Формирование и развитие системы образования в муниципальном образовании 'Город Нижний Новгород'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    959,06 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование и развитие системы образования в муниципальном образовании 'Город Нижний Новгород'















Формирование и развитие системы образования в муниципальном образовании "Город Нижний Новгород"

современный образование муниципальный

Введение

Актуальность данной темы связана с несколькими аспектами. С эволюцией человеческого общества происходит изменение всех форм жизнедеятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемо важных сфер общества приводит к тому, что нужно повышать эффективность образования.

Образование играет огромную роль в жизни индивида и общества. Процесс передачи социального опыта и культурного наследия происходит через его механизмы. На первичной стадии образования, которая подразумевает детский сад и школу, закладываются основы мышления, создаётся необходимый базис для дальнейшего обучения. Высшее образование даёт человеку более глубокие и узкоспециальные знания, которые помогают ему стать специалистом в той или иной области. Благодаря образованию в жизни индивида происходят социализация и инкультурация. Именно поэтому решение проблем образования имеет столь актуальный характер.

Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики, промышленности, производства. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Через культурно-воспитательную функцию образование оказывает влияние на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение.

Цель моего реферата: рассмотреть систему образования в г.Н.Новгород и сформулировать рекомендации по улучшению (развитию) данной социальной сферы.

Для достижения цели я должна :

определить количество учреждений в системе образования в г.Н.Новгород (дошкольных, общеобразовательных и т.д.);

провести анализ результатов деятельности в сфере образования за последние три года (2009, 2010, 2011 года)

выявить проблемы в сфере образования за последние три года

сформулировать выводы и предложить свои рекомендации по данной теме.

1. Современная система образования. Общая структура системы образования в РФ

.1 Современная система образования

Современное образование - сложное и многогранное общественное явление. Образование есть целостная система учебных, воспитательных форм педагогической деятельности, ориентированной на социальный заказ, социальные потребности гражданского общества.

Современное образование - это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ), позволяющего без экзамена поступать в любой ВУЗ в случае набора необходимого числа баллов, внедрение системы бакалавриата и магистратуры в высшем образовании, хотя и вызывают много споров, но идут в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.

Новой государственной социальной политикой становится политика субсидиарного государства. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное во всех звеньях - от детских садов и до университетов. Государство заботится о том, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов как госзаказ станут распределяться на конкурсной основе между образовательными учреждениями как государственными, так и негосударственными.

Привлечение инвестиций в сферу образования, инвестиции в человека становятся государственной политикой. Развивается нормативная правовая база в области образования: постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования. Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.

1.2 Общая структура системы образования РФ

Образование (в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании») - это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Образование является автономной системой, имеющей относительную самостоятельность, образование способно оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества.

Как отрасль социальной сферы образование - это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования.

Образовательное учреждение - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

К образовательным относятся учреждения следующих типов:

) дошкольные;

) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

) учреждения дополнительного образования взрослых;

) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

) учреждения дополнительного образования;

) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

) учреждения дополнительного образования детей;

) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

1.2.1 Дошкольное образование

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

1.2.2 Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет. Для отдельных категорий обучающихся, предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.

По согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования.

1.2.3 Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

1.2.4 Высшее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

1.2.5 Послевузовское профессиональное образование

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии.

1.2.6 Дополнительное образование

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

В заключении этой главы, хотелось бы отметить, что система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

1.3 Система образования в разных странах

Все большая заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Когда-то великий немецкий гуманист Вильгельм фон Гумбольдт сказал: "Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к человеку". И это понятно. Развитие человека и общества - единый процесс. Интенсивное совершенствование производства, развитие науки, техники и культуры общества создают более благоприятные условия для его жизни, благосостояния и духовного комфорта. Но ощущение этого духовного комфорта во многом зависит от образованности самого человека, развития его многосторонних способностей. Поэтому общество и стремится приблизить к нему образование и культуру, чтобы он мог пользоваться их достоянием и ценностями. Под влиянием этого в большинстве стран мира декларирована общедоступность обучения во всех образовательно-воспитательных учреждениях. В ряде развитых стран (Англия, Франция, Германия, США и др.) осуществляется всеобщее и даже обязательное среднее образование, расширяется сеть дошкольных воспитательных учреждений, средних общеобразовательных и профессиональных школ, увеличивается количество университетов, различных институтов и колледжей, которые дают высшее образование.

