Работа К. Маркса и Ф. Энгельса 'Манифест Коммунистической партии'

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,17 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Работа К. Маркса и Ф. Энгельса 'Манифест Коммунистической партии'

Как известно К. Маркс и Ф. Энгельс являются главными идеологами коммунизма. Отличительной чертой их понимания целей и задач коммунистической партии является то, что политическое видение мира здесь тесно связано с соответствующим видением и пониманием общества в целом. Этим «Манифест коммунистической партии» Ф. Энгельса К. Маркса отличается от обычных политических программ и манифестов - он включает в себя философское обоснование коммунизма на уровне понимания потребностей, механизмов и принципов организации современных обществ.

Создание «Манифеста» стало прямым следствием того, что дух коммунизма в различных его модификациях и формах перестал существовать только в рамках европейского сообщества и получил активное распространение по всему миру. Пристальное внимание к идеологическим схемам и построениям коммунизма привело к тому, что в ходе многочисленных дискуссий и обсуждений изначальный смысл и принципы организации коммунизма начали вырождаться и превращаться в нечто весьма далекое от истинного понимания основ и особенностей коммунистической организации общества.

Именно поэтому К. Маркс и Ф. Энгельс решились на написание своего «Манифеста», для того чтобы «перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии».

По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса вся история развития человеческого общества представляет собой историю классового (сословного, кастового и т.д.) расслоения и угнетения тех, кто занимает самую низшую ступень социальной иерархии. «Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий», а напротив усилило их, сделав экономический фактор и право собственности главным источником и причиной социального расслоения людей. В результате классовое расслоение, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, в современном мире все больше приближается к своему «апогею» - разделению общества на два больших противоборствующих лагеря - буржуазию и пролетариат.

Активное развитие класса буржуазии, его обогащение и процветание, К. Маркс и Ф. Энгельс связывают с установлением глобального рынка и активного развития промышленности - трансформацией простых мануфактур в крупные машинизированные предприятия.

«Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения», наращивая свой капитал и финансовую мощь, она устанавливала, таким образом, экономический фактор в качестве главного критерия расслоения и классового структурирования обществ. Если ранее социальное неравенство маскировалось и оправдывалась религиозными догмами или традициями, передаваемыми от одного поколения к другому, то теперь буржуазия открыто заявила о том, что не существует никаких идеальных причин для угнетения одним классом другого - существует лишь экономическая зависимость и сила материального принуждения. Буржуазия заменила «эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями… эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой».

Все что оказывается включено в систему ценностей буржуазии оказывается переведено в плоскость экономических и торговых отношений. Семейные, политические и прочие идеалы оказываются упрощены и редуцированы, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, к системе экономического господства одного человека над другими. Буржуазия, как замечают авторы «Манифеста», «превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли».

Поскольку становление и развитие буржуазии напрямую связано и все целозависимо от развития производства и производительной мощности предприятий, класс буржуазии активно стремится совершенствовать, менять и трансформировать в лучшую сторону существующий способ производства. Буржуазия «путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим», она приучила общество к потреблению массовой продукции и товаров и отныне выстраивает свое экономическое благополучие на основании возникшей потребности в безудержном потреблении.

Несмотря на то, что активное развитие производственных отношений и формирование глобального рынка привело к усилению коммуникации (не только экономической но и духовной) и взаимообмена между различными странами и государствами, К. Маркс и Ф. Энгельс усматривают в этом, прежде всего, отрицательные стороны и последствия для развития общества.

Они настаивают на том, что освоение новых рынков и территорий идет на основании единственно доступного для понимания буржуазии отношения господства и подчинения. Буржуазия действительно «быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации», однако она не признает их в качестве равноправных участников торговых и экономических отношений, а воспринимает как очередной источник сырья и дешевой рабочей силы.

Буржуазия стремится создать себе мир по своему образу и подобию», и в этом К. Маркс и Ф. Энгельс усматривают главную угрозу для существования современного мирового сообщества. Она стремится внедрить единые стандарты организации производства и управления общественным процессом, закрепить свое привилегированное положение во всем мире.

