Политический портрет Д.А. Медведева

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,39 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политический портрет Д.А. Медведева

Содержание

Введение

§ I. Понятие политического лидерства

§ II. Формирование имиджа политического лидера

§ III. Политический портрет Д.А. Медведева

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Сегодня, когда коммуникационное пространство бесконечно расширяется, средства массовой информации и сеть интернет открывают потоки информации, политика стала еще более публичной, а для политического лидера еще более необходимым становится создание тщательного и проработанного образа. Не секрет, что над образом политического лидера трудится подчас целая команда специалистов-имиджмейкеров, причем внимание уделяется каждой детали образа - от цвета галстука до жестов, привычек в еде, употребляемых выражений, домашних животных.

Для создания нужного образа изучается целевая аудитория лидера, т.е. общественные группы, на которых лидер воздействует, которым хочет понравиться, исходя из этого, выявляется линия поведения общественного лидера и в целом его образ.

Существует несколько типов политического лидерства. К примеру, образ лидера харизматичного, такого как В.И. Ленин, существенно отличается от лидера традиционного (наследника монархического престола).

В рамках настоящей работы автор раскроет особенности формирования образа политического лидера, а также охарактеризует образ одного из современных политических лидеров - Дмитрия Анатольевича Медведева.

§I. Понятие политического лидерства

Сегодня проблемы лидерства обострились в связи с общей политизацией жизни, усилением политической борьбы. Амбиции политиков, их притязания, популизм могут принести существенный урон. Все большее значение в наше время приобретают проблемы формирования "команды" лидера и вовлечение в активную деятельность молодых лидеров.

Представления о политическом лидерстве тесно связаны с понятием «политической элиты». Политическая элита - это группа людей, участвующая в принятии политических решений или воздействующая на принятие этих решений. Интересен вопрос независимости лидера в принятии политически значимых решений от политической элиты, насколько политический лидер свободен в принятии решений от его «окружения», группы людей, обладающих значительным влиянием и денежными средствами.

Политическое лидерство находится в неразрывной связи с властью - это главный компонент лидерства. Ведь лидерство в том и состоит, что один или несколько человек, подчиняя своей воле массы других людей ведет ими и среди них управление.

Политическое лидерство являет собой политический феномен, представляющий один из субъектов осуществления властных функций в государстве и обществе.

Политическое лидерство есть «тип политического взаимодействия, когда одна личность организует и направляет других людей, с целью их организации на совместную деятельность и ее осуществление, причем векторная цель указанной деятельности получает, в результате, черты общезначимости, какие бы на самом деле мотивации не определяли реальный интерес лидера в этом процессе».

Ролевые функции лидера можно свести к следующему:

определение и выдвижение цели, программы, идеала;

"заражение" группы (общества) собственной мотивацией;

забота о единстве и сохранении группы;

регуляция отношений внутри нее ("арбитраж");

представительство группы во внутренних и внешних сношениях;

превращение задач, насущных для общества в конкретную программу действий и др.

Социальная роль политического лидерства различна в зависимости от типа политического режима и исторического периода: лидер - высший чиновник и менеджер в иерархии государственной власти (в западных демократиях); лидер-учитель (в античности); вождь (харизматический лидер) в тоталитарных государствах и обществах "архаичного" типа и т. д.

В зависимости от уровня существования института политического лидерства лидер может функционировать как лидер-руководитель, государственный деятель, партийный лидер, партийный функционер, член партии, чиновник. Применительно к режиму осуществления государственной власти лидеры могут быть избираемыми, назначаемыми, наследственными. Исследователи выделяют стиль политического лидерства (отличия выражаются в степени влияния субъективных качеств лидера на исполнение им данных функций) - демократический, командный, авторитарный и пр.

Существует много различных типологий политических лидеров. Наиболее простую из них составляет разделение их на лидеров в собственном смысле слова и вождей. Когда лидерство перестает быть рациональным, начинает опираться на иррациональные, эмоциональные предпочтения толпы, на массовый психоз, лидер превращается в вождя. Тогда общество отождествляется в массовом сознании с государством, политика - с идеологией, воля вождя - с волей народа.

