Политика как общественное явление

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,88 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политика как общественное явление

Содержание

Введение. Процесс формирования политической науки. Классификация политики и ее взаимосвязь с другими формами общественного сознания. Субъекты политики

.1 Человек как субъект политики

.2 Политические элиты и лидеры

.3 Политические партии

.4 Нации как субъект политики

.5 Государство как субъект политических отношений. Функции политики

Заключение

Список литературы

Введение

Политика - одна из важнейших сфер жизни общества. Мы ежедневно слышим политические новости: политика встречает нас с первым выпуском газет и провожает ночным теле- и радио новостями.

Политика, как общественная деятельность присутствует везде. Любое явление или действие в стране приобретает политический характер в той мере, в какой она «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретной общности, коллектива». Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь - везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены «под каблуком».

Чем обуславливается необходимость политики и почему без политики и вне политики общество существовать не может?

Ответы на эти вопросы я постараюсь в своей контрольной работе.

Цель работы - обзор политики как общественного явления, рассмотрение связи политической составляющей с различными сферами социального бытия.

Актуальность данной темы заключается во всевозрастающей тенденции укрепления политики в качестве единственно возможного инструмента для образования неразрывных связей различных сторон общественного сознания. Наделение множества повседневных событий политическим характером, послужило причиной, по которой знать границы взаимодействия политики с различными сферами жизнедеятельности человека становится необходимым для прогнозирования дальнейшего развития и более четкого контроля структур общества.

I. Процесс формирования политической науки

Люди издавна интересовались политикой, не одно тысячелетие, постигая устройство государства и партий, поведение правителей и масс, проведение выборов и многие другие аспекты и проявления этого сложнейшего общественного феномена. Даже в трудах древних китайцев, индийцев и греков, отдаленных от нас более чем 2,5 тыс. лет, можно найти рассуждения о проблемах, сходных по существу с теми, которые занимают умы наших современников: о способах организации публичной власти, условиях достижения общественной стабильности, признаках совершенного способа правления, поведении ответственных управляющих и т.д.

Однако в зависимости от уровня развития общества, характера собственных потребностей, а также уровня развития знаний люди отображали политический мир с разной степенью глубины и в разных формах, в частности в форме мифов, идеологий, религиозных и научных воззрений. Многовековая история человечества выкристаллизовала три основных способа (формы) постижения человеком мира политики.
На обыденном уровне познания рядовой гражданин, «человек с улицы» создает тот первичный, фоновый облик политики, который позволяет ему приспосабливаться к политически организованному сообществу, находить совместимые с собственными целями способы взаимоотношения с властью и государством. Формирующийся на этом уровне сознания образ политики по существу есть результат ее фактографического созерцания, не претендующего на какое-либо специализированное отношение к ней или использование приемов отражения, выходящих за рамки обычных наблюдений за действительностью. Обыденное сознание рисует «естественную» картину политики на основе индивидуального эмпирического опыта и традиционно сложившихся идей, обычаев, стереотипов.
Высшая форма специализированного отражения политики научно-теоретическая. Специфика научно-теоретического познания, отображения мира политики состоит в рационально-критическом осмыслении политической действительности и создании такой картины политики, которая описывала бы и объясняла данное явление в целом. По сути - это форма абстрактного мышления, с помощью которой человек выстраивает в своем сознании представления о внешних и внутренних связях политики на основе обобщения и систематизации не индивидуального, а интергруппового и универсального опыта.

Третьей специфической формой отображения политики является технологическое отражение. В определенном смысле оно служит качественной разновидностью научного сознания, формирующейся для решения конкретной политической задачи и представляющей науку как особое «искусство», «ремесло», «мастерство». Это существенно влияет на методы формирования и развития такого рода знаний, способы их организации и формы воплощения. [6;5].

Исторически политическая наука формировалась в процессе постепенного перехода от способов обыденного восприятия политики к методам ее систематического специализированного изучения и получения на этой основе все более упорядоченных представлений о ней. С самого зарождения политическая наука формировалась как междисциплинарная отрасль знания. Ее становление и развитие тесно переплетались с философскими, этическими, историческими, а впоследствии социологическими и правовыми исследованиями. К изучению политики постоянно привлекались и методы, характерные для естественных наук. В процессе исторического развития она не раз меняла свои наименования (политика, научная политика, политология, политическая наука, political science, science, politique и т.д.).

