Здоровье школьников: проблемы и пути решения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Биология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,31 Мб
  • Опубликовано:
    2013-10-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Здоровье школьников: проблемы и пути решения

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2,

с. Князе-Волконское-1,

Хабаровского муниципального района,

Хабаровского края







Экзаменационный реферат по биологии

Тема: «Здоровье школьников: проблемы и пути решения»

Работу выполнила: ученица 9 «а» класса

Потеруха Оксана

Руководитель: учитель биологии

Климова Евгения Михайловна








г

Оглавление

1. Введение.

. Основная часть.

Характеристика подросткового периода.

Характерные заболевания школьников.

. Здоровый образ жизни. Меры профилактики заболеваний.

Питание.

Правильный сон и отдых.

Распределение нагрузки.

Санитарно-гигиенические условия.

Рабочее место школьника.

Предотвращение болезней.

Предотвращение инфекционных заболеваний.

Здоровый, значит весёлый.

Нервность школьников.

Жизнерадостность.

Пугливость.

Самостоятельность школьника. Общение со школьником.

Одежда и обувь школьника.

. Исследование здоровья учащихся МОУ СОШ №2

. Заключение.

. Список литературы.

. Приложение.

1. Введение

В наше время большинство школьников страдают различными заболеваниями. Факторов, влияющих на здоровье детей и подростков множество: режим дня, питание, окружающая среда, общение с другими людьми, учёба. Но зачастую, школьники губят своё здоровье сами. Вредные привычки, не правильное питание, одежда не для определённых погодных условий, малоподвижный образ жизни, всё это очень сильно усугубляет состояние здоровья. В современном мире, дети часто страдают заболеваниями кишечника и желудка, нарушением осанки и зрения, а также сердечно-сосудистыми и психическими заболеваниями. К большому сожалению, встречаются у школьников и такие заболевания, как остеохондроз, который раньше (10-20 лет назад) был только у людей в возрасте. В связи с такими плачевными показателями, родителям и самим ученикам следует задуматься о состоянии своего здоровья. А для того, чтобы оно было в норме, нужно избавиться от вредных привычек, установить режим дня, правильно питаться, заниматься спортом и по необходимости обращаться к специалистам.

Большинство школьников понимают, что своё здоровье могут сберечь только они, что болезнь лучше предотвратить, чем лечить. Но немногие стараются придерживаться этих понятий.

Здоровье не мало важный фактор, без которого человек не сможет учиться и вообще жить. Здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека. Поэтому всем школьникам надо заботиться о своём здоровье и правильно распределять нагрузки, а родителям нужно следить за режимом дня ребёнка и помогать ему поддерживать здоровье в норме.

Чтобы продлить долгую и счастливую жизнь, нужно научиться ценить и беречь природу, как ничем незаменимую среду жизни и колыбель человечества. Только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставляемых природой человеку.

Я выбрала такую тему для реферата, потому что меня очень волнует здоровье школьников. Так как я сама являюсь школьницей, проблемы со здоровьем не прошли мимо меня. Я хорошо знаю, что здоровье - это неотъемлемая часть жизни, тем более тогда, когда ты каждый день подвергаешь своё здоровье определённому риску: гуляешь по улице, общаешься с людьми, находишься в общественных местах, то есть присутствуешь там, где есть микробы. Я хочу разобраться и понять, что можно сделать для того, чтобы сохранить здоровье школьников.

2. Основная часть

Характеристика подросткового периода

Школьные годы - очень важный период в жизни ребенка, подростка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребенка. Вместо полной свободы движения (а потребность в движении, как известно, в высокой степени свойственна всякому здоровому ребенку) его ждет сидение целыми часами в вынужденной позе. Ко всему этому присоединяется еще умственная работа, предъявляющая повышенные требования к мозгу. До сих пор живой детский ум мог беззаботно, по прихоти и настроению, переходить от одного предмета к другому, от одной игрушки к другой. Теперь ребенка заставляют выполнять определенные задачи, сосредоточивать внимание на определенных предметах преподавания, не считаясь с тем, что его больше интересует, чувствует ли он утомление или нет. Он должен напрягать свое внимание, свою память для успешного выполнения подчас нелегких задач, требующих умственного напряжения.

Школьники по взрослее, тоже должны думать об учёбе, но в возрасте 12-17 лет это не так просто. В эти годы жизни ребятам открываются новые знания, интересы и поэтому они часто отвлекаются от школы. Но не только эти факторы могут мешать подростку развиваться.

Подростковый возраст - состояние динамическое. Многие физиологические и психические процессы у подростков неустойчивы.

Раздражительность, напускная грубость, негативизм (отрицание всего, не желание отвечать на вопросы), а иногда застенчивость, растерянность и плаксивость - вот характерные черты подростков. Неустойчивость вегетативной нервной системы проявляется повышенной потливостью, неадекватными (не соответствующими обстановке) покраснениями кожи и обмороками, нередко повторяющимися.

Вегетативная неустойчивость и некоторое отставание развития сердечно-сосудистой системы от усиленного роста тела подростка могут вызывать боли в области сердца, периодические учащения сердцебиения и перебои сердечных сокращений, повышенное артериальное давление (юношеская гипертония).

Повышенная деятельность сальных желез кожи подростка способствует образованию угрей на лице и других частях тела. Это явление временное и особого лечения не требует, кроме гигиенического ухода за кожей лица и тела.

Окружающая среда, обычаи, нравы, общественные законы и порядки оказывают большое влияние на формирование подростка, особое значение надо придавать влиянию семьи. В семье подросток растет, развивается, учится контролировать свои эмоции и действия. Семья определяет широту

взгляда подростка. В этот период особое значение имеют правильно сложившиеся отношения в семье. Родители должны знать, что настроение, состояние и поведение подростка зависят от условий, в которых он развивается. Эти условия создают совершенно определённую атмосферу, в которой школьнику дышится легко или, напротив, с трудом… Ведь именно в семье ребёнку должны правильно построить воспитание и развитие.

Подростковый период своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. С физиологической точки зрения подростковый период характерен интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением деятельности желёз внутренней секреции. Это период полового созревания. Само собой разумеется, что половое развитие школьника неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно. Однако в определённые годы оно резко ускоряется, в течение сравнительно короткого периода наступает половая зрелость. По времени наступления период полового созревания совпадает с подростковым периодом. Это ещё раз показывает, что ребёнок - это не просто «сумма» каких-то «свойств», он единое целое. (1) (Приложение №1)

Характерные заболевания школьников

Научить школьника беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача родителей, школы и образовательных учреждений. Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактическая работа с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. (1)

Среди многообразия всех болезней, выделяются самые распространенные: заболевания щитовидной железы, нарушение осанки, нарушение зрения, нарушения опорно-двигательной системы, ЖКТ, нервно-психические расстройства.

