Понятие и принципы гражданства РФ
Оглавление:
Введение……………………………………………………………….……3
1. Понятие и
классификация принципов гражданства………………….4
2. Основные принципы
российского гражданства………………………7
Заключение………………………………………..………………………14
Библиография………………………………………..……………………15
Введение
Значимость гражданства для определения правового
положения индивида заключается в том, что только граждане обладают полным объемом
прав и свобод и более высоким уровнем их защиты государством, включая право на
дипломатическую защиту. Взамен государство вправе потребовать от граждан
выполнения некоторых обязанностей. Гражданство дает возможность личности
принимать активное участие в политической жизни государства, поскольку именно
институт гражданства наделяет ее избирательными и другими политическими
правами, давая возможность участвовать в формировании органов государственной
власти.
Актуальность.
Необходимость углубленной разработки взаимоотношений личности и государства
вытекает из провозглашения Российской Федерации в ст. 1 Конституции Российской
Федерации демократическим правовым государством. Гражданство как одно из
основополагающих прав человека нашло отражение и в международном праве. А
сущность, характер и содержание института гражданства выражаются в его
принципах.
Цель контрольной работы – рассмотреть основные принципы российского
гражданства как института гражданства в целом.
Для достижения цели будут использованы следующие задачи:
1. На основе подобранной литературы дать понятие
принципам гражданства и раскрыть классификацию принципов гражданства.
2. Рассмотреть основные принципы гражданства
Российской Федерации и дать каждому принципу небольшую характеристику.
При написании контрольной работы использовалась
разнообразная законодательная и специальная литература. Особое внимание
уделялось таким авторам как В.Я. Кикотя и Е.И. Колюшин. Только они более
понятно описали основные принципы гражданства РФ и охарактеризовали каждый из
них.
1.
Понятие и классификация принципов гражданства
По-видимому, правильнее говорить о принципах института
гражданства, а не о принципах гражданства вообще, поскольку государства
по-разному законодательно устанавливают те или иные нормы-принципы в
зависимости от целого ряда как объективных, так и субъективных причин.
Принципы института гражданства можно рассматривать как
часть более общей проблемы принципов права в целом. Принципы представляют собой
основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие единство и основные
тенденции развития правовых норм, регулирующие данную сферу общественных
отношений. Они отражают объективно сложившиеся закономерности развития
общества, вытекают из содержания политики государства и содержат обобщенную характеристику
отрасли права [2.7.:С.35-37].
Принципы института гражданства представляют собой исходные
начала, ведущие идеи и установки, на основе взаимосвязей элементов содержания
гражданства, определяющие его стабильность.
Соотнесение внутригосударственных принципов института гражданства
с нормами-принципами, касающимися прав и свобод человека и гражданина и
получившими международное признание и закрепление, служит показателем степени
развитости и демократичности законодательства о гражданстве в том или ином
государстве.
Общая теория права признает наличие трех уровней правовых
принципов: общеправовых, межотраслевых и отраслевых. Как правило, общеправовые
принципы преломляются в отраслевых и реализуются через нормы отрасли [2.6.:С.84]. Институт гражданства и институт
основ правового положения личности базируются на одинаковых общих принципах
права, поскольку оба института отражают коренные отношения между человеком и
государством. Как пишет Л.Д. Воеводин, — гражданство как составной элемент
основ правового положения личности опирается на те же принципы, что и другие их
институты. Вместе с тем эти общие начала в законодательстве о гражданстве
выражаются в своих специфических формах, адекватных ему. Здесь есть также ряд
общих положений, предваряющих конкретные установления [2.11.:С.21].
К общим (конституционным) принципам института гражданства
могут быть отнесены принципы, на которых основывается отечественная правовая
система: народовластие, демократизм, гуманизм, федерализм, равноправие,
признание и уважение достоинства, основных прав и свобод человека, единство
прав, свобод и обязанностей, приоритет общепризнанных принципов и норм
международного права и международных договоров Российской Федерации и т.д. Эти
принципы являются базовыми в регулировании отношений, связанных с гражданством.
Специальными принципами института гражданства являются
принципы, имеющие отношение только к данному институту и обусловленные его
предметом и методом регулирования.
В.В. Полянский делит специальные принципы гражданства на две
подгруппы: специфические принципы гражданства, лежащие в основе
политико-правовой связи лица с государством и специфические принципы,
основывающиеся на конкретных отношениях по поводу возникновения и прекращения
гражданства, в которых объектом выступает сама политико-правовая связь
гражданства [2.10.:С.23].
