Наименование
П/С или АРМ
|
Назначение
|
Отделы
|
Примечания
|
1
Автоматизированная п/с «Бухгалтерия»: 1.1 АРМ «Экономиста»
|
Оформление
счетов, отслеживание расходования средств, составление отчета о движении
финансовых средств, расчет фонда заработной платы.
|
Бухгалтерия
|
Существует
|
2
Автоматизированная п/с «Управление»: 2.1 АРМ Главного врача 2.2 АРМ Зам. по
методической работе. 2.3 АРМ Зам. по медицинской части.
|
Разработка
стратегии развития, управление учреждением путем принятия управленческих
решений
|
Управляю - щий,
зам. управляющего
|
Существует
|
Наименование
П/С или АРМ
|
Назначение
|
Отделы
|
Примечания
|
2.4 АРМ Зам. по
АХО 2.5 АРМ Зам. по ГО и МР 2.6 АРМ Зам. по экономической работе.
|
Разработка
стратегии развития, управление учреждением путем принятия управленческих
решений
|
Управляю - щий,
зам. управляющего
|
Существует
|
3
Автоматизированная п/с «Обеспечение»: 3.1 АРМ инспектора по кадрам
|
Планирование
численности врачей, комплектование штатов, переподготовка кадров, планирование
отпусков
|
Инспектор по
кадрам
|
Существует
|
3.2 АРМ
Инженера по охране труда
|
Осуществление
контроля за соблюдением в учреждении и в его подразделениях законодательных и
иных нормативных правовых актов по охране труда, за предоставлением
работникам установленных льгот и компенсаций по условиям труда.
|
|
Разрабаты - вается
|
2.3
Информационное обеспечение АСОИУ
Любая система управления, в том числе автоматизированная, не
может работать без информации о состоянии управляемого объекта и внешней среды,
без передачи информации о принятых управляющих воздействиях. Определение
оптимальных объемов информации, поступающей в различные органы управления и
распределения потоков информации во времени и пространстве - необходимое
условие эффективного функционирования АСОИУ.
Своевременное обеспечение системы управления всеми
необходимыми сведениями и является основной функцией информационного
обеспечения.
Информационное обеспечение АСОИУ представляет собой
совокупность данных, языковых средств описания данных, методов организации
хранения, накопления и доступа к информационным массивам, обеспечивающих выдачу
всей информации, необходимой в процессе решения функциональных задач АСОИУ и
справочной информации абонентам системы [4].
Данные систематизируют в специальные массивы - информационную
базу системы, в состав которой входят: нормативные и справочные данные,
составляющие информационный базис системы; текущие сведения о состоянии
управляемого объекта или процесса; текущие сведения, поступающие из вне
системы, требующие ответной реакции системы или влияющие на алгоритмы выработки
решений, накапливаемые учетные и архивные сведения, необходимые для
планирования и развития системы.
Основное назначение информационного обеспечения состоит в
создании динамической информационной модели объекта, отражающей его исходное
состояние в текущий или предшествующий момент времени.
В данном проекте рассматривается информационное обеспечение
не всей АСОИУ, а только АРМ инженера по охране труда, так как описание всех
обеспечивающих и функциональных подсистем АСОИУ невозможно вместить в рамки
дипломного проектирования и тем более выполнить за отведенный для
проектирования срок.
2.4
Математическое обеспечение АСОИУ
Математическим обеспечение АСОИУ называют
совокупность математических методов, моделей и алгоритмов для решения задач и
обработки информации с применением вычислительной техники в АСУ.
К средствам математического
обеспеченияотносятся:
·
средства
моделирования процессов управления;
·
типовые
задачи управления;
·
методы
математического программирования, математической статистики, теории массового
обслуживания и другие.
Обычно математическое обеспечение состоит из общего и
специального обеспечения. Общее математическое обеспечение -
машинно-ориентированное, и обычно реализуется в виде программ операционной
системы, управляющих всеми внутренними и внешними устройствами, а также в виде
тестовых и диагностических программ, проверяющих исправность и выявляющих
неисправные узлы и блоки оборудования. Специальное математическое обеспечение
является проблемно-ориентированным и реализуется в виде комплекса программ,
организующих работу технических средств по выполнению решаемых в АСОИУ задач.
Специальное математическое обеспечение делится на [6]:
- общесистемное, обеспечивающее
функционирование системы управления в заданном режиме, включая управление
работой ЭВМ и других технических средств, решение ряда задач по типовым схемам,
которые могут быть необходимы многим пользователям;
- прикладное, состоящее из
прикладных программ в соответствии с индивидуальными особенностями решаемых
задач.
Для автоматизации рабочего места инженера по охране труда
необходимо применить методы оптимизации, основанные на математических методах
сетевого планирования и управления. Для этого в основном применяются методы:
- сравнения фактических показателей с плановыми;
- метод детерминированного факторного
анализа.
2.5
Организационное обеспечение
Организационное обеспечение АСОИУ - совокупность документов,
устанавливающих порядок и правила функционирования оперативного персонала
АСОИУ, а также организационные мероприятия, направленные на успешное внедрение
системы и на безопасное ведение технологического процесса.
В частности, к организационному обеспечению АСОИУ относятся:
- технологический регламент производства в
условиях функционирования АСОИУ;
- описание функциональной, организационной и
технической структур автоматизированного технологического комплекса;
- штатное расписание, должностные инструкции
персонала в условиях функционирования АСОИУ;
- обучение персонала работе с АСОИУ;
- правила техники безопасности в условиях
АСОИУ.
Эксплуатация комплекса АРМ-ов, автоматизирующих анализ
хозяйственной деятельности предприятия, предусматривает достижение следующих
целей:
·
снижение
трудоемкости и стоимости анализа информации;
·
сокращение
сроков обработки данных, повышение их качества и достоверности;
·
создание
условий для перехода к безбумажной технологии обработки данных;
·
обеспечение
директивных сроков представления установленных результатов анализа;
·
совершенствование
организации труда работников, занимающихся анализом и обработкой информации.
Применение ЭВМ в хозяйственной деятельности учреждения
предоставляет новые возможности, обусловленные особенностями ПЭВМ: низкая
стоимость, высокая производительность надежность, простота обслуживания и
эксплуатации, гибкость и автономность использования, наличие развитого
программного обеспечения, диалоговый режим работы.
