База данных 'Такси'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,73 Мб
  • Опубликовано:
    2013-05-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

База данных 'Такси'

1. ВВЕДЕНИЕ

База данных - это организованная структура, предназначенная для хранения информации. В современных базах данных хранятся не только данные, но и информация. Проектируемая база данных предназначена для работников частного предприятия, оказывающего населению услуги такси, и позволяет им повысить эффективность своей работы за счет систематизации и быстрого поиска нужной им информации. Это упрощает работу, т.к. отпадает необходимость просматривать горы бумаг в поисках нужной информации, рассчитывать стоимость путевого листа каждому водителю и отчеты о работе администрации.

С понятием базы данных тесно связано понятие системы управления базой данных. Это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнение ее содержимым, редактирование содержимого и визуализации информации. Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройства вывода или передачи по каналам связи.

В БД должны храниться:

1) Сведения о водителях: ФИО, позывной, номер водительского удостоверения, дата выдачи водительского удостоверения, а также находится ли водитель в отпуске, на больничном или уволен;

2) Сведения об автомобилях: государственный номер, марка, цвет, год выпуска, № свидетельства о регистрации транспортного средства, собственник, а также находится ли автомобиль в ремонте;

) Сведения о путевых листах: № путевого листа, позывной водителя, даты открытия и закрытия путевого листа, государственный номер автомобиля;

) Сведения о заказах: номер заказа, дата и время поступления, адрес клиента, водитель выполняющий заказ, отметка о выполнении.

Диспетчер такси должен иметь возможность получить следующие сведения:

) Какие автомобили находятся на линии, а какие в ремонте;

) Сведения о заказах с разбивкой по водителям;

) Сведения о количестве отработанных часов каждым водителем и, соответственно, стоимости его путевки (стоимость путевки рассчитывается по 20 руб. за час работы, остальные денежные средства остаются водителю).

1      Целью курсовой работы является разработка автоматизированной информационной системы предприятия на основе баз данных.

2       Задачами, которые следует решить для раскрытия выбранной темы, являются:

         1)Системный анализ предметной области;

         2)Выявление сущностей инфологической модели;

         3)Моделирование связей между ними.

Задача курсовой: проследить за ходом выполнения базы и отмечать главные механизмы создания

Основные цели, для достижения которых создана база данных «Такси»:

)Обеспечение работникам более быстрого и удобного поиска необходимой информации;

)Обеспечение порядка размещения уже хранящихся и поступающих данных;

)Тщательное отслеживание изменений данных;

)Обеспечение большей защиты информации от несанкционированного доступа;

)Осуществление учета заказов.

2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

.1 Описание предметной области

Работа такси осуществляется следующим образом: каждый водитель, заступая на смену, связывается с диспетчером, и тот вносит его в карточку работающих в данный момент. Сведения карточки отображаются на экране. Водители держат обратную связь по радио.

Заказы поступают по телефону к диспетчеру, он записывает необходимые данные в базу заказов. Дата и время поступления заказа диспетчер вводит сам или вводиться автоматически.

Клиент может сразу у диспетчера узнать стоимость заказа, и только потом заказывать.

Потом из списка свободных водителей выбирает того, кто будет выполнять заказ или водитель сам отвечает по обратной связи, что примет заказ. После выполнения заказа водитель по рации отчитывается перед диспетчером.

После каждой смены диспетчер формирует отчет, который показывает, сколько заказов поступило, сколько выполнилось, сколько было отменено, и их общую стоимость.

Эти отчеты поступают к администратору, на основании этого всего администратор формирует общий отчет (сводный отчет) за определенную дату.

В конце месяца администратор, пользуясь своими отчетами, формирует отчет по итогам месяца и отправляет его высшему руководству такси.

Еще администратор занимается кадрами. Он формирует дела новых сотрудников, и вносит необходимые поправки в дела уже работающих на этом предприятии. На администраторе лежит ответственность за правильное формирование дел и их сохранность.

Проблемы, которые могут возникнуть при осуществлении данной деятельности такие:

) Потеря данных диспетчером, или неправильная их трактовка;

) Выбор не оптимального маршрута следования таксистов;

) Не корректная форма представления отчетов и т.д.

