Проблемы международной миграции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,57 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы международной миграции

Введение

Население и миграция - два неразрывных понятия. С тех пор, как появились люди, они перемещаются по планете. Это способствует распространению и сближению культур и хозяйства, а значит развитию.

Люди всегда направлялись туда, где по их представлению будет лучше жить, где можно получить средства существования. Кочевники искали новые пастбища, переселенцы осваивали новые земли и континенты, организовывали государства. На переломных этапах истории, наблюдая, куда и почему едут люди (и какие люди), - можно получить более ясное представление о сути общественных процессов.

Сейчас появилась жизненно важная для государства необходимость вмешаться в процесс переселения людей: смягчить удары вынужденной миграции, повлиять на внутреннюю социально-экономическую миграцию, дабы не оголить огромные богатейшие территории, воспрепятствовать проникновению в страну мутных волн криминальной миграции, способствовать в поиске заработков гражданам за пределами своей страны, использовать труд временных мигрантов, создавать условия для баланса спроса и предложения на внутреннем рынке труда. На каждом новом этапе развития различные задачи в области миграции выходили на первый план.

Вся мировая практика и история цивилизаций подтверждают, что любое государство не только может, но и должно выработать и проводить такую политику, которая наиболее выгодна для развития этого государства, а значит, и отдельных его граждан; политику, обеспечивающую рациональное размещение населения на своей территории, экономический рост, национальную безопасность и территориальную целостность.

Такая задача особенно актуальна для государств, отличающихся огромным экономическим пространством, многообразием условий существования, а также несовпадением интересов человека, стремящегося к благоприятной среде обитания, и государств, нуждающихся в освоении природных ресурсов на всей территории.

Цель курсовой работы - рассмотреть и проанализировать причины, вызывающие основные миграционные процессы.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:

-рассмотреть причины, факторы, определяющие миграцию населения;

-рзнакомится с причинами, обусловливающими выбор страны въезда, рассмотреть аспекты методологии анализа миграции и рынка труда

В работе использованы материалы учебников, учебных пособий, а также материалы периодической печати и интернет-ресурсы.

1. Международная миграция: понятия, факторы процессы, способствующие миграции

.1 Основные понятия и определения международной миграции

Самостоятельных определений международной миграции трудно найти в миграционной литературе. Как правило, дается общее определение миграции и в лучшем случае говорится, что она подразделяется на внутреннюю и внешнюю. В экономической же литературе, говорится лишь о международной миграции рабочей силы, которая рассматривается как один из факторов мирового производства, чуть лучше обстоит дело в социологических работах. Но и те немногие определения страдают в лучшем случае «узким» подходом, что уже не достаточно для понимания современных мировых миграционных потоков. «Внешняя миграция, - отмечает Л.Л. Рыбаковский, - это переселение населения одной страны на территорию другой. Такое переселение в конечном счете сопровождается сменой гражданства». Более точное определение дает швейцарский ученый М. Бассанд: «Международные миграции представляют собой все изменения места проживания, обусловленные пересечением государственной границы». [3]

Международная миграция населения представляет собой территориальные (пространственные) передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленным различными факторами (семейными, национальными, политическими и другими), или с пребыванием в стране-въезда, имеющем долгосрочный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными (или эпизодическими) поездками на работу, отдых, лечение и тому подобное. [6] Главными отличительными признаками международной миграции населения по сравнению с внутренней миграцией являются государственная граница, ее пересечение и соответствующий государственный контроль, как за фактом самого передвижения через границу (и в стране выезда, и особенно в стране-въезда), так и за последующим пребыванием в стране-въезда, особенно в связи с трудоустройством и поступлением на учёбу или стажировку.

Данное расширенное определение международной миграции населения более полно и точнее отвечает реалиям современного развития, вписываясь в общую «собирательную» конструкцию миграционного движения. Более того, именно международная миграция населения, хотя и уступающая по своим масштабам внутренней миграции, будет определять будущее развитие миграционного движения, как по миру в целом (несмотря на нулевой баланс), так и в отдельных регионах и странах, оказывая на многие из них огромное социально-экономическое и демографическое воздействие.

1.2 Факторы, определяющие магистральные направления миграционных потоков

Одним из базовых и весьма распространенные объяснений миграции является положение о том, что она обусловлена суммарным действием факторов выталкивания и притяжения, имеющих экономическую, демографическую, социальную и политическую природу. Основа такого подхода была заложена в теории Е. Ли, разработанной еще в 60-е годы; согласно ей, решение о миграция принимается человеком под воздействием разных стимулов, действующих в стране проживания и / или исходящих из потенциальной страны переселения. [7]

При всем многообразии подобных причин межстрановых перемещений населения общие контуры современной миграционной ситуации в мире и магистральные направления людских потоков определяются экономическими, социальными, политическими и демографическими различиями между более и менее развитыми регионами. Причем страны с переходной экономикой, имеющие неоднозначные позиции по социально-экономическим и политическим показателям, занимают промежуточное место в миграционных передвижениях и играют в них двоякую роль, будучи одновременно и донорами, и реципиентами населения. Вместе с тем названные различия - это лишь схематичный перечень основных условий формирования и реализации миграционного потенциала населения, дополняемый комплексом других обстоятельств и модифицирующийся под влиянием тех или иных общественных процессов.

Главным детерминантом миграции является разрыв между разными группами стран в уровнях экономического развития и соответственно в уровнях и качестве жизни населения.

Еще в позапрошлом веке Е. Равенстайн сформулировал «законы миграции», в частности положение о том, что основным фактором миграции выступает экономический: миграционные потоки устремляются в более развитые экономические районы и усиливаются по мере технического прогресса и развития средств транспорта и коммуникаций. [7]

Основная часть мигрантов выезжает по экономическим соображениям, принимая в расчет прежде всего разрыв в уровнях доходов в странах исхода и приема мигрантов. Сопоставление величин душевого ВВП по ППС (уровня доходов) и нетто-миграции (разницы между числом въехавших и числом выехавших на постоянное место жительства) на 1 тыс. жителей в странах Восточной Европы и СНГ за 2010 г. обнаруживает достаточно тесную корреляцию между ними (коэффициент Пирсона равен 0.511). Хотя указанный разрыв в доходах не является обязательным фактором миграции, география ее потоков показывает, что лишь незначительная их часть формируется без его воздействия.

Вместе с тем экономическая мотивация мигрантов может быть весьма разнородной. Согласно неоклассической, микроэкономической теории миграции (М. Тодаро, Л. Маружко и др.). Решение о переселении базируется на анализе связанных с ним издержек и прибыли, один из ключевых компонентов которого - оценка ожидаемой выгоды от разрыва в заработках. По данным МОТ, при сходной квалификации работников средний заработок в странах с низкими доходами составляет не более 20% такового в странах с высокими доходами, а в низшей группе стран со средними доходами - не более 27%. Нередко разрыв бывает 10-кратным, а подчас и 30-кратным. [10]

Чем выше образование мигрантов, тем, естественно, больше ожидаемая выгода от переселения; этим, прежде всего и объясняется то обстоятельство, что мигранты, как правило, гораздо образованнее, чем в целом население страны, покидаемой ими. Как свидетельствуют результаты обследования, проведенного в 47 странах исхода мигрантов, продолжительность их образования больше, чем у остальных соотечественников, в среднем на 7.2 года. Для Африки данный показатель - 10.8 лет (разница между 15.4 и 4.6 года), для Азии - 8.6 (14.4 и 5.8), для Южной Америки - 6.6 (12.5 и 5.9). [12]

Одновременно при оценке издержек переселения учитываются их различные социальные и технологические факторы, как-то: состояние социальных сетей, средств транспорта и т.п.

