Информационное обеспечение государственного управления

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    185,21 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационное обеспечение государственного управления

Cодержание

Введение

. Информационно-аналитическая деятельность

. Государственное управление как система

.1 Государственное управление

.2 Методология изучения системы государственного управления

.3 Государственное управление: анализ базовых понятий

.4 Государственное управление: системный подход

. Технология и реализация информационных систем управления

. Местное управление и самоуправление

Вывод

Список литературы

Введение

Постепенное организационное оформление информационно-аналитической деятельности требует постоянного совершенствования методологии и методик ее проведения. Следует отметить, что в этой области предстоит еще много сделать. Особенно большие проблемы возникают при попытках автоматизации аналитических исследований, использования информационных технологий для повышения эффективности интеллектуального труда.

Информационные технологам все чаще проникают в деятельность российских офисов, но в большинстве учреждений персональные компьютеры используются, главным образом, как усовершенствованные печатающие устройства. Информационный ресурс в виде общеполитической, экономической, коммерческой, правовой информации в электронном виде, аналитических обзоров доступен достаточно ограниченному числу исследователей, поскольку не у всех имеются соответствующие оборудование и средства связи, многие организации еще не поняли преимуществ работы в глобальных сетях, а, кроме того, сами базы данных развиты недостаточно полно. В большинстве доступных по сетям базах данных преобладает коммерческая информация. Правовая информация стоит на втором месте по распространению и спросу, весьма популярны статистические сведения, но базы данных гуманитарного профиля еще редки, а к уже существующим доступ ограничен из-за их ведомственной принадлежности. Отчасти это объясняется такими известными факторами, как отсутствие широко разветвленных и относительно недорогих сетей, плохое качество каналов телекоммуникаций, недоступность в поисковом режиме баз данных с необходимой информацией. Ее по-прежнему приходится изыскивать в бумажных изданиях, создавать самостоятельно. У большинства аналитиков нет необходимых методов автоматизации интеллектуального труда, которые позволяли бы осуществлять поиск в полнотекстовых базах данных, моделировать, прогнозировать, выявлять тенденции, наглядно представлять информацию и т. п. 6

Вместе с тем практика показывает, что эффективность работы информационной службы, обслуживающей немногочисленных потребителей со специальным кругом задач, зависит не столько от технического обеспечения и масштаба обрабатываемых информационных потоков, сколько от четкой постановки задач, непосредственного взаимодействия с потребителями аналитических материалов. Априорно сформулировать требования к информации и аналитическим материалам довольно сложно. Их чаще всего не осознают и сами заказчики, поэтому определение специфических информационных интересов конкретного круга потребителей представляет собой одну из наиболее сложных задач всякой информационной службы. От ее решения во многом зависит степень эффективности аналитической деятельности. Уточнение информационных потребителей обычно происходит в ходе самой работы, но и в этом процессе оно затруднено сложившимися традициями. В наших органах управления пока еще не привилась традиция интенсивных неформальных коммуникаций между сотрудниками разных иерархических уровней.

1. Информационно-аналитическая деятельность

Аналитическая и исследовательская деятельность являются одним из основных направления работы РРЭЦ. Высокий уровень компетенции и обширная экспертиза в различных природоохранных областях позволили РРЭЦ участвовать в крупных панъевропейских трансграничных проектах, международных процессах и исследованиях.

РРЭЦ является членом следующих профессиональных ассоциаций и центров:

Ассоциация менеджеров;

Сообщество компаний Международной торговой палаты в;

Национальный центр по отходам;

Консультативный совет общественных организаций;

Ассоциация независимых центров экономического анализа.

Эксперты РРЭЦ принимают участие в качестве консультантов в различных проектах, в том числе на международном уровне. Например, во время Саммита «Большой Восьмерки» в Санкт-Петербурге эксперты РРЭЦ вместе со специалистами Ростехнадзора были приглашены для участия в совещании руководителей органов государственного регулирования экологической и технологической безопасности энергетики стран «Группы Восьми»

Информационно-аналитическая деятельность АТЦ СНГ направлена на решение задач, определенных Положением об Антитеррористическом центре государств - участников СНГ от 1 декабря 2000 года.

Основной из них является - выработка предложений Совету глав государств-участников СНГ, Совету руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ и другим органам СНГ о направлениях развития сотрудничества государств Содружества в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Данное направление работы основывается на анализе поступающей в АТЦ СНГ информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма не только в государствах-участниках СНГ, но и в других странах.

Информационный обмен между спецслужбами и правоохранительными органами государств-участников СНГ осуществляется на основе межгосударственной, межведомственной информационной системы коллективного пользования - Специализированный банк данных АТЦ СНГ. Доступ к нему компетентных органов государств Содружества обеспечивается в режиме реального времени.

Основным источником пополнения СБД являются сведения, поступающие в Центр из государств Содружества, а также из органов СНГ, региональных и международных организаций.