2.6
Метрологическое обеспечение
Метрологическое обеспечение - это установление и применение
научных и организационных основ, технических средств, правил и норм,
необходимых для достижения единства.
В требованиях к метрологическому обеспечению приводят:
- предварительный перечень измерительных
каналов;
- требования к точности измерений параметров
и (или) к метрологическим характеристикам измерительных каналов;
- требования к метрологической совместимости
технических средств системы;
- перечень управляющих и вычислительных
каналов системы, для которых необходимо оценивать точностные характеристики;
- требования к метрологическому обеспечению
технических и программных средств, входящих в состав измерительных каналов
системы, средств, встроенного контроля, метрологической пригодности
измерительных каналов и средств измерений, используемых при наладке и
испытаниях системы;
- вид метрологической аттестации
(государственная или ведомственная) с указанием порядка ее выполнения и
организаций, проводящих аттестацию.
При разработке метрологического обеспечения необходимо
обеспечивать достижение требований к качеству измерений, включающих:
- установление рациональной номенклатуры
измеряемых параметров и оптимальных норм точности измерений при контроле
качества в управлении процессами;
- технико-экономическое обоснование и выбор
СИ, испытаний и контроля и установление их рациональной номенклатуры;
- стандартизация, унификация и
агрегатирование используемой контрольно-измерительной техники;
- разработка, внедрение и аттестация
современных методик выполнения измерения, испытаний и контроля;
- поверка, метрологическая аттестация и калибровка
контрольно-измерительного ииспытательного оборудования, применяемого в
учреждении;
- контроль за производством, состоянием,
применением и ремонтом КИО, а также за соблюдением метрологических правил и
норм;
- внедрение международных, государственных и
отраслевых стандартов, а также иных нормативных документов Госстандарта;
- проведение метрологической экспертизы
проектов нормативной, конструкторской и технологической документации;
- проведение анализа состояния измерений,
разработка на его основе и осуществление мероприятий по совершенствованию МО;
2.7
Техническое обеспечение
Техническое (аппаратное) обеспечение АСОИУ - это комплекс
технических средств, обеспечивающих выполнение всех функций АСОИУ, а также
обеспечивающих взаимодействие персонала с техническими средствами системы и с
технологическим процессом.
Под комплексом технических средств понимается совокупность
взаимосвязанных и (или) автономных технических средств фиксации, сбора,
подготовки, накопления, обработки, вывода и представления информации и
устройств управления ими, а также средств организационной техники,
предназначенной для решения задач АСОИУ и информационного обмена между
техническими средствами.
Для обеспечения работы АСОИУ, на предприятии установлены IBM
совместимые компьютеры на базе процессора Intel Pentium-III и Intel Pentium-IV имеющие
следующие характеристики:
·
ОЗУ
от 256 до 1024 Мб;
·
дисковод
FDD 1.44
·
DVD-ROM;
·
HDD
от 20 Гб до 120Гб;
·
видеоадаптер
SVGA от 64 Мб до 128 Мб;
·
мониторы
Samsung, LG 17»;
·
клавиатура
104 Кл;
·
мышь Genius PS/2 +
USB optic
Часть компьютеров оснащена принтерами CanonLBP 2900, CanonLBP 1120. Численность
компьютеров данного класса составляет 23 штук. Все компьютеры объединены в
локальную сеть.
2.8
Программное обеспечение
Программное обеспечение АСОИУ - совокупность программ,
обеспечивающих функционирование всех цифровых вычислительных средств АСОИУ
(контроллеры, серверы, рабочие и инженерные станции, программаторы, панели
оператора), а также решающих все функциональные задачи на этапах разработки,
наладки, тестирования и эксплуатации системы.
Программное обеспечение АСОИУ принято делить на две
категории:
- общее программное обеспечение, включающее
операционные системы, SCADA-системы, пакеты программ для программирования
контроллеров, компиляторы, редакторы и т.п. Общее программное обеспечение АСОИУ
не привязано к конкретному объекту автоматизации, закупается и поставляется так
же, как и технические средства.
- специальное программное обеспечение - это
программы, разработанные для конкретной АСОИУ. К этой категории относятся
программы для контроллеров, реализующие определенные функциональные задачи
обработки информации и управления; программы, сгенерированные в среде
SCADA-системы для визуализации, архивирования данных конкретного технологического
процесса.
В ГУ «Адыгейский республиканский
клинический психоневрологический диспансер» имеется следующее программное
обеспечение:
·
операционная
система (ОС) WindowsXP;
·
ОС Windows 7;
·
пакет
прикладных программ MicrosoftOfficeXP;
·
среда
программирования BorlandDelphi 10.0.
В данной главе дипломного проекта была рассмотрена концепция
создания автоматизированной системы управления в ГУ «Адыгейский республиканский
клинический психоневрологический диспансер», которая включает в себя описание
информационного, математического, организационного, технического,
метрологического и программного обеспечения, а также построение функциональной
структуры АСОИУ.
При использовании такой концепции в психоневрологическом
диспансере была построена функционирующая система управления, которая
основывается на взаимодействии всех функциональных подсистем и позволяет
сократить время на обработку поступающей информации.
3.
Разработка проектных решений
3.1
Общее обоснование
медучреждение автоматизированный инженер рабочий
В результате анализа проблемных ситуаций больницы была
выбрана проблемная ситуация, связанная с работой инженера по охране труда.
Данная проблема является одной из основных проблем, т.к. инженером по охране
труда в настоящее время вся документация и информация о сотрудниках
представлена и ведется на бумажных носителях.
Автоматизация рабочего места инженера по охране труда
позволит контролировать своевременность проведения соответствующими службами
необходимых испытаний и технических освидетельствований состояния оборудования.
Оказывать подразделениям больницы методическую помощь в составлении списков
профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить
обязательные медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в
соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам
предоставляются компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия
труда.
Таким образом, решение этой проблемы позволит организовать
быстрое предоставление нужной информации, существенно сократит время на
обработку, выборку и анализ информации инженером по охране труда, что в свою
очередь облегчит планирование мероприятий по охране труда, а значит и
эффективность управления.