В соответствии с теорией новой экономики миграции (О. Штарк, Д. Мэсси, К. Эспшюза, Дж. Тэйлор и др.) последняя трактуется как семейная стратегия, нацеленная на Диверсификацию источников доходов, минимизацию рисков домохозяйств и расширения доступа к финансовым ресурсам. [8] Эта теория дает ключ к объяснению растущей феминизации трудовой миграции, в частности из стран Юго-Восточной Азии, где на долю женщин приходится 60-80% всех трудовых мигрантов. Как показало исследование на Филиппинах, главы семей, решая, кого из ее членов отправить за границу на заработки, все чаще отдают предпочтение дочерям, а не сыновьям. Причина этого в том, что, хотя женщины зачастую зарабатывают меньше, чем мужчины, они оказываются более надежными помощниками семьи и переводят домой больше денег.

Стремление расширить свои жизненные возможности и перспективы, получить доступ к современным системам социальных услуг, в особенности к полноценному образованию, также сказывается на миграционных намерениях.

О высокой значимости в продуцировании миграции различий в уровнях экономического развития стран приема и исхода свидетельствуют обследования, которые были проведены ОЭСР среди иммигрантов, прибывших в 2005-2009 гг. во входящие в нее государства. В начале 2000-х годов средневзвешенный (с учетом долей иммигрантов из каждой страны) душевой ВВП (по ППС) государств исхода мигрантов был почти в четыре раза ниже аналогичного показателя таких принимающих стран, как США и Франция, и более чем в два раза ниже таких - как Италия, Япония, Финляндия, Канада и Германия. [12] Вместе с тем. несмотря на существенный в целом разрыв в уровнях экономического развития стран доноров и реципиентов мигрантов, в ряде случаев он выражен относительно слабо. Это касается Швеции, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Великобритании и Дании, отставание от которых стран-доноров по душевому ВВП (опять же с учетом долей иммигрантов из каждой страны) составляет всего лишь 10-30%. Иными словами, интенсивность людских потоков не проявляет строгой, безусловной зависимости от диапазона указанных разрывов. [12]

Хотя традиционно в числе основных причин, вызывающих исход населения из развивающихся стран, называется бедность, как показывает практика, ее роль неоднозначна и относительна. Согласно исследованиям, большинство международных мигрантов относятся скорее к средним социальным слоям, а категории населения, живущие в крайней бедности, напротив, отличаются низкой территориальной мобильностью. Как показало обследование мигрантов в США, лишь немногие из них зарабатывали в год на ролике менее 1 тыс. долл. или свыше 15 тыс. долл. (в пересчете по ППС), то есть доходы их основной части находились ранее в интервале от 1 тыс. до 15 тыс. долл. [12]

Наименее развитые, беднейшие страны, несмотря на наибольшее отставание от развитой части мира, не относятся к числу основных доноров мигрантов, поскольку в них еще не слежались условия для массовой эмиграции. Ее сдерживают преобладание в этих обществах аграрного населения с низкой территориальной мобильностью, явный недостаток у подавляющего большинства жителей денег на переезд, низкий уровень образования, дефицит или отсутствие востребование, квалификации и т.п. Эмиграция осуществляется главным образом из тех развивающихся стран, которые уже достигли определенных экономических успехов. По данным ООН и расчетам И. Цапенко, в 2005-2010 гг. отрицательное сальдо миграции (нетто-миграция) в расчете на 1 тыс. жителей составляло в странах с низким уровнем валового национального дохода на душу населения 0,4, в том числе в странах Африки к югу от Сахары - 0,14. А вот в странах со средними доходами сне доходило до 0,7 (в том числе в низшей подгруппе данной категории стран - до 0,9), достигая на Филиппинах и в Мексике соответственно 2,4 и 4,2 [7]. Согласно теории мировых систем (С. Сассен, А. Портес и др.), вовлечение развивающихся стран в мировую рыночную экономику и проникновение в них рыночных отношений ведут к разрушению традиционных систем социальных связей. [5] Это вызывает появление новых, мобильных сообществ из бывших сельских жителей, которые перемещаются в города и не находят там работы, что и порождает исход населения в другие страны. Определенные аналогии напрашиваются ж применительно к бывшим социалистическим странам, в которых период экономических реформ совпал с массовой эмиграцией.

Там, где отмечается относительно небольшая величина различий в душевом ВВП стран исхода ж приема мигрантов, она отражает, помимо указанного выше, вовлеченность в миграционный оборот выходцев из стран не только с развивающейся и переходной, но и с развитой экономикой. Она также свидетельствует о том, что на географию перемещений населения большое влияние оказывает совокупность других обстоятельств.

Следующий комплекс факторов миграции связан с различиями в состоянии политической и правовой среды в отдельных группах стран. Их количественным выражением могут служить показатели так называемого качества государственного правления, разрабатываемые Всемирным банком. Они подтверждают, в частности, неблагополучную политическую и правовую ситуацию в СНГ, Южной Азии и Африке к югу от Сахары, откуда как раз идут интенсивные потоки вынужденных мигрантов. Они же говорят об относительной стабильности и благоприятности этой ситуации в развитых странах ОЭСР, в которые направляются крупные контингента беженцев, официально зарегистрированных в этом статусе, и лиц, ищущих убежища, то есть подавших прошение о предоставлении статуса беженца и ожидающих его получения. [9]

Низкому уровню экономического развития и связанной с ним остроте социальных проблем обычно сопутствуют общая политическая нестабильность, локальные войны и межэтнические конфликты, хрупкость демократии, нарушения прав человека и ограничение гражданских свобод. Эти негативные явления усугубляются преследованиями по политическим, национальным, религиозным и т.п. мотивам, беззаконием и разгулом преступности, а также неупорядоченным регулированием хозяйственной среды, ущемляющим интересы экономических агентов, и т.д. Все названные обстоятельства толкают людей к переселению и порождают потоки беженцев. При этом среди указанных причин вынужденной миграции наиболее сильный импульс к ней вызывает возникновение непосредственной угрозы жизни.

Подобные процессы подчас свойственны и регионам с высоким уровнем развития, однако там они обычно временны и локальны и практически не мешают принимать беженцев. Среднегодовое число беженцев из Европы, Северной Америки, Австралии и Океании постоянно гораздо меньше, чем из других регионов, что проявляется в позитивном сальдо баланса их приема. В 2005-2010 гг. оно составляло в Европе 1.2 млн., в Северной Америке - 600 тыс., Австралии и Океании - около 100 тыс., тогда как в других регионах было отрицательным. [9]

Существенное сокращение числа беженцев (с 17.4 млн. в начале 2005 г. до 9.3 млн. в начале 2010 г.), отмечаемое Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, свидетельствует о затухании целого ряда очагов вооруженных конфликтов и грубых нарушений прав человека и соответственно об ослаблении роли политических факторов, побуждающих людей покидать родину. Одновременно, в отличие от других категорий мигрантов, беженцы, основные потоки которых исходят из развивающегося мира (Афганистан, Судан, Бурунди, Сомали, Демократическая Республика Конго и др.), направляются не столько в развитые, сколько в другие развивающиеся страны - в соотношении 1 к 2. Это также указывает на значимость других факторов в географии вынужденной миграции, помимо отмеченных выше различий политического и правового характера, в частности в обеспечении основных прав человека. [12]

В числе движущих сил миграции также называется демографический дисбаланс между разными группами стран, который обусловлен их различиями в плотности населения, в темпах его естественного роста и в уровнях рождаемости. Однако этот дисбаланс можно считать причиной миграции из относительно бедных стран в богатые лишь тогда, когда бурный демографический рост в первых устойчив, а увеличение экономически активного населения не сопровождается соответствующим наращиванием рабочих мест. Ибо тем самым порождается относительный избыток трудовых ресурсов, который выплескивается на другие территории, испытывающие недостаток их определенных категорий.