АТЦ СНГ проводит специализированные аналитические исследования по темам, представляющим интерес для партнеров. В результате на постоянной основе ежемесячно выпускаются информационно-аналитические и тематические справки, содержащие экспертные оценки состояния оперативной обстановки не только на территории государств СНГ, но и в «горячих» точках планеты. Дважды в год издается информационный бюллетень АТЦ СНГ. Готовится ежегодный «Обзор о фактах терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах-участниках СНГ, их причинах и источниках финансирования. 6

Мониторинг СМИ - это тематическая полнотекстовая подборка статей из установленного перечня изданий за определенный промежуток времени.

В настоящее время существуют как периодические стандартные мониторинги (страховой рынок, банковский бизнес и т.д.), с четко определенными тематическими запросами, так и индивидуальные мониторинги, где тематику, перечень изданий и временной промежуток для проведения исследования прессы определяет заказчик.

Тематические мониторинги по сообщениям СМИ формируются по материалам информационной системы разработок на ежедневной и еженедельной основе. Материалы мониторинга доставляются по электронной почте.

Тематический информационный поток (Thematic information flow) - число документов в единицу времени, относящихся к заданной теме, сканируемых из сети и фильтруемых по тематическому информационному запросу системой контент-мониторинга (т.е. последовательность сообщений, соответствующих определенному тематическому запросу).

Система позволяет организовывать сбор текстовой информации из открытых источников (электронные СМИ, аналитические отчеты экспертов), осуществлять их автоматизированную обработку, эффективное хранение, проведение анализа и генерацию отчетов.

Профессиональные аналитики формируют формальные досье на объекты мониторинга (персоны, компании, государственные структуры), а также описания их взаимоотношений и событий, происходящих с ними. Часть отношений и событий могут иметь ссылки на текстовые материалы, в которых они упоминались.

Анализ - (от др.- греч. разложение, расчленение) - операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.

Чем сильнее аналитика, тем эффективнее использование данных. И в науках о Земле, и в бизнесе аналитика обходится на порядки дешевле накопления данных.

Важность задач при работе с неструктурированными данными определяется тем, что свыше 85% корпоративных данных хранятся не в СУБД (системы управления базами данных - control systems of databases), а в текстовых документах и файлах, Web-страницах, электронных письмах и аналогичных документах. По данным аналитиков IDC, большинство компаний не имеют адекватных средств для поиска и анализа информации в таких источниках.

Следует понимать, что в аналитической работе приходится многократно возвращаться к повторению действий, описанных в пунктах 1 - 4. Возможные варианты протекания цикла ИАД представлены ниже.

Так, например, при оценке фактического материала (пункт 2) может быть установлено, что собранного материала (пункт 1) недостаточно для проведения качественного анализа. Следовательно, необходимо вернуться к пункту 1 и попытаться найти дополнительные источники информации.

2. Государственное управление как система

2.1 Государственное управление

Развитие рынка электронных продуктов и услуг в России стимулировало и создание разветвленной сети государственных и частных аналитических служб.

За последние несколько лет информационно-аналитическая деятельность в российских государственных и коммерческих учреждениях получила существенное развитие. Это объясняется рядом причин. После 1991 г. оказалась разрушенной прежде существовавшая система подготовки и принятия решений в центральных и региональных органах власти, произошла смена кадров. Значительно большая экономическая и политическая независимость субъектов Федерации заставляет местное руководство самостоятельно определять пути выхода из кризиса, управлять социально-экономической и политической ситуацией в своих регионах. Академические обществоведческие институты, которые всегда использовались для теоретического обоснования политического курса, в настоящий момент оказались на грани выживания из-за скудного финансирования, многие специалисты ушли в более прибыльные сферы деятельности. Наконец, бурное развитие коммерческого сектора экономики привело к созданию различного рода информационных, аналитических, консалтинговых служб, которые изучают состояние разнообразных рынков, сложившихся в России: товаров, сырья, недвижимости, ценных бумаг, валюты и т. п. Они, как правило, создаются при крупных биржах, банках, инвестиционных и страховых компаниях, т. е. там, где вложение средств, определение стратегии развития требуют проведения глубоких исследований и составления многовариантных прогнозов. Таким образом, информационно-аналитическая деятельность, всегда сопровождавшая процессы принятия решений и управления, постепенно обретает новое качество. Существенно то, что важность аналитической деятельности медленно, но неуклонно осознается высокими руководителями, которые идут на создание не только пресс-служб, но и более серьезных аналитических подразделений.

Особое звучание развертыванию информационно-аналитической деятельности в регионах придает процесс формирования ассоциаций областей и городов крупных районов России, в которых, по-видимому, будут сосредотачиваться многие вопросы управления народным хозяйством этих регионов, для чего необходимы соответствующие информационные ресурсы в виде баз и банков данных по экономике, сельскому хозяйству, населению, законодательству, земельным ресурсам, реестры государственных и приватизированных предприятий и т. п. Информация должна принадлежать и обрабатываться прежде всего тем, кто ее создает, поэтому информационные потоки регионы - центр неизбежно будут меняться в пользу большей информационной независимости и обеспеченности регионов.