Развиваясь как органическая составная часть гуманитарного знания и в более широком понимании - духовной культуры общества, политическое знание постоянно стремилось к влиянию на механизмы руководства и управления обществом. Сегодня уже невозможно представить себе политическое развитие мирового сообщества без наложивших на него неизгладимый отпечаток идей Н. Макиавелли, Дж. Локка, М. Вебера, И. Бентама и многих других политических мыслителей. Причем судьбы многих государств существенно изменялись под влиянием не только макрополитических концепций (например, марксизма), но и частных технологических теорий типа «разделения властей» и др.[6;7].

Решающее воздействие на эволюцию научного знания оказало развитие политики как самостоятельной социальной сферы с присущими ей механизмами поддержания интеграции общества, институтами, способами властного общения людей. В конечном счете, именно эта эволюция предопределила превращение совокупности накопленных о политике знаний в самостоятельную академическую дисциплину с собственными предметом и средствами познания. Сегодня она занимает почетное место в системе обществознания.

Американский ученый Р. Даль полагал, что с логической точки зрения становление политической науки прошло три основных этапа: философский (на нем превалировали нормативно-дедуктивные подходы в толковании политической жизни), эмпирический (на этом этапе непосредственный анализ данных превратился в основной источник пополнения знаний и доминирующий способ анализа политических реалий) и этап ревизии эмпирического знания (этап критического переосмысления источников развития теории, обусловивший разнообразие методов исследования). Однако исторически этот процесс занял не одно столетие. Если ретроспективно посмотреть на него, то можно выделить три самых общих этапа эволюции политической науки.

Первые формы специализированного (протонаучного) отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти. Позже, примерно в середине I тысячелетия, обнаружилась тенденция к большей рационализации политических представлений, появлению отдельных систематизированных учений. Так, в цивилизациях Древнего Востока доминировали идеи об устройстве отдельных государств, искусстве управления людьми. Например, Конфуций (551-479 до н.э.) разрабатывал учение о «гуманном управлении»; в нем государство трактовалось как средство перевоплощения идеальных семейных отношений и насаждения таким способом в обществе справедливости, любви к людям, благодарности к старшим. Наиболее видные представители древнегреческой мысли Платон (427- 347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.) в качестве основного объекта познания рассматривали конкретные государства, формы господства отдельных правителей, наиболее отчетливые проявления публичной власти. Однако нарастание рационального описания все усложнявшихся политических явлений привело в XIII в. к созданию на основе схоластики уже специфической политической науки, именуемой то «ars politica», что означает «политическое искусство» (Альберт Великий), то «scientia politica» - «политическая наука» (Аквинат), то «doctrina politica» - «политическое учение» (Л. Гвирини) и даже «sanctissima civilis scientia» - «божественная гражданская наука» (С. Брент). Несмотря на достаточно идеалистическую трактовку политики, она символизировала коренной поворот в сторону формирования специализированных знаний об этой области жизни. Причем данная совокупность представлений стала и непременной составной частью гуманитарного образования того времени.[6;9].

Новое время (XVI-XIX вв.), положившее начало второму этапу развития политической науки, существенно изменило и формы, и темпы формирования политической теории. Усложнение политической сферы, постепенно выявлявшее зависимость государственной власти от области частной жизни человека, способствовало пониманию ее как определенной социальной сферы со своими специфическими основами и механизмами. Итальянский мыслитель Н. Макиавелли первым совершил этот прорыв, разделив представления о политике и обществе. Введя в научный лексикон термин stato, он трактовал его не как отображение конкретного государства, а как особым образом организованную форму власти. В духе такого подхода Ж. Боден поставил вопрос о разработке методических оснований особой политической науки. Громадный вклад в развитие этой отрасли знания внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Милль, И. Бентам, А. Токвиль, К. Маркс и ряд других выдающихся мыслителей, разрабатывавших идеи рационализма, свободы, равенства граждан. В конце XIX - начале XX в. появилось множество специализированных теорий, посвященных исследованию демократии, систем политического представительства интересов, элит, партий, неформальных, психологических процессов. Эта эпоха дала миру имена А. Бентли, Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса, М. Вебера, В. Вильсона, Ч. Мерриама и других выдающихся теоретиков. Конечно, в разных странах развитие научного знания о политике шло неравномерно. Однако и в России труды Б. Н. Чичерина, П. А. Новгородцева, А. И. Строгина, М. М. Ковалевского, М. Я. Острогорского, Г. В. Плеханова и других ученых явились достойным вкладом в процесс формирования политической науки.

