Правовое регулирование таможенных отношений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,3 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование таможенных отношений

ВВЕДЕНИЕ

таможенный право норма

Формирование современной таможенной политики в каждом конкретном случае разрабатывается на основе намеченной стратегии таможенного дела, исходит из материальных и финансовых возможностей государства. Приоритетными являются развитие нормативно-правовой базы, регулирующей таможенную политику. Нормы таможенного права регулируют отношения, связанные с перемещением товара через таможенную границу таможенного союза. Отношения участников, которые возникают в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, регулируются нормами таможенного права и называются таможенными правоотношениями.

Актуальность данной курсовой работы объясняется тем, что знание основных нормативных актов в сфере таможенного регулирования и особенностей таможенных правоотношений необходимо любому современному человеку. Так уже за последние 10 - 15 лет заметно активизировалось участие юридических и физических лиц в таможенных отношениях. Это связано, прежде всего, с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, со времени упразднения государственной монополии на внешнюю торговлю практически все юридические лица в той или иной форме подключились к осуществлению внешнеторговой деятельности и, как следствие, стали участниками таможенных правоотношений. Значительно возросло и число граждан (физических лиц), перемещающих через таможенную границу товары, как в коммерческих целях, так и в иных целях, не связанных с осуществлением коммерческой деятельности. Во-вторых, продолжают развиваться гуманитарные контакты и туристические обмены, а, следовательно, растет число пассажиров, пересекающих границу. Пересекая таможенную границу, граждане вступают в отношения, регулируемые действующим таможенным законодательством. Таможенные правоотношения весьма разнообразны.

Цель данной курсовой работы - подробное рассмотрение возникновения таможенных правоотношений и регулирование их нормами таможенного права.

Задачи:

·Дать понятие таможенных правоотношений и рассмотрение положения о таможенных правоотношениях;

·Рассмотреть состав таможенных правоотношений;

·Выделить российские нормативно-правовые акты;

·Выделить международные нормы в области таможенного дела;

Объектом выступают таможенные правоотношения, возникающие между участниками таможенных операций.

Предмет - нормы, применяемые в ходе возникновения и прекращения правоотношений.

Для достижения данной цели курсовой работы используются следующие методы:

·Анализ нормативно-правовых актов;

·Синтез;

·Сравнение;

Данная курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.

Первая глава содержит понятие, общие положения и описывает состав таможенных правоотношений.

Вторая глава содержит понятие и виды таможенных норм. Также она описывает структуру норм и их применение в области таможенного дела.

Третья глава содержит информацию о международных норм и российских нормативно-правовых актах в области таможенного дела.

ГЛАВА 1. Таможенные правоотношения

1.1Понятие и общие положения о таможенных правоотношениях

Таможенные правоотношения представляют собой урегулированные нормами таможенного права общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таким образом, таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.

Таможенные правоотношения, возникающие при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, выступают в качестве объекта таможенного права. Правоотношения в таможенной сфере возникают по поводу товаров и транспортных средств, которые являются объектами таможенных правоотношений, перемещаемые через таможенную границу, поскольку действия участников таких отношений складываются на основе правовых норм, регулирующих порядок их перемещения.

В соответствии с Таможенным кодексом ТС под товаром понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также транспортные средства, которые выступают в качестве товара. В то же время транспортное средство может не рассматриваться в качестве товара, когда оно выступает как средство для перевозки товаров или пассажиров, т.е. оно не является предметом договора о внешнеторговой сделке.

Таможенный кодекс ТС определяет круг правоотношений, который регулируется таможенным законодательством. Указанные в Таможенном кодексе правоотношения складываются по поводу порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; установления и применения таможенных режимов; декларирования товаров и транспортных средств; уплаты таможенных пошлин налогов; осуществления таможенного контроля; обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Необходимым признаком правоотношения является то, что они возникают, изменяются, прекращаются, имея в основе правовые нормы, выражающие волю государства. Правовые нормы определяют также состав участников правоотношений, их права и обязанности, способы обеспечения правоотношений от возможных нарушений.