По неоклассической макротеории миграций (Дж. Харрис, М. Тодаро и др.), у истоков которой стоял А. Смит, перемещения населения происходят под воздействием географических различий в предложении труда и спросе на него. Согласно данным опроса, проведенного США в 1996 г., примерно треть мексиканских мигрантов приехали в эту страну, потому что «в ней больше рабочих мест». [3]

Чисто демографический фактор не может быть причиной миграции из Восточной Европы в Западную, поскольку и тут, и там отмечается падение прироста населения. А вот различия в уровнях безработицы могут играть свою роль. Сопоставление показателей нетто-миграции на 1 тыс. жителей и уровня зарегистрированной безработицы по странам Восточной Европы и СНГ за 2003 г. указывает на наличие взаимосвязи, хотя и не сильно выраженной, между состоянием рынка труда и значением миграционною сальдо коэффициент корреляция равен 0.317). [3]

Согласно прогнозам ООН, в менее развитых регионах мира население за ближайшие полстолетия увеличится более чем в полтора раза и вряд ли будет в достаточной мере абсорбировано их экономикой. А в развитых регионах замедление его роста сменится сокращением, в особенности в Европе, доля которой в общей численности жителей планеты за 2000-2050 гг. упадет с 12 до 7%. [6]

Из-за демографического спада уже сейчас на рынке труда развитых стран уменьшается предложение молодой, относительно дешевой рабочей силы. Там наблюдается нехватка как малоквалифицированного персонала для выполнения работ, непривлекательных для местных жителей, так называемых работ 3D, характерных для вторичного сегмента рынка труда, так и высококвалифицированных специалистов, в первую очередь в высокотехнологичных отраслях, в сферах здравоохранения в образования. Согласно теории сегментированного рынка труда (М. Пиоре и др.), миграция обусловлена спросом развитых государств на иностранных работников, которые согласны на худшие условия труда, неприемлемые для местного населения, а также инициированной этими странами политикой их рекрутирования. [6]

При этом, как свидетельствует исследование ООН 2005 г., лишь 25% менее развитых стран и 17% более развитых государств проводили политику, направленную на снижение эмиграции. Подавляющее же большинство стран мира не препятствовало эмиграции своих граждан. Либерализация условий выезда из бывших социалистических стран (крушение пресловутого «железного занавеса») сыграла существенную роль в активизации миграции в конце прошлого века. В результате число эмигрантов из России выросло с 16.3 тыс. в 2000-2004 гг. до 102 тыс. в 2005-2010 гг., из Китая фактически с нуля в 2000 г. до 135 тыс. к 2010 г. Целый ряд стран (Филиппины, Индонезия, Индия, Китай и др.) даже поощряли экспорт рабочей силы в рамках общей стратегии ускорения своего социально-экономического развития. [12]

Интенсивность потоков в развитые страны в большой мере зависит, в частности, от решений их правительств относительно количества и состава принимаемых мигрантов, от эффективности контроля границ и регулирования занятости иностранцев. По данным ООН, из 48 более развитых стран политики снижения иммиграции придерживались в 1996 г. 29, а в 2005 г. - только 6. В то же время число стран этой группы, проводящих курс на стабилизацию уровня иммиграции или невмешательство в этот процесс, возросло с 18 до 38, а на ее расширение - с 1 до 4.

международный миграция труд магистральный

Численность и распределение населения по регионам мира, 1950-2050 гг. [9]

Численность населения, млн. человекРаспределение населения по регионам, %19752000201020252050197520102050Мир в целом25194074608679059076100100100Более развитые регионы мира813104711931249123632.319.613.6Европа54767672870765321.712.07.2Северная Америка1722433153884386.85.04.8Австралия и Океания13213141480.520.510.52Менее развитые регионы мира1707302748926656784067.780.486.4Африка224416812134419378.913,321.3Азия1396239536764728521755.460.457.5Латинская Америка1673225236977836.68.68.6

Хотя современные иммиграционные программы развитых стран не столь масштабны, как в послевоенные годы, отмеченные широким импортом иностранной рабочей силы, они благоприятствуют притоку определенных категорий поселенцев и временных работников, принимаемых с учетом потребностей в них, а также иностранных студентов, В Великобритании, например, в 2005-2010 гг. наибольший рост числа разрешений на работу, выданных иностранцам, отмечался в секторах образования (на 100%), здравоохранения (40) и информационных технологий (25%). Одновременно по взятым перед международным сообществом гуманитарным обязательствам развитые страны принимают значительные контингенты беженцев и лиц, ищущих убежища, а также воссоединяющихся членов семей. [9]

Таким образом, разрыв в уровнях и качестве жизни, а также потребность развитых обществ в дополнительной рабочей силе, при ее относительном избытке в развивающемся мире, превращает их в миграционный магнит, притягивающий обильные людские потоки. Перспектива сохранения различий в социально-экономических, политических и демографических показателях, вырисовывающаяся в обозримом будущем, обещает продолжение интенсивных миграционных процессов на ближайшие десятилетия. При этом среди стран-доноров и реципиентов возможны заметные подвижки. Как показывают исследования по материалам западноевропейских стран XIX - первой половины XX в и современной Республики Кореи, эмиграционные процессы имеют определенный жизненный цикл и развиваются по Л-образной, напоминающей верхушку параболы траектории. По мере экономического развития можно ожидать нарастания исхода из государств, относимых сейчас к наиболее бедным, и, напротив, его затухания в других странах, являющихся ныне поставщиками мигрантов, и превращения этих стран в их вербовщиков.

1.3 Глобальные процессы, способствующие миграции

Развитие глобализационных тенденций в различных областях жизнедеятельности общества на рубеже тысячелетий сказалось на международной миграции населения, которая стала глобальной, затронув практически все регионы и страны. Их эффект на перемещения населения особенно заметен в сферах рынка труда, бизнеса, образования, науки, информации и коммуникаций, а также социальных связей.

Создание международного рынка труда проявляется в формировании глобального спроса и предложения рабочей силы (что отражается, например, в росте числа работодателей, ведущих поиск и наем рабочей силы за пределами национальных рынков труда), в увеличении контингента работников, предлагающих свой труд зарубежным работодателям. Образование такого рынка сопровождается развитием механизмов, обеспечивающих его функционирование (в том числе систем национального и наднационального регулирования использования иностранной рабочей силы), расширением деятельности агентств по зарубежному трудоустройству и другими процессами, которые способствуют нарастанию ж упорядочению экономической миграции. Деятельность указанных агентств вписывается в институциональную теорию миграции, согласно которой в процессе миграции возникают структуры, способствующие ей (обеспечивающие переезд, трудоустройство, жилье и т.п.). [7]

По оценкам МОТ, в 2010 г. в мире насчитывалось 86 млн. работников иностранного происхождения, в том числе 52 млн. - в развитых странах. На долю иностранцев приходилось 12% экономически активного населения развитых стран: от 1% в Ирландии и Японии до 23% в Австралии. [5]

Интеграционные процессы в сфере занятости и трудоустройства благоприятствуют передвижениям населения в рамках соответствующих объединений. На граждан ЕС приходится 30-40% иностранного населения входящих в него стран, а что касается НАФТА, то доля выходцев из Мексики и Канады среди легальных иммигрантов, прибывших в США на постоянное место жительства, составляет 22%. [5]

Формирование глобальных бизнес-структур демонстрируется расширением деятельности ТГН7 Если в начале 90-х годов в мире их насчитывалось, согласно данным ЮНКТАД, 37 тыс. ж обе имели в общей сложности 170 тыс. зарубежных филиалов, то к 2004 г. эти цифры выросли соответственно до 70 тыс. и как минимум 690 тыс., почти половина которых находилась в развивающихся странах. Совокупная численность персонала ТНК возросла с 1990 по 2004 гг. с 24 млн. до 57 млн. человек, на них падает десятая часть мирового ВВП и треть мирового экспорта. [5]

ТНК оказывают неоднозначное влияние на развитие миграционных процессов. С одной стороны, их прямое и косвенное содействие созданию новых рабочих мест в странах размещения филиалов сдерживает эмиграцию. С другой же, способствуя модернизации экономики и социальных отношений, совершенствованию профессиональных навыков работников филиалов, установлению более тесных связей между странами, где они действуют, ТНК благоприятствуют миграционной мобильности населения.