Великобритания

Система британского образования прошла проверку временем и считается образцовой.

Обязательное образование в Великобритании начинается в 5 лет. Но, наряду с этим, дети 3-4 лет могут ходить в детский сад, а те, кому исполнилось 16 лет, и окончили школу, продолжают обучение в колледжах и университетах.

Британские школы и университеты предлагают российским студентам разнообразные программы обучения, начиная от получения образования в подготовительных школах (Preparatory Schools) и заканчивая полным университетским курсом.

Система образования Великобритании сложна и изощренна. Поэтому тот, кто решился учиться в Великобритании сам или собирается направить на учебу своего ребенка, нуждается в полной и точной информации и об учебных заведениях, и о требованиях к поступающим, и даже о правилах оформления анкеты-заявления. Надо знать о культурных и климатических особенностях страны.

Германия

Современная Германия представляет собой индустриально развитую страну, любовно сохранившую традиционный многовековой уклад крупных городов и небольших селений с богатейшей историей. Выгодное географическое положение, мягкий климат и разнообразный рельеф во все времена благоприятствовали Германии.

Образовательная система Германии была образцом для всего мира в течение многих лет.

Учебные заведения Германии гармонично сочетают старые университетские традиции с новейшими достижениями науки и техники.

Франция

Высшее образование во Франции представлено большим разнообразием школ и университетов и предоставляет возможность выбора специализации.

Испания

Совсем недавно в Испании прошла реформа образования (1996-2000 гг.) и наряду со старой системой, унаследованной с 1970 г., действует новая, и к тому же, в некоторых центрах разработана своя - экспериментальная - система. В основном реформа затронула начальную и средние школы, что же касается университетов, то здесь следует иметь ввиду, что каждый университет в Испании является автономным и может вносить свои изменения (порой существенные) в программу.

Швейцария

Небольшая по размерам страна - Швейцария - по праву гордится качеством своей системы образования. Население Швейцарии говорит на разных языках (французский, немецкий, итальянский, английский), что дает возможность иностранным студентам изучать любой из перечисленных языков.

Америка

США - одна из наиболее бурно развивающихся стран. Экономика показывает постоянный и стабильный рост, низкий уровень безработицы и инфляции, стремительное развитие технологий.

Американцы поступают в школу с шести лет, хотя многие учатся в яслях и детских садах уже начиная с трех лет. Начальные школы американцы заканчивают в 12-13 лет, а затем переходят в средние школы различных типов. В них учатся, в среднем, до 18 лет.

2. Формирование и развитие системы образования в муниципальном образовании «Город Нижний Новгород»

.1 Муниципальная система образования города Нижнего Новгорода

.1.1 Дошкольные учреждения в г. Н.Новгород

На сегодняшний день в г.Н.Новгород работает 360 муниципальных детских садов. По состоянию на 1 октября 2010 года количество детей в муниципальных дошкольных учреждениях составляло 4,9 тыс. детей, что на 1 тыс. 826 детей больше, чем в 2008 году. Разработана программа "Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Нижнего Новгорода на 2009-2012 годы". Планируется создать дополнительно 8 тыс. 350 мест в дошкольных учреждениях и ликвидировать очередность.

2.1.2 Общеобразовательные учреждения

Общеобразовательная система города включает в себя 189 учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Число обучающихся и воспитанников в них составляет 104968 чел.

Среди приоритетных направлений деятельности общеобразовательных учреждений - создание условий обеспечения доступности качественного образования с целью максимального удовлетворения образовательных запросов населения и рынка труда города. В городе создана гибкая многовариативная система профильного обучения на III ступени образования, обеспечивающая базу для получения качественного профессионального образования. В городе действует система углублённого изучения отдельных предметов. Наибольшей популярностью у ребят нашего города пользуются следующие предметы: английский язык, математика, физика, литература, биология.

