющие органы управления и подразделения.

Как и все другие предприятия, религиозные объединения обязательно должны быть наделены правами юридического лица.

Кроме перечисленных видов деятельности, религиозные объединения вполне могут проводить миссионерскую деятельность, осуществлять благотворительность и милосердие, воспитание и религиозное обучение, подвижничество в монастырях и так далее. Все виды деятельности предусматриваются Уставом.

В законе «О свободе совести и о религиозных организациях» существуют и отрицательная сторона. Проявляется в том, что религиозной организацией можно признать только ту, которая имеет подтверждение о своем существовании на данной территории менее 15 лет. Такое подтверждение должно быть выдано органами местного самоуправления или подтверждение о вхождении в структуру религиозной организации централизованного вида того же вероисповедания. Но доказать свое существование на протяжении данного срока могут не все организации религиозного типа. Такие бюрократические преграды в отдельных регионах могут привести к затруднению при регистрации религиозной организации. Но так как православие многие годы было единственно разрешенной религией, то напрашивается вывод о том, органы местного самоуправления не признают другие религиозные направления и вполне могут их запрещать, обосновывая данным пунктом в законе. То есть православная церковь имеет монопольное влияние на общество, а это ограничивает свободу вероисповедания. Тем самым это несколько искажает провозглашенную Конституцию, в которой права каждого человека не должны ущемляться.

Все изложенные в законе принципы свободы совести нашли свое применение в основном законе - Конституции РФ, которая принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

В статье 4 закона «О свободе совести и религиозных объединениях» провозглашает Российскую Федерацию как светское государство. Поэтому никакая религия не может быть установлена как обязательная или государственная. Да, но это остается на бумаге. На самом деле сильно ущемляются права людей других национальностей, а следовательно и вероисповеданий. Существует много конфликтов на религиозной почве. В нашей многонациональной стране сложно проповедовать какую-либо другую религию, так как население в корне пренебрегает людьми других национальностей, не желает разделять их национальные особенности и культуру. Национальная рознь - это было и будет. Чтобы не предпринимало Правительство, но отречься от христианства ради другой веры, пожалуй, смогут только единицы. Слишком сильна внутренняя духовность и приобщенность российского общества к церкви с ее положениями.

Статья 3 гласит о свободе совести и вероисповедания. Да, человек может принять другую веру, отличную от той, которую выбрали большинство, которую пропагандируют в данном конкретном обществе. Но разница в вероисповедании еще больше отдалит его, сделает «чужим» в своей стране.

Хотя в законе государство и закрепляет равенство прав человека и его свобод независимо от пола, расы, языка, национальности, происхождения, должностного и имущественного положения, отношения к религии, места жительства, убеждений, принадлежности к каким-то общественным объединениям. Эти права закреплены и Конституцией РФ.

И еще один момент: пунктом 3 статьи 3 Федерального закона установлено, что если убеждения человека или его вероисповедание противоречат несению военной службы, вполне имеет право заменить ее альтернативной гражданской службой. Федеральный закон от 25.07.2002 года №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (с изм. от 02.07.2013г.) предусматривает своего рода уклонение от выполнения воинского долга и заменой его. Но этот закон действует только с 2002 года, а до этого права людей ущемлялись.

И Конституция РФ, и Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» направлены на создание западной модели государственно-церковных отношений. В 1997 году государство задекларировало свободу совести, и начало осуществлять содействие и защиту вероисповедных свобод. Именно с этой целью при Президенте РФ создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями. А при Правительстве РФ осуществляет свою работу комиссия по решению вопросов религиозных объединений. На более низших уровнях государственного управления, в субъектах РФ, в адмиʜᴎϲтрациях утверждены соответствующие структуры, осуществляющие работу с религиозными объединениями.

.Политические права и свободы

Под политическими правами, а также свободами имеются ввиду права, которые затрагивают политические интересы общества и конкретно каждого человека.

