Анализ эффективности результатов деятельности на ОАО 'Лукойл'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    60,71 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ эффективности результатов деятельности на ОАО 'Лукойл'

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проведения анализа общей эффективности деятельности предприятия

1.1  Основные показатели анализа эффективности результатов деятельности предприятия

.2    Необходимость проведения оценки эффективности деятельности предприятия

.3    Факторы, влияющие на эффективность результатов деятельности предприятия

Глава 2. Анализ эффективности результатов деятельности на ОАО «Лукойл»

.1 Общая характеристика предприятия

.2 Оценка финансовых результатов деятельности предприятия

.3 Анализ рентабельности

Глава 3. Пути совершенствования формирования, распределения и использования прибыли

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Оценка показателей общей эффективности деятельности предприятия занимает важное место в управлении любым видом деятельности. А также заинтересованность ею возникает на разных уровнях управления экономикой - от владельцев частного предприятия до руководителей государства. Проблема эффективности решается на всех уровнях экономики от общества в целом до его отдельных предприятий (фирм) и их хозяйственных подразделений. Поскольку потребности общества безграничны, а ресурсы ограниченны, то возникает задача максимального удовлетворения потребностей путем лучшего, наиболее полного использования ресурсов.

Любое коммерческое предприятие предполагает основной целью извлечение прибыли. Необходимый уровень прибыли позволяет решать целый комплекс задач, обусловливающих как стабильность и эффективность данного бизнеса, так и создание материальной основы для реализации экономических функций государства (путем отчисления налогов). Соотнося прибыль и затраченные на ее получение ресурсы, можно судить об эффективности деятельности фирмы в целом. Недостаточный уровень прибыли приводит к динамичному перераспределению ресурсов в экономике.

Цель курсовой работы: оценка показателей общей эффективности деятельности предприятия.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

изучить сущность и виды эффективности;

рассмотреть общую и сравнительную экономическую эффективность;

изучить показатели рентабельности на предприятии.

В настоящее время оценка эффективности деятельности играет важную роль в работе любого предприятия, какой бы деятельностью оно не занималась. Актуальность данной темы продиктовано еще и тем, что оценка эффективности позволяет руководству предприятия вовремя выявить недочеты продукта или системы. И адекватно отреагировать на сложившуюся ситуацию. Также оценка общей эффективности дает руководству предприятия наглядное пособие как изменяется эффективность предприятия с применением того или иного решения руководства, и проследить как изменялась эффективность в начале периода и в конце.

В данной курсовой работе в первой главе рассмотрены сущность понятия "оценка показателей общей эффективности деятельности", теоретические основы проведения анализа, основные показатели проведения анализа, необходимость проведения оценки и факторы, влияющие на эффективность результатов деятельности предприятия. Во второй главе дан анализ эффективности результатов деятельности ОАО «Лукойл», а также дана общая характеристика предприятия, оценка ее финансовых результатов и анализ рентабельности. В третьей главе разработаны предложения, направленные на повышение эффективности результатов деятельности на предприятии.

Глава 1. Теоретические основы проведения анализа общей эффективности деятельности предприятия

1.1     Основные показатели анализа эффективности результатов деятельности предприятия

Основными показателями эффективности хозяйственной деятельности являются показатели рентабельности. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности - прибыльности или доходности его капитала, ресурсов или продукции.

Прибыль предприятия представляет собой абсолютный показатель финансовых результатов. Сравнение эффективности финансовой деятельности предприятий разных масштабов, производственного назначения и форм собственности проводится не в абсолютных, а в относительных показателях эффективности хозяйствования - показателях рентабельности. Это обусловлено тем, что абсолютная величина прибыли еще не дает полной качественной сравнительной характеристики производственной, коммерческой и финансовой деятельности тех или иных предприятий.

«Финансовые результаты деятельности организации оценивают в абсолютных и относительных показателях. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) является основным абсолютным показателем безубыточности функционирования организации.

Чистая прибыль - это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.

Результативность деятельности организации за ряд лет характеризует относительный показатель рентабельности (прибыльности), который может быть исчислен и проанализирован в динамике».

Показатель рентабельности - это важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

С точки зрения экономического анализа наличие прибыли в балансе организации менее важно, чем наличие достаточной суммы денежных средств для осуществления текущей деятельности и погашения обязательств перед кредиторами. Этот показатель имеет иное экономическое значение, чем показатель платежеспособности, и отличается подходами к его оценке.

Прибыльность означает жизнеспособность организации в долгосрочной перспективе, но никак не ее способность погашать долги. Организация может быть прибыльной, но неплатежеспособной, и наоборот.