Что касается информационно-аналитической деятельности на высших уровнях государственной власти (Президент - Правительство - Федеральное собрание), то там имеются свои аналитические подразделения, которые постепенно уточняют свои функции. Необходимо отметить, что в центральном аппарате высших органов государственной власти успех и эффективность аналитической деятельности напрямую зависят от регулярности постановки исследовательских задач со стороны руководства. Если обратная связь между руководством и аналитиками отсутствует, то служба начинает работать по своему собственному плану, часто не отвечающему потребностям ситуации. Поскольку включение аналитических центров в структуру органов исполнительной власти - явление для нас относительно новое, то и формы, и методы их работы, место и роль в подготовке решений определяются постепенно, ищутся разные варианты, недавно создан Аналитический центр при Президенте Российской Федерации.

В крупных коммерческих структурах работа с информацией рассматривается как одно из важнейших направлений деятельности. Именно с этим связаны возникновение и развитие коммерческих' информационных систем и телекоммуникаций. Такие системы предлагают, как правило, широкий набор информационных услуг и продуктов, базы данных по коммерческой и законодательной информации. На основе этой информации строятся различные прогнозы и модели, практические рекомендации по развитию бизнеса. Аналитические подразделения создаются на крупных биржах, в банках, инвестиционных и страховых компаниях, торгово-промышленных палатах, при ведущих газетах делового направления, таких как "Экономика и жизнь", "Финансовая газета", "Рынок ценных бумаг", "Деловой мир" и т. п. Постепенно в этих центрах сосредотачивается весьма значительный интеллектуальный потенциал, способный не только анализировать экономическую ситуацию, но и разрабатывать стратегию и тактику политических действий.

Финансовый кризис академической обществоведческой науки привел к созданию ряда общественных исследовательских организаций, не входящих официально в государственные структуры, которые теоретически и идеологически поддерживают определенные политические и экономические круги, например, фонды "Стратегия" и "Реформа". Большой общественный резонанс от деятельности подобных фондов зачастую несопоставим с их малочисленностью и скромным финансированием. Этот феномен объясняется их участием в разработке, теоретическом обосновании разного рода политических манифестов, программ экономического развития. Несомненно, что политические партии и общественные движения по мере своего "созревания" и расширения своей социальной базы осознают необходимость создания собственных информационно-аналитических подразделений.

Эффективная информационная работа аналитических центров на нынешнем этапе существенно затрудняется еще из-за одного серьезного обстоятельства. В нашей системе информационного обслуживания сложилась порочная традиция, связанная с коренным недостатком всей обычной системы принятия решений. Поступающая информация редко используется для оптимизации принимаемых решений и не рассматривается как ее ресурс. Пока еще к принятию решений не подходят как к выбору альтернатив по критериям оптимальности. Информация рассматривается как инструмент обоснования и уточнения принимаемых решений, а не для того, чтобы еще раз проверить верность предлагаемых решений, их исходных посылках. В иерархических системах управления они воспринимаются как самоочевидные и не подлежащие критическому осмыслению.

Все это ограничивает возможности имеющихся систем информационного обеспечения. У нас еще не накоплен достаточный опыт информационного обслуживания в режиме целенаправленного поиска необходимой информации для анализа альтернатив и представления ее в соответствующем виде. Это до сих пор остается искусством, а не технологией, как в аналогичных западных системах. Нет и опыта по информационному обеспечению разработки альтернативных сценариев. Мало практического опыта по составлению прогнозных разработок с использованием методов экономического и социально-политического моделирования.

Как показывает мировой опыт, непременное условие высокой эффективности работы аналитических центров - непосредственное участие их работников в той деятельности, которую они обслуживают. В научных учреждениях - это исследования, в случае аналитической работы в органах управления - обсуждение решений, которые обеспечиваются информацией. Поэтому во главе направлений должны стоять специалисты, пользующиеся доверием руководителей и рассматриваемые ими как полноправные участники принятия решений. Только так можно достичь необходимой настройки аналитической работы на реальные процессы управления.

В практической работе важно, чтобы в аналитической службе был осуществлен замкнутый цикл подготовки материалов, начиная от процедуры определения показателей сбора информации, ее классификации, автоматизированной обработки, и кончая ее анализом, разработкой прогнозов и практических рекомендации.

Проведение аналитических исследований непосредственно опирается на процессы сбора и первичной обработки информации. Они представляют собой наиболее рутинную, трудоемкую и пока еще достаточно неопределенную в нормативно-правовом отношении часть работ. От успеха их реализации во многом зависит эффективность всех последующих этапов. При плохой организации в этой области исследования характеризуются низкой достоверностью и объективностью, их результаты, как правило, отражают субъективное мнение отдельных экспертов. Работа по сбору и первичной обработке информации объединяет множество технических работ в единый процесс, обеспечивая прием и регистрацию поступающей информации, проверку целостности и достоверности данных, систематизацию информации по тематике. При вводе в информационную систему, обработке и пересылке данных необходимо максимально использовать вычислительные ресурсы, по возможности наращивать технологический потенциал средств автоматизированной поддержки этой работы. Однако именно в области автоматизированной поддержки первичной обработки данных и решения аналитических задач имеются наибольшие трудности. В ходе работы пока не удалось решить проблему ввода и распознавания сильно неоднородной текстовой информации с бумажного носителя. Используемые же за рубежом системы чтения текста с требуемыми характеристиками, например на транспьютерной основе, по всей видимости, из-за лингвистических проблем будут адаптироваться на российском рынке еще долго. Медленно идет освоение гипертекстовых технологий - очень важного атрибута аналитической обработки текстовой информации. Причина - отсутствие программных средств, доступных для использования, Традиционный психологический барьер в освоении новых методов.