Однако стремление к безудержному росту и распространению своего влияния на все новые и новые сферы жизни общества в конечном итоге, как полагают К. Маркс и Ф. Энгельс, может привести только к глобальному кризису буржуазии, симптомы которого уже наблюдается в современном обществе.

Все дело в том, что «буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство». Пытаясь превратить как можно большее число людей в простую рабочую силу, увеличивая число своих предприятий и рынков, буржуазия пришла к тому, что своими же руками создала и сплотила своего противника - класс пролетариев.

Пытаясь минимизировать количество затрат и максимально увеличить производительность своих предприятий, буржуазия оценивала рабочего исключительно как товар или ресурс, эффективное использование которого должно было увеличить производительность труда. «Рабочие, вынужденные продавать себя поштучно», со временем превратились в простой придаток машинного производства. Это привело к тому, что «труд пролетариев утратил всякий самостоятельный характер, а вместе с тем и всякую привлекательность для рабочего».

Активное использование машин на производственных предприятиях обесценивает труд рабочего - снижается количество рабочих мест и вместе с тем дешевеет рабочая сила. Пролетарии становятся «рабами не только класса буржуазии, буржуазного государства, ежедневно и ежечасно порабощает их машина, надсмотрщик и прежде всего сам отдельный буржуа-фабрикант».

В таких условиях невозможно дальнейшее гармоничное развитие общества. Дисбаланс сил настолько очевиден, что более не может быть оправдан никакими экономическими или материальными силами.

Экономическое принуждение и порабощение одного класса людей другим становится настолько откровенным и неприкрытым, что буржуазия более не оправдывает свои действия ничем, кроме жажды наживы. В таких условиях, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, неизбежен некий социальный взрыв, который будет направлен на то, чтобы сменить расстановку сил.

Источником социального напряжения является то, что «основным условием существования и господства класса буржуазии является накопление богатства в руках частных лиц, образование и увеличение капитала». Это невозможно без установления и развития отношений господства и подчинения. Формируя класс пролетариев, буржуазия тем самым вооружает и настраивает огромные человеческие массы против себя. Расценивая рабочую силу всего лишь как придаток машинного производства и товар, который можно продавать и обменивать по своему усмотрению, буржуазия упускает из вида тот факт, что эта безликая рабочая сила начинает оформляться в организованное сообщество (класс) людей.

Этот класс обладает значительной силой, собственным самосознанием и стремится реализовать и установить свои права на экономически благополучное и достойное существование. Буржуазия, как замечают К. Маркс и Ф. Энгельс»производит прежде всего своих собственных могильщиков». Отсюда авторы манифеста делают вывод о том, что борьба и победа пролетариата является неизбежной.

Здесь следует подчеркнуть тот факт, что по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, описываемая ими ситуация формирования класса буржуазии и класса пролетариата, их взаимные отношение, социальное напряжение и открытая конфронтация является не абстрактным сценарием, а реальным положением вещей. Более того, борьба буржуазии и пролетариата является исторической необходимостью, которая обуславливается самой системой отношений, складывающихся между этими двумя большими классами.

Весь процесс исторического развития человечества К. Маркс пытался представить как поступательное движение от низших стадий примитивной организации общества к высшим. Переход от одной ступени к другой свершается, по его мнению, благодаря коренному преобразованию всех сфер жизни общества, импульсом к которому становилась наличие непримиримых противоречий между различными экономическими классами.

Для становления и гармоничного развития каждой из общественно-экономических формаций необходимо определенное соответствие между уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Только тогда мы сможем говорить о том, что в обществе утверждается и полноценно функционирует тот или иной способ производства.

Однако производительные силы развиваются намного быстрее и динамичнее, чем производственные отношения, которые, утвердившись в обществе однажды, стремятся сохранить и законсервировать существующее положение вещей. Производительнее силы постоянно обновляются за счет непрекращающегося совершенствование средств производства. Вместе с тем постоянно совершенствуется и сам человек, не только в отношении его способности к экономической деятельности и труду, но и в отношении общего уровня развития его познавательных сил и духовных, нравственных, социальных и политических потребностей.