Иными словами, политические права и свободы - это такая группа этих прав и свобод российских граждан, которые применяются в политической жизни, в управлении государственными делами и подразумевают свободу слова и мысли, право на получение информации, свободу средств массовой информации, определенное право на объединение граждан, право на проведение собраний и манифестаций, иметь право участвовать в управлении государственными делами, пользоваться избирательным правом, правом на равный для всех доступ к муниципальной и государственной службе, иметь право участвовать в правосудии, а также право обращаться в государственные органы.

В Конституции РФ зафиксированы основные политические права и свободы:

право на свободу мысли;

право получать и распространять информацию;

право беспрепятственно придерживаться своих мнений;

право печати и информации;

право беспрепятственно вступать в какое - либо объединение или пребывания в нем;

право на объединения;

право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении; государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей;

право избирать и быть избранными;

право на мирные собрания;

право участвовать в отправлении правосудия;- право равного доступа к государственной службе;

право обращения.

Политические права действуют с момента достижения гражданином РФ совершеннолетия согласно Конституции Российской Федерации.

По достижению 18-летия устанавливается для гражданина полная дееспособность.

Дееспособность - это юридическая возможность для создания и изменения своих прав и обязанностей, осуществляемая своими действиями. Это самое главное отличие от правоспособности, она присуща человеку с самого рождения и является непосредственной частью человеческого статуса. По достижении совершеннолетия гражданин РФ может осуществлять свои права во всех политических, экономических областях и личной жизни, а также несет ответственность в полном объеме за результаты своих деяний.

.Случаи досрочного прекращения полномочий Президента РФ

Избрание Президента РФ осуществляется посредством народного голосования. При этом участвуют все граждане Российской Федерации на основании всеобщего равного и прямого избирательного права, осуществляемого при тайном голосовании.

Любой гражданин РФ не моложе 35 лет может быть избран Президентом РФ, при этом нужно проживать на территории России не менее 10 лет. Полномочия главы государства ограничиваются 4-мя годами, а также один и тот же человек не может занимать данную должность более восьми лет подряд (то есть более двух сроков). Чтобы приступить к исполнению своих обязанностей Президент должен принести присягу.

Но бывают случаи, когда Президент РФ вынужден досрочно прекратить исполнение своих полномочий. Основания могут быть следующие:

.Отставка;

.Не способность осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья;

.Отрешение от должности.

Если произошло досрочное прекращение исполнения данных полномочий, то выборы нового президента должны состояться не позднее трех последних месяцев. На протяжении этого периода обязанности главы государства берет временно на себя Председатель Правительства Российской Федерации. Он может осуществлять все полномочия Президента, за исключением некоторых. Исполняющий обязанности не может распускать Государственную Думу, вносить поправки и пересматривать положения в Конституции РФ, назначать референдум (это такая форма в принятии законов, а также решение наиболее важных вопросов путем народного голосования).

Первые два случая досрочной отставки более менее понятны, но есть третье, когда происходит отрешение от должности. Это происходит при наличии определенных обстоятельств и при соблюдении определенной процедуры. Хотя Президент и обладает неприкосновенностью, но может быть привлечен к ответственности, если имеются факты обвинения его в государственной измене или совершении тяжкого преступления. В такой процедуре принимают непосредственное участие Верховный и Конституционный суд РФ.

Имеется несколько стадий при отрешении Президента РФ от исполнения своих обязанностей. Обвинение может быть выдвинуто Государственной Думой, при этом инициатива должна быть не менее, чем 1/3 часть всех депутатов. Нужно заключение специальной комиссии в составе палаты парламента. Решение о высказывании обвинения принимается непосредственно Государственной Думой. Но при этом поддержать его должны не менее 2/3 голосов от общего числа.

Данное обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного и Конституционного Суда РФ. Совет Федерации принимает решение об отстранении Президента от занимаемой должности, при этом также должно быть не менее 2/3 голосов из общего числа. На рассмотрение обвинения дается трехмесячный срок. Если в течение этого срока Совет Федерации не примет решение, то обвинение будет считаться отклоненным.

