Повышение уровня двигательной активности студентов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,53 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Повышение уровня двигательной активности студентов


Реферат

по дисциплине: «Физическая культура»

на тему: «Повышение уровня двигательной активности студентов»


Содержание:

Введение……………………………………………………………..3

Двигательная активность студентов……………………………….5

Двигательная активность на разных уровнях……………………..8

Мотивы занятий физической культурой студентов университета.12

Заключение……………………………………………………………15

Список литературы………………………………………………...…16

















Введение.

Учебная деятельность занимает ведущее место в жизни студентов. Двигательная активность взаимосвязана с режимом учебной  деятельности. Известно, что длительное и значительное ограничение физической активности человека приводит к отрицательным изменениям, в том числе, к ухудшению умственной работоспособности, снижению функции внимания, мышления, памяти. В условиях недостаточности повседневной двигательной активности студентов физическое воспитание должно обеспечить развитие двигательных качеств, а так же высокий уровень работоспособности. 

Из бесед со студентами, целью которых было установление причин, препятствующих активным занятиям физической культурой, выяснилось, что это не только недостаток самодисциплины, но и отсутствие ясности о способах достижения физической активности без больших затрат времени. На традиционный вопрос: «Почему вы не занимаетесь регулярно физической культурой?» большинство студентов отвечало однозначно: «Не хватает времени». Однако, это не совсем правильный ответ. Дело в том, что ни один из опрошенных студентов не пытался выполнить тщательный анализ своего рабочего дня и недели в целом.

Рост научной информации и интенсификации процесса обучения показывает, что студенты на изучение программных предметов тратят 10-12 часов, а в сессионные периоды до 16 часов в сутки. В режиме трудового дня студента можно всегда найти время для физических упражнений. Для правильной оценки времени, которое можно употребить на достижение физической активности, каждый студент должен выделить условные сферы своей ежедневной деятельности: пребывание дома, на лекциях, лабораторных занятиях, в дороге.

Внутри каждого из этих периодов физическая активность студента разная, и ее надо реально оценить. Например, утро – гигиеническая гимнастика или зарядка; дорога в университет – это исключение или минимальное использование транспорта. Во время лекции и практических занятий у студентов расслаблены мышцы брюшного пресса, согнута спина, замедлен кровоток, поэтому нужны физкультурные паузы. Вечером перед сном – вечерняя гигиеническая гимнастика. Естественно, что еще больше возможностей занятием спортом в выходные дни. В период экзаменационных сессий, который характеризуется самой низкой двигательной активностью, целесообразны мероприятия, направленные на самостоятельные занятия физическими упражнениями. Во время каникул необходимо направлять студентов в спортивно-оздоровительные лагеря. Это обеспечит непрерывность процесса физического воспитания на протяжении всего календарного года. Однако если свести свою двигательную активность к занятиям один раз в неделю, то это не даст большого эффекта.  

Таким образом, значительные умственные нагрузки студентов при отсутствии рационального сочетания учебных занятий, отдыха и необходимого двигательного режима могут стать причиной ухудшения их состояния здоровья и снижения работоспособности. Преподавателям физического воспитания, особенно работающим со студентами первых курсов, рекомендуется на практических занятиях в течение  нескольких минут регулярно освещать различные стороны здорового образа жизни, личной гигиены, рационального сочетания учебных нагрузок и активного двигательного режима. 















Двигательная активность студентов.

Учебный труд студентов с характером профессиональной деятельности лиц, относимых к 1-й группе видов труда,  содержит в себе отличительную особенность, заключающуюся в том, что в режиме учебной недели имеет место занятия по физическому воспитанию.

Установлено, что у представителей этой группы труда расход энергии равняется 2550 - 2800 ккал/сутки,обеспечивающую полноценную жизнедеятельность организма, в 3000 - 3800 ккал. Таким образом, имеется дефицит по затратам энергии порядка 450 - 1000 ккал, который может быть ликвидирован единственно возможным способом - повышением двигательной активности. При этом затраты на собственно физические упражнения, вызывающие повышение частоты сердечного ритма минимум до 130 уд/мин, которое обеспечивает оздоровительный и тренирующий эффект организма, должны составлять не менее 300 - 500 ккал. Это, так сказать, истина в первом приближении, которая по определению нуждается в уточнении и конкретизации.

