Анализ абсолютных показателей финансовых результатов ОАО 'Кизлярхлебозавод'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,58 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ абсолютных показателей финансовых результатов ОАО 'Кизлярхлебозавод'

Содержание

Ведение

1. Цели и задачи анализа финансовых результатов предприятия, система показателей, используемая для анализа

2. Источники информации для проведения анализа

3. Общая характеристика ОАО "Кизлярхлебозавод"

4. Анализ состава и динамики прибыли до налогообложения

. Факторный анализ прибыли от реализации

. Анализ прочих доходов и расходов

7. Совершенствование анализа прибыли. Маржинальный анализ

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение


Финансовый результат деятельности предприятия характеризуется суммой полученной прибыли. Прибыль отражает финансовый результат от хозяйственной деятельности, полученный предприятием за отчетный период (в случае превышения доходов над расходами). Чем больше величина прибыли, тем эффективнее функционирует предприятие и тем устойчивее его финансовое состояние.

Увеличение прибыли является источником для самостоятельного финансирования, расширения производства, реализации программ социального и научно-технического развития. За счет прибыли выполняется часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Именно поэтому анализ финансовых результатов и поиск резервов увеличения прибыли являются основными из задач в любой сфере бизнеса.

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ формирования финансовых результатов деятельности и проведение анализа абсолютных показателей финансовых результатов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть цели и задачи анализа финансовых результатов;

2)      рассмотреть информационные источники анализа на предприятии;

)        изучить основные показатели, используемые для анализа финансовых результатов деятельности;

)        рассмотреть организационно-экономическую характеристику ОАО "Кизлярхлебозавод";

)        провести анализ:

- состава и динамики балансовой прибыли;

прибыли от реализации по факторам;

прочих доходов и расходов;

6) предложить эффективные пути по увеличению прибыли

Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО "Кизлярхлебозавод".

Предметом исследования - финансовые результаты деятельности организации.

 

1. Цели и задачи анализа финансовых результатов предприятия, система показателей, используемая для анализа


Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются показателями полученной прибыли и уровня рентабельности. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, создающие основу экономического развития фирмы. Последние получают прибыль главным образом от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов деятельности: сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фондовых и валютных биржах и т.д.

Прибыль - часть чистого дохода предприятия, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше рентабельной продукции реализует предприятие, тем больше оно получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты следует изучать в тесной связи с показателями использования и реализации продукции.

Получение прибыли является основной целью деятельности любого хозяйственного субъекта. С одной стороны, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия, т.к. она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, т.к. прибыль - основной источник производственного и социального развития предприятия. С другой стороны, она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте сумм прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство.

Объем реализации, прибыль, рентабельность зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Чем больше прибыль и выше рентабельность, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

Цели анализа - определить реальную величину чистой прибыли, стабильность основных элементов балансовой прибыли, тенденции их изменения и возможности использования для прогноза прибыли, оценить "зарабатывающую" способность предприятия. [9]

Основной целью финансового анализа является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

Основные задачи анализа финансовых результатов деятельности:

систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получения прибыли;

определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;

оценка работы предприятия по использования возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;

разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

К абсолютным показателям анализа относится прибыль:

прибыль от реализации продукции, товаров, услуг - разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;

маржинальная прибыль - разность между нетто-выручкой и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;

Прибыль (убыток) до налогообложения - финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой, инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы;

налогооблагаемая прибыль - разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на прибыль (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством;

чистая (нераспределенная) прибыль - прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

капитализированная (реинвестированная) прибыль - часть распределенной прибыли, направляемая на финансирование прироста активов, то есть фонд накопления;

потребляемая прибыль - часть прибыли, расходуемая на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы;

полная себестоимость - отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы);

собственный капитал - капитал, который на протяжении всего времени существования предприятия принадлежит ему как юридическому лицу;

долгосрочные обязательства - обязательства предприятия, срок погашения по которым превышает 12 месяцев;