Кроме того, растущее экономическое освоение зарубежья транснациональными компаниями активизирует миграцию руководителей и специалистов их филиалов - так называемых граждан мира, или невидимых мигрантов. Въезд и трудовая деятельность работников этой категории, как правило, не встречают преград, поскольку правительство страны, куда они прибывают, заинтересовано в их вкладе в ее экономическое развитие. В 2009 г. США выдали 58 тыс. въездных виз служащим ТНК, Великобритания - 19 тыс. (в это число не включены граждане других стран ЕС). Вместе с тем расширение данного потока мигрантов сдерживается высокими расходами по содержанию таких служащих (как иностранцев) более приемлемыми условиями найма местного высококвалифицированного персонала. Необходимость в таких дорогостоящих переездах уменьшается также благодаря активному использованию современных средств связи. [10]

Глобализация сферы образования проявляется прежде всего в гармонизации образовательных стандартов и программ, особенно на уровне бакалавров и магистров. Так называемый Болонский процесс, являющийся одним из ключевых звеньев европейской интеграции в области образования и науки, призван способствовать созданию пространства, в границах которого будут действовать единые условия признания дипломов об образовании, а также общие нормы трудоустройства и мобильности граждан. Помимо открытости границ, интенсивная миграция студентов внутри Европейского региона объясняется наличием соглашений между университетами, унификацией образовательных стандартов и программ, распространенностью практик, зарубежных стажировок, предоставлением стипендий и материальных льгот студентам при подобном обмене. И этим возможности, открываемые интеграционными процессами в Европе, конечно же, не ограничиваются.

Подобные перемены намечаются и в других регионах. Так, число соглашений о сотрудничестве, заключенных между университетами Австралии и стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна (в первую очередь США, Японии, Южной Кореи и Китая), достигло 466 в 2009 г., практически удвоившись с 2000 г. [4] Глобальные образовательные сети возникают и благодаря созданию ведущими образовательными центрами своих филиалов за рубежом. Например, американские университеты, в особенности частные, открывают новые учебные заведения в странах Европы и Азии, нередко в кооперации с местными вузами. Тем самым расширяется банк студентов, из числа которых на стадии выпуска развитые страны смогут выбирать кандидатов для последующей учебы и работы на своей территории. Глобализация системы образования становится важным фактором интенсификации миграции не только студентов, но и преподавателей вузов.

На глобализационные тенденции в науке указывает расширение совместной научной деятельности, выполняемой с зарубежными коллегами. Так. доля публикаций в международном соавторстве возросла, в странах ОЭСР с 14% в 2006 г. до 31% в 2010 г. В 2005 г. в странах ЕС-15 она составила в среднем 35%. А в небольших западноевропейских государствах (Исландия, Португалия, Бельгия, Дания, Швейцария, Норвегия) и во многих восточноевропейских странах превысила 50%, что свидетельствует о высокой степени интегрированности ученых и тех и других в мировое научное сообщество. [10]

Удельный вес поданных в Европейское патентное ведомство (ЕПВ) патентных заявок на изобретения, которые имели соавторов из разных стран, увеличился в общем числе представленных туда заявок с 3.8% в 2000-2009 гг. до 6.9% в 2005-2010 гг. Причем доля заявок в ЕПВ на изобретения, сделанные россиянами совместно с зарубежными партнерами, возросла за указанные 10 лет с 23 до 42% от общего числа заявок на отечественные изобретения. По этому показателю Россия вышла в число лидеров, опередив даже небольшие европейские страны, отличающиеся наиболее высокими показателями международного сотрудничества в изобретательской деятельности, - Бельгию, Ирландию и Венгрию (свыше 30%), за исключением Люксембурга (53%). [12]

Увеличение доли статей и патентов в международном соавторстве отражает быстрое расширение географии и интенсификацию международных научных коммуникаций и международного научного сотрудничества. Об этой тенденции, в частности - к раздвижению границ международного соавторства научных публикаций, свидетельствуют данные Национального научного фонда США. Так, если взять статьи соавторов из разных государств, включенные в базу данных ISI, то в 2006 г. зарубежные соавторы российских ученых были родом из 82 стран, а в 2009 г. - уже из 94 (соответствующий показатель у американцев увеличился со 155 до 172). [12]

По данным опросов, свыше трети западноевропейских, равно как и российских, ученых участвуют в выполнении совместных проектов с зарубежными коллегами. Глобализационные процессы в науке тесно связаны с интенсификацией циркуляции научных кадров и растущим использованием ими информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Согласно уже упоминавшейся теории мировых систем, важную роль в усилении миграции играет развитие транспорта и коммуникаций в процессе глобализации. Формирование глобальных информационных сетей обеспечивает широкий доступ к международной информации, касающейся, в частности, зарубежного трудоустройства, образования и т.п., и открывает небывалые возможности оперативной электронной коммуникации по всему миру. По данным Международного союза электросвязи, к началу 2005 г. на планете насчитывалось около 870 млн. пользователей Интернета46. Еще больший размах получили сети мобильных коммуникаций, насчитывающие 1.8 млрд. абонентов и заметно интенсифицировавшие контакты людей по всему миру. Стремительная информатизация развивающихся и переходных обществ, а также растущее использование населением ИКТ в целом служат катализатором территориальных передвижений людей. Как отмечает П. Стокер, «расширение глобальных коммуникаций… сокращает для потенциальных мигрантов «эмоциональный отрыв» от родной страны, поскольку позволяет им поддерживать контакты с иен, находясь далеко за ее пределами». [8]

Однако на некоторые переселенческие потоки, в том числе интеллектуальную миграцию, ИКТ могут оказывать сдерживающее влияние, способствуя распространению дистанционных форм занятости и обучения, не требующих физического перемещения людей. В частности, расширение использования ИКТ в сфере НИОКР создает виртуальные сети научных коммуникаций к возможности совместной работы географически отдаленных ученых.

В числе важных глобализационных факторов миграции надо также отметить разрастание международной преступной деятельности, которая связана с контрабандой людей, во многом стимулирующей нелегальные потоки мигрантов. Не редко подобный бизнес организуется по тип предприятий «полного цикла»: от изготовления фальшивых документов и незаконного перевоза иностранцев через границу до обеспечения их жильем и нелегальной занятостью, а его общемировые доходы оцениваются в 10 млрд. долл. в год.

Весьма значимую и все возрастающую роль в усилении миграционных потоков приобретают сети социальных отношений. Эти сети базируются на родственных и дружеских связях, общности страны или района происхождения, носят кросс-классовый характер и формируются не только между мигрантами в странах поселения, но и между ними и жителями стран их исхода. Роль данного фактора подчеркивается в теории сетей, или социального капитала (Д. Мак-Кейси, X. Рапопорт, Д. Мэсси). [5]

Эти системы социальных связей все белее разрастаются по мере инкорпорации в них вновь прибывающих соотечественников. Расширение сетей социальных связей способствует превращению миграции в цепной процесс внутренней динамикой, непрерываемый даже антимиграционными мерами. Оседание мигрантов влечет за собой также переселение (или хотя бы его попытки) других их соотечественников - лиц, ищущих убежища, и нелегальных мигрантов. Наиболее типичными проявлениями такого цепкого процесса являются сегодня потоки жителей Турции в Германию, выходцев из Западной Африки - во Францию, нелегальных мигрантов из Мексики - в США, а также лиц, ищущих убежища, - в страны Центральной и Северной Европы.

Формирование межгосударственных социальных общностей придает современной миграции и еще один новый специфический признак. Она утрачивает характер одностороннего движения и все более приобретает черты транснационального процесса, получившего название трансмиграции. При участии ассоциаций выходцев из одной местности, создаваемых в странах поселения мигрантов, идут встречные потоки информации, финансовых средств, товаров, людей между этими странами. Они сопровождаются маятниковым, «челночным» переносом социальной практики с одной земли на другую, усиливают подверженность стран исхода и приема мигрантов внешним влияниям и способствуют глобализации общественных отношений.

