Динамика показателей физической подготовленности студентов на занятиях по физической культуре

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,21 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Динамика показателей физической подготовленности студентов на занятиях по физической культуре

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Динамика показателей физической подготовленности студентов на занятиях по физической культуре

Автор: ДОРОФЕЕВ ВИТАЛИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

Научный руководитель

к.п.н., О.Н. Саганов

__________________________

Автор работы Дорофеев В.В.

______________________________









Улан-Удэ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Обзор литературы

.1 Двигательная активность - залог здоровья и жизни молодежи

.2 Показатели физической подготовленности и методы оценки

.3 Легкая атлетика - одно из основных средств укрепления здоровья и повышения уровня физической подготовленности

Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1 Цель и задачи исследования

.2 Методы исследования

.3 Организация исследования

Глава III. Определение динамики физической подготовленности студентов вуза на занятиях по физической культуре

.1 Показатели физической подготовленности юношей

Выводы

Библиографический список

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

здоровье студент легкая атлетика физический

Актуальность исследования. Физическая культура - одна из основных учебных дисциплин любого высшего учебного заведения России. Государство все больше стало уделять внимание здоровью подрастающего поколения и поэтому на всех этапах обучения предусмотрены часы на физическую культуру.

Наряду за контролем проведения занятий по физической культуре государство предусматривает обязательный мониторинг физического развития и подготовленности обучающихся. Наверное, положительная динамика этих показателей лучше всего будет демонстрировать качество проведения занятий по физической культуре в любом учебном заведении.

А знание учащимся своих показателей физического развития и физической подготовленности позволит сформировать осознанное отношение к своему здоровью и педагогическому процессу.

На современном этапе популярными стали различные виды двигательной деятельности, иногда даже в ущерб классическим видам спорта. На наш взгляд, занятия легкой атлетикой развивают физическую подготовленность студентов наиболее разносторонне. Легкая атлетика состоит из многих видов упражнений, так наряду с беговыми упражнениями, можно заниматься прыжками, метаниями (мяча, гранаты, молота, копья и др.) и толканиями.

Широкий спектр двигательных действий позволяет разнообразить занятия и заинтересовать учащихся к повышению качества занятий и увеличению технических навыков физических действий.

Объектом исследования - учебный процесс по физическому воспитанию студентов Бурятского государственного университета.

Предметом исследования - динамика показателей физической подготовленности студентов Бурятского государственного университета.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что систематические занятия физической культурой и в частности легкой атлетикой будут повышать уровень физической подготовленности в течение одного учебного года.

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

.1 Двигательная активность - залог здоровья молодежи

В государственном докладе 2000 года «О положении детей в Российской Федерации» продемонстрирована неблагополучная демографическая ситуация. По данным академика А.Баранова, показатели физического развития детей и подростков ухудшились по основным четырем параметрам - вес, рост, окружность грудной клетки и динамометрия [13].

Данные Министерства здравоохранения регистрируют ухудшение здоровья женского организма. Ряд авторов утверждает, что дефицит движений особенно отрицательно сказывается на женском организме.

Из поступающих на 1 курс студентов 10-15 % имеют различные отклонения в состоянии здоровья. Ежегодно увеличивается число студентов - первокурсников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (Т.С. Лисицкая, 1985; И.М. Янкаускас, 1986). Все это, свидетельствует о проблеме физической деградации детей и подростков за последние 10 лет. На смену акселерации пришла децелерация. В ряде исследований отмечается крайне низкий уровень физической подготовленности студентов I курса и неравномерное развитие их физических качеств (Н.И. Волков, 1968; А.В. Кудрявцев, С.И. Давыдов, 1987, М.Н. Шумейко, 1970;).

Среди факторов, влияющих на рост заболеваемости и уровень физического развития молодежи, следует отметить дефицит двигательной активности и именно из-за этого отмечается ухудшение показателей физического развития студентов. Недостаток двигательной активности наблюдается среди значительного числа студентов (М.Я. Виленский, Б.Н. Минаев, 1986; В.И. Филинков, Ю.В. Полухин, Н.В. Дегтярев, 1998; J. Ters, 1973; L. Krzeszowiak, 1995).

По данным М.Я. Виленского и В.И. Ильинича (1987), двигательная активность студентов в период учебных занятий составляет 56-65%, а во время экзаменов - 39-46% от ее уровня во время каникул. Для оптимизации двигательного режима, специалисты физического воспитания рекомендуют увеличение объема часов на занятия физкультурой и спортом, а также интенсивности занятий и использование нескольких видов физических упражнений. Многие зарубежные авторы также утверждают, что положительный эффект тренировки зависит от частоты занятий Недостаточная двигательная активность влечет за собой снижение показателей физической подготовленности студентов.

Причинами снижения физической подготовленности студентов считают:

1. Уменьшение физических нагрузок;

. Снижение, а порой и полное исключение физических нагрузок во время экзаменационных сессий и летних каникул;

. Недостаточность времени, отводимого на физическое воспитание.