3.2
Проектирование информационной базы
Проектирование информационной базы в данном дипломном проекте
было осуществлено с помощью CASE-средства ERwin.- CASE-средство для
проектирования и документирования баз данных, которое позволяет создавать,
документировать и сопровождать базы данных, хранилища и витрины данных. Модели
данных помогают визуализировать структуру данных, обеспечивая эффективный
процесс организации, управления и администрирования таких аспектов деятельности
предприятия, как уровень сложности данных, технологий баз данных и среды
развертывания.(ERwin) позволяет наглядно отображать сложные структуры данных.
Удобная в использовании графическая среда AllFusionERwinDataModeler упрощает
разработку базы данных и автоматизирует множество трудоемких задач, уменьшая
сроки создания высококачественных и высокопроизводительных транзакционных баз
данных и хранилищ данных. Данное решение улучшает коммуникацию в вашей
организации, обеспечивая совместную работу администраторов и разработчиков баз
данных, многократное использование модели, а также наглядное представление
комплексных активов данных в удобном для понимания и обслуживания формате.
ERwin имеет два уровня представления модели -
логический и физический [7].
Логический уровень - это абстрактный взгляд на данные, на нем
данные представляются так, как выглядят в реальном мире, и могут называться
так, как они называются в реальном мире. Объекты модели, представляемые на
логическом уровне, называются сущностями и атрибутами. Логический уровень
модели данных является универсальным и никак не связан с конкретной реализацией
СУБД.
Физический уровень модели данных зависит от конкретной СУБД.
В физическом уровне модели содержится информация о всех объектах БД. Физический
уровень модели зависит от конкретной реализации СУБД. Если на логическом уровне
модели не имеет большого значения, какой конкретно тип данных у атрибута (хотя
и поддерживаются абстрактные типы данных), то на физическом уровне модели важно
описать всю информацию о конкретных физических объектах - таблицах, колонках,
индексах, процедурах и т.д.
Для визуального проектирования систем обработки транзакций,
витрин и хранилищ данных в единой интегрированной среде
AllFusionERwinDataModeler (ERwin) поддерживает три популярные нотации
моделирования данных: IntegrationDEFinitionforInformationModeling (IDEF1X), InformationEngineering
(IE), DimensionalModeling (DM)
Методология IDEF1Х подразделяется на уровни, соответствующие
проектируемой модели данных системы. Каждый такой уровень соответствует
определенной фазе проекта [8].
Верхний уровень состоит из EntityRelationDiagram (Диаграмма
сущность-связь) и Key-Basedmodel (Модель данных, основанная на ключах). Диаграмма сущность-связь
определяет сущности и их отношения. Модель данных, основанная на ключах, дает
более подробное представление данных. Она включает описание всех сущностей и
первичных ключей, которые соответствуют предметной области.
Нижний уровень состоит из TransformationModel (трансформационная
модель) и FullyAttributed (полная атрибутивная модель). Трансформационная модель
содержит всю информацию для реализации проекта, который может быть частью общей
информационной системы и описывать предметную область. Трансформационная модель
позволяет проектировщикам и администраторам БД представлять, какие объекты БД
хранятся в словаре данных, и проверить, насколько физическая модель данных
соответствует требованиям информационной системы.
3.3
Построение инфологической модели
Цель инфологического моделирования - обеспечение наиболее
естественных для человека способов сбора и представления той информации,
которую предполагается хранить в создаваемой базе данных. Поэтому
инфологическую модель данных пытаются строить по аналогии с естественным
языком. Основными конструктивными элементами инфологических моделей являются
сущности, связи между ними и их свойства (атрибуты).
Сущность - любой различимый объект, информацию о котором
необходимо хранить в базе данных. Сущностями могут быть люди, места, самолеты,
рейсы, вкус, цвет и т.д. Необходимо различать такие понятия, как тип сущности и
экземпляр сущности. Понятие тип сущности относится к набору однородных
личностей, предметов, событий или идей, выступающих как целое. Экземпляр
сущности относится к конкретной вещи в наборе.
Атрибут - поименованная характеристика сущности. Его
наименование должно быть уникальным для конкретного типа сущности, но может
быть одинаковым для различного типа сущностей.
Абсолютное различие между типами сущностей и атрибутами
отсутствует. Атрибут является таковым только в связи с типом сущности. В другом
контексте атрибут может выступать как самостоятельная сущность.
Ключ - минимальный набор атрибутов, по значениям которых
можно однозначно найти требуемый экземпляр сущности. Минимальность означает,
что исключение из набора любого атрибута не позволяет идентифицировать сущность
по оставшимся.
Связь - ассоциирование двух или более сущностей. Если бы
назначением базы данных было только хранение отдельных, не связанных между
собой данных, то ее структура могла бы быть очень простой. Однако одно из
основных требований к организации базы данных - это обеспечение возможности
отыскания одних сущностей по значениям других, для чего необходимо установить
между ними определенные связи. А так как в реальных базах данных нередко
содержатся сотни или даже тысячи сущностей, то теоретически между ними может
быть установлено более миллиона связей. Наличие такого множества связей и
определяет сложность инфологических моделей.
При проектировании информационной базы АРМ инженера по охране
труда были выделены следующие типы сущностей:
Рис. 3.1 - Инфологическая модель данных
3.4
Построение даталогической модели
Под даталогической понимается модель, отражающая логические
взаимосвязи между элементами данных безотносительно их содержания и физической
организации. При этом даталогическая модель разрабатывается с учетом конкретной
реализации СУБД, также с учетом специфики конкретной предметной области на
основе ее инфологической модели.
В реляционных БД даталогическое или логическое проектирование
приводит к разработке схемы БД, то есть совокупности схем отношений, которые
адекватно моделируют абстрактные объекты предметной области и семантические
связи между этими объектами. Основой анализа корректности схемы являются так
называемые функциональные зависимости между атрибутами БД. Некоторые зависимости
между атрибутами отношений являются нежелательными из-за побочных эффектов и
аномалий, которые они вызывают при модификации БД. При этом под процессом
модификации БД мы понимаем внесение новых данных в БД или удаление некоторых
данных из БД, а также обновление значений некоторых атрибутов.
Однако этап логического или даталогического проектирования не
заканчивается проектированием схемы отношений. В общем случае в результате
выполнения этого этапа должны быть получены следующие результирующие документы:
·
Описание
концептуальной схемы БД в терминах выбранной СУБД.
·
Описание
внешних моделей в терминах выбранной СУБД.
·
Описание
декларативных правил поддержки целостности базы данных.
·
Описание
процедур поддержки семантической целостности базы данных.