Основными источниками информации для проведения аналитических исследований являются результаты фундаментальных теоретических работ, материалы других аналитических подразделений и служб, государственные и коммерческие информационные ресурсы, оперативная информация, поступающая из газет, телевидения, радио. Следует отметить, что в России за последние три-четыре года сформировался объемный рынок электронной информации, созданы и функционируют разнообразные коммерческие информационные системы, в которых можно найти информацию, собираемую Госкомстатом, биржевыми, банковскими и прочими структурами.

При организации информационно-аналитической службы в современных условиях одним из камней преткновения становится финансовое обеспечение. Информация при рыночных отношениях стоит денег, труд квалифицированных экспертов также, не говоря уже об информационной технике, средствах связи и т. п. Поэтому созданию службы должен предшествовать хотя бы приблизительный расчет необходимых средств. Экономия в этой области может дать в результате поверхностные выводы и одностороннюю информацию. Если средств не хватает, необходима концентрация на узко и четко поставленных задачах...

За период работы аналитических подразделений в Администрации Президента отчетливо проявилась необходимость объединения государственных информационно-аналитических служб в некую систему. Конечно, речь не должна идти о попытке создания пирамидальной, иерархической системы сбора и обработки информации, в которой нижний уровень займут региональные центры, а на верхнем расположатся службы центральных органов власти. Наоборот, необходимо рассматривать все службы как равноправных участников информационного обмена, осуществляющих взаимовыгодное сотрудничество. Любой из них должен иметь возможность получить необходимые данные, обращаться с запросом в соседние, выше и нижестоящие организации. При таком подходе главный акцент переносится на методическое руководство более развитых центров менее развитыми. Необходимо подключение академических и промышленных институтов для разработки автоматизированных методов обработки информации и аналитических исследований. Что касается вопроса, кто кому должен представлять информацию, то здесь необходимо нормативное, желательно законодательное регулирование. Государственные информационные ресурсы должны создаваться, а за их наполнение и поддержание в контрольном состоянии должны отвечать соответствующие организации. Пока же этот вопрос решается по-прежнему - кто выше в иерархии государственных органов, тот и требует информацию от нижестоящих, редко что выдавая взамен.

Таким образом, можно утверждать, что в России за последние два года информационно-аналитическая деятельность получила новый мощный импульс. Пока еще в ней преобладают элементы организационного становления, закрепления статуса и роли аналитических служб в процессе подготовки и принятия решений. Следующий этап - наращивание собственно аналитического потенциала, формирование разветвленных баз данных социально-экономического профиля, появление класса профессионалов в этой специфической области деятельности.

Выявленные и правильно сформулированные информационные потребности - основа, на которую можно "наложить" структуру баз данных о социально-экономическом положении, производственном потенциале, сырьевых ресурсах, структуре населения и т. п.

Традиционными источниками информации являются руководители более низких структур управления. Однако практика показывает, что чем больше разных систем сбора информации, тем выше достоверность получаемых материалов. Сравнение данных, полученных от различных источников, - испытанный и надежный способ их проверки. В связи с этим много могут дать направленный анализ прессы, проведение заказных социологических исследований. Важным источником информации является корреспондентская сеть местных средств массовой информации.

Для территорий большую ценность представляет информация, собираемая по линии центральных министерств - внутренних дел, экологии, Госкомимущества, комитета по чрезвычайным ситуациям и т. п. Особое значение имеют местные статистические комитеты, поскольку они собирают информацию по определенной методике систематично.

Для правильного понимания роли аналитической группы в процессе управления необходимо иметь представление о структуре информационных потоков, которая во многом совпадает со структурой властных отношений.

Пока во взаимоотношениях центра с регионами преобладает стремление центра получить максимально больше информации с мест. Однако регионализация хозяйственной жизни, возрастающая самостоятельность регионов требуют более интенсивного информационного и аналитического обеспечения из центральных органов. Эту задачу призваны выполнить аналитические службы, созданные при Администрации Президента РФ и Правительстве РФ. При этом речь должна идти не только о правовой информации, но и о более широком спектре материалов, охватывающих наиболее важные, с точки зрения центральных органов, проблемы: ход экономических реформ, миграция, уровень жизни, борьба с преступностью, коррупцией и т. д. Такого рода информацию необходимо доводить как с помощью средств массовой информации, в том числе местных, так и целенаправленно, используя телекоммуникации.

Решение данной проблемы связано с грамотной организацией информационно-аналитической деятельности (далее - ИАД), которая представляет собой вид деятельности, призванной обеспечить информационные потребности общества с помощью аналитических технологий за счет переработки исходной информации и получения качественно нового знания . Сегодня информационно-аналитическая (далее - ИА) поддержка становится незаменимой частью процесса принятия решения в самых различных организациях: от органов государственного управления, крупных предприятий и холдингов, кредитных и финансовых учреждений до небольших банков и частных компаний, так как обоснованные прогнозы необходимы для ведения успешной деятельности.