Заболевания щитовидной железы у современных школьников очень распространено. Увеличение ткани щитовидной железы и образование узлов может происходить не только при дефиците поступления йода, но и при достаточном (физиологическом, 50-100-150 мкг/сут) уровне йода. Щитовидная железа может увеличивать свой объём: при крайне низком (значительном) поступлении йода в организм (это эндемический зоб; его предупреждение и лечение связано с назначением препаратов йода); при незначительном уменьшении поступления физиологической нормы йода и дополнительных отрицательных факторах (дефиците компенсаторных возможностей организма); при нормальном (достаточном) поступлении йода в организм, но крайне высоком функциональном напряжении щитовидной железы в ответ на изменения в организме.

Нарушение осанки у детей проявляются в виде сутулости, округлой и плоской спины. При сутулости у детей грудь запавшая, плечи свисают, лопатки выступают, живот выпячен. При круглой спине увеличен выступ верхней части грудного отдела. При плоской спине все нормальные кривизны позвоночника сглажены, туловище отклонено назад, живот втянут.

Нарушения осанки сопровождаются повышенной усталостью и нарушением общего самочувствия ребенка.

В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника, чаще в грудном отделе. Тяжелые искривления приводят к ограничению его подвижности, нарушению роста и отражаются на ритме работы многих органов и систем.

Родители должны помнить, что легче предупредить появление болезни, чем ее лечить. Вылечить искривление позвоночника очень трудно. (Приложение №8)

Болезнью века считается близорукость школьников. Она возникает вследствие чрезмерного напряжения глазных мышц при длительных занятиях ребенка за компьютером, неправильно сидящего за столом, при плохом освещении. Близорукость быстро прогрессирует и требует своевременного лечения.

Если родители заметили, что ребенок плохо видит вдаль, нужно срочно обратиться к врачу-офтальмологу, который при подтверждении диагноза близорукости подберет необходимые очки, даст нужный совет по режиму, освещению рабочего места. Ребенок, страдающий близорукостью, должен носить очки, причем правильно подобранные. Очки избавляют ребенка от постоянных затруднений в учебе и быту.

На профилактику близорукости направлены гигиенические требования к режиму школьника. (Приложение №7)

Обучение в школе вызывает немало затруднений и в питании детей. Вследствие этого возникают желудочно-кишечные заболевания. Нередко приходится наблюдать, что учащиеся утром, перёд уроками, вяло и неохотно едят; иногда с трудом удается заставить ребенка выпить утром стакан молока, тогда как в остальное время дня у детей этого возраста хороший аппетит.

Часто приходится прилагать усиленные старания, чтобы ребенок ел спокойно, не торопясь. После обеда школьники должны отдыхать. Отдых рекомендуется и до обеда, в тех случаях, когда ребенок возвращается из школы усталый и у него нет желания есть. Необходимо знать, что ел ребенок во время школьного завтрака, с тем, чтобы избегать повторения блюд в течение дня.

Во время еды школьники должны тщательно разжевывать пищу и не запивать не дожеванный кусок водой, пища должна разжевываться и пропитываться слюною настолько, чтобы она сама, без помощи воды или других жидкостей, проскальзывала в желудок. Поэтому жидкости должны всегда подаваться на стол только после второго блюда. Ужин должен быть за 11/2-2 ч до сна. На ужин готовят легкие блюда, не рекомендуется за ужином наедаться до полного насыщения.

При нарушении режима у школьника снижается аппетит, появляются головные боли, запоры. Эти дети обычно бледны, менее жизнерадостны, часто болеют.

Чрезмерная нагрузка, отсутствие правильного чередования умственного напряжения и отдыха, прогулок на воздухе, физических упражнений и физического труда, недостаточный сон, неоправданные перегрузки дополнительными развлечениями ведут к умственному переутомлению школьников. Они становятся легко возбудимыми и раздражительными, капризными, не всегда адекватными в поведении, малообщительными, плаксивыми, плохо усваивают школьные задания. Так постепенно в результате умственного переутомления ослабляется весь организм вплоть до появления нервно-психических состояний.

Хорошие зубы - залог здоровья. Эту старую истину хочется повторить, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику, поведение школьника.

Существуют не значительные проблемы зубов, но они всё таки есть. Самая распространенная болезнь зубов - это кариес. Приятно видеть, как преображает человека с обычной внешностью ослепительный ряд красивых зубов. И наоборот неприятное впечатление оставляет человек с некрасивыми зубами. Болезней зубов немного, но они требуют большого внимания школьника, который должен своевременно показываться зубному врачу.

Из описания наиболее распространенных заболеваний школьников, становится очевидной необходимость правильного соблюдения режима дня, а также постоянной связи родителей с преподавателями школы и со школьными врачами, с которыми надо детально обсуждать условия жизни, учебы и воспитания школьника.

3. Здоровый образ жизни

подростковый школьник заболевание гигиенический

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - это здоровье. Здоровье - бесценное достояние каждого человека. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые подростки, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Главное - здоровый образ жизни - комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья. (3) (Приложение №3)

Меры профилактики заболеваний

Чтобы подростки были здоровыми и правильно развивались, следует уделять много внимания построению их режима дня. Подростку необходимы: правильное сочетание умственного труда с физическим, достаточный сон и полноценное питание.

Питание

При построении режима дня подростка обычно первым встает вопрос о его питании. В отличие от взрослого человека, для которого достаточно есть 3 раза в день, чтобы вполне покрывать потребность в пище, подросток, находящийся в периоде усиленного развития, нуждается в 4 - 5 разовом питании. Это одинаково относится к мальчикам и девочкам. К сожалению, нередко бывает так, что под влиянием нелепых понятий подруг, неразумного следования моде девочки-подростки стыдятся своего аппетита и до тех пор подавляют его, пока это не приведет к малокровию, желудочно-кишечным заболеваниям.

Пища должна быть разнообразной, высококалорийной, содержать витамины и включать молоко, творог, мясо, яйца, рыбу, масло, овощи и фрукты. Следует избегать острых и очень соленых блюд и разного рода приправ, которые возбуждают нервную систему и раздражают пищеварительный тракт. Всем школьникам необходимы мягкие части мяса и дичи без сухожилий, рыба, колбаса без оболочек и твердых кусочков. Жирное мясо можно давать только в старшем школьном возрасте. Не рекомендуется недостаточно прожаренное и копченое мясо из-за опасности отравления, заражения глистами, плохого его усвоения ребенком. Нежелательны мясные или рыбные блюда, очень соленые или сильно приправленные острыми специями. Хорошо перевариваются и усваиваются детьми сваренные всмятку или вкрутую яйца. Школьники должны получать молоко, супы (мясные, молочные, овощные), сырки творожные, масло (сливочное, растительное) все сорта хлеба и хлебные изделия, картофель в виде пюре или сильно разваренный, овощи, ягоды и фрукты (хорошо отобранные и тщательно промытые). Дети могут пить свежую водопроводную или колодезную воду, но лучше, особенно летом, только в кипяченом виде. Лишь по мере того как ребенок растет и крепнет, пища его должна постепенно приближаться к пище взрослых.

