Политика и власть как общественное явление

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,45 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политика и власть как общественное явление














РЕФЕРАТ

Тема: Политика и власть как общественное явление

Содержание

Введение

. Содержание, происхождение и сущность политики

. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни

. Понятие и структура власти

. Политические отношения и политическая жизнь общества

Заключение

Список литературы

Введение

Политика и власть - важнейшие составляющие общественной жизни. Выявление их сущности позволяет разобраться в сложных проблемах современности и определить свою позицию к ним.

Современный человек постоянно ощущает на себе влияние политики. В условиях демократического перехода ее эффективность предстает важным фактором стабильности общества.

Именно ее регулирующее влияние на общественные процессы должен способствовать преодолению кризиса. Каждый из нас должен осознать для себя значение политики, политического участия, сущность политических отношений, власти и политической жизни, выявить для себя механизмы их функционирования.

От решения этой проблемы, нашим обществом, зависит продвижение его по пути демократии.

Для освещения темы мы предлагаем такие вопросы.

. Содержание, происхождение и функции политики.

. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни.

. Понятие и структура власти, ее легитимность.

. Политические отношения и политическая жизнь общества.

1. Содержание, происхождение и сущность политики

Термин "политика" возник еще в античной Греции. Он происходит от древнегреческого слова polis (лат.), что означает город-государство (в античной Греции). С названием "полис" связан и другой термин politeia, что дословно означает "принимать участие в политической жизни".

Так что с первых произведений, посвященных изучению политики (трактат Аристотеля "Политика" при дословном переводе также носит название "то, что относится к государству") этот термин означал "государственная жизнь", "государственное устройство".

По Аристотелю политика входит в родовое определение человека. Он, определяя сущность человека, называл ее политическим животным.

Другой древнегреческий философ Платон под политикой понимал искусство, способность жить вместе в условиях полиса, путем соблюдения определенного комплекса правил социального общежития.

Итак, начиная с древних времен, политика - это знания и умения достигать разделение функций граждан, хранить их общения и целостность общности.

Одной из традиционных детерминантов политики является власть. Соответственно под политикой понимают деятельность и отношения по осуществлению власти в обществе.

Немецкий политолог М. Вебер отмечал, что политика - это стремление власти, ее завоевания и удержания в различных крупных общественных коллективах. По Д. Истон, политика предстает как реализованное властью распределение ценностей.

Следует отметить, что к концу XIX в. политика связывалась традиционно и преимущественно с государственной властью, направлениям ее деятельности и формам устройства. Следовательно особое внимание привлекал институциональный аспект понимания политики. Другая позиция разворачивается в XX в. Она представляет политику как власть, не только государственную, но и связанную с негосударственными структурами, в которых также сосредотачивается власть (партии, группы давления, СМИ и т.д.).

Значительно дополняет эту позицию подход, сложившийся во второй половине XX в. на базе политического бихевиоризма. В этих пределах политика ассоциируется с областью деятельности политической человека, его интересами, поведением.

Еще одну доминанту в определении политики составляет выявления ее социального содержания. Соответственно мы можем отделить два направления.

Первый рассматривает политику как объединение людей для достижения всеобщего благосостояния, как деятельность по выражению общего интереса. Это сфера компромисса, консенсуса. Следовательно, она определяется как способ социальной интеграции и общения (коммуникации).

Второе направление, по определению социального содержания, абсолютизирует конфликтный начало политики. Соответственно политика видится в обеспечении господства одних над другими, как выражение борьбы. Конкретным воплощением этого подхода является диктатура одного из классов, или же "отстаивание дихотомии "друг - враг "" (по К. Шмидтом), "наши - чужие". Политика, по этой доминантой является формой реализации тех или иных этических целей.

Понятно, что в этом плане разнообразия подходов может быть очень широк - например, рост блага и управления в соответствии с принципами справедливости (Платон); осуществления рационального мышления (Г. В. Ф. Гегель); установление социального баланса сил и поддержание целостности общества (Дебре); осуществление общей воли (Ж.-Ж. Руссо).

Политика также может рассматриваться как нормотворчество, деятельность по укреплению, изменению отношений в обществе, как достижение договоренности.

Политика, как мы видим, связана с управлением. В недрах его разворачивается поиск путей к малоизвестному. Процесс принятия решений в политике носит творческий характер, присутствуют элементы риска, ибо результаты не всегда можно предсказать.

