перечислены в разделе 5, статье 22 Закона о Госгранице:
1) Правила въезда в пункты пропуска.
Въезд в пункты пропуска через Государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ.
2) Правила пребывания и выезда из пунктов пропуска лиц, транспортных средств.
Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска через Государственную границу транспортных средств заграничного следования определяются администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ и таможенными органами.
Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случаях необходимости - запрещается.
Транспортные средства заграничного следования могут начинать движение для убытия с территории РФ или следования в глубь территории РФ, а равно менять место стоянки только с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы РФ и таможенных органов.
3) Правила ввоза, нахождения в пунктах пропуска и вывоза из пунктов пропуска грузов, товаров и животных.
4) Статья 25.1 Закона о Госгранице закрепляет возможность заниматься в пунктах пропуска хозяйственной и иной деятельностью. Перечень таких видов деятельности устанавливает Правительство РФ.
а) Деятельность пограничных и таможенных органов, а в случаях, установленных международными договорами РФ и федеральными законами - иных контрольных органов.
б) Деятельность федеральных органов исполнительной власти по управлению федеральным имуществом и обеспечению режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ.
в) Строительство, реконструкция, техническое оснащение зданий и сооружений, а также их инженерных сетей, в том числе:
строительство и реконструкция автомобильных дорог (включая строительство автомобильных стоянок, установку дорожных ограждений, дорожных знаков) и транспортно-инженерных сооружений;
производство отделочных работ.
строительство железных дорог и инженерных сооружений;
монтаж инженерного оборудования;
производство отделочных работ.
строительство портовых сооружений, производство дноуглубительных, берегоукрепительных, подводных (включая водолазные) работ;
монтаж инженерного оборудования;
производство отделочных работ.
подготовка строительного участка;
строительство, реконструкция и ремонт взлетно-посадочных полос аэродромов и других транспортно-инженерных сооружений;
монтаж инженерного оборудования;
производство отделочных работ.
строительство, реконструкция и ремонт пешеходных путей и транспортно-инженерных сооружений;
монтаж инженерного оборудования;
производство отделочных работ.
г) Эксплуатация и техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, средств связи, машин и механизмов, технических средств контроля, инженерных сооружений (сетей) и коммуникаций, а также оборудования, в том числе печей для термического уничтожения конфискатов, сепараций, трупов мелких животных, пищевых и других отходов, перевозимых пассажирами или обнаруженных в транспортных средствах.
д) Деятельность по предоставлению услуг связи.
е) Деятельность по предоставлению банковских услуг, связанных с уплатой таможенных платежей физическими лицами и иных платежей, установленных законодательством РФ.
ж) Обеспечение работоспособности котельных, тепловых и электрических сетей.
з) Уборка территории и служебных помещений, удаление снега, сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.
и) Медико-санитарная помощь.
к) Розничная торговля товарами в помещениях магазинов беспошлинной торговли.
л) Деятельность по хранению товаров на складах, владельцами которых являются таможенные органы.
м) Деятельность, связанная с эксплуатацией и техническим обслуживанием дезинфекционно-промывочного блока для ветеринарно-санитарной обработки транспорта и дезинфекционных ковриков для обуви пассажиров.
н) Деятельность консульских пунктов МИДа России.
о) Деятельность, связанная с проведением дезинфекции, дезинсекции, дератизации, дегазации (дезактивации).
п) Деятельность по проведению геодезических измерений.
В пределах автомобильных пунктов пропуска через государственную границу РФ могут также осуществляться следующие виды хозяйственной и иной деятельности:
а) Деятельность автомобильного (автобусного) транспорта, в том числе международные пассажирские и грузовые перевозки.
б) Деятельность по аварийной эвакуации автотранспортных средств.
В пределах железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу РФ могут также осуществляться следующие виды хозяйственной и иной деятельности:
а) Планово-предупредительный ремонт зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования.
б) Деятельность железнодорожного транспорта, в том числе:
деятельность, осуществляемая на железнодорожных станциях, включая деятельность по приему, отправлению поездов, выполнению маневровых работ;
деятельность по эксплуатации железнодорожных станций и железнодорожных путей.
в) Аварийный ремонт и техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава.
г) Деятельность по обеспечению безопасности и охраны в целях поддержания режима в пунктах пропуска.