Таким образом, глобализационные процессы становятся новым и весьма существенным фактором современной миграции населения, выполняющим по большому счету функции ее акселератора. При этом и сама миграции все больше играет роль средства, содействующего глобализации развития стран и регионов.

2. Причины, обусловливающие выбор страны въезда

Наряду с перечисленными выше факторами, определяющими общий характер миграции населения между регионами мира, существует ряд моментов, детерминирующих конкретные маршруты движения мигрантов и выбор страны въезда.

На направление миграционных потоков по-прежнему существенное влияние оказывает географическая близость стран исхода и приема мигрантов, например Мексики и США, Восточной и Западной Европы, Северной Африки и Южной Европы. В ОЭСР в последние годы отмечается рост миграции в соседние страны. В частности, из Румынии - в Венгрию (в 2009 г. 57% всех прибывших туда мигрантов были родом из Румынии) и Италию (13), из Польши - в Германию (13), из Алжира и Марокко - во Францию (соответственно 17 и 15), из Китая - в Японию (26). В Европе и Северной Америке эта тенденция усиливается интеграционными процессами, одним из примеров чего является интенсивная студенческая миграция в Евросоюзе. [10]

Упомянутым фактором географической близости во многом объясняется и то обстоятельство, что подавляющее число беженцев из развивающихся стран направляется не в развитые государства, а в соседние страны региона проживания, чтобы там переждать неблагоприятную ситуацию.

Играет свою роль и наличие давних связей между странами исхода и назначения / въезда, в том числе возникших еще в колониальную эпоху. Такие исторически сложившиеся отношения между государствами во многом предопределяют особую интенсивность эмигрантских потоков из Латинской Америки в Испанию и Португалию, из стран к югу от Сахары - в Бельгию, Францию, Португалию и Великобританию и т.п. Так, в 2010 г. на долю выходцев из Латинской Америки приходилось около 50% всех мигрантов, прибывших в Испанию, и 30% - в Португалию. В Великобритании доля выходцев из Индии и Южной Африки достигала 8-9%. [10]

Значительная часть мигрантов выбирают конкретную страну назначения во многом с учетом присутствия там родственников или диаспор соотечественников. Этот фактор особенно важен при миграции женщин и детей, переезжающих по каналам воссоединения семей. Так, согласно данным Евростата, 80% уроженок Сенегала в Испании и 90% уроженок Египта в Италии прибыли в данные страны именно по этой причине.

Наличие диаспор в большой степени учитывается и малоквалифицированными мигрантами, которые адаптируются к жизни в новом обществе благодаря прежде всего системе социальных связей с проживающими там соотечественниками. Родственники, друзья или знакомые обеспечивают мигрантов необходимой информацией на первых эталах пребывания (например, как обращаться в бюрократические инстанции, как вести себя с местным населением и т.п.), предоставляют им временный кров, материальную поддержку и помощь в поиске работы.

Высококвалифицированными мигрантами в значительной мере движут потребности самореализации, мотивация достижений, профессионального роста, социально-статусного продвижения и т.п. Для них важны близость культур стран исхода и приема и другие неэкономические факторы, содействующие применению их способностей и использованию социального потенциала. С расширением потоков интеллектуальной миграции, в возникновении которых большую роль играют социально-психологические и социокультурные факторы, значение последних в выборе новой страны проживания растет.

На географию студенческой миграции огромное влияние оказывают лингвистические факторы и наличие популярных образовательных центров. Свыше 75% студентов едут в англо-, немецко- и франкоговорящие страны. В 2009 г. из общего числа иностранных студентов на долю США приходилось 28%, Великобритании - 12, Германии - 11, Франции - 10 и Австралии - 9%. А среди стран с менее распространенными языками наиболее привлекательны, для студентов государства с широкими внешнеэкономическими связями, где они больше тяготеют к изучению коммерческих дисциплин.

В заграничных передвижениях ученых также особую роль играют неэкономические факторы, в частности высокий уровень научных исследований или преподавания в тех или иных странах, а точнее - в конкретных зарубежных центрах, где работают выдающиеся деятели науки. Именно этим объясняется крайне высокая концентрация иностранных ученых в ограниченном числе таких центров. Например, в Национальном институте здравоохранения США, крупнейшей исследовательской организации в области биомедицины, в 2000 г. численность иностранцев, приехавших для обмена опытом, а точнее для его изучения, достигала 2.5 тыс. и составляла 14% штата. Среди прочих медицинских центров подобными магнитами для иностранных ученых являются Массачусетсский технологический институт, Стэнфордский университет, Калифорнийский университет в Беркли. Именно в них сконцентрированы американские лауреаты Нобелевской премии по медицине, увеличившие за вторую половину XX в. свою долю в общем числе обладателей этой награды с 50 до 74%, и именно работающие так ученые получили за последнее десятилетие больше патентов, чем их коллеги из других исследовательских центров страны. Как показал опрос немецких ученых, проводившийся в США в конце 90-х годов, 28% респондентов было сосредоточено в ведущих академических центрах Калифорнии: Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Сак-Диего. Среди швейцарских ученых, обследованных в 2010 г., большинство проживали в районах Сан-Франциско и Сиэтла, являющихся центрами информационных технологий (ИТ). Из всех иностранных ученых, работающих в Великобритании, 15% сосредоточены в Оксфорде и Кембридже. [10]

На выбор страны назначения оказывают влияние и особенности ее политики в отношении конкретных групп мигрантов. В числе этих особенностей - специальные программы приема в раз той категории, к которой принадлежит данный мигрант (например, экспертов по ИТ), или лиц, ищущих убежища, а также регулярные амнистии некоторых категорий нелегально находящихся там иностранцев и т.п. Вероятно, в дальнейшем потенциальные мигранты будут в большей мере учитывать и состояние межэтнических отношений в стране назначения, и степень активности в ней экстремистских организаций, выступающих против иммигрантов.

Таким образом, направленность миграционных потоков определяется разноплановыми факторами их формирования, иерархия которых далеко не всегда одинакова. Но если решение об отъезде принимается главным образом по экономическим соображениям, то выбор страны назначения в большей мере зависит от социальных, исторических и географических условий.

Современная миграция в развитые страны вызвана целым комплексом движущих сил, которые можно сгруппировать в три блока. Первый - базовые причины, обусловленные различиями в развитии и состоянии общества в разных государствах. Второй - процессы, связанные с глобализацией, которые способствуют интенсификации миграции. И третий - факторы, определяющие выбор мигрантом конкретной страны назначения: и влияющие на географическое распределение людских потоков.

Как правило, перемещения людей вызываются совокупностью нескольких причин, сопряженных с целым рядом обстоятельств общественной жизни и в той или иной степени меняющихся во времени. При этом порождаемые ими конкретные ситуации воспринимаются разными потоками и категориями мигрантов вариативно, вплоть до существенных индивидуальных различий. Это ведет к дифференцированному и переменчивому воздействию отдельных факторов миграции на ее масштабы, структуру и направления.

Основными причинами генерирования миграционных потоков являются и еще долго будут оставаться экономические. Вместе с тем в ходе глобализации повышается значимость социальных факторов динамики международной миграции, связанных с формированием и расширением различных сетевых структур (систем социальных связей и т.п.). Кроме того, по мере укрупнения потоков интеллектуальной миграции среди мотивов выбора страны назначения все более заметное место занимают также соображения социального характера. Роль вооруженных конфликтов, насилия и преследований на политической и т.п. почве в порождении вынужденных перемещений населения в последнее десятилетие снижается.

Многообразие движущих сил миграции, переменчивость их структуры и роли отдельных слагаемых, нелинейный характер их действия создают немалые сложности при анализе развития миграционных процессов. Однако, чтобы избежать непредвиденных последствий миграции и просчетов в ее регулировании, с которыми уже не раз сталкивались развитые страны, именно эту специфику формирования международной миграции населения необходимо учитывать при прогнозе ее тенденций и разработке соответствующей политики.