Если до недавнего времени наши представления о ДАС связывались с возможностью ее проявления в трех основных формах (обязательной, факультативной, самостоятельной), то в условиях новых жизненных реалий можно говорить преимущественно только о двух: обязательной и самостоятельной.

Обязательны е формы ДАС в имеющейся литературе оцениваются с множественных позиций: социальной, политической, педагогической, психологической, медицинской и т.д. Общей для всех них является точка зрения, что физическая нагрузка, создаваемая двухразовыми в неделю занятиями по физическому воспитанию должна дополняться самостоятельными занятиями. Разнонаправленность тематической ориентации авторов нашла свое отражение и в их рекомендациях по суммарным (за неделю) затратам времени на занятия физическими упражнениями, которые различаются столь существенно, что на это нельзя не обратить внимание (табл. 1).

Можно предположить, что неоднозначность мнений исследователей объясняется отсутствием в литературе согласованые представления о нормах ДАС.

Математическое понимание нормы заложено в концепции, предложенной согласно которой зависимость уровня благоприятствования организма от величины физической нагрузки определяется законом нормального распределения. При таком подходе нoрма ДА, которую автор называет "гигиенической", находится в диапазоне мeжду минимально необходимой и максимально допустимой величинами. ДАС - категория чрезвычайно подвижная и глубоко индивидуальная, особенно в молодом возрасте, детерминированная совокупностью биологических и социальных факторов.

Более того, высказано предположение о наличии у каждого индивида генетически обусловленного потенциала ДА, который начинает находить подтверждение в экспериментальных исследованиях. В этих условиях обращение к средней (х) величине считается недостаточно корректным.

Тем не менее в ряде случаев, например при разработке концептуальных моделей двигательного режима для относительно однородных по физическим кондициям групп, это необходимо.

Естественно, научное понимание ДА осуществляется сквозь призму естественной потребности человека в движениях. По мнению различных авторов, она колеблется в пределах 14 - 19 тыс. шагов в сутки и в среднем равняется 10,3 км, что, по нашим расчетам, эквивалентно затратам энергии приблизительно в 600 - 800 ккал (2500 - 3400 кДж). Это, на наш взгляд, второе приближение в подходе к пониманию нормы ДАС.

Однако следует заметить, что потребность, кaк явление субъективное, формируема, имеет тенденцию к росту и, следовательно, меньше нормы. Отчасти данный тезис подтверждается результатами исследования с использованием телеметрии. Coгласно им расход энергии на уроке физической культуры составляет около 130 ккал, а величина суммарной среднесуточной ДАС находится в прямой зависимости от уровня их спортивной квалификации: у значкистов ГТО (в нынешних условиях их, вероятно, можно было бы назвать, не занимающимися спортом) - приблизительно 1000, у спортсменов III разряда - 1200, у второразрядников - 1500, у МС - 2500 ккал., т.е. существенно выше, чем в названных выше paбoтах.



Нормы ДАС в представлениях различных авторов, ч/нед.

М.Я. Виленский,

Б.Н. Минаев,

1975

П.А. Назаров,

1977

Л.П. Матвеев,

1982

В.В. Матов,

1984

Б.Г. Фадеев,

1986

9-12

16-18

7-14

7-8

9-10

На сегодняшний день это последнее приближение, характеристики которого могут быть приняты в качестве основополагающих для разработки концептуальных моделей двигательных режимов студентов, которые должны начинаться с анализа существующих форм ДАС.

В иерархической структуре ДАС можно выделить четыре относительно самостоятельных уровня, отличающихся друг от друга характером двигательных режимов. Поскольку речь идет об уровнях, то взаимосвязь между ними должна выстраиваться по вертикали, например в виде пирамиды с основанием, обращенным вверх (см. рисунок).

Каждый из двух нижних уровней потенциально способен трансформироваться в уровень более высокого порядка за счет увеличения количества его составляющих.









Двигательная активность на разных уровнях.