прочие доходы (расходы) - доходы (расходы), полученные предприятием по прочим операциям, связанным с текущей, финансовой и инвестиционной деятельности;

совокупные активы - представляют собой сумму внеоборотных и оборотных активов; оборотные активы - часть средств производства, которые единожды участвуют в производственном процессе и свою стоимость сразу и полностью переносят на произведенную продукцию;

внеоборотные активы - к ним относят: основные средства, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, стоимость оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки. [10]

2. Источники информации для проведения анализа

Основными источниками информации для анализа финансовых результатов деятельности служат данные аналитического бухгалтерского учета по счетам реализации, а также "Бухгалтерский баланс", "Отчет о прибылях и убытках" и другие источники.

Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки активов хозяйства и источников их образования на определенную дату в денежной оценке. Как элемент метода бухгалтерского учета он характеризуется следующими особенностями.

Активы хозяйства и источники их образования представлены раздельно: экономические ресурсы - в активе, а источники - в пассиве. Итог актива баланса всегда равен итогу пассива баланса:

Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое состояние (положение) организации по состоянию на отчетную дату.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла (если он превышает 12 месяцев). Все остальные активы и обязательства показывают как долгосрочные.[9]

При составлении бухгалтерского баланса организация обязана придерживаться принятых ею его содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса и пояснений к нему допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

Показатели по отдельным видам активов, обязательств, доходов и расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе общей суммой с раскрытием в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу, если каждый из этих показателей в отдельности не существенен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Отчет о прибылях и убытках должен содержать следующие числовые показатели:

выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и других обязательных платежей (нетто-выручка);

себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов);

валовая прибыль;

коммерческие расходы (расходы на продажу);

управленческие расходы;

прибыль / убыток от продаж;

проценты к получению;

проценты к уплате;

доходы от участия в других организациях;

прочие доходы;

прочие расходы;

прибыль / убыток от обычной деятельности;

чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)).


ОАО "Кизлярхлебозавод" основан в 1965 году, как государственное предприятие, расположенное на территории города Кизляра и 18.05.1994г. решением Администрации города Кизляра за №147 преобразован в акционерное общество открытого типа.

Предприятие рассчитано на 5 печей ФТЛ - 2, но в настоящее время в рабочем состоянии находится 3 печи ФТЛ - 2,две на первом этаже в пекарном помещении для выпечки хлебных изделий, и одна печь на втором этаже в помещении для выпечки булочных изделий.

В булочном цехе находится линия по выпечки французской булочки и электро - жарочные шкафы для выпечки кондитерских изделий.

На предприятии 88 рабочих мест, 60 рабочих мест по производству продукции и 28 рабочих муста в торговой сети.

Предприятие работает круглосуточно. Выпекается 4 наименования хлебных изделий, 15 наименований булочных и сдобных изделий и 11 наименований мучнистых кондитерских изделий. Суточный выпуск в среднем составляет хлеба - 5,4 тонн, 0,3 - булочных, 0,08 - кондитерских изделий.

Реализуется продукция на территории города торговым предприятием, бюджетными организациями.

Предприятием была построена сеть фирменных магазинов, приобретен транспорт для доставки готовой продукции и сырья. Все это позволило сохранить коллектив.

Предприятие пережило трудное время, в настоящее время наметился экономический рост.

Увеличение объемов производства, это результат слаженной работы руководства и коллектива, и конечно наших передовиков производства и ветеранов.

Кизлярский хлебозавод - это предприятие, которое вот уже на протяжении семи десятилетий радует своей продукцией жителей города Кизляра и прилежащих районов, Бабаюртовского, Кизлярского и Тарумовского. Не случайно сказано радует, потому что слава о кизлярских хлебопеках известна всему Дагестану и даже за его пределами.