Правоотношения представляют собой различного рода связи их участников, реализующих субъективные права и выполняющие юридические обязанности. Государственное обеспечение является одной из основ складывающихся правоотношений, которое предполагает возможность принуждения к должному поведению и поддержанию установленного правопорядка.

Для раскрытия характера таможенных правоотношений следует учитывать сферу их возникновения и особенность правового регулирования. Рассматриваемые правоотношения возникают в сфере повышенной заинтересованности государства в создании соответствующего правопорядка на таможенной границе, который бы позволял осуществлять перемещение товаров с соблюдением государственной, общественной, экологической безопасности, интересов федерального бюджета, что оказывает влияние на метод правового регулирования отношений.

Возникновение, развитие, прекращение таможенных правоотношений связано с осуществлением таможенного контроля, являющегося одним из видов государственного контроля. Таможенные органы, осуществляющие такой контроль, как участники правоотношений наделены государственно-властными полномочиями.

Отнесение правоотношений к категории таможенных предполагает их классификацию исходя из отраслевой принадлежности, поскольку они регулируются нормами таможенного права. Если таможенные правоотношения рассматривать с точки зрения формы распределения прав и обязанностей их участников, то их можно распределить на простые, т.е. когда одна сторона правоотношения обладает правами, а другая - обязанностями, и сложные, когда каждая из сторон наделена как правами, так и обязанностями.

В таможенной сфере преобладают сложные правоотношения, т.к. их участники, как правило, выполняют ряд действий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в связи, с чем они наделяются как правами, так и обязанностями.

Таможенные правоотношения всегда имеют двусторонний характер, т.е. праву одного из участников этого отношения соответствует обязанность другого, и наоборот. Так, лицо, перемещающее товары, вправе обратиться в таможенный орган для проведения соответствующей таможенной процедуры, таможенный орган, в свою очередь, обязан принять решение по такому обращению. При рассмотрении обращения таможенный орган вправе потребовать от лица, перемещающего товары, представления документов и самого товара для проведения таможенного контроля. На лицо, перемещающее товары, законом возложена обязанность, представить такие документы и товары. Взаимная связь прав и обязанностей участников правоотношения присутствует до завершения таможенных процедур.

По характеру воздействия на участников таможенные правоотношения являются регулятивными, поскольку в них устанавливаются конкретные права и обязанности.

Таможенные правоотношения могут возникнуть при наличии соответствующих условий, которые предусмотрены таможенно-правовыми нормами.

В качестве таких условий выступают юридические факты, т.е. конкретные обстоятельства, с которыми нормы таможенного права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть, например, подача заявления или декларации, действие непреодолимой силы, авария, разрешение, выдаваемое таможенным органом и т.д.

В зависимости от правовых последствий юридические факты можно подразделить на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. К первой группе юридических фактов можно отнести пересечение таможенной границы, подача заявления об осуществлении внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение и т.д.

Ко второй группе можно отнести подачу декларации об изменении процедуры использования товаров, подачу заявления об изменении, дополнении сведений в таможенной декларации. К третьей группе можно отнести заявление об отзыве таможенной декларации.

По волевому признаку юридические факты подразделяются на события и действия, в первом случае наступление правовых последствий не зависит от воли людей, например, действие непреодолимой силы, истечение установленного срока, во втором случае порождаемые правовые последствия являются результатом волевого проявления людей, например, пересечение таможенной границы, подача таможенной декларации.

Действия являются преобладающими среди юридических фактов для возникновения, изменения, прекращения таможенных правоотношений. В свою очередь, действия могут быть правомерными, т.е. соответствующими положениям таможенно-правовых норм, и неправомерными, когда они не согласуются с ними.

1.2Состав таможенных правоотношений

В состав таможенных правоотношений входят объект правоотношения, его субъектов и содержание.

