Компоненты здорового образа жизни

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,31 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Компоненты здорового образа жизни

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Т. Ф. ГОРБАЧЕВА» В Г. БЕЛОВО





Контрольная работа

Тема № Компоненты здорового образа жизни

Предмет: Валеология

Курс 2

Группа ГОсз-123

Беляев Е.Г.







г. Белово 2013

Содержание

Введение

. Факторы, влияющие на формирование основ здорового образа жизни

. Двигательная активность и здоровье

Заключение

Литература

Введение

Само понятие «здоровье» имеет много определений:

здоровье по определению ВОЗ - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов;

здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности одно из условий успешного социального и экономического развития;

Сохранение и укрепление здоровья человека является важнейшим условием высокого уровня физического и психического здоровья человека.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

1. Факторы, влияющие на формирование основ здорового образа жизни

Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как: активную деятельность людей, направленную в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. Пои этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а Формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование здорового образа жизни является главным, рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные Формы и способы жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных н функций независимо от политических, экономических и социально-психологический ситуаций.

По мнению многих отечественным авторов, в том числе Лисицина Ю., Комарова М., а так же многочисленных зарубежных авторов здорового образа жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55% удельного веса факторов обуславливающий здоровье населения. К другим факторам непосредственного влияния на здоровье относят: экология - 20-25%. наследственность - 20%, здравоохранение - 1.0%. Предположительно образ жизни каждого человека зависит от воспитания, основных целей и задач, которые перед собой ставит каждый индивидум. В результате мы имеем два образа жизни, то есть как бы две сферы, итог- отсутствие или присутствие здоровья.

Если характеризовать здоровый образ жизни, то в нем выделено восемь основный позиций, отражающих наиболее благоприятные воздействия влияние на здоровье:

полноценный отдых;

активная жизненная позиция;

удовлетворенность работой.

физический и духовный комфорт;

сбалансированное питание;

высокая медицинская активность;

экономическая и материальная независимость;

психофизиологическая независимость;

регулярная физическая и двигательная активность.

Каждая из позиций здорового образа жизни характеризуется психофизиологической удовлетворенностью, что положительно сказывается на состоянии здоровья.

Пути формирования здорового образа жизни вытекают из его функциональной структуры, а ключом, как правило, является медицинская активность, т.е. деятельность личности, направленная на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья, или, как подчеркивает академик Лисицина Ю. П., «медицинскую активность со знаком плюс».

Под медицинской активностью следует понимать: наиболее характерная, типичная для определенного исторического периода деятельность, (активность) людей по отношению к своему с личному, персональному и другим людей к (общественному) здоровью.

) посещение медицинских учреждений, выполнение медицинский советов» предписаний;

  1. поведение при лечении, профилактике, реабилитации, в том числе самолечение, других медицинский мерах:
  2. участие в охране и улучшении здоровья населения, забота о здоровье других; профилактика, лечение, работа медицинских учреждений и др.):
  3. преодоление вредных привычек, традиций, обычаев, т.е. целенаправленная деятельность человека по Формированию здорового образа жизни.

Так же к факторам характеризующим здоровый образ жизни относятся: режим труда и отдыха, гигиена сна и правильное питание.

Строгий, ритмичный режим труда и отдыха - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При этом следует учитывать различные условия жизни и труда отдельных категорий людей чей труд связан с различными видами деятельности.

Основные положения труда и отдыха должны соблюдаться всеми, независимо от специфики, деятельности, обязательно.

При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, то есть вырабатывается динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности.

Поэтому на закономерностям ритмичного протекания процессов жизнедеятельности организма человека основываются правила режима труда и отдыха.

Сон - эффективный способ снятая умственного и физического напряжения.. Недаром ослабленный, больной человек, или находящийся длительное время в экстремальной ситуации - способен спать длительное время. Это физиологическая защита организма, потребность, как лечение, обусловлена сложными психофизиологическими, процессами.

Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку. Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервным клеток.

Гигиена сна предусматривает отход и подъем в одно и тоже время, с незначительным размахом во времени. Тишина, затемнение окон, приток свежего воздуха, но не сквозняк. Желательно сосредоточиться на отдыхе, не нагружая себя мыслями, заботами и переживаниями прошедшего дня и будущего.

Поэтому, если воспитывать и приучать детей, как нужно, когда нужно и сколько раз нужно кушать, работать и отдыхать можно добиться положительного результата, который, безусловно, скажется на здоровье.