В городе успешно проведена работа по подключению 187 общеобразовательных учреждений к сети Интернет в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование". Одновременно могут находиться в сети Интернет 1498 учащихся.

2.1.3 Воспитание, дополнительное образование, молодежная политика

В муниципальной системе образования города Нижнего Новгорода работают 25 учреждений дополнительного образования: Дворец детского творчества им. В.П. Чкалова, 4 дома, 15 центров, 2 станции юного техника, школа искусств, 2 загородных оздоровительных центра. В учреждениях ежегодно занимаются около 30300 человек в объединениях различной направленности: - научно-технического творчества;- спортивно-технического творчества; - эколого-биологической направленности; - туристско-краеведческой; - физкультурно-оздоровительной; - художественного творчества; - социально-педагогической направленности; - социально-экономической; - военно-патриотической; - естественнонаучной.

Кроме того, в школах города Нижнего Новгорода функционируют 3243 кружка и секции, в которых занимаются 64861 школьник. Всего в системе дополнительного образования ежегодно занимается около 93 000 школьников, что составляет 92,3% от общего числа учащихся.

2.1.4 Высшее профессиональное образование

Получение высшего образования является одним из главных этапов в жизни человека.

В Нижнем Новгороде находятся 6 университетов, 4 академии и консерватория. Общее количество вузов превышает 50.

Среди наиболее популярных и престижных вузов можно выделить следующие: Нижегородский Государственный Университет (ННГУ) имени Н.И.Лобачевского, Нижегородский Государственный Технический Университет (ННТУ) им. Р.Е. Алексеева, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ), Нижегородский институт менеджмента и бизнеса (НИМБ), Волго-Вятская академия государственной службы (ВВАГС), Волжская государственная академия водного транспорта (ВГАВТ) и т.д.

2.2 Анализ результатов деятельности сферы образования за последние три года (2009,2010,2011 гг.)

.2.1 Финансирование сферы образования в Нижегородской области ( в том числе г.Н.Новгорода)

Отмечу следующие положительные тенденции в сфере образования:

За рассматриваемый период наметился существенный рост в бюджетном финансировании сферы образования.

За три года (2009,2010,2011) значительно выросли расходы на образование в Нижегородской области:

В 2009 году на образование в Нижегородской области было выделено 6166,6 млрд.руб.

В 2010 году расходы на образование составили - 6,356 млрд. рублей. Таким образом, финансирование отрасли образования было увеличено на 189,4 млн по сравнению с 2009.

Расходы на образование в 2011 году - сформированы в объеме 14,3 млрд. рублей, что составляет 112% к уровню 2010 года.

На исполнение полномочий органов местного самоуправления в области общего образования - 8,2 млрд. рублей.

В Нижнем Новгороде в 2010 году на подготовку образовательных учреждений к новому учебному году направлено 325 млн. рублей, что на 10% больше уровня прошлого года. Согласно пресс-релизу, увеличение средств произошло по таким направлениям, как капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования, противопожарные мероприятия, испытания систем отопления. Источниками финансирования являются горбюджет и внебюджетные средства.

Усиление позиций нижегородских учебных заведений на рынке образовательных услуг (доход от обучения иногородних и иностранных студентов в нижегородских вузах составит не менее 10% от объема финансирования системы образования).

Увеличение доли средств на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования не менее чем до 30%.

2.2.2 Современная образовательная система Новые технологии и формы обучения в г.Н.Новгород

В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:

·        новых образовательных технологий - технологических инноваций,

·        новых экономических механизмов в сфере образования - экономических инноваций,

·        новых методов и приемов преподавания и обучения - педагогических инноваций,

·        новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций.

Важной особенностью менеджмента современного образования является то, что применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и студентов, в экономических механизмах, и даже в теории и методологии современного образования.

С 2009 года итоговой государственной аттестации в школе для всех выпускников школ Российской Федерации является Единый Государственный Экзамен.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - это экзамены по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях:

·        их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы;

·        при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

Нижегородская область стала одной из последних областей, перешедшей к этой форме сдачи экзаменов в школе. ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ постановило:

Ввести в 2008 году единый государственный экзамен на территории Нижегородской области, обеспечивающий совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11(12) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.

