Характеристика таможенно-правовых отношений
Характеристика правовых отношений, являющихся частью «общественных отношений,
участники которых выступают как носители субъективных прав и обязанностей», составляет
суть любой правовой теории». Таможенное правоотношение Рассолов М.М. определяет как отношение
по поводу правового регулирования таможенного оформления товаров и транспортных
средств, взимания таможенных платежей, таможенного и валютного контроля и др.. Е.А. Достанко утверждает, что таможенное право как комплексная
отрасль права исследует общественные отношения, связанные с деятельностью таможенных
органов как внутри страны, так и на международном уровне. Правоотношения таможенного
характера проявляются не только внутри государства, но и во внешней торговле, и
они всегда осложнены присутствием иностранного элемента, поскольку современная практика
осуществления внешнеэкономических связей имеет дело с двумя уровнями регулирования:
национальным и международным.
Регулирование
таможенных отношений с помощью права осуществляется посредством установления определенных
таможенно-правовых норм, то есть путем установления правил поведения субъектов таможенных
отношений и применения норм таможенного права. Нормы таможенного права регулируют
взаимоотношения таможенных органов, граждан, организаций, их взаимные права и обязанности
и, вследствие этого, придают данным регулируемым отношениям особый таможенно-юридический
характер – характер таможенно-правовых отношений; субъекты указанных отношений выступают
в качестве носителей специфических, таможенных прав и обязанностей.
Статья 1ТК устанавливает
и определяет круг общественных отношений в сфере таможенного дела и в сфере таможенной
политики Республики Беларусь. Правоотношения касаются порядка и условий перемещения
через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взимания
таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и других средств
проведения таможенной политики в жизнь.
Любая норма таможенного права претворяется на практике только
посредством таможенно-правовых отношений: обязывая одних участников (субъектов)
этих отношений к совершению конкретных действий и предоставляя конкретным лицам
право требовать их реализации, руководить данными действиями, таможенное право устанавливает
специфические таможенно-правовые коммуникации между участниками правоотношений,
то есть таможенно-правовые отношения между людьми. Следовательно, к таможенно-правовым
отношениям относятся те общественные отношения, которые отражены в нормах таможенного
права и регулируются ими.
Таможенные отношения
в рамках права характеризуются совокупностью следующих специфических признаков:
наличием специальных субъектов таможенной деятельности; наличием специальных объектов
таможенной деятельности; опосредованностью через таможенные правоотношения указанных
субъектов и объектов.
Таможенные правоотношения подразделяются на активные таможенные
действия (например, активное выражение участником правоотношения намерения о перемещении
товаров), пассивные таможенные действия (например, пассивное выражение указанного
намерения), посредническую таможенно-правовую работу (например, деятельность таможенных
агентов), вспомогательные таможенные действия (принятие какого-то предварительного
решения), а также на организационные правоотношения (допустим, определение компетенции
таможенного органа). Основаниями возникновения таможенных правоотношений могут выступать
положения Конституции Республики Беларусь, законы, декреты и указы Президента Республики
Беларусь, правовые акты Парламента и Правительства Республики Беларусь, приказы
ГТК.
В области таможенного права правоотношения могут подразделяться
и на другие виды, в частности, в зависимости от особенностей правового регулирования
таможенных отношений (в административном аспекте), можно выделить две группы таможенно-правовых
отношений:
а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу таможенного
воздействия («субъект – объект» таможенных отношений), в которой отчетливо проявляется
властная природа государственно-таможенной деятельности. Это собственно властеотношения;
б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного таможенного
воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением.
Названные группы таможенно-правовых отношений характеризуются
как основные и неосновные таможенные связи. Первые прямо выражают сущность таможенной
деятельности, а вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым
относятся таможенно-правовые отношения, которые могут быть выражены формулой «команда
– исполнение». Это отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями ГТК, между
должностными лицами – руководителями и подчиненными им по службе работниками, между
исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, и т.п.
При характеристике второй группы отношений главное внимание акцентируется
на том, что они, хотя и возникают непосредственно в сфере таможенной деятельности,
но не имеют своим прямым назначением непосредственное таможенное воздействие субъекта
на объект. Это, например, отношения между двумя сторонами, работающими в сфере таможенного
контроля, но не связанными между собой соподчиненностью. Так, ГТК Беларуси может
вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового
акта или согласования взаимных международно-правовых вопросов и т.п.
