Государственно-правовые отношения и их основные виды

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,73 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственно-правовые отношения и их основные виды

Введение

Государственно-правовые отношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами государственного права. Именно в результате воздействия государственно-правовых норм на общественные отношения возникают государственно-правовые отношения. Государственно-правовые отношения по своей сущности ничем не отличаются от правоотношений, урегулированных нормами других отраслей права. Однако по своему конкретному содержанию они имеют определенную специфику, свои определенные особенности. Во-первых, отличительной особенностью государственно-правовых отношений является то, что они возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет государственного права как отрасли права; Во-вторых, особенность государственно-правовых отношений и в том, что многие из них имеют общий характер и выражаются в виде правового состояния. В-третьих, специфика государственно-правовых отношений и в том, что значительное их большинство носит характер властеотношений, поскольку хотя бы один из субъектов в конкретном правоотношении обязательно должен быть представителем государства, а главное, потому, что только в этих правоотношениях участвуют органы законодательной (представительной) власти, как в центре, так и на местах во всем объеме их прав и обязанностей. В-четвертых, особенность государственно-правовых отношений и в том, что им присущ особый состав участников (субъектов), большинство из которых могут быть участниками только государственно-правовых отношений.

Актуальность темы курсовой работы связана со спецификой государственно-правовых отношений, по сравнению с другими видами правоотношений. Она состоит в следующем: Государственно-правовые отношения отличаются своим содержанием; Они возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет государственного права. Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений. Государственно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений. Их значимость обусловлена тем, что эти отношения возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней (федерального, регионального, муниципального) т.е. в сфере отношений, составляющих предмет государственного права. Данную проблему изучали следующие авторы : Халфина Р.О. « Общее учение о правоотношении », Гревцов Ю.И. « Проблемы теории правового отношения », Алексеев С.С. « Теория государства и права », Марченко М.Н. «Теория государства и права», Архипова С.И. « Теория государства и права».

Объект курсовой работы - Государственное право Российской Федерации.

В качестве предмета исследования выступили государственно-правовые отношения.

Цель работы - Рассмотрение понятия государственно-правовых отношений и их основных видов.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

дать определение правовых отношений;

определить понятие государственно-правовых отношений;

изучить виды государственно-правовых отношений;

В процессе написания курсовой работы были использованы следующие методы:

метод анализа литературы,

теоретический анализ и синтез

Структура курсовой работы: Введение, 2 главы, Заключение, Список использованной литературы.

Глава 1. Понятие правоотношений и государственно-правовых отношений

.1Понятие правоотношений

Правоотношение - следствие действия права как социального и государственного института, правоотношения - это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Правоотношение всегда характеризуется следующими признаками:

Наличием как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);

Правовой связью между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон); Особая юридическая связь между лицами, разумеется, всегда на базе материальных отношений, интересов существует именно потому, что данные лица являются носителями прав и обязанностей. Юридические нормы предоставляют одному лицу право, на другое же лицо возлагают обязанность. А право и обязанность (и в этом суть правоотношения!) едины. Едины по своему объекту, по своему фактическому содержанию, воплощенному для одного лица в том, что оно может, а для другого-в том, что оно должно. И в силу единства прав и обязанностей, которыми наделены разные лица, они связаны между собой.

Урегулированностью правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;

Обеспеченностью возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности). Как только те или иные лица становятся носителями субъективных юридических прав и обязанностей, так сразу же они попадают в специфическое положение (состояние) по отношению к государству. Государство поддерживает, гарантирует действия носителя субъективного права (управомоченного), обеспечивает исполнение обязанностей. Таким образом, правоотношение, будучи связью между теми или иными лицами, представляет собой также связь, правда, в иной плоскости и с иными характеристиками, данных лиц с государством.

Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трёх необходимых элементов:

субъекты правоотношения;

объект правоотношения;

содержание правоотношения.

