|
Расчётные величины
|
Каталожные данные разъединителя типа РНД3.1-35/1000 У1
|
|
Uуст
= 35 кВ
|
Uн
= 35 кВ
|
|
Iмакс
=649 А
|
Iном
=1000 А
|
|
iy
=25.71 кА
|
iпр.с
=80 кА
|
|

|
|
5.
Выбор токоведущих частей
Определяем рабочие токи отходящих
линий в нормальном режиме сети, А
Определяем
предварительно экономически целесообразное сечение кабелей линий, мм
:
Где jэк - экономическая плотность тока, А/мм
(для кабеля с алюминиевыми жилами при Тм=5040 ч jэк
=1.2
Полученное сечение
округляем до ближайшего стандартного сечения 70 мм
Iдоп
таб =165А.
Выбранное сечение
проверяем:
по допустимой токовой
нагрузке:
В послеаварийном режиме
< Iдоп таб =165А.
по условиям нагрева:
Длительно допустимый ток
по нагреву, А:
Где k1 - поправочный коэффициент, учитывающий число кабелей, лежащих
рядом в земле на температуру воздуха (kn=0.92
при n=2)
k2
- поправочный коэффициент на температуру земли (k2=1.06
при t=10°С)доп таб - длительно допустимый из условий нагрева ток
нагрузки
В нормальном режиме:
В послеаварийном режиме:
При сравнении
наибольшего тока в нормальном и послеаварийном режиме с длительно допустимым
током по нагреву выполняется неравенство и следовательно выбранные кабели
удовлетворяют условию допустимого нагрева.
по термической
стойкости:
Тепловой импульс, кА
∙с:
Вк=22.59
∙(0.155+0.05)=104.6
кА
∙с
Вк=22.59
∙(0.155+0.05)=104.6
кА
∙с
Минимальное сечение
проводника. мм
Где С - функция,
значение которой приведены в таблице 3-13 (С=94 для кабелей с алюминиевыми
сплошными жилами и бумажной изоляцией).
Так как
,
принятое сечение не проходит по термической стойкости, поэтому выбираем кабель
ААШв 3
240,
но проверяем его температуру при К.З. с учётом недогрузки в нормальном режиме,
°С:
Где
-
температура окружающей среды,°С;
- длительно допускаемая
температура проводника,°С (для кабелей 10 кВ-
=60°С;
- номинальная
температура окружающей среды,°С (для земли
=15°С).
По кривой на рис 3-46
находим fн=13°С
Чему соответствует по
кривой рис. 3-46
=80°С<
=200°С
(см. таблицу 3-11). Таким образом, кабель 3
240 мм
проходит по термической стойкости.
5.1 Выбор токоведущей
связи и сборных шин РУ НН
Сборные шины РУ-10 кВ и
ошиновку выполняем жесткими прямоугольными алюминиевыми шинами.
Выбор сечения шин по
допустимому длительному току.
Выбранные шины должны
удовлетворять условиям нагрева при максимальных нагрузках ремонтного и
послеаварийного режима:
Где
-
допустимый ток на шины выбранного сечения с учётом поправки при расположении
шин плашмя или температуре охлаждающей среды, отличной от принятой
=25°С,
А:
-наибольший ток
ремонтного или послеаварийного режима, А:
Где
-
допустимый ток по таблице П 3-2 при температуре охлаждающей среды
=25°С,
А:
- действительная
температура охлаждающей среды,°С (среднемесячная температура жаркого месяца°С
=+30°С).
Выбираем однополюсные
шины (120
10)
мм
=2070
По условию нагрева шины
проходят:
=1946А
=1925А
Проверка шин на
термическую стойкость:
Определяем температуру
шин до к.з.,°С:
По кривой на рис 3-46
находим fн=80°С, тогда Вк=35
∙(0.155+0.01)=202
кА
∙с
Чему соответствует по
кривой рис. 3-46
=100°С<
=200°С
(см. таблицу 3-11). Таким образом, шины проходят по термической стойкости.
