Педагогические проблемы воспитания и просвещения родителей по здоровьесбережению школьников

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,01 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Педагогические проблемы воспитания и просвещения родителей по здоровьесбережению школьников















Тема: Педагогические проблемы воспитания и просвещения родителей по здоровьесбережению школьников

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические аспекты просвещения родителей по здоровьесбережению школьников

.1 Здоровье школьников как социально-педагогическая проблема

.2 Исторический аспект проблемы санитарно-гигиенического воспитания родителей

.3 Содержание процесса воспитания и просвещения родителей по здоровьесбережению школьников

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию воспитания и просвещения родителей по здоровьесбережению школьников

.1 Организация опытно-экспериментальной работы в школе № 75 города Оренбурга

.2 Педагогические условия процесса воспитания и просвещения родителей по здоровьесбережению школьников

.3 Результаты мероприятий, проводимых в школе № 75 по здоровьесбережению школьников

Выводы

Список используемой литературы

Введение

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что сохранение и укрепление здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических ситуациях является важнейшей проблемой, так как дети определяют будущее страны, а решение данной проблемы обеспечивает сохранение генофонда нации, повышение научного и экономического потенциала общества.

За последние годы в России произошло качественное ухудшение здоровья детей и школьников. Уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей приобретают хронические заболевания и только один ребенок из трех остается здоровым.

По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим. При этом реализация здоровьесберегающих стратегий не возможна без выработки единого подхода системы образования и семьи как институтов, обеспечивающих процесс социализации личности ребенка, к построению этого процесса.

Необходимость соблюдения принципа единства направленности педагогического воздействия и разработки единых требований и действий обусловливает и определяет важность взаимодействия семьи и школы при решении задачи сохранения психического, физического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Поиск новых методов организации взаимодействия школы и семьи, в том числе и по вопросу создания условий, обеспечивающих сохранение здоровья школьников, в последнее время идет достаточно активно.

В современной педагогической литературе представлены разнообразные направления и формы работы с семьей, однако механизм педагогического взаимодействия взрослых участников образовательного процесса практически не затрагивается.

При реализации системы взаимодействия педагогов и родителей возникают проблемы, связанные с тем, что большая часть родителей оказывается не готовой к новым формам сотрудничества с педагогами в решении вопросов социального и личностного становления школьника. Это связано с несформированностью их мотивации, то есть внутреннего родительского интереса и потребности в формировании у детей знаний, умений, навыков в определенных видах и областях деятельности, в том числе и в ведении здорового образа жизни.

Таким образом, противоречие между необходимостью повышения культуры здоровья всех субъектов образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), формирования у них сознательного отношения к здоровью, с одной стороны, и недостаточной разработанностью педагогических условий усиления эффективности взаимодействия семьи и школы в решении поставленных задач, с другой стороны, подтверждает актуальность нашего исследования и определяет его основную проблему: выявление и обоснование организационно-педагогических условий и содержания педагогического просвещения родителей по вопросам охраны здоровья детей как компонента здоровьесберегающей деятельности школы.

Объект исследования: деятельность общеобразовательной школы № 75 по педагогическому просвещению родителей в процессе здоровьесбережения детей.

Предмет исследования: процесс педагогического просвещения родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Цель исследования - выявить и обосновать систему организационно-педагогических условий и содержание педагогического просвещения родителей по вопросам педагогической профилактики здоровья школьников.

Задачи исследования:

выявить основные организационно-педагогические условия формирования педагогической просвещенности родителей о здоровьесбережении детей;

определить содержание педагогического просвещения родителей по вопросам формирования культуры здоровья и здоровьесбережения детей;

экспериментально обосновать модель построения педагогического просвещения родителей по проблемам охраны здоровья детей.

Изучение будет производиться на основании материалов периодической печати, учебной литературы, монографий, ресурсов Интернета.

Глава I: Теоретические аспекты просвещения родителей по здоровьесбережению школьников

.1 Здоровье школьников как социально-педагогическая проблема

Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.

На современном этапе развития общества реформирование системы образования является необходимым условием обеспечения эффективности социально-экономических и культурных преобразований.