Реализация нормы права в конкретном правоотношении заключается в том, что участники этого правоотношения наделяются субъективными правами и обязанностями, которые гарантируются государством. В государственном родовом обществе правоотношений не было, так как там не было права. Это значит, что правоотношения не мыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования. Если норма права - статистическое состояние правового урегулирования, то правоотношения - динамическое. Категория правоотношения является одной из центральных в общей теории права и позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей. Под возникновением правоотношений понимают условия, порождающие правовые отношения. Выделяются два вида предпосылок возникновения правоотношений: 1. Материальные (общие) 2. Юридические (специальные) К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В широком смысле под материальными предпосылками понимается система социально- экономических, культурных и иных обстоятельств, обуславливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. К материальным предпосылкам можно отнести также наличие объекта правоотношения (то, по поводу чего лица вступают в данные юридические связи), не менее двух субъектов и соответствующие поведение участников правоотношений. Потребности могут быть материальными, духовными или физиологическими. Стремление к удовлетворению названных потребностей и вызывает к жизни соответствующие правоотношения, в этом их первопричина. В более широком плане под материальными предпосылками понимается совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, обслуживающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. Однако одних общих предпосылок не достаточно, чтобы в конкретных случаях практически возникли и действовали реальные правовые отношения, для этого нужны еще формально-юридические. К юридическим предпосылкам относятся: - норма права; - правосубъектность; - юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство). Без названных предпосылок правоотношение не возможно. Правоотношение - это общественное отношение, представляющее собой двухстороннюю конкретную связь между социальными субъектами, которая возникает на основе норм права. В правоотношениях возникает связь между лицами посредствам субъективных прав и юридических обязанностей, причем эта связь носит волевой характер. Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например, оказавшись наследником по закону после смерти родственника, проживающего в другом городе. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Охрана законности и правопорядка означает их охрану правоотношений, ибо последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности. Также правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью и взаимностью, персонификацией прав и обязанностей. Это всегда конкретное отношение кого-то с кем-то. Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы по именно, их действия скоординированы. Это не наблюдается в других общественных отношениях, например, моральных, политических, эстетических, которые не столь формализированы и управляемы. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правоотношения-это общественные отношения, урегулированные нормами права. Они возникают между объектами и субъектами, наделёнными правами и обязанностями. Правоотношения имеют свои признаки и принципы, а также ряд оснований для их возникновения.

.2Понятие государственно-правовых отношений

Государственно-правовые отношения (ГПО) - это урегулированные нормами государственные (конституционные) общественные отношения, которые складываются в сфере реализации народного суверенитета или народовластия. Состав государственно-правовых отношений: 1) субъекты; 2) объекты. Содержанием данных правовых отношений являются взаимные права и обязанности их участников. Субъект государственно-правовых отношений - это субъект права, который обладает в данном правоотношении конкретными правами и обязанностями: 1) избирательный корпус -часть населения страны, обладающая активным избирательным правом. 2) группа граждан РФ. 3) политические партии и иные объединения. 4) органы государственной власти РФ и её субъектов. 5) сами субъекты РФ и РФ в целом. 6) иностранные граждане и лица без гражданства. 7) субъекты избирательной системы: избирательные комиссии всех видов и др. Объект государственно-правовых отношений - это то, по поводу чего возникает данное правовое отношение государственно-правовые отношения - это определенное юридическое понятие, которое, как всякое понятие, является лишь субъективным образом объективного мира, лишь отражением определенной объективной действительности в сознании человека. Это понятие отражает взаимоотношения между субъектами правомочий и обязанностей, установленных нормами государственного права. Государственно-правовые отношения - это реальные, фактические отношения, содержание которых определено нормами государственного права. Они могут возникнуть:

в результате воздействия нормы государственного права на отношения, сложившиеся еще до издания этой правовой нормы;

в процессе реализации правомочий и юридических обязанностей, установленных правовой нормой, предусматривающей новые от ношения, которых нет в жизни, но для которых созданы необходимые объективные условия;

