Принципы российского гражданства

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,88 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Принципы российского гражданства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Юридический факультет









КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Учебная дисциплина

«Конституционное право»

Принципы российского гражданства

Введение

Вопросы гражданства не только в нашей стране, но и во всем мире в современных условиях приобрели особое значение. Глобализация мирового хозяйства приводит к массовой миграции рабочей силы между странами и, как следствие, к увеличению численности эмигрантов; росту количество браков между лицами с различным гражданством; обострению проблемы интеграции лиц без гражданства, постоянно проживающих в стране. На постсоветском пространстве эта ситуация усугубилась особенно в результате событий, последовавших за распадом СССР.

Эти и подобные им вопросы актуальны для многих стран, в связи с чем, в международном и в конституционном праве на постоянной основе ведется работа по регламентации вопросов гражданства.

Значительно возрос интерес к гражданству в России и в связи с провозглашением в нашей стране высшей ценностью человека, его прав и свобод, т.к. в прямой взаимосвязи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание.

Институт гражданства, как и другие правовые институты, обладает определенными принципами.

Принципы института гражданства можно рассматривать как часть более общей проблемы принципов права в целом. Принципы представляют собой основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие единство и основные тенденции развития правовых норм, регулирующие данную сферу общественных отношений. Они отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, вытекают из содержания политики государства и содержат обобщенную характеристику отрасли права.

В РФ принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя. Закон о гражданстве также внес существенный вклад в развитие института гражданства, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не освещались в советском законодательстве.

Целью данной работы является рассмотрение принципов института гражданства РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо:

. Определить содержание понятия «гражданство»;

понятие гражданства РФ;

. Выделить принципы гражданства РФ и раскрыть их содержание.

Теоретической и практической основой работы послужили нормативно-правовые акты и научная литература.

Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Общие положения о гражданстве

Гражданство - один из ключевых политико-правовых институтов демократического государства, неотъемлемая связь основ его конституционного строя.

В соответствии с Федеральным Законом « О гражданстве РФ» гражданство РФ - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство является важной правовой предпосылкой распространения на данное лицо всего комплекса прав и свобод, признаваемых Конституцией и законодательством РФ. Вся полнота прав и свобод в РФ распространяется только на ее граждан. Только граждане подлежат государственной защите со стороны РФ не только внутри страны, но и за ее пределами.

Основными нормативными актами, регулирующими вопросы гражданства РФ являются Конституция РФ, Закон о гражданстве, Международные договоры РФ, а также принимаемые в соответствии с ними другие правовые акты.

В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Граждане РФ по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше отечество и нести некоторые другие обязанности.

Отношения гражданства напрямую не связаны с фактом проживания человека в государстве, а вследствие юридически оформленных отношений гражданства между ним и государством.

В Законе о гражданстве определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.

Гражданство РФ в соответствии со ст.10 Закона о гражданстве удостоверяется паспортом гражданина РФ или иным основным документом, содержащим указание на гражданство лица.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденным постановлением Правительства от 8 июля 1997 г., паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на ее территории.

В контексте института гражданства отношения между государством и гражданином носят устойчивый характер: как правило, они длятся от рождения до смерти гражданина, для их прекращения установлен особый порядок.

По инициативе гражданина прекращение отношений гражданства требует решения государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного органа. По инициативе государства отношения гражданства не могут быть расторгнуты в принципе.

В современном российском законодательстве определение гражданства как связи лица с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, обозначило утверждение нового тезиса взаимоотношений человека и государства.

В СССР гражданство трактовалось как принадлежность лица государству, исходя из концепции приоритета государства перед человеком.

Закон СССР о гражданстве 1990 г., принятый уже в годы перестройки, демократизации общества, впервые в правовом акте сформулировал понятие гражданства, наполнив его при этом новым содержанием, сходным с тем, которое дано в российском законе. Однако в Законе СССР гражданство определялось как политико-правовая связь лица с государством. Такая формулировка, исходившая из господствовавшей в прежние годы идеи о морально-политическом единстве всего советского народа, не была воспринята российским законом как не связанная с сущностью отношений гражданства. Последним свойствен правовой, а не политический характер.

Современный подход к содержанию отношений гражданства, основан на признании общечеловеческих ценностей, равноправии человека и государства, наличии равных обязанностей, и взаимной ответственности.

Глава 2 Основные принципы гражданства в РФ

Под принципами гражданства принято понимать фундаментальные начала, заложенные в основу правового регулирования этой сферы общественных отношений. Наличие этих принципов способствует корректному применению правовых норм, влияет на содержание принимаемых нормативно-правовых актов в указанной сфере, а также позволяет выявлять правовые нормы, не укладывающиеся в систему действующего законодательства.

Основные принципы гражданства содержатся в Конституции РФ и Законе о гражданстве. Так, ст. 6 Конституции РФ установлено: 1. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ 3. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Принципы института гражданства содержатся также и в Главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ:

Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству;

РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами;

Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ;

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства (ст. 4), что имеет важное значение для построения системы отечественного законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства.