Безусловно, все эти концептуальные составляющие необходимо учитывать при анализе такого феномена как политика. Это позволит избежать одностороннего подхода к этому сложному явлению.

На ранних этапах развития человеческого общества, когда люди были объединены кровнородственных связями, необходимости в политике не было. Общество еще не претерпело тогда резкого противопоставления интересов.

Механизм самоорганизации в получении и распределении продуктов, догмы религии, традиции естественным образом регулировали как процесс удовлетворения потребностей, так и поддержание целостности социума. Однако, по мере прогресса материального производства, усложнение общества, роста его многомерности возникает проблема урегулирования противоречивых интересов и сохранения его целостности.

Племена объединяются в более крупные общности - народности, идет внутренняя дифференциация общества по социальным, этническим, религиозным и другим признакам. Нужной оказывается другая организация общества. Возникает государство, которое за счет использования средств принуждения обеспечивает необходимые общеобязательные формы социального поведения для всех слоев населения. Это качественно новый уровень регулирования межгрупповых отношений, распространенных на значительной территории. Формируется особый слой людей, который осуществляет власть и управление (аппарат управления). То есть четко разграничиваются функции управления и тех, кем управляют.

Отношение к государственной власти, как мы видим, влияет на возможности удовлетворения социальными группами своих запросов и потребностей. Необходимость вступать в опосредованные государством отношения с другими группами и с самими центрами власти предполагало в свою очередь отбор владнозначимых интересов и оформления групповых посягательств.

Это способствовало возникновению новых социальных ассоциаций, а также приводило к росту числа людей, специально занимались управлением. Итак политику можно определить как систему отношений между людьми, возникающие по поводу организации и использования государственной власти в обществе.

Политический характер общественных отношений требует осознания своих интересов как группой в целом (на уровне политических программ, целей, идеологий), так и каждым ее представителем по отдельности. Человек должен осознавать свою прелесть в данную группу.

Политическое осознание интересов включает соотношение их с запросами других групп и определение средств и степени государственного вмешательства в процесс общественного взаимодействия. Когда сообщество не может осознать свои политически значимые интересы, она становится заложницей собственной элиты, или будет объектом манипулирования со стороны других групп. Таким образом, политические осознание интересов необходимые для формирования политической воли, направленной на эффективное участие в политическом процессе.

Подытоживая, можно определить политику как область, в основном, целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественнозначимых запросов и потребностей.

Определим теперь основные функции политики:

отражение властно значимых интересов социальных групп общества. Благодаря политике, люди получают дополнительные возможности удовлетворять свои потребности и интересы;

политика рационализирует противоречия, возникающие, способствует решению конфликтов;

управления, налаживания общественного взаимодействия (важное средство этого - возможность использования принуждения в отношении членов общества);

политика предусматривает интеграцию общества, обеспечивает гармонию частных и общественных интересов. Из-за этого, благодаря политике поддерживается целостность общества, стабильность и общественный порядок;

политика составляет среду социализации личности. Человек входит в политику, усваивает и вырабатывает свое отношение к общественной взаимодействия, по поводу использования государственной власти;

в процессе политики человек усваивает общепринятые представления;

кроме всего, политика, используя методы политического регулирования, может образовывать новые формы социальной организации жизни. Другими словами, обеспечивает инновационность общественного развития. Возможности политики расширяются благодаря взаимодействию с другими сферами общественной жизни.

2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни

Политика испытывает на себе влияние экономики, морали, права, художественной культуры и т.п. Но и она действует на эти и другие сферы.

Долгое время политика воспринималась как всеобщая универсальная форма человеческой активности. Понимание определенной автономии политики дало возможность более четко соотнести политику с другими сферами жизни.

Это соотношение разные мыслители оценивали довольно неоднозначно. Некоторые видели его как первостепенную сферу человеческой деятельности (Моска); другие, напротив, растворяли ее в различных видах деятельности, отрицали возможность ее автономизации (Фрейд); некоторые рассматривали ее как зависимую от экономики (Маркс), права (Гоббс), морали (Аристотель) или религии (теологическая парадигма); другие - определяли ее как относительно автономную равноправную с другими сферу общественной жизни.

Существуют две крайние точки зрения: одна из них детерминирует политические процессы неполитическими факторами, другая гиперболизирует самодетерминованость политики, говорит о ее неподвластность влияния других сфер жизни. Кажется, что более объективным является подход, согласно которому политика и другие сферы взаимодействуют, взаимозависят как относительно самостоятельные системы регулирования социальных процессов. Возможна преимущество тех или иных регуляторов обуславливается различными причинами (историческая ситуация, менталитет и пр.).