Однако перед тем как описывать построенную схему в терминах
выбранной СУБД, нам надо выстроить эту схему. Мы должны построить корректную
схему БД, ориентируясь на реляционную модель данных.
Проектирование схемы БД может быть выполнено двумя путями:
- путем декомпозиции (разбиения), когда исходное
множество отношений, входящих в схему БД заменяется другим множеством отношений
(число их при этом возрастает), являющихся проекциями исходных отношений;
- путем синтеза, то есть путем компоновки из
заданных исходных элементарных зависимостей между объектами предметной области
схемы БД.
Классическая технология проектирования реляционных баз данных
связана с теорией нормализации, основанной на анализе функциональных
зависимостей между атрибутами отношений. Понятие функциональной зависимости
является фундаментальным в теории нормализации реляционных баз данных.
Функциональные зависимости определяют устойчивые отношения между объектами и их
свойствами в рассматриваемой предметной области. Именно поэтому процесс
поддержки функциональных зависимостей, характерных для данной предметной
области, является базовым для процесса проектирования.
Процесс проектирования с использованием декомпозиции
представляет собой процесс последовательной нормализации схем отношений, при
этом каждая последующая итерация соответствует нормальной форме более высокого
уровня и обладает лучшими свойствами по сравнению с предыдущей.
Каждой нормальной форме соответствует некоторый определенный
набор ограничений, и отношение находится в некоторой нормальной форме, если
удовлетворяет свойственному ей набору ограничений.
В теории реляционных БД обычно выделяется следующая
последовательность нормальных форм:
·
первая
нормальная форма (1NF);
·
вторая
нормальная форма (2NF);
·
третья
нормальная форма (3NF);
·
нормальная
форма Бойса-Кодда (BCNF);
·
четвертая
нормальная форма (4NF);
·
пятая
нормальная форма, или форма проекции-соединения (5NF или PJNF).
Основные свойства нормальных форм:
·
каждая
следующая нормальная форма в некотором смысле улучшает свойства предыдущей;
·
при
переходе к следующей нормальной форме свойства предыдущих нормальных форм
сохраняются.
В основе классического процесса проектирования лежит
последовательность переходов от предыдущей нормальной формы к последующей.
Однако в процессе декомпозиции мы сталкиваемся с проблемой обратимости, то есть
возможности восстановления исходной схемы. Таким образом, декомпозиция должна
сохранять эквивалентность схем БД при замене одной схемы на другую.
Главное отличие даталогической модели от инфологической
состоит в том, что инфологическая модель хранит в себе всю информацию о
предметной области, но она не привязана к определенной СУБД.
Даталогическая модель может не отражать в явном виде все
сущности, зафиксированные в инфологической модели, но она должна быть
непременно привязана к СУБД, на которой разрабатывается база данных. При
проектировании даталогической модели данных должно быть обеспечено однозначное
соответствие между конструкциями языка описания данных и графическими
обозначениями информационных единиц и связей между ними.
На рисунке 3.2 представлена даталогическая модель
информационной базы АРМ инженера по охране труда, которая представляет собой
модель информационной базы в ERwin на физическом уровне.
Рис. 3.2 - Даталогическая модель
3.5
Выбор СУБД
Выбор СУБД является важным шагом при разработке
информационного обеспечения. Она должна наиболее полно удовлетворять назначению
задачи, характеру и объему используемой информации.
В настоящее время, в нашей стране наибольшее распространение
получили IBM-совместимые персональные ЭВМ с операционной системой Windows.
При создании приложений, работающих с базами данных в Delphi используется механизм Borland Database Engine (BDE - механизм базы данных).
Этот механизм реализован в виде набора драйверов и библиотек (файлов *.dll), которые обеспечивают
для пользователя простой и удобный доступ к данным независимо от архитектуры.
Механизм представляет собой программную прослойку между клиентской программой и
базой данных. Запрос из приложения передается внутрь механизма BDE, который использует
специализированные системные программы (драйверы) для непосредственной работы с
БД.
В поставку BDE входит два набора драйверов:
- первый предназначен для файл-серверных
СУБД dBASE, Paradox, FoxPro, Access и данных в текстовом формате;
- второй набор ориентирован на
клиент-серверные СУБД InterBase, IBM DB2, Informix, ORACLE, Sybase и Microsoft SQL Server. Этот набор называется SQL Links.
Таблицы БД в Delphi создаются и редактируются с помощью программы Database Desktop, она же служит для
работы с визуальными и SQL-запросами, а также с псевдонимами (Alias) БД - специальными
именами, обозначающими каталоги (полное имя файла БД), в которых хранятся
таблицы БД.
BDE служит посредником между приложением и базами
данных. Он предоставляет пользователю единый интерфейс для работы,
развязывающий пользователя от конкретной реализации базы данных. Благодаря
этому не надо менять приложение при смене реализации базы данных. Приложение Delphi обращается к базе данных
через BDE.
BDE реализован в виде динамически присоединяемых
библиотек DLL (файлы IDAPI01.DLL, IDAPI32.DLL). Они, как к любые библиотеки, снабжены API (Application Program Interface - интерфейсом прикладных
программ), названным IDAPI (Integrated Database Application Program Interface). Это список процедур и
функций для работы с базами данных, которым и пользуются приложения.
База данных (БД) - это организованная на машинном носителе
совокупность взаимосвязанных данных, которая представляет сведения об объектах
определенной предметной области (ПО), их свойствах и связях между ними.
Таблицы в БД взаимосвязаны. Связь каждой пары таблиц, в
которой одна является «отцом», а другая - «сыном», обеспечивается ключом связи
(внешним ключом). Внешний ключ - это первичный ключ таблицы-отца, мигрировавший
в таблицу-сына. Связи между таблицами могут быть двух типов: «один к одному»
(1:1) или «один ко многим» (1:N).
3.6
Выбор среды программирования
При решении поставленной задачи оптимально использовать для представления
информационных материалов язык Delphi, который является языком высокого уровня
и позволяет быстро и эффективно создавать приложения.