Объектом таможенного правоотношения является порядок, складывающийся в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Субъектом таможенного права признаётся тот, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере.

Субъектами таможенного права являются:

Таможенные органы;

Государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций;

Юридические лица;

Физические лица.

Эти субъекты могут быть разделены на две группы: специальные и иные субъекты.

Специального субъекта таможенного права - таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей.

Иные субъекты - юридические лица, предприятия, учреждения и организации и физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами, кроме того, к иным субъектам относятся также международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

Таможенное право предоставляет всем юридическим и физическим лицам равные права. Они на равных основаниях вступают в таможенные правоотношения: ввозят на территорию таможенного союза и вывозят из него товары и транспортные средства, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз или вывоз товаров и транспортных средств, за исключением случаев установленных ТК ТС и другими юридическими актами на уровне федерального закона.

Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица имеют самостоятельный баланс или смету.

Для осуществления юридическим лицом той или иной деятельности существенное значение имеет его правоспособность. Правоспособность означает способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Различается правоспособность специальная и общая.

Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо обладает только теми гражданскими правами и несёт только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели создания юридического лица. В уставе в этом случае указываются виды деятельности, которыми оно вправе заниматься.

Требования специальной правоспособности распространяются на учреждения и иные некоммерческие организации, а также на унитарные государственные и муниципальные и некоторые другие прямо указанные в законе коммерческие организации. Следовательно, если специальная правоспособность юридического лица не включает в себя внешнеэкономическую деятельность, то заниматься ею лицо не вправе.

Подавляющее большинство юридических лиц, отнесённых к коммерческим организациям, обладает общей правоспособностью. Они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых законом и учредительными документами, в том числе и внешнеэкономической. Определённые ограничения внешнеэкономической деятельности юридических лиц могут устанавливаться путём лицензирования. Под лицензированием понимается выдача уполномоченными на то органами специального разрешения на ведение соответствующей деятельности. Физические лица - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Правовое положение граждан характеризуется понятием правоспособности и дееспособности. Правоспособность - это способность гражданина иметь права и обязанности, т.е. быть субъектом этих прав и обязанностей.

Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, от своего имени создавать для себя обязанности и исполнять их, гражданин должен быть дееспособным. Вопросы правоспособности и дееспособности граждан урегулированы ГК РФ.

Физические лица пользуются теми же правами по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, что и юридические лица. Однако при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу физическими лицами имеют значение цели перемещения, которые и необходимо установить для личного использования или для коммерческих целей. Товары, предназначенные не для коммерческих целей, подлежат декларированию и таможенному контролю в упрощённом порядке.

В области таможенного дела наметилась тенденция к расширению сфер деятельности физических и юридических лиц, занимающихся профессиональным посредничеством.

Таможенный перевозчик также входит в состав таможенных правоотношений. Таможенный перевозчик - это юридическое лицо государства, члена таможенного союза. Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

Обязанности таможенного перевозчика:

) Соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

) Вести учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;

) Не разглашать, не использовать для собственных целей и не передавать иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза, полученную от отправителя товаров, их получателя или экспедитора информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию;

) Информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр таможенных перевозчиков, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных перевозчиков, в течение пяти рабочих дней со дня изменения таких сведений.

Каждый субъект правоотношения наделяется субъективными правами и обязанностями, что составляет содержание правоотношения. Права и обязанности субъектов таможенного правоотношения соотносятся как мера возможного и должного поведения этих субъектов. Каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированными нормами таможенного законодательства.