В Законе о гражданстве принципы института гражданства развиваются и конкретизируются. Так, в ст. 4 сформулированы следующие принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства:

. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

. Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ.

. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.

. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

. Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

В целом в российском законодательстве можно выделить следующие принципы гражданства:

. Право человека на гражданство.

В основе этого принципа лежит право человека на гражданство, позволяющее каждому реализовать свое желание иметь гражданство и пользоваться конституционными правами и свободами, а также защитой государства.

Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В Законе установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.

1. Недопустимость лишения гражданства или права изменить его. (Принцип неотчуждаемости гражданства; свободы и добровольности выбора гражданства)

Этот принцип содержится в ч.3 ст.6 Конституции РФ и в ч.4 ст.4 Закона о гражданстве.

Государство гарантирует человеку свободу выбора гражданства, выражающуюся в недопустимости лишения права изменить свое гражданство. В этой связи в Законе о гражданстве установлен закрытый перечень оснований отказа в выходе из гражданства РФ.

Лишение гражданства - прекращение гражданства данного государства у конкретного физического лица по решению государственных органов (чаще всего) вопреки желанию этого лица.

В законодательстве СССР лишение гражданства было закреплено как форма его утраты и являлось, по сути, формой репрессий по отношению к лицам, демонстрировавшим свою нелояльность в отношении государства. Запрет в законодательстве РФ лишать человека гражданства основан на двустороннем характере связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи обеими сторонами только по взаимному согласию.

Этот принцип позволяет гражданам РФ свободно осуществлять свои права и свободы, не опасаясь лишения гражданства и утраты связи со своим государством. Он также подчеркивает идею, о том, что устойчивость связей человека и государства вовсе не означает принудительного удержания человека в гражданстве этого государства.

. Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. Этот принцип закреплен в ст. 61 Конституции РФ. ч.3 ст. 4 Закона о гражданстве.

Данный принцип следует отнести к нормам, обеспечивающим защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Этот запрет также учтен и в ч. 1 ст. 13 Уголовного Кодекса РФ, в соответствии с которым «Граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству». При этом указанная норма не означает, что лицо освобождается от ответственности. Следуя международным соглашениям о правовой помощи, РФ обязана судить данное лицо по национальным законам и информировать об этом заинтересованное государство.

. Недопустимость высылки гражданина России за ее пределы. Данный принцип, закрепленый в ст. 61 Конституции РФ и ст. 4, ч. 5 Закона о гражданстве прямо запрещает высылку граждан РФ за ее пределы. Не смотря на то, что законодательство СССР также не устанавливало возможности высылки, в истории такие случаи имели место. Этот принцип глубоко гуманен и означает, что человек не может быть лишен родины ни при каких условиях.

Указанный запрет соответствует ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого человека покидать любую страну и возвращаться в свою страну.

. Равенство гражданства как принцип закреплено в ч.1 ст. 6 Конституции РФ и в ч.2 ст. 4 Закона о гражданстве и означает равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях, независимо от оснований приобретения гражданства. Законодательство не различает правовой статус лиц, являющихся гражданами РФ как по основаниям (по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др.), так и по времени приобретения гражданства.

Кроме того, данный принцип не допускает ограничения прав граждан относительно вопросов гражданства по признакам расовой, национальной, языковой, социальной, или религиозной принадлежности.

Как отмечают исследователи, единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

. Допущение двойного гражданства.

Данный принцип закреплен в ч.1 ст. 62 Конституции РФ.

Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.

Ранее такой нормы в России не существовало. По российскому законодательству двойное гражданство не может возникнуть автоматически, несмотря на то, что основания для возникновения у гражданина РФ двойного гражданства произойти могут: признание иностранным государством новорожденного своим гражданином, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает.

Гражданин РФ имеет возможность одновременно быть гражданином другой страны, но допускается это при определенных условиях: наличие ходатайства лица, возможность, предусмотренная федеральным законом, наличие у РФ международного договора с государством, гражданство которого имеет, или хочет его принять ходатайствующее лицо.

Приобретение гражданином РФ гражданства иностранного государства не влечет прекращения у него российского гражданства.

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

. Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей. Данный принцип закреплен в ч.3 ст.4 Закона о гражданстве.

Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства РФ лицами, проживающими за ее пределами. Этот принцип основан на естественном праве лица выбирать место жительства, свободно выезжать за пределы своей страны и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ч.2 ст. 27 Конституции РФ. Право на свободу передвижения, было признано официально в России в конце XX века. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

Указанная норма Конституции РФ, в свою очередь, соответствует ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966г., в которой указано, что «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную» (ч. 2) и «никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну» (ч. 4).

. Защита и покровительство граждан РФ, находящихся за ее пределами (Принцип гарантии покровительства).

Данный принцип, закреплен в ст. 61 Конституции РФ и в ч.1 ст. 7 Закона о гражданстве.

Суть его заключается в установлении государственных обязательств по оказанию всемерной защиты своих граждан, находящихся за пределами территории России и покровительству им.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о гражданстве «органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы».

Данный принцип связан с суверенитетом государства и наличием взаимных обязанностей между государством и гражданином.