В данной работе мной были отмечены преимущества и недостатки введения ЕГЭ.

Преимущества ЕГЭ:

больше возможностей поступить в вуз;

объективная, беспристрастная оценка знаний;

уменьшение нагрузки на выпускников (экзамен сдается один раз);

уменьшение коррупции, взяточничества в сфере образования;

иногородним легче поступить в любой вуз;

ЕГЭ одинаков для всех.

Недостатки ЕГЭ:

тестирование не выявляет знания;

усложнение процесса сдачи экзаменов (в экзамене есть вопросы, на которые и в институте нельзя ответить);

увеличение нагрузки на учащихся (дети в школе перегружены - еще один стресс для детей);

невнимание к разнице в условиях обучения школьников;

недостаточность результатов ЕГЭ для поступления в вуз (в престижных институтах все равно это не учитывают);

отсутствие индивидуального подхода к выпускникам.

«Введение ЕГЭ неизбежно приведет к изменению методики преподавания школьных предметов, что чревато катастрофическими последствиями, которые пока недостаточно хорошо осознаются обществом.

Абитуриенты перестают думать. Преподаватели вузов говорят, что ЕГЭ направлен на зубрежку, стимулирует отвечать быстрее, но не развивать аналитические навыки. И ЕГЭ не может унифицировать знания по предметам, которые требуют творческого подхода к теме».

Дистанционное заочное обучение

В многих городах РФ, в том числе и в Нижнем Новгороде в систему высшего образования внедрена и оттестирована такая форма заочного обучения, как получение знаний и полноценного диплома на расстоянии. Дистанционное заочное обучение имеет ряд несомненных преимуществ и базируется на лучших принципах и методах российского образования.

Полный курс видео-лекций и самостоятельное изучение материала на страницах сайта дают полную базу знаний. Оперативный режим общения с преподавателем дает возможность задавать вопросы, отвечать на задания и получать объективную оценку знаний. При достаточно высоком уровне самодисциплины и умении планировать свое время можно формировать учебный план в соответствии с собственным распорядком дня.

Данная форма лучше всего подходит тем, кто не планирует при учебе отрываться от работы, имеет ограничения в активном передвижении по состоянию здоровья или по иным причинам не желает менять места жительства.

Такое заочное обучение в Нижнем Новгороде - это достойная альтернатива традиционным методикам, которая благодаря последним изменениям в образовательной системе стала отличаться не только удобным графиком посещений, но и существенно повысила качественный уровень. В данном случае все зависит от желания и возможностей самого учащегося.

Новые механизмы управления направлены на то, чтобы использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования, освоение технологических инноваций содействовало:

·        резкому росту числа потребителей образовательных продуктов и услуг,

·        увеличению предложения продуктов и услуг в сфере образования в ходе развития новых форм обучения, неформального образования,

·        развитию конкуренции между различными учебными заведениями, всеми, кто предлагает образовательные продукты и услуги, их борьбе за потребителя.

·        новые механизмы государственного финансирования образования

·        диверсификация источников финансирования образования

·        студенческое самофинансирование

·        новые механизмы финансирования образования предприятиями

·        налоговое стимулирование инвестиций в сферу образования

·        новые механизмы оплаты труда в сфере образования

·        механизм экономии от масштаба образовательной деятельности.

Считаю, что развитие технологий будет играть центральную роль в дальнейшей модернизации сферы высшего образования. Вопросы доступности, качества и взаимосвязи обучения гораздо более эффективно можно решать за счет применения новейших технических средств.

2.3 Проблемы в сфере образования

Я выделила следующие наиболее важные проблемы, существующие в системе образования г.Н.Новгорода:

.Высокая стоимость образовательных услуг. Услуги образования в Н.Новгороде (в 2010 году по сравнению с 2009) возросли на 7,6 проц., в том числе: дошкольного воспитания - на 25,8 %, среднего образования - на 20,1 %, высшего образования - на 5,1 %.