В теории таможенного права выделяют также субординационные и координационные
таможенно-правовые отношения. Субординационные построены на авторитарности юридических
волеизъявлений субъекта таможенных отношений. Координационными связями называют
те, в которых эта авторитарность, якобы, отсутствует. При этом делается ссылка на
отношения, например, между несоподчиненными (ГТК – таможня) органами. Такой подход
был бы приемлемым, если бы содержание координации (то есть согласования) трактовалось
однозначно. Но для этого достаточных оснований не имеется. Координация входит в
перечень основных проявлений государственно-таможенной деятельности, то есть фактически
совпадает с ее юридически-властными проявлениями. Так, Правительство Республики
Беларусь координирует деятельность таможенных органов Республики, которыми руководит
Президент Беларуси. Координационные полномочия подобного рода реализуются в форме
правительственных актов по таможенному делу, то есть в форме юридически-властных
волеизъявлений.
Интерес представляет классификация таможенно-правовых отношений
по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием,
поглощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные
правоотношения.
Вертикальные отношения в наибольшей степени выражают суть таможенно-правового регулирования
и типичных для таможенной деятельности субординационных связей между субъектом и
объектом таможенного дела. Их называют властеотношениями. Возникают они между соподчиненными
сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых
отношений, равенства сторон. Однако соподчиненность нельзя трактовать в буквальном
смысле. Фактически вертикальность означает, что у одной стороны есть юридические
полномочия, которых либо нет у другой стороны (например, у гражданина), либо их
объем меньше (например, у таможенного поста).
При характеристике таможенно-правовых отношений невозможно ограничиться
приведенными категорическими утверждениями и выводами, так как практически проявления
таможенной вертикальности многозначны. Соответственно в сфере таможенного права
можно обнаружить несколько вариантов таможенно-правовых отношений, которые по всем
своим основным показателям относятся к числу вертикальных. Об этом, в частности,
свидетельствуют многие признаки, характерные для такого вида урегулированных таможенно-правовыми
нормами общественных отношений:
а) безоговорочность тезиса о неравенстве сторон в таможенных отношениях
как показателя вертикальности данного вида правовых отношений;
б) неравенство сторон логически предполагает подчинение одной
стороны («объект таможенных отношений») другой («субъект таможенных отношений»).
Отсюда – бытующая формула «власть-подчинение», используемая, как правило, для характеристики
таможенно-правовых отношений именно вертикального типа (скажем, ГТК – таможня);
в) подчиненность (соподчиненность) в таможенно-правовых отношениях
обычно не имеет четко выраженного проявления. Например, гражданин или негосударственное
формирование (коммерческая структура и т.п.) организационно не подчинены таможенным
органам;
г) многие таможенно-правовые отношения вертикального типа возникают
между несоподчиненными их участниками. Но и в подобных случаях одна из сторон (ГТК)
в силу своей компетенции правомочна издавать юридические акты, обязательные для
исполнения организационно не подчиненной ей другой стороной данного правоотношения
(низовые таможенные органы);
д) субъекты таможенных отношений в соответствии с требованиями
соответствующих правовых норм вправе адресовать свои юридические волеизъявления
гражданам, объединениям, которые ни в какой подчиненности у названных субъектов
не находятся.
Горизонтальными таможенно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически
и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридические веления
одной стороны, обязательные для другой. Такого рода правоотношения весьма распространены
в сфере таможенной деятельности.
Сущность таможенно-правовых отношений в обществе можно охарактеризовать
следующим образом:
во-первых, они определяются объективными экономическими отношениями,
основанными на многообразии форм собственности и представляющими собой общественные
отношения таможенных органов, граждан, предприятий;
во-вторых, это отношения граждан, таможенных органов, организаций,
определенные и урегулированные нормами таможенного права, выражающими идеи законности
в таможенно-правовой сфере;
в-третьих, они являются средством решения задач в области формирования
единого таможенно-правового пространства России, Белоруссии и стран СНГ, защиты
прав товаропроизводителей, товарообмена, укрепления экономической безопасности и
многих других.
Таможенно-правовые отношения обладают рядом особенностей, которые
позволяют выделить эти правовые отношения среди других видов правоотношений.