Двигательная активность студентов: структура, нормы, содержаниеВершина пирамиды (1) соответствует первому уровню ДА или, точнее говоря, уровню двигательной пассивности. Вся сумма накопленных здесь локомоций (за сутки, неделю и т. д.), называемая обычной ДА, целиком навязана условиями повседневной учебной и бытовой деятельности студентов, в ней отсутствуют элементы целенаправленного использования физических упражнений. Это состояние гипокинезии, соответствующее, по принятой в литературе классификации, определению "низкий уровень двигательной активности".

В этом состоянии пребывают студенты, освобожденные от занятий физической культурой по состоянию здоровья, а также студенты старших курсов тех вузов, в которых решением ученых советов занятия по физическому воспитанию не планируются.

Вторая часть пирамиды образует второй уровень ДА, в котором помимо локомоций, обусловленных повседневной деятельностью студентов, присутствуют обязательные формы ДА, в основном в виде уроков физической культуры.

Третий уровень ДА составляющий третью часть пирамиды, объединяет в себе два предыдущих вида моторики плюс объем двигательных действий, получаемых в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также в спортивных секциях, мероприятиях выходного дня и пр. Но занимающихся в секциях, включая и такие специфические, как спортивные и бальные танцы, пожарно-прикладная, согласно данным анкетного опроса - только 7,8% среди девушек и 24% - среди юношей. Подтверждается мысль, высказанная о том, что в дальнейшем продолжают заниматься те, кто приобщился к занятиям спортом до 15-16-летнего возраста. Это в основном городские жители.

Четвертый, самый высокий в рамках базовой физической культуры, - уровень ДА, присущий помимо студентов выпускных курсов, у которых уже нет обязательных занятий по физическому воспитанию, всем поборникам здорового образа жизни, включает в себя только два вида ДА: повседневные локомоции и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Учитывая большое многообразие величин потенциалов ДА в генеральной совокупности можно допустить возможность их реализации на любом из рассмотренных уровней. Но если говорить о категории норм для самой массовой выборки из этой совокупности - студентов основной медицинской группы, то вполне очевидно, что они (нормы) существенно выше потенциала по своим параметрам и, следовательно, могут выполняться только в условиях насыщенного двигательного режима, соответствующего третьему-четвертому уровням ДАС в предлагаемой классификации. Здесь возникает вопрос стратегического значения, требующий однозначного ответа: на какие конкретные показатели ДА, принятые в качестве нормы, следует ориентировать студентов к концу обучения в вузе?

Известно, что занятия большим спортом не гарантируют укрепления здоровья. Отсюда вытекает, что в кондиционной тренировке перспективной может оказаться идея ориентации студентов на указанные выше величины ДА спортсменов массовых разрядов. При этом для студентов с низким исходным уровнем физического состояния (УфС) это может быть уровень ДА спортсменов III разряда, с высоким УФС - не выше II разряда, для остальных в этой совокупности - промежуточные значения между верхним и нижним пределами.

Построение модели режима ДА представляется на сегодня уравнением со множеством неизвестных, для решения которого следует пойти на некоторые упрощения, приняв ряд предварительных условий. Oграничим свой выбор женским контингентом и будем считать, что ДА студенток-первокурсниц (виртуальных) соответствует уровню не занимающихся спортом с расходом энергии около 1000 ккал/сутки (см. выше), а у будущих двигательно активных выпускниц вуза - 1500 ккал/сутки, на что они затрачивает 1,3 - 1,8 ч ежедневно. Разделим суммарную величину ДА первых на 2 равные части (по 500 ккал каждая), одна из которых образована организованными формами ДА, а другая - повседневными видами локомоций и остается постоянной в течение всех лет обучения. Элементарные расчеты и литературные данные показывают обоснованность такого деления. Тогда расходы энергии на целенаправленную двигательную деятельность за 5 лет должны возрасти вдвое и составлять около 1000 ккал/сутки. Решение подобной задачи требует не столько дополнительных затрат времени, сколько более рационального его использования путем повышения эффективности как обязательных, так и самостоятельных занятий.