Региональные органы государственной власти осуществляют управление субъектами, а значит, в силу специфики их деятельности в них ежедневно принимаются управленческие решения, которые должны соответствовать множеству факторов развития региона и носить стратегический характер. Естественно, что речь при этом идет о необходимости сбора и анализа больших объемов информации, поэтому на сегодняшний день наличие ИА структур в органах регионального управления (далее - ОРУ) становится не просто желательным, а необходимым условием работы.

Основная цель деятельности ИА подразделений в ОРУ - обеспечить лицо, принимающее решение (далее - ЛПР), информационными продуктами, необходимыми для осуществления его деятельности. Информационный продукт - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей . В ОРУ продукты ИАД являются информационным базисом для разработки и принятия управленческих решений, воплощаемых в организационно-правовых, плановых и распорядительных документах. В большинстве случаев именно документы, являющиеся продуктами ИАД, сосредотачивают основной объем сведений о фактическом положении дел, возникающих проблемах, тенденциях в системе управления органа власти.

Существует ряд различных наименований продуктов ИАД: дайджест, доклад, записка, обзор, отчет, сводка, справка, статья. Теоретически можно выделить характерные особенности каждого из них, однако на практике зачастую увидеть и объяснить различия между справкой, запиской, отчетом, обзором и другими вышеперечисленными продуктами ИАД бывает непросто.

С точки зрения рассмотрения продуктов ИАД как информационного базиса для принятия управленческих решений можно обратиться к следующей классификации, предлагаемой в работе Н. А. Гайдамакина :

Документы аналитического характера. Их особенностью является исследовательско-проблемный характер. От информационных сообщений их отличает комплексная цель: описать, разъяснить, выработать решение, обосновать, убедить. Такие документы обычно представлены в виде справок, статей, обзоров, отчетов об исследовании.

.2 Методология изучения системы государственного управления

Система государственного управления как теоретическая и прикладная дисциплина, ее актуальность, цели, задачи, объект, предмет изучения. Уровни и области изучения государственного управления. Основные понятия: государственное управление, принципы госуправления, органы управления, функции и полномочия.

Методологические подходы к овладению курсом; их характеристика. Концептуальный, институциональный, нормативистский, функционально-структурный, культурологический, процессуально-управленческий подходы. Особенности междисциплинарного подхода.

Методы изучения курса: сравнительно-хронологический, формально-логический, сравнительно-страноведческий, системный, политический и иные научные методы изучения теории и практики государственного управления. Институциональный и организационный анализ. Статистический и экономический анализ.

В органах государственного управления это выглядит следующим образом. Информационно-аналитические службы в них представлены в виде управлений, департаментов, отделов, центров, вычислительных центров, отделений, лабораторий и т. п. На федеральном уровне информационно-аналитические службы имеются в том или ином виде при министерствах или госкомитетах, а также в других центральных органах исполнительной власти. В структуре министерств функции информирования и анализа ранее возлагались на ведомственные институты информации и технико-экономических исследований. Однако изменение роли министерств в управлении, частые преобразования структуры государственных органов в совокупности со значительным сокращением финансирования работ по сбору и обработке информации приводит к тому, что задачи информационно-аналитического обеспечения передаются подразделениям центрального аппарата либо утрачиваются. В связи с этим происходит преобразование ранее сложившейся системы информирования и подготовки решений. Теоретически создаются возможности для внедрения более современных методов работы, нахождения организационных форм, адекватных складывающимся условиям и задачам

.3 Государственное управление: анализ базовых понятий

Различия в управлении государственными и частными организациями. Специфика аналитической деятельности в органах исполнительной власти состоит в том, что она "встроена" в процесс управления, к ней предъявляются особенные требования по оперативности представления материалов, их достоверности и обоснованности. По сравнению с академическими научными исследованиями она имеет более прикладной характер, опирается не столько на глубокую, самостоятельную разработку проблем, сколько на привлечение специалистов-экспертов, обобщение уже готового материала, на координацию исследований научных коллективов (социологических, политологических, специально-научных и т. п.). Важное место занимает экспертная деятельность, которая обладает своей спецификой и методологией.

Несмотря на кажущуюся простоту, ответ на вопрос о том, какая, собственно, информация необходима руководству для управления, получить не просто. Для этого необходимы постоянный диалог с "заказчиком", определение основных направлений работы в зависимости от конкретных особенностей региона. Например, в пограничных областях России остро стоит вопрос с нелегальным вывозом ценного сырья, нерегулируемой миграцией населения. В крупных промышленных центрах острейшей проблемой является экологическая обстановка и т. п. В том случае, если аналитическая группа работает "на себя", ее результаты реального влияния на принимаемые решения не оказывают.