.Ответственность Правительства РФ

президент полномочие правительство правосудие

Вся деятельность Правительства имеет политический характер и несет ответственность за свои действия. Предусмотрена гражданско-правовая ответственность, а также отставка Правительства, если доказано причинение материального вреда физическим или юридическим лицам посредством издания незаконных актов. За совершение преступлений, находясь при исполнении своих служебных обязанностей возможна уголовная ответственность, при чем за такие преступления министры отвечают наравне с обычными гражданами. Политическая ответственность Правительства предусмотрена перед Президентом Российской Федерации, а также перед Государственной Думой.

Президент РФ имеет право уволить Правительство, то есть отправить в отставку. При чем это может быть не связано с какими-то обстоятельствами, в любой момент. Если происходит увольнение в отставку Премьер-министра, то и Правительство распускается. Новый премьер-министр может с согласования Президента оставить прежний состав, или некоторых его членов.

Президент имеет право уволить Председателя Правительства без объяснения причин, так как ни Конституция РФ, ни даже Федеральный конституциональный закон о Правительстве не предусматривают такого положения.

При наличии определенных юридических фактов, которые предусмотрены Конституцией РФ Президент РФ имеет право уволить Правительство. К примеру при отказе в доверии или в случае выражения ему недоверия. В данных случаях Президент РФ вполне может принять несколько альтернативное решение: распустить Государственную Думу, уволить Правительство в отставку.

Правительство РФ перед Советом Федерации ответственности не несет. Как правило, Совет Федерации не может отказывать Правительству в плане доверия. Государственная Дума не имеет права уволить Правительство в отставку ни при каких условиях. Это исключительно прерогатива Президента.

В судебном порядке могут быть обжалованы противоправные действия Правительства РФ.

.Конституционно-правовые принципы правосудия

Принципы правосудия - это исходные, общие, руководящие положения, которые определяют самые существенные стороны этого вида деятельности государства. В Конституции РФ отражены важнейшие правовые положения, которые характеризуют правосудие и российский суд. Она закрепляет в правовом государстве демократические начала по организации, а также деятельности суда, главным образом, в интересах государства, общества, граждан.

В Конституции РФ закреплены принципы правосудия. Они отражаются в федеральных законах по регулированию деятельности суда, учитывают специфику судопроизводства, отражают национальные особенности правовой системы России. Находят свое отражение в общепризнанных нормах международного права, международных договоров.

Существует принцип законности правосудия. Его суть заключается в требовании соблюдения закона, которое закреплено в Конституции РФ, Данный принцип относится к органам гос. власти, органам местного самоуправления, гражданам, их объединениям, должностным лицам. Данное требование также относится и к суду. Так как им необходимо руководствоваться при разбирательстве дел.

Принцип законности правосудия необходимо соблюдать по каждому приговору, вынесенному судом. Необходима ссылка на соответствующие нормы материального права и чем оно было мотивировано. Если решение принимается по уголовному делу, то нужно руководствоваться нормами Уголовного кодекса РФ, при этом другие законы, а также подзаконные акты не применяются. Если обвинение касается Гражданского (арбитражного) дела, то применяются нормы семейного, трудового, жилищного кодекса, применяются другие подзаконные акты, не противоречащие закону.

В содержание принципа законности правосудия входит и требование точного соблюдения судами норм процессуального права. Принцип законности правосудия - универсальный принцип. Его широкое и разностороннее содержание помогает формулировать и определять отдельные стороны других принципов правосудия, о которых пойдет речь дальше.

Правосудие осуществляется только судом. Данный принцип закреплен в 118 статье Конституции РФ.

Согласно Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» правосудие исполняется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, верховными судами республик, входящих в состав РФ, судами краев, областей, города Москвы, Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов, а также районными судами, военными окружными судами, военными гарнизонными судами, арбитражные суды представляются апелляционными окружными и судами субъектов РФ. Помимо перечисленных федеральных судов, правосудие могут осуществлять конституционные суды, а также мировые судьи субъектов РФ.