Однако, исследование показателя прибыли во взаимосвязи с показателями выручки от продаж, затрат, активов, собственного акционерного (уставного) капитала представляет возможность оценить эффективность деятельности организации, привлечения дополнительного капитала и заемных средств. Показатели рентабельности (прибыльности) оценивают величину прибыли, полученной с каждого рубля средств, вложенных в активы и деятельность организации.

Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия. Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

показатели базирующиеся на затратном подходе, уровень которых определяется соотношением прибыли с затратами;

рентабельность отдельных видов продукции;

рентабельность операционной деятельности;

рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов;

рентабельность обычной деятельности.

Показатели характеризующие прибыльность продаж:

рентабельность продаж отдельных видов продукции;

общая рентабельности продаж.

Показатели, в основе которых лежит ресурсных подход:

рентабельность совокупных активов;

рентабельность операционного капитала;

рентабельность собственного капитала и др.

Рассмотрим наиболее важные финансовые коэффициенты рентабельности и деловой активности:

Обобщающие показатели эффективности деятельности предприятия в целом определяются сопоставлением объема всех средств предприятия и совокупного результата его деятельности.

К этим показателям относятся:

. Рентабельность всего капитала (активов) предприятия

Ра = П / А

Ра - рентабельность капитала;

П - прибыль;

А - капитал (активы) предприятия, т.е. совокупность всех средств.

. Оборачиваемость всего капитала (активов) предприятия

= Q / А

- оборачиваемость капитала;- объем реализованной продукции;

А - капитал.

.Затраты на 1 рубль товарной продукции. (Издержки на единицу реализованной продукции)

= U/ Q

- издержки на единицу реализованной продукции;- общие издержки;- объем реализованной продукции.

. Рентабельность производства

Р = П / Ф

Р - рентабельность производства;

П - прибыль;

Ф - среднегодовая стоимость основных и оборотных средств.

. Рентабельность продаж (Rпр.) - это коэффициент, показывающий, сколько прибыли приходится на рубль реализованной продукции. Он рассчитывается по формуле:


где В - выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ПР - прибыль от реализации продукции (работ, услуг).

Показатели рентабельности, рассчитываемые на основе прибыли, формируются на основе показателей прибыли, отражаемых в отчетности предприятия (рис. 1.1.).

 →  →

Рис.1.1. Показатели рентабельности, рассчитанные на основе прибыли (дохода).

Наиболее обобщающим показателем является рентабельность всего капитала, которая отражает прибыль предприятия на один рубль средств (всех видов ресурсов предприятия в денежном выражении независимо от их источника). Этот показатель называют также показателем окупаемости средств.

1.2    Необходимость проведения оценки эффективности деятельности предприятия

Принятие обоснованных, оптимальных управленческих решений невозможно без предварительного проведения всестороннего, глубокого экономического анализа деятельности организации. Такой анализ включает в себя: анализ рентабельности, анализ финансовой устойчивости, анализ финансового состояния.

Также нужно отметить что анализ финансово-хозяйственной деятельности играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в её управлении, в укреплении её финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.

Результаты проведенного экономического анализа используются для установления обоснованных плановых заданий. Показатели бизнес-планов устанавливаются исходя из фактически достигнутых показателей, проанализированных с точки зрения возможностей их улучшения. Это же относится и к нормированию. Нормы и нормативы определяются на основании ранее действовавших, проанализированных с точки зрения возможностей их оптимизации. Например, нормы расходования материалов на изготовление продукции должны устанавливаться с учетом необходимости их снижения без ущерба качеству и конкурентоспособности продукции. Следовательно, анализ хозяйственной деятельности способствует установлению обоснованных величин плановых показателей и различных нормативов.

Экономический анализ содействует повышению эффективности деятельности организаций, наиболее рациональному и эффективному использованию основных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, устранению излишних издержек и потерь, и, следовательно, проведению в жизнь режима экономии. Непреложным законом хозяйствования является достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Важнейшую роль в этом играет экономический анализ, позволяющий путем устранения причин излишних затрат минимизировать себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, максимизировать величину получаемой прибыли.

Анализ позволяет установить наличие или отсутствие у организации финансовых затруднений, выявить их причины и наметить мероприятия по устранению этих причин. Анализ также дает возможность констатировать степень платежеспособности и ликвидности организации и прогнозировать возможное банкротство организации в будущем. При анализе финансовых результатов деятельности организации устанавливаются причины убытков, намечаются пути устранения этих причин, изучается влияние отдельных факторов на величину прибыли, делаются рекомендации по максимизации прибыли за счет использования выявленных резервов ее роста и намечаются пути их использования.