ГЛАВА 2. Таможенные нормы

.1Понятие и виды таможенных норм

Норма таможенного права представляет собой писаное правило поведения участников таможенных правоотношений, которое устанавливается государством в строго определенном порядке и форме и вступает в силу в конкретный законодательный срок. А совокупность таможенных норм составляет предмет и содержание самого таможенного, права как формирующейся юридической науки. Таможенное право, как и право вообще, - прежде всего «система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю, ее общечеловеческий характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества. Норма таможенного права, в отличие от социальных норм вообще, - это достаточно самостоятельное и независимое понятие, которое обладает своими специфическими особенностями и признаками. К наиболее важным признакам, можно отнести следующие:

Во-первых, нормы таможенного права, в отличие от других социальных предписаний, сами выступают в виде целостных правовых образований и сообразно воли государства призваны регулировать специфический вид отношений в обществе - таможенные отношения. Особенность таких отношений состоит в том, что они предполагают наличие не только правовых субъектов и объектов воздействия, но и социально-экономических, организационных и иных взаимоотношений и фактов в широком смысле этого слова.

Во-вторых, нормы таможенного права всегда готовятся и издаются с санкции государства. Они выражаются в установленной в законодательстве, либо в общепризнанной форме.

В-третьих, нормы таможенного права всегда охраняются государством, и государство заинтересовано в их правовом качестве и в действительном исполнении в ходе правового воздействия на таможенные отношения.

В-четвертых, нормы таможенного права, в отличие от других социальных норм, всегда содержат общеобязательные установки и предписания. Помимо общепризнанных компонентов данная норма может включать нечто, противоположной гипотезе, логический результат либо без такового, программную и прогностическую информацию.

В норме таможенного права всегда выражается определенное предписание о том, как должны поступать участники рассматриваемых правоотношений в различных ситуациях. Такое предписание, или веление, заключается в любой норме таможенного права независимо от того, выражена ли она в законе, подзаконном акте, или в обычае, или в ином положении.

По характеру правил поведения участников таможенных правоотношений, составляющих содержание таможенно-правовой нормы, нормы таможенного права могут быть различных видов. Это, прежде всего, материальные и процессуальные нормы.

Материальные нормы таможенного права регламентируют структуру таможенного законодательства, систему таможенно-правового пространства, права и обязанности физических и юридических лиц в таможенной сфере, их поведение, то есть закрепляют материально правовое содержание прав и обязанностей участников таможенных отношений.

Процессуальные нормы таможенного права устанавливают порядок и действие норм материального права.

По направленности поведения участников таможенных отношений, рассматриваемые нормы можно классифицировать на: обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Норма таможенного права может прямо предписывать участникам правоотношений совершение определенных действий, то есть непосредственно возлагать на них определенные обязанности. Эта норма предписывает декларанту совершение определенных действий и, таким образом, является обязывающей нормой таможенного права. Норма таможенного права, может запрещать участникам таможенных отношений совершение определенных действий. Эти нормы называются запрещающими нормами таможенного права. Данную норму можно считать запрещающей нормой таможенного права.

Многие нормы таможенного права вообще не предписывают определенных действий и не запрещают их, а предоставляют участникам таможенно-правовых отношений возможность совершать те или иные действия, управомочивают их на совершение данных действий. Эти нормы называются управомочивающие нормы таможенного права.

.2Структура нормы таможенного права

Норма таможенного права независимо от того, в какой форме она выступает (закон, подзаконный акт), состоит из трех основных элементов - гипотеза, диспозиция и санкция. В норме таможенного права отражено, в первую очередь, указание на условие, при котором эта норма вводится в действие и применяется (гипотеза), затем дается характеристика самого правила поведения участников таможенных отношений (диспозиция) и, наконец, описываются последствия нарушения требований рассматриваемой нормы (санкция).

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть таможенно-правовые отношения, и указывает на субъектов этих отношений. Понятие гипотезы как элемента нормы таможенного права имеет важное теоретическое и практическое значение. Обычно гипотеза - это предположение о наступлении определенных явлений и процессов в обществе либо об их причинах, условиях и закономерностях проявления. Гипотезе же в области таможенного права придается несколько иное значение. Она характеризуется совокупностью условий, которые необходимы для осуществления в правоприменительной практике отраженного в норме правила поведения участников таможенных правоотношений.