3. Методология анализа миграции и рынка труда

.1 Аспекты методологии анализа миграции и рынка труда

Миграция различается по следующим причинам, видам и типам: добровольная или вынужденная; внешняя или внутренняя; возвратная или безвозвратная. Международная миграция населения - внешняя, межгосударственная миграция населения, движение населения через государственные границы. Для выделения потоков мигрантов, направляющихся из страны, применяется термин эмиграция, для потоков в страну - иммиграция.

Показатели международной миграции населения, и ее определение имеют существенные страновые различия. Так, в Германии иммигрантами считаются «лица, пересекающие границу с намерением устроиться в стране», в Японии - «национальные граждане и иностранцы, приезжающие из-за границы», в США - «иностранцы, допущенные на законных основаниях с целью постоянного проживания в стране», в Российской Федерации - «лица, приезжающие работать или учиться (за исключением обучения сроком менее 1,5 месяцев), и лица, их сопровождающие».

Существуют разночтения и в определении «трудящихся-мигрантов» (лиц, мигрирующих с намерением получить работу), «беженцев» и др. В демографическом словаре ООН говорится, что «в собственном смысле слово «миграция» или «миграционное движение» означает совокупность перемещений, имеющих целью перенести место пребывания кого-либо». [6]

Определенные трудности при анализе международной миграции населения обусловлены также значительной разнородностью источников данных о ней. По мнению экспертов ООН, необходимо выделять три основных источника: пограничный контроль; регистры населения (например, данные, получаемые при вручении загранпаспортов); различные обследования, среди которых главное место принадлежит переписям населения. Данные, получаемые из последнего источника, наиболее достоверны.

Все виды международной миграции населения относительно условны и тесно переплетаются друг с другом. Основная роль в современной международной миграции населения принадлежит трудовой миграции. Характерная закономерность современной международной миграции населения - постоянное увеличение ее масштабов, вовлечение в мировой миграционный процесс населения практически всех стран мира. На начало столетия в мире насчитывалось около 30 млн. трудящихся-мигрантов (в 2005 - 3,2 млн.); с учетом членов их семей, мигрантов-сезонников, рабочих-фронтальеров, нелегальных иммигрантов и беженцев общая численность мигрантов в 5-6 раз выше. Причем более половины из них - выходцы из развивающихся стран (2/3 таких мигрантов находятся в индустриально развитых государствах). Например, 9 из 10 иммигрантов, допускаемых в США, прибывали из развивающихся стран. [9]

В основу классификации видов международной миграции положен фактор времени:

-Безвозвратная миграция, т.е. переселение из одной страны в другую, чаще всего связанное со сменой гражданства (эмиграция, иммиграция, брачная миграция).

-Постоянная, или долгосрочная миграция, т.е. миграция на продолжительный срок, который законодательно определяется миграционными актами в каждой стране по-разному.

-Времено-постоянная миграция как правило, ограничена сроком пребывания в стране въезда от 1 до 6 лет (из-за сохраняющейся зависимости от страны выезда, возрастно-половой, семейной и профессиональной характеристики мигрантов). В международной статистике такого вида мигранты носят название «долгосрочные эмигранты и иммигранты», «временные рабочие по контракту», «постоянные трудящиеся-мигранты».

-Краткосрочная миграция - выезд (въезд) в другую страну на срок до 1 года (по классификации ООН (или иной срок, определяемый национальным законодательством, с целью трудоустройства или любой иной экономической деятельности в стране пребывания.

Подвидами краткосрочной миграции являются:

-Сезонная миграция - временный выезд (въезд) трудовых мигрантов на сезонные (сельскохозяйственные, строительные и т.п.) работы. Сезонная миграция связана с кратковременным (в пределах года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг). Разновидности сезонной миграции - кочевничество, сохранившееся главным образом в Западной Африке и на Ближнем Востоке, а также паломничество к святым местам. В международной статистике сезонным мигрантам соответствуют термины «краткосрочные иммигранты и эмигранты», «мигранты-сезонники» и др.

-Маятниковая миграция - временная трудовая миграция, связанная с ежедневным или еженедельным передвижением через государственную границу к месту работы и возвращением в страну постоянного проживания. По рекомендации ООН статистикой международной миграции не учитывается. Маятниковая миграция, в том числе и ее формы (челночная, приграничная), это ежедневный, реже еженедельный, переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов, пересекающих таким образом границу для работы в соседней стране, называют «рабочими-фронтальерами». Данный вид миграции получил широкое распространение в Западной Европе и Северной Америке, например, между Канадой и США.

-Эпизодическая миграция подразумевает временный выезд в другую страну с деловыми, рекреационными, туристическими и прочими целями.

Формы международной миграции (в основу классификации положен фактор причинности):

-Вынужденная миграция - миграция, имеющая вынужденный, внезапный характер, обусловленный угрозой для жизни мигрантов в результате стихийных бедствий, военных действий или преследований по политическим причинам и т.д. Вынужденная миграция обусловлена прежде всего политическими и экологическими факторами. Она находит выражение в первую очередь в движении беженцев, перемещенных лиц и др. Резко возросли не только масштабы, но и сложность проблем, связанных с этим видом международной миграции населения. Она приобрела глобальный характер, затронув многие страны мира. Причем, 87% беженцев осели в развивающихся странах. Значительно возросло число мигрантов, въезжающих в экономически развитые страны по кратковременной визе и остающихся с просьбой об убежище. В Европе число таких мигрантов, по самым приблизительным оценкам, превысило 500 тыс. человек, из которых все меньшее количество получает статус беженца, оставаясь на нелегальной и так называемой «гуманитарной» основе.

-Добровольная миграция - миграция, решение о которой принимается человеком свободно и добровольно;

В добровольной миграции среди прочих выделяют следующие категории:

·Экономическая миграция - добровольная, чаще всего возвратная миграция, в основе которой лежат экономические соображения. Она включает в себя следующие виды миграции: постоянную, сезонную, маятниковую и т.д.

·Трудовая миграция является более узким понятием, чем экономическая, точнее, выступает ее составной частью. Определяющим признаком трудовой миграции является продажа мигрантом своей рабочей силы в стране въезда, при этом смена места жительства не является обязательной;

·Нелегальная миграция; связана с нарушением режима въезда или пребывания в стране въезда. Нелегальные мигранты - лица, незаконно въезжающие в поисках работы в другие страны (так, из Мексики в США нелегально переходят границу более 1 млн. человек ежегодно), а также лица, пересекающие границу на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.п.) с последующим нелегальным трудоустройством. Определить истинное количество мигрантов практически невозможно. В США, например, число подпольных мигрантов оценивается от 2 до 15 млн., в Европе - от 1,3 до 5 млн., в Японии - от 300 тыс. до 1 млн. и т.д. По оценкам экспертов, из стран СНГ приезжают в Россию на заработки не более 6 миллионов. Рост нелегальной иммиграции объясняется многими причинами. Одна из основных - тот факт, что мигранты, работающие нелегально, представляют собой для предпринимателей самую дешевую и бесправную рабочую силу.

·Насильственная миграция по отношению к местному населению в виде экспансии и т.д.

Таким образом, различные виды миграции могут быть довольно специфичны по своему характеру, могут иметь разные цели, быть обусловленными разными причинами и факторами. В то же время, зачастую бывает достаточно сложно отделить один вид от другого: так, например, постоянная миграция может перейти в безвозвратную форму, а эпизодическая оказаться вынужденной.

3.2 Система международно-правового регулирования миграционных процессов

На современном этапе мировое сообщество переходит к координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки. Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает:

-двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав;

-деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др.

Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г. по Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.

Согласно уставу, целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраной труда, безопасностью и распространением всех названных норм на иммигрантов и т.п.

Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства - от правительства, работодателей и профсоюзов. МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:

-Разработка конвенций и рекомендаций о труде;

-Оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки;

-Обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.