Все виды алкогольных напитков, включая пиво, домашние наливки, настойки, оказывают вредное влияние на растущий организм, поэтому они категорически запрещаются.

Возбуждающе действуют, особенно на маленьких школьников, большие порции кофе, какао, шоколада и чая. Эти продукты следует ограничивать.

Необходимо учитывать индивидуальную переносимость ребенком отдельных продуктов и не включать их при составлении меню. Нужно принимать во внимание характер питания детей вне семьи.

Сладости, ягоды и фрукты давать детям нужно во время еды или тотчас после еды, чтобы не снизить у них аппетит.

Некоторые дети плохо едят. В таких случаях возникает вопрос, надо ли ребенка заставлять есть. На этот вопрос не всегда легко ответить. Одни дети очень впечатлительны и могут отвлечься и не ощущают потребности в пище, они как бы забывают есть. Таких детей можно уговорить и заставить есть. Другие дети отказываются от некоторых блюд. Их надо систематически приучать к полезной пище, но не принуждать есть и не отказывать в любимой пище. Если у ребенка после приема некоторых блюд возникает рвота или появляются сыпь и отеки, то следует посоветоваться с врачом: выяснить причину таких явлений и решить вопрос о замене этих блюд. (2) (Приложение №2,4,5,6)

Правильный сон и отдых

Не мало важным является вопрос о правильном сне. Ученики старших классов часто занимаются уроками до глубокой ночи. Этого нельзя допускать. Обыкновенно эта бессмысленная и мало продуктивная работа не вызывается необходимостью, а зависит от неумения правильно распределять свое время между работой и отдыхом; такое умение надо прививать детям с раннего возраста. Лучше утром на свежую голову начинать на час раньше, чем сидеть вечером над книгами 3 лишних часа, в течение которых все равно усваивается меньше, чем в один утренний час, тем более, что вечерний сон во много раз полезнее, чем сон утренний.

Если ученик очень долго засиживается над заданными уроками, то он или переутомлен, или по какой-то другой причине не может сосредоточиться на задании. В подобных случаях родители должны посоветоваться с преподавателями, с врачом школы и врачом детской поликлиники.

Остаток рабочего дня перед сном можно посвятить чтению художественной литературы или, лучше, спокойной прогулке.

Во многих семьях любят смотреть телевизионные передачи. Следует напомнить, что эти передачи очень утомляют детей, ухудшают зрение, нарушают сон. Поэтому смотреть телевизор можно после прогулки, детям до 10 лет не более 30-40 мин, причем на расстоянии 3-4 м.

Часто приходится напоминать детям о подготовке ко сну. Перед сном ребенок должен умыться, почистить зубы, вымыть ноги, можно принять теплый душ. Другие водные процедуры в эти часы не рекомендуются, так как они возбуждают детей. Комнату нужно проветрить. Длина кровати школьника должна быть на 15-25 см больше длины тела ребенка, матрац должен быть плотным. Спать дети должны в пижамах из мягких хлопчатобумажных тканей.

Продолжительность сна детей школьного возраста различная. Так, дети 7 лет спят 11-12 ч, 8-9 лет - 101/2-11 ч, 10-11 лет -10 ч, 12-14 лет - 9'/2 ч, 15-18 лет - 8-9 ч. Ложиться спать и вставать желательно в одно и то же время. Родители часто спрашивают, надо ли будить школьника, если он не проснулся утром в положенное время. Да, его нужно осторожно разбудить. После этого ребенок пусть немного (3-5 мин) полежит в постели, так как резкий переход от сна к бодрствованию возбуждает, но и долго оставаться в постели вредно.

Отдых и сон для подростка имеют большее значение, чем для лиц зрелого возраста. Подросток должен спать не менее 8-9 ч. Чтобы сон был глубоким и спокойным, надо перед сном гулять. Утром нужно делать зарядку. Затем она должна заканчиваться водными процедурами. (5)

Распределение нагрузки

При занятии подростка спортом нельзя допускать перетренировки. Об утомлении после большой физической нагрузки свидетельствуют вялость, боль в мышцах. Родители должны контролировать время занятий спортом, поддерживать связь с врачом спортивной секции, со школьным врачом и выполнять их советы.

Чтобы избежать умственного переутомления подростка, родители должны следить за выполнением им дома школьных заданий и указывать, как проводить свободное время, чтобы лучше восстановить силы в часы досуга. Большую часть свободного времени подросток должен находиться на воздухе. Воскресные дни надо проводить за городом или на стадионах и спортивных площадках. Если у вас есть возможность совершать эти прогулки вместе с детьми, не отказывайтесь от этого. Принимайте активное участие в спортивных играх ваших детей.

Загородные прогулки полезны для здоровья, пробуждают и развивают наблюдательность детей. Полезны различные увлечения, требующие или допускающие пребывание на воздухе, например садоводство, некоторые виды ремесла или искусства. При этом надо избегать всякого принуждения и давать полный простор стремлениям ребенка. Подростку необходимы также чтение художественной литературы, просмотры кинофильмов, посещение театра. Это и образование, и отдых. Все эти увлечения должны быть умеренными, иначе вместо отдыха возникает переутомление нервной системы.

Некоторые родители организуют малоспособным ученикам еще частные уроки, чтобы таким образом они лучше успевали в школе. Они обучают их музыке, несмотря на явное нежелание ребёнка и отсутствие таланта, допускают чрезмерное увлечение учащихся спортом, водят их прежде времени по театрам и т. д. Главная задача родителей помочь ребенку правильно распределить свое время, вызвать в нем интерес ко всем школьным занятиям, удержать от чрезмерного увлечения, если это будет в ущерб основным нагрузкам. Не следует навязывать детям такие внешкольные занятия, к которым у них нет способности и интереса. К сожалению, во многих семьях это не учитывается и подростки часто бывают слишком загружены всякими специальными занятиями (игра на рояле, скрипке, живопись и др.). У детей остается мало времени для прогулок, подвижных игр и спорта. Для таких занятий надо выделять 1-2 дня в неделю.

Вот примерный комплекс утренней зарядки для школьников.

Упражнение 1.

Ходьба на месте с одновременным похлопыванием рукой по поднимаемому колену. Продолжительность 20-30 с.

Упражнение 2.

Поднять руки вперед вверх, встать на носки и потянуться (вдох); опустить руки через стороны вниз (выдох). Повторить 4-6 раз.

Упражнение 3.