Еще одна типология берет начало от классической типологии господства, разработанной М. Вебером. Соответственно в ней выделяются три типа политических лидеров:

«Традиционные лидеры - их власть основывается на традиции, является привычной и ни у кого не вызывает сомнений; например, при восшествии на престол законного наследника династии он становится политическим лидером страны по праву традиции престолонаследия.

Легальные лидеры - они приходят к власти благодаря действию правовых механизмов, то есть избираются или назначаются на вакантные руководящие должности. Такое лидерство, хотя и зависит во многом от личных качеств избираемого, наполовину заключено не в нем самом, а в должности, которую он занял. Потеряв должность, он потеряет и власть.

Харизматические лидеры ближе всего к вождям, вернее, власть вождя типологически подпадает под эту категорию. Власть харизматического лидера опирается на реальные или воображаемые личностные качества, имеющие сверхъестественную или, по крайней мере, иррациональную природу. Когда массы убеждаются в отсутствии или ослаблении таких качеств лидера, их интерес к нему пропадает и он теряет власть».

§ II. Формирование имиджа политического лидера

Важным аспектом общего восприятия и оценки политика есть впечатление, которое он производит, то есть его имидж.

Независимо от желаний, как самого политика, так и специалистов PR, имидж - объективный фактор, играющий большую роль в оценке любого социального явления или процесса.

Понятие «имидж» происходит от латинского imago, связанного с латинским словом imitari, что означает «имитировать». А согласно толковому словарю Вебстера, имидж - это «искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта или лица». Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, целенаправленно формирующимся в массовом сознании с помощью PR, рекламы либо пропаганды. Имидж можно направленно формировать, уточнять или переделывать с помощью модификации деятельности, поступков и заявлений социального субъекта.

Значение имиджа в достижении политического успеха очень важно. Потому что имидж - один из механизмов воздействия на других людей, возможность психологического влияния на толпу. Чаще всего, при формировании имиджа, политику не достаточно оставаться самим собой. Формирование политического имиджа может быть полностью контролируемым и выстраиваемым по схеме. Приемы могут меняться в зависимости от обстоятельств.

Знание основ психологии способствует правильным и эффективным действиям для создания имиджа на всех этапах этого процесса, от появления идеи до ее воплощения.

Образ успешного политического лидера тщательно прорабатывается и создается путем:

привлечения и удержания внимания аудитории;

использования психологических особенностей отдельных социальных групп;

использования общих особенностей восприятия;

использования специфических навыков коммуникации.

Имидж политика - «это мнение о данном политическом деятеле (или кандидате на политический пост), возникшее в психике определенной или неопределенной группы людей (будь то избиратели, пришедшие на митинг, где выступает этот политик, или жители страны в целом),возникшее на основе образа, сформированного в их психике в результате - либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного политика (когда они его видели или слышали его выступления), - либо косвенного - на основе восприятия мнения, сформированного в психике других людей (например, в психике журналистов или тех, кто за ними стоит; имиджмейкеров этого политика и даже имиджмейкеров, работающих на конкурента этого политика, когда они формируют «инвертированный имидж» этого политика)».

В какой-то мере имидж, как и репутация, близки к понятию социальный стереотип. Только стереотип формируется стихийно, а имидж и репутация создаются целенаправленно. Стереотипы, которые сформировал потенциальный избиратель относительно политика, носят более эмоциональные оценки и связаны, как правило, с вербальными и невербальными характеристиками политика, а также с его человеческим фактором.

К невербальному поведению относятся взгляд, улыбка, мимика, жесты, поза, движения тела. Для формирования привлекательного имиджа необходим доброжелательный, открытый, прямой взгляд на собеседника или в аудиторию. Необходимо учитывать, что «взгляд «глаза в глаза» более половины времени беседы может расцениваться как агрессия; пристальный взгляд в ситуациях соперничества может быть понят как выражение враждебности».