Одним из перспективных направлений развития образования является разработка методик обучения, способствующих не только решению образовательных задач, воспитанию личностных качеств и гармоничному физическому развитию, но и развитию индивидуальности учащихся. Педагогика индивидуальности как наука представляет применение принципов психологии к практике жизнедеятельности человека и образуется на стыке психологии (так как изучает закономерности и механизмы развития индивидуальности) и педагогики (так как изучает управление развитием индивидуальности, средства и методы ее формирования). Средства физического воспитания являются важным звеном в системе образования.

Важность оптимизации физического воспитания в начальной школе трудно переоценить, поскольку в данном возрасте закладывается фундамент всего дальнейшего образования. В настоящее время существует большое количество методик физического воспитания детей, основанных на различных методологических подходах (развивающее, природосообразное обучение и т.д.), особенно в начальной школе. Однако они требуют изменения организации не только уроков физической культуры, но и всего учебно-воспитательного процесса в школе. Учитывая недостаточную материально-техническую обеспеченность большинства школ города, недостаток квалифицированных кадров и характер финансирования школьного образования, оптимизация физического воспитания младших школьников на данный момент возможна в основном в рамках действующих организационно-методических условий обучения.

Таким образом, существует противоречие между современными условиями и требованиями к организации и содержанию физического воспитания учащихся младших классов.

Здоровьесберегающая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Оптимизация исключает гиперболизацию отдельных методов, приемов и средств деятельности, способов обучения и воспитания, преувеличение роли шаблонных, трафаретных методических разработок, которые не учитывают конкретных условий и возможностей субъектов образования; она ведет к творческому обоснованию здоровьесберегающего педагогического процесса на его научной основе; к поиску наилучших технологических вариантов. Идея оптимизации обязательно предполагает устранение перегрузки учащихся и учителей работой, требует обеспечения оптимального уровня трудности оптимального варианта освоения учебного материала, темпа обучения и воспитания, объема самостоятельной работы, оптимального сочетания трудовой деятельности и отдыха.

Оптимальность является таким принципом, который предъявляет требования рациональности, разумности, чувства меры в применении всех принципов научной организации труда. Он не противоречит закономерностям функционирования технологии, а, напротив, конкретизирует ее важные психолого-педагогические стороны. Оптимизация условий сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса не представляет собой какой-то особый технологический метод и прием. Это целенаправленный подход к построению здоровьесберегающей системы образования на основе закономерностей и принципов обучения и воспитания, сознательный научно обоснованный (а не стихийный, не спонтанный) выбор наилучшего варианта построения учебно-воспитательного процесса в целом.

Основными критериями оптимизации функционирования здоровьесберегающей системы образования могут быть:

эффективность и качество решения образовательно-воспитательных задач с учетом поставленной цели - качественных, диагностируемых и проверяемых характеристик здоровья субъектов образовательного процесса;

оправданные затраты времени учащихся и учителей на достижение намеченных результатов;

доступные затраты усилий учащихся и учителей на достижение намеченных результатов за отведенное время.

Отмеченные критерии предусматривают ряд взаимосвязанных действий руководства, педагогического коллектива и каждого в отдельности учителя школы:

комплексное планирование наиболее важных задач воспитания, образования и развития на основе их рационального сочетания;

конкретизацию задач, касающихся здоровьесберегающей системы образования и функционирования культуры здорового образа жизни учащихся;

выбор оптимального варианта распределения программного материала и логической последовательности его освоения;

определение оптимального объема и сочетания психофизических и физических нагрузок с учетом общей работоспособности и условий научной организации учебной деятельности;

выбор наиболее рациональных методов и средств управления учебной и внеучебной деятельностью учащихся и учителей, осуществления ее контроля, коррекции и мотивационной поддержки;

создание благоприятных условий и морально-психологического климата в учебном заведении и многое другое.

Несмотря на высокую степень упорядоченности и жесткости, технологическая система предполагает не шаблоны, а варианты, выбор и реализация которых зависит как от личности директора школы, условий конкретного образовательного учреждения, так и от личности каждого учителя. Необходимо лишь соблюдение перечисленных принципов и учет сущностных характеристик здоровьесберегающих образовательных технологий. Усвоение их должно сделать очевидным открытый характер технологической схемы, служить фундаментом для творческой деятельности педагогов, ибо научно-концептуально обоснованная здоровьесберегающая технология - наиболее перспективное направление и надежный фундамент для формирования нового взгляда на систему образования в целом.