2. Двигательная активность и здоровье

Показатели здоровья тесно коррелируют с характером двигательного режима. Под двигательным режимом понимают регламентированную по интенсивности физическую нагрузку, которая полностью удовлетворяет биологическую потребность в движениям, способствуют Функциональным возможностям организма, способствует укреплению здоровья. Потребность в движениям, повышенная двигательная активность являются наиболее важными биологическими особенностями организма. Недостаток движений является одной из причин нарушения осанки, ухудшения функции стопы, появления избыточной массы и другим нарушений в физическом развитии, понижения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Рост научной информации, интенсификации процесса обучения способствуют развитию гиподинамии. Известно, что длительные и значительные ограничения двигательной активности человека приводят к отрицательным изменениям, в том числе к ухудшению умственной работоспособности, снижению внимания, мышления, памяти. В условиях недостаточной повседневной двигательной активности учащихся физическое воспитание должно обеспечивать развитие двигательных качеств приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, а также высокого уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья.

Вся система воспитания в своей основе должна быть направлена прежде всего на укрепление здоровья. Многочисленные данные показывают, что систематические занятая физкультурой и достаточно высокая физическая активность благотворно отражается прежде всего на органам кровообращения и тормозит развитие возрастных изменений. Физическая активность способствует утилизации в организме жиров и углеводов. Наблюдаемая при физических нагрузках гипертрофия органов закономерно сопровождается активизацией синтеза нуклеиновых кислот и белков в клетках этих органов.

Таким образом, двигательная активность - это неотъемлемый и сложный комплекс поведения человека, зависящий от биологических и внешних факторов. Одной из характерных особенностей современного образа жизни, имеющей прогрессивную тенденцию, является уменьшение объема двигательной активности, снижение мышечных затрат в сочетании с нервно-психическими перегрузками. Движение - важней шее свойство живого. В настоящее время не известно более физиологического метода стимуляции различных систем человеческого организма, чем мышечная деятельность. Она постоянно тренирует и совершенствует механизмы регуляции, направленные на восстановление различных органов и систем, а также уровня "дееспособности" человека в целом.

Действие физических упражнений основано на их способности стимулировать физиологические процессы в организме осуществляемые преимущественно через центральную нервную систему.

Во время выполнения физический упражнений происходит возбуждение двигательной зоны центральной нервной системы, которое распространяется и на другие ее участки, улучшая все нервные процессы. Усиливается деятельность желез внутренней секреции. Так, увеличение выделения гормонов мозгового слоя, надпочечников активизирует деятельность многих внутренних органов» увеличение выделения гормонов коркового слоя повышает сопротивляемость организма, обмен веществ, оказывает противовоспалительное действие. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние Физической культуры, как одного из мощных факторов укрепления здоровья.

Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие таких функций центральной нервной системы, как: сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряженная умственная деятельность невозможна без движения. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности.

Физические упражнения способствуют также хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают функционирование желез внутренней секреции: щитовидной, половой, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии человека.

При выполнении физических упражнений, регулирующие системы (нервная и эндокринная) стимулируют деятельность кровообращения, дыхания, активизируют обменные процессы. На мышечные сокращения аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). Во время отдыха происходит усиление ресинтеза и синтеза АТФ, энергетические запасы увеличиваются. АТФ является источником не только энергии движения, но и пластических процессов. Поэтому, увеличение АТФ обеспечивает обновление клеток и тканей, их регенерацию. В процессе мышечной деятельности в кровь из мышц поступают молочная и пировиноградная кислоты, которые используются как энергетический материал другими органами.

Под влиянием физических упражнений укрепляется костная ткань, улучшается солевой обмен, укрепляется суставно-связочный аппарат. Дыхание, при увеличении числа вдохов в минуту, становится глубже, значительно увеличивается экскурсия грудной клетки. Физические упражнения также укрепляет сердечно-сосудистую систему и способствуют правильной циркуляции крови.

Главнейшую основу совершенствования всего организма системой физического воспитания представляет совершенствование высшей нервной деятельности. Длительное воздействие правильно организованного физического воспитания изменяет основные показатели функционального состояния центральной нервной системы, силу возбудительный и тормозных процессов.

Любое физическое упражнение увеличивает глубину дыхания и, следовательно, является одновременно дыхательным упражнением. При этом, чем больше количество мышечных групп принимает участие в двигательном акте, тем больше возбуждается и углубляется функция дыхания. Активные дыхательные упражнения укрепляют мышцы грудной клетки. Вместе с тем, это, по сути, массаж сердечной мышцы. Глубокое дыхание улучшает кровообращение грудной полости.

При активных дыхательных движениях, энергично трудится диафрагма. Ритмично поднимаясь и опускаясь в грудь брюшной полости, она воздействует на печень, желудок, кишечник, массируя их.

Физические упражнения являются самым лучшим транквилизатором. Человек, регулярно занимающийся Физическими упражнениями, психически устойчивее, чем тот, физическая активность которого мала.

Занятия физическими упражнениями вызывают также положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение.