Вкус Кизлярского хлеба сохранили и помнят все жители, кто выехал за пределы города. И все это благодаря тому, что коллектив на предприятии стабильный, стаж многих работников исчисляется не одним десятком лет. На предприятий работают более 40 человек ветеранов производства, все это помогает сохранить основные производственные навыки, качество продукции, помогает выживать предприятию в условиях конкуренцию

Особенно тяжелый период работы был для предприятия, когда наыалась перестройка экономических отношений в стране.

Если ранее предприятие обеспечивало хлебобулочными изделиями весь город Кизляр, районы: Тарумовский, Кизлярский, Бабаюртовский, Кочубеевский и даже город Южно - Сухокумск, и реализовывалось до 50 тонн продукции, то с переходом на свободные отпускные цены, появилось множество пекарен, которые стали серьезными конкурентами на рынке сбыта. Реализация хлебобулочных изделий на предприятии резко снизилась.

Руководством предприятия были приняты основные стратегические направления для сохранения предприятия:

1. Был приобретен спец. транспорт по доставке продукции, что позволило сократить и удешевить продукцию.

2.      Построены фирменные магазины в количестве 23 единиц, появилась заинтересованность коллектива в реализации собственной продукции.

.        Приобретается новое оборудование для выпечки батонов и мелкоштучных булочных изделий.

.        Произведена газификация предприятия, благоустроена территория предприятия.

.        Обновление ассортимента выпускаемой продукции, освоен выпуск кондитерских изделий.

Все эти мероприятия помогли выжить предприятию, сохранить коллектив. Поддержать марку выпускаемой продукции и поднять объемы производства.

Стабильно работающее предприятие всегда надежно для горожан. Это было замечено и в годы не стабильной обстановки в Республики Ичкерии, когда чеченские боевики напали на город Кизляр. Однако наше предприятие не остановило свою работу. Рабочие, специалисты и мастера, которые отстояли уже смену по 12 часов, не ушли в этот день 9 января 1996 домой, ток как нужно было печь хлеб и кормить горожан. И они работали еще смену, чтобы не оставить горожан без хлеба. Отправлялся хлеб в тот трагический день захваченным в плен горожанам, воинским частям, которые располагались на данный период на территории города, получали хлеб на нашем предприятии. Предприятие обеспечивало своей продукцией беженцев и переселенцев, своим транспортом доставляли хлеб переселенцам Хасавюртовского района и в район Махачкалы.

Коллектив предприятия всегда с пониманием относится ко всем проблемам, которые возникают в городе. Предприятие принимает активное участие во всех городских мероприятиях, оказывая финансовую помощь и их организации. Были выделены предприятием денежные средства на строительство мечети в городе Кизляре и в районе храма "Георгия Победоносца", строительство памятника "Память" в городском парке. Оказывается спонсорская помощь спортивным организациям для организации чемпионатов. Предприятие является шефами школы №5, оказывая ей постоянную финансовую помощь в ремонте здания и приобретении учебного материала, оснащении учебными пособиями.

Коллектив старается работать слаженно, чтобы выполнять поставленные руководством задачи. В последние годы наметилась устойчивая тенденция к росту объемов производства, как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

В настоящее время предприятие бесперебойно обеспечивает качественными хлебобулочными изделиями население города Кизляра, детские дошкольные учреждения здравоохранения.

Предприятие работает рентабельно и является одним из доноров городского бюджета.

мая 1994 года предприятие акционировалось по второму варианту плана приватизации. Все эти преобразования положительно сказались на хозяйственной деятельности предприятия, это результат слаженной работы руководства и коллектива и конечно наших передовиков производства и ветеранов.

Для производства окон хлебобулочных изделий заключены договора со следующими основными поставщиками и подрядчиками:

ООО "Терек" - поставщик муки;

ООО "Колос" - поставщик муки;

ООО "Меркурий" - поставщик муки.

Оценивается уровень обслуживания клиентов, количество неотправленной продукции, стоимость неотправленной продукции, стоимость запасов и отношение к ним устаревших позиций, сумма отклонений продаж, продуктивность склада, расходы на перемещение единицы продукции, средняя длительность погрузочно-разгрузочных работ, длительность простоев и их стоимость.