В курсовой работе в соответствии с заданием автоматизируется деятельность организации «Такси»

Основными видами деятельности являются:

) Обеспечение безопасности перевозок;

2)      Обеспечение комфортабельности поездки;

)        Своевременное выполнение заявок;

Одной из основных проблем на предприятии является отслеживание состояния приема и выполнения заявок и отсутствие полной базы данных на Водителей и диспетчеров, т.е. при поступлении заказа необходимо выводить полную информацию о нем и готовность на данный момент.

Для решения этих проблем необходимо своевременно получать информацию о заявках и своевременно оповещать водителей о адресе клиента.


.2 Постановка задачи

.2.1 Факторы, определяющие принятое решения по созданию системы

Поводом для автоматизации организации Такси послужило необходимость в данной подсистеме, и облегчения ежедневной работы, т.к. эта работа слишком трудоемкая и не защищена от неточностей и ошибок обусловленным человеческим фактором. Для облегчения и ускорения работы, было принято решение создать базу данных, которая обеспечивает:

)Надежность и безопасность;

)Автоматизацию документооборота ;

)Быстрое составление отчетов.

Автоматизация этих функций призвана, увеличить скорость и качество обработки информации.

.2.2 Обзор существующих программных средств, перечисление программных средств с помощью которых можно реализовать АИСOffice Access или просто Microsoft Access - реляционная СУБД корпорации Microsoft. Имеет широкий спектр функций, включая связанные запросы, связь с внешними таблицами и базами данных. Благодаря встроенному языку VBA, в самом Access можно писать приложения, работающие с базами данных.

Основные компоненты MS Access:

построитель таблиц;

построитель экранных форм;

построитель SQL-запросов (язык SQL в MS Access не соответствует стандарту ANSI);

построитель отчётов, выводимых на печать.

Они могут вызывать скрипты на языке VBA, поэтому MS Access позволяет разрабатывать приложения и БД практически «с нуля» или написать оболочку для внешней БД.

Microsoft Jet Database Engine (англ. <#"650819.files/image001.gif">

где li= длина записи в i-той таблице (в байтах); Ni= примерное (максимально возможное) количество записей в i-той таблице; Na= количество записей в архиве i-той таблицы.

Коэффициент 2 перед суммой нужен для того, чтобы выделить память для хранения индексов, промежуточных данных, для выполнения объемных операций (например сортировки) и тому подобное.

Для определения объема памяти БД воспользуемся следующей методикой: определим мощность каждой таблицы в отдельности и в сумме.

Наглядно воспользуемся данной формулой на примере таблицы «Автомобили»

Государственный номер

50

Марка

50

Цвет

50

Год выпуска

4

Свидетельство о регистрации

50

Собственник

50

Ремонт

3


Аналогично и с другими таблицами, в результате мы получим данные для применения следующей формулы:


где РВ = общее количество байтов в записи, Кij = количество байтов в i-ячейки, j-поля

P=PB*j, где Р - суммарная мощность таблицы. В таблице приведены данные, сколько каждое поле занимает памяти, применяя следующую формулу, мы можем вычислить объем использованной памяти.

Объем памяти

Автомобили

1799

Путевые листы

768

Заказы

2007

Водители

1032

Б) Минимальные требования к программному обеспечению.

Программы формирующие рекламные и справочные материалы предприятия. Например, программы используемые для формирования интернет страниц.

Программы для автоматизации документооборота.

Программы баз данных и клиентские приложения для работы с БД.

Программные продукты для получения внешней информации. Например, программы электронной почты, интернет-пейджеров, IP-телефонии.

Программы автоматизации бухгалтерского учета и предоставления установленной

В) Операционная система и пакет прикладных программ.

Системные требования:

ОС Windows XP/Vista/7, MacOS X или Linux;

Веб-браузер Internet Explorer версии 8 и выше, Firefox версии 3.6.13 и выше, Cromium или Google Chrome версии 9.0.597 и выше;

Доступ в Интернет по протоколам HTTP, HTTPS и LDAP;

Антивирусное программное обеспечение, с актуальностью -вирусных баз не более суток;

Криптоплагин (используется для формирования и проверки ЭЦП, устанавливается пользователем при первой попытке совершить криптографическую операцию, если не установлен ранее).

