Современное состояние рынка банковских услуг с использованием банковских карт

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    90,67 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современное состояние рынка банковских услуг с использованием банковских карт

Оглавление

Введение

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ

.1 Нормативно-правовая база расчетов с использованием банковских карт

.2 Виды банковских карт и их применение

.3 Платежные системы, действующие в России

.4 Основные тенденции крупнейших международных платежных систем

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЭМИССИЕЙ БАНКОВСКИХ КАРТ

.1 Открытие и ведение банковских счетов для осуществления расчетов по операция, совершаемым с использованием банковских карт

.1.1 Порядок внебалансового учета платежных карт

.1.2 Взыскание платы за открытие счетов и ведение расчетов по операциям с использованием карт

.1.3 Получение денежных средств по картам в банкоматах кредитной организации

.1.4 Учет расчетов предоплаченными картами

.2 Схема реализации зарплатного проекта

.3 Развитие рынка банковских пластиковых карт в России

.4 Сравнительная характеристика российских и зарубежных платежных систем

Раздел 3. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, СВЯЗАННЫМИ С ЭЛЕКТРОННЫМИ УСЛУГАМИ

.1 Обеспечение безопасности операций с использованием платёжных карт

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ:

. Договор о предоставлении в пользование и обслуживание личной банковской карты

. Структура банковских карт, эмитированных кредитными организациями по типам карт

. Количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями

банковская карта зарплатный счет

Введение

Данная тема является достаточно актуальной в наши дни, поскольку с каждым годом российские банки увеличивают операции с использованием пластиковых карт и вводят новые правила, знание которых необходимо любому владельцу.

Экономисты называют пластиковую карту «услугой века», одним из ключевых элементов «технологической революции в банковском деле». Поэтому изучение проблем использования пластиковых карт в России представляется особенно актуальным, а изучение мировой практики и перспектив развития рынка пластиковых карт в России приобретают в настоящее время конкретную значимость.

Целью исследования дипломной работы является исследование рынка банковских платёжных карт. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: исследовать рынок пластиковых карт, рассмотреть правовое регулирование данного сегмента банковской деятельности, раскрыть необходимость применения банкоматов.

Предметом для исследования является пластиковые карты, как эффективный инструмент безналичных расчётов.

Объектом исследования выступают российские и иные банковские кредитные организации. Современный коммерческий банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности, срочности. Основное направление в деятельности банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Целью его деятельности как коммерческой организации является получение прибыли.

Развитие системы электронных платежей - один из основополагающих элементов современной экономики. Расчеты по операциям с использованием пластиковых карт являются новым видом электронных расчетов. Трудно переоценить важность платежных систем в целом и платежных пластиковых карт в частности. С каждым годом мы наблюдаем, значительный рост числа владельцев пластиковых карт, которые получили широкое распространение, особенно в последние годы. Организации используют карты как удобный способ выдачи зарплаты своим сотрудникам. Более того, в развитых странах банковская карта является не только распространенным, но и неотъемлемым элементом быта. Кредитные организации, эмитирующие пластиковые карты, расширяют свою клиентуру, обслуживание которой можно осуществлять и на значительном удалении от местонахождения кредитной организации или ее филиалов. Государство также заинтересовано в распространении банковских карт, поскольку они вытесняют из оборота наличные денежные знаки, часто являющиеся предметом незаконных сделок. Многие из нас являются опытными пользователями пластиковых карт и, тем не менее, хотели бы получить больше информации о том, как наилучшим образом ими распоряжаться, в чем различия между дебетовыми и кредитными картами, какие обязательства принимает на себя банк. Изучение этих вопросов позволит лучше понять, как работают платежные пластиковые карты и как они помогают всем нам в повседневной жизни.

Данная работа состоит из трёх разделов: Первый раздел - это теоретическая часть дипломной работы, в которой раскрыта информация о видах и сущности операций с пластиковыми картами, а также об основных тенденциях работы международных платёжных систем. Второй и третий разделы представляют собой практическую часть работы.

В практической части рассмотрены такие аспекты, как порядок проведения и оформление операций, связанных с эмиссией банковских карт, бухгалтерский учёт персонализированных карт и развитие рынка пластиковых карт в России.