В законодательстве не содержится определения, что такое защита и что такое покровительство и какое различие между этими двумя категориями, что отмечается как недостаток.

Оказание покровительства относится главным образом к таким случаям, которые не связаны с нарушением прав российских граждан (например, когда российский гражданин оказался в другом государстве в сложной ситуации).

Наряду с Законом о гражданстве обязательство государства по защите и покровительству граждан получило свое развитие и уточнение в Федеральном законе от 24.05.1999г. №99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». Согласно ст. 3 данного Закона граждане России, проживающие за рубежом, относятся к числу соотечественников. Закон определяет содержание и основы политики РФ в отношении названной категории граждан. Содержание государственной политики представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти РФ и субъектов РФ (ст. 5 Закона). Законом предусматривается поддержка соотечественников в области прав и основных свобод человека и гражданина, в социальной сфере, а также в области культуры, языка и образования, информации.

Государственные обязательства по защите и покровительстве граждан РФ содержит и ст. 4 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»: «Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны обеспечивать меры по защите граждан РФ и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством РФ и международными договорами РФ».

. Принцип отрицания автоматического изменения гражданства

Этот принцип, закреплен в ст. 8 Закона о гражданстве.

Гражданство РФ основано на отрицании его автоматического изменения при заключении или расторжении брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, а также при изменении гражданства другим супругом. Данный принцип основан на индивидуальной связи гражданина с государством, и недопустимости прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка, а также на признании брака равноправным союзом, не допускающим, чтобы один супруг(а) безусловно следовал гражданству другого супруга(и). При этом брак, заключенный гражданином РФ с гражданином другого государства, не позволяет получить последнему российское гражданство до выполнения соответствующих процедур.

. Сокращение безгражданства.

Безгражданство - правовое состояние лица, не имеющего никакого гражданства и подчиняющегося законам страны пребывания, не имея дипломатической защиты.

Состояние безгражданства в правовом смысле является аномалией, поэтому большинство государств прилагает усилия по его ограничению.

На территории РФ проживает категория лиц, именуемых апатридами (лицами без гражданства). Руководствуясь принципом гуманизма и Конвенцией о сокращении безгражданства 1961г., ст. 7 Закона о гражданстве устанавливает, что РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Международное право призывает страны стремиться к сокращению числа лиц без гражданства и Россия активно участвует в этом процессе. В ст.4 Законе о гражданстве закреплено, что РФ поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. В ст. 12 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином России.

Основные принципы гражданства, закрепленные в законодательстве РФ, в целом соответствуют общепризнанным принципам и положениям международного права, относящимся к гражданству, правам и свободам человека.

Заключение

Основополагающее значение гражданства заключается в том, что нормы этого института должны соответствовать рассмотренным выше принципам. Характер отношений человека и государства во многом зависит от тех фундаментальных идей, которые лежат в основе института гражданства. И, как следствие, соблюдение, или не соблюдение принципов гражданства является одним из показателей демократичности государства, его отношения к правам человека.

Можно отметить, что рассмотренные принципы берут свое начало от общих принципов существующей в России правовой системы, таких как: демократизм, гуманизм, федерализм, равноправие, признание и уважение достоинства, основных прав и свобод человека, единство прав, свобод и обязанностей, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ и т.д.

По моему мнению, принципы гражданства необходимы не только для развития определенной научной концепции, но, прежде всего, для их воплощения при решении вопросов гражданства, при этом практическая реализация принципов должна быть неразрывно связана с научными идеями.

Тем не менее, на современном этапе развития нашего государства, с учетом общей политической ситуации, практическая реализация принципов гражданства, к сожалению, не обеспечивается на должном уровне.

Государство не в праве допускать нарушения закрепленных в Конституции РФ демократических принципов, и, в частности, связанных с гражданством, так как нарушают демократическую основу политической жизни общества. С целью исправления сложившейся ситуации, государству необходимо проводить политику, направленную на поддержание законодательно закрепленных принципов гражданства.

свобода гражданство двойной добровольность

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые и иные акты

. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.)

. Федеральный закон от 31.05.2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве в РФ»

. Федеральный закон от 24.05.1999г. №99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»

. Федерального закона от 15.08.1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»

. Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961г. ООН

II. Специальная литература

Блинов А.Б., Чаплин Н.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы. // Конституционное и муниципальное право. - 2002. − №4.

Габричидзе Б.Н. «Конституционное право современной России»

Карпов, А.В. Конституционное право России. М., 2010. - 205с.

Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 2004 - 434 с.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. - М.: Юристъ, 2004. 603с.

Кикоть, В. Я. Российское гражданство. М., 2010. - 383с

Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура. / Журнал российского права. №4. − М.: Норма, 1997.

Усатов, Д.Н. Правовые основы российского гражданства. М., 2010. - 231с.

Яковлева М.Ю., <http://www.books.ru/shop/authors/146402> Рождествина <http://www.books.ru/shop/authors/38845> А.А. Гражданство. Регистрация.- М.: Юрайт, 2007. - 228 с.

Якушев, А.В. Конституционное право России. М., 2010. - 272с.

Похожие работы на - Принципы российского гражданства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!