Каждая страна-член МОТ принимает на себя обязательства:

-обеспечивать применение принципа равных возможностей трудящихся-мигрантов и членов их семей с гражданами своей страны, изучать жалобы на несоблюдение этого принципа;

-в случае нарушения законов предпринимателями или другими лицами или организациями, несущими ответственность за их выполнение, должны применяться меры административного, гражданского и уголовного наказания;

-обеспечивать соответствие национальных законов и правил международным нормам по правам мигрантов;

-содействовать скорейшему воссоединению семей, для чего заключать двусторонние и многосторонние соглашения;

-содействовать координации деятельности социальных служб на своей территории с социальными службами других стран и нести ответственность за работу социальных служб;

-проводить консультации по вопросам проблем мигрантов с предпринимателями, социальными службами и другими организациями.

Конвенцией МОТ №97 1949 г. «О трудящихся - мигрантах», которая сохраняет свое значение до настоящего времени, предусматривается, что каждый член МОТ обязуется предоставлять в распоряжение МОТ и любого другого члена Организации по их требованию не только информацию о политике и законодательстве его страны в области эмиграции и иммиграции, но и сведения о трудоустройстве мигрантов, условиях их труда и жизни, а также о соглашениях и особых мероприятиях, принятых в стране по этим вопросам. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

-организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);

-принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);

-принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);

-организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);

-разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов (ст. 9).

Согласно Конвенции №97 услуги, оказываемые мигрантам государственными службами трудоустройства, предоставляются бесплатно. Когда число мигрантов, отправляющихся с территории одного государства-члена на территорию другого, достаточно велико, предусматривается возможность заключения между странами соглашения в целях регулирования вопросов, представляющих взаимный интерес, включая разрешение переводить в иностранную валюту любую часть заработка или сбережений. Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования.

Данная Конвенция имеет Рекомендацию №86 и три приложения: два - о вербовке, трудоустройстве и условиях труда, одно - о ввозе мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования.

В приложении 1, в частности, указывается, что посреднической деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:

-наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;

-частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.

В данной Конвенции также указывается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Распространение незаконной миграции послужило основанием принятия в 1975 г. Конвенции №143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения» и Рекомендации №151 «О трудящихся-мигрантах». В Конвенции №143 подчеркивается, что каждый член МОТ обязуется соблюдать основные права человека в отношении всех трудящихся-мигрантов. Страны-члены МОТ обязаны разрабатывать и осуществлять национальную политику, направленную на содействие и гарантию равенства возможностей в отношении труда и занятости, социального обеспечения, профсоюзных и культурных прав, индивидуальных и коллективных свобод для лиц, пребывающих на законных основаниях в качестве мигрантов или членов их семей.

Вопросы защиты мигрантов находят отражение и в других документах МОТ, посвященных различным трудовым проблемам. В частности, в Конвенции №19 «О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудящимся при несчастных случаях», Конвенции №82 (1947 г.) «О социальной политике на предприятиях вне метрополии», где есть специальный раздел IV «Положения о трудящихся-мигрантах», Конвенции №110 (1958 г.) «Об условиях труда на плантациях», где есть раздел «Наем, вербовка и трудящиеся-мигранты», и, наконец, в Конвенции №118 (1962 г.) «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения».

Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов, или членов их семей.

В Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения. Назначение данной Конвенции - координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Упомянутые конвенции и рекомендации распространяются только на страны-члены МОТ. Но не все они ратифицировали Конвенции МОТ, регулирующих проблемы миграции. Но в соответствии с последними решениями МОТ все ее члены, принявшие Устав организации, автоматически несут ответственность за выполнение всех конвенций. Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является важным и необходимым условием для их осуществления.

На международном уровне также действует Международная организация по миграции (MOM). Она разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции MOM входит:

-способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;

-способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны;

-организовывать перемещение беженцев и др.

Большую работу по защите беженцев и их репатриации проводит Управление Верховного комиссара по беженцам при ООН.

Во многих международных организациях есть службы, которые занимаются вопросами миграции. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - служба, занимающаяся разработкой специальных норм по физическому состоянию трудящихся-мигрантов и их семей. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - служба, которая разрабатывает и реализует программы в области образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. К числу международных организаций занимающихся проблемами миграции можно также отнести Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Систему постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), в Западной Европе - Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ). [5]

Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой - реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.

Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:

-обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;

-гарантии возвращения мигрантов на родину;

-обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;

-содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;

-ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;

-совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;

-предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам.

Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику. Так, по закону об иммиграции США, начиная с 1995 г. въезд в страну для лиц, ищущих работу, ограничивается 140 тыс. человек в год. Ужесточается иммиграционное законодательство и в европейских странах. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов, а ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд и не признавать права гражданства за детьми иммигрантов, работающих по контракту.

Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных дву- и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики.

Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер. Однако и здесь имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил в силу в 1968 г.) предоставляет гражданам стран - членов ЕС право поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые правила. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.

В Хартии записано, что каждый работник в странах Европейских сообществ должен иметь право свободного перемещения по территории стран - членов ЕЭС, подчиняясь лишь правилам и ограничениям, обусловленным необходимостью охраны общественного порядка, общественной безопасности и общественного здоровья. Свобода перемещения, говорится в Хартии, должна давать право каждому работнику выбрать любой вид занятий или профессию в странах ЕЭС на основе принципов равноправия в области трудоустройства, условий труда и социальной защиты. В Хартии определяется, что строительство единого экономического пространства подкрепляется его социальным обеспечением и активными мерами содействия занятости.

Активные меры содействия занятости населения представляют собой инструмент благоприятного влияния на ситуацию на рынке труда. Термин «активная политика на рынке труда» впервые был использован в Швеции в 1940-х годах, а в 1964 году он был введен Секретариатом ОЭСР в международную практику в качестве рекомендуемой политики. На первом этапе сторонники активных программ были в основном озабочены проблемами макроэкономических последствий проведения активной политики занятости, в то время как в настоящее время активные программы все чаще рассматриваются в качестве способа оказания помощи безработным лицам. [7]

По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободы перемещения в рамках Европейского союза может привести к тому, что высококвалифицированные кадры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах. Низко квалифицированные работники окажутся менее мобильными. Результатом миграции рабочей силы в рамках ЕС может стать ее демпинг, в основе которого оплата труда рабочих - иммигрантов из стран ЕС, устанавливаемая ниже национальных стандартов страны - импортера. Стремление избежать подобной практики находит свое выражение в двух - или многосторонних международных соглашениях. Например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами (о. Корфу, 24 июня 1994 г.) в ст. 23, п. 1. предусматривает, что «При соблюдении законов, условий и процедур, действующих в каждом государстве-члене, Сообщество и его государства-члены обеспечивают, чтобы режим, предоставляемый российским гражданам, принятым на работу на законных основаниях на территории какого-либо государства-члена, не содержал никакой дискриминации по признаку гражданства в том, что касается условий труда, вознаграждения или увольнения, по сравнению с его собственными гражданами». В этом же соглашении, Россия обязалась (п. 2, ст. 23), «при соблюдении условий и правил, действующих в России, предоставляет режим, оговоренный в пункте 1, гражданам любого государства-члена, принятым на работу на законных основаниях на ее территории».

Таким образом, интенсивное развитие межстрановой трудовой миграции и процессов ее регулирования является одной из характерных черт развития МЭО в современных условиях.

3.3 О проблемах перспективах мирового рынка труда

По оценкам, в ближайшее десятилетие в мире потребуются более 400 млн. новых рабочих мест (в основном в развивающихся странах) чтобы темп прироста рабочей силы соответствовал мировому экономическому росту. В связи с этим следует обеспечить создание новый рабочих мест и способствовать экономическому росту, ориентированному на занятость, заявил генеральный директор МОТ X. Сомавия в июне 2006 г., на 95-й сессии Международной конференции труда. В ней участвовали более 4 тыс. делегатов (представители правительств, работодателей и трудящихся стран - членов МОТ). Они обсудили широкий круг вопросов, в том числе совершенствование охраны труда и «инспекции труда, пересмотр трудовых стандартов в ряде стран и др.