Деятельность предприятия характеризуется экономическими показателями, представленными в таблице 1.

Таблица 1 Основные экономические показатели деятельности ОАО "Кизлярхлебозавод" за 2010- 2011 гг.

Наименование показателя

2010 год

2011 год

Изменение




 (+/-)

 в %

1. Выручка от реализации продукции, млн. руб.

2975,6

3261,4

+286,2

+9,7

3. Численность работников ППП, чел.

107

88

-19

-17,8

4. Производительность труда 1 работника ППП, млн. руб.

27,8

37,1

+9,3

+33,5

5. Прибыль (убыток) до налогообложения, млн. руб.

236,1

289,2

+53,1

+22,5

6. Себестоимость продаж

2673

2887

+214

-8

7. Валовая прибыль (убыток)

302,6

347,4

+44,8

+14,8

8. Затраты на 1 рубль произведенной продукции, коп.

0,86

- 0,02

-2,3

9. Рентабельность основной деятельности, %

10,2

10,7

+0,5

+4,9


Из таблицы 1 видно, что выручка от реализации в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 286,2 млн. руб. или 9,7%, что оценивается положительно, поскольку связано с увеличением физического объема производства. Это тоже, в свою очередь, оценивается положительно, так как свидетельствует о повышении спроса на продукцию.

Среднесписочная численность работников уменьшилась в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 19 человек или 17,8 %, а производительность труда 1 работника ППП увеличилась на 9,3 млн. руб. или 15,3%, что может быть связано с приобретением модернизированного оборудования, внедрением новых технологий.

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. также произошло увеличение и себестоимости продаж на 214 руб. или 8 %, что может быть связано с ростом различных доплат - за сверхурочные работы, оплата простоев не по вине работников и др. И это оценивается отрицательно.

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. произошло увеличение прибыли до налогообложения на 53,1 млн. руб. или 22,5%, что связано с ростом выручки от реализации.

Также в 2011 г. произошло валовой прибыли по сравнению с 2010 г на 44,8 млн. руб. или 14,8 %, что связано с ростом выручки от реализации.

Одним из положительных моментов 2011 г. является также уменьшение затрат на 1 рубль товарной продукции на 2,27% и увеличение рентабельности основной деятельности на 21,4%, что оценивается положительно, поскольку свидетельствует о повышении эффективности использования имеющихся на предприятии ресурсов.

Итак, по сравнению с 2010 г. деятельность предприятия в 2011 г. характеризуется наличием большого количества положительных тенденций его развития.

 

. Анализ состава и динамики прибыли до налогообложения


Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль до налогообложения. Прибыль до налогообложения - сальдо доходов и расходов всех видов деятельности предприятия. Балансовая прибыль в соответствии с "Отчетом о прибылях и убытках" формируется за счет доходов по обычным видам деятельности и прочим доходам.

Прибыль или убыток от продаж формируется следующим образом:

ПР = ВП - коммерческие расходы - управленческие расходы

Валовая прибыль в свою очередь определяется по формуле

ВП=Выручка - нетто - себестоимость проданных товаров

Прибыль, связанная с прочими видами деятельности определяется по формуле:

ПП =% к получению -% к уплате + доходы от участия в других организациях + прочие доходы - прочие расходы

Результаты анализа прибыли до налогообложения ОАО "Кизлярхлебозавод" отражены в таблице 2.

Таблица 2 Анализ состава и динамики прибыли до налогообложения ОАО "Кизлярхлебозавод" за 2010 - 2011 гг.

Наименование показателя

2010 год

2011 год

Изменение




 (+/-)

 в %

Выручка от реализации продукции, млн. руб.