Важная роль в осуществлении правосудия отводится Верховному суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ: они обобщают всю судебную практику, проводят анализ причин допущенных нарушений и осуществляют разъяснения судам.

Принцип доступности судебной защиты базируется на основном положении Конституции, который гласит, что человек, и его права и свободы являются наивысшей ценностью, а соблюдение, признание, и защита прав - обязанность государства.

В обязанности государства входит обеспечение доступности судебной защиты. Это не просто принцип правосудия, это залог его эффективной деятельности. Судебная защита доступна каждому гражданину РФ. Судебная защита включает права также и несовершеннолетних граждан. Таким образом, ребенок имеет право обратиться в суд при достижении им 14-летнего возраста. Защиту малолетних граждан осуществляют их родители, законные представители.

Правосудие должно осуществляться на началах равенства всех перед законом и судом. Согласно Конституции РФ государство гарантирует равенство прав, а также свобод человека во всех сферах социально-экономической и политической жизни государства независимо от пола, национальности, расы, происхождения, языка, должностного и имущественного положения, отношения к религии, места жительства, убеждений, а также иных обстоятельств. Запрещены ограничение гражданских прав по социальной, религиозной, расовой, языковой, национальной принадлежности.

Принцип участий граждан в отправлении правосудия прописан в Конституции в части 2 статьи 32. Граждане могут реализовать это право и принимать участие в судебных заседаниях в судах общей юрисдикции, в качестве присяжных заседателей, а также в арбитражных судах в качестве арбитражных заседателей.

Принцип равноправия и состоятельности в судебном процессе прописан в гл.7 статьи 123 Конституции РФ. Сущность данного принципа состоит в построении судебной процедуры, которая должна быть обеспечена при построении судебной процедуры в ходе рассмотрения уголовных и гражданских дел. При этом и подсудимый и обвинитель имеют равные возможности по отстаиванию интересов.

Принцип обеспечения права на защиту обвиняемому. Тут идет речь о государственных гарантиях по защите прав и свобод всеми не запрещенными законом способами. Статья 48 Конституции РФ любой задержанный, который заключен под стражу, и обвиняемый по какому-либо преступлению имеет полное право на получение юридической квалифицированной помощи.

Данный принцип выражается во всей совокупности прав самого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, наделенного для своей защиты. Подозреваемый вправе знать, в чем его обвиняют, чтобы мог давать объяснения по обвинению;

Им предоставлено право знать, в чем они обвиняются, и давать объяснения по предъявленному обвинению; заявлять ходатайства; представлять доказательства; обжаловать обоснованность и законность ареста; иметь возможность ознакомиться с протоколами по следственному делу.

Принцип презумпции невиновности. Суть данного принципа состоит в том, что каждый обвиняемый в совершении любого преступления считается не виновным, пока его виновность не будет доказана в порядке федерального закона и это решение не вступит в силу по решению суда.

Согласно норм Уголовно-процессуального кодекса РФ существуют следующие основные положения в содержании принципа презумпции невиновности: к уголовной ответственности никто не может быть привлечен иначе, как в порядке и на основаниях, установленных законодательством; ни один человек не может быть признан виновным в преступлении и подвергнут уголовному наказанию кроме как по судебному приговору и согласно закона; в обязанности обвиняемого не входит доказывать свою невиновность; не допускается пользоваться теми доказательствами, которые получены с нарушением закона, так как они не имеют юридической силы и не могут выступать в качестве обвинения; запрещено получать показания от обвиняемого методами насилия, угроз и так далее, а если обвиняемый признает свою вину, то в основу обвинения они могут быть положены лишь при имеющихся доказательствах; все сомнения в виновности человека толкуются в пользу обвиняемого.