X. Сомавия подчеркнул, что «около 80% мировой рабочей силы приходится на развивающиеся страны, и для соответствия темпам экономического роста в этой части мира необходимо к 2015 г. создать 430 млн. новых рабочих мест». Он отметил, что глобальными явлениями стали рост безработицы и нехватка квалифицированных работников. К другим острым мировым проблемам относятся старение населения, вопросы миграции, а также недостаточная социальная защита около 60% работников в мире.

Важнейшей проблемой в развивающихся странах является массовый отток рабочей силы из сельской местности в города из-за хронической бедности занятых в аграрном секторе (однако в этих странах в городах не создается достаточного количества рабочих мест). В связи с этим X. Сомавия предложил подготовить концепцию такой политики, которая позволила бы перейти от экономического развития без создания значительного количества новых рабочих мест к росту, ориентированному на занятость. По его мнению, ускоренное развитие сектора услуг будет способствовать увеличению занятости.

X. Сомавия отметил, что принятие МОТ в феврале 2006 г. новой конвенции о труде в морском судоходстве является примером растущей поддержки выдвинутой МОТ Программы достойного труда. В итоговом заявлении саммита ООН в сентябре 2005 г. около 150 руководителей государств и правительств определили занятость и достойный труд в качестве основной задачи национальной и международной политики и подчеркнули ключевую роль обеспечения условий для достойного труда в разработке стратегии развития и сокращения бедности. Данное заявление знаменовало признание на высоком политическом уровне значимости Программы достойного труда МОТ для международного сообщества.

Программа достойного труда обсуждалась на встрече на высоком уровне в рамках Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), которая состоялась в начале саммита ООН в 2006 г.; основной темой стала «полная и продуктивная занятость и достойный труд».

Генеральный секретарь ООН К. Аннан, участники встречи президентов Организации американских государств и главы государств и правительств Союза африканских государств («АЛпсап Ипюп»), а также Экономическая комиссия для стран Африки, Азиатский банк развития и другие поддержали Программу достойного труда.

Генеральный директор МОТ предложил правительствам и социальным партнерам внести принципы и важнейшие положения Программы достойного труда в политические программы, чтобы способствовать повышению уровня жизни сотен миллионов людей. При этом каждая страна вправе самостоятельно определять политику и приоритеты решения проблем.

X. Сомавия отметил, что трехсторонняя система, которой придерживается МОТ, будет способствовать обеспечению достойного труда, а трипартизм играть ключевую роль в решении проблем мирового рынка труда в 2006-2015 гг.

Международная организация груда (МОТ), созданная в 1919 г., с 1946 г. является специализированным агентством системы ООН, способствующим обеспечению принципов социальной справедливости, а также международно признанных прав человека и прав в сфере труда.

Международное бюро труда в Женеве является секретариатом МОТ, ее оперативной штаб-квартирой, исследовательским и издательским центром.

МОТ разрабатывает международные трудовые нормы в форме конвенций и рекомендаций, устанавливает минимальные стандарты в области основополагающих трудовых прав. Система ООН МОТ обладает уникальной трехсторонней структурой, в которой объединения работодателей и трудящихся имеют равный голос с правительствами.

Заключение

В условиях роста международной миграции населения, усиления ее отдельных разновидностей и появления новых категорий вопросы, их статистического учета и унификации ее показателей остаются по-прежнему актуальными, требуют дальнейших разработок и определенных усилий со стороны мирового научного сообщества.

Миграция имеет совершенно определенные тенденции, последствия и эффект для мира в целом и для каждой страны отдельно, так как страны сильно отличаются друг от друга по экономике, политике и культуре. Единственное, что сегодня можно с уверенностью сказать, что миграция с середины пятидесятых годов приводит к серьезным экономическим, социальным и политическим переменам в каждой стране, и со временем, вероятно, масштаб этих изменений будет лишь возрастать.

Переход к постиндустриальному обществу существенно повысил роль научного и инженерного труда в социально-экономическом развитии стран, в эффективном использовании ими имеющихся ресурсов. Как отмечает американский ученый П. Друкер, «настоящим капиталом развитой экономики… являются знания, а работники интеллектуального труда превратились в группу, определяющую ценности и нормы общества». В настоящее время следует усилить контроль за интеллектуальной миграцией, обеспечить предотвращение создаваемых ею угроз безопасности. И только путем широкого международного сотрудничества можно добиться наилучших результатов в решении проблем, созданных интеллектуальной миграцией.

В заключение стоит напомнить, что территориальное распределение и перераспределение является одной из ведущих проблем демографического и социально-экономического развития и соответственно понимание миграции, ее прогнозирование имеют важное теоретическое и практическое значение как сейчас, так и в будущем.

Не случайно миграция населения привлекает внимание столь обширного числа ученых из разных областей научного знания. В последние годы, например, она становится объектом все более пристального внимания со стороны культурологов, пост-модернистов и литераторов, изучающих миграцию как с точки зрения идей, образов и культуры, так и с точки зрения физического перемещения людей из одной страны в другую страну, при этом «размывая» границы и государства. Как образно заметил Нобелевский лауреат поэт Дерек Уолкотт (Derek Walkott), будущее миграции можно выразить в следующей фразе: «Нации остаются лишь в воображении» («No nation but imagination»).

Список используемой литературы

1.Интеллектуальная миграция в России/В.В. Валюков, В.М. Воронков, Л.М. Гохберг и др.; Под общей ред. С.А. Кугеля. - СПб.: Политехника, 2008. - 78 с.

2.Конвенция Международной Организации Труда от 1 июля 1949 года №97 «О трудящихся - мигрантах».

3.Миграция и опыт взаимодействия регионов по усилению этнополитической стабильности в Евразии. Вып.2. (Материалы международного научно-практического семинара. Региональные особенности российской и европейской иностранной миграции, Новосибирск, 25-26 апреля 2003 г.). - Новосибирск: Изд-во ИЭООП СО РАН, 2009. - 224 с.

4.Миграция населения. Вып.1: Теория и практика исследования. Приложение к журналу «Миграция в России». (Рыбаковский Л.Л., Ионцев В.А., Карачурина Л.Б. и др.) - М., 2008. 175 с.

.Миграция населения. Вып.3: Международная миграция. Приложение к журналу «Миграция в России». В.А. Ионцев. - М., 2009. 111 с.

.Миграция населения. Вып.6.: Миграционная политика. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2010. 175 с.

7.МОТ о проблемах и перспективах мирового рынка труда. БИКИ, №75, 06.07.2006, С. 2

8.Правила рынка: иностранные инвестиции; внешняя торговля; трудовая миграция; конкурентоспособность; дипломатия; помощь / Под ред. проф. В.Д. Щетинкина. - М.: Междунар. отношения, 2008. - 352 с.

9.Российская газета, (Федеральный выпуск) N4788 от 7 ноября 2008 г.

.Ройтерсворд А. Международный опыт применения активных программ на рынке труда // Активные программы содействия занятости населения: проблемы реализации и повышение эффективности. - Сб. ст. по материалам выступлений участников международного семинара. - М.: Просвещение. 2010. - с. 18.

11.Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу, 24 июня 1994 г.)

12.Трофимов Е.А. Миграция и региональный рынок труда. - СПб: Изд-во СПб УЭФ, 2006 - 176 с.

13.Труд, занятость, миграция. Пресс-дайджест. Деп. труда и занятости Правительства Москвы. М.: Агентство «Информарт», 2006. 165 с.

14.Цапенко И. Движущие силы международной миграции населения. МЭиМО, 2007, №3, С. 3-14

15.www.buh.ru

.www.klerk.ru

.www.audit-it.ru

Похожие работы на - Проблемы международной миграции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!