Для реализации программы «АРМ ОТ» была выбрана система
программирования Delphi версии 10, так как она предоставляет наиболее широкие
возможности для программирования приложений ОС Windows.- это продукт для
быстрого создания приложений. Высокопроизводительный инструмент визуального
построения приложений включает в себя настоящий компилятор кода и предоставляет
средства визуального программирования, несколько похожие на те, что можно
обнаружить в Microsoft VisualBasic или в других инструментах визуального
проектирования. В основе Delphi лежит язык ObjectPascal, который является
расширением объектно-ориентированного языка Pascal. В Delphi также входят
локальный SQL-сервер, генераторы отчетов, библиотеки визуальных компонентов, и
прочее хозяйство, необходимое для того, чтобы чувствовать себя совершенно
уверенным при профессиональной разработке информационных систем или просто
программ для Windows-среды.
Прежде всего Delphi предназначен для профессиональных
разработчиков, желающих разрабатывать приложения в архитектуре клиент-сервер.
Delphi производит небольшие по размерам (до 15-30 Кбайт) высокоэффективные
исполняемые модули (.exe и.dll), поэтому в Delphi должны быть прежде всего
заинтересованы те, кто разрабатывает продукты на продажу. С другой стороны
небольшие по размерам и быстро исполняемые модули означают, что требования к
клиентским рабочим местам существенно снижаются - это имеет немаловажное
значение и для конечных пользователей.
Преимущества Delphi по сравнению с аналогичными программными
продуктами.
быстрота разработки приложения;
высокая производительность разработанного приложения;
низкие требования разработанного приложения к ресурсам
компьютера;
наращиваемость за счет встраивания новых компонент и
инструментов в среду Delphi;
возможность разработки новых компонент и инструментов
собственными средствами Delphi (существующие компоненты и инструменты доступны
в исходных кодах);
удачная проработка иерархии объектов.
Система программирования Delphi рассчитана на
программирование различных приложений и предоставляет большое количество
компонентов для этого.
К тому же заказчиков интересует прежде всего скорость и качество
создания программ, а эти характеристики может обеспечить только среда
визуального проектирования, способная взять на себя значительные объемы
рутинной работы по подготовке приложений, а также согласовать деятельность
группы постановщиков, кодировщиков, тестеров и технических писателей.
Возможности Delphi полностью отвечают подобным требованиям и подходят для
создания систем любой сложности.
3.7
Расчет экономической эффективности
АРМ «Инженера по охране труда» позволит получить
экономический эффект за счет сокращения времени, требуемого на работу с
информацией.
Следовательно, можно произвести расчет коэффициента повышения
оперативности управления, показывающего экономию времени на принятие решения.
Коэффициент повышения оперативности управления Kу
рассчитывается по формуле:
, (1)
где T1 - время, необходимое на принятие решения
при ручной технологии; T2 - время, затрачиваемое на принятие решения
при машинной технологии.
В свою очередь, T1 и T2 определяются по
формулам:
T1=tв1+tр1+tп1+tа1, (2)
T2=tв2+tр2+tп2+tа2, (3)
где tв1 и tв2 - время ввода информации
при ручной и машинной технологии соответственно;р1 и tр2
- время поиска информации при ручной и машинной технологии соответственно;п1
и tп2 - время подготовки печатных форм при ручной и машинной
технологии соответственно;а1 и tа2 - время анализа при
ручной и машинной технологии соответственно.
Таблица 3.1 Расчет экономического эффекта
Наименование
показателя
|
Временные
составляющие
|
|
До
автоматизации (мин.)
|
После
автоматизации (мин.)
|
Ввод информации
|
6
|
6
|
Поиск
информации
|
10
|
0,40
|
Подготовка
печатных форм
|
4
|
0,40
|
Анализ данных
|
20
|
2
|
После автоматизации произойдет снижение времени, необходимого
на работу с информацией, в 4,5 раза.
В эксплуатационные расходы входят:
- затраты на заработную плату работника
информационного отдела;
- затраты на заработную плату инженера по
охране труда;
- расходы на функционирование ПЭВМ.
Так как автоматизированного аналога нет, сравнение ведем с
ручным методом обработки информации.
Поиск необходимых данных о сотрудниках, внесение новой
информации, составление приказов и отчетов, занимает у инженера по охране труда
около 70% всего рабочего времени. Таким образом, количество часов в год,
затрачиваемое при ручном методе обработки информации составляет (при условии,
что рабочий день равен 8 часов, число рабочих дней в месяце - 21):
, (4)
а при автоматизированном методе обработки информации, учитывая , получим:
.
Данный программный продукт будет использоваться инженером по
охране труда, оклад которого составляет 4500 руб. Поэтому затраты на заработную
плату в год составляют:
, (5)
где - часовая тарифная ставка инженера по
охране труда, руб.;
- затраты времени в год при ручном методе обработки информации
(см. выше), час;
- дополнительная заработная плата, 0%;
- единый социальный налог, 13%;
- накладные расходы, 10%.
Для обслуживания программы и ЭВМ в штате есть администратор
ПО, оклад которого составляет 6000 руб. Предположим, что для обслуживания
программы и данной ЭВМ у него тратиться 4% рабочего времени. Таким образом,
расходы на содержание персонала и функционирование ЭВМ в год составляют:
, (6)
где - часовая тарифная ставка администратор
ПО, руб.;
- затраты времени в год при автоматизированном методе обработки
информации (см. выше), час;
- стоимость 1 часа машинного времени, 5 руб./ч.;
- затраты на приобретение расходных материалов (бумаги, чернил
для принтера и т.д.) при использовании программного продукта, 400 руб.
Таким образом, годовой экономический эффект от использования
нового программного продукта, составляет:
(7)
В данной главе дипломного проекта представлено описание АРМ
инженера по охране труда.
Разработана функциональная структура АРМ инженера по охране
труда, спроектирована информационная модель данных, произведён выбор
программного и технического обеспечения, дано экономическое обоснование внедрения
АРМ.
Внедрение данного АРМпозволит сократить затраты рабочего
времени на поиск и обработку информации по сотрудникам предприятия, увеличить
степень многократного ее использования, существенно сократит время на анализ
информации по сотрудникам и анализ эффективности использования персонала.
4.
Описание программного продукта
4.1
Функциональная структура программы
Разработанная программа предназначена для автоматизации
документооборота инженера по охране труда в ГУ «Адыгейский республиканский
клинический психоневрологический диспансер». Она позволяет существенно повысить
скорость процесса создания отчётов, поиска и обработки поступившей и
поступающей информации. Программа обеспечивает эффективную работу с
информацией, быстрый поиск данных и выдачу печатных форм.