В юридической литературе существует и другая классификация
специальных принципов гражданства, что объясняется различием формулировок
норм-принципов, закрепленных в конституциях и законах о гражданстве различных
государств [2.3.:С.12].
Основные принципы гражданства, закрепленные в законодательстве
новых независимых государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, в
целом соответствуют общепризнанным принципам и положениям международного права,
относящимся к гражданству, правам и свободам человека. Коллизии между нормами
конституции и закона о гражданстве относительно трактовки того или иного
принципа, встречающиеся в законодательстве некоторых стран ближнего зарубежья
свидетельствуют как о недостаточно глубокой проработке этого вопроса,
несовершенства используемой законодательной техники, так и о наличии
определенных трудностей в плане обеспечения синхронизации развития законодательства,
поскольку последнее очень важно для обеспечения полноценных отношений
гражданства между различными странами, например, при прекращении и приобретении
гражданства и т.д. Зафиксированные на конституционном уровне и развернутые в
законах о гражданстве, данные принципы как бы пронизывают содержание
национальных институтов гражданства, придавая им необходимую четкость и
направленность.
II. Основные принципы
российского гражданства
В Законе о гражданстве в ст. 4 «Принципы гражданства Российской
Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства в Российской Федерации»
[1.2.] закреплено, что принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства
Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права
граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или
религиозной принадлежности.
Закон закрепляет следующие принципы гражданства:
1.
Единство и
равенство гражданства Российской Федерации.
Федеративное устройство России, наличие в ее составе
республик, имеющих собственное гражданство, придают особую значимость данному
принципу. В Конституции Российской Федерации [1.1.] в ч. 1 ст. 6 закреплено,
что гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от
оснований приобретения. Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г.
преодолел неопределенность в вопросе единства российского гражданства,
поскольку сама возможность существования гражданства республик в нем не
признается.
2. Принцип равного
гражданства.
Принцип равного гражданства выражается в двух
аспектах: в содержательном и в формальном. В первом он означает равенство
правовых статусов граждан, во втором — равенство относительно прав в вопросах
гражданства. Отечественное законодательство не устанавливает каких-либо
различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по рождению, усыновлению,
в связи с Принятием в гражданство по рождению и другим различным основаниям. В
Российской Федерации отсутствует деление граждан на «природных» и
«натурализованных», т.е. принятых в гражданство. Для всех граждан установлен
единый статус российского гражданина. Принцип равного гражданства подразумевает
и недопустимость ограничений прав граждан относительно вопросов гражданства по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности (ч. 1. ст. 4 Закона о гражданстве) [2.11.:С.25].
3. Принцип свободы и
добровольности выбора гражданства.
В его основе лежит субъективное право лица на
гражданство, выступающее в качестве предпосылки для свободной реализация каждым
человеком своего естественного желания иметь гражданство и в силу этого
пользоваться защитой со стороны государства, а также конституционными правами и
свободами. В ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации закреплено: «Гражданин
Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить
его». Аналогичная формулировка содержится в ч. 4 ст. 4 Закона «О гражданстве
Российской Федерации» [2.8.:С.102].
4. Принцип недопустимости
лишения гражданства.
Основания прекращения гражданства Российской
Федерации, за исключением отмены решения о приеме в гражданство (глава IV
Закона «О гражданстве Российской Федерации») [1.2.], предусматривают
добровольное волеизъявление гражданина. Нормы, касающиеся прекращения
гражданства полностью соответствует Конституции Российской Федерации,
Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., ст. 15
Всеобщей декларации прав и свобод человека и другим международным соглашениям.
Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 19 апреля 2002 г., также как и
предыдущий, исключает возможность произвольного лишения гражданства. Согласно
ч. 4 ст. 4 Закона «О гражданстве Российской Федерации», в Российской Федерации
никто не может быть лишен гражданства Российской Федерации [2.11.:С.26].
5. Принцип недопустимости
выдачи гражданина Российской Федерации другому государству.