Уровень здоровья тесно связан с уровнем двигательной активности и физической подготовленности человека. Поэтому уроки физической культуры, которые для основной массы школьников и студентов являются единственным средством увеличения двигательной активности, приобретают большую значимость для укрепления и сохранения здоровья молодого поколения. Студенты с более высоким уровнем двигательной активности, физической подготовленности и работоспособности отличаются лучшей способностью к мобилизации памяти, эмоциональной устойчивостью, большей уверенностью в своих действиях (Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, П. Холст, 1986; И.М. Янкаускас, 1986; В.В. Пономарева, Э.Э. Саркисянц, 1991).

Таким образом, анализ приведенных данных свидетельствует об ухудшении здоровья, о росте заболеваемости, различных отклонениях в состоянии здоровья современной молодежи. Наряду с ростом заболеваемости, у студентов отмечается ухудшение показателей физического здоровья, их несоответствие общепринятым нормам. Среди факторов влияющих на рост заболеваемости студентов и низкий уровень физического развития, следует отметить дефицит двигательной активности. Совокупность указанных факторов обуславливает уровень физической подготовленности и работоспособности, которые, в свою очередь, являются важными показателями профессиональной подготовки студентов.

Поэтому поиск новых средств и методов занятий физической культурой, которые бы способствовали повышению уровня физической подготовленности и здоровья учащихся, является актуальной задачей.

1.2 Показатели физической подготовленности

Результатом физической подготовки является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Физическая подготовленность - процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности. Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется [1 и др.].

Физическую подготовленность характеризует морфофункциональное состояние организма, и она проявляется, в частности, в физических качествах - выносливости, силе, быстроте, ловкости и гибкости, а также в нейромышечной координации [50,51].

Индивидуальный подход на занятиях физического воспитания должен быть основан на особенностях физической подготовленности индивида. Как правило, в структуре физической подготовленности человека преобладает или недостаточно развито то или иное физическое качество. Наиболее распространено сильное или слабое развитие скоростно-силовых способностей, гибкости, ловкости или выносливости. Реже встречаются люди с равномерным развитием всех физических качеств в структуре физической подготовленности.

В основе индивидуального выбора средств физической культуры (видов спорта или систем физических упражнений) для направленного развития отдельных физических качеств лежит личная мотивация с целью:

укрепления здоровья, коррекции отдельных недостатков физического развития и телосложения;

повышения функциональных возможностей организма;

психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности и овладения необходимыми умениями и навыками;

достижения наивысших спортивных результатов.

Физическая подготовленность определяется путем измерения максимальной статической, динамической или смешанной работы, которую способен выполнить спортсмен. Критерием физической подготовленности при выполнении различных упражнений служат выраженные в единицах работы (кГм) или мощности (кГм / мин или ватт) эргометрические показатели. Таким показателем может быть, например, выраженная в килограммометрах суммарная работа, которую спортсмен способен выполнять, педалируя до изнеможения на велоэргометре при ступенеобразной повышающейся нагрузке. Другой показатель - максимальная мощность (в килограммометрах в 1 мин. или ваттах), которую испытуемый может удержать при восхождении на ступеньку или работе на велоэргометре в течение, например, 3 мин. В качестве эргометрического показателя может быть использовано время, на протяжении которого обследуемый способен пробежать определенную дистанцию в заданном темпе, не снижая скорости. Поднятый спортсменом вес также является эргометрическим показателем.

Для характеристики физической подготовленности можно прибегнуть к различным физиологическим критериям. Физическая подготовленность в большей мере зависит от состояния системы транспорта кислорода. Последнюю, в свою очередь, характеризует максимальное потребление кислорода, или так называемый кислородный потолок. При больших физических нагрузках возможность потребления кислорода зависит от жизненной емкости легких, минутного объема дыхания, коэффициента использования кислорода, диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану, состава крови - количества эритроцитов и гемоглобина, минутного объема кровообращения и уровня использования кислорода в тканях. Одно из важнейших звеньев этой цепи - максимальный сердечный выброс. У нетренированных лиц он достигает 20-25 л., а у отдельно выдающихся спортсменов, у которых выносливость основное качество, даже 40 л. в 1 мин. Отметим, что при мышечном покое минутный объем крови составляет 4-5 л. в 1 мин.

Работу, при которой кислородный запрос не превышает его потребление, называют аэробной. При выполнении интенсивной нагрузки система транспорта кислорода не может обеспечить доставку, соответствующую полному объему запроса. В таких условиях энергопродукция происходит в отсутствии кислорода - анаэробным путем. При этом образуется кислородный долг, который оплачивается после окончания работы.

Одним из главных показателей анаэробных способностей является максимальный кислородный долг, который наряду с кислородным потолком характеризует физическую подготовленность спортсмена. Кроме того, для оценки последней измеряют также силу, быстроту и гибкость [8,23,30,46].