Начало всех начал заложено здесь в совершенствовании обязательной нормы занятий, по определению призванной выполнять модулирующую функцию. Потенциал, которым располагает урочная форма занятий, вселяет умеренный оптимизм и, по нашим данным, позволяет за счет повышения моторной плотности повысить расход энергии до 420 ккал (1760 кДж). Это означает, что для обеспечения студентов физической нагрузкой на минимально необходимом уровне с расходом энергии 300 - 500 ккал в сутки, в принципе достаточно введения пятиразовых занятий по физическому воспитанию в неделю. Но, к сожалению, ни сегодня, ни в обозримом будущем высшая школа подобной альтернативой располагать не будет, поэтому физическая нагрузка, необходимая для выполнения должных норм ДА, по-прежнему может обеспечиваться в основном самостоятельными занятиями.

В серии экспериментов, где испытуемыми были студентки 1-го курса (в каждом случае n > 100), определялась реакция сердечно-сосудистой системы по показателям частоты сердечные сокращений на виды физической нагрузки, которые, с нашей точки зрения, наиболее логично вписываются в режим учебного дня студентов. Затем по показателям средних величин рассчитывались исходные уровни энергетических трат организма (МR) при этих видах деятельности.

Дальнейшие расчеты, построенные на основе полученных материалов, показали, что по затратам энергии в условиях предлагаемого двигательного режима студенты могут выйти на уровень функционирования спортсмена III разряда к концу 2-го курса, но суммарные затраты времени на реализацию программы yжe будут приближаться к максимальным величинам (1,66 ч в сутки). Ориентируясь на эти показатели, можно было прогнозировать, что на пятом году обучения достижение заданной нагрузки в объеме 1000 ккал (4200 кДж), целиком состоящей из самостоятельных видов двигательной деятельности, будет происходить за счет повышения интенсивности выполняемой работы, которую можно рассматривать как естественный и ожидаемый результат возросшей (за предыдущие годы) тренированности организма. Однако в процессе одного исследования, в котором испытуемым (n = 12) предлагалось придерживаться разработанной модели двигательного режима, выяснилось, что в кондиционной тренировке, преследующей задачу достижения определенного УФС при сохранении ее оздоровительной направленности, форсированного набора мощности выполняемой работы не происходит. Несмотря на увеличение вдвое суммарных энергозатрат за 5 лет, повышение интенсивности бега, если судить о ней по скорости перемещения, составило 9,5 км/ч (160 м/мин). Интерпретируя этот результат, мы рассматриваем его как позитивный, исходя из того что данная скорость обеспечивает преодоление 2000 м за 12 мин 35 с. Это соответствует психологически важному рубежу: оценке в один балл по нормативной шкале Государственной программы по физической культуре. Вопрос о частоте занятий бегом и их продолжительности в студенческий период жизни остается в литературе открытым, хотя в рекомендациях для взрослых оптимальным считается режим 3 - 5-разовых занятий в неделю, продолжительностью 30 - 40 мин. Ориентируясь на эти данные и результаты нашего более чем 20-летнего автоэксперимента, мы пришли к заключению, что оптимальным вариантом является бег через день по 30 - 40 мин, что и нашло отражение в наших рекомендациях.

Мотивы занятий физической культурой студентов университета

Показатели физической подготовленности во многом определяются условиями физической активности студенческой молодежи.

В целях получения полной картины нами проведено анкетирование студентов университета.

Задачей данной анкеты явилось изучение мотивов занятий физической культурой студентов различных курсов Дальневосточного государственного университета путей сообщения.

Всего в исследовании приняло участие 280 студентов 1–3 курсов в возрасте от 16 до 22 лет, из них: 97 (34,6 %) – девушке и 183 (65,3 %) – юношей. В анкете было представлено 20 вопросов, характеризующих основные мотивы занятий физической культурой в техническом вузе. Респонденты могли одновременно сделать несколько выборов ответов по предложенной им анкете.

В ходе исследования был выявлен довольно широкий спектр мотивов занятий физической культурой студентов которые, различаются по силе, направленности и интенсивности использования средств физического воспитания.

Среди положительных мотивов занятий физической культурой больше всех выделяется мотив “желание укрепить здоровье”. Этот мотив отметило более половины студентов (66,1 %). Следующим по значимости оказался такой мотив как “желание улучшить свой досуг” (17,5 %). И только 12,9 % всех студентов занимаются физической культурой из-за мотива “привлекательности вида спорта”. А 32 студента (11,5 %) отметили, что они занимаются из-за мотива “подготовить себя к трудовой деятельности”. На пятом месте – мотив “желание чаще встречаться с товарищами” (10,0 %). 24 студента (8,6 %) отметили, что “занимаются просто без всякой причины”, а такой мотив как “желание укрепить свою волю” отметили всего 16 человек, что составило всего 5,7 %.