В третьем разделе описывается обеспечение безопасности операций с использованием платёжных карт.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ

1.1 Нормативно-правовая база расчетов с использованием банковских карт

Обращение банковских карт в Российской Федерации регулируется Положением «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт», утвержденным Центральным Банком Российской Федерации 24 декабря 2004 года №266-П.

Согласно Положению №266-П, банковская карта признается видом платежной карты и является инструментом безналичных расчетов, предназначенным для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором с эмитентом.

Держателем банковской карты могут быть как физическое лицо, так и юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.

Эмиссия банковских карт на территории Российской Федерации осуществляется кредитными организациями (банками) - резидентами.

Для обслуживания платежной карты между клиентом и банком-эмитентом заключается договор, на основании которого банк открывает клиенту специальный карточный счет и выдает банковскую карту.

В соответствии с Положением №266-П при расчетах банковской картой составляются документы на бумажном носителе и в электронной форме, или только в электронной.

Обязательные реквизиты квитанций банкоматов:

идентификатор банкомата, электронного терминала или другого технического средства, предназначенного для совершения операций с использованием платежных карт;

вид операции;

дата совершения операции;

сумма операции;

валюта операции;

сумма комиссии (если имеет место);

код авторизации;

реквизиты платежной карты.

Банкомат - электронный программно-технический комплекс, предназначенный для совершения без участия уполномоченного работника кредитной организации операций выдачи (приема) наличных денежных средств, в том числе с использованием платежных карт, и передачи распоряжений кредитной организации о перечислении денежных средств с банковского счета (счета вклада) клиента, а также для составления документов, подтверждающих соответствующие операции.

Если расчетная карта была выдана организации на основании заключенного договора банковского счета и в связи с открытием нового банковского счета, предусматривающего совершение операций с использованием банковских карт, то организация должна сообщить в налоговый орган об открытии счета. Это требования пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налогоплательщики-организации обязаны в течение семи дней со дня открытия или закрытия счетов письменно сообщать об этом в налоговый орган по месту нахождения организации.

Банковские услуги дистанционного управления счетами и услуги через Интернет должны осуществляться на основании соответствующих норм Положения Банка России от 19 июня 2012г. № 383 -П «О правилах осуществления перевода денежных средств» и Положения Банка России от 29 июня 2012г. № 384- П «О платежной системе банка России».

Необходимо также иметь в виду содержание следующих нормативных актов Центрального банка РФ:

Положения от 23.06.1998 г. №36-П «О межрегиональных электронных расчётах, осуществляемых через расчётную сеть Банка России»;

Положения от 12.03.1998 г. №20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчётов через расчётную сеть Банка России» (с изменениями и дополнениями от 11 апреля 2000 г. N 774-У);

Федеральный закон от 02.12.1990 года № 395-1 ФЗ « О банках и банковской деятельности»;

Федеральный закон от 27 июня 2011 года №161-ФЗ “О национальной платежной системе”.

Кроме того, следует знать и пользоваться нормами Федерального закона от 10.01.2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Важное значение имеют правила платёжных систем и соответствующие внутренние регламенты банков.

.2 Виды банковских карт и их применение

Банковские карты - это финансовые карты, которые банки выпускают и используют в качестве инструмента привлечения средств клиентов. При этом они могут выпускать и /или распространять:

карты собственные,

карты других банков,

карты различных платежных систем (национальных и международных).

Банковские карты на территории Российской Федерации выпускают кредитные организации-резиденты.

Банк может эмитировать банковские карты для физических и юридических лиц при условии, что в его лицензии предусмотрено проведение операций по счетам указанных лиц в соответствующих денежных единицах (в рублях и валютах).

Если банковские карты дают их держателям возможность проводить трансграничные (международные) платежи, то их могут эмитировать только банки, являющиеся уполномоченными в соответствие с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Банковская карта выдается клиенту на основании заключенного с ним договора (Приложение 1). На карте должны присутствовать наименование и логотип эмитента, однозначно его идентифицирующего.

На одном счете клиента могут отражаться операции с использованием нескольких однотипных банковских карт (расчетных, кредитных) одной или разных платежных систем, выданных банком клиенту.

Согласно Положению ЦБР №266-П “Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платёжных карт” кредитная организация вправе осуществлять эмиссию банковских карт следующих видов: расчётных (дебетовых) карт, кредитных карт и предоплаченных карт.