Проверка шин на
электродинамическую стойкость.
Проверка шин на
динамическую стойкость сводится к механическому расчёту шинной конструкции при
к.з. Механический резонанс будет исключён, если частота собственных колебаний
шинной конструкции будет меньше 30 и больше 200 Гц.
Длина пролёта между
изоляторами для алюминиевых шин, м:
Где f0 - частота собственных колебаний шинной конструкции, Гц;
J
- момент инерции поперечного сечения шины относительно оси, перпендикулярной
направлению изгибающей силы, см
q
- поперечное сечение шины, см
При расположении шин на
изоляторах «плашмя»:
Длина пролёта при
частоте собственных колебаний шинной конструкции меньше 30 Гц:
Длина пролёта при
частоте собственных колебаний шинной конструкции больше 200 Гц:
Принимаем длину пролёта l=1.7 м
Механический расчёт.
Наибольшее удельное
усилие при трёхфазном к.з., Н/м:
Где iуд - ударный ток трёхфазного короткого замыкания в точке К-2
kф
- коэффициент формы;
а - расстояние между
осями полос, м
Изгибающий момент, Н∙м:
Момент сопротивления
шин, см
:
Напряжение в материале
шин при действии изгибающего момента:
Шины механически прочны,
если
Где
-
допустимое механическое напряжение в материале шин (см. таблицу 4-3 для
алюминиевых шин марки АДО
=41.2
МПа
Условие выполняется,
следовательно, шины механически прочны.
5.3
Выбор токоведущей связи и сборных шин РУ ВН
В РУ 110 кВ применяются гибкие шины,
выполненные проводами АС. Согласно ПУЭ сборные шины в пределах открытых РУ по
экономической плотности тока не выбираются, принимаем сечение по допустимому
току при максимальной нагрузки на шинах, А:
Выбираем провод марки
АСО-400/22,
=830
А
Фазы расположены
горизонтально с расстоянием между фазами D=300 см; d=26.6 мм; радиус провода
=13.3
мм=1.33 см
Проверка шин на
схлестывание не производится, так как мощность
при 4000 МВ∙А
Проверка на термическое
действие тока КЗ не производится, так как шины выполнены голыми проводами на
открытом воздухе.
Проверка по условиям коронирования
в данном случае могла бы не производится, так как согласно ПУЭ минимальное
сечение воздушных линий 110 кВ 70 мм
. Учитывая, что на ОРУ
110кВ расстояние между проводами меньше, чем на воздушных линиях, проведём
проверочный расчёт.
Начальная критическая
напряженность:
Где Е0 - начальная
критическая напряженность электрического поля, кВ/см;
m
- коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности провода;
- радиус провода, см
Напряжённость
электрического поля около поверхности нерасщеплённого провода:
Где U - линейное
напряжение, кВ;- расстояние между соседними фазами, см.
При горизонтальном
расположении проводов напряжённость на среднем проводе примерно на 7% больше
величин Е и Е0. Провода не будут коронировать, если наибольшая напряжённость не
более 0.9Е0. Условие образования короны можно записать:
Таким образом, провод
АСО-400/22 по условиям коронирования проходит.
Токоведущие части от
выводов 110 кВ ТП до сборных шин выполняем гибкими проводами. Сечение выбираем
по экономической плотности тока, мм
:
.
Принимаем провод
АСО-400/22, наружный диаметр d=26.6 мм
Допустимый ток, А:
=830
А
Проверяем провода по
допустимому току:
=830 А
Проверка на термическое
действие тока не производим. Проверку на коронирование также не производим, так
как выше было показано, что провод АСО-400/22 не коронирует.
5.4
Выбор токоведущей связи и сборных шин РУ СН
В ОРУ-35 кВ сборные шины выполняем
алюминиевыми шинами круглого сечения.
Выбор сечения шин по допустимому
длительному току.