С первой четверти XX в. начинается современный, продолжающийся и поныне, этап развития политической науки. Теперь ее развитие идет на основе все более усложняющихся политических связей, дальнейшей политизации социальной жизни в целом, на фоне развития всего обществознания, способствующего постоянному обогащению методов политических исследований. Мир стал еще более политизированным, а число субдисциплин, изучающих грани политического, стало неуклонно расти, демонстрируя громадное разнообразие специализированных исследований, методов и приемов анализа политики. Расширение областей, подвергающихся специализированным и систематическим исследованиям, привело Г. Лассуэлла в 1951 г. к мысли о необходимости введения термина «политические науки».

Основной вклад в развитие современной политической науки внесли западные теоретики: Т. Парсонс, Д. Истон, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Р. Даль, Б. Мур, Э. Даунс, Ч. Линдблом, Г. Алмонд, С. Верба, Э. Кэмпбелл и др. Современная политическая наука - авторитетнейшая академическая дисциплина; соответствующие курсы читаются во всех сколько-нибудь крупных университетах мира. В мире действует Международная ассоциация политологов (IPSA), систематически проводятся научные конференции, симпозиумы. Мнение профессиональных политологов-аналитиков является постоянным компонентом разработки и принятия важнейших решений в национальных государствах и в международных организациях.

II. Классификация политики и ее взаимосвязь с другими формами общественного сознания

По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Обе части политики диалектически взаимодействуют. В большинстве случаев внутренняя политика обусловливает содержание, средства, методы и социальную направленность внешней политики. Но, разумеется, и внешняя политика по отношению к внутренней не является нейтральной. В определенных условиях она активно влияет на внутреннюю и может даже вносить в характер последней существенные коррективы. Так, политика США по отношению к ряду стран Латинской Америки и бывшего СССР к Финляндии, Афганистану и др.

Внутреннюю политику по критерию различения сфер общественной жизни можно разделять на экономическую, социальную, собственно политическую, духовную. Что касается первых двух сфер, то здесь обычно никто не возражает. По отношению же к двум последним разновидностям политики возникают порой дискуссии. Как, мол, понимать политику в политической сфере? Не тавтология ли это: политика политики. Думается, нет, и вот почему.

Экономическая политика демократического государства - совокупность научных положений, целей, политических средств и практических мер, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями в сфере экономической жизни общества, под ее влиянием происходит взаимодействие между государством и гражданским обществом. По отраслевому критерию в экономической политике обычно выделяют: политику в области промышленности, транспорта, аграрную политику, политику в области финансов, инвестиций, приватизации и т.п.

Социальная политика - это система идей, установок, целей, методов и средств, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями по поводу их места в обществе и обеспечении их непосредственно жизнедеятельности. [4;68].

Особое место в сфере социальной жизни занимает национальная политика. Ее объектом являются национальные отношения. Будучи интегральными, включающими в себя экономические, социальные, государственно-правовые, культурно-духовные и другие аспекты, национальные отношения необходимо рассматривать как исключительно сложный специфический объект регулирования.

Политика политики или политика в политической сфере направлена на регулирование отношений между гражданами и социальными общностями по поводу прежде всего государственной власти. Ее также можно подразделить на политику государственно-административного строительства и политику общественных организаций и движений в сфере властно-политических отношений.

Политика в сфере духовной жизни призвана осуществлять регулирование отношений между гражданами, коллективами, социальными общностями и нациями по поводу функционирования идей, взглядов, теорий, их реализации в обществе и непосредственной жизнедеятельности людей. Аналогично другим видам политики она может классифицироваться по отраслевому принципу: политика в области культуры, театра, кино, печати, средств массовой информации.

По полноте охвата сфер общественной жизни и влиянию на общество можно выделить такие разновидности политики, как научно-техническая, оборонная, экологическая. Эти виды политики выступают своеобразным слепком с общества, отражают его возможности, характер и социальную направленность развития.