Служебная роль государственно-правовых отношений в общественной жизни состоит в том, что они являются средством воплощения некоторых норм права во взаимоотношениях людей, при помощи которого эти нормы вносят твердый распорядок в общественные отношения. Кроме того, будучи вызваны к жизни определенными потребностями, осознанными законодателем, государственно-правовые отношения часто являются средством защиты предписаний правовой нормы от возможного нарушения. В отличие от иных общественных отношений, в частности нравственных, права и обязанности в государственно-правовых отношениях обеспечиваются государством, которое в необходимых случаях может использовать для их охраны не только меры убеждения, но также и принуждения. Это волевые отношения в том смысле, что в норме государственного права предусматривается их содержание и пределы. Своеобразие предмета государственного права различные виды государственно-правовых отношений:

) конкретные правоотношения. Они возникают в результате реализации норм - правил поведения, в них четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности;

) правоотношения общего характера. Они порождаются нормами - принципами, нормами - целями, нормами - декларациями. Конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности;

) правовые состояния. Они четко определяют субъектов правоотношений, но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов не определено, оно вытекает из установлений большого массива действующих конституционно-правовых норм;

) постоянные или временные правоотношения - срок действия не определен, но они могут прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные отношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм - правил поведения, с выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются;

) материальные и процессуальные правоотношения. В материальных правоотношениях реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношений - это правоустановительные отношения. В процессуальных правоотношениях реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах - это правоохранительные отношения. Особенности государственно-правовых отношений :

. Они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет Государственного права.

. Им свойствен особый субъективный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

. Обладают высоким политическим потенциалом.

. Реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока. Таким образом, государственно-правовые отношения - это общественное отношение, урегулированное нормой Государственного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

В результате реализации норм (правил поведения) возникают конкретные государственно-правовые отношения с четко определенными субъектами, их взаимными правами и обязанностями. Реализация таких видов норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т. п., порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности. Особым видом государственно-правовых отношений являются правовые состояния. Их характерной чертой представляется четкая определенность субъектов правоотношения. Но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно выводится из общего массива действующих государственно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе РФ). Среди видов государственно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения по гражданству). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов). Особые виды государственно-правовых отношений - материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные - порядок реализации правовых действий, т. е. процедура. По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых - реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых - права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в государственно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Возникновению конкретного государственно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Юридический факт - это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рассматриваемые конституционно-правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль государственного права в правовой системе государства.

Глава 2. Основные виды государственно-правовых отношений

.1 Общие и конкретные правоотношения

правоотношение социальный государственный институт

Общие правоотношения - разновидность правоотношений, стороны которых не персонифицированы. Характерной чертой государственно-правовых отношений общего характера является присущий им самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов. Своеобразие этих государственно-правовых отношений состоит в том, что они выражают сущность демократического строя Российской Федерации, его конституционные основы; определяют основные черты механизма власти народа, осуществляемой непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, а также связи, возникающие с установлением национальной государственной и территориальной организации Российской Федерации и ее субъектов; определяют систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма. Государственным и уставным регулированием охватываются важнейшие взаимосвязи общества, государства и личности на базе сочетания их коренных интересов. В форме общих правоотношений выступает значительная часть государственно-правовых отношений. Такие отношения в отличие от конкретных правоотношений (складывающихся в сфере действия иных отраслей права) носят статутный характер; выражают общее правовое состояние субъектов, их взаимоотношения, ответственность друг перед другом и государством; они характеризуют наиболее важные, существенные, стабильные отношения, образующие устои общества-отношения собственности, власти, государственного устройства, организации власти, статус личности и др.; возникают непосредственно на основе конституции; действуют в течение длительного времени и др. Общие правоотношения возникают и складываются на нормативном уровне правового регулирования с момента вступления соответствующих норм права (нормативно-правовых актов) в силу. Единственным основанием возникновения, изменения или прекращения таких правоотношений являются нормы права. При этом общие правоотношения возникают и складываются не только на основе норм конституционного права, а практически на основе норм всех отраслей права. С момента вступления в силу норм права в обществе складывается определенная система правоотношений, поскольку государство с помощью норм позитивного права упорядочивает те или иные общественные отношения и признает их в качестве правовых. С этого момента в обществе складывается и соответствующий правопорядок , как система упорядоченных нормами позитивного права общественных отношений. Особенности общих правоотношений по сравнению с индивидуальными, конкретными видятся в следующем. Во-первых, они складываются только на основе норм права и для их возникновения никаких юридических фактов не требуется. Во-вторых, продолжительность существования общих правоотношений равна продолжительности действия вызвавших эти правоотношения норм права. В-третьих, субъектами данных правоотношений являются лица, которые признаны государством в качестве возможных участников соответствующих конкретных правоотношений, т.е. в принципе, это потенциальные участники конкретных правоотношений. Наконец, в-четвертых, субъективные права и обязанности, составляющие содержание общих правоотношений, не являются принадлежностью конкретного лица, а носят общий характер. Обладателями этих прав и обязанностей могут быть любые лица, являющиеся субъектами права (если закон не устанавливает при этом каких-либо ограничений). На первый взгляд может показаться, что общие правоотношения в изложенной трактовке не представляют собой реально существующих правоотношений, что это некие образы, модели правоотношений, сконструированные нормами права. В какой-то мере это так. Конструкции общих правоотношений действительно создаются нормами права. Именно исходя из содержания правовых норм, мы можем судить о том, какие общественные отношения и в каком объеме признаны государством правовыми отношениями. Но начав действовать, нормы права вносят в регулируемые ими общественные отношения определенный конститутивный момент. Они как бы объявляют, что такие-то общественные отношения стали правовыми и в обществе сложился такой-то правопорядок. Само собой разумеется, что одного только нормативного регулирования общественных отношений еще не достаточно для создания того правопорядка, которого желает государство.