Присесть на носки, разводя колени в стороны (выдох); встать (вдох). Повторить 4-6 раз.

Упражнение 4.

«Насос». Ноги расставить на ширину плеч, руки на затылке. Наклониться вправо, одновременно правой рукой коснуться ноги ниже колена (выдох). Вернуться в исходное положение (вдох). То же влево. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 5.

«Собираем яблоки с высоких ветвей и осторожно кладем их у ног в корзину». Поднять руки вперед вверх, встать на носки, потянуться, «сорвать яблоко» (вдох), наклониться вперед, руки свободно опустить вниз, «положить яблоко в корзину» (выдох). Повторить 4-6 раз.

Упражнение 6.

Прыжки на месте. Повторить 6-12 раз. Перейти на ходьбу - 20-25 с.

Упражнение 7.

Развести руки в стороны (вдох) и опустить вниз (выдох).


Помимо зарядки, школьникам будет полезно заниматься гимнастикой. Наряду с осуществлением общеоздоровительных задач на занятиях развиваются основные двигательные навыки. В гимнастику входят общеразвивающие упражнения, а также обязательны специальные упражнения для предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия.

В упражнениях используют различные пособия: скакалки, гимнастические палки, мячи, ленты, применение которых очень разнообразит, оживляет занятия, способствует воспитанию ловкости, инициативы и других навыков. (6)

Санитарно-гигиенические условия

А к чему приводят нарушения санитарно-гигиенических правил и режима школьника? Лишь очень крепкие и выносливые от рождения дети не испытывают вредных последствий этих нарушений. У других детей в этих условиях могут развиться нарушение осанки, искривление позвоночника, близорукость. Так, неправильное положение ребенка на занятиях в школе и при подготовке домашних заданий, ношение учебников в портфелях и папках при слабости опорно-двигательного аппарата вызывают изменение осанки ребенка с развитием искривления позвоночника. Эти нарушения чаще возникают у детей, которые не занимаются физкультурой и спортом, а также у детей со сниженным зрением и слухом.

Для здоровья и правильного развития школьника необходимы хорошие санитарно-гигиенические условия и строгое соблюдение режима дня. Самая образцовая постановка дела в школе теряет смысл, если условия жизни в семье идут вразрез с требованиями гигиены. Если домашнее воспитание, уход и надзор поставлены неудовлетворительно, то дети приходят в школу, имея физические недостатки или они развиваются у них в первые годы учебы. Таким детям трудно учиться.

Рабочее место школьника

Родители, отдавая ребенка в школу, должны заранее позаботиться о детской рабочей мебели, которая должна соответствовать росту ребенка. Но даже имея идеально подобранную мебель, дети нередко сидят, низко склонившись к столу или отклонившись в сторону. На это следует постоянно обращать внимание, так как неправильное положение ребенка ведет к нарушению осанки, способствует возникновению близорукости и искривлению позвоночника.

Ребенка в школе обучают, как сидеть во время занятий. Дома можно повторять такие же задания. Обязательно нужно обращать внимание на основные ориентиры правильности посадки. Спина должна касаться спинки стула, предплечья до локтевого сустава лежать на столе, ноги - на перекладине или подставке, должны быть согнуты в коленном суставе под тупым или прямым углом. Стол удобен для занятий, если он на 2-3 см выше локтя ребенка, стоящего около стола.

Правильное расстояние от глаз ребенка до книги (тетради) проверить нетрудно: поставив руку на локоть, ребенок кончиками пальцев должен коснуться виска. Между грудью и столом должна свободно проходить ладонь. Книга при чтении должна быть наклонена под углом 45° и расположена на расстоянии не менее 30-40 см от ребенка. При правильном положении глаза ребенка должны быть на уровне большого пальца руки, поставленной на локоть.

Настольная лампа должна быть достаточной мощности (40-50 ватт), но не слишком яркой и находиться слева от ребенка и лишь в крайнем случае перед ним. Целесообразно также оставить включенным общий источник света комнаты. Это самые основные понятия об удобном и правильном занятии уроками. (1)

Предотвращение болезней

Для того чтобы предотвратить многие болезни необходимо закаляться. Границы выносливости ребенка на ранних этапах его развития ограничены, поэтому неблагоприятные условия могут сыграть отрицательную роль в развитии ребенка, превратив его в слабого, болезненного, даже если он родился здоровым. И. наоборот, ребенок, по тем или иным причинам слабый от рождения, при благоприятных условиях может развиваться нормально. Учитывая эти обстоятельства, необходимо с первых дней жизни ребёнка активно, а главное сознательно расширять и совершенствовать регуляторные механизмы по отношению к таким факторам, как холод, тепло, влажность, колебания атмосферного давления.

Научные исследования и врачебные наблюдения показали, что естественные факторы - температура воздуха, вода, солнечное излучение могут быть использованы для повышения защитных сил организма. Взаимосвязь организма с окружающей средой осуществляется рефлекторно, посредством широкой сети нервных окончаний - рецепторов, представленных во всех органах и тканях. Особенно богата ими поверхность тела. Рациональное использование естественных факторов природы в условиях меняющейся температуры принято называть закаливанием. Сущность закаливания прежде всего состоит в тренировке механизма терморегуляции. Систематическое воздействие различных температурных раздражителей укрепляет связь коры головного мозга с рецепторами кожи, совершенствуя тем самым peгуляторные механизмы, увеличивая диапазон функциональный возможностей, при которых сохраняется постоянство внутренней среды организма, необходимое для правильного развития.

Закаливание является надежным средством профилактики простудных заболеваний. Применять его можно в любое время года, однако лучше начинать в летний период и продолжать систематически в течение всего последующего времени. Невозможно закалить организм за несколько дней Закаливание надо проводить длительно с большой настойчивостью и терпением. Основными принципами системы закаливания являются регулярность, постепенность, строгая индивидуальность, при этом особая осторожность и внимание необходимы в отношении к физически ослабленным. Поэтому прежде чем начать систематическое закаливания нужно правильно оценить индивидуальные особенности и возможности школьника. Сделать это может только врач.

Приступая к закаливанию, следует помнить и строго выполнять гигиенические требования не только в отношении ухода за ребенком, но и помещения, где он находится. Осенью и зимой надо многократно, не менее чем по 10- 15 мин, проветривать комнату, а в период, когда ребенок находится на прогулке, хорошо провести сквозное проветривание. Непосредственно перед сном следует на 5-7 мин открывать форточку. Уборка детской комнаты должна проводиться влажным способом.

Категорически запрещается курить в помещении, где находится ребенок.

Нужно стремиться к тому, чтобы независимо от погодных условий ребенок как можно больше времени проводил на свежем воздухе.

Многие родители считают, что ребенок должен обязательно перенести некоторые болезни. Им даже кажется, что чем раньше он заболеет, тем легче будет протекать болезнь. Это далеко от истины! Ведь любая болезнь ослабляет детский организм, является помехой в его развитии и затрудняет воспитание ребенка.