Общество не одноцветный монолит, а многоярусная социально-дифференцированная система. Ее структуру составляют индивиды, социальные слои, группы, классы и нации со своими многообразными потребностями и интересами. Для их выражения, защиты и осуществления организационно-мобилизационной функции в обществе создаются государственные органы, политические партии, общественно-политические и профессиональные организации. Они выступают как активные субъекты политики. Исходя из этого, важным критерием классификации политики являются ее субъекты. [4;68].

политика наука партия государство

III. Субъекты политики

Политические отношения предполагают взаимодействие различных субъектов и объектов. Субъекты политических отношений являются носителями политических действий, то есть представляют собой активное, направляющее начало политической власти. В качестве субъектов политических отношений выступают отдельные люди, социальные группы, политические институты, движения, организации, политические элиты. Субъекты политики фокусируют проблемы и задачи, характерные для всего общества. Особенно велика роль таких субъектов политики, как нации (группы людей, объединенные одним языком, территорией, общностью экономических связей, культуры, психологическим складом) и классы (социальные группы людей, объединенные одинаковым типом отношений к собственности). Национальные и классовые проблемы и интересы воспринимаются и отражаются отдельными личностями, движениями, партиями. Решение этих проблем требует обязательного вмешательства государственной власти.

Субъектами политики являются как государство, так и различные государственные политические институты и учреждения, партии, организации, движения, группы людей. Выдающуюся роль в политике может играть и отдельный человек (политический лидер). При этом решающим фактором являются не индивидуальные способности и оригинальные идеи, а способность воспринять и отразить в собственной деятельности интересы и потребности большей части общества.

3.1 Человек как субъект политики

Роль человека в политических отношениях крайне специфична. Собственно, человек - это одновременно и субъект, и объект политики. Политические отношения возникают именно в человеческом обществе. Они призваны поддерживать целостность общества как сложной социальной системы, обеспечивать порядок и организованность

Организуя совместную жизнь людей, государство принуждает их к поддерживанию определенных политических порядков и форм поведения. Следовательно, государство неизбежно ограничивает права и свободы человека. Со своей стороны, человек имеет определенные притязания к государству, связанные с его возможностью к реализации собственных интересов. С этой точки зрения именно человек (группы людей) может влиять на государственную политику.

В отношениях личности и государства огромную роль играет такое понятие, как права человека.

Права и свободы человека подразделяются на гражданские (личные), политические, социально - экономические, культурные и экологические.

Гражданские (или личные) права присущи человеку от рождения. К ним, как правило, относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Обеспечение этих прав гарантируется государством на основе законодательного закрепления презумпции невиновности, неприкосновенности жилища, свободы передвижения, тайны переписки, свободы любых действий, не противоречащих закону, наличия публичности и независимости суда.

Политические права и свободы обеспечивают гражданам возможности участия в управлении делами государства и общества. К ним относятся: свобода слова, печати; свобода избирать и быть избранным в представительные органы власти; право на получение информации; право образования политических объединений, союзов; право открытого заявления своих требований (свобода демонстраций, митингов и др.); свобода совести. Важнейшие политические права человека закрепляются в основных государственных законах.

Социально - экономические права обеспечивают участие граждан в производстве, обмене, потреблении материальных ресурсов. К ним относятся права: на собственность; на свободную экономическую деятельность; на труд, на справедливую оплату труда, на защиту от безработицы, на выбор профессии; на коллективные действия по защите трудовых прав; на жилище, на образование, на охрану здоровья и т.п. Социально - экономические права закреплены в международном праве (они вошли во Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1948 г.) [1;57].

На конец XX в. приходится формирование прав «третьего поколения». Речь идет о правах человека в сфере культуры и экологии. К ним относятся права человека на мир и социальное развитие; на здоровую экологическую среду; на приобщение к общечеловеческим культурным ценностям и достижениям. Реализация этих прав приближает человечество к его объединению в единый организм. Однако их обеспечение затруднено рядом обстоятельств, среди которых важнейшими являются наличие в мире государств с деспотическим режимом правления, необходимость огромных средств на сохранение здоровой окружающей среды.

Содержание гарантируемых прав и свобод человека в конкретном государстве зависит от характера правящего режима (от уровня развития демократии), от наличия определенных материальных ресурсов, от сложившихся традиций и обычаев населения.