Основная цель проведения анализа заключается в выявлении сильных и слабых сторон его деятельности, повышении эффективности работы хозяйствующего субъекта и поиске резервов для улучшения работы предприятия.

Для достижения целей анализа решаются следующие задачи:

постановка и уточнение целей и задач проведения анализа;

уточнение пользователей результатов анализа;

определение показателей и методов их оценки;

выявление и оценка факторов, влияющих на результаты;

отбор наиболее существенных факторов;

разработка плана мероприятий по усилению воздействия «позитивных» факторов и снижению воздействия «негативных» факторов;

разработка формы подготовки отчета и подачи материала для принятия управленческого решения.

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод что проведение оценки эффективности деятельности предприятия играет немало важную роль в деятельности любой организации. Благодаря такому анализу руководство организации может увидеть результат своей деятельности, если результат удовлетворительный то руководителям организации нужно будет поддержать выгодную тенденцию, если результат не удовлетворяет, то сделать выводы и искать решения создавшейся проблеме.

Также такой анализ организации позволяет увидеть, где в данный момент находится организация, какие экономические выгоды или убытки она может получить от проведения той или иной финансовой операции.

1.3    Факторы, влияющие на эффективность результатов деятельности предприятия

Фактор - это причина, движущая сила какого - либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты. Таким образом, изменяя составляющие процесса, можно воздействовать на само явление.

В основе всех экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия лежит технико-организационный уровень производства, т.е. качество продукции и используемой техники, прогрессивность технологических процессов, техническая и энергетическая вооруженность труда, степень концентрации, кооперирования и комбинирования, длительность производственного цикла и ритмичность производства, уровень организационного производства и управления. Техническая сторона производства непосредственно не является предметом экономического анализа. Но экономические показатели изучаются в тесном взаимодействии с технологией производства, его организацией.

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и обусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие - косвенно. Например, на величину валовой продукции непосредственное влияние оказывают такие факторы, как численность работающих и уровень производительности их труда. Все другие факторы воздействуют на этот показатель косвенно.

Каждое явление можно рассматривать как причину и как результат. Например, производительность труда можно рассматривать, с одной стороны, как причину изменения объема производства, уровня ее себестоимости, а с другой - как результат изменения степени механизации и автоматизации производства, усовершенствования организации труда и т.д.

Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Чем более детально исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества работы предприятий. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

Факторы в экономическом анализе могут классифицироваться по различным признакам. Так, факторы могут быть общими, т.е. влияющими на ряд показателей, или частными, специфическими для каждого показателя. Обобщающий характер многих факторов объясняется связью и взаимной обусловленностью, которые существуют между отдельными показателями.

Исходя из задач анализа эффективной деятельности важное значение имеет классификация факторов, деление их на внутренние (которые в свою очередь подразделяются на основные и неосновные) и внешние.

В зависимости от длительности их воздействия на экономические показатели можно выделить постоянные и переменные факторы. Первый вид факторов оказывает влияние на экономические показатели, которое не ограничено во времени. Переменные факторы воздействуют на экономические показатели лишь в течение определенного периода времени.

Факторы могут подразделяться на экстенсивные (количественные) и интенсивные (качественные) по признаку сущности их влияния на экономические показатели. Так, например, если изучается влияние на объем выпуска продукции трудовых факторов, то изменение численности рабочих будет являться экстенсивным фактором, а изменение производительности труда одного рабочего - интенсивным факторов.

Факторы, влияющие на экономические показатели, по степени их зависимости от воли и сознания работников организации и других лиц, могут подразделяться на объективные и субъективные факторы. К объективными факторам могут быть отнесены погодные условия, стихийные бедствия, которые не зависят от деятельности человека. Субъективные же факторы целиком и полностью зависят от людей. Подавляющее большинство факторов следует отнести к числу субъективных.

Вместе с тем во многих случаях при развитых производственных связях и отношениях на результаты работы каждого предприятия в значительной степени оказывает влияние деятельность других предприятий, например, равномерность и своевременность поставок товаров, их качество, стоимость, конъюнктура рынка, инфляционные процессы и др.

По степени воздействия на результаты деятельности предприятия факторы подразделяются на основные и второстепенные. К основным факторам относятся параметры, оказывающие решающее влияние на результативный показатель. Второстепенные же факторы не оказывают ключевого воздействия на результат. В экономическом анализе те признаки, которые характеризуют причину, носят название факторных, независимых. Те же признаки, которые, характеризуют следствие, принято называть результатными, зависимыми.