В условиях стабильных демократий связь политики с другими сферами имеет устойчивый динамичный характер. Прослеживается тенденция к снижению роли методов политического регулирования, усиление влияния моральных, религиозных норм, методов самоорганизации в обществе.

Переходное состояние политического режима, который часто сопровождается кризисом, способствует усилению влияния факторов политического характера, повышает значение политической воли и уровня институционализации политических отношений. Особенно это проявляется в логике действия авторитарного режима, для которого политика - средство приоритетного влияния на усиление регулируемости социальных процессов.

Что касается тоталитарного режима, то в нем политический произвол достигает необъятных размеров. Политические методы по сути подменяют и девальвируют факторы иного порядка. Даже экономическая целесообразность отдает место идеологическим соображениям. Политика приобретает гипертрофированного значения, она проникает даже в личную жизнь граждан.

Теперь рассмотрим конкретное взаимодействие политики с некоторыми сферами человеческой жизнедеятельности.

Экономика имеет значительное детерминирующее влияние на формирование политической власти. В частности, девелопменский подход (с англ. - "Развитие") определяет, что слабо развитая экономика предполагает централизацию власти, усиливает авторитарные тенденции. Высокий уровень экономического развития является важным фактором установления и сохранения стабильной демократии.

Зарубежные исследователи используют такое понятие, как индекс комплексного развития, в котором экономические показатели занимают важное место. В зависимости от их развитости прогнозируется перспектива установления стабильной демократии в той или иной стране, переживающей этап модернизации.

Такой исследователь, как Б. Рассел, синтезировал показатели социально-экономического и политического характера, и выделил пять типов государств, соответствующих пяти типам социально-экономического развития общества. Традиционные, примитивные общества; традиционные цивилизации; переходные общества; общества промышленных революций; общества высокого массового потребления.

Связь политики и экономики необходимо рассматривать диалектически. Политика также регулирующие возможности экономики, поскольку является формой властно-государственного принуждения. В случае необходимости влияние ее приобретает особое значение. Сегодня как либеральные идеологи мероприятия, так и консервативные отказываются от резко отрицательного отношения к государственному регулированию экономики. Они признают необходимость применения этих рычагов.

В современной Украине, как и в других государствах, проводящих посттоталитарные трансформации, вопросы усиления регулируемости социальных процессов является наиболее актуальным. Политический анализ необходим для проведения эффективных экономических преобразований: установление конкурентной среды, утверждения рыночных отношений, развития предпринимательства. Меры политического характера необходимо для преодоления негативных последствий прошлой системы и преодоления кризисных явлений переходного периода.

Однако успех демократических преобразований будет зависеть от сохранения динамического баланса между факторами политического и экономического характера. Например, не менее значимым оказывается развитие свободной экономической деятельности, утверждения хозяйственной инициативы и широкое развитие предпринимательства.

Экономика и политика взаимодействуют опосредованно через социальные отношения. Поэтому характер их взаимодействия во многом зависит от содержания интересов социальных групп, составляющих то или иное общество.

Правовая, юридическая сфера закрепляет в законодательстве основные принципы политического господства. Оно предстает своеобразным индикатором зрелости политики, государства. Определяет пределы допустимой политического поведения субъектов политической деятельности. Особенно это должно касаться правящих кругов. О нашей недавней истории: в условиях тоталитарного режима право служило политике, никак не регламентировало правовое, властное своеволие. Абсолютная власть развращает абсолютно.

Первый подход (Макиавелли, Моска, Михельс, Бентам) отвергает любое серьезное значение морали для политики.

Второй подход (Платон, Аристотель, Фромм), напротив, растворяли политические подходы в морально-этических оценках. Высказывалась точка зрения, что нравственные ориентиры являются самыми существенными в человеческой жизнедеятельности (одинаково во всех сферах, не отделяя политику).

Третий подход (А. Швейцер, М. Ганди) отстаивали мнение облагораживания политики моралью. С этой точки зрения, мораль является важным фактором оценки политической деятельности вообще.