2975,6

3261,4

+286,2

+9,7

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

2673

2887

+214

-8

Валовая прибыль

302,6

347,4

+44,8

+14,8

Коммерческие расходы

20,6

35,2

+14,6

+70,9

Управленческие расходы

-

-

-

-

Прибыль (убыток) от продаж

282

339,2

+57,2

+20,3

Проценты к получению

13,6

19,2

+5,6

+41,2

Проценты к уплате

29,8

12,9

-16,9

-56,7

0,043

0,085

+0,042

+97,7

Прочие доходы

145,2

93,9

-51,3

-35,3

Прочие расходы

174,9

150,2

-24,7

-14,1

Прибыль до налогообложения

236,1

289,2

+53,1

+22,5


Анализ показал, что в 2011 г. по сравнению с 2010 г. прибыль до налогообложения увеличилась на 53,1 млн. руб. или 22,5%. Это оценивается положительно.

Причиной увеличения прибыли до налогообложения стало увеличение доходов от участиях в других организациях на +0,042 млн. руб. или 97,7%. Это свидетельствует о том, что предприятие может получать доходы не только за счет обычных видов деятельности, но и других источников., в связи с этим так же увеличились проценты к получению на 5,6 млн. руб. или на 41,2%также положительно сказалось увеличение выручки от реализации продукции на 286,2 млн. руб. или на 9,7%

Однако отрицательно на прибыль до налогообложения отразилось увеличение себестоимости продукции на 214 млн. руб. или 8%, поскольку говорит о снижении эффективности использования имеющихся на предприятии ресурсов.

Также отрицательно сказалось уменьшение прочих доходов в 2011 году на 51,3 млн. руб. или на 35,3 %

Анализ прибыли до налогообложения проводится с помощью факторного, вертикального, горизонтального и трендового анализа.

Трендовый анализ изучает показатели прибыли до налогообложения за ряд лет с определением тренда, т.е. основной тенденции развития. На основании горизонтального анализа прибыли до налогообложения устанавливается отклонение и принципы отклонений по различным источникам прибыли.

Вертикальный (структурный) анализ определяет структуру прибыли до налогообложения с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом,

 

. Факторный анализ прибыли от реализации


Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является балансовая прибыль (прибыль до налогообложения). В структуре балансовой прибыли наибольший удельный вес приходится на прибыль от реализации, именно поэтому данный показатель рассматривается более подробно.

На изменение прибыли от продаж оказывают влияние следующие факторы:

1) изменение отпускных цен на продукцию предприятия;

2)      изменение себестоимости реализованной продукции;

)        изменение физического объема реализованной продукции;

)        изменение структуры реализованной продукции.

Для установления влияния этих факторов необходимо пересчитать выручку от реализации отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимости фактического объема реализации и по себестоимости базисного периода.

Прибыль от реализации определяется по формулам:

Прп = Врп - Срп,

Прп =(∑ q1 * Ц1i)- (∑ q1 * С1i), где

Врп (∑ q1 * Ц1i) - выручка от реализации;

Срп (∑ q1 * С1i) - себестоимость реализованной продукции

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации ОАО "Кизлярхлебозавод" за 2010 -2011 годы представлены в таблице 3.

Таблица 3 Данные анализа прибыли от реализации ОАО "Кизлярхлебозавод" за 2010 - 2011 гг.

Показатели

2010 год

по ценам 2011 года и себестоимости 2010 года

2011 год

1. Выручка от реализации продукции

2975,6

3229,1

3261,4

2. Полная себестоимость реализованной продукции

2673

2858,4

2887

3. Прибыль от реализации продукции

302,6

370,7

347,4


Изменение прибыли от реализации в 2011 г. по сравнению с 2010 г. определяется по формуле:

ΔП = П1 - П0, где

ΔП - изменение прибыли от реализации;

П0 - прибыль от реализации за 2010 год;

П1 - прибыль от реализации за 2011 год.

ΔП = 347,4 -302,6= +44,8 (млн. руб.)

Проведем факторный анализ прибыли от продаж по рассмотренной выше методике.