1.2 Исторический аспект проблемы санитарно-гигиенического воспитания родителей

Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предысторию.

Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р. Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия».

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем, несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели:

. В учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.

. Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.

. Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

Страсбургская конференция 1990 г. решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) одобрила создание так называемых «школ здоровья» для реализации разработанной в середине 1980-х гг. новой, более расширенной, модели здоровьесбережения. В нее вошли: служба питания с расширенным ассортиментом здоровой пищи, проведение мероприятий по физическому воспитанию подрастающего поколения и «служба здоровья персонала школы» с привлечением родителей и помощи широкой общественности.

За прошедшее время в этом проекте приняло участие более 500 школ из 40 государств и эта сеть непрерывно расширяется. В нее уже вошли многие образовательные учреждения Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Германии и других стран.

В России образовательные учреждения, получившие статус «школы здоровья», работают сегодня в республиках Башкортостан, Татарстан и Карелия, в ряде городов и областей России. Однако, несмотря на большой накопленный опыт, отлаженной универсальной системы осуществления здоровьесбережения, а так же критериев его оценки до сих пор нет, как нет и соответствующей Правительственной программы. Ежегодно проводимые в стране конкурсы «Учитель года» показали, что нет единых понятий о здоровьесбережении не только в теории, но и в практической педагогике: члены жюри и конкурсанты по-разному понимают, что такое здоровьесбережение. Так что каждой школе, которая начинает работать в здоровьесберегающем эксперименте, предстоит проделать большую работу от постановки проблемы и выработки собственной концепции до ее реализации. И быть готовой, что надеяться на поддержку извне не придется. Надо изыскивать собственные возможности и ресурсы. Тем более что отсутствие полноценного гражданского общества, недостаточно высокий уровень личной культуры населения, приоритеты родителей обусловили передачу некоторых функций общества и семьи государству и были им делегированы школе как важнейшему социальному институту.

1.3 Содержание процесса воспитания и просвещения родителей по здоровьесбережению школьников

Цель процесса воспитания и просвещения родителей по здоровьесбережению школьников - повышение активности родителей, систематизация имеющихся у них знаний, вооружение практическими приемами работы с детьми.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.

Очевидна важность совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества школы и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог школьного учреждения в этом случае выступает как учитель детей и партнер родителей. От правильного выбора форм работы школьных учреждений с семьей зависит как характер, так и результативность контактов между педагогами и членами семьи. Наиболее эффективными они будут при условии, когда взаимоотношения строятся на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования. Это предъявляет каждой из сторон определенные требования. В целом их можно сформулировать как желание и умение взаимодействовать и уважать друг друга.

Педагогическая просветительская работа должна строиться согласно программе. Осуществление просветительской педагогической работы предполагает ознакомление родителей с новаторскими идеями в области педагогики и психологии.

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. В школе каждый педагог считает своим долгом в ходе образовательных уроков непременно использовать физкультурно-оздоровительные минутки, эффективно влияющие на укрепление здоровья обучающихся и продуктивность самих занятий.

В начале учебного года, с самых первых дней педагог, школьный психолог, совместно с родителями обучающихся начальных классов отслеживают адаптацию детей.

Так же рекомендуется для просвещения родителей школьников по вопросам здоровьесбережения детей проводить в школах следующие мероприятия:

адаптационные занятия;

индивидуальные и групповые встречи психолога с родителями;

ежедневно зарядка до уроков;

весёлые старты (для 2 - 4 классов каждую четверть);

родительские собрания по параллелям по темам:

а) формирование культурных навыков и привычек ребёнка в семье (круглый стол)

б) физическое развитие и воспитание ребёнка;

в) забота родителей о здоровом питании ребёнка в школе и дома.

беседы и конкурсы «Здоровое питание», «Наша любимая столовая», «День хорошего поведения в столовой»; «Овощи и фрукты - полезные продукты» и др.;

классные часы совместно с родителями учеников на различные темы по здоровьесбережению детей («Береги глаза», «Осанка человека - залог его здоровья» и др.).