В результате наступает момент, когда производительные силы требуют коренного преобразования и изменения производственных отношений, которые не отличаются ни динамикой, ни интенсивностью своего развития.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит после того как меняется форма собственности на средства производства, что влечет за собой кардинальные изменения во всех сферах жизни общества.

Данный механизм общественного развития является универсальным, и как мы видим, исходя из «Манифеста», он справедлив и для развития отношений между пролетариатом и буржуазией и перехода к коммунистическому этапу существования общества.

Ф. Энгельс и К. Маркс, таким образом, постулируют в своем «Манифесте» неизбежность классовой борьбы и неизбежность подобного хода развития событий для каждого общества, вступившего на путь капиталистических отношений.

Адекватно представить и защитить интерес класса пролетариев на мировой политической арене, как полагают К. Маркс и Ф. Энгельс, может только коммунистическая партия. Они подчеркивают, что у коммунистов «нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом».

Члены коммунистической партии, разделяющие общую идеологию коммунизма, представляют собой «самую решительную, всегда побуждающую к движению вперед часть рабочих партий всех стран».

В отличие от всех остальных рабочих партий коммунистическая партия представляет не отдельно взятые интересы той или иной группы пролетариев, на чьи политические взгляды оказывают влияние национальные, социальные и прочие особенности, а саму сущность и базовые принципы и требования всех пролетариев как класса.

Коммунистическая партия имеет значительное теоретическое обоснование и обладает более глубоким пониманием и видением принципов организации справедливого общества, нежели отдельно взятая рабочая партия. Она отстаивает интересы пролетариев на уровне реорганизации всего общества в целом, а не на уровне удовлетворения отдельных требований и пожеланий рабочих партий, которые в различных своих вариантах возникают по всему миру.

К. Маркс и Ф. Энгельс достаточно четко формулирую то, какие цели и задачи ставит перед собой коммунистическая партия: «формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти».

Они подчеркивают тот факт, что именно коммунистическая партия является носителем и выразителем потребностей и интересов соответствующего этапа исторического развития общества в целом.

Коммунизм не пытается искусственно манипулировать политической и исторической ситуацией в мире и не пытается подстраивать под себя интересы различных пролетарских группировок и образований - оно бъективно смотрит на вещи и пытается предложить единственно верное, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, решение тех проблем, которые присущи современному обществу.

Согласно «Манифесту» коммунистическая партия призывает бороться не с симптомами, а с самой причиной социальных болезней и расстройств общества.

В качестве «последнего и самого полного выражения такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими»коммунисты усматривает институт буржуазной частной собственности.

К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивают, что коммунистическая партия ни в коем случае не предлагает изжить институт собственности в принципе - она всего лишь подвергает резкой критике буржуазный вариант отношений собственности и предлагает ему насмену модель коммунистической организации общества, социальных и экономических отношений.

К. Маркс и Ф. Энгельс предлагают задуматься над тем, что получает рабочий в результате своего непосильного труда на производстве в условиях капиталистического мира и диктата интересов буржуазии. Конечный итог его труда ни в коей мере не может считаться собственностью, а только лишь капиталом - т.е. «собственностью, эксплуатирующей наемный труд, собственность, которая может увеличиваться лишь при условии, что она порождает новый наемный труд, чтобы снова его эксплуатировать».

Коммунизм, как подчеркивают авторы «Манифеста» «ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд». Другими словами, коммунизм препятствует тому, чтобы сделать чей-либо труд орудием наживы и обогащения. Он препятствует тому, чтобы трудовая форма деятельности людей способствовала наращению капитала буржуазии, и рассматривалась как средство принуждения и порабощения человека.

К. Маркс и Ф. Энгельс настаивают на том, что вопреки высказывающимся опасениям относительно того, что с прекращением существования механизмов частной собственности и частного обогащения «прекратится всякая деятельность и воцарится всеобщая леность», результат будет обратным.