Развитие международных связей порождает проблему
международной, транснациональной преступности, представляющую серьезную угрозу
как для отдельных государств, так и для всего человечества. Лица, совершившие
преступления в одной стране, скрываются на территории другой, часто меняя место
проживания. В условиях необходимости объединения разных стран в борьбе с
преступностью проблема выдачи преступников (экстрадиции) становится весьма
актуальной. Конституции Российской Федерации во второй главе о правах и
свободах человека и гражданина (ст. 62, 63), что служит важнейшей гарантией их
соблюдения. Кроме того, экстрадиция должна соответствовать также и другим
нормам Конституции РФ, посвященным процессуальным гарантиям: никто не может
быть повторно осужден за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 54); никто не
может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не
признавалось правонарушением (ч. 2 ст. 54).
В международном праве последнее существует в виде
принципа двойной криминализации, заключающейся в том, что совершенное деяние
должно считаться преступлением как в государстве, запрашивающем о выдаче, так и
в запрашиваемом государстве [2.4.:С.98]. В Конституции Российской Федерации он
зафиксирован в ч. 2 ст. 63 наряду с положением о невыдаче лиц, преследуемых за
политические убеждения, что также соответствует международным нормам
[2.9.:С.50].
6. Принцип допустимости
двойного гражданства.
В ч. 1 ст. 62 Конституции Российской Федерации
закреплено, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство
иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным
законом или международным договором Российской Федерации. Признание двойного
гражданства конституционной нормой всецело обусловлено распадом Советского
Союза и большим числом оставшихся проживать в его бывших республиках российских
этнических соотечественников [2.5.:С.105].
Согласно ст. 6 «Двойное гражданство» Закона «О
гражданстве Российской Федерации», гражданин Российской Федерации, имеющий
также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как
гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных
международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение
гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой
прекращение гражданства Российской Федерации [2.8.:С.104].
Безгражданство — правовое состояние, характеризующееся
отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. В ст. 3 Закона о
гражданстве Российской Федерации содержится следующее понятие лица без
гражданства — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не
имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.
Безгражданство, как и многогражданство, как правило, порождается вследствие
несовпадения принципов приобретения и прекращения гражданства в различных
странах.
Безгражданство может быть абсолютным и относительным: абсолютное
— возникает с момента рождения; относительное — с момента утраты гражданства.
Ни в одном международном договоре, касающемся лиц без
гражданства, Россия не принимает участия, ограничиваясь внутренними мерами.
Так, в ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве России закреплено, что Российская
Федерация поощряет приобретение ее гражданства лицами без гражданства,
проживающими на территории Российской Федерации.
Лица без гражданства (апатриды) не должны быть
бесправными. Их правовое положение определяется внутренним законодательством государства,
в котором они проживают. Государства обязаны обеспечить для лиц без гражданства
пользование основными правами человека и обеспечить для них соответствующий
режим. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу
иностранных граждан, за исключением того, что иностранное дипломатическое
представительство не вправе оказывать им защит. Лица без гражданства не несут
воинской обязанности и не обладают правами граждан, на них распространяются те
же ограничения, что и на иностранцев.
8. Принцип защиты и
покровительства граждан
Российской
Федерации, находящихся за ее пределами.
Существо этого принципа заключается в установлении
обязательства государства оказывать всемерную защиту своим гражданам,
находящимся за пределами его территории, покровительствовать им. В своей
сущности данный принцип связан с суверенитетом государства и наличием взаимных
обязанностей между последним и гражданином, что отражает природу гражданства.
Как следует из ст. 7 Закона «О гражданстве Российской
Федерации» 2002 г. [1.2.], гражданам Российской Федерации, находящимся за
пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство
Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации,
дипломатические представительства и консульские учреждения Российской
Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица
указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы
гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в
полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными
принципами и нормами международного права, международными договорами Российской
Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан
Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые
законом интересы.
9. Принцип сохранения
гражданства при заключении или расторжении брака.
Данный принцип подчеркивает сущность гражданства как
индивидуальной связи лица с государством, недопустимость прекращения отношений
гражданства без волеизъявления лица и соблюдения установленной законом
процедуры. Само по себе заключение или расторжение брака между гражданами
различных государств, а равно рождение в таком браке детей либо их усыновление
обусловливает возникновение довольно сложных правовых ситуаций, связанных с
определением гражданства супругов (либо бывших супругов) и их детей.
Для Российской Федерации данный принцип весьма
актуален из-за большой распространенности международных браков. В связи с этим
в ст. 8 Закона о гражданстве Российской Федерации закреплено, что заключение
или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не
имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение
гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за
собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за
собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных
(удочеренных) супругами детей [2.8.:С.105].
10. Принцип предоставления
почетного гражданства.