Совокупность факторных и результативных признаков, которые находятся в одной причинно-следственной связи, носит название факторной системы. Существует также понятие модели факторной системы. Она характеризует взаимосвязь между результативным признаком, обозначаемым как y, и факторными признаками, обозначаемыми как . Иными словами, модель факторной системы выражает взаимосвязь между обобщающим экономическим показателям и отдельными факторами, влияющими на этот показатель. При этом в качестве факторов выступают другие экономические показатели, представляющие собой причины изменения обобщающего показателя.

Модель факторной системы математически может быть выражена при помощи следующей формулы:


Где Y - результативный признак;

-факторные признаки.

По типу связи между показателями в финансовом анализе и анализе хозяйственной деятельности выделяют следующие типы факторных систем:

адаптивные модели (факторы входят в модель в виде суммы);

мультипликативные модели (факторы входят в модель в виде произведения);

кратные модели (y=:);

смешанные (факторы представлены в различных комбинациях.

Таким образом, итоговая величина какого - либо показателя зависит от множества различных факторов. Это позволяет влиять на результирующую величину путем воздействия на факторы системы, т.е. с помощью факторного анализа можно определить, на какие компоненты можно воздействовать, чтобы повлиять на результирующую величину, например выявить резервы роста рентабельности активов компании.

Глава 2. Анализ эффективности результатов деятельности на ОАО «Лукойл»

.1 Общая характеристика предприятия

Компания создана в апреле 1993 г. на основе государственного концерна Лангепас-Урай-Когалымнефтегаз. В 1995 г. постановлением правительства к ней были присоединены еще четыре добывающие компании и ряд сбытовых и сервисных предприятий. Сейчас в состав консолидированной группы ЛУКОЙЛ входят 24 предприятия, из них: 6 нефтегазодобывающих - ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", ОАО "ЛУКОЙЛ-Пермнефть", ЗАО "ЛУКОЙЛ-Пермь", ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжнскнефть", ОАО"ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть", ОАО "ЛУКОЙЛ-Астрахньморнефть"; 2 нефтеперерабатывающих завода - ООО"ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" и ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез", нефтесбытовые и сервисные предприятия. (См. Схему 1.) Кроме того, ЛУКОЙЛУ принадлежит более 100 дочерних компаний и совместных предприятий, не входящих в консолидированную группу. ЛУКОЙЛ владеет крупнейшими запасами нефти и газа в мире среди частных компаний; на начало 1997 г. Доказанные запасы компании на территории России составили более 1,5 млрд. тонн., общие запасы нефти превышают 2,3 млрд. т. В январе 1998 г. НК ЛУКОЙЛ провела переговоры с компанией "Miller & Lents" по поводу аудита запасов ЛУКОЙЛа вне России. Руководство ЛУКОЙЛа надеется, что после проведения оценки доказанные запасы компании возрастут в 1,5 раза.

Темпы развития компании в последние годы опережают средние российские и отраслевые показатели, что усиливает конкурентоспособные позиции НК ЛУКОЙЛ и ее роль в российской экономике. В последние годы компания усиливает свои позиции за рубежом, стремясь стать полноценной транснациональной корпорацией. В настоящее время нефтяная компания имеет доли в международных проектах на шельфе Каспия, в Казахстане, Египте, Тунисе. В марте 1997 г. компания получила 52,5% в соглашении о разделе продукции по разработке крупнейшего в Ираке месторождения нефти Западная Курна.

Большую часть в общей добыче НК ЛУКОЙЛ составляет нефть, добываемая в Западной Сибири (почти 80%). В 1997 г. увеличилась доля нефти, добываемой совместными предприятиями (9%) и за рубежом (0,9%). Себестоимость нефти НК - одна из самых низких в стране.

С 1995 г. добыча нефти НК ЛУКОЙЛ росла, но в текущем году увеличения добычи не ожидается в связи с неблагоприятной конъюнктурой - резким понижением мировых цен на нефть.

Как уже было сказано выше, НК «ЛУКойл» включает в себя два российских НПЗ - Волгограднефтепереработка и Пермьнефтеоргсинтез, с общей мощностью 22,7 млн. тонн. Глубина переработки нефти на НПЗ ЛУКОЙЛ в 1997 г. увеличилась до 78% (1996 г. - 71%) при среднеотраслевой глубине переработки 63,7%. Сохраняется и достаточно высокая загруженность НПЗ компании - около 83%, что близко к международным стандартам и значительно превышает средний по России уровень в 60%.

Объемы нефтедобычи НК «ЛУКойл" намного превосходят объемы переработки, в связи с этим компания стремится к приобретению дополнительных мощностей. В январе 1998 г. компания приобрела контрольный пакет (51%) акций Румынского НПЗ "Петротел" мощностью 4,7 млн. тонн в год, в апреле - контрольный пакет нефтехимического предприятия АО "Ставропольполимер" в г. Буденновске. Продолжаются переговоры об участии НК в акционировании белорусского нефтеперерабатывающего объединения Нафтан, рассматривается возможность покупки НПЗ в Чехии.