Некоторые болезни можно предотвратить. В этом нет ничего сложного. Все меры предупреждения болезней просты и доступны каждой семье. Соблюдение гигиенических правил, режима, полноценное питание, разумное закаливание, систематические физические упражнения, занятия спортом, своевременные профилактические прививки и ограничение возможного контакта с инфекционными больными - вот почти полный арсенал средств, обеспечивающих здоровье и правильное развитие ребенка.

Предотвращение инфекционных заболеваний

Значение режима питания и закаливающих процедур велико, но недостаточно, чтобы предохранить школьника от инфекционных заболеваний. Детских инфекционных болезней много и, несмотря на систематическое снижение заболеваемости детей этими болезнями, многие из них до сих пор еще продолжают волновать родителей и врачей.

Для инфекционных болезней характерны наличие возбудителя (микробов или вирусов), возможность передаваться от больного к здоровому (заражение), принимая большое распространение, и способность вызывать в организме состояние невосприимчивости при повторном заражении (иммунитет).

Почти при всех детских инфекционных болезнях возбудители заболевания обитают на слизистых оболочках носа, зева, глотки и других верхних дыхательных путей (при кори, скарлатине, ветряной оспе, дифтерии, коклюше, краснухе, гриппе и других вирусных инфекциях).

При разговоре, кашле и чиханье вместе с каплями слюны и мокроты возбудители болезни рассеиваются в воздухе и при вдыхании их здоровый ребенок может заразиться. Такой путь заражения называется воздушно-капельным. Он является основным при передаче кори, краснухи, инфекционного паротита (свинки), ветряной оспы, гриппа, гриппоподобных болезней и коклюша. Возбудители этих болезней очень нестойки и быстро погибают в окружающей среде, поэтому заражение происходит только при встрече не болевшего ребенка с больным этой болезнью.

Возбудители болезней распространяются на разные расстояния от больного, например, при коклюше - до 2-3 м, а при кори и ветряной оспе возбудитель потоком воздуха может разноситься на десятки метров, рассеиваясь по всей квартире, этажу и даже на выше расположенный этаж дома. Несколько короче пути распространения гриппа, краснухи и паротита (в пределах одной или нескольких комнат или классов школы).

При скарлатине, дифтерии, дизентерии, натуральной оспе, туберкулезе возбудители могут длительное время сохранять жизнеспособность в окружающей среде. Поэтому заражение происходит не только непосредственно от больного, но и через вещи, на которые попали выделения больного, через белье, игрушки, посуду, а также через лиц, которые ухаживали за больным или имели с ним контакт, но не заболели (бациллоносители). Распространению этих инфекций во многом способствует несоблюдение личной гигиены взрослыми, ухаживающими за больными (если они не моют руки и не пользуются маской, не надевают халатов).

При малейшем подозрении на инфекционную болезнь в семье еще до прихода врача надо отделить больного от здоровых детей, предупредить окружающих о заболевании и как можно быстрее сообщить о болезни ребенка в школу, если заболевший посещал её. Всем этим можно оградить от заражения других детей и предупредить появление бациллоносительства и распространение болезни. По этим же причинам необходимо очень внимательно следить за состоянием школьников. При появлении кашля, насморка, повышенной температуры тела ребенка надо уложить в постель и вызвать врача. При всяком изменении настроения ребенка следует подумать о том, здоров ли он, внимательно осмотреть его и расспросить о жалобах.

В настоящее время детям широко проводятся профилактические прививки против многих инфекционных болезней (туберкулеза, полиомиелита, оспы, кори, коклюша, дифтерии, столбняка и др.). Прививки вызывают в организме ребенка невосприимчивость (иммунитет) к этим заболеваниям. В результате систематических прививок удалось снизить (в десятки раз) заболеваемость детей вплоть до почти полной ликвидации некоторых инфекционных болезней. У привитых детей инфекционная болезнь протекает, как правило, легко и почти не дает осложнений, что очень важно. Все профилактические прививки должны проводиться с участием родителей, иначе возможны ошибки с тяжелыми последствиями для детей.

Родители должны готовить детей к проведению прививок. Накануне и утром в день прививки обязательно измерить ребенку температуру тела, лично встретиться с врачом и рассказать о всех замеченных неполадках в здоровье и поведении ребенка, внимательно выслушать рекомендации врача в связи с проведенной прививкой и тщательно их выполнять. Особенно строго надо соблюдать сроки повторных прививок, так как без этого прививки будут малоэффективными, необходимо тщательно следить за состоянием ребенка после проведенной прививки и о появлении каких-либо нарушений своевременно сообщить врачу.

У школьников с проявлениями экссудативного диатеза, астматического бронхита, бронхиальной астмы, с непереносимостью некоторых видов пищи, а также перенесших недавно какое-нибудь заболевание или после контакта с не перенесенным ранее инфекционным заболеванием, при проведении прививок могут быть тяжелые реакции и даже осложнения. Поэтому обо всем замеченном надо сообщить врачу в день проведения первичной или повторной прививки. К сожалению, родители не всегда поддерживают постоянную связь с врачами школ, поэтому часто даже не знают о том, что ребенку сделана или назначена прививка. (4)

Здоровый, значит весёлый

Эти два понятия всегда стоят рядом. Здоровье кажется неполным, если ему не сопутствуют бодрое настроение, жизнерадостность, оптимизм. И это действительно так. Связь физического и психического здоровья наглядно проявляется у детей. Посмотрите на здорового ребенка. Глаза его, горят живым интересом ко всему происходящему, он улыбается, готов играть, бегать, веселиться. Бодрость, несомненно, рождается физическим здоровьем, нормальным течением всех физиологических функций организма. Но связь может быть и обратной, здоровье рождается бодростью.

Исследованиями последних лет доказано, что отрицательные эмоции играют огромную роль в формировании гипертонической болезни, стенокардии, сердечно-сосудистых катастроф. Врачебный опыт показывает, что у пассивных, мнительных, скептически настроенных школьников любое заболевание протекает тяжелее, труднее поддается лечению, длится дольше. Вот почему воспитание оптимизма, жизнерадостности, доброжелательности должно войти в круг забот о здоровье ребенка, о его счастье. (5)

Нервность школьников

Тревожась по поводу малейшего насморка или кашля ребенка, многие родители оставляют без внимания его неуравновешенность, дурные привычки, капризы, постоянное плохое настроение, иными словами - состояние его нервной системы. Причины возникновения детской нервности разные. Иногда она возникает еще до появления ребенка на свет, при неблагоприятных воздействиях, которые перенесла мать во время беременности.