Расчётная (дебетовая) карта предназначена для совершения операций её держателем в пределах установленной кредитной организацией-эмитентом суммы денежных средств (расходного лимита), расчёты по которым осуществляются за счёт денежных средств клиента, находящихся на его банковском счёте, или кредита, предоставляемого кредитной организацией-эмитентом клиенту в соответствии с договором банковского счёта при недостаточности или отсутствии на банковском счёте денежных средств (овердрафт) (Приложение 2).

Данные карты позволяют клиенту банка получать наличные в банкоматах и оплачивать свои покупки только в пределах суммы, имеющейся на его специальном карточном счете (либо просто на счетах в банке - эмитенте карты). Таким образом, при оплате покупки дебетовой картой необходим звонок в банк или процессинговый центр для установления того, сможет ли клиент заплатить требуемую сумму. При том сумма сразу списывается со счета или блокируется до прибытия в процессинговый центр товарного чека-слипа, после чего окончательно списывается. С момента оплаты покупки или услуги через процессинговый центр и до ее окончательного списания или же «возвращения» на счет (в случае ошибки или выявления фальсификации) списываемая сумма клиенту «не видна».

Кредитная карта предназначена для совершения её держателем операций, расчёты по которым осуществляются за счёт денежных средств, предоставленных кредитной организацией-эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора. Отпуск товаров и предоставление услуг по кредитной карте осуществляются в кредит. Некоторые банки при выдаче такой карточки требуют, чтобы клиент внес страховой депозит.

Предоплаченная карта предназначена для совершения её держателем операций, расчёты по которым осуществляются кредитной организацией-эмитентом от своего имени, и удостоверяет право требования держателя предоплаченной карты к кредитной организации-эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств.

Среди дебетовых карт выделяют:

карты, которые используются для оплаты товаров и услуг, получения наличных в банковских банкоматах путем прямого списания со счета плетельщика денег из суммы, закодированной на карте. Такие карты являются самым простым и универсальным заменителем наличных денег. Естественно, что для таких карт требуется авторизация в случае каждой операции. Все оборудование, обеспечивающее работу с ними, должно быть связано с центром авторизации в режиме on-line. Фактически для дебетовых карт не нужен специальный карточный счет, поскольку любая операция сразу относится на обычный счет клиента (депозитный, текущий, сберегательный или какой-нибудь другой). Если же счета нет, то открывается специальный карточный, на который вносятся средства под будущие расходы.

карты для банковских автоматов (electronic banking machine-ЕВМ, Аutomatic teller machine-ATM). Они предназначены для получения наличности в банковских автоматах в пределах имеющихся на счете клиента средств и внесения наличных денег на счет.

Среди кредитных (кредитовых) карт, которые эмитируют и/или распространяют банки (Приложение 3), можно выделить следующие:

карты, которые используются для оплаты различных товаров и услуг за счет кредита, предоставленного клиенту банка или специализированной сервисной компанией (American Express). Оплата с помощью карты может быть проведена в любой точке обслуживания, оборудованной устройством для подготовки чека, который плательщик выписывает при покупке. Некоторые кредитные карты могут использоваться также для получения наличных в банковских автоматах;

карты, которые используются для оплаты определенного вида услуг (или нескольких взаимосвязанных видов услуг) за счет кредита, финансируемого (в пределах установленного лимита) оказывающей данный вид услуг компанией. Как правило, владелец карты при этом получает определенные льготы. Подобные карты можно назвать целевыми. Наиболее распространены карты Diners club, позволяющие оплачивать питание в тысячах ресторанов многих стран; карты оплаты телефонных разговоров, бензина, аренды, машин. Существуют также карты, применяемые для оплаты товаров в определенных магазинах (например, в торговой сети, принадлежащей одной фирме).

карты, используемые для гарантии чековых платежей. Их появление связано с широким распространением одной из форм чекового кредита, которая основана на наличии у лица обычного текущего счета, а также предусматривает автоматическое предоставление кредита в момент исчерпания остатка на чековом счете.

Как дебетовые, так и кредитовые карты могут индивидуальными и корпоративными. Как уже отмечалось, индивидуальные карты выдаются физическим лицам, корпоративные - только компаниям (предприятиям, организациям).