НК «ЛУКойл» также использует для переработки своей нефти мощности НПЗ других нефтяных компаний. В 1997 г. на сторонних НПЗ НК переработала 3 млн. тонн нефти.

Компания ведет агрессивную политику на рынке сбыта нефтепродуктов, которые НК распространяет на внутреннем рынке через региональную сеть главным образом в Поволжье, на юге России и на Урале. Компания проводит активную политику в регионах, подписывая соглашения о сотрудничестве с администрациями российских областей и республик в области реализации нефти и нефтепродуктов, строительства нефтебаз, АЗС и производственных объектов и проведения других видов деятельности.

Компания расширяет свое присутствие за рубежом через сеть своих АЗС.

.2 Оценка финансовых результатов деятельности предприятия

Общая схема формирования и оценка факторов чистой прибыли (убытка).

.        Расчет валовой прибыли.

 = N-

Где- валовая прибыль;

N - выручка от продаж товаров, работ, услуг.

- себестоимость проданных товаров, работ, услуг.

=21356494 т.р.

=21458801 т.р.

Как показал расчет валовой прибыли по отношению к предыдущему году, валовая прибыль возросла на 31114 т.р.

Факторный анализ валовой прибыли.


= 21356494 - 21458801 = - 102307 т.р.

∆N= N2 - N1

∆N= 35106995 - 35041423 = 65572 т.р.

=  -

= 13750501 - 13582622 = 167879 т.р.

Вывод: рост за отчетный год произошел за счет роста валовой прибыли на 31114т.р., это связанно с тем, что выручка 16422т.р. больше себестоимости от продаж, выручка увеличилась в большей степени, чем себестоимость.

. Расчет прибыли от продаж:


Где  - прибыль от продаж;

 - коммерческие расходы;

 - управленческие расходы.

Формула (2.14) отражает расчет показателя прибыли от продаж на основе значения показателя валовой прибыли (также расчетного показателя). В случае расчета прибыли от продаж на основе исходных показателей (выручки и себестоимости) получаем удлиненный (четырехфакторный) вариант расчетной модели:


2011: = 21356494 - 680340 - 14674534 = 6001620 т.р.

: = 21458801 - 649269 - 13751734 = 7057798 т.р.

Факторный анализ изменения прибыли от реализации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим проводится по одной из формул (в зависимости от выбранного набора факторов):


= 65572 - 167879 - 31071 - 922800 = 1056178 т.р.

Вывод: Прибыль от продаж на отчетный 2011г. составила 18260 т.р.

. Расчет прибыли до налогообложения:

=  + ;

= N - - - + .

Где  - прибыль до налогообложения;

 - сальдо прочих расходов и доходов.

: = 601620 + 245129698 = 251131318 т.р.

: = 7057798 + 135354984 = 142412782 т.р.

Вывод: прибыль по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 8566911 т.р.

= 65572 - 167879 - 31071 - 922800 + 109774714 = 109774714 т.р.

Факторный анализ изменения прибыли до налогообложения () в отчетном периоде по сравнению с предыдущим проводится по формулам:

= ∆N - ∆ - ∆ - ∆ - ∆.

= 65572-167879 - 31071 - 922800 + 109774714 = 109774714 т.р.

4.      Расчет чистой прибыли:

=  + ;

= N -  -  -  -  - .

:  = - 8494248 т.р.

:  = - 2375272 т.р.

: = 251131318 - 8494248 = 242637070 т.р.

: = 142412782 - 2375272 = 140037510 т.р.

5. Факторный анализ чистой прибыли.

= ∆ + ∆;

= ∆N - ∆ - ∆ - ∆ + ∆ + ∆.

= 108718536 - 5160938 = 103557598.

Таблица 2.1. Сравнительный анализ прибыли на предприятии (тыс. руб.)

Показатели

2010

2011

Изменения




Абс. +, -

Отн. %

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг;

227266

274802

47536

120,9

Себестоимость (производственная) реализации товаров, продукции, работ и услуг;

45917

62339

16422

135,76

Валовой доход;

181349

212463

31114

117,15

Расходы периода (коммерческие и управленческие);

96733

109627

12894

Прибыль (убыток) от реализации;

84576

102836

18260

121,59

Сальдо операционных результатов;

75294

50123

- 25171

66,56

Прибыль (убыток) отчетного периода;

752922

2156067

1403145

286,3

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

-150584

449123

102702543

298,25

Чистая прибыль

598225

2165022

1566797

361,9

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного периода.