В пределах воздушных пунктов пропуска через государственную границу РФ могут также осуществляться следующие виды хозяйственной и иной деятельности:
а) Деятельность воздушного транспорта, в том числе:
деятельность, осуществляемая в аэропортах (терминалах) по приему и отправке воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок;
буксировка воздушных судов;
управление и административное обеспечение аэропортов;
управление воздушным движением;
наземное обслуживание воздушных судов;
транспортная обработка и хранение грузов, включая погрузочно-разгрузочную деятельность.
б) Техническое обслуживание воздушных судов.
в) Деятельность предприятий общественного питания.
г) Розничная торговля товарами в помещениях магазинов беспошлинной торговли.
д) Деятельность по обеспечению авиационной безопасности.
е) Деятельность по обеспечению безопасности и охраны в целях поддержания режима в пунктах пропуска.
В пределах морских, речных (озерных) пунктов пропуска через государственную границу РФ могут также осуществляться следующие виды хозяйственной и иной деятельности:
а) Деятельность морского и внутреннего водного транспорта, в том числе:
деятельность по эксплуатации портовых сооружений;
деятельность, осуществляемая в портах (терминалах) по обслуживанию судов (в том числе по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота), обслуживанию пассажиров, осуществлению операций с грузами (в том числе по погрузке, выгрузке, приему, обработке, технологическому хранению и выдаче груза) и других услуг, обычно оказываемых в порту (в том числе лоцманская проводка судов, проводка судов береговыми службами управления движением морских судов, буксировка судов, ледокольная проводка судов, постановка судов к причалам, швартовка, навигационное обслуживание, спасание, подъем затонувших судов, водолазные работы по обслуживанию судов, обслуживание судов во время стоянки в порту: агентское, шипчандлерское (снабженческое), сюрвейерское, бункеровка и т.п.), а также по взаимодействию с другими видами транспорта;
сбор, размещение, сепарация и утилизация балластных, фекальных вод и мусора.
б) Транспортирование по трубопроводам.
в) Ремонт и техническое обслуживание судов.
г) Деятельность по осуществлению государственного портового контроля.
д) Розничная торговля товарами в помещениях магазинов беспошлинной торговли, деятельность предприятий общественного питания на терминалах, предназначенных для обслуживания пассажиров.
е) Деятельность по обеспечению безопасности и охраны в целях поддержания режима в пунктах пропуска.
5) Статья 26 Закона о Госгранице предусматривает возможность установления дополнительных режимных правил (ограничений) в пунктах пропуска (в местах осуществления пограничного и таможенного контроля). Эти правила не могут противоречить международным договорам РФ, федеральным законам и трём первым правилам из данного перечня.
4. Правовые статусы субъектов (участников) режимного регулирования
Публичными субъектами, обеспечивающими соблюдение режимных правил (поддерживающими режим), являются:
1) Пограничные органы ФСБ РФ (пограничный контроль).
2) Таможенные органы (таможенный контроль).
3) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (надзор за международными автомобильными перевозками).
4) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзорам (надзор за ввозом животных и грузов (товаров) сельскохозяйственного производства).
6) Федеральная служба по защите прав потребителей и благополучия человека (санитарно-карантинный контроль)
При осуществлении пограничного контроля пограничные органы ФСБ РФ:
) Определяют, совместно с таможенными органами и администрацией портов, вокзалов и т.д. места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска транспорта и транспортных средств.
) Ограничивают или запрещают доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля.
) Разрешают совместно с таможенными органами вопросы об убытии с территории РФ или следовании в глубь территории РФ или смене места стоянки транспорта.
4) Проводят досмотр товаров и транспорта.
Исходя из перечня режимных правил, можно заключить, что частные субъекты (граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, иностранные и российские организации) имеют право:
а) пересекать государственную границу в пунктах пропуска пешком, на транспорте (водном, воздушном, железнодорожном) и на транспортных средствах;
б) перемещать через пункты пропуска товары, грузы, животных;
в) заниматься в пунктах пропуска хозяйственной и иной деятельностью.
5. Система организационно-юридических гарантий режима:
а) административная подсистема (совокупность органов и должностных лиц, поддерживающих режим) раскрыта при анализе 4-го элемента режима;
б) юридические санкции за нарушение требований режима:
Меры административной ответственности (предупреждение, административный штраф, административное выдворение в соответствии с кодексом РФ об административных правонарушениях, статья 18.4 Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ)
Иные меры защиты требований режима:
запрещение выезда из РФ и въезда в РФ
административное задержание
меры пограничного контроля (проверка оснований для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения государственной границы, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены законодательством РФ к ввозу в РФ или вывозу из РФ)
- меры таможенного контроля
иные меры административного принуждения.