Санкция указывает на последствия несоблюдения нормы таможенного права, которые в ней содержатся и непосредственно вытекают из действий участников таможенных правоотношений. Санкция здесь выступает в роли результирующего компонента рассматриваемой нормы. В ряде норм таможенного права санкция, пусть даже и не четко выраженная, в общем плане упоминается в самом тексте закона, причем с нечетко выраженной гипотезой. Санкция является частью нормы таможенного права, которая определяет принудительные меры, обеспечивающие соблюдение участниками правоотношений таможенно-юридических норм.

Необходимо отметить своеобразие норм уголовного права, которые регулируют некоторые таможенно-правовые отношения. Эти нормы предусматривают некоторые виды преступлений в сфере таможенного дела и наказания, подлежащие применению к лицам, их совершившим. В этих нормах санкция, как правило, определяется четко и ясно - конкретные меры наказания тут же следуют за соответствующие преступления в таможенной сфере. Гипотеза и диспозиция в них зачастую просто сливаются. Вследствие этого таможенно-правовые нормы, содержащиеся в таможенном законодательстве, порой состоят не из трех, а из двух элементов - из диспозиции (куда вливается и гипотеза) и санкции.

Классификация элементов таможенных норм:

В зависимости от их построения гипотезы бывают простые (эти гипотезы предполагают какое-то одно условие, посредством которого реализуется норма таможенного права); сложные (здесь необходимо выполнить два и более условий для применения данной нормы);

В зависимости от формы выражения - абстрактные (гипотеза указывает на действия норм таможенного права и акцентирует их внимание на общих, родовых признаках); казуистические (гипотеза связывает реализацию рассматриваемой нормы с отдельными случаями, которые трудно или невозможно отразить посредством абстрактной гипотезы).

Диспозиции в зависимости от формы их выражения, как и нормы таможенного права, можно классифицировать на: уполномочивающие (представляют субъектам таможенных правоотношений право на совершение положительных действий); обязывающие (возлагают на этих субъектов обязанность совершения определенных действий); запрещающие (содержат запрет на совершение противоправных действий или бездействие).

Санкции в таможенной сфере можно классифицировать, прежде всего, в зависимости от степени их определенности на: абсолютно-определенные (точно указывают меру государственного принуждения, которая должна быть применена в случае нарушения норм таможенного права, например, указанный выше восьмилетний срок лишения свободы);относительно-определенные (устанавливают низшую и высшую меру государственного принуждения к правонарушителям норм таможенного права (допустим, наказывается штрафом) и альтернативными (позволяют правоприменителю выбрать из двух, трех одну меру наказания к нарушителю таможенного законодательства).

.3 Применение норм таможенного права

Для точного и правильного применения норм таможенного права к той или иной таможенной ситуации необходимо, прежде всего, чтобы тот, кто применяет ту или иную рассматриваемую норму (начальник таможни, инспектор, юрист и др.), четко уяснил ее смысл и содержание. Каждая норма таможенного права выражена в законах как источниках таможенного права. В законах отражается содержание норм таможенного права, их цели, направленность, суть, взаимосвязи с другими нормами т.д., поэтому для уяснения конкретной нормы таможенного права требуется изучение самого закона, в котором данная норма содержится, его анализ, исследование структуры, регулятивных возможностей и потенций. В результате уяснения смысла, содержание закона в таможенной сфере выступает как его толкование, так и непосредственное изучение в целях дальнейшего применения на практике. К такому толкованию закона в таможенной области либо иных актов по таможенному делу приходится прибегать в процессе применения указанных законов и актов к конкретным ситуациям, при решении правовых задач в ходе правового регулирования таможенных отношений.

Толкованию подлежит любой источник таможенного права, то есть закон или иной акт таможенной направленности, устанавливающий правовые предписания, правила поведения субъектов таможенных правоотношений. Нормы таможенного права заключают в себе специфические правила поведения и регулируют типичные правовые ситуации, которые представляют практический интерес для субъектов таможенных отношений. Эти нормы, так или иначе, не принимают во внимание особенности каждой отдельной ситуации, а характеризуют лишь их основные, наиболее значимые черты.