Проблему информации процессов физического воспитания в современных условиях можно решить с помощью методов математической статистики, обеспечивающих реализацию качественно новых методов учебно-педагогической деятельности. Основная задача при этом состоит в создании единой системы сбора и обработки, хранения и использовании информации об этапном, текущем и оперативном состоянии студента. В системе должна использоваться такая информация, которая по своему объему, структуре, модальности и форме представления была бы доступна для восприятия студента, понятна ему. Более того, именно ее отражение в сознании студента должно побуждать мотив к двигательному действию, направленному на построение собственного здоровья и профессиональной подготовленности.

При традиционной организации процесса физического воспитания, ориентированного на одностороннее педагогическое воздействие, где в качестве основного средства выступают лишь возможности педагога, существуют определенные пределы эффективности и функционирования, ограничиваемые этими возможностями в воздействии на сознание студентов, их мотивацию к оздоровительной двигательной деятельности.

Необходимо расширение совокупности компонентов, составляющих обучающую среду процесса физического воспитания, что и позволит расширить возможности реализации дидактических принципов, активизировать сознание студентов, радикальным образом совершенствовать педагогический процесс и тем самым оказывать решающее влияние на эффективность функционирования системы физического воспитания.

Совершенно очевидно, что такая система может быть создана, и эффективно функционировать только на базе комплексного педагогического контроля, а ее применение может быть эффективно, особенно для текущего и оперативного контроля, только с использованием современных технологий.

Применение различных таблиц для перевода результатов в баллы, в килограммы, в проценты и т.д., не решает, но, в некоторой мере поможет выявить индивидуальные способности и уровень физической подготовленности студентов I - IV курсов, стимулировать их к устранению недостатков. Здесь главное, чтобы этапный контроль способствовал формированию стратегии физкультурной активности.[47].

Как любой тест, ТФП (тест физической подготовленности), обязан иметь высокую валидность и надежность. Процедура тестирования должна быть стандартизирована. Следовательно, выполнение тестовых упражнений следует строго регламентировать, а их результаты измерять с достаточной точностью.

Если ТФП является элементом систем физического воспитания и образования в России, то в соответствии с этим он должен отвечать требованиям, отражающим правовые, ресурсные (финансы, материально-техническая база, время, необходимое для тестирования, квалификация кадров и т.д.), организационные и другие аспекты функционирования этих систем. Вытекающие из этого требования можно сформулировать так:

1. Число тестовых упражнений - по возможности минимальное;

2.      Тестовые упражнения должны быть относительно простыми;

.        Использование сложных технических средств исключается;

.        Выполнение тестовых упражнений не должно приводить к травмам;

.        При тестировании необходимо соблюдать технику безопасности;

.        Тестируемые, одного пола и возраста, относящиеся к основной медицинской группе, тестируются и оцениваются по одному стандарту.

В соответствии с концепцией, принимаемой разработчиками ТФП, формируется еще одна группа требований, регламентирующих следующие вопросы: состав теста, форму оценивания результатов тестирования, нормативы в тестовых упражнениях или испытаниях, индивидуализацию, представления о гармонии физического развития человека и др.

Кроме своего прямого назначения ТФП может быть использован в следующих случаях:

1. Для получения информации об эффективности той или иной физкультурно-оздоровительной программы и всей системы физического воспитания населения.

2.      Наряду с медицинскими, социальными и другими составляющими для оценивания уровня здоровья.

.        Как проводник ценностей физической культуры в сознание людей.

.        В качестве одного из каналов, через которые передается управление, в частности, это может быть изменение концепции физического воспитания и др.

В соответствии с вышеперечисленными целями могут быть разработаны различные тесты. Однако было бы очень заманчиво разработать ТФП многоцелевого назначения.

В разное время различными авторами для оценки физической подготовленности предлагалось использовать от 1-2 до 15 и более тестируемых показателей.

Нередко в качестве интегрального и универсального показателя уровня физической подготовленности человека предлагалось определение физической работоспособности, отождествляемое с проявлением общей (аэробной) выносливости. Тридцать лет назад Купер предложил характеризовать физическую работоспособность с помощью расстояния, пробегаемого за 12 мин.

Другими исследователями показано, что результат 12-минутного бега пропорционален такому интегральному показателю аэробной работоспособности, как максимальное потребление кислорода.

Не отрицая важности определения аэробной производительности, большинство отечественных и зарубежных авторов являются сторонниками комплексного подхода к оценке физической подготовленности человека, расходясь, однако, относительно количества и качества необходимых показателей.

На сегодняшний день существует множество форм тестирования для определения физической подготовленности человека, предлагаемые отечественными и зарубежными авторами.