.Неудовлетворенность населения города обеспеченностью местами в дошкольных образовательных учреждениях.

.Доступность качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей в г.Н.Новгород стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения), а для поступающих в вузы - и от места проживания.

Как следствие из отмеченного выше, заметным стало понижение качества образования по основным уровням:

общее среднее - устаревшая структура, перегруженность школьных программ;

начальное и среднее профессиональное - разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;

общий уровень школьной подготовки стал ниже требуемого в настоящее время.

высшее - особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих.

.Недостаточная квалификация значительной части административно-

управленческого персонала образовательных учреждений и т. д.

.Отсутствие эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с запросами рынка труда.

Выводы

Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.

Для сохранения и развития в России качественного образования на языках народов РФ надо идти ещё дальше - совершить стратегический переход от нынешнего некачественного централизованного управления образованием к системе общественно-государственного децентрализованного регулирования, как наиболее перспективной форме для многонационального населения РФ.

Этот переход к регулированию лучше совершать вместе с:

увеличением финансирования сферы образования и заметного увеличения зарплат учителей школ и профессорско-преподавательского состава вузов и других учебных заведений, равномерно по всем территориям. Сейчас уровень зарплаты учителя в разных территориях отличается примерно в пять-шесть раз;

переподготовкой всех учителей по новым актуальным и согласованным с общественностью программам. Сейчас в школах и вузах преподают много лишнего, и одновременно не преподают много нужного. Прав был Сенека: нужное не знаем, потому что выучились ненужному.

радикальным улучшением образовательной политики и стратегии, снижением бюрократического давления на образовательные учреждения, повышением их автономии и заинтересованности в качественном образовании.

В соответствии с выявленными проблемами в образовательной системе г.Н.Новгорода (гл.2.3.) органы местного самоуправления города должны проводить определенную политику в сфере образования.

Список литературы

.Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1

.Стратегия развития города Нижнего Новгорода на период до 2020 года2010 //#"649164.files/image001.gif">

Приложение 2

Рис.

Приложение 3

Стратегия развития российского образования в ХХI-ом веке

Главная цель образовательной политики - обеспечение высокого качества обучения в течение жизни (Life-long learning), доступного для всех, способствующего личностному развитию, устойчивому экономическому росту, социальному единству и культурному развитию. Важно не только обеспечение качества образования, но также его доступность и эффективность.

Вторая стратегическая цель: оценка и совершенствование результатов образования. Здесь нужны качественные методы педагогических измерений. Но вместо таковых в России утвердились в качестве государственных методов т.н. контрольно-измерительные материалы, качество которых в отчётах по ЕГЭ покрыто тайной, а то, что говорится, звучит невнятно и весьма сомнительно.

Третья стратегическая цель: совершенствование качества преподавания в школе.

Четвертая стратегическая цель: развитие высшего образования в глобальной экономике.

Пятая стратегическая цель: обеспечение социального единства через образование.

Шестая стратегическая цель: обеспечение будущего для образования.

Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

В самой системе высшего образования России предлагается решение следующих стратегических целей (30):

обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании;

совершенствование структуры, содержания и технологий образования;

развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

развитие фундаментальности и практической направленности образовательных программ;

повышение эффективности управления в системе образования;

формирование системы непрерывного образования;

совершенствование экономических механизмов в системе образования.

Эффективная стратегия развития образования строится и функционирует на ряде принципов.

Первым можно назвать принцип качественности образования. Это означает ориентацию и стремление всех участников образовательного процесса не только к количественным, но и к качественным показателям. Достижение качества - наиболее трудная часть организации образовательного процесса. Для этого требуются новые школы, новые образовательные технологии, новые учебники, формы и методы образовательной деятельности, переподготовка всех педагогических кадров, адекватное стимулирование качественного педагогического труда. Вместо навязчивого управления образованием достаточно качественного регулирования этой сферы. Без этого призывы к модернизации останутся словами.