Основная особенность, которая определяет и другие отличительные
черты рассматриваемых правоотношений, выражается в том, что они возникают в процессе
осуществления государственной деятельности. Например, в соответствии со статьёй
1 ТК, таможенное дело относится к ведению Президента, Парламента и Правительства
Республики Беларусь. В связи с этим, возникновение таможенных правоотношений обусловлено
деятельностью органов государственной власти по установлению порядка и условий перемещения
через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взимания
таможенных платежей, таможенного оформления, проведения таможенного контроля.
ТК содержит многочисленные нормы, имеющие властный характер. Так,
ст. 20 содержит положения о запрещении ввоза в Республику Беларусь и вывоза из нее
отдельных видов товаров и транспортных средств, в ст. 21 установлены ограничения
на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь товаров и транспортных
средств, ст. 49 определяет высокие требования к таможенным складам и их владельцам,
ст.ст. 119,120 устанавливают жесткие сроки и строгий порядок уплаты таможенных платежей
и т.д.
Властный характер, присущий таможенно-правовым отношениям, предопределяет
особое положение одной из сторон такого правоотношения, которая наделяется правом
требования, в то время, как другая сторона должна подчинится этим требованиям.
Другой отличительной чертой таможенно-правовых отношений является
то, что одной из сторон выступает государство, то есть в их реализации находит выражение
публично-правовой характер. Государственный интерес выражается, прежде всего, в
том, чтобы обеспечить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную
границу, среди которых могут оказаться товары, запрещенные или ограниченные к ввозу
в Республику Беларусь исходя из соображений государственной безопасности, защиты
общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты
животных и растений, охраны окружающей природной среды и т.д.
Важной частью
таможенного правоотношения является обязанность лица, перемещающего товары и транспортные
средства через таможенную границу, уплатить в определенных случаях ввозные или вывозные
пошлины, налоги, которые поступают в бюджет.
Таможенные отношения в рамках права характеризуются совокупностью
таких особых признаков, как наличие специальных субъектов таможенной деятельности
и специальных объектов таможенной деятельности.
В качестве субъектов таможенного правоотношения выступают конкретные
лица, которые могут участвовать в таком правоотношении. В зависимости от характера
таможенного правоотношения число их может быть самое разное, но не менее двух, поскольку
любое правоотношение реализуется через взаимные права и обязанности его участников.
Участники таможенного правоотношения определены в ТК (ст. 8, 18); ими являются таможенные
органы, а также другие лица(юридические и физические).
Таможенные правоотношения возникают не только между таможенными
органами, с одной стороны, и, например, лицами перемещающими товары – с другой.
Такие правоотношения возникают и между самими таможенными органами, образующими
определенную систему. В данном случае выступают как организационные; и в ст. 8 ТК
определяется структура таможенных органов (ГТК и таможни), а ст. 10 описывает их
основные функции.
Присутствие в таможенном правоотношении в качестве обязательной
стороны таможенного органа ни в коем случае не связывается с тем, что таможенное
правоотношение возникает лишь по инициативе таможенного органа. Многие таможенные
правоотношения возникают по инициативе обеих сторон, например, предоставление отсрочки
или рассрочки таможенных платежей возможно по инициативе плательщика платежей и
таможенного органа. В ряде случаев инициатором возникновения правоотношения может
выступить одна сторона, например, при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную
территорию перевозчик уведомляет таможенный орган о пересечении таможенной границы.
Инициатива третьих лиц также может вызвать возникновение таможенного правоотношения,
например в соответствии со ст. 118 ТК любое заинтересованное лицо вправе уплатить
таможенные платежи.
Физическое лицо, чтобы стать участником таможенного правоотношения,
должно обладать правоспособностью. Основные права и обязанности личности закреплены
в Конституции Республики Беларусь, гарантирующей равенство прав и свобод человека
и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства, религиозной принадлежности, убеждений.
Таможенное законодательство конкретизирует данные положения Конституции Республики
Беларусь применительно к таможенно-правовым отношениям.
Однако наличие правоспособности
еще не достаточно; чтобы стать реальным участником таможенного правоотношения. Для
этого необходимо, чтобы правоспособный субъект был дееспособен, то есть лицо должно
быть способно самостоятельно своими действиями приобретать права и обязанности и
осуществлять их, что, в свою очередь зависит от ряда факторов.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь гражданин Беларуси
может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18
лет, то есть определенного возраста. Однако ТК не содержит указания на возраст,
по достижении которого субъект может самостоятельно осуществлять права и обязанности,
установленные таможенным законодательством. Вместе с тем, Кодекс Республики Беларусь
об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусматривает, что субъектом
административного правонарушения может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.