Так, на увеличение прибыли от продаж ОАО "Кизлярхлебозавод" в 2011 году по сравнению с 2010 годом оказали влияние следующие факторы:

1)   изменение цен на продукцию предприятия, которое определяется по формуле:

ΔПр = ∑ q1 * p1 - ∑ q1 * p0, где

Δ Пр - изменение прибыли от реализации за счет изменения отпускных цен на продукцию предприятия;

∑ q1 * p1 - выручка от реализации за 2011 г.;

∑ q1 * p0 - выручка от реализации за 2011 г. по ценам 2010 г.

ΔПр = 3261,4 - 3229,1 = 32,3 (млн. руб.)


ΔПс = -( ∑ q1 * c1-∑ q1 * c0),

где Δ Пс - изменение прибыли от реализации за счет изменения себестоимости реализованной продукции;

∑ q1 * c1 - полная себестоимость реализованной продукции за 2011 г.;

∑ q1 * c0 - себестоимость реализованной продукции за 2011 г. по ценам 2010 г.

ΔПс = - (2887 - 2858,4) = - 28,6 (млн. руб.)

3) изменение физического объема реализации определяется по формуле

ΔПq = П0*(Iq- 1),

где Δ Пq - изменение прибыли от реализации за счет изменения физического объема реализации;

Iq - коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам.

Коэффициент роста объема реализации определяется по формуле:

 = (∑ q1 * p0) /( ∑ q0 * p0), (13)

где ∑ q0 * p0 - объем реализации в оценке по отпускным ценам

 = 3229,1 / 2975,6 = 1,085

ΔПq = 302,6* (1,085 - 1) = +25,7 (млн. руб.)

4) изменение прибыли от продаж за счет изменения структуры реализованной продукции определяется по формуле:

ΔПстр = ,

где ΔПстр - изменение прибыли от продаж за счет изменения структуры реализованной продукции;

П/0 - прибыль от реализации в 2011 г. в ценах и себестоимости 2010 г.

ΔПстр = (370,1/3229,1 - 302,6/2975,6)* 3229,1 = 0,012*3229,1=38,8 млн. руб

Проверка произведенных расчетов осуществляется балансом факторов по формуле:

ΔП = ΔПр + ΔПс + ΔПq + ΔПстр;

ΔП = 32,3 + (- 28,6) + 25,7 + 38,8 = 68,2 (млн. руб)

Анализ показал, что прибыль от реализации в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 68175,53 млн. руб. или 45,2%.

Основной причиной увеличения прибыли от реализации стало изменение структуры реализованной продукции, что позволило получить дополнительно 38748,9 млн. руб. или 12,8% прибыли, что оценивается положительно, так как свидетельствует об увеличении доли высокорентабельной продукции в общем объеме производства.

Также на рост прибыли от реализации оказало влияние увеличение отпускных цен на продукцию предприятия, что позволило дополнительно получить 32291,5 млн. руб. или 10,7%, что оценивается положительно, поскольку связано с повышением спроса на продукцию предприятия, изменение физического объема реализации увеличило плановую прибыль на 25719,3 млн. руб. или 8,5%.

Однако увеличение затрат на производство и реализацию продукции уменьшило предполагаемый объем прибыли на 28584 млн. руб. или 9,1%, что оценивается отрицательно, поскольку говорит о снижении эффективности использования имеющихся на предприятии ресурсов.

 

. Анализ прочих доходов и расходов


Цель анализа прочих доходов и расходов - выявление путей увеличения доходов и снижения расходов.

Прочие доходы и расходы отражают, прежде всего, результаты от инвестиционной, финансовой деятельности организации и от операций с имуществом организации.

Доходы от инвестиционной деятельности (кроме вложений во внеоборотные активы) образуются на предприятии, если оно имеет финансовые вложения в ценные бумаги, уставные капиталы других организаций, либо принимает участие в совместной деятельности. Расходы по финансовой деятельности, связанной с увеличением собственного каптала (за счет выпуска и размещения акций и иных долевых бумаг) и заемных средств (в результате получения кредитов, займов и др.) указываются в строке "Проценты к уплате" Отчета о прибылях и убытках.