Корпоративная карта - это банковская карта, которая позволяет ее держателю проводить операции по банковскому счету клиента - юридического лица. Она «привязана» к счету компании и может быть лимитирована компанией и тогда владельцу карты устанавливается лимит использования денег со счета компании. Если лимит не установлен, то владелец карты может распоряжаться всей суммой, находящейся на соответствующем счете компании.

В рамках классификации карт на индивидуальные и корпоративные можно выделить в отдельный вид семейные карты. Они выдаются физическим лицам как индивидуальные, но их также можно оформить на каждого члена семьи владельца карточного счета, и тогда они становятся как бы корпоративными. При этом для карты членов семьи обычно устанавливается лимит использования средств.

Частным случаем семейных карт можно считать так называемые неименные карты, соединяющие в себе функции карт и дорожных чеков. Владелец может передавать ее родным и друзьям, сообщив им ПИН-код.

Все банковские карты защищаются от несанкционированного доступа к счету обладателя карты при помощи ПИН-кода. Как правило, это четырехзначное число, при помощи которого обладатель карты получает доступ к своему счету через банкомат для снятия наличных. Возможность подбора ПИН-кода в случае незаконного завладения картой ограничена, так как обычно после трех неудачных попыток ввода ПИН-кода (причем неважно, в одном банкомате или в нескольких разных) банкомат изымает карту, о чем ставятся в известность банк и владелец счета (счетов).

1.3 Платежные системы, действующие в России

На современном этапе развития банковского сектора российские платёжные системы составляют значительный сегмент российского рынка пластиковых карт. Подавляющее число региональных платежных систем ограничиваются рамками небольших зарплатных проектов на предприятиях-клиентах банка и служат для организации внутренней системы безналичных расчётов. В рамках зарплатного проекта развивается городская инфраструктура обслуживания карт, магазины начинают предоставлять дисконты держателям карт. Затем к проекту подключаются муниципальные службы, начиная принимать карты в оплату за коммунальные услуги. Как результат - постепенно появляется спрос на карты со стороны частных лиц. К распространению карт присоединяются другие банки, и территория обслуживания карт расширяется, а зарплатный проект поэтапно перерастает в межбанковскую локальную платёжную системы.

К наиболее крупным российским платёжным системам можно отнести:

«Юнион Кард»

Платежная система "Юнион Кард" в настоящий момент является фактически единственной российской межбанковской общенациональной платежной системой, в состав которой входит более 300 российских банков <#"648830.files/image001.gif">

Пусть R1 - Чистый денежный поток (маржа) Г-го периода; N - количество периодов. Тогда:

Как видно из формулы, это уравнение степени I относительно и аналитическое решение существует далеко не всегда. По этой причине рассчитывается приближенно методом итераций для отыскания корней многочленов. В Ехсеl применяется именно этот метод. Поэтому в большинстве случаев важно задавать прогнозное значение для сходимости итерационного процесса.

В случае если соотношение не выполняется, проект должен быть подвергнут анализу:

а) на предмет сокращения затрат:

сокращение элементов инфраструктуры (например, клиенту может быть предложено, приобрести банкоматы за свой счет);

упрощение типов карт;

отсечение карт с наименьшим размером ежемесячных поступлений;

б) на предмет повышения доходов:

увеличение ставок оборотных комиссий;

увеличение комиссий за выпуск карт.

В результате выполнения указанных этапов должны быть подобраны оптимальные параметры проекта.

Ограничения по использованию ресурсов банка

Ввиду того, что зарплатные проекты требуют от участников углубленного сотрудничества, зачастую не относящегося впрямую к банковскому обслуживанию, необходимо ограничивать использование ресурсов банка. В частности, банк должен во многих вопросах ограничиваться рекомендательными функциями и не должен брать на себя какие-либо обязательства (в том числе финансовые):

по созданию неотъемлемых улучшений или конструктивных изменений зданий, помещений или другой собственности организации партнера, а именно:

строительство или реконструкция помещения под операционную кассу;

реконструкция помещения для установки банкомата;

прокладка кабельных линий связи к зданиям/сооружениям от узлов связи, включая проектные и другие сопроводительные работы и услуги;

прокладка и разводка кабельных сетей (телефон, LAN, электропитание) по помещениям и/или территориям клиента;

устройство специальных радиотрансляционных средств связи;

по оказанию услуг системного интегрирования;

по приобретению, установке и наладке оборудования, непосредственно не относящегося к ведению операций:

оборудования связи;

систем ограничения доступа в помещения;

нештатных для банкоматов систем видеонаблюдения, сигнализации, электропитания и т. д.