АРМ «Инженер по ОТ» выполняет следующие функции:
- ввод данных о сотруднике в картотеку;
- поиск данных о сотруднике по картотеке;
- подготовка графика проверки знаний;
- подготовка графика мед. осмотров;
- ведение картотеки оборудования;
- распечатка отчётов.
Задачи, соответствующие перечисленным функциям:
- ввод и обновление информации;
- автоматизация поиска информации;
- автоматизация передачи данных в архив;
- автоматизация создания отчётов.
4.2
Входные и выходные данные
При разработке программы были использованы следующие входные
документы:
·
личная
карточка сотрудника;
·
трудовая
книжка;
·
законодательные
акты;
·
ГОСТы;
·
справочники.
При работе программы могут быть получены следующие выходные
документы:
·
график
медосмотров;
·
график
проверки знаний;
·
анализ
травматизма;
·
нарушения
по ОТ;
·
список
несчастных случаев;
·
картотека
персонала;
·
картотека
оборудования;
·
список
документов из архива.
4.3
Описание файлов базы данных
Информационная база данных разработанной программы представлена
в виде файлов формата.db:
- sotrudnik.db - содержит основные
сведения о работнике;
- obrazovanie.db - какое заведение и
когда окончил;
- Kvalification.db - содержит информацию о
повышении квалификации сотрудником;
- Attestat.db - информация об аттестации
сотрудника.
4.4
Логическая структура программы
Логическая структура программного продукта «Инженер поОТ»
включает в себя: главное меню программы, панель управления данными и
многостраничную панель представления данных. Главное меню программы содержит
различные подменю, выполняющие заданные функции. Панель управления данными -
это тот инструментарий, который позволяет конечному пользователю работать с
поступающими данными: производить ввод информации и её поиск, передавать данные
в архив, подготавливать отчёты и т.д. Многостраничная панель представления
данных - это конкретные формы, с которыми будет работать пользователь, в
частности вводить информацию о конкретном сотруднике, производить изменения или
дополнения и т.д. То есть с помощью многостраничной панели пользователь имеет
возможность работать с информацией.
4.5
Описание контрольного примера
Для контроля работы программы в таблицы были внесены реальные
данные, это позволило выяснить поведение программы в реальных условиях в
процессе её функционирования. Анализ результатов работы показал, что программа
функционирует надлежащим образом, корректно производит поиск и выдачу
необходимой информации, подготавливает к выдаче следующие печатные формы:
«график медосмотров», «график проверки знаний», «анализ травматизма»,
«нарушения поОТ», «несчастные случаи», «картотека персонала», «картотека
оборудования», «список документов из архива».
Данные, полученные в результате программной обработки
информации, полностью совпали с результатами теоретической обработки.
В данной главе дано описание программного средства для работы
спроектированного в предыдущей главе автоматизированного рабочего места
инженера по охране труда в ГУ «Адыгейский республиканский клинический
психоневрологический диспансер».
Представлено:
·
описание
файлов информационной базы данных;
·
структура
базы данных;
·
логическая
структура программы;
·
анализ
результатов работы программного средства на контрольном примере.
5.
Безопасность труда пользователя
5.1 Анализ условий труда
пользователя
Программный продукт «Инженер по ОТ» разрабатывался для
внедрения и использования в «Адыгейском клиническом психоневрологическом
диспансере».
В ходе разработки проектных решений по
созданию АСУ «Адыгейский Клинический психоневрологический диспансер» и исследования
рабочего места инженера по охране труда, был проведен анализ условий труда
работника. Поскольку инженер по охране труда работает за компьютером, то
необходимо учитывать особенности эксплуатации техники такого типа.
Целью анализа условий труда инженера по
охране труда, является выявление неблагоприятных факторов и разработка мер по
их устранению.
Одним из важнейших требований, предъявляемым государством к
современным организациям является анализ условий труда. Организация обязана
своевременно проводить аттестацию рабочих мест для выявления опасных и вредных
условий труда и оценки их. Анализ условий труда поможет определить, какие
мероприятия необходимо провести для доведения условий труда до нормативных,
соответствующих закону о безопасности.
Условиями труда является совокупность различных факторов,
влияющих на работоспособность и здоровье сотрудника организации, а так же на
отношение данного сотрудника к труду и степень удовлетворенности им. Охрана и
безопасность труда сотрудников является залогом стабильности компании, поэтому
аттестация рабочих мест, представляющая собой комплексный анализ условий труда,
должна проводиться периодически - каждые пять лет с момента проведения
последних измерений. За проведение аттестации рабочих мест отвечает непосредственно
руководитель организации, и за невыполнение ее он же несет административную
ответственность, также административный штраф.
Анализ условий труда в учреждении проводится с целью
составления и разработки определенных оздоровительных мероприятий, что позволяет
сократить несчастные случаи на производстве. При проведении анализа условий
труда проводится оценка показателей напряженности и тяжести трудового процесса.
С целью получения наиболее полного анализа условий труда проводятся
инструментальные измерения уровня производственных факторов с оформлением
протоколов. Формы протоколов устанавливаются нормативными документами,
определяющими порядок проведения измерений, уровней показателей того или иного
фактора. Таким образом, своевременное проведение анализа условий труда поможет
организации соблюдать требования административных органов власти, а также
заботиться о состоянии здоровья сотрудников на рабочем месте.
Рабочее помещение инженера по охране труда имеет размеры
4,5х4х3 м, площадь 18 м2, в помещении находятся 3 рабочих места, это
удовлетворяет требованиям санитарной нормы СН 245-71. Норма предполагает
выделение на одного работающего, объема производственного помещения не менее 15
м3. Микроклимат помещения регулирует сплит-система, благодаря этому
устройству температура в помещении в любое время года поддерживается на уровне
23°С. Сплит-система имеет встроенную систему кондиционирования и фильтрации
воздуха, осуществляет контроль и регулировку влажности. Относительная влажность
воздуха поддерживается на уровне 50%.
Вредными факторами, оказывающими
негативное воздействие на инженера по охране труда, являются:
повышенная шумность. Повышенный уровень
шума создается из-за работы сплит-системы, которая оперирует большим объемом
воздуха, а также из-за периодической распечатки большого объема документов на
принтерах. Несколько принтеров, установленных в помещении, являются лазерными и
не вызывают при работе ярко-выраженной негативной реакции со стороны персонала,
но все-таки создаваемый принтерами гул является неестественным и оказывает
незначительное раздражающее воздействие. Также присутствует шум вентиляторов
системных блоков компьютеров и шум, возникающий при работе люминесцентных ламп.