Результаты от операций с имуществом (продажи, передачи во временное пользование, ликвидации и др.) отражается в строках "Прочие доходы" и "Прочие расходы" Отчета о прибылях и убытках.

В таблице 4 представлены результаты анализа прочих доходов и расходов.

Анализ прочих доходов и расходов показал, что в 2010 г. и в 2011 г. по прочим операциям, связанным с текущей, инвестиционной и финансовой деятельностью, организация получила убытки, и в 2011 г. они увеличились на 4,4 млн. руб. или 9,7%.

Основной причиной образования этих убытков может быть снижение качества и потребительских свойств основных средств вследствие их длительного и небрежного хранения.

Таблица 4 Анализ прочих доходов и расходов ОАО "Кизлярхлебозавод", млн. руб.

Наименование показателя

2010 год

2011 год

Изменение




 (+/-)

 в %

1. Проценты к получению

13,6

19,2

+5,6

+41,2

2. Проценты к уплате

29,8

12,9

-16,9

-56,7

3. Доходы от участия в других организациях

0,043

0,085

+0,042

+97,7

4. Прочие доходы

145,2

93,9

-51,3

-35,3

5. Прочие расходы

174,9

150,2

-24,7

-14,1

Прибыль (убыток) от прочей деятельности

-45,5

-49,9

+4,4

+9,7


7.      Совершенствование анализа прибыли. Маржинальный анализ

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Он был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее - А.П. Зудилиным.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

·        безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

·        зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

·        необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

·        критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

·        критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

Основные этапы анализа

1.      Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.

2.      Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.

.        Расчет величины исследуемых показателей.

.        Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей, факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

.        Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

.        Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

·        необходимость деления издержек на две части - переменные и постоянные;

·        переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

·        постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

·        тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

·        эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

·        пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.

Одним из самых простых и эффективных методов маржинального анализа с целью оперативного, а также стратегического планирования является анализ "издержки - объем - прибыль", который позволяет отследить зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства.

Маржинальный анализ включает в себя анализ безубыточности, который позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности - это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки) либо сокращением постоянных издержек.

Идеальные условия для бизнеса - сочетание низких постоянных издержек с высокой валовой маржой. Маржинальный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда - в увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками.

Анализ прибыли производится с целью определения реальной величины чистой прибыли и ее качества, стабильности основных элементов балансовой прибыли, тенденций их изменения и возможности использования для прогноза прибыли, "зарабатывающей" способности предприятия. Для достижения этих целей в процессе анализа по показателям прибыли, используемым в хозяйственной практике, изучаются: выполнение плана (проекта, прогноза) и динамика; факторы их формирования; резервы роста; направления, пропорции и тенденции распределения прибыли.

В процессе анализа дается оценка плана (прогноза) прибыли. Результаты анализа используются и для выбора наилучшего варианта инвестиций, развития предприятия с учетом перспектив.

По результатам анализа разрабатываются конкретные рекомендации по наиболее эффективному использованию заработанной прибыли, выявленных резервов ее роста. Анализ должен дать ответ и на вопросы о влиянии на прибыль нарушения договорной, технической, технологической, финансовой дисциплины.

Источниками информации для анализа прибыли являются учетные данные, формы (расчеты) плана экономического и социального развития или бизнес-плана по формированию прибыли и др.

Прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от продажи по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.

Маржинальный анализ предприятия позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы. Он должен ответить на вопрос: каковы источники и суммы денежных средств, которыми располагает фирма, на какие цели и нужды они расходуются?

В рамках анализа оценивается эффективность использования денежных ресурсов, капитала. Обязательный раздел анализа - изучение состава и источников доходов и направлений расходов фирмы, рассмотрение объемов продаж товаров и услуг, себестоимости реализованной продукции с выделением валовых, постоянных и переменных издержек. Должны быть выделены и оценены показатели прибыли и рентабельности, выявлены тенденции их динамики.