по оплате услуг связи, подаче электроэнергии;

по охране помещений (за исключением выполнения специальных требований, предписанных Центральным банком).

Ограничения, связанные с требованиями безопасности

Банкоматы и операционные кассы должны располагаться в охраняемых помещениях. Уровень охраны должен быть приемлемым для банка. Обеспечение безопасности является обязанностью клиента, в том числе оплата средств и/или услуг по охране.

Банкоматы не могут предоставляться организации в безусловную аренду - в банкоматах находятся деньги, материальная ответственность за которые лежит на сотрудниках банка (кассирах). В случае если используются банкоматы клиента, соответствующий договор должен предусматривать эксклюзивный доступ банка к сейфовым и электронным системам банкомата.

В проекте не могут использоваться установленные ранее другими организациями банкоматы без надлежащей технической и юридической экспертизы. То же касается решения вопросов по приобретению банком указанных устройств.

Не допускается выпуск карт типа Standart, Gold без приема организацией на себя обязательств по погашению овердрафтов, допущенных сотрудниками.

Этап 3. Техническая экспертиза и консультирование клиента.

Для квалифицированного проведения рассматриваемого этапа желательно привлечение специалиста из картцентра банка. В любом случае при проведении экспертизы необходимо четко представлять технические требования обслуживающего процессингового центра по двум параметрам:

поддерживаемые модели банкоматов;

возможности работы с провайдерами связи, представленными в регионе.

Силами банка (сотрудников филиала либо сотрудников картцентра) должны быть проведены следующие мероприятия:

. Выяснение степени обеспеченности клиента средствами связи. Клиент должен обеспечить подводку к месту установки банкомата выделенного канала, имеющего доступ в сеть с транспортным протоколом Х.25 и бесперебойным электропитанием. В случае технической неготовности намечается план действий, оказываются консультации, клиентом намечаются сроки по обеспечению технической готовности. Банкоматы приобретаются банком не ранее чем за месяц до планируемого срока готовности средств связи в местах установки банкоматов.

. Если рассматривается вопрос применения ранее установленных банкоматов, то назначается техническая экспертиза устройств силами официального дилера производителя и за счет клиента. Силами банка производится юридическая экспертиза документов, устанавливающих право собственности на устройства. В случае решения о приобретении стоимость технической экспертизы возмещается банком или учитывается при определении цены покупки. В подобных ситуациях почти всегда решающим аргументом «за» или «против» становится заключение сервисной организации, ранее осуществлявшей техническое обслуживание устройств.

Этап 4. Уторговывание финансовых условий и сроков, заключение соглашений.

На этом этапе стороны могут договориться о некоторых изменениях проекта, в том числе об изменении некоторых финансовых условий сотрудничества. Возможно, потребуется повторный экономический анализ договоренностей.

После достижения окончательной договоренности банком подписываются:

договор о выпуске карт и обслуживании расчетов.

договор об установке и обслуживании банкоматов.

Картсчета для сотрудников открываются банком установленным порядком как для физических лиц.

договор рублевого счета «до востребования»;

договор текущего валютного счета;

заявление от клиента на конверсию всех поступлений на рублевый счет «до востребования» с зачислением на текущий валютный и последующим перечислением на картсчет. В заявлении должен быть указан курс $/руб., предусмотренный договоренностью с организацией.

Важно согласовать сроки внедрения проект и при необходимости внести соответствующие положения в договорную базу или оформить дополнительное соглашение.

Внедрение зарплатного проекта

Процесс внедрения зарплатного проекта в значительной степени зависит от его объема, географической распределенности и требований по созданию инфраструктуры. Сроки могут варьироваться от 1 месяца (например, для организации из 50 человек без дополнительных требований, в т. ч. по инфраструктуре) до четырех лет (пример - внедрение АвтоГАЗбанком выплат зарплаты на Горьковском автозаводе для 100 тыс. работников),

В любом случае внедрение раскладывается на два параллельно выполняемых процесса:

. выпуск карт сотрудникам и начало операций;

. создание и начало работы инфраструктурных элементов:

операционной кассы;

банкомата.