Г) Внемашинное программное обеспечение.

Все входящие и исходящие бумажные документы

.4 Бизнес процессы и информационные потоки

.4.1 Модель AS-IS в нотации DFD

На рисунке представлена DFD диаграмма модели AS-IS на примере работы такси. На данной диаграмме присутствуют две внешние сущности, одно хранилище данных, пять процесса и потоки данных.

Внешние сущности: «Клиент» - человек, который вызывает такси; и «Водители» - это персонал организации, который принимает заявки и осуществляет их.

Хранилище данных: «Прейскурант с ценами» - содержит перечень услуг с указанием цен.

Процессы: «Прием заявки» - получение адреса места отправление и места прибытия; «Выбор машины» - осуществляется поиск свободной машины; «Прибытие» - в данном процессов водитель сообщает о прибытии на место; «Осуществление частного перевоза» - доставка клиента до места прибытия; «Оплата» - осуществляется оплата.

Потоки данных - абстракции, которые используются для моделирования и передачи информации из одной части системы в другую.


.4.2 Модель TO-BE в нотации DFD

На рисунке представлена DFD диаграмма модели TO-BE на примере работы такси. На данной диаграмме присутствуют две внешние сущности, одно хранилище данных, шесть процессов и потоки данных.

Внешние сущности: «Клиент» - человек, который вызывает такси; и «Водители» - это персонал организации, который принимает заявки и осуществляет их.

Хранилище данных: «БД «Такси»» - здесь фиксируются все заявки, а так же сведения о водителях и автомобилях .

Процессы: «Прием заявки» - получение адреса места отправление и места прибытия; «Выбор машины» - осуществляется поиск свободной машины; «Прибытие» - в данном процессов водитель сообщает о прибытии на место; «Осуществление частного перевоза» - доставка клиента до места прибытия; «Оплата» - осуществляется оплата; «Генерация отчетов» - осуществляется составление отчетов.

Потоки данных - абстракции, которые используются для моделирования и передачи информации из одной части системы в другую.

2.4.3 Функционирование системы с точки зрения пользователя (клиента)

Контекстная диаграмма:



3. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОКТ

.1 Разработка основных приложений по системе

.1.1 Место системы в информационной системе организации

Задача разработки автоматизированной системы ведения базы данных о заказах занимает важное место в информационной системе Такси. Автоматизация учёта клиентов и работы водителей необходима для корректной работы многих структур его. Четкий учёт и контроль, а главное целостная информационная база позволит намного быстрее выявлять ошибки, неточности, своевременно исправлять их, а так же позволит улучшить качество создания итоговых отчётов и ускорит этот процесс.

.1.2 Задачи системы

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1)Изучить существующую информационную систему организации;

)Выбрать программное обеспечение для разработки;

)Разработать структуру программы;

)Создать комплексную систему, позволяющую упростить методы сбора, анализа, хранения и обработки информации.

Объектом исследования является информационная системой Такси.

.1.3 Функции системы

Функциями автоматизированной системы являются:

)Предоставление информации о водителях и их автомобилях;

)Предоставление информации о заказах;

)Расчет стоимости путевого листа;

)Возможность посмотреть находится ли автомобиль в ремонте

)Подготовка документации для отчёта в электронном виде.

3.2 Изменение организационной структуры организации

Введём новую штатную единицу - администратор ИС, который ведёт базу данных «Такси».

Администратор является прямым участником автоматизации информационной системы организации.

Добавление данных в таблицу «Заказы» будет осуществлено после поступление звонка клиента. Данные будут заноситься в основную таблицу базы данных, с помощью которой осуществляется учёт всей необходимой информации.

Обязанности администратора ИС «Такси»:

)Создавать, изменять записи о отдыхающих;

)Удалять дублированные записи с одинаковыми значениями заданных полей;

)Сортировать таблицы по любому полю, включая сортировку по нескольким полям;

)Группировать одинаковые данные в любом поле, когда таблица отсортирована по этому полю;

)Экспортировать данные любой таблицы для подготовки документации к отчёту.