Независимость судей и подчинение их только закону. Суд - это такое государственное учреждение, деятельность которого зачастую находится в поле зрения большинства органов, частных и должностных лиц. Проблема обеспечения независимости всех судей связана с их взаимоотношениями с иными гос. структурами, хозяйственными и другими организациями, гражданами, должностными лицами. В соответствии с УК РФ установлена уголовная ответственность за воспрепятствование в осуществлении правосудия; любое посягательство на жизнь судьи, а также иных лиц, которые осуществляют правосудие; за угрозы или насильственные действия в связи с исполнением правосудия; проявление неуважения к суду и клевету.

Принцип гласности в деятельности суда. Разбирательство дел в суде открытое. Только в случаях, предусмотренных федеральным законом, слушание дела проводится в закрытом заседании. Принцип гласности в судебной деятельности осуществляет воспитательную роль в судебных процессах, а также является неким контролем за правосудием со стороны населения, дисциплинирует суд, несколько обязывает судебную власть строго относиться к осуществлению своих обязанностей и выполнению установленных в законе процедур.

Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах. В Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» говорится, что судопроизводство и делопроизводство во всех судах РФ должно вестись на русском языке. А делопроизводство и судопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции либо на русском, либо на государственном языке той республики, на территории которой расположен суд; в судах субъектов Федерации, уставных, конституционных и у мировых судей судопроизводство осуществляется на государственном языке республики, а также на русском языке.

Если в деле участвуют лица, не владеющие языком судопроизводства, то им должно быть обеспечено право выступать в суде, заявлять ходатайства, давать показания на родном языке, и кроме того, пользоваться услугами переводчика.

Заключение

В ходе изучения такого важного предмета, как «Конституционное право» необходимо отметить всю важность полученных знаний при самостоятельном изучении дисциплины. В настоящей контрольной работе освещены 5 важных вопросов.

.Российская Федерация - светское государство. Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединений от 26 сентября 1997г.;

.Политические права и свободы;

.Случаи досрочного прекращения полномочий Президента РФ;

.Ответственность правительства;

.Конституционно-правовые принципы правосудия

Каждый гражданин, так или иначе, должен знать о своих правах и обязанностях. Иметь собственные убеждения, отстаивать свои права, быть личностью в современном обществе очень важно. И также важно соблюдать те нормы и правила, которые прописаны в Конституции Российской Федерации. Ведь незнание законов не освобождает от ответственности.

Так, по сути, вся судебная система построена на том, чтобы не ущемлять права незащищенных слоев населения, малообеспеченных, иностранцев, недееспособных граждан и так далее. Благодаря Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» каждый человек наделен правом знать, в чем его обвиняют, а также правом на защиту.

Современная Россия не является правовым государством, и в реальности права и свободы людей не ставятся высшей ценностью. Формирование истинно правового государства, уважение человека и его прав - задача очень трудная. Ее решение возможно только в результате долгих лет и усилий всего общества. Необходимо преодолеть наследие прошлого, и исключить просчеты, допущенные в последние годы.

Список используемой литературы

1.Федеральный закон от 26.09.1997г. №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (в ред. от 02.07.2013г. №180-ФЗ);

2.Федеральный закон от 25.07.2002г. №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (с изм. от 02.07.2013г.);

.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2012г. №5-ФКЗ);

.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 07.05.2013г. №3-ФКЗ);

.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30.12.2008г. №7-ФКЗ);

.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001г. №174-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.07.2013г. №221-ФЗ);

.Богданова Н.А. Конституционное право. Общая часть. Программа, тезисы лекций и задания к семинарским занятиям. -М.: Зерцало-М. 2013. -144с.

.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. -М.: Проспект. 2013. -592с.

.Кутафин О.Е. Источники конституционного права. Избранные труды. В 7 томах. Том 2. -М.: Проспект. 2011. -352с.

.Смоленский М.Б., Алексеева М.В., Конституционное право. -М.: Феникс. 2013. -544с.

.Шарнина Л.А., Конституционное право. -М.: Проспект. 2013. -288с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!