Взгляд всегда бывает подкреплен улыбкой или ее отсутствием. Это кратчайший путь к установлению доверительного контакта. Спокойные, открытые жесты рук демонстрируют готовность к взвешенному диалогу. Никогда нельзя прятать руки в карманы, за спиной, под стол это вызывает ощущение скрытой недоброжелательности. Нельзя потирать руки, вертеть в руках ручку, карандаш, нельзя поправлять во время беседы одежду, волосы, бумаги на столе - это свидетельствует о неуверенности, неготовности или даже боязни разговора.

Не менее важны положение и движения головы, движения тела, положение ног, походка.

Вербальное поведение играет важную роль в процессе общения, придает речи эмоциональную окраску. Оно включает в себя интонацию, темп речи, сочетание силы и тембра голоса. Так обычный комплимент, может выглядеть как оскорбление, двусмысленный намек, и как выражение нежности или признание в любви. Интонация должна быть спокойной, доброжелательной, уверенной. Очень важно исключить вопросительный оттенок в конце фразы.

Темп речи должен быть умеренным, но не заторможенным. Слова и фразы не сливаются, но и «рубить» их искусственно не следует. Это создает впечатление «напора» и вызывает желание возражать или оспаривать сказанное. Ускоренный темп речи дает ощущение формального отношения.

Сила и тембр голоса придают значительность и вес фразе, особенно заключительной.

«Люди, занимающиеся политической деятельностью и стремящиеся к успешной карьере в общественной жизни, обязаны уделять немало внимания и своему внешнему виду».

Это требование современной политики. Внешне политик обязан выглядеть подтянутым, аккуратным, уверенным в своих силах. При этом он своим внешним видом не должен слишком отличаться от людей, с которыми сталкивается по служебным и общественным делам.

Сам по себе привлекательный имидж не обеспечивает победу на выборах, но помогает завоевать голоса избирателей самого разного возраста и социального положения. Необходимо быть доступным для избирателей, чтобы они могли подумать про своего кандидата - это один из нас. Выступая по телевидению, нужно выглядеть как профессиональный политик, придерживаясь строгого стиля одежды и прически.

Нужно обращать внимание на свое лицо, поскольку именно оно будет в центре внимания во время выступлений, телевизионных интервью. Взгляд должен выражать не бесконечную усталость, а оптимизм и уверенность в успехе.

Имидж - это сформированный стереотип, используемый в политической коммуникации.

Рекламные ролики политика во время предвыборной кампании - «это мощное средство по созданию имиджа политиков».

Набор кадров, сменяющих друг друга, где политик показан в моменты своей работы, чтобы напомнить избирателям, что он уже сделал и подсознательно внушить мысль о том, что он еще может сделать. Важно использовать кадры, где политик находится среди людей, общается с ними. Необходимо использовать яркие эмоциональные моменты, как привлекательная улыбка, мимика политика, удачная шутка.

Стандартный ход в ролике - рассказ политика о себе самом. В кадре нужно использовать старые семейные фотографии, архивные съемки. Кадры, текст, голос политика - все должно работать на позитивный имидж политика.

Для создания роликов обычно используется мнения не менее трех человек, которые объясняют, почему они будут голосовать именно за этого человека. Может быть использовано интервью учительницы, врача или библиотекаря, которые говорят, что отдадут свои голоса за этого политика.

В сегодняшней политической жизни самым мощным и надежным средством воздействия политика на публику является коммуникация. С ее помощью политик не только передает свои мысли и чувства, но и конструирует свой образ и даже создает специфическую политическую реальность.

Подытожив вышесказанное, можно сделать вывод о том, что построение удачного имиджа политического лидера главным образом зависит от следующих условий:

От знания и понимания настроений, требований и установок своих избирателей. Одна из самых действенных стратегий для завоевания доверия публики - показать, что Вы похожи на них, что у Вас одинаковые с ними заботы и проблемы, что Вы - "один из них".