722007

1878134

1156127

260,1


Изменения в структуре прибыли отчетного периода характеризуются следующими показателями:

Таблица 2.2. Структура прибыли на предприятии(тыс. руб.)


2010

2011


Тыс.руб.

в %

Тыс.руб.

в %

1. Прибыль (убыток) отчетного периода всего; 1.1. Прибыль (убыток) от реализации; 1.2. от финансовых операций; 1.3. от прочей реализации; 1.4. от финансово-хозяйственной деятельности; 1.5. от внереализационных операций; 1.6. чистая прибыль; 1.7. нераспределенная прибыль.

752922 84576 - 75294  159870 -  598225 722007

100 11,23 -  10 21,23 -  79,45 95,89

2156067 102836 -  50123 152959 -  2165022 1878134

100 4,76 -  2,32 7,09 - 100,41 87,1


Анализ таблицы 2.1. и 2.2. показывает, что на предприятии за исследуемый показатели результатов хозяйственной деятельности имеют положительную динамику. Это, прежде всего связано с увеличением объемов реализации по основному виду деятельности на 120,9 %, валовому доходу, чистая прибыли остающейся в распоряжении организации в 3,6 раза. Заметен отрицательный рост на 66,56 % по статье сальдо операционных результатов. Это связанно с повышением доли основной деятельности в общей финансово-хозяйственной деятельности на предприятии.

Значимость финансовых результатов может быть оценена также по показателям рентабельности реализации товаров (продукции, работ, услуг),

.3 Анализ рентабельности

Основными характеризирующими показателями финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия являются показатели рентабельности. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий.

Рассмотрим основные показатели рентабельности активов, построенные с учетом указанных ограничений.

а) Рентабельность всех активов предприятия:


В - все активы предприятия;

Рч - чистая прибыль, полученная предприятием в отчетном периоде.

,5(В0 + В1) - средний за отчетный период итог бухгалтерского баланса;  

(В0 + В1) - значения итога баланса соответственно на начало и на конец отчетного периода).

: =  = 0,046.

: =  = 0,019.

б) Рентабельность внеоборотных активов:


где F0, F1- стоимость внеоборотных активов на начало и конец отчетного периода, в составе которой нематериальные активы и основные средства отражаются по остаточной стоимости;

,5(F0, F1) - средняя стоимость внеоборотных активов за отчетный период.

: =  = 0,051.

: =  = 0,021.

Рентабельность внеоборотных активов показывает эффективность их использования предприятием в отчетном периоде.

в) Рентабельность оборотных активов:


где E0, Е1 - стоимость оборотных активов на начало и конец отчетного периода;

,5(Е0 + Е1) - средняя стоимость оборотных активов за отчетный период.

: =  = 0,51.

: =  = 0,25.

г) Рентабельность чистых активов:


где - стоимость чистых активов предприятия на начало и конец отчетного периода;

 - средняя стоимость чистых активов за отчетный период.

: =  = 0,06.

: =  = 0,021.

Показатель чистых активов отражает величину реального собственного капитала. Рентабельность чистых активов показывает эффективность использования собственного капитала предприятия в отчетном периоде.

Таблица 2.3. Анализ динамики показателей рентабельности активов

Показатели рентабельности активов

2010

2011

Индексы изменения показателей

1. Рентабельность всех активов предприятия

0,019

0,046

2,4

2. Рентабельность внеоборотных активов

0,021

0,051

2,4

3. Рентабельность оборотных активов

0,25

0,51

2,04

4. Рентабельность чистых активов

0,021

0,06

2,8

Дополнительная информация для анализа

5. Доля средней величины внеоборотных активов в средней величине всех активов, %

1,015

1,189

0,174

6. Доля средней величины оборотных активов в средней величине всех активов, %

0,068

1,254

1,186

7. Доля средней величины чистых активов в средней величине всех активов, %

0,919

0,77

 - 0,149


Из таблицы 2.3. видно, что показатели рентабельности на предприятии за исследуемый период улучшаются, это свидетельствует о положительной динамике финансовых результатов и организации эффективного производственно-хозяйственного процесса. Также является положительным, что на предприятии увеличивается доля оборотных активов в средней величине активов.

Расчет показателей рентабельности продаж:

Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:


где N- выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

Рч- чистая прибыль, полученная предприятием в отчетном периоде.

: =  = 7,878.

: =  = 2,632.

Таблица 2.4. Анализ динамики рентабельности продаж (тыс. руб.)