в) перечень организационно-технических мероприятий, связанных с установлением режима, указан в международных договорах РФ и в федеральных законах
Таким образов, в структуре режима пунктов пропуска через государственную границу были выявлены следующие элементы: носитель режима (непосредственно пункт пропуска), режимные правовые средства, режимные правила, правовые статусы публичных и частных участников режимного регулирования и система организационно-юридических гарантий режима.
3. Классификация режима в пунктах пропуска через государственную границу
В главе 1 настоящего пособия была представлена классификация САПРов. На основания критериев данной классификации предлагается определить, что режим Государственной границы:
. По подведомственности - это федеральный режим, так как, согласно разделу 5, статье 22 Закона о Госгранице, он устанавливается Министерством транспорта РФ в соответствии с положениями настоящего Закона и международных договоров РФ нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности РФ и Министерством экономического развития и торговли РФ. Также, режим в пунктах пропуска через государственную границу может регулироваться и международными договорами РФ. Очевидно, что такие договоры могут заключать, а законы принимать только федеральные органы государственной власти. Кроме того, часть режимных правил установлена постановлениями высшего федерального органа исполнительной власти - Правительством РФ, о чём прямо указано, например, в разделе 1 статьях 9, 10, и 11 Закона о Госгранице.
. По объекту - носителю режима это объектовый режим (на какие объекты он распространяется указано в предыдущем пункте).
. По предмету регулирования это режим обеспечения государственной безопасности, так как, согласно разделу 1 статье 3 Закона о Госгранице, меры по обеспечению его безопасности осуществляются в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства. Он устанавливается для обеспечения социально-правового состояния и устойчивого функционирования пунктов пропуска через государственную границу РФ, а так же проведения пограничного, таможенного и иных видов контроля.
. По юридическим свойствам это ординарный режим, так как:
а) установлен широким кругом правовых актов и международных договоров, центральным из которых является Закон о Госгранице, но в их перечне нет федеральных конституционных законов;
б)введён для обеспечения нормального функционирования пунктов пропуска через государственную границу в обычных (ординарных) условиях. Очевидно, что ежедневно десятки тысяч человек пересекают государственную границу РФ в обоих направлениях.
в)является постоянно действующим и прекращает свое существование лишь с закрытием (временным или постоянным) пункта пропуска через государственную границу.
г)действие режима ограничено пределами его носителя - пункта пропуска через государственную границу.
д)его обеспечивают специальные органы - пограничные органы ФСБ РФ при содействии правоохранительных - таможенных органов и гражданских - федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю, федеральной миграционной службы, федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека, которые ни в коем случае не подменяют друг друга.
Таким образом, режим в пунктах пропуска через государственную границу - федеральный, ординарный, объектовый режим обеспечения государственной безопасности.
Заключение
В данной курсовой работе был детально изучен режим в пунктах пропуска через государственную границу, с опорой на нормативно-правовые акты изучен порядок открытия и закрытия пунктов пропуска через государственную границу.
Были выявлены следующие элементы структуры режима в пунктах пропуска через государственную границу - носитель режима, режимные правовые средства, режимные правила, правовые статусы публичных и частных участников режимного регулирования и система организационно-юридических гарантий режима. Каждый из элементов режима был раскрыт со ссылками на нормативно-правовые акты.
Была дана классификация режима в пунктах пропуска через государственную границу в общей системе классификации специальных административно-правовых режимов. Режим в пунктах пропуска через государственную границу был определен как федеральный, ординарный, объектовый режим обеспечения государственной безопасности. Каждая классификация была обоснована со ссылками на нормативно-правовые акты.
Список литературы
пропуск государственный граница договор
Правовые акты
. Закон РФ от 01 апреля 1993 г. №4730-I «О Государственной границе РФ».
. «Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу РФ»: Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. №482.
. ФЗ от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».
. «Перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу РФ»: Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2008 г. №907-р
. «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (в ред. федерального закона от 20 февраля 2009 г. №27-ФЗ).
Учебные пособия
. Девятов В.Ю., Ишкаев М.Р., Лопатин А.В., Пушкарёв М.А. Административно-правовые режимы, используемые в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ: учебное пособие - Курган: Курганский пограничный институт ФСБ России, 2009.
. Агапов А.Б. Административное право. Учебник. М.: Эксмо, 2006