Чрезмерная оригинальность при формулировании программ, построении имиджа политического лидера недопустима, оттолкнёт большую часть людей.

Построение имиджа политического лидера требует не только учитывать требования момента и действовать по ситуации. Нужно всегда демонстрировать некоторые черты и качества характера, которые в сознании публики однозначно связаны с "лидерскими" качествами. Не обязательно обладать этими качествами на самом деле, но всегда важно выглядеть обладающими этими качествами. Лидер должен выглядеть деятельным, решительным, справедливым и заботливым к тем, кто признает его лидерство, беспощадным к врагам, преодолевающим все препятствия, выходящим победителем из любой ситуации. Большинство этих качеств конструируются с помощью слов. Однако лидером становятся не только благодаря некоторому набору личностных свойств. Структура качеств личности политического лидера должна находиться в соответствии с множеством факторов, в том числе с характером осуществляемых политических задач.

Если это уже известный политик, то радикально изменить сложившийся уже имидж довольно сложно. Но если такая необходимость возникла, главная задача политика - сформировать новые ассоциации его имиджа. Это цель - не переубедить аудиторию, что этот политик обладает совсем другими качествами, а доказать, что именно эти качества больше всего соответствуют требованиям момента.

§ III. Политический портрет Д.А. Медведева

политическое лидерство имидж медведев

Для того чтобы проанализировать политической портрет в настоящее время премьер-министра Д.А. Медведева, необходимо обратиться к средствам информации, в которых освящается деятельность Д.А. Медведева, его слова, поступки, внешний образ, а также как он сам себя позиционирует в общении, а также посредством сети Интернет.

Внешний образ Д.А. Медведева подчеркнуто деловой, всегда аккуратный, темный костюм хорошего качества в сочетании с белой рубашкой. Посредством выбора костюма можно отдалить или приблизить к себе желаемую аудиторию. К примеру, «25 января 2012 г. Д.А. Медведев явился на встречу со студентами МГУ в темном костюме, светло-голубой рубашке без галстука». Как известно, костюм без галстука обычно позволителен для свободного общения, не ограниченного строгими официальными рамками. Кроме того, это могло быть сделано с целью убрать барьеры для общения между тогда еще президентом и студентами, которые, как правило, придерживаются свободного стиля одежды.

Внешний вид политического лидера, представляющего интересы своей страны за рубежом, чрезвычайно важен. Например, в августе 2010 г. Д.А. Медведев, будучи в деловой поездке в Италии, посетил местный горнолыжный курорт. Вот как журналисты описали это событие: «Курорт готовится к наплыву туристов: еще бы, после визита Дмитрия Медведева местные жители стараются во всем походить на русского президента. Покупают такие же джинсы, а лыжи, аналогичные тем, которые привез с собой глава российского государства, "смели с прилавков" в первые же дни. Теперь они даже называются "лыжи Медведева". Но больше всего итальянцев покорила скромность Дмитрия Медведева. На фоне капризных и шумных новых русских президент показал совершенно другой образ России: проявил искренний интерес к городку, оказался знатоком его истории и даже сам заплатил за свой обед в ресторане».

В 2008 г. в журнале "The Boston Globe", США, была опубликована статья под названием «What's his leadership style? It's in the jeans» (В чем стиль его руководства? В джинсах).

Выдержка из статьи говорит о многом: «Когда Дмитрий Медведев шел 2 марта по Красной площади, чтобы представиться российскому народу в качестве его нового президента, на нем была черная кожаная куртка, джинсы и свитер грубой вязки. Большинству мировых лидеров такой наряд показался бы необычным. Но не Медведеву. Хотя его избрание президентом вызывает беспокойство у многих политических обозревателей, …42-летний Медведев способен порадовать, по крайней мере, одну категорию избирателей - тех, кто любит, когда политики одеваются не очень официально. Медведева уже видели на публичных мероприятиях в джинсах, спортивной куртке и простой голубой рубашке. Конечно, костюмы у Медведева тоже имеются. Он предпочитает темные тона и галстук с большим узлом. Но есть две существенные портняжные особенности, которые отличают его от большинства остальных политиков. Первое: покрой его одежды безупречен. Второе: он выглядит очень уверенно в своей одежде».