Требуется индивидуальное правовое регулирование, связанное с переводом нормативных установлений в плоскость конкретных отношений. Этот перевод обычно осуществляется через соответствующие юридические факты, которые являются основаниями возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений, но в некоторых случаях возникновение отдельных конкретных правоотношений (некоторых конституционных правоотношений) сопряжено с началом действия норм права. В этих случаях как общие, так и соответствующие конкретные правоотношения возникают одновременно и существуют в течение всего времени действия породивших их норм права. Но отождествлять такие конкретные правоотношения с общими не следует, поскольку в конкретных правоотношениях хотя бы одна из сторон индивидуализирована, а в общих правоотношениях такой, индивидуализации нет. Общие правоотношения очень часто именуют общерегулятивными или общестатутными. Думается, что в свете изложенного понимания общих правоотношений, их отождествление с общерегулятивными и общестатутными не совсем уместно. Скорее всего общерегулятивные и общестатутные правоотношения - это разновидности общих правоотношений. Кроме того, учитывая, что конкретные правоотношения подразделяют на регулятивные и охранительные в составе общих правоотношений можно выделить также и общеохранительные правоотношения, поскольку между общими и конкретными правоотношениями существует известная корреляция. Помимо общих государственно-правовых отношений существуют и конкретные государственно-правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации норм конституций и уставов. Их особенность состоит в том, что они тесно переплетены с другими правоотношениями, возникающими в процессе реализации норм других отраслей права.

Так, в соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, предоставляющей каждому право на отдых, между государством и гражданами складываются государственно-правовые отношения, когда государство принимает на себя обязательство обеспечить каждому гражданину, работающему по трудовому договору, установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Однако для реализации этой нормы необходимо развитие государственно-правовых отношений на отраслевом уровне. Отличительной особенностью данных отношений является их особое содержание, обусловленное спецификой предмета конституционного права. Речь идет о том, что они складываются в областях, составляющих, как уже отмечалось, основные элементы государства-население, территорию и власть Таким образом, если общие правоотношения образуют основу правопорядка, характеризуют его главные чер ты, то конкретные правоотношения - это содержание правопорядка, главное, что выражает его живую ткань. Общие (общерегулятивные) правоотношения представляют собой крайне своеобразные правовые явления. Они, как отмечалось, не имеют поименной индивидуализации по субъектам. Для их возникновения не требуется юридических фактов, кроме существования субъекта, обладающего гражданством, ряда других обстоятельств, относящихся к субъекту. По сроку действия они соответствуют времени существования юридической нормы. Однако общие правоотношения являются именно правовыми отношениями. В тех случаях, когда лицо выступает в качестве носителя общего субъективного права (права на труд, на судебную защиту и пр.), это означает, что оно находится в специфическом положении ко всем другим лицам. Общее субъективное право потому и является субъективным, что имеет личный характер, т.е. принадлежит не только всем субъектам, но и каждому субъекту в отдельности. Точно так же наличие общих обязанностей означает, что каждое лицо находится в специфическом положении ко всем другим лицам. Это специфическое положение выражается, в частности, в том, что общему праву всегда корреспондируют определенные юридические обязанности, а общим обязанностям - субъективные юридические права. Если не видеть этого, то тогда совершенно непонятно, в чем состоит юридический характер субъективных прав и обязанностей. Нетрудно заметить, что в таком случае общие субъективные права и обязанности будут выглядеть в качестве одной лишь декларации.