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию воспитания и просвещения родителей по здоровьесбережению школьников

здоровье школьник социальный родитель

2.1 Организация опытно-экспериментальной работы в школе № 75 города Оренбурга

Вопросы здоровьесбережения занимали педагогов во все времена. Но особенно они актуальны теперь, когда школу называют не только «школой знаний», но и «школой болезней». Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. К сожалению, на снижение здоровья детей влияет и школьный фактор: отсутствие удобной современной мебели, не всегда соответствующее возрастной гигиене расписание, конечно же, перегрузки программ и многое другое.

Оренбургское МОУ «Начальная общеобразовательная школа №75» находится в городе Оренбург, ул. С. Лазо, 7. Миссия школы: «Образование не для школы, а для жизни». Дети в школе учатся в 2 смены: с 8.00 до 13.00 и с 13.00 до 18.00. Есть группы продленного дня, работающие с учениками первой смены, а так же различные секции и кружки, работающие как с утра, так после обеда. В школе с учениками проводятся различные мероприятия, работает школьный психолог, социальный педагог. Так же администрацией школы для учеников проводятся экскурсии и мероприятия для дополнительного образования учеников на различные темы. Многие мероприятия проводятся совместно с родителями детей и направлены так же на их просвещение.

Цель школы № 75 - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.

Очевидным становится вопрос: «Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?».

Одним из ответов на этот вопрос стала востребованность в школе № 75 программ по оздоровлению и укреплению здоровья школьников.

Школа № 75 работает по здоровьесбережению с сентября 2005 г., когда начался эксперимент «Школа содействия здоровью на основе физической культуры и новых образовательных и воспитательных технологий». Цель работы определяется следующим образом: создание комфортной среды для развития творческих способностей каждого ребенка.

Основной задачей определяется не только формирование у учащихся системы знаний учебных дисциплин, но и содействие социализации выпускников средней общеобразовательной школы в сложных и динамично меняющихся условиях современной действительности. Личностно-ориентированная педагогика направлена на развитие у каждого ученика качеств, необходимых для его успешной самореализации. Проблемная экология, социальная напряженность, размывание нравственных ценностей части социума усложняют традиционные задачи школы. Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным.

Коллектив школы, ставя перед собой задачу создания здоровьесберегающей среды, исходил из того, что на сегодняшний день существует множество различных здоровьесберегающих моделей общеобразовательных школы. Универсальная модель здоровьесбережения отсутствует; не только в теории, но и в практической деятельности не отработаны единые критерии здоровьесбережения. Актуальность проблемы породила повальное увлечение созданием школ здоровья, однако обычные средние общеобразовательные школы не имеют условий для создания модели этого типа: нет соответствующих средств, отсутствуют квалифицированные кадры, в том числе и медицинские, не хватает помещений и оборудования для развития медицинского компонента такой школы, попытки решения этих проблем за счет привлечения средств родителей нарушают принципы бесплатности и доступности образования.

В течение 5 лет ведется работа над реализацией классной образовательно-воспитательной программы, направленной на здоровьесбережение учащихся. Программа построена на сотрудничестве учителя, родителей, медицинских работников, учителя физкультуры, психолога и социального педагога.

Цель программы: сохранение и укрепление состояния здоровья детей, формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

В программу включены следующие блоки:

организация и проведение диагностических мероприятий;

организация учебной деятельности;

организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для учащихся;

формирование у учащихся системы знаний о здоровьесбережении.

Чтобы эта работа была рациональной, необходимо хорошо знать здоровье детей, следить за изменениями в состоянии их здоровья, видеть проблемы, поэтому школа 3 раза в год проводит мониторинг состояния здоровья учащихся (стартовая, текущая, финишная диагностика).

Мониторинг проводится по трем направлениям:

физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров, двигательная активность);

психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных процессов, самооценка);

социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности).

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне не менее важна правильная организация учебной деятельности.