3.3 Постановка решения задач

В информационной системе решаются следующие задачи:

)Создание и хранение данных о заказах, водителях, автомобилях и путевых листах;

)Автоматизация информации;

)Быстрота и удобство получения необходимой информации.

3.4 Разработка плана мероприятий по подготовке к внедрению системы

Необходимые действия для подготовки к внедрению системы:

)Установка и наладка информационной системы;

)Обучение персонала работе с информационной системой.

После запуска в эксплуатацию, в течение 1 месяца, разработчик проверяет работу информационной системы, вносит изменения, включает дополнительные аналитические отчёты, исправляет какие либо недочёты. После этого срока решается вопрос о дальнейшей эксплуатации информационной системы или её изменении и доработке ИС.

4. РАБОЧИЙ ПРОЕКТ

.1 Разработка БД проекта

В процессе своего функционирования в информационной системе будут накапливаться различного рода данные, поэтому одними из основных задач разработки любой ИС являются задачи накопления, при разработки системы мы должны учесть нюансы, чтобы система достигла данных целей.

В рамках данного курсового проекта необходимо разработать работоспособное приложение, отвечающее набору выполняемых функций. В качестве системы управления базами данных был выбран Microsoft Access 2007 - несложная система СУБД, которая будет быстро работать с небольшим количеством занесенных в нее данных. Данный программный продукт может быть использован для широкого потребления среди пользователей.

В системе управления базами данных Microsoft Access 2007 для приложения был создан ряд таблиц, необходимых для реализации проекта:

)Автомобили;

)Путевые листы;

)Водители;

)Заказы.

Так же были настроены межтабличные связи. После реализации таблиц и наладки межтабличных связей работа с системой управления базами данных Microsoft Access 2007 была завершена.

.2 Разработка исполняемого приложения

В Microsoft Access 2007 мы создадим таблицы, запросы, отчеты и формы.

Сначала создадим таблицы.

Создадим таблицу «Автомобили», она изображена в соответствии с рисунком 1.1:

) В первое поле «Государственный номер» введем номер автомобиля;

) Во второе поле «Марка» введем модель автомобиля;

) В третье поле «Цвет» введем цвет автомобиля;

) В четвертое поле «Год выпуска» введем год выпуска автомобиля;

) В пятое поле «Свидетельство о регистрации ТС» введем данные о регистрации автомобиля;

) В шестое поле «Собственник» введем фамилию владельца автомобиля;

) В седьмое поле «Ремонт» введем находится ли автомобиль в ремонте.

Рисунок 1.1: Таблица «Автомобили»

Создадим таблицу «Путевые листы», она изображена в соответствии с рисунком 1.2:

)        В первое поле «Номер путевого листа» введем номер путевого листа;

)        Во второе поле «Позывной» введем позывной водителя;

)        В третье поле «Фамилия» введем фамилию водителя;

)        В четвертое поле «Государственный номер» введем номер водителя;

)        В пятое поле «Дата и время выдачи» введем дату выдачи путевого листа;

)        В шестое поле «Дата и время сдачи» введем дату сдачи путевого листа.

Рисунок 1.2: Таблица «Путевые листы»

Создадим таблицу «Водители», она изображена в соответствии с рисунком 1.3:

)        В первое поле «Позывной» введем позывной водителя;

)        Во второе поле «Фамилия» введем фамилию водителя;

)        В третье поле «Имя» введем имя водителя;

)        В четвертое поле «Отчество» введем отчество водителя;

)        В пятое поле «Номер ВУ» введем номер водительского удостоверения водителя;

)        В шестое поле «Дата выдачи ВУ» введем дату выдачи водительского удостоверения;

)        В седьмое поле «На больничном» введем находится ли водитель на больничном;

)        В восьмом поле «В отпуске» введем находится ли водитель в отпуске;

)        В девятом поле «Уволен» введем уволен ли водитель.