Второй принцип - социальная ориентация образовательной деятельности. Это означает, что образование должно быть доступным каждому гражданину. Существующая практика конкурсного приёма в вузы можно рассматривать как упрощённое решение, вызванное существующей сейчас нехваткой учебных мест по интересующим граждан и требуемым в государстве профессиям. Нужно так изменить вузовский перечень профессий и специальностей, чтобы желания граждан в большей мере совпадали бы с обновлённой структурой приёма.

Что касается стратегии организации школьного образования, то, помимо понятной ориентации на поиск и развитие талантливых детей (см. выше п.2 стратегии Д.А. Медведева), необходимо усилить внимание и ко всем остальным учащимся. Вот что писал немецкий философ-гуманист Пауль Наторп (1854-1924). "Все дети имеют равное право на развитие, а менее способные ученики имеют такое право в ещё большей степени, чем дети, одарённые от природы".

Третий принцип образовательной деятельности - системность и комплексность. Это означает, что в постановке образовательной деятельности надо видеть всё множество проблем, их взаимосвязь, использовать не один, а несколько методов воздействия, выбирать такие направления, которые позволяют более эффективно воздействовать на всю совокупность факторов.

Четвёртый принцип - фундаментальность общего среднего и высшего профессионального образования. Этот принцип означает необходимость такого содержания образования, которое создаёт основу для развития личности, возможности для дальнейшего самообразования, овладения знаниями основ изучаемых наук.

Пятый принцип - эффективность образования. Это предполагает такую организацию образовательной деятельности, которая позволяет при меньших затратах средств и времени получать больше знаний.

В современных условиях интенсивное развитие экономики во многом определяется качественными характеристиками трудовых ресурсов, в том числе уровнем образования. Именно в сфере образования закладываются основы обеспечения устойчивого экономического роста в средней и долгосрочной перспективе. Необходимым условием формирования инновационной экономики к 2020 году является модернизация системы образования города, которая должна обеспечить его соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысить его практическую ориентацию и инвестиционную привлекательность.

Приложение 4

Администрация города Нижнего Новгорода

Стратегия развития города Нижнего Новгорода на период до 2020 года

Улучшение воспитательной работы и здоровья детей

Кадровое и научное обеспечение развития образования

Участие в международной деятельности

Сов. Задачи:

Реформирование структуры образования.

• Повышение качества образовательных услуг.

• Улучшение воспитательной работы и здоровья детей.

• Совершенствование экономических отношений и социальных

гарантий участников образования.

• Кадровое и научное обеспечение развития образования.

• Участие в международной деятельности.

• Совершенствование управления и правового регулирования

Совершенствование экономических отношений и социальных гарантий участников образования

• Создание условий для получения качественного образования населением Нижнего Новгорода в учебных заведениях города, центральных вузах страны, за рубежом.

• Оптимизация размещения учебных заведений всех уровней и ступеней на территории города, разнообразие образовательных программ, специальностей и специализаций, дифференциация и диверсификация образования.

• Выявление перспективных направлений образования на основе программирования и планирования развития рынка, перепрофилирование и создание новых видов образования и типов учебных заведений, отвечающих потребностям экономики, социальной сферы, образовательным запросам нижегородцев и пр.

• Разработка новых учебных технологий в области начального, общего среднего и базового высшего профессионального образования.

• Поэтапная компьютеризация всех уровней и ступеней образования, обеспечение учебных заведений вычислительной техникой и программами.

• Укрепление связи образования с производством через развитие системы стажировок и практики студентов, создание гуманитарных и естественнонаучных центров, научно-образовательных производственных комплексов, технопарков и техноцентров. 1 зад

• Разработать долгосрочные и среднесрочные программы развития образования и их нормативно-правовое и финансовое обеспечение.

• Внедрить единую систему оценки и контроля качества образования на основе государственного тестирования.

• Разработать реально обеспеченные нормативы финансирования содержания и развития деятельности образовательных учреждений города.

• Разработать эффективный механизм привлечения инвестиций в образование.

• Развивать адресное финансирование и целевое кредитование в образовании, систему предоставления грантов учащимся, студентам, аспирантам, преподавателям.

Похожие работы на - Формирование и развитие системы образования в муниципальном образовании 'Город Нижний Новгород'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!