Одним из условий правильной организации учебного процесса является обеспечение гигиенических условий. В 1-х классах перед началом учебного года совместно с администрацией школы и родителями продумывается и создается интерьер класса. Картины, комнатные растения, цветовая гамма класса вызывают положительные эмоции, позитивно влияют на психику учащихся. В первый день каждой четверти рассаживают детей, принимая во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Пересаживание исключает и одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски.

Поскольку основной «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы учителя, поэтому при проведении урока всегда придерживаются правил здоровьесбережения.

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья учащихся не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Одним из важнейших условий рациональной организации обучения в школе № 75 считается обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Чтобы удовлетворить двигательную потребность учащихся в течение всего учебного дня, прежде всего, обязательно проводится утренняя зарядка перед началом уроков, которая помогает школьникам активно включаться в работу с утра, воспитывает волевые качества характера. Удовлетворить двигательную потребность учащихся также позволяют игровые перемены, уроки физической культуры, игры на свежем воздухе во время группы продленного дня, посещение бассейна, спортивных секций и кружков.

Для профилактики простудных заболеваний в классах проводится фототерапия и витаминизация, дети делают точечный массаж.

В целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья проводится психофизическая тренировка. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видах дыхательных упражнений.

Знания о здоровьесбережении учащиеся получают на уроках здоровья, цель которых - научить детей быть здоровыми. Уроки здоровья состоят из следующих курсов: «Гигиена школьника», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Разговор о правильном питании», «Экология», «Этикет».

Курс «Гигиена школьника» - учащиеся ведут «Дневники здоровья», в которых отмечают (сначала с помощью родителей, а затем - самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем. При характеристике данных самонаблюдения используются следующие показатели: самочувствие, настроение, сон, аппетит. В конце каждой четверти Дневники здоровья собираются классными руководителями, просматриваются и делаются соответствующие выводы о здоровье учащихся, которые доводятся до родителей.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» - программа курса предназначена для формирования у учащихся сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений по распознанию и оценке опасных ситуаций, определять способы защиты от них, а также ликвидировать их негативные последствия и уметь оказывать само- и взаимопомощь в доступном для детей в соответствии с возрастом объеме. Благодаря этому курсу, в течение последних пяти лет с учениками не случалось никаких чрезвычайных ситуаций, опасных для здоровья.

Курс «Разговор о правильном питании» - одним из важных условий, благоприятствующих нормальному росту школьника, укреплению его здоровья, а значит, успешному обучению, является рациональное питание. Программа «Разговор о правильном питании» не только интересна сама по себе, но и полезна для детей, так как далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о необходимости правильного питания. К окончанию обучения по этой программе у школьников сформировались представления о необходимости заботы о своем здоровье и в первую очередь о важности правильного питания.

Курс «Экология» - хорошее здоровье во многом зависит от благоприятной экологической обстановки. Поэтому курс «Экология» является одним из составляющих звеньев Уроков здоровья.

В данном курсе используется метод проектов. Одним из таких проектов явился проект «Забота об окружающей среде - забота о здоровье». Целью этого проекта школа обозначила: забота об окружающей среде города Оренбурга и конкретно своего района. Полученные данные в ходе реализации проекта обобщались на школьном конкурсе исследовательских работ и получили высокую оценку. Работа по обучению проектной деятельности в школе продолжается, и большая часть проектов детей посвящена экологическим проблемам.

Курс «Этикет» - известно, что воспитанность - качество личности, определяющееся, прежде всего в повседневном поведении человека, умении общаться со сверстниками и взрослыми, умении работать в коллективе. На уроках этики упор делается на то, чтобы дети постигнули и почувствовали важность и значимость человеческих отношений, человеческой взаимности, определили свою моральную позицию, поупражнялись в оценке нравственных поступков.

В летний период все желающие учащиеся начальной школы могут поправить здоровье и отдохнуть в школьном оздоровительном лагере «Солнышко. Кроме профилактики и лечения ребят здесь ждет интересная культурная и экскурсионная программы. Особенно популярны спортивные соревнования и веселые старты.