3.2 Политические элиты и лидеры

Важнейшими субъектами политики являются политические элиты и лидеры. Политическая элита - это группа лиц, занимающаяся профессиональной деятельностью в сфере власти и управления государством. На государственном уровне политическая элита концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие функции, предопределяя таким образом пути и формы политического развития общества.

Политическая элита представляет собой часть элитарных слоев общества, представленных авторитетными представителями экономических кругов, интеллигенции, ученых и др. представители политической элиты, по мнению большинства современных ученых - политологов, не являются типичными представителями общества. Политическая элита формируется главным образом из представителей элиты в целом. Поэтому политическая элита представляет интересы скорее масс, а не элитарных слоев общества. Именно эти интересы при помощи политической элиты становятся ориентирами государственной политики.

К основным функциям политической элиты принято относить:

-формирование и представление интересов различных групп населения;

-формирование политических задач, принятие решений и контроль за их реализацией;

продуцирование различных политических ценностей (социальные проекты, идеологические установки, политические мифы и др.), призванных мобилизовать граждан на решение конкретных задач.

Главным условием эффективного осуществления элитой ее главных функций является обладание ею всеми рычагами власти и управления, то есть способность и умение использовать принудительные методы, оперативно в случае необходимости применять силовые ресурсы, манипулировать общественным мнением.

Важнейшим элементом политической элиты является политический лидер. Лидер персонифицирует систему власти и управления, олицетворяет эту власть в глазах всего общества или групп граждан.

Наиболее полно особенности политического лидерства проявляются на общегосударственном уровне. Главная задача политического лидера государства состоит в сохранении стабильности правящего режима, укрепления и сплочения правящей элиты и усилении собственного положения. В этом смысле он осуществляет широкий круг организационно - управленческих функций (выработка, подготовка, принятие политических решений, контроль за их реализацией, координация действий всех государственных и политических структур и т.д.).

Кроме этого, политический лидер выполняет коммуникативную функцию, в рамках которой олицетворяет в глазах общества персональную ответственность за гарантию прав и свобод населения. «Он мобилизует население на решение важных государственных задач. Здесь значительную роль играет личный авторитет лидера, его умение побудить людей к необходимым действиям».[1;59].

Многообразие задач политических лидеров, условий их осуществления, а также иных факторов деятельности предопределили разветвленную систему типологий политического лидерства.

3.3 Политические партии

Важнейшими субъектами политических отношений в демократических странах являются политические партии. Они прошли долгий путь формирования и эволюции. В разнообразных формах группировки, фракции, клики существовали уже в ранних государствах.

Осознание необходимости политических партий в их современном понимании (как инструментов реализации политического процесса) складывается только в условиях формирования капиталистических институтов и буржуазной политической системы. Этот процесс занял очень большой период и протекал по-разному в разных странах. Впервые политические партии возникли в ряде стран Запада и в США.

В современной политологии существует более 200 определений понятия «политическая партия», от иронических до сугубо рационалистических. Многие политологи «привязывают» определение партии к содержанию и целям избирательного процесса.

Так, М. Вебер определял политическую партию как организацию, возникающую на добровольной основе для свободной ве6рбовки голосов, преследующую цель выбора своих представителей на политические посты. Таким образом, во главу угла он ставил борьбу за обладание властью.[1;61].

Вторая трактовка связана с именем известного политолога, социолога, философа Б. Констана, который определял политическую партию как группу людей, придерживающихся одной и той же доктрины.[1;61].

И наконец, часть ученых рассматривали партию как политический институт, действующий в системе государства.

Современное понимание политической партии базируется на выделении четырех основных признаков политических партий:

-наличие соответствующей организации, структуры;

-стремление к завоеванию и осуществлению власти;

наличие поддержки населения;

наличие идеологической базы, некой идейной доктрины.

Таким образом, политическую партию можно определить как специализированную, организованно упорядоченную группу, объединяющую наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологии, лидеров) и служащую для борьбы за завоевание и использование политической власти.

Политические партии отличаются друг от друга по ряду параметров. В частности, с точки зрения структуры и членства различают массовые и кадровые партии.