В политике процесс формирования и реализации интересов изначально связан с моральным выбором человека. Представления о справедливости, характер отношений с государством, о границах свободы и равенство влияют на политические установки и поведение. В отношениях с государством (государственной властью) человек руководствуется требованиями пользы и нравственности. Мораль размещает политические вопросы в плоскости взаимоотношений "добра" и "зла". Индивидуальный выбор в большей степени зависит от морального апробирования, тогда как профессиональные аспекты управленческой деятельности элит содержат минимальный уровень моральной рефлексии.

Понятно, что нравственность политики относительная, тем более что моральная оценка политических средств, применяемых, зависит от конкретной ситуации. Например, государство может эффективно использовать свое монопольное право на использование силы только тогда, когда имеет легитимность. Другими словами, когда нравственные чувства народа совпадают с нормами официальной властной морали.

В отношениях морали и политики также необходим баланс, недопустим как гиперморализм, что приводит к мистификации политических представлений, которые являются путем к социальным катастрофам, так и пренебрежение социальными принципами, что характерно для всех известных истории диктаторских режимов.

Если политика не чурается нравственных требований, тогда ей приятное стремление достичь целей за счет меньшей социальной цены, сохранить мир и гражданское согласие.

Индивидуальный, групповой и общечеловеческий уровень политического сознания должны получать интегральную формулу. Преимущество одного из них негативная по своему влиянию, ибо нарушает динамичный баланс между политикой и моралью, реальным и идеальным. Для сохранения этого баланса необходимо усиливать те наставления, объединяющие общество, а не приводят к его распаду. Стабильность общества предусматривает одним из важных факторов мораль как источник политического развития и политику - как средство укрепления универсальных норм и ценностей морали.

3. Понятие и структура власти

Как уже было отмечено, сущностную детерминанту политики составляет власть.

Рассмотрим подробнее этот феномен.

Современная политология, как правило, исходит из понимания власти, которое предложил М. Вебер.

Власть предстает как способность отдельного человека или группы людей утверждать в сфере социальных отношений, несмотря на сопротивление, собственную волю.

Власть проявляется повсюду: в семье, в производственных коллективах, армии, в государстве в целом.

В последнем случае мы имеем дело с верховной политической властью.

Сущность власти заключается в отношениях руководства, господства и подчинения. Однако существуют различные толкования власти.

Телеологическое, с точки зрения достижения целей, результатов деятельности. За ним, власть может быть определена как реализация намеченных целей. "Из двух субъектов А и В, субъект А достигает наиболее намеченных результатов, а чем субъект В. Соответственно субъект А и обладает властью".

Поведенческая трактовка рассматривает власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие - подчиняются.

Этот подход индивидуализирует понимание власти, сводя его к взаимодействию реальных личностей.

Особое внимание уделяется субъективной мотивации власти. Человеком руководит стремление к власти, стремление к ней.

Она рассматривается как средство обогащения, получения престижа, безопасности, благосостояния. Политическая власть складывается из столкновений, разнообразной воли к власти, как баланса, равновесия политических сил.

К бихеовиористскому определению близок и психологический подход. Общее в нем то, что власти за источник индивидуальное поведение.

Необходимо выявлять психологические основы воли к власти.

Этот подход можно проследить в пределах психоанализа. Власть возникает как взаимодействие воли к власти одних и готовности к подчинению, "добровольному рабству" - со стороны других.

В психике человека имеются структуры (по З. Фрейду), которые делают его склонным к преобладанию рабства ради личной защищенности и успокоенности посредством любви к правителю.

Системная трактовка власти является противоположностью предыдущего.

Власть, за ним, это производная не от индивидуальных, межличностных отношений, а от социальной системы и проявляется во взаимоотношениях частей и целого.

Структурно-функциональные интерпретации рассматривают власть как свойство социальной организации.

Человеческое общество базируется на целесообразности разделения функций управления и подчинения. Это условие эффективного совместного бытия людей. Иерархия присуща обществу. Следовательно власть выступает как свойство социальных статусов, ролей, позволяющих контролировать ресурсы власти.

Реляционистское (от "relation" англ. - отношение) определение власти является синтезом.

Власть - это отношение между двумя партнерами (агентами), при котором один из них оказывает значительное влияние на другого.

Иными словами, власть - это взаимодействие между субъектом и объектом, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Структура власти состоит из субъекта, объекта власти и ресурсов.

Субъект воплощает активное начало.

Отношения власти имеют асимметричный характер (власть всегда концентрируется на стороне субъекта, но сущность субъект-объектных отношений зависит от типа политического режима).

Ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы можно классифицировать на утилитарные, принудительные и нормативные (по А. Этциони).

Утилитарные - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Они могут использоваться как для поощрения, так и для наказания.

Принудительные ресурсы - это мера административного наказания. Их применяют тогда, когда первые (утилитарные) оказываются не эффективными или исчерпанными.

Нормативные - включают те меры, которые влияют на внутренний мир человека, на нормы поведения и ценностные ориентации (СМИ, художественная литература, различные сферы культуры, действующее законодательство, традиции и т.д.) Этот тип ресурсов влияет именно на сознание человека, тогда как первые два вида - на реальные обстоятельства жизнедеятельности человека, а через это - на поведение.

Можно также проводить классификацию ресурсов согласно сфер жизнедеятельности: политические, экономические, социальные, политико-силовые, культурно-информационные.

Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления. Это деньги, средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания и т.п.

Социальные ресурсы позволяют влиять на социальный статус человека. К ним относятся, например, материальное благополучие, карьера, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальная защищенность.

К культурно-информационным ресурсам относятся знания и информация, а также средства их получения и распространения (учреждения образования и науки, СМИ, учреждения культуры).

Некоторые исследователи считают, что XXI век станет веком господства информационных ресурсов власти.

Политико-силовые ресурсы - это государственный аппарат физического принуждения (армия, карательные органы и т.п.).

Важно отметить, что и сам человек является специфическим ресурсом власти (демографические ресурсы).

Человек создает все другие ресурсы власти. Человек может выступать орудием власти как средство воздействия на других людей. То есть человек может выступать и субъектом и объектом власти.

Мы определили, что такое власть как феномен общественной жизни. Но власть может быть классифицирована по следующим видам: экономическая, социальная, духовно-информационная, принудительная, политическая.

Особенно интересный вопрос - в чем заключается специфика политической власти. Определим ряд признаков, ее отличают:

легальность в использовании силы в пределах государства и со стороны государства;

верховенство, обязательность решений политической власти над всякими другими;

публичность (всеобщность, позаособность). Политическая власть от имени всего общества обращается ко всем гражданам с помощью права;

моноцентричность (наличие единого центра принятия политических решений).

другие виды власти;

полицентрическая;

разнообразие ресурсов политической власти.

Политическая власть отличается от всех других форм общественной власти своей суверенностью: общие законы и порядки распространяют ее на всех граждан; она выносит окончательное решение во всех случаях; самостоятельно представляет гражданское общество в международных делах. Решающим средством применения власти выступает монополия насилия как внутреннего (право наказания), так и внешнего (право на войну). Для политической власти имеют значение не столько интересы отдельных лиц или групп, сколько общие интересы всех граждан общества.

Политическая власть реализует свои возможности в формах, противостоять которым не могут антисоциальные тенденции и антигражданскую действия. Она опирается на специфические орудия и средства власти: юридически судебные, административные, уголовные, военные. Содержанием политической власти должно быть стремление к сохранению общества от распада и создания условий для его развития.

В современном обществе наблюдается кумулятивный эффект - накопление власти, усиливается. Различные виды власти имеют тенденцию к взаимодействию и даже к обусловливанию друг к другу.

Для того, чтобы выполнять свои функции, власть должна быть институциализирована, закрепленная в форме политического господства. Оно означает структурирование в обществе отношений властвования и подчинения, организационное оформление и закрепление разделения управленческого труда. Конечно, с последним связаны, с одной стороны, социальные привилегии, с другой - исполнительная деятельность. Политическое господство возникает, когда власть институализируется, превращается в устойчивые отношения. Оно связано с распределением статусных позиций в обществе.

Господство гражданами оценивается по-разному. Положительная оценка принятие власти населением, признания им ее права управлять и согласие подчиняться означает легитимность власти. Такая власть характеризуется как справедливая и правомерная. Она имеет авторитет. Большинство населения уверено, что существующий порядок является лучшим из возможных для этого общества. Легитимность власти сопровождается наличием консенсуса относительно основных целей и ценностей развития.

Необходимо различать легитимность власти и ее легальность. Первое понятие носит этический характер, второе - юридический и этико-нейтральный. Легальной есть власть, которая издает законы и имеет возможность их осуществлять, но при этом она может быть не легитимной (например, когда население находится в пассивной или активной оппозиции к власти). В этом случае легальная власть часто прибегает к принуждению и насилию как в отношении отдельных членов общества, так и общества в целом.

