Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
Волгоградская академия государственной службы
Реферат
Предмет, источники и система
конституционного права зарубежных стран
Подготовила студентка
группы
ЮВ-303
Волгоград
1997 год
Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных
стран является государственное право конкретных стран или, иными словами,
национальные государственно-правовые системы. Государственное право в каждой
стране является основной отраслью национальной системы права и представляет
собой совокупность юридических норм, выражающих либо волю правящих политических
элит, либо определенных социальных групп общества.
Конституционное право закрепляет:
- основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента,
равенстве всех перед законом, господстве права и т.д.;
- механизмы политической власти;
- организацию и формы осуществления политической власти на основе
принципа разделения властей;
- государственно-территориальную организацию власти, максимально
соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны.
Конституционное (государственное)
право - основная отрасль права страны,
представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую
основу общества, форму правления и форму государственного устройства,
определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных
органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и
подданных, избирательное право и избирательную систему.
Конституционное право содержит в себе нормы, устанавливающие основные
принципы отдельных отраслей данной национальной системы права, и, таким
образом, определяет основы других отраслей системы права - административного,
финансового, уголовного, гражданского и т.д.
Конституционное право подразделяется на отдельные институты, что
определяет систему государственного права зарубежных стран. Институт
государственного права - совокупность однородных норм, регулирующих
определенный вид общественных отношений (например, институт парламента, институт
делегированного законодательства).
Предметом правового регулирования государственного права зарубежных
стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в
процессе осуществления государственной власти. Будучи урегулированы нормами государственного
права, эти общественные отношения становятся
конституционно-(государственно-)правовыми. Однако государственная власть
осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических,
правовых и иных учреждений, и правоотношения, возникающие при этом, далеко не
всегда являются государственно-правовыми. К числу же форм осуществления
государственной власти, в ходе применения которых возникают именно
государственно-правовые отношения, относятся:
- нормоустанавливающая деятельность правительства;
- выборы, референдумы;
- порядок осуществления прав и свобод;
- надзор и контроль за местными органами управления и т.д.
Конституционно- (государственно-)
правовые отношения - такая группа общественных
отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти,
которые регулируются нормами государственного права.
Субъекты государственно-правовых отношений:
- центральные органы государственной власти и управления;
- органы конституционного надзора;
- члены федерации;
- местные органы государственной власти и муниципалитеты;
- депутаты центральных и местных представительных учреждений;
- граждане и подданные.
В некоторых странах субъектами могут быть центральные и местные
партийные органы.
Государственно-правовые отношения складываются между различными
субъектами. Прежде всего - это отношения, возникающие между центральными
органами государственной власти в процессе их деятельности. Обширная группа
конституционно-правовых отношений возникает в федеративных государствах между
союзом в лице его органов государственной власти и отдельными субъектами
федерации. Во время всеобщих выборов возникают государственно-правовые
отношения между гражданами и подданными и центральными органами государственной
власти. В обществе, таким образом, существует множество видов
конституционно-правовых отношений, складывающихся между различными субъектами.
Все эти правоотношения имеют много общих черт, так как они возникают на основе
норм, входящих в одну отрасль права.
Источники конституционного права чрезвычайно разнообразны по форме и по
значению в правовом регулировании осуществления государственной власти.
Основным источником конституционного права являются конституции, но они
часто содержат лишь общие положения и обходят ряд важнейших вопросов
государственной жизни (конституция США 1787 года). Наряду с этим конституции
многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей.
Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений,
складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются
целым рядом других нормативных актов. К источникам конституционного права
относятся также:
- конституционные законы, которые не являются составными частями
конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы (законы об
избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и
парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного
положения, о политических партиях и др.);
- органические законы, которые в отличие от конституционных принимаются
на основе бланкетных норм, содержащихся в конституциях (конституция Франции
1958 года);
- обычные парламентские законы, которые иногда вступают в противоречие
с конституцией (закон о контроле над коммунистической деятельностью в США);
- в некоторых (особенно англосаксонских) странах - обычаи, называемые
конституционными правилами или конвенционными нормами, которые не закреплены в
нормативных актах и не обеспечиваются судебной защитой, но тем не менее
регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически
определяют их роль и значение в механизме государства;
- судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые
за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем (в
Великобритании и ряде других англосаксонских стран);
- акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов,
осуществляемого либо главой государства, либо судами.