1.3 Легкая атлетика - одно из основных средств укрепления здоровья и повышения уровня физической подготовленности

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что в практике учебного процесса по физическому воспитанию в вузах, среди разнообразных форм направленного использования физической культуры, призванных удовлетворять интересы молодежи, все более популярными становятся занятия легкой атлетикой. Разумное сочетание различных упражнений легкой атлетики (ходьба, бег, прыжки, метания и др.) позволяет достичь высокого уровня развития основных физических способностей, способствует формированию высоких моральных и волевых качеств занимающихся.

ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Цель и задачи исследования

Цель исследования - изучение динамики показателей физической подготовленности студентов Бурятского государственного университета.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить теоретические и методические источники по проблеме здоровья, физической подготовленности молодежи и преподавания физической культуры в ВУЗе.

. Выявить и проанализировать показатели физической подготовленности студентов ВУЗа.

2.2 Методы исследования

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:

. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

1. Педагогический эксперимент.

2.      Тестирование физической подготовленности.

.        Методы математико-статистической обработки экспериментальных данных.

.2.1 Анализ и обобщение данных научно-методической литературы

Изучение и анализ научно-педагогической литературы, синтез теоретического и эмпирического материала проводились с целью определения состояния проблемы настоящего исследования, ознакомления с различными подходами к изучению мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, исследования особенностей использования различных видов легкой атлетики на занятиях у студентов ВУЗа.

Метод содержательного обобщения использовался при формулировке выводов, резюме, отдельных логических частей исследования.

Метод вероятностного прогнозирования позволил сформулировать рабочую гипотезу исследования, предположить некоторые результаты планируемого эксперимента.

Теоретические методы исследования в целом позволили поставить цель и определить задачи исследования.

Было изучено 56 литературных источников.

Контингент занимающихся составляют студенты I -IV курсов вуза. На I и II курсах - два раза в неделю, на III и IV курсах - один раз в неделю.

2.2.2 Педагогический эксперимент и основные этапы исследования

При проведении исследования использовался последовательный эксперимент, который проводился весь период обучения экспериментальной группы: сентябрь 2009 - май 2010 и проходил в 3 этапа:

На первом этапе (сентябрь 2008 - май 2009) был проведен анализ и обобщение научно-методической литературы по исследуемой проблеме, сформулированы гипотеза, цель и задачи исследования; исследовано мотивационно-ценностное отношение студентов вуза к занятиям физической культурой, определены пути формирования положительной мотивации физкультурной деятельности.

На втором этапе (май 2009 - сентябрь 2009) в ходе дальнейшего научного поиска, были скорректированы цель и гипотеза исследования, продолжался педагогический эксперимент, анализ и первичная обработка данных.

На третьем этапе (сентябрь 2009 - ноябрь 2010) уточнялась методика проведения занятий физической культурой с использованием различных видов легкой атлетики, проводился качественный и количественный анализ результатов эксперимента, их систематизация и интерпретация, формулировались выводы, оформлялось дипломное исследование.

2.2.3 Тестирование физической подготовленности

Для определения уровня физической подготовленности студентов Бурятского госуниверситета используется карта «Проверь себя» - тесты для определения оценки индивидуального уровня физической кондиции. Эта карта была разработана в Уральской государственной академии физической культуры профессором Ю.Н. Вавиловым [19] (см. приложение 1).

Тесты принимаются у студентов в начале учебного года (сентябрь) и в конце - (мае). Полученные данные вносятся в компьютер и обрабатываются программой. Результаты оформляются на каждого студента университета индивидуально в виде «паспортов здоровья», которые хранятся у них с I по IV курс. В конце IV-ого курса принимается экзамен по физической культуре, на который студенты обязаны принести свои паспорта и проанализировать динамику собственной физической подготовленности за четыре года.

2.2.4 Методы математико-статистической обработки экспериментальных данных

Математическая обработка данных произведена с помощью статистического пакета SPSS 13.0 for Windows (2004).

.3 Организация исследования

В основе учебной программы по легкой атлетике лежит «Примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально - экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения» (Москва - 2000).

В начале каждого учебного года формируются группы из числа студентов вуза по специализациям. Распределение юношей и девушек происходит по их желанию и интересу к какому-либо виду спорта. Каждый студент закрепляется за конкретным тренером-преподавателем.

Запись студентов на специализацию легкая атлетика происходит без какого-либо специального отбора. Главное здесь для юношей - желание. Для девушек - коррекция фигуры, улучшение мышечного тонуса и общего самочувствия.

В начале учебного года на I курсе контингент занимающихся получается весьма разнообразный. В учебные группы численностью 25-30 человек входят ребята с хорошей, так и с плохой физической подготовленностью. Тренировки проходят два раза в неделю на I-II курсах и один раз в неделю на III-IV курсах по разработанным планам. Студенты усваивают технику выполнения упражнений, знакомятся с терминологией упражнений, названиями тренажеров, специальными техническими устройствами. Так же, студентам рассказывается о технике безопасности в зале, о внимании друг к другу во время занятий, взаимопомощи. Поэтому тренер-преподаватель должен очень внимательно распределять нагрузку на начальном этапе тренировочного процесса во избежание травм и переутомления.