При рассмотрении данного вопроса, очевидно, следует принять во внимание положение,
содержащиеся в статьях Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), который
определяет содержание и объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14
до 18 лет.
На дееспособность физических лиц в определенных случаях может
оказывать влияние состояние их здоровья. Так, гражданин, который вследствие психического
расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может
быть признан судом недееспособным. В соответствии с КоАП физическое лицо, которое
во время совершения нарушения таможенных правил находилось в состоянии невменяемости,
не является субъектом административной ответственности.
Положения о правоспособности и дееспособности полностью относятся
и к юридическим лицам. Возникновение правоспособности и дееспособности юридического
лица начинается с момента его государственной регистрации и прекращается с его ликвидацией
после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое
лицо действует на основании устава и других учредительных документов, предусмотренных
ГК, в котором должен быть определены предмет и цели деятельности, определяющие объем
правоспособности. Права и обязанности юридическое лицо приобретает через свои органы,
порядок назначения и избрания которых определяется законом и учредительными документами.
Таможенное правоотношение определяет поведение его субъектов,
которое должно соответствовать установленным правам и обязанностям, то есть поведение
субъектов выступает объектом правоотношения, на которое оно должно воздействовать
в нужном направлении. Поведение участников правоотношений имеет большое значение.
Если оно соответствует предписаниям закона, то соблюдаются права другого участника
возникшего правоотношения или публичные интересы; если оно нарушает такие предписания,
то возникают неблагоприятные последствия, которые могут привести, например, к значительным
экономическим потерям для государства, а значит, и для его граждан. Ввоз в Республику
Беларусь запрещенных товаров и транспортных средств может отрицательно повлиять
на окружающую природную среду, жизни и здоровье населения.
Возникновение, развитие, изменение и прекращение таможенных правоотношений
вызываются юридическими фактами. В качестве последних выступают обязательства, которые
могут их вызвать. Юридическим фактом, влекущим возникновения таможенного правоотношения,
является, в частности, поступление таможенной декларации. В большинстве случаев
в качестве юридических фактов выступают действия субъектов, в ряде случаев такими
фактами являются события.
Действия – это результат волевого проявления субъектов, которые
могут быть правомерными, то есть влекущими возникновение у субъектов законных прав
и обязанностей, и неправомерными, то есть не соответствующими предписаниям правовых
норм. В таможенном законодательстве в качестве неправомерных действий выступают
проступки, другими словами – административные таможенные правонарушения, понятие
которых дается в ст. 224 ТК.
События – это юридические факты, которые наступают независимо
от воли субъектов. Событием может быть действие непреодолимой силы, например, стихийное
бедствие, вызвавшее утрату товаров.
В КоАП (ст. 227) указаны обстоятельства, в которых производство
по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит
прекращению, в частности, если лицо на момент совершения административного правонарушения
не достигло шестнадцатилетнего возраста; невменяемости лица, совершившего противоправное
действие или бездействие; в случае издания акта амнистии, если он устраняет применение
административного взыскания и т.д. Вышеуказанные обстоятельства действуют на таможенные
правонарушения, изложенные в ст. 224 ТК.
Таким образом,
таможенные правоотношения исследуются: как общественные отношения, представляющие
связь прав одного лица с корреспондирующими им обязанностями другого лица; как средство,
при помощи которого осуществляется действие юридических норм; как средство воздействия
на общественные отношения; как объект социального регулирования; как юридическое
средство обеспечения определенного поведения обязанных лиц, обусловливающее для
управомоченного лица реальную, гарантированную материальными условиями жизни общества,
возможность собственных действий; как условие и способ конкретизации общественного
отношения; как определенная форма, в которой абсолютная норма права приобретает
свое реальное бытие, воплощаясь в реальном, конкретном общественном отношении; как
форма, содержанием которой является общественное отношение, существующее неразрывно;
как форма осуществления права.
В силу этого,
сущность таможенных отношений заключается в отношениях таможенных органов, граждан
и иных организаций, которые урегулированы нормами таможенного права и выражают идеи
соблюдения законности в таможенной области.