Между тем достаточно учесть своеобразие общих правоотношений, как станут ясными их общественная природа и юридическое существо. Здесь каждый находится в отношении с каждым. Данному гражданину, например, вовсе необязательно знать, какие конкретные субъекты наделены общими конституционными правами. Он обязан не нарушать эти права, кто бы ни был их носителем. Иными словами, данный гражданин состоит в отношении со всеми субъектами, взятыми вместе. Общие отношения, следовательно,- это не конкретные связи между неопределенными лицами, а специфическое состояние, в котором находится данный субъект и которое определяет его положение по отношению ко всем другим лицам. Таким образом, общее правоотношение, как и всякое иное, выражает реальную общественную связь..

2.2 Процессуальные м материальные правоотношения

В материальных правоотношениях реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношений - это правоустановительные отношения. В процессуальных правоотношениях реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах - это правоохранительные отношения. Процессуальные государственно-правовые отношения возникают при реализации процессуальных норм. Особенности процессуальных правоотношений проявляются в составе субъектов этих отношений, в характере субъективных прав и юридических обязанностей сторон, а также объектов этих отношений. В юридическом процессе участвует много различных субъектов. Круг их интересов и процессуальное положение, в том числе роль в процессе, содержание и объем прав и обязанностей, отнюдь не одинаковы. С этих позиций всех участников процесса можно разделить на следующие группы: 1. Организаторы процесса. Они занимают лидирующее положение, направляют процесс. Характерно, что эти субъекты не имеют в процессе каких-либо собственных интересов, помимо достижения истины и обеспечения законности. Действуя по полномочию государства, они осуществляют правоприменительную деятельность, принимают властные решения, связанные с началом и развитием процесса, оценивают доказательства, принимают на этой основе завершающие процесс акты. Все решения этих органов, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми.

.Субъекты, имеющие собственные интересы в процессе. К ним относятся, например, подозреваемый, обвиняемый и потерпевший - в уголовном процессе, истец и ответчик - в гражданском, заявитель и орган, издавший оспариваемый правовой акт, - в конституционном и проч. К этой группе относятся и представители указанных субъектов. 3. Лица, не имеющие собственных интересов в процессе и в то же время неправомочные принимать процессуальные решения. Это, с одной стороны, те, чьи показания служат источниками доказательств (свидетели, эксперты), а с другой - те, кто оказывает помощь другим участникам процесса (например, переводчик, специалист и др.).Характерно и то, что по мере развития процесса, его движения происходит движение и развитие правоотношения: меняется состав их участников, изменяются их взаимные права и обязанности, прекращение одних отношений, как правило, приводит к возникновению новых. Процессуальные правоотношения появляются в связи с материально-правовыми отношениями в тех случаях, когда те либо не могут получить надлежащего разрешения, поскольку возник спор между их сторонами, либо совершено кем-то правонарушение. Это и приводит к необходимости государственного вмешательства, в связи с чем и возникают процессуальные отношения. Юридическое содержание процессуальных правоотношений, как и всех иных, включает субъективные права и юридические обязанности сторон этих отношений. Как и в других случаях, праву одного из субъектов соответствует равная по объему обязанность другой стороны. Так, лицо, привлеченное к уголовной ответственности, приобретает право на использование услуг защитника (адвоката), а у следователя или органа дознания одновременно возникают обязанности разъяснить обвиняемому это его право (как и все другие права), принять меры по реализации обвиняемым этого права. Важной особенностью отношений, участниками которых являются юрисдикционные органы и их должностные лица, является их сложный характер. Любое их процессуальное право (как и любая обязанность) входит в круг должностных полномочий. Поэтому возникает две категории правоотношений: между государственным органом (должностным лицом) и другими участниками процесса и между этим органом (лицом) и государством. Как и все правоотношения, процессуальные отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии соответствующих юридических фактов, т.е. жизненных обстоятельств, которые предусмотрены гипотезой процессуальной нормы. Важную роль в этом плане играют те юридические факты, которые порождают материально-правовые отношения, в связи с которыми возникают и соответствующие им процессуальные. Нередко для возникновения процессуальных отношений требуется по закону не один юридический факт, а их совокупность - юридический состав. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в материальных правоотношениях реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношений - это правоустановительные отношения, а в процессуальных правоотношениях реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах - это правоохранительные отношения.