Общей для всех является проблема своевременного получения текстов законов, других нормативных документов, которые регулируют новые правоотношения в сферах приватизации, фермерства, акционирования, экологической безопасности и т. п. К сожалению, единой системы, позволяющей получать эту информацию в электронном виде по телекоммуникациям, не создано, хотя развернуты работы по созданию правовых баз данных в Администрации Президента Российской Федерации, Научном центре правовой информации Минюста РФ, в ряде коммерческих фирм.

2.4 Государственное управление: системный подход

По сравнению с академическими научными исследованиями она имеет более прикладной характер, опирается не столько на глубокую, самостоятельную разработку проблем, сколько на привлечение специалистов, экспертов, обобщение уже готового материала, на координацию исследований научных коллективов (социологических, политологических, специально-научных и т. п.). Важное место занимает экспертная деятельность, которая обладает своей спецификой и методологией. Поскольку содержать в штате специалистов по всем направлениям невозможно, очень важно иметь список доступных экспертов, известных своими публикациями, научными достижениями.

Последние два года отмечены созданием аналитических подразделений в краевых, областных и городских администрациях. На региональном уровне информационно-аналитические службы имеются в 19 республиках из 21, в б из б краев, в 56 из 56 областей, в 10 из 10 автономных округов, в Москве и Санкт-Петербурге. Создаются информационно-аналитические центры, объединяющие несколько регионов РФ. В некоторых регионах России организация специализированных информационно-аналитических центров все еще сдерживается отсутствием соответствующего финансового и материально-технического обеспечения. Следует отметить, что созданию информационно-аналитических служб в регионах обычно сопутствуют разработка и реализация проектов региональной информатизации. Это отрадное явление, поскольку информатизация начинает осуществляться под диктовку не технических специалистов, а реальных потребителей, которые формируют информационные потоки, определяют характер, частоту поступления, объемы информации, представляют, какая информация необходима для подготовки и принятия решений.

информационный аналитическая деятельность государственное управление

3. Технология и реализация информационных систем управления

Как известно из теории, эффективность информационных систем управления (ИСУ) обеспечивается значительными объёмами типовых организационно-технологических процедур при обработке информации (А), принятии решений (Б) и использовании совокупности автоматизированных рабочих мест (В).

Основная типология и реализация информационных систем управления может быть представлена схематически:


Анализ поэтапной реализации предложенной схемы позволяет сделать важные практические выводы.

Информация поступает на все уровни управления, где ее учитывают и обрабатывают. Технология ДОУ состоит, в сущности, из организационно-технических, логических и творческих операций и функций в сфере управления.

Организационно-технологические функции связаны, прежде всего, с формированием документально-информационных потоков (ЦИП), разработкой графиков документооборота и процедур, связанных с получением, регистрацией, транспортировкой и хранением документной информации. Весьма существенны при этом и различные типовые расчеты: составление справок, прием, учет и выпуск документов; контроль исполнения; прием и выдача оперативных данных; планирование и прогнозирование.

Не подлежит сомнению, что эти операции характеризуются повторяемостью и простотой алгоритма. Не случайно, что для их выполнения не требуется затрат высококвалифицированного персонала.

Логические функции включают в себя более сложные алгоритмы и программы по отработанным ранее технологическим операциям. Такого рода действиями могут быть разработки документов по материально-техническому снабжению, реализации продукции, исследованию рынка, по созданию бизнес-плана. Подготовка такого рода документной информации требует специальных знаний и накопленного ранее опыта.

Творческая деятельность отображает действия руководителя и специалиста, направленные на принятие нестандартных, оригинальных решений при дефиците информации. Подобная деятельность предполагает возможность риска со стороны персонала, принимающего решения. Методология принятия решения при этом включает в себя и набор логических операций: анализ и синтез, расчет и прогноз, абстракцию и конкретизацию, субъектно-объектные отношения

Таблица 1 Затраты времени на информационно-документационные функции управленческого персонала

Категории персонала

Информационные функции


Организационно технологические

логические

творческие

Менеджеры высшего звена

15

25

60

Менеджеры среднего звена

30

40

30

Менеджеры низового звена

80

15

5

Специалисты

20

50

30

Технические исполнители

85

13

2


4. Местное управление и самоуправление

Основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь изложены в разделе 5 Конституции «Местное управление и самоуправление». По Конституции местное управление и самоуправление не входит в систему разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, хотя из содержания Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в редакции от 10 января 2000 года можно сделать вывод о том, что органы местного управления относятся к системе исполнительной власти.

Под местным управлением в Законе о местном управлении и самоуправлении понимается форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Местное самоуправление в Республике Беларусь указанным Законом определено как форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

В Европейской Хартии о местном самоуправлении, принятой Советом Европы 15 октября 1985 года, под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Такое право, как указано в статье 2 этой Хартии, осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это не исключает проведение собраний, референдумов или других форм прямого волеизъявления граждан. Заметно, что указанные положения Хартии и соответствующие положения Закона о местном управлении и самоуправлении во многом сходны.

Для местного управления и самоуправления характерно, что отношения в этой области носят локально-территориальный и комплексный характер, а их субъектами преимущественно являются либо население административно-территориальной единицы (часть этого населения), либо местные органы управления и самоуправления.