Коммунистическая партия призывает пролетариат «использовать свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс». При этом в «Манифесте» К. Маркса и Ф. Энгельса содержатся конкретные решения и шаги на пути установления коммунистического принципа организации общества и его социальных и экономических отношений.

По мнению авторов, начать следует с экспроприации земельной собственности, «централизации кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией», с «увеличения числа государственных фабрик, орудий производства» и т.д.

Всего программа коммунистической партии, в том варианте, который предлагают К. Маркс и Ф. Энгельс, насчитывает десять пунктов, которые, как оговариваются сами авторы, справедливы только для развитых обществ. Другими словами, они предлагают систему конкретных шагов и мер, которые уже сейчас должно принимать общество, достигшее значительных успехов в своем развитии.

Наряду с вышеназванными положениями, К. Маркс и Ф. Энгельс призывают государства к установлению высокого прогрессивного налога и отмене права наследования, а также конфискации имущества всех эмигрантов и мятежников. Государство должно сосредоточить в своих руках всю финансовую и экономическую мощь общества, поэтому оно должно прибегнуть к централизации всего транспорта и установить «одинаковую обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия».

Общество должно преодолеть свою раздробленность как экономического, так и социального характера. Именно поэтому К. Маркс и Ф. Энгельс в качестве девятого пункта программы коммунистической партии настаивают на том, что государство должно способствовать «соединению земледелия с промышленностью» и «постепенному устранению различия между городом и деревней».

Дальнейшее развитие общества должно идти по пути преодоления жесткого классового различия и разграничения между различными группами людей и формирования своего рода всеобщей ассоциации в масштабах общества, в которой «уничтожаются условия существования классовой противоположности, уничтожаются классы вообще».

Как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, «коммунисты борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения». Будущее движения, по мнению авторов, заключается в том, чтобы сформировать единый фронт коммунистического движения, который будет основан на принципах взаимной помощи и поддержки между представителям коммунистических партий различных стран и государств. Знаменитый лозунг «пролетарии всех стран - объединяйтесь», отражает подобное видение будущего коммунистического мира.

То движение на пути к глобальной коммуникации, которую наметила еще буржуазия, коммунистический мир продолжит и реализует не как наступление нескольких сильных, ведущих держава, а как построение гармонично существующего глобального пространства социального и политического взаимодействия.

В самом начале своей работы К. Маркс и Ф. Энгельс характеризуют современное состояние и развитие теориикоммунистического движения как «дух коммунизма», который бродит по Европе. Почему многочисленные европейские вариации коммунизма авторы отмечают всего лишь как «дух», а не как истинное построение принципов коммунистической идеологии, К. Маркс и Ф. Энгельс подробно объясняют, анализируя некоторые национальные особенности коммунистических движений европейских государств.

Так в частности они настаивают на том, что английский «феодальный социализм» по сути своей является социализмом рекреационным, поскольку на поверку оказывается борьбой аристократии за свои права и свободы, а не за победу пролетарского движения.

В условиях английского общества аристократия смогла убедить массы в том, что она искренне разделяет и отстаивает интересы пролетариата, в то время как на самом деле,»размахивала нищенской сумой пролетариата как знаменем», она вела за собой народ только лишь с тем, чтобы «сохранить старые феодальные гербы».

Именно поэтому К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивают, что тот вариант коммунистического движения, чьи принципы и основные положения содержатся в данном манифесте, целиком и полностью разделяет идеи и потребности класса пролетариев и стремится низвергнуть класс буржуазии не во имя своих корыстных целей, а воимя диктатуры пролетариата, которая со временем изживет саму себя и уйдет от классовой организации общества к формированию ассоциации свободных граждан.

Понимание того, что значит быть свободным гражданином, для К. Маркса и Ф. Энгельса также принципиально, как и понимание того, что представляет собой буржуазия и каковы ее истинные цели и мотивы.

В капиталистическом мире, в котором основные ценности и традиции задаются волей привилегированного класса - буржуазией, свобода носит экономический оттенок и предполагает прежде всего свободу собственности, свободу торговли, что по мнению авторов сводится к одной безграничной жажде наживы и богатства.