2.3 Правовые состояния

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность - четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих государственно-правовых норм. Государственно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России. Правовое состояние отражает специфическую форму реализации бытия государственно-правовых явлений. В правовом состоянии фиксируется момент устойчивости в изменении, развитии и движении государственно-правовых явлений в некоторый данный момент времени при определенных условиях. Существует три категории носителей правового состояния:

субъекты (состояние невменяемости, состояние в гражданстве);

объекты или предметы (мореходное состояние судна, состояние окружающей среды);

общественные отношения или процессы (состояние безопасности, состояние правопорядка).

Проблема функций правового состояния долгие годы не входила в исследовательское поле ученых-правоведов. До сих пор ей не было посвящено не только научных монографий, но и отдельных статей. Отсутствуют попытки проанализировать сущность и виды функций правового состояния. Причин, по которым данная проблема не привлекала к себе должного внимания, несколько. Это, прежде всего, отсутствие общего мнения о таком кардинальном вопросе, как понятие "правовое состояние" и сложности исходного понятия функционального анализа - "функции", которое только в общеупотребительном смысле имеет до десяти значений. Трудности с выявлением функций правового состояния обуславливаются также сложностью внутренней структуры последнего, разными качествами и разными свойствами ее элементов. Достаточно трудно обнаружить функции, общие для таких разных правовых состояний, как "правосознание", "невменяемость", "правовая культура". Вместе с тем, представляется, что исследование правового состояния вряд ли можно считать законченным без детальной разработки указанной проблемы. Функции правового состояния - это обусловленные его сущностными свойствами социальное назначение и основные направления воздействия данного явления на окружающую социальную среду, общественные отношения, поведение людей. Функции - это относительно обособленные направления более или менее однородного воздействия правовых состояний на те или иные сферы общественной жизни. Каждая из функций призвана отражать тот или иной аспект правового состояния. Взятые в совокупности, функции позволяют раскрыть его место и роль в правовой системе общества, социальном и юридическом регулировании общественных отношений. Функции правовых состояний представляют собой определенную систему, а не просто конгломерат невзаимосвязанных, невзаимообусловленных направлений воздействия на окружающую социальную среду. Эта системность обуславливается рядом факторов, и прежде всего, системностью общества. Критериями для выделения видов функций правового состояния могут выступать различные основания. Основными методологическими функциями категории «правовое состояние» являются: - гносеологическая (познавательная) функция. Категория «правовое состояние» является важнейшей формой познания правовой действительности, отражающей ее стороны и связи, закономерности развития;

собственно методологическая функция. Категория «правовое состояние» имеет достаточно высокий уровень абстракции, который позволяет ей выступать в качестве связующего звена между философией и отраслевыми юридическими науками;

функция формализации. С помощью указанной формы мышления достигается четкое определение границ правового регулирования, ясность и лаконичность правовой формы;

систематизирующая функция. Знание понятия общего правового состояния дает знание о частных, специфических состояниях;

интерпретационная функция. Категория «правовое состояние» способствует выявлению причин и условий протекания тех или иных государственно-правовых процессов или явлений, объясняет их;

информативная функция. В каждом знании о правовых состояниях содержится дополнительная информация о них;

эвристическая функция. Признание многообразия как самих правовых состояний, так и свойств и качеств каждого конкретного правового состояния позволяет предсказывать наличие еще не открытых, принципиально новых аспектов правовых состояний, осознавать необходимость их поиска.