Для «безинфраструктурного» проекта внедрение состоит только из первого мероприятия. Внедрение инфраструктурных элементов полезно фиксировать в письменном виде (например, в виде актов выполненных работ по договору).

Для организационной проработки этапа внедрения, особенно крупных проектов, полезно применять программное средство MS Project.

Эксплуатационный период

в течение эксплуатационного периода деятельность банка по обслуживанию проекта складывается из следующих периодически выполняемых действий (мероприятий):

поддержки текущих операций (операционные действия):

выпуска новых карт;

перечисления средств для пополнения счетов, в том числе с конверсией;

блокировки карт;

• инкассационного обслуживания банкоматов или подкрепления операционных касс. Выполняется инкассационной службой банка либо внешней инкассационной службой по договору;

технической поддержки банкоматов. Инженерное обслуживание и текущий ремонт осуществляются либо сотрудниками картцентра, либо внешней сервисной организацией по договору. Сбои связи устраняются совместными усилиями картцентра, филиала, обслуживающей сервисной организацией, а в некоторых случаях также с участием клиента;

технической поддержки оснащения операционных касс. Выполняется силами филиала, за исключением вопросов функционирования РОЗ-терминалов. Неисправности оборудования устраняются картцентром с одновременным предоставлением филиалу исправного подменного» устройства. Сбои связи устраняются совместными усилиями филиала, картцентра и клиента.

Поддержание и развитие взаимодействия

Зарплатный проект является долгосрочным (несколько лет) взаимодействием банка как с клиентом-организацией, так и с сотрудниками клиента. Это подразумевает особенно внимательное отношение к организации и ее руководству со стороны курирующего менеджера. Зарплатный проект является перспективной ситуацией с точки зрения перекрестных продаж других банковских продуктов, как самой организации, так и ее сотрудникам. Следует также иметь в виду, что любые недостатки в обслуживании становятся ощутимы большому количеству людей, что отражается на имидже банка, особенно в условиях сравнительно замкнутых региональных рынков.

По ходу обслуживания у клиента могут открываться новые или закрываться существующие подразделения, увеличиваться или уменьшаться численность работающих и/или фонд оплаты труда. В связи с каждым подобным изменением следует возвращаться к этапу оценки экономической целесообразности и, возможно, предлагать обновление тарифов или иных условий сотрудничества.

В случае если речь идет об обслуживании дополнительной территории, например, с требованием установить банкомат, такой «кусок» целесообразно подвергнуть отдельной оценке по предложенной экономической модели. В случае получения неудовлетворительных с точки зрения эффективности результатов необходимо переоценить весь проект в целом с учетом добавленного «куска» и, возможно, предложить клиенту скорректировать финансовые условия обслуживания.

Завершение зарплатного проекта

Под завершением зарплатного проекта понимается либо переход клиента на обслуживание в другой банк, либо прекращение работы по форс-мажорным обстоятельствам. Наиболее распространенные причины перехода организаций на обслуживание по зарплатным проектам из одного банка в другой:

Операционные:

несвоевременный выпуск карт;

несвоевременное пополнение счетов;

несвоевременная инкассация банкомата.

Технические:

плохой пластик - размагничивание;

сбои в работе банкоматов, в том числе по причинам связи.

Ценовые:

цены годового обслуживания карты;

стоимость выдачи наличных.

Связанные с другими видами обслуживания.

Политические.

В случае если воздействие негативных факторов не удается устранить по объективным причинам, банк должен предпринять меры, чтобы не допустить причинения ущерба.

В течение 7 дней с момента получения банком информации о завершении зарплатного проекта осуществить прямой контакт с держателями карт типа Standart и Gold и предложить перевести из карты на обслуживание по тарифу для физических лиц. В случае отказа добиться изъятия максимально возможного количества таких карт через администрацию организации.

Предварительные расчеты

Себестоимость и цена продажи карт

Стартовый доход от реализации проекта - это доход от продажи карт. Предположим, в рамках данного зарплатного проекта было выдано 5 «золотых карт», 10 стандартных, остальные - Сirrus/Maestro, причем доходы от их продажи составили:

Доходы от продажи карт


Количество

Себестоимость ед., $

Себестоимость, $

Цена продажи ед., $

Цена продажи, $

Gold

5

7

 35

50

250

Standart

10

5

 50

15

150

Curris/Maestro

505

3

 1515

5

2525

Итого


 1600


2925


Операционные доходы

Операционные и приравненные к ним в смысле данного проекта доходы (конверсионные доходы) рассчитываются исходя из устанавливаемых ставок по конверсионным операциям (в пределах 1%) и ставки комиссионных по операциям перечисления на картсчета (в пределах 0,5%). В рассматриваемом примере полагаем конверсионную ставку равной 0,5%, ставку за расчеты - 0,1%.