В Европейской Хартии о местном самоуправлении содержится ряд положений, определяющих концептуальные основы местного самоуправления. К ним относятся: регулирование полномочий органов местного самоуправления Конституцией или законами, наличие свободы действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, входящему в их компетенцию, осуществление полномочий органами самоуправления наиболее приближенными к местному населению, самостоятельность органов самоуправления и возможность ограничения их полномочий вышестоящими государственными органами только в пределах, установленных законом. Органы местного самоуправления должны иметь достаточные финансовые средства, необходимые для осуществления их полномочий. Хартия также содержит положения, ограничивающие административный контроль за органами самоуправления и предоставляющие последним право на судебную защиту.

Во многом сходные положения содержатся и в Законе о местном управлении и самоуправлении. Полномочия местных представительных и исполнительных органов регулируются и Конституцией, и специальным законом о местном управлении и самоуправлении (кроме иных законов), в указанном Законе определяется самостоятельность местных Советов депутатов и иных органов местного самоуправления (ст.5, 14), в том числе в области экономических (ст.38 и др.) и финансовых отношений (ст.41, 43), не допускается ограничение полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законами, декретами и указами Президента (ст.7); ограничивается административный контроль (контроль вышестоящих государственных органов) за деятельностью местных Советов депутатов и иных органов местного самоуправления и устанавливается обязательность принятых в пределах их компетенции решений местных представительных и исполнительных органов и ответственность за их неисполнение (ст.50). В Законе о местном управлении и самоуправлении специальная глава 6 посвящена гарантиям местного управления и самоуправления.

В соответствии с Конституцией и Законом о местном управлении и самоуправлении местное управление и самоуправление в Республике Беларусь осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:

) народовластия, участия граждан в местном управлении и самоуправлении;

) законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;

) взаимодействия органов местного управления и самоуправления;

) разграничения компетенции представительных и исполнительных органов;

) единства и целостности системы местного управления и самоуправления;

) самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

) выборности Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетности населению;

) гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;

) сочетания местных и общегосударственных интересов, участия органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

) ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.

Основой для деятельности местного управления и самоуправления является участие в ней граждан. Граждане, проживающие на соответствующей территории, осуществляют местное управление и самоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.


Исследование некоторых теоретических и прикладных аспектов проблемы социологических исследований в информационном обеспечении органов государственного управления в Республике Башкортостан позволили прийти нам к следующим выводам:

Квалифицированное применение современных информационных технологий дает возможность обеспечить качественную эффективность, количественную эффективность, рентабельность и экономичность управленческой деятельности. Количественная эффективность воплощается в достижении наилучших конечных показателей, содействующих достижению более высокой производительности труда или снижению темпов инфляции. Рентабельность означает наилучшее соотношение между показателями на входе и выходе системы, например, соотношение между затратами и полученными результатами. Экономичность означает минимальную затрату ресурсов для принятия и осуществления управленческого решения.

Социологическое исследование - это совокупность процедур, направленных на получение достоверных данных о социальном явлении или процессе для последующего использования в практике социального управления. Социологическое исследование необходимо руководителю государственного органа для того, чтобы получить определенную информацию для принятия верного решения. Руководитель имеет различные источники информации, однако социологические исследования позволяют получить, во-первых, любую, т. е. универсальную информацию о социальных объектах; во-вторых, объективную информацию, отражающую позиции всех значимых элементов изучаемой части социума. Содержательно смысл исследования сводится к обнаружению или уточнению какой-либо управленческой проблемы и поиску путей ее решения. 1

Управление развитием государственного аппарата предполагает, прежде всего получение точной, оперативной и полной информации о процессах и 149 состоянии данной социально-профессиональной группы. Без этого сегодня невозможен ни анализ, ни контроль, ни эффективное регулирование структуры и качества госслужащих. Знание процессов, происходящих в данной сфере, необходимо не только для общественного контроля. Ученые и специалисты, исследующие этот новый для современной России институт, руководители государственных органов, работники кадровых служб - все они нуждаются в добротной и разносторонней информации.

Важнейшую роль в удовлетворении информационного голода могут сыграть социологические исследования по проблемам государственного и местного управления. Социологическое обеспечение деятельности органов управления предполагает получение ими информационно-аналитических ресурсов, позволяющих оценить позиции, взгляды, отношение к проблемам государственного и местного управления со стороны всех заинтересованных в этом групп: различных категорий населения и государственных, муниципальных служащих. Социологическое обеспечение крайне важно не только для оценки проблем предполагаемых или реализуемых решений, хода, темпов и направлений реформы власти, но и в рамках отслеживания и учета обратной связи со стороны населения.

В принципе подобное обеспечение предполагает использование широкой гаммы социологических методов: сравнительный социологический анализ деятельности органов власти, социометрическое изучение персонала, наблюдение, эксперимент, анализ документов и т. д. Однако чаще всего используется только один метод - социологический опрос, который при сравнительно небольших затратах дает достаточно надежную информацию практически по всей гамме проблем. С точки зрения объекта опроса можно выделить три основные группы: 1) государственные служащие органов местного государственного управления (районное и городское звено); 2) муниципальные служащие (сельское и поселковое звено); 3) население соответствующих муниципальных образований.