Рисунок 1.3: Таблица «Водители»

Создадим таблицу «Заказы», она изображена в соответствии с рисунком 1.4:

)        В первом поле «Заказ» введем номер заказ;

)        Во втором поле «Дата и время» введем дату и время поступления заказа;

)        В третьем поле «Улица» введем наименование улицы клиента;

)        В четвертом поле «Дом» введем номер дома клиента;

)        В пятом поле «Литера» введем литера клиента;

)        В шестом поле «Подъезд» введем номер подъезда клиента;

)        В седьмом поле «Позывной» введем позывной водителя;

)        В восьмом поле «Выполнение» введем выполнил ли водитель заказ.

Рисунок 1.4: Таблица «Заказы»

Далее в базе данных создадим запросы и отчеты:

Запрос «Автомобили в ремонте» - выводит все автомобили находящиеся в ремонте, изображен в соответствии с рисунком 1.5.

Рисунок 1.5: Запрос «Автомобили в ремонте»

Запрос «Автомобили в собственности» - выводит по фамилии данные о автомобили данного водителя, изображен в соответствии с рисунком 1.6

Рисунок 1.6: Запрос «Автомобили в собственности»

Запрос «Стоимость путевого листа» - рассчитывает время работы и стоимость путевого листа, изображен в соответствии с рисунком 1.7

Рисунок 1.7: Запрос «Стоимость путевого листа»

Отчет «Автомобили в собственности предприятия» - выводит марку, цвет, год выпуска, государственный номер и свидетельство о регистрации, изображен в соответствии с рисунком 1.8

Рисунок 1.8: Отчет «Автомобили в собственности предприятия»

Отчет «Заказы» - выводит позывной водителя, дата и время, улицу, дом, подъезд и выполнен ли заказ, изображен в соответствии с рисунком 1.9

Рисунок 1.9: Отчет «Заказы»

Затем в базе данных создадим формы.

Главная форма, которая служит для выбора между формами и запросами, эта форма представлена в соответствии с рисунком 1.10.

Рисунок 1.10: Главная кнопочная форма.

Главная кнопочная форма служит для перехода на:

) Форму таблицы «Автомобили»;

) Форму таблицы «Водители»;

) Форму таблицы «Заказы»;

) Форму таблицы «Путевые листы».

Форма таблицы «Автомобили», представлена в соответствии с рисунком 1.11

Рисунок 1.11: Форма таблицы «Автомобили».

Эта форма предназначена для удобного поиска и просмотра информации о автомобилях предприятия.

Форма таблицы «Водители», представлена в соответствии с рисунком 1.12

Рисунок 1.12: Форма таблицы «Водители».

Эта форма предназначена для удобного поиска и просмотра информации о водителях такси.

Форма таблицы «Заказы», представлена в соответствии с рисунком 1.13

Рисунок 1.13: Форма таблицы «Заказы».

Эта форма предназначена для удобного поиска и просмотра информации о заказах.

Форма таблицы «Путевые листы», представлена в соответствии с рисунком 1.14

Рисунок 1.14: Форма таблицы «Путевые листы».

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения курсового проекта выработались умения и навыки проектирования структуры базы данных, предназначенной для функционирования автоматизированной информационной системы.

В результате работы над курсовым проектом была создана информационная система работы такси. Эта система позволит сократить время работы диспетчера, а так же автоматически составлять отчеты.

Созданные удобные интерфейсы упростят механизм внесения новой и редактирования уже имеющейся информации.

Разработанная информационная система, полностью совместима с комплексом программ Microsoft Office.

Разработанный программный продукт мог бы быть использован организациями такси нашего города.

Подводя итог, можно отметить, что рассматриваемый проект имеет фактическое применение и использует самые современные технологии.

6 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Карпова Т.С Базы данных: модели, разработка, реализация. СПБ.: Питер, 2001.-304с.

.        Конноли Т., Бегг Л., Страчан А. Базы данных. Проектирование, реализация и споровождение. Теория и практика. -2-е изд. - Вильямс, 2000.

.        ГОСТ 34. 201-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем.

.        ГОСТ 34. 601-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.

.        ГОСТ 34. 602-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.

.        ГОСТ 34. 603-92. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды испытаний автоматизированных систем.

.        Грекул, В.И. Проектирование информационных систем [Электронный ресурс], - Режим доступа: #"650819.files/image022.gif">


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!