В таких условиях рабочий, добровольно продающий свой труд и формально считающийся свободным человеком, в действительности оказывается не свободен в силу того, что он более не принадлежит самому себе. Он не свободен в выборе условий труда, орудий и средств производства. Он не имеет никаких прав на конечный продукт своего труда, которые всецело принадлежит представителям буржуазии.

В таких условиях тотального экономического и социального отчуждения человек не может развиваться полноценно и свободно. С этой ситуацией и призывали бороться К. Маркс и Ф. Энгельс.

Если подводить некоторый промежуточный итог,отвлечься от самого содержания «Манифеста» и посмотреть на структуру работы и ее иррациональную составляющую, то здесь следует отметить следующий момент.

«Манифест» содержит в себе как строгую теоретическую разработку понимания общества и отношений, которые это общество образуют, так и эмоциональное, идеализированное обоснование основных идей коммунизма.

Неслучайно К. Маркс и Ф. Энгельс представляют подробный анализ исторического становления и развития как класса буржуазии, так и пролетариата. Они подробно расписывают и доказывают, каким образом шло взаимное формирование этих двух социальных «лагерей» и каким образом на определенном этапе их исторического развития отношения между буржуазией и пролетариатом переходят в стадию открытой вражды и конфронтации.

Это вполне соответствует заявленному К. Марксом и Ф. Энгельсом тезису о том, что одно из преимуществ коммунистической партии в сравнении с различного рода рабочими партиями заключается в ее большей теоретической просвещённости и более глубоком проникновении в понимание общества как социального организма, его принципов и законов.

В этой части работы изложение носит более эмоциональный характер и по своему языку и содержанию напоминает предвыборные программы современных политических партий, поскольку, с одной стороны, отстаивает свою точку зрения при помощи взвешенных и рациональных аргументов, а с другой, предполагает ощутимую заинтересованность авторов в том, чтобы донести до читателя весь пафос и смысл излагаемой ими системы.

В целом, если отвлечься от очевидной идеологизированности взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса и оставить за скобками то, что коммунистический проект, например в России, оказался не таким идеальным, как это полагали авторы, то следует отметить, что «Манифест» звучит весьма убедительно, поскольку непосредственно связан с наличным историческим опытом как всего мирового сообщества в целом, так и отдельных европейских держав в частности.

Основная идея «Манифеста» заключается в том, что в условиях современного существования общества неизбежно его дальнейшее расслоение и усиление социальных конфликтов, в силу того, что социальную структуру этого общества задают два больших класса - буржуазии и пролетариата, чьи интерсы и потребности в корне различны.

Исправить ситуацию в условиях капиталистического рынка, диктатуры капитала и производства нельзя никаким иным способом кроме свершения социальной революции, в ходе которой пролетариат, а не буржуазия станет правящим привилегированным классом.

Однако и это еще только начала долгого пути установления коммунизма. Потому что, установив диктатуру пролетариата, рабочий класс пойдет в направлении полного стирания социальных различий. В идеале коммунистическое общество будет представлять собой не структурированный по классам социальный организм, а ассоциацию свободных и равноправных граждан.

К. Маркс и Ф. Энгельс действительно полагали, что только в ситуации равенства и свободы, когда физические и интеллектуальные усилия, которые затрачивает человек в процессе своей деятельности, возвращаются к нему в виде конечного продукта труда, возможно гармоничное сосуществование людей.

На мой взгляд, очевидно, что подобное понимание общества является утопичным. Если посмотреть на опыт современных коммунистических стран, например Китая, то мы увидим, что китайский вариант коммунизма отличается от того, что предложен К. Марксом и Ф. Энгельсом в их «Манифесте». Однако данная работа заслуживает внимания и признания в силу того, что в действительности предлагает не простое снятие симптомов социального неравенства или социальной несправедливости в обществе, а коренное преобразование общества согласно идеалам коммунистического равенства и свободы.

маркс энгельс манифест коммунистический

Похожие работы на - Работа К. Маркса и Ф. Энгельса 'Манифест Коммунистической партии'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!