Массовые партии в основном возникли как внепарламентские. Их базу составляли самые широкие слои населения (рабочие, крестьяне, религиозные, национальные и др.). В большинстве своем, особенно на первоначальном этапе, массовые партии характеризуются левой ориентацией. Это партии коммунистической, социалистической и социал - демократической ориентации. Массовые партии отличаются программностью политических установок и высокой идеологизированностью (идеология используется для массовой политической мобилизации). Они, как правило, существуют на членские взносы, а члены партии не только платят взносы, но и активно участвуют в делах партии.

Задачей кадровых партий является мобилизация в каждом избирательном округе влиятельных лиц, способных привлечь широкие круги избирателей из различных социальных слоев (независимо от их идеологических ориентаций). Эти партии решают задачу не численностью, а подбором именно тех кадров, которые способны эффективно организовать избирательную кампанию.

В то же время многие современные партии сочетают в себе черты как массовых, так и кадровых партий. Их можно охарактеризовать как партии смешанного типа. Отдельные партии существуют в форме какого-либо объединения нескольких партий.

Существует также еще ряд классификаций партий, учитывающих более широкий круг параметров. Политические партии можно классифицировать:

по отношению к другим элементам политической системы - демократические (прагматические; доктринальные (с повышенной значимостью идеологического фактора), партии интересов (какой-либо социальной группы); авторитарные; тоталитарные);

по отношению к участию в осуществлении государственной власти (правящие, легально-оппозиционные, полулегальные, нелегальные);

-по устойчивости существования (стабильные, неустойчивые);

по способу связи партии с ее парламентской фракцией (мягкие и слабые, жесткие и сильные);

по характеру членства (открытые, со свободным членством; закрытые, элитарные).[1;65].

Партии исторически сформировались как политический институт, способный координировать и контролировать процесс принятия решений на уровне государства. Они подталкивают представителей противостоящих взглядов и интересов к заключению соглашений, учитывающих различные интересы. Соединяя гражданское общество с государством, партии способствуют преодолению или смягчению конфликтов в обществе. Именно поэтому признано, что сильные партии не ослабляют, а укрепляют государство, обеспечивая связи государства с обществом и контроль общества над политическими процессами. Напротив, слабость партий оборачивается и слабостью государства.

Пронизывая все политические институты, партии обеспечивают взаимосвязь между различными ветвями и уровнями государственной власти; вырабатывают компромиссные решения; выполняют посреднические функции между различными социальными группами, составляющими их избирательную базу. В то же время партии формируют общественное мнение, вербуют сторонников в поддержку выдвигаемых ими проектов, идейно и организационно обеспечивают избирательные кампании, выдвигают своих кандидатов на выборные должности.

Таким образом, политические партии имеют определенные внутренние и внешние функции.

3.4 Нации как субъект политики

Специфическим субъектом политики являются нации. Термин «нация» использовался еще в Древнем Риме для обозначения небольших народностей. Он применялся наряду с греческим «этнос», обозначавшим общность (племя) людей, объединенных родством, внешним сходством, территорией проживания, языком. Впоследствии данный термин стал употребляться для характеристики результата слияния нескольких этносов.

Современное пониман7ие нации начало складываться в конце VIII в. в период Великой французской революции в связи с требованием государственного суверенитета и началом формирования национального самосознания. В XIX в. по мере распада империй и формирования политической карты мира нации все чаще предъявляют политические требования к власти, что и приводит к созданию самостоятельных национальных государств. В XX в. национальные движения возникают в основном в русле национально-освободительной борьбы угнетенных народов (именно так рухнули вековые колониальные империи).

Идея нации используется для выражения особых требований к власти. Выражением этой идеи становится особое политическое движение - национализм. Объективно национальные движения направлены на использование государственных и межгосударственных механизмов для защиты национальных интересов. Национальные идеи, как правило, взаимосвязаны с идеями независимости. В многонациональных государствах это может означать требование нациями определенных автономий в рамках государства и даже создания самостоятельного государства.

В политических процессах развитых современных государств национализм складывается в рамках урегулирования межнациональных конфликтов (например, в результате нарушения каких-либо прав жителей определенной национальности). Причиной активизации национальных движений является и неспособность государства к эффективному регулированию межнациональных отношений. Важнейшая причина возникновения национальных движений - национальные конфликты (между коренной и некоторыми нациями, между государством и национальными группами и др.).