Выделяются следующие признаки правового состояния:

правовое состояние является разновидностью социального состояния;

носителями правовых состояний могут выступать субъекты, объекты и общественные отношения;

правовое состояние представляет собой способ проявления, реализации юридического бытия объекта в определенный момент времени, в определенном пространстве;

правовое состояние закреплено в законодательстве;

правовое состояние обусловлено экономическими, политическими, культурными и иными устоями жизнедеятельности общества.

Заключение

Подводя итог исследования государственно-правовых отношений, можно утверждать, что они являются основным предметом Государственного права. Итак, государственно-правовые отношения (ГПО) - это урегулированные нормами государственные (конституционные) общественные отношения, которые складываются в сфере реализации народного суверенитета или народовластия. Они являются разновидностью правовых отношений между гражданином и государством, между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, другими субъектами, связанные с удовлетворением их интересов конституционно-правовыми средствами. Государственно-правовые отношения - это реальные, фактические отношения, содержание которых определено нормами государственного права. Они могут возникнуть:

в результате воздействия нормы государственного права на отношения, сложившиеся еще до издания этой правовой нормы;

в процессе реализации правомочий и юридических обязанностей, установленных правовой нормой, предусматривающей новые от ношения, которых нет в жизни, но для которых созданы необходимые объективные условия.

Возникновению конкретного государственно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей. Таким образом, государственно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой государственного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Своеобразие государственных правоотношений прежде всего в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.

Подводя итог, можно сделать вывод, что рассматриваемые государственно-правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль государственного права в правовой системе государства.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ.- 2009.- № 4.- Ст. 445.

Алексеев С. С. Теория государства и права. М., Норма. 2009.

3Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., Омега. 2009.

Комаров С. А. Общая теория государства и права. СПб.: Изд-во Юрид. ин-та. 2008.

Липень С.В. Теория государства и права. М.: Юрайт., 2010.

Малько А.В., Теория государства и права. М.: Юристъ. 2009.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М: Проспект. 2010.

Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Эксмо. 2009.

Нерсесянц В.С. Теория права и государства. М.: Норма. 2005.

Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учеб.М.: Юристъ. 2010.

Власенко Н.А. Теория государства и права. Учебное пособие.-М.: Проспект 2012

Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права. СПб.: Издательство СПбГУ. 2005.

Радько Т.Н. Теория государства и права. М., Проспект. 2010.

Матузов Н.И. Теория государства и права. М.: Дело АНХ, 2009.

15Халфина Р.О. « Общее учение о правоотношении », -М.:Юр.лит. -2000

Пиголкин А.С Теория государства и права. М.: Юрайт. 2009 .

17Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Омега-Л, 2010.

Авакьян С.А. Государственное право России. Учеб. пособие для студентов вузов.- М.: ГОРОДЕЦ, 2007.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 5-е изд., изм. и доп.- Москва: Норма, 2006.

Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций.- ОАО «Издательский Дом "Городец"», 2006.

21Кутафин О.Е. Предмет конституционного права . - М., 2007.

22Беспалый И.Т Государственное право Российской Федерации. Самара: СамГУ, 2008. Учебное пособие.

Кашанина А.В. Основы российского права. Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА -2009.

Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. 2010

В.В.Груздьев. Основные подходы к исследованию категории «правовое состояние».//Академический юридический журнал.- Иркутск.2012-№48.

Исаев М.А. История Российского государства и права. Учебник. М.: Статут,2012.

Похожие работы на - Государственно-правовые отношения и их основные виды

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!