При анализе института почетного гражданства возникает
ряд вопросов, на которые нет однозначных ответов: поскольку не определен
правовой статус почетных граждан, в частности, не ясно, будет ли он полностью
совпадать с правовым статусом российских граждан или же отличаться от них;
необходимо ли согласие государства, гражданину которого предоставляется
почетное гражданство; должна ли Россия осуществлять защиту прав почетного
гражданина. Из-за нерешенности указанных вопросов, институт почетного
гражданства не нашел применения в Российской Федерации. Высказывалась
целесообразность исключения почетного гражданства из закона о гражданстве
Российской Федерации, с предложением оставить его как звание на муниципальном
уровне [2.8.:С.106]. Авторы нового Закона о гражданстве Российской Федерации
разделяют последнее мнение, поскольку института почетного гражданства он не
предусматривает.
11. Принцип приоритета норм
международного права и международных договоров по вопросам гражданства над
национальным законодательством.
Отдельной нормы, фиксирующей приоритет международных
договоров в отношении внутригосударственного законодательства, в отличие от
предыдущего закона о гражданстве в Законе о гражданстве Российской Федерации
2002 г. не содержится. В то же время з ст. 2 нового Закона, определяющей
законодательство о гражданстве Российской Федерации, установлено, что вопросы
гражданства регулируются помимо Конституции Российской Федерации, настоящего
Федерального Закона, и принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации также международными договорами
Российской Федерации. Кроме того, указание на общепризнанные принципы и нормы
международного права, международные договоры Российской Федерации содержится
также в ряде других статей (6, 7). Данный принцип является не специальным
принципом гражданства, а общеправовым, в силу чего нет необходимости раскрывать
подробно его содержание. В Конституции Российской Федерации он зафиксирован в
ч. 4 ст. 4, где сказано, что если международным договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила
международного договора.
Заключение
Трудность понимания такого явления, как гражданство,
заключается в том, что оно, такое простое на первый взгляд, на самом деле
является сложным и многогранным. Более того, в этом заключается его природа. Гражданство
может быть национальным и двойным, федеративным и республиканским, прирожденным
и приобретенным. Гражданство может быть почетным. Его можно предоставить,
пожаловать, лишить, утратить. Гражданство некоторых стран можно купить. Как
правило, гражданство определяется в виде связи индивида с государством, но очевидно,
что в то же время оно представляет собой и определенное состояние общества.
Поэтому гражданство следует рассматривать не только как государственный и правовой
институт, но и как институт социально-культурный, нравственно-психологический. Юридическая
природа гражданства включает в себя и институт права, и правоотношение, и
правовое состояние, и субъективное право. Для того, чтобы лицо могло считаться
гражданином какого-либо государства, необходимо документальное подтверждение
гражданства.
Таким образом, принципы института гражданства можно
рассматривать как часть более общей проблемы принципов права в целом. Принципы
представляют собой основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие
единство и основные тенденции развития правовых норм, регулирующие данную сферу
общественных отношений. Они отражают объективно сложившиеся закономерности
развития общества, вытекают из содержания политики государства и содержат
обобщенную характеристику отрасли права.
Принципы института гражданства представляют собой исходные
начала, ведущие идеи и установки, на основе взаимосвязей элементов содержания
гражданства, определяющие его стабильность.
Библиография
1.
Законодательные, нормативные акты, документальные источники
1.2. Федеральный Закон «О гражданстве Российской
Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ, в ред. от 02.11.2004. СПС: Консультант Плюс.
2.Литература
2.3. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. –
М., 1994.
2.4. Беляев С.С. Юридическая регламентация института
экстрадиции (выдачи).// Государство и право. 1998. № 1.
2.5. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в
России. - М., 1997.
2.6. Глущенко П.П. Социально правовая защита
конституционных прав и свобод граждан (теория и практика). – СПб., 1998.
2.7. Доброхотов Е.Н., Филиппова М.В. Советское право
социального обеспечения. – СПб., 1992.
2.8. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное)
право России. - М., 1999.
2.9. Лукашук И. И. Выдача обвиняемых.// Российская
юстиция. 1997. № 1.
2.10. Полянский В.В. Принципы советского гражданства.
// Советское государство и право. 1980, № 5.
2.11. Российское гражданство: Учеб. пособие для
вузов./ Под ред. проф. В.Я. Кикотя, Н.М. Смородина. — 2-е изд., перераб. и доп.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.