Применение конкретных норм права в конкретной ситуации непременно предполагает уяснение смысла и содержание указанной нормы, ее расширительного толкования, объяснения, увязки с поведением отдельных людей. Прежде чем приступить к толкованию закона в рассматриваемой сфере, применяющий норму таможенного права субъект права должен удостовериться в наличии данного закона (или статьи) и в подлинности текста. Наличие данного закона и его текста должно быть установлено субъектом, применяющим рассматриваемую норму, по официальному изданию конкретного закона или кодекса. Необходимо убедиться, действует ли в этот момент исследуемый закон и не отменен ли он; одновременно нужно удостовериться, не вносились ли в него какие-либо изменения и дополнения. После установления наличия интересующего закона и его текста очень важно определить, что именно в нем содержится необходимое вам правовое предписание (норма) и что это предписание (норма) имеет юридическую силу и является обязательной для исполнения.

В процессе применения нормы таможенного права необходимо также убедиться в том, что эта норма может быть сориентирована на интересующие вас отношения и что она принята органом, имеющим по закону право применять подобные нормы.

ГЛАВА 3. Характеристика международных норм и российских нормативно-правовых актов в области таможенного дела

.1 Международные нормы в области таможенного дела

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Это положение имеет исключительно важное значение для таможенного права. В настоящее время РФ участвует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов, среди них особое место занимают таможенные конвенции, такие как:

Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества 04.11.1952г.;

Конвенция об определении стоимости товаров для таможенных целей, известная под названием «Брюссельская таможенная оценка товаров» или «Брюссельское определение таможенной стоимости» 28.07.1953г.;

Таможенная конвенция о карнетах ECS для промышленных образцов, 03.10.1957г.;

Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах и Протокол о поправках к ней, известная как Конвенция о Брюссельской тарифной номенклатуре или как Конвенция о номенклатуре Совета таможенного сотрудничества 01.09.1959г. В связи с использованием Гармонизированной системы описания и кодирования товаров большинство стран выходит из этой Конвенции;

Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок 15.03.1962г.;

Таможенная конвенция о временном ввозе научного оборудования 15.03.1962г.;

Таможенная конвенция о временном ввозе профессионального оборудования, включающая в себя три приложения: оборудование для печати или радио и телетрансляции; кинематографическое оборудование; специальное оборудование 01.07.1962г.19

Особо следует сказать о Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), вступившей в силу 25.09.1974г., состоящей из собственно Конвенции, положения которой применяются без ограничения ко всем странам-участницам, и 31 приложения, каждое из которых посвящено специальной таможенной процедуре.

.06.1999г. руководители 114 таможенных организаций, присутствовавшие на 94-й сессии ВТО, единогласно приняли Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Принятие этого варианта Конвенции, готовившегося четыре года, - своеобразное подведение итогов Киотской конвенции 1974г.

Ратифицировав пересмотренную Киотскую конвенцию, правительства смогут принимать современные прозрачные и компьютеризированные процедуры таможенного оформления и внедрять на практике рекомендации ВТО и ее членов в тесном сотрудничестве с деловыми кругами и различными межправительственными организациями.

Новые положения Конвенции позволяют ускорить процедуру таможенного оформления путем применения современных информационных технологий оформления и контроля, а также внедрения в практику технологии анализа рисков. Это позволит значительно облегчить проведение таможенного контроля.

Таким образом, ВТО дает правительствам и участникам внешнеэкономической деятельности новый действенный инструмент, отвечающий задачам нового тысячелетия, и позволяет устранить еще существующие барьеры в виде процедур таможенного оформления.

Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) призвана заменить Конвенцию о номенклатуре СТС (НСТС). Гармонизированная система является многоцелевой товарной номенклатурой, в которую входят описание, необходимое для таможенных тарифов и статистической номенклатуры, и транспортные классификации. Около 80% стоимостного объема международной торговли осуществляется с использованием ГС.