Важнейшее значение в демократизации национальных движений имеет деполитизация национальных отношений, утверждение принципа национальной экстерриториальности (отрицание жесткой зависимости существования нации от территории ее проживания), утверждение общегражданского характера наций. Основная роль в придании национальным движениям демократического характера принадлежит государству.

3.5 Государство как субъект политических отношений

«Государство - это институт, организующий жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там необходимый социальный порядок (соблюдение норм и правил человеческого общежития)».[1;69].

Формирование и развитие государства сопровождалось многочисленными попытками теоретического объяснения источников его возникновения, его отличительных черт, функций, перспектив развития.

В целом государство сформировалось как институт организации совместной жизни людей. Именно государство формирует нормы и правила социального общежития, контролирует их выполнение.

Как институт политической власти государство характеризуется следующими специфическими признаками:

- государство (его законы и правила) действуют на строго ограниченной территории. При этом размер территории не является существенной характеристикой;

- государство обладает особой организацией, структурой, профессиональными управленческими кадрами, то есть представляет собой особый аппарат управления социальными процессами;

государство обладает высшей властью (суверенитетом) на своей территории. Только оно может устанавливать законы и нормы. Тем самым власть признает свою ответственность перед гражданами, а граждане наделяются известными обязанностями перед государством и определенными правилами;

- в рамках осуществления своих функций государство обладает монополией на легальное применение силы, на физическое принуждение граждан, групп или организаций к выполнению принятых им решений.

Проявление специфических свойств и функций государства зависит от формы организации власти, взаимосвязи государственных органов, соотношения и распределения функций и других моментов.

IV. Функции политики

Формируясь в процессе регулирования межгрупповых противоречий, поддержания целостности социума и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки.

В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций:

выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;

рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям

цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;

распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;

согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;

интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;

социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, преодоления разрушающих последствий подсознательных реакций на политические процессы, препятствующих рациональному отношению к жизни. Конституируя личность как самостоятельное, активное существо, политика способна осуществлять и человекотворческие задачи;

обеспечения коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты (СМИ), способы поддержания контактов между властью и населением (политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшнз - особые техники связи с общественностью);

созидания действительности (проективная функция). Политика способна формировать новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных политических субъектов, создавать новые формы организации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой.

Более частные, разнообразные функции политики складываются при взаимодействии ее с отдельными конкретными сферами жизни (например, со сферой формирования общественного мнения, создания органов власти и т.д.). Политика может обладать как явными, так и скрытыми (латентными) функциями, например, при согласовании интересов в сфере принятия государственных решений.

В целом же функции политики могут трансформироваться в зависимости от времени, места и субъектов политической деятельности. Это говорит не только о том, что отдельные функции способны осуществляться в более или менее развитых формах, но и о том, что в ряде случаев они могут приобретать противоположный своему назначению характер (когда, к примеру, жесткость конкуренции за власть может десоциализировать человека, оттолкнув его от активной политической жизни). «Далее мы увидим, какие качественные изменения происходят с функциями политики в рамках тоталитарных обществ, на поздних стадиях развития современных индустриальных государств, в переходных процессах, острых кризисах государственной власти». [5;38].

Заключение

Таким образом, политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью завоевания политической власти или ее упрочения специфическими методами. [4;64].

Область политики охватывает власть и властные отношения, государственно-политическую организацию общества и весь комплекс ее институтов, совокупность политических партий, избирательную систему, механизм принятия политических решений и политический процесс. Такой подход приближает нас к более глубокому пониманию политики как общественного явления.

Список литературы

1.Кернаценский М.В., Шатина Н.В. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. - М.: Форум: ИНФРА_М, 2002. - 192 с.

2.Латышева В.В. Основы социологии и политологии: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 336с.

.Муштук О.З. Политология: Учебное пособие. - М.: МГУЭСиС, 2005. - 210 с.

.Общая и прикладная политология: Учебное пособие /Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - М.: МГСУ, изд-во «Союз», 1997. - 992 с.

.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.

.Теория политики: Учебное пособие / сост. Н.А. Баранов, Г.А. Пикалов. - СПб.: Изд-во БГТУ, 2003. - 410 с.

Похожие работы на - Политика как общественное явление

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!