Нервная система ребенка очень ранима. Тяжелые инфекционные заболевания, рахит, частые ангины, воспаление и увеличение небных, носовых миндалин (тонзиллит, аденоиды), болезни зубов, гельминтозы (заражение глистами) - все эти заболевания нарушают и психическое состояние. Дети тяжело переживают разлад в семье, болезни и потерю близких. Будет ли проявление нервности кратковременным или затянется надолго, станет оно ярко выраженным или незначительным, наконец, самое главное, вырастет ли из нервного ребенка нервный взрослый человек - это зависит от условий жизни. Можно смело утверждать, что во многих случаях невропатические проявления превращаются в серьезное заболевание только из-за дефектов воспитания, неправильного поведения окружающих взрослых.

Некоторые родители считают, что нервность вообще не может быть присуща ребенку. Видимо, они просто не представляют себе, как она проявляется. Нервные подростки отличаются тем, что впечатления, которые для здорового ребенка проходят бесследно, у них вызывают сильную реакцию. Неожиданно увидев, например, вспышку огня, услышав взрыв, выстрел, вполне здоровый ребенок может испугаться, а у нервного ребенка даже менее интенсивные раздражители вызывают различные ответные реакции: или он долго и громко плачет, или замолкает, начинает бояться всякого звука, шума. Нервные дети не скоро избавляются от испуга, помнят о происшедшем неделями, месяцами. Чувство страха угнетает ребенка, подавляет его активность, инициативу и нередко делает беспомощным. Нервные дети боятся оставаться одни в комнате, боятся дождя, грозы, сильного ветра, раскачивающихся деревьев. У них бывает страх при виде насекомых, животных и незнакомых людей. Нервные страхи следует отличать от характерных для детей настороженности и застенчивости, возникающих в необычной обстановке. Здоровый ребенок обычно всегда бывает в ровном, хорошем настроении, а если чем-либо и огорчается, то не без причины.

Нервные подростки то слишком веселы, возбуждены, много говорят, быстро и суетливо двигаются, то расстроены и даже угнетены, безучастны, вялы. Настроение у них быстро меняется, реакции, как говорят врачи, неадекватны (степень восторга или отчаяния не соответствует действительности). Такие дети могут сильно увлекаться и с успехом что-либо смастерить, нарисовать, но они так же быстро охладевают к предмету своих увлечений, и интенсивная деятельность сменяется бездеятельностью, они мало инициативны.

Черты упрямства, негативизма (стремление делать противоположное тому, о чем их просят) могут проявляться у всех детей, однако у здорового ребенка эти явления временны, незначительно выражены. У нервных детей упрямство и негативизм очень часто затягиваются надолго.

Здоровому школьнику присущи общительность, тяга к сверстникам, умение и желание быть среди товарищей, а нервные дети не легко находят свое место в коллективе. Они замкнуты, обидчивы, избегают общих игр. Им очень мешает неуверенность в себе: они боятся, что не справятся с порученным делом, получат плохую отметку, опоздают в школу. Для них тягостны любая перемена обстановки, любое переключение с привычного образа жизни на непривычный.

Самый тонкий показатель состояния нервной системы - сон. Нервные дети засыпают с трудом, сон их чуток и прерывист. Они часто вскрикивают, беспокойно ворочаются, их пугают страшные сновидения, они нередко вскакивают среди ночи. Не каждому нервному ребенку присущи все эти особенности, даже отдельные признаки нервности должны насторожить родителей. Надо стремиться как можно раньше их уловить и предотвратить формирование невропатических черт характера. (2)

Жизнерадостность

Как же сделать, чтобы ребенок был всегда жизнерадостным? Для этого отнюдь не требуется с утра до вечера веселить и развлекать его. Надо, чтобы он сам учился находить в окружающей обстановке радость, умел извлекать интересное из повседневного, обыденного, все, что он делает, делал бы с удовольствием.

Едва ли не решающее значение в формировании такой черты характера имеет окружающая обстановка. Если дух жизнерадостности, оптимизма, доброжелательности царит в семье, то и ребенок растет общительным и веселым.

Обращайте внимание школьника на все интересное, приятное, веселое, а не только на опасное или нежелательное. Иногда говорят: он все равно не боится. Но если не боится, тогда запугивание становится бессмысленным, а если боится - жестоким и вредным.

Пугливость

С повышенной пугливостью необходимо бороться настойчиво, терпеливо, осторожно. Ребенка, который боится спать без света, надо приучать к темноте, постепенно уменьшая освещение, используя ночник или слабый свет из соседней комнаты.

Если ребенок боится оставаться один в комнате перед сном, пусть кто-либо из взрослых вначале садиться около него, потом располагается где-нибудь в отдалении, позднее под каким-либо предлогом на время выходит из комнаты. (4)

Самостоятельность школьника. Общение со школьником

Очень важно воспитывать у детей самостоятельность. Никогда не делайте за ребенка то, что он может и должен сделать сам! Почаще давайте ему какие-либо посильные поручения и следите, чтобы они были выполнены. Похвалите за хорошее выполнение.

Тон разговора с каждым школьником (а с нервным тем более) должен быть всегда ровным, спокойным. Будьте одновременно мягки и решительны: считаясь с особенностями ребенка, не уступайте любому его капризу. Пока ребенок возбужден, всякое вмешательство бесполезно и может только усилить его упрямство. Но как только он успокоился, необходимо разъяснить ему недопустимость такого поведения. Терпение, ровное обращение и спокойствие всегда приводят к положительным результатам.

Врачи и педагоги возражают против чрезмерного заласкивания детей. Заласканный, изнеженный ребенок растет болезненным, плохо подготовленным к жизни, к преодолению трудностей. Но это не значит, что со школьниками надо быть строгими. Теплота родительской любви необходима каждому ребенку.

Он должен чувствовать, что его любят, им дорожат, с ним считаются. Уважайте в подростке личность! Ребенок, выросший в атмосфере любви, будет и сам эмоционально богаче, способнее на проявление чуткости и внимания к другим людям.

Очень важно, чтобы в семье соблюдался распорядок дня. Разумный, устоявшийся ритм труда, отдыха, питания, сна создает наиболее благоприятные условия для организма, и в том числе для нервной системы. Режим - лучшее средство предупреждения нервности и борьбы с ее проявлениями, воспитания организованности, собранности.

В арсенал воспитательных средств обязательно должно войти закаливание. Оно благотворно действует на нервную систему, повышает общий тонус, создаёт ощущение бодрости. «Холодная вода - мимолетная радость», - говорил замечательный польский педагог и детский врач Януш Корчак. Пусть школьник получает эту радость, привыкает искать ее. Нужно, чтобы как можно больше времени ребенок проводил на свежем воздухе. Ходите с ним на лыжах, коньках и т.д.