Оптимальным вариантом, с нашей точки зрения, здесь мог бы стать социологический мониторинг. В последние годы в России были сделаны попытки организации подобных исследований, особенно в Российской академии государственной службы и некоторых ее филиалах. В Республике Башкортостан на базе Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ в 1998 году также был проведен первый этап социологического мониторинга государственных служащих. 1

Использование результатов социологических исследований для анализа управленческой деятельности получило за последние годы широкое распространение. Это связано с общей тенденцией усиления и совершенствования системы ее информационного обеспечения, что помогает полнее владеть обстановкой, принимать всесторонне взвешенные, оптимальные решения, отражающие действительное положение дел, позволяющие предвидеть их последствия.

Всесторонняя и квалифицированная интерпретация результатов социологического исследования открывает дорогу для их широкого применения в практике государственного управления. И происходит это благодаря тому, что уже в процессе объяснения социологических данных начинает складываться единая количественно-качественная оценка «проблемных узлов» изучаемого явления, постепенно вырисовываются те конкретные пути и средства, с помощью которых они могут быть «развязаны». Более детальное обоснование эти пути и средства получают по мере формулировки выводов исследования и разработки в соответствии с ними практических рекомендаций.

При этом, конечно, нельзя не видеть определенной самостоятельности практического использования социологических данных. В чем это проявляется?

Во-первых, в том, что конкретные рекомендации, в которых заложены результаты и выводы проведенного исследования, всей своей направленностью обращены к практике. Они «тысячами нитей» связаны со всей совокупностью 151 объективных и субъективных факторов, оказывающих в данный момент воздействие на состояние работы.

Во-вторых, практическое использование социологической информации должно предусматривать учет уже имеющейся информации, обращение к сведениям, полученным по другим каналам.

И, в-третьих, к процессу использования результатов исследования в той или иной степени оказывается привлеченным более широкий (и по количеству, и по выполняемым функциям) круг людей, чем к его проведению.

Что же касается использования результатов социологических исследований для оценки эффективности управленческой деятельности, то это дело более сложное. Эта сложность обусловлена содержанием самого понятия «эффективность», которое в наиболее общем виде определяется как отношение полученных результатов к ранее выдвигавшимся целям, то есть фиксирует степень соответствия достигнутого тому, что предполагалось достичь.

Отсюда понятно, что определить эффективность предпринятых управленческих действий в опоре на социологическую информацию можно лишь в том случае, если последняя всесторонне и объективно отражает результат проведенной работы и правильно соотнесена с ее целью, а также с тем, что было достигнуто ранее. Другими словами, речь вдет о необходимости осуществления в той или иной форме сравнительного анализа, в ходе которого сопоставляется последняя социологическая информация с информацией предыдущей. Это позволяет соотнести количественно-качественную оценку нынешнего и прежнего состояния дел на определенном участке работы и сделать соответствующие выводы о степени ее эффективности.

Список литературы

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.- М.,1994.- 336 с.

. Аксенов В.Ф. Бочерашвили В.Т. Организация внутришкольного диагностического мониторинга в условиях дифференцированного обучения. (Методическое пособие для руководителей общеобразовательных учебных заведений). Псков, 1999. - 88 с.

. Аношкин А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. Омск, 1997 - 140с.

. Аттестация школы: документы, технологии, тесты. /Под ред. В.И. Лизинско-го. М., 1997. - 92 с.

. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., Политиздат, 1981. -432 с.

. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975,- 392 с.

. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды /Сост. М.Ю. Бабанский. -М., Педагогика, 1989. 560 с.

. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., Педагогика, 1982. - 192 с.

. Батышев С.Л. Как проводить исследования на новых началах. // Педагогика №8 1999.

. Ю.Берг А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. - Л., Энергия, 1964.-64 с

. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием // Мир образования, 1996, №2, с.31-32.

. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989. - 192 с.

. Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М. 1990.

. Аитов Н.А., Филиппов Ф. Р. Управление развитием социальной структуры советского общества. М.: Наука. 1988.

. Андреенков В.Г., Чередниченко В.А. К вопросу о создании банка социологической информации // Социологические исследования. 1982. №1.

. Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы // Социс. -1999. № 2. -С.34-39.

. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социологических нововведений. М., 1993.

. Васильев В.П. Социологические проблемы управления и социальной защиты: «круглый стол» // Социс. -1994. № 11. -С. 187-190.

. Войтенко А.И. Информационные технологии в управлении // Управление персоналом. 1996. №7(1).

. Мовсенян А. Государственное управление посредством информационных систем // Экономист. 1998. № 8.

. Никитин В.А. и др. Информационное обеспечение государственного управления. М.: Славянский диалог. 2000.166

. Петров В.К. К вопросу об информационно- аналитическом обеспечении государственной службы // Экономика и управление. -Уфа. 1999. -№ 6.

. Райков А. Устойчивость государственного управления и открытость информационной сферы // Открытые системы. 1996. № 6.

. Чикин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. М., Юристъ, 2001.

Похожие работы на - Информационное обеспечение государственного управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!