Мотивы занятий физической культурой студентов .

Мотивы занятий

Кол-во 
студентов

%

Укрепление здоровья

185

66,1

Желание улучшить свой досуг

49

17,5

Из-за привлекательности вида спорта

36

12,9

Желание подготовить себя к трудовой деятельности

32

11,5

Желание чаще встречаться с товарищами

28

10,0

Занимаюсь просто без всякой причины

24

8,6

Желание укрепить свою волю

16

5,7

Желание иметь хорошую форму

11

3,9

Желание побывать в других городах

7

2,5

Желание чаще выезжать на соревнования

6

2,1

Желание улучшить свое материальное положение

5

1,8

Просто нравится

4

1,4

Из-за высокого престижа вида спорта в университете

3

1,1

Желание укрепить свои мышцы

2

0,7

Просто хочется

1

0,4

Отрицательные мотивы

Мало свободного времени

144

51,4

Желание есть, но как-то не до физкультуры

22

7,9

Отсутствие спортивных сооружений возле дома

22

7,9

Не могу заставить себя, хотя вижу пользу от занятий

20

7,1

Не знаю куда обратиться, где есть группы здоровья

8

2,9

Не позволяет здоровье

5

1,8

Нет желания и интереса

3

1,1

Не вижу смысла в занятиях

2

0,7

1

0,4

Травма

1

0,4

Много задают

1

0,4

Усталость

1

0,4

Нет мест в секциях

1

0,4

Не интересно

1

0,4

Заключение.

Знание основ физического развития и физической подготовленности дают возможность студентам в условиях вуза более эффективно использовать средства и методы для самообучения и саморазвития.

Успешное использование средств физической культуры в учебном процессе и научно обоснованный контроль студента за физической подготовленностью поможет ему сохранить: физическую работоспособность, сформирует способность к быстрой адаптации, ускорит процессы восстановления после больших физических и умственных нагрузок. У студента формируется успешное выполнение учебных требований и хорошая успеваемость. Воспитывается высокая организованность и дисциплина в учебе, быту, отдыхе. Физическая подготовленность способствует рационально использовать бюджет свободного времени для личностного и профессионального развития будущего специалиста железнодорожного транспорта.

Список литературы.

Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. - Киев: Здоровье, 1989. - 216 с.

Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

Васильева В.В. Обмен веществ и энергии. - В кн.: Физиология человека. - М.: ФиС, 1970, с. 114 - 145.

Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. - В. кн.: Физическая культура студента. - М.: Гардарики, 2001, с. I3I - 174.

Киселев В.И., Шарапова П.Х., Куликов В.П. Занятия по физическому воспитанию и индивидуальная двигательная активность студентов // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 6, c. 21 - 23.

 Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 11, с. 20 - 24.

Матвеев Л.П. O нeкoтopых проблемах теории и практики физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1982, № 7, с. 5 - 8.

Назаров П.А. Прогноз некоторых затрат времени студенческой молодежи к 2000 году // Теория и практика физ. культуры. 1977, № 11, с. 59 - 62.

Смирнов К.М., Гапон А.Я., Железовская Д.Г., Ледовская Н.М. Обычная двигательная активность, потребность в движениях и физическое воспитание // Теория и практика физ. культуры. 1972, № 12, с. 53 - 54.

Травин Ю.Г., Астраханцев Е.А., Никитин К.В. Бег и ритмическая гимнастика в комплексной программе оздоровительных занятий со студентками // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 6, с. 44 - 46.

Фадеев Б.Г. Физкультурный минимум в здоровом образе жизни // Спортивная жизнь России. 1986, № 8, с. 38 - 39.

Фидельский В.В., Лебедев В.М. Двигательная активность и максимальное потребление кислорода у студентов с различным профилем обучения // Теория и практика физ. культуры. 1974, № 4, с. 47 - 48.

Полетаева О.Н «Двигательная активность у студентов»

Похожие работы на - Повышение уровня двигательной активности студентов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!