Тесты принимаются у студентов в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май). Полученные данные вносятся в компьютер и обрабатываются программой. Полученные результаты оформляются на каждого студента университета индивидуально в виде «паспортов здоровья», которые хранятся у них с I по IV курс. В конце IV-ого курса принимается экзамен по физической культуре, на который студенты обязаны принести свои паспорта и проанализировать собственную физическую подготовленность и индивидуальный уровень физической кондиции.

Тестирование по определению физической подготовленности юношей проводится дважды в год.

ГЛАВА III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

.1 Показатели физической подготовленности юношей

Таблица 1

Сгибание рук (юноши)

№        Этап эксперимента          n            

(кол-во повт.δm%




 

1

Сентябрь 2009 Май 2010

65

41

7,60

0,94



65

45

6,93

0,86



При проведении теста по физической подготовленности у юношей в упражнении сгибание рук в упоре лежа (отжимания), на первом этапе - сентябрь 2009, средний показатель =41±0,94 повторений (n=65). В мае 2010 средний показатель в группе составил =45±0,86 повторений (n=65). Динамика изменений показателей за первый год свидетельствует об увеличении количества повторений сгибаний- разгибаний рук в упоре лежа на =4,00 раза, что в процентах составило 9,75.

Таблица 2

Подъемы туловища из положения лежа на кол-во повторений за 30 сек. (юноши)

№        Этап эксперимента          n            

(кол-во за 30 сек)δm%




 

1

Сентябрь 2009 Май 2010

63

24

2,40

0,30

2,1



63

24,5

2,28

0,28



При проведении теста по физической подготовленности у юношей в упражнении подъемы туловища из положения лежа на количество повторений за 30 секунд, за период тренировок в упражнении подъемы туловища у юношей так же характеризуется положительной и достоверной динамикой повышения показателей. В сентябре 2009, =24±0,30 в мае 2010, =24,5±0,28 (n=63). Средний показатель увеличился на 0,5 раза, что в процентах составило 2,1.

Таблица 3

Бег 1000 метров (в сек.) юноши

№        Этап эксперимента          Количество человек       

в сек.δm%




 

4

Сентябрь 2006 Май 2007

65

3,45

23,00

2,85

5,3



65

 3, 33

20,28

2,26



При проведении теста по физической подготовленности у юношей в упражнении бег 1000 метров, за исследуемый период в беге на 1000 метров у юношей так же характеризуется положительной и достоверной динамикой повышения показателей. В сентябре 2009, =3,45±2,85 секунд в мае 2010, =3,33±2,26 секунд (n=65). На этом этапе средний показатель в группе улучшился на = 12 секунд, что в процентах составило 5.3.

Таблица 4

Бег 100 метров (в сек.) юноши

Этап эксперимента

Кол-во человек

  в секδ

m

%


4

Сентябрь 2006 Май 2007

65

14,29

0,85

1,1

1.05



65

14,14

0.65

1,3



При проведении теста по физической подготовленности у юношей в упражнении бег 100 метров, за исследуемый период в беге на 100 метров у юношей так же характеризуется положительной и достоверной динамикой повышения показателей. В сентябре 2009, =14,29±1,1 секунд в мае 2010, =14,14±1,3 секунд. На этом этапе средний показатель в группе увеличился на =1,85±1,3 секунд, что в процентах составило 1,05.

ВЫВОДЫ

. Анализ научно-методической литературы показал, что совершенствование процесса физического воспитания идет непрерывно на протяжении всего времени со времени введения преподавания физической культуры в ВУЗах. Публикуются научные статьи, защищаются диссертации, издаются учебники.

Программно - нормативные документы не только регламентируют деятельность преподавателей, но также рекомендуют проводить мониторинг физического развития и физической подготовленности учащийся молодежи.

2. В результате исследования было установлено, что на занятиях по физической культуре в ВУЗе у студентов, в течение одного учебного года при двух занятиях в неделю, происходит достоверное улучшение уровня физической подготовленности, но показатели в тестах прирастают не равнозначно. В одних упражнениях прирост больше, в других меньше.

. В ходе проведения эксперимента были зафиксированы показатели физической подготовленности юношей с использованием следующих тестов:

сгибание рук в упоре лежа;

прыжок в длину с места;

поднимания туловища из положения лежа на спине;

бег 1000 метров;

бег 100 метров.

В тестах прослеживается положительная восходящая динамика роста показателей физической подготовленности за весь период эксперимента.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Алферова Т. В, Албанин А.В Применение локальных нагрузок на начальной специализации юных легкоатлеток.// Научно - практический журнал. -1981.-№6.- с. 30 -31

.Аракелян Е.Е, Примаков Ю.Н, Тюпа В.В, Умаров А.А, Гусейнов. Ф. А. Биомеханическая специфика утомления при беге на 400 метров. // Научно - практический журнал 1998.-№9.- с. 42-44.