Несмотря на присутствие шумов, допустимый уровень в 50 Дб не превышается.
различные электромагнитные излучения.
Включают в себя электромагнитное излучение монитора и излучение системного
блока компьютера (сетевое и импульсное электромагнитное излучение блока
питания, высокочастотное излучение микропроцессора 2500 Мгц и видеокарты 200
Мгц), находящегося в непосредственной близости с рабочим местом инженера;
Окна кабинета инженера по охране труда
ориентированы на восток, поэтому использовать дополнительное искусственное
освещение рабочих мест необходимо только с наступлением сумерек. Для освещения
помещения используется 3 люминесцентные лампы мощностью 70-100 Вт.
Для запитывания электрооборудования используется однофазная
электрическая сеть с напряжением 220В/50 гц. Помещение снабжено заземляющим
проводником, к которому присоединены все компьютеры и прочее
электрооборудование.
5.2
Техника безопасности рабочего места
Перед началом работы инженеру по охране труда, на рабочем
месте необходимо проверить исправность оборудования и защитного заземления, а
также режим работы сплит-системы, обеспечивающей вентиляцию и фильтрацию
воздуха.
Во время работы необходимо соблюдать все правила
использования электротехнического оборудования, соблюдать указания о безопасном
содержании рабочего места.
В аварийных ситуациях необходимо неукоснительно выполнять все
правила, регламентирующие поведение персонала при возникновении аварий и
ситуаций, которые могут привести к несчастным случаям. По окончании работы
должно быть выключено все электрооборудование, произведена уборка бумажных
отходов и другие мероприятия, обеспечивающие безопасность в помещении.
Рабочее помещение инженера по охране труда оснащено
необходимыми предупредительными плакатами, электрооборудование также имеет
предупредительные знаки.
Расположение рабочих мест в отделе спланировано согласно
требованиям техники безопасности, а именно произведено соблюдение ширины
проходов и допустимое расстояние между рабочими местами.
5.3 Мероприятия по
уменьшению воздействия вредных излучений
Спектр излучения компьютера включает в себя рентгеновскую, ультрафиолетовую
и инфракрасную области спектра, а также широкий диапазон электромагнитных волн
других частот. Опасность рентгеновских лучей считается сейчас специалистами
пренебрежимо малой, поскольку этот вид лучей поглощается веществом экрана.
В отличие от ионизирующего излучения низкочастотные излучения
не могут расщеплять или ионизировать атомы, и раньше считалось, что
неионизирующее излучение не может вредно влиять на организм, если оно
недостаточно сильно, чтобы вызвать тепловые эффекты или электрический шок.
Однако результаты лабораторных экспериментов говорят о
другом. В исследований было обнаружено, что электромагнитные излучения частотой
50 Гц могут инициировать биологические сдвиги (вплоть до нарушения синтеза ДНК)
в клетках животных. Эпидемиологические исследования и работы другого рода
показали, что существует связь между нахождением в местах, где проходят линии
электропередач, и возникновением опухоли у детей. Особенно поразил тот факт,
что электромагнитные волны обладают необычным свойством: опасность их
воздействия совсем не уменьшается при снижении интенсивности излучения, а
некоторые электромагнитные излучения действуют на клетки лишь при малых
интенсивностях излучения или на конкретных частотах.
У современных дисплеев экран покрывается почти прозрачным
слоем металла, который заземляется. Это делается для того, чтобы уменьшить
излучения от монитора. Но, экран все же излучает, и излучение можно ослабить с
помощью внешнего защитного фильтра, обязательно с заземляемым проводящим
покрытием.
Установка даже самого хорошего защитного фильтра на ЭЛТ, лишь
в 2-4 раза может снизить уровень облучения сидящего перед экраном ПК человека,
уменьшая электрическую составляющую ЭМИ в непосредственной близости от экрана,
и вовсе не снизит, а может даже увеличить интенсивность поля в стороны от
экрана по оси ЭЛТ на расстояниях более 1-1,5 м.
Ионизирующее излучение - это излучение с очень высокой
энергией, способное выбивать электроны из атомов и присоединять их к другим
атомам с образованием пар положительных и отрицательных ионов. Источник
ионизирующего излучения - радиоактивные вещества и космические лучи. Доза
излучения (1 рад) - это такая доза излучения, при которой на 1 г ткани
поглощается 100 эрг энергии. Единица дозы излучения, которую получает человек,
называется бэр (биологический эквивалент рентгена); 1 бэр равен 0.01 Дж/кг.
В результате воздействия ионизирующего излучения на организм
человека в тканях могут происходить сложные физические, химические и
биохимические процессы.
Для ослабления интенсивности ионизирующего излучения
целесообразно использовать метод экранирования источников излучения.
Электромагнитные поля характеризуются напряженностями
электрических и магнитных полей, и являются наиболее вредными для организма
человек. Основным источником этих проблем для людей, использующих в своей
работе автоматизированные информационные системы на основе персональных
компьютеров, являются дисплеи (мониторы), особенно дисплеи с
электронно-лучевыми трубками. Они представляют собой источники наиболее вредных
излучений, неблагоприятно влияющих на здоровье сотрудников.
5.4
Пожарная
безопасность
Пожарная безопасность - состояние объекта, характеризуемое
возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также
воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. Пожарная безопасность
объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной
защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.
Стадии пожара в помещениях
Первые 10-20 минут пожар распространяется линейно вдоль
горючего материала. В это время помещение заполняется дымом; рассмотреть в это
время пламя невозможно. Температура воздуха поднимается в помещении до 250-300
градусов. Это температура воспламенения основных горючих материалов.
Через 20 минут начинается объёмное распространение пожара.
Спустя ещё 10 минут наступает разрушение остекления.
Увеличивается приток свежего воздуха, резко прогрессирует развитие пожара.
Температура достигает 900 градусов.
Фаза выгорания. В течение 10 минут максимальная скорость пожара.
После того, как выгорают основные вещества, происходит фаза
стабилизации пожара (от 20 минут до 5 часов). Если огонь не может перекинуться
на другие помещения, пожар идёт на улицу.