Операционный дохой за год =

=((0,1% + 0,5%) • $167 000 -70% + 0,1%- $167 000 • 30%) • 12 = ($701,40 + $50,10) • 12 = $9018.

На практике также можно рассматривать доходы, получаемые за операции выдачи наличной иностранной валюты (до 0,5 %), например в том случае, если предприятие желает, чтобы банкоматы загружались валютой.

Стоимость процессинга

Стоимость процессинга рассчитывается следующим образом. Пусть стоимость поддержания каждой карты в базе данных процессингового центра составляет $0,2 в месяц. В расчет имеет смысл взять стоимость процессинга операций выдачи наличных - пусть это будет 0,1% с оборота (при этом полагаем, для простоты, что все поступления на картсчета снимаются наличными).

Расходы на процессинг в год =

= (520 карт • $0,2 + $167 ООО • 0,1%) • 12 = ($104 + $167) • 12 = $3252.

Стоимость банкоматов и инкассации

Стоимость банкоматов рассчитывается исходя из цены $18 ООО за устройство, с учетом таможенной очистки и доставки к месту установки. Дополнительные строительно-монтажные работы оплачиваются клиентом. Итого - $36 ООО.

Инкассация банкоматов производится 2 раза в месяц. Из расчета $50 за выезд -

имеем $1200 в год.

2.3 Развитие рынка банковских пластиковых карт в России

В процессе развития межэкономических связей можно наблюдать процесс внедрения экономики некоторых государств и развитие рынка банковских пластиковых карт и современных платежных систем, например, в направлении развития формы безналичных расчетов, что, в свою очередь, находит все большее применение в современном деловом мире. Один такой наиболее распространённый инструмент на рынке - это пластиковая банковская карта. Большинство развитых в экономическом отношении стран используют банковские пластиковые карты в качестве неотъемлемого атрибута для оплаты приобретенных товаров или услуг. Большое количество операций на рынке, проведенных с использованием банковских карт, определяет степень объединения общества и государственной банковской системы. О высокой интеграции общества и банков в странах Европы можно судить по тому обстоятельству, что в этих странах расчеты посредством пластиковых карт составляют 90 процентов от общих денежных операций на рынке.

Современные экономисты называют развитие банковских пластиковых карт <#"648830.files/image002.gif">


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями, по типам карт (тыс. ед.)

 

 

Всего банковских карт

в том числе:



расчетные карты

из них:

кредитные карты

предоплаченные карты




расчетные карты с "овердрафтом"



2008 год

на 1.01.08

103 497

94 097

-

8 944

455

на 1.04.08

107 180

98 033

27 913

8 854

293

на 1.07.08

111 699

102 769

28 513

8 584

347

на 1.10.08

118 542

108 616

29 573

9 485

442

2009 год

на 1.01.09

119 242

109 335

26 826

9 296

612

на 1.04.09

121 971

111 005

24 352

9 209

1 757

на 1.07.09

121 624

110 933

8 501

2 190

на 1.10.09

121 605

112 155

22 117

7 634

1 816

2010 год

на 1.01.10

126 033

115 390

21 268

8 601

2 042

на 1.04.10

128 873

117 743

21 703

8 088

3 043

на 1.07.10

133 592

117 625

19 483

8 655

7 312

на 1.10.10

137 732

122 786

20 362

9 134

5 811

2011 год

на 1.01.11

144 419

127 787

22 452

10 047

6 585

на 1.04.11

146 782

128 497

22 780

10 792

7 494

на 1.07.11

157 453

135 152

23 916

12 217

10 085

на 1.10.11

167 585

140 517

23 605

13 485

13 583

2012 год

на 1.01.12

200 170

147 872

25 833

15 026

37 272

на 1.04.12

190 766

153 344

28 275

16 601


Похожие работы на - Современное состояние рынка банковских услуг с использованием банковских карт

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!