Конвенция о временном ввозе должна регулировать весь комплекс временного ввоза и заменить принятые ранее разрозненные конвенции по временному ввозу имущества, товаров и транспортных средств.

Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

.2 Российские нормативно-правовые акты

Законодательство в таможенной сфере представлено исключительно актами федерального уровня, так как таможенное регулирование Конституцией РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства нет правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Ряд статей Конституции РФ прямо устанавливает основные начала и принципы таможенной деятельности в РФ. В п. «ж» ст. 71 говорится, что таможенное регулирование относится к ведению РФ.

Запрещается устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

В соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции РФ федеральные законы по вопросам таможенного регулирования подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Это должно обеспечить соблюдение в таможенном деле интересов как России в целом, так и ее субъектов.

Помимо названных статей Конституции РФ, которые прямо относятся к таможенной политике и таможенному делу, в ней содержатся и другие общие нормы, имеющие таможенную направленность, например:

·о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности.

·о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

·об официальном опубликовании для всеобщего сведения любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Ранее одним из основных нормативно-правовых актов в сфере таможенного регулирования являлся Таможенный кодекс РФ 2003г., утративший силу за исключением положений ставках таможенных сборов.

В настоящее время действует Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ» 2010г., предметом регулирования которого является:

) регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, их перевозкой по территории РФ под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией РФ и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;

) определение полномочий органов государственной власти РФ по предмету правового регулирования названного Федерального закона;

) определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

) установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов РФ;

) регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользовании и распоряжения товарами, ввезенными в РФ и вывозимыми из РФ.

Также среди таможенных норм особое место занимает Закон РФ «О таможенном тарифе», в котором урегулированы следующие вопросы: сезонные и особые пошлины; таможенная стоимость товара; методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения; определение страны происхождения товаров; тарифные льготы.

Одним из важных законов в сфере таможенного дела является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», определяющий основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами; права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности.

Кроме федеральных законов, которые относятся исключительно к сфере таможенного права, в РФ действуют и иные федеральные законы, содержащие отдельные таможенные нормы. Среди них можно назвать Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами», защищающий отрасли российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечивающий условия для эффективной интеграции РФ в мировую экономику, поддерживающий равновесие платежного баланса посредством регулирования импорта товаров, обеспечивающий условия продвижения товаров, происходящих из РФ, на мировой рынок.

Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» регламентирует специальные защитные меры, процедуру введения специальных пошлин и проведения расследований при их введении.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц относительно владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» установил правовые основы политики государства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в сфере противодействия незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, отнесены и таможенные органы РФ в пределах предоставленных им полномочий.

Федеральный закон «Об оружии» регламентирует вопросы ввоза на российскую таможенную территорию и вывоза с нее различных видов оружия, которое находится в пользовании физических лиц.

Указанные нормативные правовые акты регламентируют и меры нетарифного регулирования экспорта и импорта, которые занимают все более важное место в области таможенного дела. Это система запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров в целях обеспечения суверенитета и экономических интересов страны; специальные правила в отношении отдельных товаров при перемещении их через таможенную границу (разрешительная система); введение экспортного и валютного контроля, установление технических барьеров и другие.

Комплексный характер таможенного права обусловливает использование отдельных норм, которые содержатся в актах иных отраслей права. Так обстоит дело с ответственностью за преступления в таможенной сфере, ответственность за совершение которых предусмотрена Уголовным кодексом РФ, устанавливающим следующие составы таможенных преступлений: контрабанда; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран; уклонение от уплаты таможенных платежей.

Кодекс РФ об административных правонарушениях регулирует вопросы, относящиеся к административным правонарушениям в сфере таможенного права и ответственности за их совершение.