Известное педагогическое правило: на школьника гораздо больше действует не то, что говорит учитель, а то, что он делает. Реже прибегайте к назиданиям и окрикам, больше всего стремитесь создать школьнику правильные условия, показывайте ему пример жизнерадостности, оптимизма, уравновешенности.

Здоровая нервная система, бодрость, оптимизм - одно из важнейших условий гармоничного развития человека! (1)

Одежда и обувь школьника

Так же важным фактором здоровья школьника является его одежда и обувь. Одежда подростка, независимо от сезона, меньше должна зависеть от моды и должна соответствовать требованиям гигиены - быть удобной, просторной и достаточно проницаемой для кожных испарений.

У мальчиков при рациональном воспитании добиться соблюдения всех правил сравнительно нетрудно. Гораздо хуже дело обстоит с девочками. Стремление следовать моде ставит иногда перед родителями весьма нелегкую задачу. К сожалению, в большинстве случаев родители явно потворствуют этим склонностям дочерей, особенно если еще не сложившийся 15-16-летний подросток неграциозен. Вместо того чтобы дать полный простор природе, матери пытаются исправить ее мнимые промахи, при этом чаще всего главное внимание уделяют талии, которую всячески стягивают, очень вредно для развития скелета девочки - будущей матери.

Обувь подростка должна быть во всех отношениях удобной и легко проницаемой для кожных выделений. Подростки иногда стыдятся своих больших и полных ног и стараются замаскировать этот недостаток модной тесной обувью. В результате нарушаются походка, форма пальцев и всей стопы, появляются болезненные мозоли. (6)

4. Исследование здоровья учащихся МОУ СОШ №2

По результатам исследования характерных заболеваний учеников в своей школе, я составила таблицу.

Заболевания

Причины возникновения

Профилактика

1. Диффузный зоб.

Дальний восток является районом катастрофической нехватки йода; низкое потребление морепродуктов; не правильное питание.

Употребление продуктов, содержащих йод; питание, соответствующее правильному режиму дня.

2. Заболевания опорно-двигательной системы (сколиоз, остеохондроз).

Неудобная мебель; неправильная посадка на стуле; малоподвижный образ жизни; неправильное питание (употребление чипсов и газированных напитков, способствующих выведению белка из организма).

Занятия спортом; утренняя зарядка; употребление полезных продуктов питания, содержащих кальций; правильный режим дня.

3. Заболевания органов зрения (близорукость, дальнозоркость).

Долгое время провидения за телевизором, компьютером; невозможная постановка парт в кабинетах; наследственность.

Почасовая зарядка для глаз; употребление продуктов питания, содержащих белки, жиры, углеводы.

4. ЖКТ.

Низкий процент обследования; девушки соблюдают строгие диеты; школьники часто не завтракают, едят в сухомятку; частое употребление газированных напитков (Кока-кола).

Употребление продуктов питания, содержащих белки, жиры, углеводы; правильный режим дня.

5. Заболевания нервной системы.

Родовая травма; наследственность; частые стрессы и переживания; употребление алкогольных напитков; курение.

Наблюдение у специалиста; правильный режим дня; занятия спортом; правильное питание.


Среди учащихся колледжа, мной был проведён соцопрос. Студенты отвечали на следующие вопросы:

Анкета:

1. Правильно ли вы питаетесь?

Класс

Да

Нет

2-ой «б»

85%

15%

5-ый «а»

57%

43%

10-е

25%

75%

. Сколько времени проводите за…

уроками

компьютером

телевизором

Класс

Время за уроками

Время за компьютером

Время за телевизором


30-50 мин.

1 час

2часа и более

20-30 мин.

1-3 часа

4часа и более

1 час

2-3 часа

4часа и более

2-ой «б»

60%

20%

20%

35%

55%

10%

35%

30%

35%

5-ый «а»

30%

27%

43%

35%

52%

13%

22%

43%

35%

10-е

18%

57%

25%

33%

50%

17%

-

67%

33%


По показателям этой таблицы видно, что дети из 2-ого класса уделяют урокам достаточное количество времени, так как в их возрасте много заниматься, не рекомендовано. Остальные же классы занимаются уроками не удовлетворительное количество времени. Эти показатели говорят о том, что только в младших классах родители следят за выполнением домашнего задания, а в старших очень редко.

Я считаю, что в целом, время провидения за компьютером удовлетворительное, хотя и есть ребята, которые находятся за ним долго. Школьники любого возраста играют в компьютерные игры, «сидят» в Интернете и это не так легко изменить.

Телевизор - это такая бытовая вещь, которая есть у всех, в отличие от компьютера. Телевизор всегда находится перед глазами и если школьнику не чем заняться, то он идёт его смотреть. В этом случае, большинство учеников смотрят телевизор 2-3 часа.

. Сколько времени вы гуляете и как часто?

Класс

Часто

Редко

2-ой «б»

65%

35%

5-ый «а»

74%

26%

10-е

75%

25%


Эта таблица показывает, что большинство школьников гуляют часто. Я думаю, что это характеризуется чистой природой, огромным количеством растений и безопасностью нашего городка. Остальные ребята, которые гуляют редко либо не имеют друзей, с которыми можно гулять, либо у них такой характер, они домоседы.

. Занимаетесь ли вы физкультурой и спортом? Как часто?

Класс

Часто

Редко

Никогда

2-ой «б»

55%

10%

5-ый «а»

57%

43%

-

10-е

25%

42%

33%


По показателям этой таблицы отличился 5-ый класс. Голоса ребят разделились, они все занимаются спортом, но не всегда. К сожалению, во 2-ом и 10-ых классах есть ученики, которые никогда не занимаются спортом, а если они и занимаются, то очень редко. Занимаются ребята спортом или нет, всё зависит от их желания иметь крепкое здоровье.

. Посещаете ли вы лечебные учреждения в профилактических целях?

Класс

Да

Нет

2-ой «б»

10%

90%

5-ый «а»

83%

17%

10-е

58%

42%

Я думаю, что многие второклассники, просто не думают или не помнят, когда они посещали врача. Они ведь ещё маленькие, об этом думают их родители. 5-ый и 10-ые классы посещают доктора только из-за того, что у кого-то плохое зрение или больные зубы. И несколько человек ездят в санатории. Такая низкая посещаемость профилакториев, объясняется тем, что школьники живут нормально, пока у них, что-нибудь не заболит.

. Как вы оцениваете свое здоровье?

Класс

Отличное

Хорошее

Плохое

2-ой «б»

5%

90%

5%

5-ый «а»

70%

30%

-

10-е

25%

58%

17%


Я считаю, что не все ребята отвечали на этот вопрос честно. Можно думать, что у тебя отличное здоровье и не разу не быть у врача. Никто не застрахован от различных заболеваний. Но есть и те ученики, которые действительно думают, что их здоровье плохое, значит на это, есть какие-то причины. К счастью, среднее количество школьников ответили, что их здоровье хорошее.