Большое внимание в системе здоровьесберегающей работы школы имеет проектная деятельность учащихся, которую возглавляет учитель биологии Романова О.Л., руководитель научного общества «Знание». На весенней проектной неделе учащиеся школы защищают индивидуальные и групповые проекты, в том числе и по проблемам сохранения здоровья учащихся. Проектные и исследовательские работы учащихся хранятся в методическом кабинете школы и активно используются учителями при проведении классных часов и других мероприятий, целью которых является формирование у воспитанников привычки к здоровому образу жизни.

2.2 Педагогические условия процесса воспитания и просвещения родителей по здоровьесбережению школьников

Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Родительское собрание - это основная форма работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома. Собрания проводятся в виде деловых игр, практикумов, конкурсов, мастерских, соревнований, лекций и бесед. Темы собраний следующие: «Папа, мама, я - здоровая семья», «Как помочь ребенку стать внимательным», «Свободное время - для души и с пользой!», «Поощрения и наказания в семье», «Детская дружба».

Организация взаимодействия школы № 75 и семьи предполагает:

изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей;

группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка;

составление программы совместных действий педагога и родителей;

анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями по вопросам здоровьесбережения - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода учителей школы № 75 к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:

взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

взаимосвязь разных форм работы с родителями;

одновременное влияние на родителей и детей;

обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

При анализе планов работы с родителями из года в год проводится наблюдение за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает школу, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы по здоровьесбережению детей, уделялось больше внимания вопросам сохранения здоровья. Особое значение придается изучению условий воспитания детей в семье. Помимо вышеуказанных методов анкетирования и тестирования существует масса других способов изучения семьи, как групповых, так и индивидуальных. Самым распространенным является посещение семьи социальным педагогом или классным руководителем.

В школе № 75 проводится анализ посещений семей каждый год, обобщаются результаты, выявляются положительное и отрицательное в программах по здоровьесбережению школьников, ставить задачи для дальнейшей работы.

Очень трудно бывает активизировать родителей. Скорее всего, причина в том, что педагоги часто не используют или используют недостаточно положительный опыт, не всегда осуществляют своевременную подготовку родителей к родительским собраниям, консультациям, беседам и т.п. Активность родителей повышается, если педагоги своевременно просят их рассказать о своем опыте, о проблемах, возникающих в просвещении детей по вопросам здоровьесбережения. Эффективность работы с родителями по вопросам здоровьесбережения во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом учителей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания. В целях облегчения работы учителя при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание нужно уделять систематизации и разработке различных рекомендаций. Тематический материал можно условно разделить на четыре группы:

. Содержание воспитания и вопросы повышения педагогической культуры родителей в школе;

. Практические рекомендации педагогам относительно содержания, форм и методов работы школы с родителями:

изучение семей;

педагогические беседы и тематические консультации;

родительские собрания;

изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания;

индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей;

рекомендуемая тематика мероприятий для родителей детей разных возрастных групп, практические рекомендации и вопросы для анализа определенной формы работы педагогов с родителями.

. Повышение педагогических умений учителей:

планирование работы с родителями;

педагогическое самообразование педагогов;

педагогический опыт;

консультации и семинары с педагогами.

Итак, изучение опыта работы школы № 75 показало, что вопросы педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации учителей, потому что отношение педагога к детям, к их родителям, уровень его педагогического мастерства определяют уровень просвещенности ребенка и отношение родителей к вопросам здоровьесбережения.

2.3 Результаты мероприятий, проводимых в школе № 75 по здоровьесбережению школьников

Проблема здоровьесбережения, пожалуй, самая актуальная и требующая системного подхода в решении.

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у школьников появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья.

С 1-го по 4-й класс, в школе № 75 систематически и последовательно проводится работа по здоровьесбережению. Результаты системного подхода к решению задач здоровьесбережения учащихся показали, что опыт школы № 75 достоин внимания.

При оценке физического здоровья учащихся учитываются следующие показатели: состояние здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение, слух), физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по болезни, степень готовности к здоровому образу жизни.

Анализ результатов медицинских обследований выявил следующие результаты:

. Произошли положительные изменения в готовности школьников к здоровому образу жизни. Диагностика показала, что все учащиеся, которых мы первоначально в 1 классе отнесли к группе риска, к 4-му классу перешли в группу благополучных детей.