Можно сказать, что Д.А. Медведев и по сегодняшний день умело использует деловой костюм и неформальную одежду для создания образа современного политического лидера, умеющего представлять самого себя в соответствующих обстоятельствах.

Характеризуя внешний стиль общения Д.А. Медведева, нельзя не обратить внимание на его сдержанность, вежливость, спокойную грамотную речь. По описанию пресс-секретаря Натальи Тимаковой, «Президент всегда сдержан, вежлив, не позволяет переносить свое настроение или какие-то свои эмоции на окружающих. Повышать голос - это не его метод руководства. Но когда президент недоволен чем-то в твоей работе и говорит тебе об этом самым спокойным голосом, уверяю вас - это очень неприятные минуты».

«Медведев запомнился мне как президент, свободно общающийся, без апломба, без личной надменности. Он был, что называется в Германии, президентом, которого можно потрогать, он мог и сам похлопать по плечу. Я как-то попал на встречу с ним, и у меня были проблемы с голосом, он сочувственно посмотрел, поинтересовался, где это я простудился. Я сказал, что приехал из Узбекистана, а он в ответ, что завтра сам туда собирается», - вспоминает Александр Рар, директор Центра им. Бертольда Бейца при Германском совете по внешней политике.

«Он общается легко и непринужденно. Молодой, динамичный, хорошо и быстро ориентируется в ситуации, как я за ним наблюдаю, - делится впечатлениями бывший президент Киргизии Роза Отунбаева. - У меня с ним общение было деловитым, дружеским, он умел выслушать, оперативно после [политического] кризиса [в Киргизии] решил вопросы по тренингу наших чиновников. Каждый раз, когда мы с ним встречались, он показывал себя как современный человек».

Подчеркивается спокойный тон в общении, вежливость, отсутствие излишней вычурности и неприступности.

Некоторые аналитики отмечают некоторую заимствованность стиля общения Д.А. Медведева. «Ораторские приемы Дмитрия Медведева с его негромким голосом и мягкими манерами стали очень походить на жесткую стилистику Владимира Путина», - такие выводы делают федеральные интернет-издания после выступления нынешнего вице-премьера правительства в эфире «Вести-24».

Будучи еще кандидатом в президенты, Медведев подражает и мимике президента, его характерным жестам, использует его лексику. Медведев с успехом использует ораторские приемы и речевые технологии, которыми в совершенстве овладел Владимир Путин. Здесь и использование стилистических фигур, расположение и доходчивость слов, рубленность фраз, многократное повторение ключевых слов.

Д.А. Медведев, активно пользуясь сетью Интернет, выстраивает свой образ и доводит свои мысли и идеи до желаемой аудитории посредством создания собственного сайта, блога в Живом журнале, в Твиттере, страницы в сети «В контакте». Используя сеть Интернет, Д.А. Медведев заявляет себя не только как политика, но и как человека, высказывающего свое мнение по разным актуальным вопросам, открывает свои собственные увлечения, вкусы. Причем, существует два официальных сайта Медведева, которые освящают основные аспекты деятельности Д.А. Медведева и его супруги Светланы Медведевой.

Например, на одном сайте Медведева представлены биография, личный фотоработы, фотографии разных лет жизни Медведева, записи его жены Светланы.

Другой же сайт более посвящен Д.А. Медведеву как политику, где более уделяется внимания политической и общественной деятельности Медведева.