.Аракелян Е.Е, Райцин Л. М. Специальные упражнения спринтеров на тренажере облегчающего лидирования. // Научно-практический журнал.-1985 -№16.-с13-15.

.Броненко В.А, Малхов Ю.П. Функциональная подготовка спринтера к старту.// Научно - практический журнал.-1981.-№6.- с. 20 - 21.

.БлюменштейнБ.Д, Худадов Н. А. Психологические особенности технического совершенствования в скоростно-силовых видах легкой атлетики.//Научно-практический журнал.-1983 -№4.-с47-49

.Беляев С.Н. Социальный статус по легкой атлетике.//Научно- методический журнал.-2003.-№8.- с.37-38.

.Бондарчук И.Ю. Критическая скорость как показатель специальной работоспособности юных бегунов на средней дистанции.//Научно- практический журнал.-1982.-№2.- с.32-33.

.Брейзер В.В, Жукова Е.М. Особенности тактики бега на 400 м в закрытых помещениях у женщин различной квалификации.//Научно-практический журнал.-1986.-№11.-с.35-37.

.Волков Н.И, Алексеев Г.А. Динамика тренировочных нагрузок и показателей специальной работоспособности юных бегунов на средние дистанции. // Научно - практический журнал. - 1980.- №6.-с. 27-29.

.Волков Н И, Игуменова Л.А. Повышение работоспособности и уровня спортивных достижений у бегунов на средние и длинные дистанции под влиянием приема препарата «Гипоксен». //Научно - методический журнал.- 2005.-№6.- с. 41-44

.Герба Т.Х. Эффективность применение различных питьевых режимов для поддержания работоспособности и ускорения восстановления юных легкоатлетов в условиях высокой внешней температуры.-1995.-№5.-с.12-13.

.Галимов А.И, Кулаков В.Н. Исследование показателей реогепатографии у бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции. // Научно - практический журнал. - 1991. -№9.-с. 40-42.

.Дашкевич О.В, Зобков. В.А.Управление психологическим компонентом состояния готовности в легкоатлетическом юношеском спринте. // Научно - практический журнал. - 1980.- №3.- с. 24-26.

.Дурнев В.И, Казимирко К.Н, Андреева З.С. Изменения кислотной резистентности эритроцитов у бегунов на средней дистанции при различных тренировочных режимах в микроцикле.//Научно- теоретический журнал.-1982.-№3.- с.28.

.Журбина А. Д, Маргунов Ю. А, Мандриченко А.Г, Сытник В. И,Тарасов Н.Б, Ходевич В. Б, Марухин В.П. Особенности силовой подготовки женщин бегунов на средние дистанции в годичном цикле. // Научно - практический журнал - 1990.-№11.- с. 44-47.

.Зациорский В. М, Якунин Н. А, Михайлов Н. Г. Дискриминативные биомеханические характеристики при беге на средние дистанции.// Научно - теоретический журнал. - 1982-№4.-. с. 14-17

.Захарченко С.А. Воспитание силовой выносливости юных бегунов на длинные дистанции в годичном цикле тренировки.//Научно-практический журнал.-1985.-№6.-с28.

.Коц Я.М, Коряк Ю.А. Сравнительная характеристика силовых и скоростно-силовых свойств мышц-антагонистов у спринтеров и стайеров.//Научно-практический журнал.-1979.-№11.-с17-19.

.Ковальчук Г. И. Прогнозирование двигательных способностей бегунов на короткие дистанции. //Научно - методический журнал. -2003.-№10.- с.31-34

.Ковальчук Г.И. Антропогенетические и психологические показатели спортивно-технической подготовленности легкоатлетов.//Научно-методический журнал.-2004г.-№4.-с.44-49.

.Линец М.М, Филин В.П. Факторный анализ тренировочных и соревновательных нагрузок бегунов на средние дистанции.//Научно-методический журнал.-2001.-№4.-с.28-29.

.Лазарева Э.А Биоэнергетика. //Научно- методический журнал.

.-№4.- с. 45- 48.

.Лазарева. Э.А. Взаимообусловленность общей физической работоспособности и типов энергообеспечения мышечной деятельности легкоатлетов спринтеров и стайеров.//Научно- методический журнал. - 2003.-№9.-с. 42-44.

.Лебедев Н.А. Использование различных средств повышения выносливости при подготовке молодых бегунов на средние и длинные дистанции».//Научно-методический журнал.-2001.-№2.-с.2-3.

.Максимов А.С. Система комплексного контроля бегунов на средние дистанции ВЛГИФКа. // Научно - методический журнал. - 2000.- №5.- с. 28-

.