Наибольший ток. А:
Выбираем алюминиевые
шины трубчатого сечения
=1340
А d=54 мм; d=60
мм
Фазы расположены
горизонтально с расстоянием между фазами D=150 см.
Проверка на термическое
действие тока КЗ не производится, так как шины не имеют изоляции и выполнены на
открытом воздухе.
Для жёстких шин проверка
на корону не производится.
Момент сопротивления
шин, см
=41.2 МПа
Условие выполняется
следовательно шины механически прочны.
Токоведущие части от
трансформатора до РУ выполняем гибкими проводами.
Выбираем провод марки
АСО-240/32,
=610
А d=21.6 мм
Проверка шин на
схлёстывание не производится.
Проверка на термическое
действие тока КЗ не производится, так как шины выполнены голыми проводами на
открытом воздухе.
Проверка по условиям
коронирования:
Напряжённость
электрического поля около поверхности нерасщеплённого провода:
Таким образом провод
АСО-240/32 по условиям коронирования проходит.
6.
Выбор средств ограничения токов к.з.
Максимальный уровень токов к.з. для
сетей и выше ограничеваются параметрами выключателей, трансформаторов, проводников
и другого оборудования, условиями обеспечения энергосистемы. В настоящее время
разработан комплекс мер, который позволяет регулировать уровни токов к.з.,
ограничивать их при развитии электроустановок. Однако применение таких средств
не является самоцелью и оправдано только после специально технико-экономических
обоснованиях.
На электрических станциях и в сетях
различного напряжения для ограничения токов к.з. используют:
а) раздельную работу частей
электроустановки (деление или секционирование сети). В месте секционирования
образуется так называемая точка деления сети, что позволяет уменьшить токи к.з.
в 1,5-2 раза. Секционирование обычно влечёт за собой увеличение потерь
электроэнергии в ЛЭП и в трансформаторах в нормальном режиме работы, так как распределение
потоков мощности при этом может быть не оптимальным. Поэтому решение о
секционировании должно приниматься после технико-экономического обоснования.
б) секционные и линейные реакторы.
Реакторы служат для ограничения
токов к.з. в мощных электроустановках, а также позволяют поддерживать на шинах
определённый уровень напряжения при повреждении за реакторами.
Основная область применения
реакторов - электрические сети напряжением 6-10 кВ. Иногда токоограничивающие
реакторы используются в установках 35 кВ. и выше, а также при напряжении ниже
1000 В.
в) трансформаторы с расплетённой
обмоткой низкого напряжения.
Заключение
В ходе курсового проекта провели
выбор и инженерное согласование силового оборудования и электрических нагрузок,
определили параметры элементов схемы замещения электрической системы для
расчета тока трехфазного короткого замыкания. Преобразовали схему замещения к
простейшему виду относительно точки короткого замыкания.
Список литературы
подстанция трансформатор замыкание
высоковольтный
1. Гук, Ю.Б. Проектирование электрической части станций и
подстанций / Ю.Б. Гук, В.В. Кантан. - Л.: Энергоатомиздат, 1985. - 312 с.
2. Каталог на выключатели.
. Липкин, Б.Ю. Электроснабжение промышленных предприятий и
установок. - М.: Высшая школа, 1975. - 360 с.
. Рожкова, Л.Д. Электрооборудование станций и подстанций /
Л.Д. Рожкова, В.С. Козулин. - М.: Энергия, 1980.
. Справочник по проектированию электроэнергетических систем
/ Под ред. С.С. Рокотяна и И.М. Шапиро. - М.: Энергоатомиздат, 1985.
. Справочник по электроснабжению промышленных предприятий /
Под общей ред. А.А. Фёдорова и Г.В. Сербиновского. - М.: Энергия, 1973.
. Электрическая часть станций и подстанций. Справочные
материалы для курсового и дипломного проектирования / Под ред. Б.Н. Неклепаева.
- М.: Энергия, 1978.