Кодекс содержит гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», в которой помещены 22 статьи относительно конкретных административных правонарушений в области таможенного дела. К ним, в частности, относятся: незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ; недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств; неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы РФ; нарушение зоны режима таможенного контроля; непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы; несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу РФ.

Указанные статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривают различные виды взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил, в том числе предупреждение; наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере, предусмотренном данными статьями, конфискацию предметов административного правонарушения, товаров и транспортных средств, явившихся орудием совершения административного правонарушения.

Ст. 23.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что дела об административных правонарушениях в области таможенного дела вправе от имени таможенных органов рассматривать:

)председатель ФТС и его заместители;

)начальники региональных таможенных управлений и их заместители;

) начальники таможен и их заместители;

)начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

Кроме федеральных законов РФ, в том числе и кодексов, отношения в таможенной сфере регулируют и подзаконные акты, среди которых необходимо в первую очередь назвать нормативные указы Президента РФ.

На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела. Например, Правительство России регулярно принимает постановления об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении тех или иных товаров.

В случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ, ФТС России в пределах своей компетенции издает правовые акты в области таможенного дела. Однако необходимо отметить, что Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, а также функции по управлению федеральным имуществом и оказанию платных услуг.

Заключение

В заключении можно отметить, что таможенное дело - это эффективный инструмент, позволяющий комплексно решать задачи по оптимизации внешнеэкономической деятельности, укреплению национальной экономики, снятию геополитических противоречий между странами.

Таможенную норму можно определить как установленное или санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере таможенного дела, неисполнение либо нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.

Чтобы дать характеристику таможенным правоотношениям, выделить их особенности, следует охарактеризовать их элементы, составляющие структуру любого правового отношения, а именно субъекты, объекты, субъективные права и юридические обязанности участников таможенных правоотношений, что и было выполнено в процессе данной работы.

Таможенные правоотношения целесообразно характеризовать как регулируемые нормами права общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза.

Основаниями возникновения таможенных правоотношений являются действия лиц, направленные на реализацию права на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза. В свою очередь, реализация этого права основана на гражданско-правовых договорах купли-продажи, аренды, выполнения работ, оказания услуг и др. Поэтому можно утверждать, что таможенные отношения регулируются не только нормами таможенного права, но и норами гражданского, финансового, международного права, тем самым образуя совокупность норм права, регулирующих указанные отношения.

Список использованных источников

Нормативно-правовая база

1.Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) С последними изменениями и дополнениями от 16.04.2010г.

.Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЕС «О формировании таможенного союза государств - членов Евразийского экономического сообщества» № 1 от 06.10.2007г. С последними изменениями и дополнениями от 27.11.2009г. № 14

.Конституция РФ (12.12.1993г.) с последними изменениями и дополнениями от 30.12.2008г.

.Кодекс РФ об административных нарушениях в редакции ФЗ № 195 от 30.12.2001г.

.ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» № 311-ФЗ от 27.11.2010г.

.ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164 от 08.12.2003 с дополнениями от 08.12.2010г.

.Закон РФ «О таможенном тарифе» № 5003-1 от 21.05.1993г. с последними изменениями и дополнениями от 08.12.2010г. № 335.

.Кодекс РФ Об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

Учебная литература

1.Андриашин Х.А., Свинухов В.Г. «Таможенное право» М. 2005

.Габричидзе Б.Н. «Российское таможенное право» М. 2005

.Мелехин А.В. «Теория государства и права» М.2007

.Ноздрачев А.Ф. «Таможенное право» М. 2007

.Трошкина Т.Н. «Гражданин как участник таможенно-тарифных правоотношений» 2007

.Чермянинов Д.В. «Вопрос о классификации субъектов таможенных правоотношений» 2010

Интернет-ресурсы

1.Консультант Плюс http://www.consultant.ru/

.Правовая поддержка по таможенным вопросам http://www.caservices.ru/

Похожие работы на - Правовое регулирование таможенных отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!