.Медведев В.Н, Ворошин И.Н. Управление подготовкой бегунов на 400 метров с учетом их генетических особенностей.//Научно- методический журнал.-2006.-№9.-с30-31

.Новак Я, Юримяэ Т. Изменение биохимических показателей крови во время разных беговых тестов у марафонцев. //Научно-практический журнал.-1985.-№11.-с25-26.

.Нгоан Ч.В. Развитие выносливости у юных бегунов.//Научно-практический журнал.- 1979.-№5.-с.36-38.

.Окунев А.П. О потенциальных возможностях подростков и юношей к бегу на средние дистанции.//Научно-практический журнал.-1979.-№5.-с34-36.

.Пугач Ф.И, Филявич А.Е, Попов Ю.А. Динамика мочевины в крови юных бегунов на средние дистанции при непрерывном методе тренировки. // Научно - практический журнал. - 1978.- №5.- с. 35-37.

.Прилуцкий Б.И, Райцин Л.М, Суслаков Б.А. Внутрицикловые ускорения о.ц.м. при спринтерском беге.//Научно-практический журнал.-1986.-№11.-с.38-39.

.Русин В.Я, Насолодин В.В, Гладких И.П. Влияние микроэлементных добавок на активность некоторых металлоферментов, иммуноустойчивость и работоспособность легкоатлетов.//Научно- теоретический журнал. -1982.- №10.-с. 23.

.Ростовцев В. Л. Повышение экономичности бега на основе использования алгоритмов обучения и информационных средств.// Научно - теоретический журнал. - 1982.-№5.- с. 17 - 19.

.Стойда Ю. М. Кровоснабжение мышц голени при ходьбе и беге с различной скоростью. //Научно-практический журнал.-1988.-№12.- с. 39-41.

.Селуянов В.Н, Мякинченко Е.Б, Бибкаев И.З, Козмин Р. К, Прилуцкий Б.И, Чирков. В.Н. Пути повышения экономичности бега на средние дистанции. // Научно - практический журнал. - 1988.-№11.- с. 47 - 48.

.Семенов В. Г, Врублевский Е. П. Закономерности адаптационной изменчивости силы мышц женщин спринтеров в процессе становления спортивного мастерства.// Научно - методический журнал. - 2002. -№9.-с. 22-25.

.Самборский А. Г. Повышение специальной работоспособности спринтеров в условиях приема некоторых эргогенических средств. // Научно - методический журнал. - 2004. -№3.- с. 31-33.

.Селуянов В. Н, Тураев В.Т. Вклад медленных мышечных волокон в мощность развиваемую спринтером в беге. // Научно - практический журнал. - 1995.- №4.- с. 43-45.

.Смирнов М.Р. Научно обоснованное число повторений отрезков беговой нагрузки.-1996.-№16.-с44-49.

.Сокас И.П. Комплексное применение тренировочных и восстановительных средств в подготовке бегунов на длинные дистанции.//Научно-практический журнал.-1985.-№6.-с23.

.Скрипко А.Д. Технология кондиционной и технической подготовки бегунов.// Научно-методический журнал.-2004.-№3.-с.43-47.

.Фомин Н.А, Горохов Н.М. Экспериментальное обоснование методики отбора юных бегунов на средние и длинные дистанции. // Научно - практический журнал. - 1978.- №6.-с. 35-37.

.Худеньких Ю.В. Скоростно-силовые аспекты бега вверх по склону и их использование для выбора пути на соревнованиях по ориентированию. //Научно-практический журнал.-1985.-№10.-с53-55.

.Чернышева Е.Н. Управление тренировочным процессом бегунов на короткие дистанции на основе учета индивидуальных особенностей. // Научно - методический журнал. - 2000. -№13.- с. 31-32.

.Юсупов И.Ю. Соотношение общей и специальной физической подготовки в тренировке юных легкоатлетов в условиях жаркого климата.//Научно-методический журнал.-2003.-№11.-с.57.

.Якунин Н. Я, Михайлов Н.Г, Лазарев И.В. Приближенное определение силы сопротивления воздуха при беге. // Научно - теоретический журнал. - 1982.-№9.-с. 10-12.

.Якимов А. В чем секрет феноменальных мировых рекордов китайских спортсменок в беге на длинные дистанции и стайеров-Горцев.//Научно-методический журнал.-1997.-№3.-с34-36.

.Якимов А.М, Кукушкин В. Г. Использование кардиомониторов сердечного ритма для контроля тренировочных и соревновательных нагрузок в подготовке бегунов на выносливость.// Научно-методический журнал. - 2005 -№2.- с.-16-17

.Якимов А.М. Научно-методические аспекты тренировки бегунов на средние и длинные дистанции.//Научно- методический журнал.-1995.-№6.- с. 21- 25.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Доклад

Актуальность исследования. Государство большое значение придают здоровью подрастающего поколения и поэтому на всех этапах обучения (детский сад, начальная школа, средняя школа, ВУЗ) предусмотрены аудиторные часы на физическую культуру.