По М. Веберу можно выделить три типа легитимности власти: традиционную, харизматическую и легальную.

Традиционная власть основана на убежденности и святости традиций и законности представленных ими органов. Эта власть имеет две модификации:

базируется на патриархальном господстве, определяется примитивной согласию с продиктованным властью ходом общественных процессов и первостепенной значимости при этом патриарха как обладателя;

базируется на сословном господстве с присущей ему иерархией, выраженной в моральной и имущественной неравенства состояний при почитании существующих обычаев и обладателя.

Харизматическая власть предполагает безусловную и иррациональную веру в сверхъестественные качества обладателя. Термин "харизма" заимствован из истории христианской церкви, где его используют для обозначения проповедников, которые имели дар непосредственного общения с божеством и обходили при этом официальные религиозные институты. В политической практике под харизмой понимают священный дар, исключительные качества руководителя.

Легальная власть или рационально-правовая базируется на рационально понятном интересе. Для этого типа характерна убежденность в законности установленных порядков. Для обеспечения такого типа господства необходим профессиональный аппарат. Содержанием этой власти является признание важности законов. Люди подчиняются не личности, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

4. Политические отношения и политическая жизнь общества

политика мораль власть общество

Политические отношения выражают устойчивый характер взаимосвязей между собой и с институтами власти.

В содержательном плане они характеризуют различные взаимодействия элиты и электората, элиты и контрэлиты, лидеров и групп поддержки, социальных и национальных общностей, разнообразных групп интересов и политических институтов.

Важным показателем политической жизни является характер политических отношений, который отражает доминирующие составляющие функционирования государственной власти, как то: то непримиримая борьба политических интересов и партий, то стремление этих сторон до общественного согласия и взаимопонимания для решения общих проблем; ли гражданская война, то гражданский мир; то постоянное ожидание социального взрыва в любой форме, будь то стабильность и чувстве безопасности.

Для понимания сущности политической жизни принципиально важно то, что интересы человека в политике в большей степени носят надперсональный характер, т.е. имеют значение для той или иной части населения.

Эти интересы взаимодействуют с интересами других общественных групп, поэтому для нормализации межнационального взаимодействия (политической жизни) особое значение имеет участие в них государства.

Для политической жизни Украины в последнее время характерны новые тенденции. Кардинальные изменения в нем произошли с распадом СССР.

Изменилась сама схема взаимоотношений человеческого общественности: отход от приоритета международных проблем ("СССР - международное круг") с приоритетом внутренних проблем.

Например: гражданское общество - государственная власть, ее форма, ее экономическая, культурная, образовательная, национальная, экологическая и другая политика.

Из этих взаимоотношений ведущими становятся политические. Так как от них (и это впоследствии понимают все) зависит успех решения всех остальных вопросов.

Заключение

Политика возникает на выдающемся этапе развития общества, когда многообразие интересов и порождаемые ими конфликты создают угрозу общественной целом. Государство формируется вместе с политикой и является силой, которая проводит в обществе благодаря принуждению общеобязательную модель поведения для всех членов социума.

Политика и государство связаны с властью и властными отношениями, которые являются асимметричными, характеризуются способностью субъекта власти влиять на поведение объекта власти.

Политика - это деятельность и отношения по поводу реализации власти в обществе.

Она представляет собой сферу целенаправленного взаимодействия социальных групп для использования институтов публичной власти в целях достижения своих интересов, запросов, потребностей. Именно политика, во многом, обеспечивает прогрессивное развитие общества, утверждает стабильность, порядок, взаимопонимание.

Однако, неэффективная политика может обернуться для общества регрессом, стать национальной трагедией. Помешать этим негативным явлениям могут стать развитие знаний о политике, заинтересованность ею и участие в политическом процессе.

Список литературы

1. Вебер М. Политика как призвание и профессия / Вебер М. Избр. произв. - М., 1990.

. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. - М., 1992.

. Бодуэн Ж. Введение в политологию. - М., 1995.

. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. М. Сазонова. - М., 1993.

. Пугачев В., Соловьев А. Введение в политологию. - М., 1995.

. Фетисов А.С. Политическая власть: проблемы легитимности // Соц.-полит. журнал. - 1995. - №3.

. Власть: Сб. - М., 1989.

. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. - М. 1993.

Похожие работы на - Политика и власть как общественное явление

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!