Показатели

2010

2011

Индексы изменения показателей

1 . Выручка от продаж

227266

274802

1,209

2. Чистая прибыль

598225

2165022

3,619

3. Рентабельность продаж

2,632

7,878

2,993


Анализ таблицы 2.4 выявляет, что показатели финансовых результатов деятельности на предприятии имеют положительную динамику не только в абсолютном, но и в относительном выражении. Что свидетельствует об оптимальном развитии предприятия.

экономический прибыль рентабельность

Глава 3. Пути совершенствования формирования, распределения и использования прибыли

Для совершенствования формирования, распределения и использования прибыли руководство предприятия должно четко представлять, за счет каких источников ресурсов организация будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы деятельности будет вкладываться капитал. Забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого предприятия.

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли.

В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

улучшение качества продукции;

продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

увеличение добычи полезных ископаемых;

расширение рынка продаж и др;

рациональное расходование экономических ресурсов;

снижение затрат на производство;

повышение производительности труда;

ликвидация непроизводственных расходов и потерь;

повышение технического уровня производства.

Рассмотрим несколько мероприятий по увеличению прибыли подробно:

увеличение добычи полезных ископаемых.

При увеличении добычи углеводородов до 200 млн барр., что на 0,4% выше уровня начала 2010г. Чистая прибыль ОАО «ЛУКОЙЛ» вырастет до 3,789 млрд долл., что на 7,7% больше, чем за первые три месяца 2010г., Выручка за тот же период вырастет на 19% - с 29,626 млрд долл. до 35,261 млрд долл.

Расширение рынка продаж.

При расширении сети АЗС ОАО «ЛУКОЙЛ» приведет к ежегодной дополнительной прибыли. Большую часть прибыли АЗС «Лукойл» зарабатывают на продаже нефтепродуктов. Выручка от продажи нетопливных товаров и услуг приблизительно вырастет в 4, 8 раза и достигнет 9, 4 млрд руб.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Однако, экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов, главным образом, в результате повышения цен.

Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.

Переход к рыночным отношениям требует глубоких сдвигов в деятельности предприятия. Необходимо осуществлять крутой поворот в интенсификации производства, переориентировать предприятие на полное и первоочередное использование качественных факторов экономического роста.

В условиях перехода к рыночной экономике очень важны мероприятия научно-технического характера. Важнейшим фактором повышения эффективности производства был и остается научно-технический прогресс (НТП). До последнего времени НТП протекал, по сути, эволюционно (в стране в целом). Недостаточно стимулировалась разработка и внедрение мероприятий по новой технике. В современных условиях формирования рыночных отношений нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально технологиям, перевооружение на основе новейших достижений науки и техники. Коллектив предприятия, его руководители главное внимание уделяют материальному стимулированию труда. Большая часть прибыли после уплаты налогов направляется в фонд потребления. Такое положение ненормально. Очевидно, что предприятию нужно уделять должное внимание развитию производства на перспективу и направлять необходимые средства на новую технику, обновление производства, на освоение и выпуск новой продукции (работ, услуг).

Помимо этого, необходимо создать организационные предпосылки, экономические и социальные мотивации для творческого труда работников. Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создают предпосылки для значительного повышения производительности труда. Предстоит обеспечить внедрение новейшей техники и технологии, широко применять на производстве прогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать его нормирование, добиваться роста культуры производства, укрепления порядка, дисциплины, стабильности трудовых коллективов.

Специалисты по менеджменту полагают, что наиболее эффективным моментом работы организации является продуманное действие его руководителей. Квалифицированное действие руководства дает возможность направить в нужное русло поведение работников, создать необходимую производственную ориентацию и возбудить мотивацию их действий, содействовать эффективной работе. В результате производственная деятельность коллектива приобретает нужную целеустремленность, организованность и продуктивность. Таким образом, успех приходит тогда, когда качественное руководство порождает активное поведение работников, а их взаимодействие проявляется в эффективной производственной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что на предприятии ОАО «Лукойл» необходимо направлять денежные средства в:

фонд развития материально-технической базы, с целью освоения выпуска новых видов продукции;

фонд материального поощрения, в который следует отчислять денежные средства в размере не менее 140 тысяч рублей в год, т.к., в управленческой деятельности успех достигается, в основном, умением получать результат за счет усилий подчиненных.

Данные меры в перспективе позволят значительно улучшить конкурентоспособность ОАО «Лукойл» за счет использования достижений научно-технического прогресса и увеличения производительности труда.