. Считаете ли вы ваш образ жизни правильным?

Класс

Да

Нет

Средне

2-ой «б»

95%

5%

-

5-ый «а»

57%

39%

4%

10-е

17%

66%

17%


Так как во втором классе учатся маленькие дети, у которых нет вредных привычек, они считают свой образ жизни правильным и это им свойственно. 5-ый класс ответил на вопрос позитивно, впрочем, как и на остальные, но уже не так, как 2-ой. 10-ые классы, в которых учатся взрослые молодые люди, ответили честно. Самое главное, чтобы все они задумались о том, как исправить свой образ жизни в лучшую сторону.

. Хотите ли вы что-то изменить в своем образе жизни? Что?

Класс

Да

Нет

Что изменить

2-ой «б»

70%

30%

Привить интерес к спорту.

83%

17%

Питание, режим дня, привить интерес к спорту.

10-е

83%

17%

Здоровье в целом, питание, режим дня, привить интерес к спорту.


Все классы хотят что-то изменить в своём образе жизни, а значит изменить своё здоровье в лучшую сторону.

Я считаю, что в целом здоровье учеников в моей школе нормальное. Есть такие ребята, у которых имеются заболевания от рождения, например, близорукость, но они регулярно обследуются у врачей.

Но больше всего меня обрадовали положительные ответы школьников. Ребята отвечали честно. В их ответах было отражено желание быть здоровыми. Все они понимают, что своё здоровье могут сберечь только они. А я очень надеюсь, что все школьники будут стараться жить в гармонии со своим здоровьем!

5. Заключение

Здоровье - это очень сложный для изучения фактор. Когда я проводила исследования, составляла таблицы, то поняла, что это очень сложно.

Ученые доказали, что на здоровье человека влияют следующие факторы: Образ жизни - 49%

Генетика - 18%

Внешняя среда - 17%

Здравоохранение - 8%

Другие - 8% (Приложение №3)

Образ жизни является главным фактором, определяющим здоровье школьников. Но большинство современных детей и подростков ведут его неправильно, несмотря на то, что это единственный фактор, на который они могут повлиять. Режим дня, питание, занятия спортом и т.п., всё это входит в образ жизни. Мы строим свой образ жизни сами и только для себя, а следовательно строим и собственное здоровье.

Генетика, является тем фактором, на который мы не можем повлиять. Тот генетический склад, который передался нам от родителей, никак не изменишь. Таким образом, следует наблюдать за прогрессированием врождённых заболеваний и обращаться к специалистам.

В наше время, внешняя среда находится в средне-критическом состоянии: загрязнённый воздух, выбросы промышленных отходов в реки и озёра, вырубка лесов. Всему этому способствует человек, но для того, чтобы восстановить природу нужно много времени и денежных средств. Правительство РФ делает всё возможное для того, чтобы сохранить природу. А нам, школьникам и вообще всем людям следует стараться, хотя бы не мусорить, вокруг себя. Если каждый человек будет заботиться об окружающей среде, то государству будет легче сохранять природу.

Здравоохранению нашей страны катастрофически не хватает докторов узкой специализации. Например, Хабаровский край нуждается во врачах-педиатрах, кардиологах, нейрохирургах. В стране есть хорошие доктора, но их мало, а ещё существуют недобросовестные врачи, которые делают свой «не нужный» вклад в развитие здравоохранения. В связи с такими показателями, уменьшается количество людей, обследовавшихся в больницах, а, следовательно, и здоровых людей.

Из всех моих исследований, следует один вывод. Несмотря на то, что здоровье очень трудно сохранить, всем людям следует соблюдать правильный образ жизни и беречь природу, то есть жить не во вред себе!

Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но, чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

Спроси себя: готов ли ты к работе -

Активно двигаться и в меру есть и пить?

Отбросить сигарету? Растоптать наркотик?

И только так - здоровье сохранить?

Взгляни вокруг: прекрасная Природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Планете всей Здоровье сохранить!

Д. Тухманов

6. Список литературы

1. М.Я. Студеникин «Книга о здоровье детей» 1982 г.

2. Б.З. Вульфов, И.В. Гребенников «Мир детства. Подросток» 1989 г.

3. #"650186.files/image001.jpg">

Приложение №2

Значение питания для детей и подростков.

Приложение №3

Факторы, определяющие индивидуальное здоровье.


Приложение №4

Правильное питание.


Приложение №5

Пирамида правильного питания.


Приложение №6

Вредные для здоровья продукты питания.



Приложение №7.

Навыки сохранения зрения и его коррекция.

Упражнение 1 «Метка на стекле»

Ребенок в очках или без очков (соответственно рекомендации врача) становится у окна на расстоянии 25-30 см от оконного стекла. На стекле на уровне глаз ребенка крепится круглая метка диаметром 2-3 мм красного цвета. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, ребенок намечает какой-либо предмет для фиксации. Затем поочередно (по 10 сек) переводит предмет взор то на метку, то на этот предмет. Продолжительность каждого упражнения 5-7минут.

Упражнение 2

Ребенок в назначенных ему очках или без них (по рекомендации врача) становится у стены с ракеткой в руках. Ракетка может быть изготовлена родителями из плотного картона, фанеры размером примерно 20 на 10 см. На верхнем крае ракетки прикрепляется рисунок диаметром 5-10 мм (машинка, звезда, елочка и др.) На линии взора, примерно в 3-5 метрах от ребенка, располагается такая же картинка, только в 3-5 раз большего размера. Ребенок взором фиксирует картинку на ракетке, которую держит в руке на расстоянии 30-35 см от глаз, затем поочередно переводит взор то на картинку, нарисованную на ракетке, то поверх ракетки на картинку, расположенную в 5 метрах от него. Упражнение проводится 1-2 минуты ежедневно, кроме выходных дней в течение 1,5-2 месяцев весной и летом.

Упражнение 3 Для глазных мышц

1. 5-10 кратные движения глазными яблоками вправо, влево, вверх, вниз и круговые движения в одну и другую сторону, Эти упражнения можно проводить как с открытыми , так и с закрытыми глазами. 2. Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 секунд. 3. Быстро моргать в течение 1-2 минут. 4. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды, поставить палец руки средней линии лица на расстоянии 30 см от глаз и перевести взгляд на конец пальца, смотреть на него 3-5 секунд, затем опустить руку. Повторить 10-12 раз.


Приложение №8

Корригирующие упражнения для кругло-вогнутой спины.

1

2

3


Корригирующие упражнения для круглой спины.

2

3

4

5

6


Корригирующие упражнения для плоской и плоско-вогнутой спины.

1

2

3

4

5

6


7



Корригирующие упражнения для профилактики сколиозов.

1

2

3

4

5

6


7



Похожие работы на - Здоровье школьников: проблемы и пути решения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!