Заключение

Основной аксиомой работы в области PR для политиков является то, что население не имеет непосредственного выхода на политика, оно реагирует на его образ, имидж, телевизионную картинку. Выбор избирателя не имеет отношения к реальности. Выбор относится именно к образу, а не к человеку, поскольку у 99 % избирателей не было и не будет контактов с кандидатом. Засчитывается не то, что есть на самом деле, а то, что видят на экране. Поэтому важно изменить не кандидата, а получаемое от него впечатление.

Сегодняшние политические технологии дают достаточно серьезные шансы политику стать лидером, если опираться на разработанные наукой правила. В США, к примеру, создана целая индустрия политических кампаний. Следует отметить, что секрет успеха далеко не в количестве появления рекламных материалов в газетах, на радио и телевидении, даже если это, например, предвыборная кампания. На имидж политика влияют многие факторы: и его репутация, и внешний вид, и политическая программа, и его соответствие ожиданиям людей. Репутация политика отражена в слухах и историях про него, передаваемых устно и через СМИ. В них подчеркиваются его человеческие и деловые качества, способность быть лидером.

Если целью формирования любого имиджа является создание аттракции (психологического притяжения людей к объекту имиджа), то применительно к формированию имиджа политика эта цель может быть конкретизирована: достичь победы на выборах, получить власть над людьми для реализации собственных позиций; а этого можно достичь, сформировав притяжение людей к этому политику (притяжение, не обязательно осознаваемое ими). При этом следует опираться на общую стратегию формирования имиджа, на конкретные технологии и техники формирования имиджа. В заключение: нельзя не согласиться с мнением, что политический имидж следует рассматривать как один из ресурсов власти, игнорирование которого (а пока это - распространенное явление) не способствует достижению цели политического деятеля.

Имидж успешного и узнаваемого политического лидера - Д.А. Медведева - может быть охарактеризован автором настоящей работы как положительный и вызывающий доверие у большинства населения Российской Федерации.

Умелая постановка речи, темп речи, сдержанность и вежливость, но в определенных случаях проявление участия к людям, деловой костюм, но в определенных моментах - костюм, выказывающий открытость к собеседникам, умение верно вести себя на официальных мероприятиях, продвижение через сеть Интернет образа Медведева как человека, увлекающегося фотографией, путешествиями, открытого для общения, - все это привлекает к Медведеву миллионы избирателей и делает его образ притягивающим к себе положительные эмоции и представления.

Список использованной литературы

1.Внешний вид политика по-разному влияет на разных избирателей. Электронный ресурс. #"justify">.В чем стиль его руководства? В джинсах // The Boston Globe, США. 13.03.2008 г. Электронный ресурс. #"justify">.Дмитрий Медведев пытается копировать стиль общения Владимира Путина. Электронный ресурс. #"justify">.Дмитрий Медведев. Личный сайт. Электронный ресурс. #"justify">.Дмитрий Медведев. Электронный ресурс. #"justify">.Доманов В.Г. Политическое лидерство. Политология. Словарь. - М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010. Электронный ресурс. #"justify">.Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Электронный ресурс. #"justify">.Медведев дал интервью молодым «акулам пера». Электронный ресурс. #"justify">.Невербальное общение. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Электронный ресурс. #"justify">.Политическая имиджелогия. Электронный ресурс. #"justify">.Предвыборный ролик. Электронный ресурс. #"justify">.М. Рожкова, И. Резник. Гениальная находка Путина, - Дмитрий Медведев, президент Российской Федерации. Электронный ресурс. #"justify">.Словарь имиджа: имидж. Электронный ресурс. #"justify">.Хочу джинсы как у Медведева // журнал для лидеров «Деловой квадрат». 09.08.2010 г. Электронный ресурс. #"justify">.Wesley Morris. What's his leadership style? It's in the jeans. // The Boston Globe, США. 13.03.2008 г. Электронный ресурс. http://www.boston.com/lifestyle/fashion/articles/2008/03/13/whats_his_leadership_style_its_in_the_jeans/ (07.08.2012 г.)

Похожие работы на - Политический портрет Д.А. Медведева

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!