. Количество уроков, пропущенных учащимися по болезни, сократилось в течение всего периода обучения (4 года) на 45%.

. У учащихся сформированы навыки заботы о собственном здоровье. По результатам наблюдений и опроса родителей 100% детей соблюдают режим дня, правила личной гигиены и научную организацию умственного труда.

. Наблюдается положительная динамика состояния психоэмоциональной составляющей здоровья:

«Уровень тревожности» - по результатам тестирования уровень тревожности за период обучения с 1-го класса по 4-й класс понизился на 34%.

«Самооценка» - если в 1-м классе высокую самооценку имели 5% учащихся, а низкую самооценку - 31%, то к концу 4-го класса учащихся с высокой самооценкой возросло до 50%, а с низкой сократилось до 5%.

По итогам мониторинга было важно выявить взаимосвязь показателей здоровья у школьников с уровнем их обучаемости. В связи с этим, интересно было выяснить: как связаны показатели здоровья учащихся с успешностью обучения. Соотносились результаты диагностики здоровья каждого ребенка с результатами их обучения в школе (качество знаний). Оказалось, что успешность обучения находится в прямой зависимости от здоровья учащихся: без троек обучались только дети с высокими показателями здоровья. Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих программ в образовательном процессе позволяет не только избежать снижения состояния здоровья, но и способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.

Выводы

. В ходе реализации концепции педагогического просвещения родителей как элемента взаимодействия школы и семьи по вопросам охраны здоровья детей создаются предпосылки для повышения эффективности осуществления комплексных мер здоровьесбережения в системе обучения и воспитания школьников на основе формирования и усиления положительной мотивации педагогов и родителей к организации рационального сотрудничества по данному направлению.

. Основными организационными условиями формирования высокого уровня педагогической просвещенности родителей о здоровьесбережении детей являются:

определение общей цели деятельности семьи и школы - воспитание физически и нравственно здорового ребенка;

подготовка педагогического коллектива к сотрудничеству с родителями, обеспечение необходимого уровня валеологической грамотности учителей;

формирование партнерских отношений педагогов и родителей в вопросах воспитания детей;

развитие открытости взаимодействия, изменение позиции, степени и мотивации, заинтересованности семьи и школы в формировании единого здоровьесберегающего пространства.

. Комплекс основных педагогических условий организации педагогического просвещения родителей составляют:

социальная активность и ответственность;

сотрудничество и партнерство педагогов и родителей;

открытость взаимодействия семьи и школы;

психология доверия как основа взаимодействия.

. К основным педагогическим принципам организации педагогического просвещения родителей относятся:

системность и преемственность в пропаганде педагогических знаний, изучение потребностей, учет интересов и имеющегося опыта родителей;

добровольность участия в приобретении знаний, в обогащении и повышении педагогической культуры личности родителей;

неразрывность в осуществлении воспитательной практики на основе преподаваемых педагогических знаний;

ведущая роль школы в организации педагогического просвещения родителей.

. Основу содержания педагогического просвещения родителей по вопросам формирования культуры здоровья и здоровьесбережения школьников составляют вопросы организации жизни детей в семье как воспитательном коллективе, формирования личности ребенка, развития его коммуникативной толерантности, изучения состояния и преодоления факторов риска здоровья школьников, а также развития интереса родителей к педагогическим знаниям путем самообразования.

. Вариативность содержания педагогического просвещения родителей, нацеленного на формирование культуры здоровья, зависит от учета интересов аудитории, степени ее подготовленности к восприятию новой информации, от уровня открытости или замкнутости воспитательной микросреды «семья».

. Модель организации педагогического просвещения родителей как компонента деятельности школы по здоровьесбережению учащихся основывается на выработке общих подходов школы и семьи к реализации единого целеполагания в создании оптимальных условий для развития физически, психически и нравственно здоровой личности ребенка в процессе воспитания.

. Модель педагогического просвещения родителей включает в себя организационно-управленческий и информационно-содержательный блоки, каждый из которых последовательно проходит четыре этапа развития. Реализация данной модели позволяет достигнуть реального усиления поддержки родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей, а также повысить уровень профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников, ориентировать их исследовательскую деятельность в область здоровьесберегающего образования.