В это время происходит обрушение выгоревших конструкций.
Возможными горючими материалами в кабинете инженера по охране
труда могут быть материалы эстетической отделки, мебель, бумага, а также
материалы, используемые для изоляции силовых и сигнальных кабелей.
В соответствии со СанПиН 2.2.2/2.4 1340-03 категорию
производства по каждой опасности можно отнести к категории В (пожароопасные),
так как не производятся работы с легковоспламеняющимися жидкостями и горючими
газами. Степень огнестойкости основных строительных конструкций можно отнести к
первой степени.
В целях предотвращения пожара необходимо проводить с
работниками противопожарный инструктаж, на котором знакомить их с правилами
противопожарной безопасности, а также обучать использованию первичных средств
пожаротушения.
В случае возникновения пожара необходимо отключить
электропитание, вызвать по телефону пожарную команду, эвакуировать людей из
помещения согласно плану эвакуации и приступить к ликвидации пожара
огнетушителями. При наличии небольшого очага пламени можно воспользоваться
подручными средствами с целью прекращения доступа воздуха к объекту возгорания
В пятой главе был произведен анализ условий труда на рабочем
месте пользователя в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами «Гигиенические требования к ПЭВМ» (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03),
утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30
мая 2003 года.
Кроме перечисленных факторов на рабочем месте операторов
могут иметь место нарушенный ионный режим, неблагоприятные показатели
микроклимата. В воздухе могут содержаться химические вещества (озон, фенол,
стирол, формальдегиды и др.), что наблюдается при установке на малых площадках
большого числа компьютеров и несоблюдении требований к организации рабочих
мест.
Компьютерные технологии являясь великим достижением человечества,
имеют отрицательные последствия для здоровья людей. На сегодня стоит задача
снизить ущерб от вреда здоровью. Для этого необходимо соблюдение установленных
гигиенических требований к режимам труда и организации рабочих мест. На наш
взгляд крайне необходима разработка Государственного стандарта,
регламентирующего ЭМП (электромагнитное поле), создаваемые всем комплексом
оборудования, установленного на рабочем месте оператора ПЭВМ. Профессиональные
пользователи ВДТ (видеодисплейный терминал) и ПЭВМ должны проходить
обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические
медицинские осмотры. Беременные женщины не допускаются к выполнению работ,
связанных с ВДТ и ПЭВМ. Необходимо использовать уже имеющиеся разработки по
профилактике нарушений в состоянии здоровья работающих. В процессе анализа были
выявлены наиболее опасные и вредные факторы, влияющие на работающего в этих
условиях человека.
Предложены мероприятия по уменьшению влияния вредных
факторов, такие как: усовершенствование планировки рабочих мест, приобретение
индивидуальных средств защиты, соблюдения режима работы за ПЭВМ и отдыха.
Заключение
В дипломном проекте последовательно описана
автоматизированная система управления ГУ «Адыгейского республиканского
клинического психоневрологического диспансера», выявлены проблемные ситуации и
разработано автоматизированное рабочее место инженера по охране труда.
В процессе анализа были выявлены объективные факторы,
предопределяющие возможность совершенствования системы управления, её функций и
структуры управляемого объекта. Проведённое предпроектное обследование выявило
ряд проблем. На основе выявленных проблем предложен ряд пунктов, выполнение
которых, позволит их решить.
Разработка программного продукта «инженер по ОТ» позволила
сократить количество рутинной работы инженера по охране труда, облегчить
осуществление контроля за соблюдением на предприятии и в его подразделениях
законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, за
предоставлением работникам установленных льгот и компенсаций по условиям труда,
а так же, повысить производительность и эффективность работы инженера по охране
труда за счёт автоматизации документооборота.
Программа сделана с удобным интерфейсом пользователя, и
позволяет не только просматривать уже существующую базу данных, но и
редактировать её. Особенностями данного программного продукта является то, что
он создан с использованием архитектуры файл-сервер, используемые процедуры и
формы просты и понятны.
Одноразовый экономический эффект от внедрения программного
продукта составит примерно 33642 рубля.
Программа «Инженер по ОТ» отлажена и проверена при внесении в
нее реальных данных. Простота интерфейса позволяет легко и быстро разобраться с
принципами работы в данной программе.
Список
литературы
1. Антонов
А.В. Системный анализ. - М. Высшая школа, 2004.
2. Положения
ГУ «Адыгейский республиканский клинический психоневрологический диспансер».
. Баканов
М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика,
2004.
. Барановская
Т.П., Лойко В.И., Семенов М.И., Трубилин А.И. Информационные системы и
технологии в экономике Под ред. В.И. Лойко. - М.: Финансы и статистика, 2003
. Воропаев
В.И. Управление проектами в России. - М.: «Аланс», 2005.
6. Маклаков
С.В. BPwin и ERwin. CASE-средства разработки информационных систем. М: Диалог-МИФИ, 2006
-362 с.
. Маклаков
С.В. Создание информационных систем с AllFusionModelingSuite. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2005
-432 с.
. Сарин
Д. Организация баз данных в вычислительных системах/.Сарин. - М.: Мир, 2005.
9. Единая
система программной документации. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем.
Условные обозначения и правила выполнения. ГОСТ 19.701-90 (ИСО 5807-850). - М.:
Изд-во стандартов, 1999.
10. Тейсекъери С. Delphi 7.0 / С. Тейсекьери - Киев: Bhv, 2001.
11. Гофман В.Е. Delphi 7 - Наиболее полное руководство / В.Е. Гофман,
А.А. Хомоненко. - СПб.: БХВ - Санкт Петербург, 2000.
12. Мартин
Дж. Организация баз данных в вычислительных системах / Дж. Мартин. - М.: Мир,
2001
13. Михайлов Ф.С. Отопление и основы вентиляции / Ф.С.
Михайлов - М.: Наука, 2002.
14. Морозов
А.А. Экология человека: компьютерные технологии и безопасность оператора:
Экология и безопасность. // вестник экологического образования в России - 2003
№2.
15. СанПиН 2.2.2.542 - 96 / Госкомсанэпиднадзор России МОСКВА
1996.
16. СанПиН2.2.2/2.4.1340-03 / Госкомсанэпиднадзор России -
М., 2003.
. СНиП 21-01-97 / Пожарная безопасность зданий и
сооружений - М., 1997