По своей природе инвестиции делятся на производственные, коммерческие, финансовые, социальные, интеллектуальные и т.д. По целевому назначению их можно подразделить на следующие виды:

обновление имеющейся материально-технической базы предприятия;

наращивание производственной мощности предприятия;

затраты, не связанные с изменением финансовых результатов деятельности (строительство жилья, объектов соцкультбыта, расходы на экологию и т.п.);

долгосрочные финансовые вложения в акции других предприятий, корпоративные совместные предприятия, обеспечивающие гарантированные источники доходов или поставок сырья, сбыта продукции и т.д.;

нематериальные активы.

Инвестиции имеют большое значение не только для будущего положения предприятия, но и для экономики страны в целом. С их помощью осуществляется расширенное воспроизводство основных средств, как производственного так и не производственного характера, укрепляется материально-техническая база субъекта хозяйствования. Это позволяет предприятиям увеличивать объемы производства продукции, улучшать условия труда и быта работников. От них зависят себестоимость, ассортимент, качество, новизна продукции (работ/услуг), ее конкурентоспособность.

В инвестиционном процессе важен не только экстенсивный метод развития, т.е. количественный рост инвестиций, но и их качественный рост, что особенно важно. Высокий технический состав капитала или наукоемкие высокотехнологические инвестиции как раз отражают их качественные стороны. Количественный рост инвестиций обеспечивается на предприятии мобилизацией средств за счет сокращения непроизводственных расходов.

Таким образом, следует отметить, что на предприятии ОАО «Лукойл» можно применить следующий механизм совершенствования использования прибыли - создание инвестиционного фонда. Фонд создается путем приобретения физическими или юридическими лицами инвестиционных паев таких фондов - за исключением государственных органов. Также следует отметить, что снижение затрат для предприятия - объективный процесс. При этом не только по причине увеличения прибыли, но и в связи с конкурентной борьбой и необходимостью снижения цен на выпускаемую продукцию в определенных ситуациях. В этих случаях в целях сокращения или увеличения прибыли необходимо своевременно переходить на выпуск новой продукции.

В процессе осуществления инвестиционной деятельности предприятие ОАО «Лукойл» должно самостоятельно определить объем, направления, размеры и эффективности инвестиций и по своему усмотрению привлекают на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги подряда) физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.

Заключение

Современное состояние рынка вызывает необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на меняющиеся запросы потребителей.

В ходе курсовой работы было проанализирована деятельность крупного акционерного общества «Лукойл».

Темпы развития компании в последние годы опережают средние российские и отраслевые показатели, что усиливает конкурентоспособные позиции НК ЛУКОЙЛ и ее роль в российской экономике. В последние годы компания усиливает свои позиции за рубежом, стремясь стать полноценной транснациональной корпорацией. В настоящее время нефтяная компания имеет доли в международных проектах на шельфе Каспия, в Казахстане, Египте, Тунисе. В марте 1997 г. компания получила 52,5% в соглашении о разделе продукции по разработке крупнейшего в Ираке месторождения нефти Западная Курна.

Была дана его общая характеристика, оценены финансовые результаты, анализ рентабельности, а также теоретические основы проведения анализа общей эффективности деятельности предприятия.

Также были даны рекомендации по продвижению товаров такие как:

создание образа престижности, низких цен, инноваций;

информирование о товаре, его качестве и свойствах;

сохранение популярности товаров;

изменение образа использования товара;

создание энтузиазма среди участников сбыта;

убеждение покупателей переходить к более дорогим товарам;

ответы на вопросы потребителей;

доведение благоприятной информации о предприятии.

Главной задачей "Лукойла" является еще большее укрепление своих позиций на старых рынках и выход на новые рынки.

Список литературы

1.    Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности промышленного предприятия: учебное пособие / В.Д. Герасимова. - М.: КНОРУС, 2011.

2.      Анализ и финансовой отчетности: учебное пособие/ О.В. Ефимова (и др.) - М.: Издательство «Омега - Л», 2013.

.        Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев. - M.: Финансы и статистика. 2009. - 529 с.

4.    Менеджмент в России и за рубежом.// 2006 №5.

5.      Менеджмент в России и за рубежом.// 2007 №5.

6.    Подъяблонская Л.М. Финансовая устойчивость и оценка несостоятельности предприятий: /Л.М. Подъяблонская // Финансы. - 2010. - №12. - С. 18 - 20.

.      Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз : учебник для бакалавриата и магистратуры / Т.И. Григорьева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.

.      Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности [Текст]: -- М.: ИНФРА-М, 2011. - 415 с.

9.      Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / -- Изд. 5-е, Ростов н / Д: Феникс, 2010. -- 378 с.

.        Экономическое возрождение России.// 2013 №3

Похожие работы на - Анализ эффективности результатов деятельности на ОАО 'Лукойл'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!