Анализ итогового баланса фирмы дает представление о ее финансовом положении на конец истекшего периода, оценку собственного капитала, его объемов, динамики и структуры.

Необходимая часть маржинального анализа - рассмотрение источников формирования и направлений использования денежных средств предприятия, оценка влияния движения этих средств на использование оборотного капитала.

 

Заключение


В современных рыночных условиях анализ финансовых результатов имеет немаловажное значение, поскольку прибыль как экономическая категория, характеризуя чистый доход, является основной целью деятельности любого коммерческого предприятия и обеспечивает его платежеспособность.

Функционирование предприятия независимо от видов деятельности и форм собственности в условиях рынка определяется его способностью приносить достаточный доход или прибыль. Прибыль предприятия характеризует эффективность его деятельности. Получение прибыли является непосредственной целью производства хозяйствующего субъекта в условиях рынка, так как она является основным источником финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающим его функционирование и развитие.

Для проведения анализа данной работы была рассмотрена деятельность ОАО "Кизлярхлебозавод" за 2010 - 2011 года.

По результатам курсовой работы можно сделать выводы о том, что прибыль до налогообложения увеличилась на 53,1 млн. руб. или 22,5%. Это оценивается положительно. Основной причиной увеличения прибыли до налогообложения стало увеличение доходов от участия в других организациях на 0,042 млн. руб. или 97,7%. Это свидетельствует о том, что предприятие может получать доходы не только за счет обычных видов деятельности, но и других источников.

Однако убытки по прочим операциям, полученные организацией в 2011 г., уменьшили прибыль до налогообложения, а именно на 5,7 млн. руб. или 71,13 %.

Прибыль от реализации в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 68,2 млн. руб. или 45,2 %. Основной причиной увеличения прибыли от реализации стало изменение структуры реализованной продукции, что позволило получить дополнительно 38,7 млн. руб. или 12,8% прибыли, что оценивается положительно, так как свидетельствует об увеличении доли высокорентабельной продукции в общем объеме производства.

Анализ прочих доходов и расходов показал, что в 2010 г. и в 2011 г. по прочим операциям, связанным с текущей, инвестиционной и финансовой деятельностью, организация получила убытки, и в 2011 г. они увеличились на 4 млн. руб. или 8,8%. Основной причиной образования этих убытков может быть снижение качества и потребительских свойств основных средств.

Несмотря на увеличение в 2011 г. по сравнению с 2010 г. финансовых результатов деятельности ОАО "Кизлярхлебозавод", для повышения эффективности ее деятельности в будущем можно предложить следующие мероприятия:

расширение производственных мощностей;

снижение себестоимости реализуемой продукции;

повышение эффективности использования производственных фондов;

совершенствование системы управления производством.

Список использованных источников

прибыль реализация маржинальный издержка

1. Федеральный закон о "Бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129 - ФЗ.

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 т. № 34н (с изм. и доп.)

3. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации (ПБУ 1/98).Утверждено Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 09.12.98 г.№ 60н.

4. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99). Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.99 г. № 32н.

5. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99).Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.99 г.№33н.

6. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99). Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.99 г. № 43н.

7. Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебное пособие для вузов / А.А. Канке, И.П. Кошевая - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 288 с.

8.      Любушин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст]: Учеб. пособие для вузов /. Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 471 с.

.        Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учеб пособие / Г.В. Савицкая - 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО "Новое знание", 2007. - 688 с.

.        Сергеев, И.В. Экономика предприятия [Текст]: Учеб. Пособие / И.В. Сергеев - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 304 с.

.        Смышникова, О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: Учебное пособие / О.В. Смышникова - Старый Оскол: ООО "ТНТ", 2011. - 212 с.

.        Пястолов, С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебник / С.М. Пястолов - М.: Мастерство, 2008. - 336 с.

13. Свободная электронная энциклопедия - Википедия [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org/wiki/Main_Page.

Похожие работы на - Анализ абсолютных показателей финансовых результатов ОАО 'Кизлярхлебозавод'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!