Автор многих публикаций Ю. А. Андреев считает, что движение является такая нагрузка, при которой пульс соответствует 120-140 ударам в минута, входит в некоторую протяженность во времени, а не обозначает одноразового всплеска. Смысл движения, ведущего к оздоровлению, связан с повышением нагрузки на скелетно-мышечный аппарат, таким образом, чтобы сердце весило на режим работы в среднем больше, чем при обычной обстановке.

В двигательной активности человека скрыты огромные возможности для развития мобилизации физический способностей, играющих существенную роль в развитии индивида и общества. В этой связи возрастает актуальность активизации всех средств физического воспитания, пропаганды медицинский знаний и принципов здорового образа жизни. Чрезвычайно важно организовать в процессе индивидуального развития такой комплекс внешних воздействий, который бы в максимальной степени способствовал использованию предоставленных природой возможностей гармонизации процесса Физического совершенствования человека.

Физическая закалка, приобретенная в молодости и поддерживаемая в последующие годы, является необходимым условием того, чтобы организм был здоров и функционировал наилучшим образом. Имеющиеся факты свидетельствуют о том, что высокий уровень физической подготовки,, сохраняемый благодаря регулярным физическим нагрузкам, способствует профилактике заболеваний и реабилитации.

Одним из важнейших показателей здоровья является физическое
развитие. Понятие физическое развитие имеет два значения. С одной стороны оно характеризует процесс формирования, созревания организма и его соответствие биологическому возрасту, с другой - морфофункциональное состояние на каждый данный отрезок времени.
Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от социальный условий. Оно является одним из важнейших показателей условий жизни и воспитания и служит объективным методом контроля эффективности оздоровительных мероприятий.

Физическое развитие человека тесно связано с функциональным состоянием организма - другой составной частью здоровья. Функциональные показатели рассматриваются как проявление жизнедеятельности структурных компонентов тела.

Функциональное состояние организма человека определяется наличием резервов его основных систем. Резервные возможности организма, являясь одним из показателей здоровья, определяют и жизнеспособность человека.

Здоровье, степень устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды рассматривается в качестве наиболее важных результатов физической культуры. Здоровье - такое состояние человека, когда он торжественен самому себе.

Занятия физическими упражнениями имеют возможность, выступить а качестве средства оздоровления человека. Оздоровительный эффект физических упражнений часто связан с тем обстоятельством» что выполнение двигательного действия само по себе способно выступить как процесс, в котором человек, выполняющий действие, переживает себя целостно. Часто именно этот фактор является решающим вкладом в оздоровление. В комплексы физических упражнений Востока, аэробика, занятия физическими упражнениями, ориентированными на внутреннее состояние гармонии и целостности, акцент при этом делается на самовыражении себя в движении.

Таким образом, физические упражнения имеют существенное влияние на организм человека и выступают в качестве средств укрепления основ здорового образа жизни.

здоровый образ жизнь организм

Заключение

Двигательная активность никогда, за всю историю развития общества, не была столь необходима человечеству, как в настоящее время. В связи с этим, исключительное значение приобретают долговременные оздоровительные эффекты, реализующиеся благодаря механизму биологического наследования. Снижая дифференцированную заболеваемость и смертность, повышая выживаемость, систематические занятия физическими упражнениями и, особенно, массовым спортом, облегчат период наследственной информации от тренированных родителей в популяцию потомков. В отношении физически пассивных людей имеет место обратное отношение. Так реализуется ценнейший для выживания человечества молекулярно-генетический оздоровительный эффект.

Таким образом, чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные
навыки, здоровые привычки. Физическая тренировка - одно из слагаемых в формуле здоровья, без которого оставаться здоровым человек уже не может. Не приходится доказывать, что принципы здорового образа жизни - необходимое условие здоровья. Научные исследования и мировая статистика заболеваемости убедительно подтверждают это.
Литература

1.Андреев ,Ю. А. Три кита здоровья / Ю. А Андреев. СПб.: Питер , 2003.

.Касаткина, В.Н. Педагогика здоровья. / В.Н. Касаткина. М.: Линка Пресс. 2004.

.Лисицын, Ю. П. Концепция Формирования здорового образа жизни / Ю. П. Лисицын. М.:Приор, 1991.

.Сократова, Н. В. Учебное пособие. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. / Н. В. Сократова М.: Творческий центр «Сфера». 2005.

.Советова, Е.В. Оздоровительные технологии в школе. / Е.В. Советова Ростов- на -Дону: Феникс. 2006.

.Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: генезис, тенденции развития. / Л.Г. Татарникова СПб.: Petroc, 1997.

.Прутченков, А.С. Социально-педагогический тренинг в школе. / А.С. Прутченков М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

.Психология здоровья. / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003.

.Шухатович, В. Р. Здоровый образ жизни// Энциклопедия социологии. - / В. Р. Шухатович Мн.: Книжный Дом, 2003.

Похожие работы на - Компоненты здорового образа жизни

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!