. Через вовлечение родителей в систему педагогического просвещения происходит усиление их мотивации к воспитанию здорового образа жизни, что приводит к повышению активности семьи в совместной со школой информационно-содержательной деятельности по сохранению и развитию здоровья детей.

Практические рекомендации:

. Руководителям общеобразовательных учреждений целесообразно использовать предложенную модель организации педагогического просвещения родителей по вопросам здоровьесбережения детей в практике работы общеобразовательных школ.

Процесс педагогического просвещения родителей следует начинать в период обучения детей в начальном школьном звене, когда возможно наиболее эффективное воздействие на активное и сознательное отношение родителей к здоровью своих детей, к формированию здоровой семейной среды.

Педагогическое просвещение родителей необходимо вести в сочетании с активным вовлечением семьи в практику здоровьесберегающей деятельности школы.

Руководителям школы необходимо всесторонне усиливать и развивать взаимодействие педагогов и родителей, основанное на организации школы педагогического просвещения семьи в целом, для повышения педагогической эффективности воспитания и обучения детей с учетом основных здоровьесберегающих принципов образования.

. Педагогическим работникам общеобразовательной школы необходимо строить эффективное взаимодействие педагогов и родителей в рамках оздоровительного процесса на условиях признания и принятия особой ответственности за здоровье детей, как каждой отдельной семьей, так и образовательным учреждением, его педагогическим коллективом.

. Родителям необходимо постоянно воспитывать в себе стремление к формированию собственной культуры здоровья, к созданию валеологической «внутрисемейной философии» - понимания сути и основных составляющих здорового образа жизни, стремления и желания следовать ему в повседневной жизни.

Только в этом случае возможно воспитание у детей понимания того, что здоровье - это высшая ценность для человека, и эта ценность может быть приобретена только постоянным трудом и усилием над собой.

Список используемой литературы

1.Агиров А.Х. Валеология / А.Х. Агиров, С.А. Попова - М.: 2008. - 195 с.

2.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. - М: 2006. - 384 с.

.Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. - М.: 2002. - 192 с.

.Базарный В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России / В.Ф. Базарный. - М.: 2004. - 96 с.

.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М.: 2008. - 207 с.

.Баете А.К. Формирование деятельностного компонента культуры здоровья младших школьников в классе / А.К. Баете. - М.: 2005. - 197 с.

.Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич. - М.: 2009. - 560 с.

.Васильева В.В. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей. / В.В. Васильева - М: Физкультура и спорт, 2004. - 315 с.

.Гребенников И.В. Школа и семья / И.В. Гребенников. - М.: Просвещение, 2005. - 176 с.

.Гурин В.Е. Лечебная педагогика / В.Е. Гурин, Е.А. Дегтерев, A.A. Дубровский. - Краснодар, 2008. - 195 с.

.Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В.В. Давыдов. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 480 с.

.Дегтерев Е.А. Воспитательно-оздоровительная работа с учащимися образовательных учреждений. История, теория, методика, технология / Е.А. Дегтерев, Ю.Н. Синицын. - М.: 2006. - 142 с.

.Дерябо, С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды: пособие для учителя / С.Д. Дерябо. - М., 2007. - 222 с.

.Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2010 года). - М.: 2011. - 96 с.

.Дубровский A.A. Лечебная педагогика: пособие / A.A. Дубровский - М.: 2008. - 196 с.

.Журавин М.Л. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей / М.Л. Журавин, Н.К. Меньшиков - М: Академия, 2008. - 340 с.

.Ковалев C.B. Психология современной семьи / C.B. Ковалев. - М.: Просвещение, 2008. - 208 с.

.Макаренко A.C. Книга для родителей. - М.: Педагогика, 2006. -160 с.

.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - М.: Педагогика, 2009. - 240 с.

21.www.openclass.ru

.www.ruscenter.ru

.www.cindi.gnicpm.ru

24.www.ruslife.ru

25.www. shop.mcfr.ru › catalog/49/6346/

.www.orenburg-gov.ru

Похожие работы на - Педагогические проблемы воспитания и просвещения родителей по здоровьесбережению школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!