Наряду за контролем проведения занятий по физической культуре государство предусматривает обязательный мониторинг физического развития и подготовленности обучающихся. Наверное, положительная динамика этих показателей лучше всего будет демонстрировать качество проведения занятий по физической культуре в любом учебном заведении.

А знание учащимся своих показателей физического развития и физической подготовленности позволит сформировать осознанное отношение к своему здоровью и педагогическому процессу.

На современном этапе популярными стали различные виды двигательной деятельности, иногда даже в ущерб классическим видам спорта. На наш взгляд, не совсем правильно забывать высказывание древних: « Хочешь быть здоров - бегай, хочешь быть красивым - бегай» и поэтому, считаем занятия легкой атлетикой развивают физическую подготовленность студентов наиболее разносторонне. Легкая атлетика состоит из многих видов упражнений, так наряду с беговыми упражнениями, можно заниматься прыжками, метаниями (мяча, гранаты, копья и др.) и толканиями.

Широкий спектр двигательных действий позволяет разнообразить занятия и заинтересовать учащихся к повышению качества занятий и увеличению технических навыков физических действий.

Объектом исследования - учебный процесс по физическому воспитанию студентов ВУЗа.

Предметом исследования - динамика показателей физической подготовленности у студентов ВУЗа.

Рабочая гипотеза - систематические занятия физической культурой и в частности легкой атлетикой повышают уровень физической подготовленности в течение одного учебного года.

. Цель и задачи исследования

Цель исследования - изучение динамики показателей физической подготовленности студентов ВУЗа.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить теоретические и методические источники по проблеме здоровья, физической подготовленности молодежи и преподавания физической культуры в ВУЗе.

. Выявить и проанализировать показатели физической подготовленности студентов ВУЗа.

Методы исследования

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:

. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

4. Педагогический эксперимент.

5.      Тестирование физической подготовленности.

При проведении исследования использовался последовательный эксперимент, который проводился весь период обучения экспериментальной группы: сентябрь 2006 - май 2007 и проходил в 3 этапа:

На первом этапе (сентябрь 2006 - май 2007) был проведен анализ и обобщение научно-методической литературы по исследуемой проблеме, сформулированы гипотеза, цель и задачи исследования; исследовано мотивационно-ценностное отношение студентов вуза к занятиям физической культурой, определены пути формирования положительной мотивации физкультурной деятельности.

На втором этапе (май 2006 - сентябрь 2007) в ходе дальнейшего научного поиска, были скорректированы цель и гипотеза исследования, продолжался педагогический эксперимент, анализ и первичная обработка данных.

На третьем этапе (сентябрь 2007 - ноябрь 2007) уточнялась методика проведения занятий физической культурой с использованием различных видов легкой атлетики, проводился качественный и количественный анализ результатов эксперимента, их систематизация и интерпретация, формулировались выводы, оформлялось дипломное исследование.

Все исследования проводились на физико-техническом факультете под руководством старшего преподавателя Атутова Андрея Петровича.

При проведении теста по физической подготовленности у юношей в упражнении сгибание рук в упоре лежа (смотрите таблицу 1), на первом этапе - сентябрь 2006, средний показатель =41±0,94 повторений (n=65). В мае 2007 средний показатель в группе составил =45±0,86 повторений (n=65). Динамика изменений показателей за первый год свидетельствует об увеличении количества повторений сгибаний- разгибаний рук в упоре лежа на =4,00 раза, что в процентах составило 9,75.

При проведении теста по физической подготовленности у юношей в упражнении подъемы туловища из положения лежа на количество повторений за 30 секунд, за период тренировок в упражнении подъемы туловища у юношей так же характеризуется положительной и достоверной динамикой повышения показателей. (смотрите таб.2) В сентябре 2006, =24±0,30 в мае 2007, =24,5±0,28 (n=63). Средний показатель увеличился на 0,5 раза, что в процентах составило 2,1.

При проведении теста по физической подготовленности у юношей в упражнении бег 1000 метров, за исследуемый период в беге на 1000 метров у юношей так же характеризуется положительной динамикой повышения показателей.(смотрите таб.3) В сентябре 2006, =3,45±2,85 секунд в мае 2007, =3,33±2,26 секунд (n=65). На этом этапе средний показатель в группе улучшился на = 12 секунд, что в процентах составило 5.3.

При проведении теста по физической подготовленности у юношей в упражнении бег 100 метров, за исследуемый период в беге на 100 метров у юношей так же характеризуется положительной динамикой повышения показателей.(см. таб. 4) В сентябре 2006, =14,29±1,1 секунд в мае 2007, =14,14±1,3 секунд. На этом этапе средний показатель в группе увеличился на =1,85±1,3 секунд, что в процентах составило 1,05.

Похожие работы на - Динамика показателей физической подготовленности студентов на занятиях по физической культуре

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!